Психологическая характеристика дошкольника
материал на тему

Шаврина Евгения Николаевна

таблица  «Развитие личности дошкольника».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lichnost_doshkolnika.docx27.05 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическая характеристика дошкольника

Таблица «Развитие личности дошкольника»

Показатели развития

Возраст

ранний

младший дошкольный

средний дошкольный

старший дошкольный

Развитие личности

Самосознание

самооценка

мотивационная сфера

ребенок начинает отделять действия от предмета и себя от своих действий;

- постепенно развивается подлинная самостоятельность, о чем говорит проявление целеполагания и целеустремленности;

- возникает гордость за собственные достижения — личностное новообразование раннего детства.

В развитии самосознания особую роль играет собственное имя ребенка.

Самооценка у детей раннего возраста недифференцированна, представляет собой эмоциональное и бессознательное отношение к себе и своим возможностям, содержит эмоциональное отношение к себе как отражение отношений и оценок близких взрослых, и имеет отчетливый эмоциональный знак – в основном позитивный.

Мотивом является стремление ребенка к самостоятельности, проявлению его личности. Малыш стремится быть большим, немедленно выполнять все действия, присущие взрослому. Возникает личное действие и сознание «Я сам».

чётко осознаёт себя как деятеля.

Самооценка ребенка строится на оценке его и его действий и поступков взрослым.

укрепление эмоциональной саморегуляции

развивается способность ребенка к эмпатии

дети учатся различать задачи по степени трудности (младшие дошкольники)

умение оценивать свои возможности (только начинается)

легко может принять решение в ситуации выбора одного предмета из нескольких. Это становится возможным благодаря формирующимся осознанным мотивам (на уровне игровой мотивации), которые выполняют роль «ограничителей».

способность детей к оценке моральных качеств в младшем дошкольном возрасте выступает как оценка поведения других

В 3—5 лет наиболее сильны мотивы поощрения и взыскания: принцип данного слова уже играет определенную роль, но он еще очень слаб; чем продолжительнее борьба непосредственных желаний и мотивов-ограничителей, тем больше шансов на победу желаний; мотивы морального характера начинают оказывать свое влияние на исход борьбы мотивов, но они еще слабее мотивов поощрения и порицания

  1. ребёнок характеризует себя в основном с внешней стороны, не отделяя свой внутренний мир от описания поведения

Формируются различные грани представления ребенка о себе: чувство Я, управление своим телом и знание его, мальчик или девочка, чувство протяженности жизни («когда я буду большим»), понимание социальных правил поведения.

оценивают свои возможности более реалистично, начинает формироваться представление о своих способностях

  1. ребенок учится разделять «Я» реальное» и «Я» как игровую роль».

появляются общественные мотивы

  1. осознает свои эмоциональные состояния в конкретной ситуации, возникает обобщение переживаний, или аффективное обобщение. 
  2. нравственная саморегуляция

В 3—5 лет наиболее сильны мотивы поощрения и взыскания: принцип данного слова уже играет определенную роль, но он еще очень слаб; чем продолжительнее борьба непосредственных желаний и мотивов-ограничителей, тем больше шансов на победу желаний; мотивы морального характера начинают оказывать свое влияние на исход борьбы мотивов, но они еще слабее мотивов поощрения и порицания

старший дошкольник во многих случаях в состоянии объяснить свои поступки, пользуясь для этого определенными качественными категориями. Это значит, что у него сформировались начало нравственного самосознания и нравственной саморегуляции поведения. Самосознание ребёнка выходит за пределы своих объектных характеристик и открыто для переживаний других.осознание своего социального «Я», формирование внутренней социальной позиции, представлений о себе.

Способность детей к оценке моральных качеств в в старшем дошкольном возрасте начинает выступать как оценка своего поведения, как самооценкаТаким образом, к концу дошкольного возраста у детей формируется самооценка, содержание которой — состояние умений, связанных с выполнением практической деятельности, и моральные качества, выражающиеся в подчинении или неподчинении правилам поведения, выделенным в данном коллективе

Мотивационная сфера дошкольников 6—7 лет расширяется за счёт развития таких социальных по происхождению мотивов, как познавательные, как социальные (побуждающие делать добро), а также мотивов самореализации. Поведение ребёнка начинает регулироваться также его представлениями о том, что хорошо и что плохо. С развитием морально-нравственных представлений напрямую связана и возможность эмоционально оценивать свои поступки. Ребёнок испытывает чувство удовлетворения, радости, когда поступает правильно, хорошо, и смущение, неловкость, когда нарушает правила, поступает плохо. Общая самооценка детей представляет собой глобальное, положительное недифференцированное отношение к себе, формирующееся под влиянием эмоционального отношения со стороны взрослых.

Выготский Л.С. считает, что именно в этом возрасте начинает складываться самооценка — обобщенное (т. е. устойчивое, внеситуативное) и вместе с тем дифференцированное отношение ребенка к себе.

 Самооценка опосредует отношение ребенка к самому себе, интегрирует опыт его деятельности, общения с другими людьми. Это важнейшая личностная инстанция, позволяющая контролировать собственную деятельность с точки зрения нормативных критериев, строить свое целостное поведение в соответствии с социальными нормами.

Самооценка формируется не только  на основе осознания успешности своей деятельности, но и на основе оценок сверстников, оценки педагога, одобрения взрослых и родителей. Ребенок становится способным осознавать себя и то положение, которое он в данное время занимает в семье, в детском коллективе сверстников.

К концу дошкольного возраста у детей формируется самооценка. Ее содержанием выступает состояние практических умений и моральных качеств ребенка, выражающихся в подчинении нормам поведения, установленным в данном коллективе. Особое значение имеет открытие и обобщение ребенком своих собственных переживаний, происходящее во второй половине дошкольного возраста. Установление своего места в системе отношений со взрослыми, самооценка, т. е. осознание своих умений и некоторых качеств, открытие для себя своих переживаний — все это и составляет начальную форму осознания ребенком самого себя, которое проявляется к концу дошкольного возраста и является основным образованием этого важнейшего периода.

"...В 5—7 лет уже отмечается преобладание обдуманных действий над импульсивными. При выборе большую роль, чем у младших детей, играют мотивы рассудочного характера. Уменьшается число аффективных действий. Самообладание, подавление аффективных тенденций хотя еще и трудно, но уже возможно. В преодолении желаний, связанных с удовлетворением органических потребностей, дети 5—7 лет также слабы. Желания, вытекающие из интеллектуальной и эмоциональной сферы, преодолеваются значительно успешнее и не только ради награды, поощрения или порицания, но и по моральным установкам. Эти установки в борьбе с другими мотивами  проявляются достаточно сильно. Большую роль начинают играть мотивы самолюбия, соперничества, соревнования

Взаимоотношения с окружающими

со взрослыми

со сверстниками

Совместная деятельность

Раннее детство характеризуется тем, что взрослый является центральным звеном той конкретной ситуации, в которой действует ребенок. Ребенок подражает взрослому, действует согласно его указаниям, вовсе не выделяя себя и свое поведение из совместной деятельности со взрослым. Лишь к концу раннего детства такая непосредственная связь со взрослыми начинает видоизменяться. Ребенок все более и более отделяет свои действия от действий окружающих людей. Он стремится теперь сам участвовать в жизни и деятельности взрослых.

Взрослые начинают выступать перед ребенком во всем своеобразии своих функций и отношений, становясь образцом поведения. Ребенок-дошкольник смотрит на взрослого как на образец; он начинает действовать «как большой». Поведение ребенка теперь опосредствуется его представлениями о действиях и поведении взрослых людей (их отношениями к предметам и друг к другу).На основе развития этого нового типа связи между ребенком и взрослым, когда последний выступает как образ, ориентирующий действия и поступки ребенка, формируются основные особенности личности дошкольника.

мотивы общения со сверстниками в четыре пять лет  – деловые и личностные, при доминировании первых, привязчивы к некоторым из своих сверстников

играет с сверстниками в ролевые игры, способен освоить роль.

Беседа с взрослым приобретает познавательный мотив «Возраст почемучек»

В этом возрасте сверстник становится более значим и интересен.

Ребенок стремится к партнерству в играх, ему уже неинтересно играть «рядом».

Начинают складываться предпочтения по половому признаку.

Игровые объединения становятся более или менее устойчивыми.
появляются постоянные партнеры по играм, лидеры, могут возникнуть конкурентные и соревновательные мотивы.

Другой ребёнок становится уже не только противоположным существом, не только средством самоутверждения и предметом сравнения с собой, но и самоценной личностью, субъектом общения и обращения их целостного «Я». Именно поэтому дети охотно помогают сверстникам, сопереживают им, и не воспринимают чужие успехи как своё поражение.

Окружающие влияют на развитие личности старшего дошкольника с помощью моральных норм. Они усваиваются ребёнком под влиянием образцов и правил поведения. Образцами поведения для детей служат, прежде всего, сами взрослые – их поступки, взаимоотношения. Ребёнок склонен им подражать, перенимать их манеры, заимствовать у них оценку людей, событий, вещей. Болотова А.К. и Молчанова О.Н. [9] считают, что избирательные отношения детей старшего дошкольного возраста становятся устойчивыми, именно в этот период зарождается детская дружба. Дети охотно делятся своими впечатлениями, высказывают суждения о событиях и людях, расспрашивают других о том, где они были, что видели и т. п., т. е. участвуют в ситуациях чистого общения, не связанных с осуществлением других видов деятельности.

У детей 5-7 лет существенно увеличивается количество контактов дошкольников со сверстниками, связанных с их стремлением разделить с ровесниками переживания, протекание которых характеризуется высокими показателями интенсивности. В то же время стремление к чисто деловому сотрудничеству со сверстником в конкретной деятельности несколько ослабевает. По-прежнему важно для дошкольников уважение сверстников и возможность вместе «творить». С возрастом усиливается тенденция «обыгрывания» дошкольниками возникающих конфликтов и их разрешения.

В самом конце дошкольного возраста у детей складывается новая форма общения, внеситуативно-деловая.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая характеристика процесса адаптации ребенка

Консультация для родителей по вопросам адаптации ребенка к ДОУ. Рекомендуемая схема адаптации к ДОУ. Рекомендации родителям, желающим, чтобы адаптация их детей к ДОУ прошла успешно....

Консультация для родителей педагога - психолога Катютиной Людмилы Александровны на тему: "Психологическая характеристика детей пятого года жизни"

В материале раскрываются психологические особенности детей пятого года жизни. Раскрывается социальная ситуация развития ребенка среднего дошкольного возраста, особенности игровой деятельности. Развити...

"Аутичность дошкольников - психологическая характеристика и проявление в обществе"

"Аутичность дошкольников - психологическая характеристика и проявление в обществе"...

Консультация для воспитателей "Психологическая характеристика особенностей развития мышления дошкольников".

Вопросы психологии лежат в основе всей работы с ребенком. Не зная психологии невозможно правильно построить работу....

Психологическая характеристика ребенка дошкольника к обучению в школе

Подготовка детей к школе является одной из проблем, интерес к которым со стороны исследователей разных стран не иссякает. Постоянное совершенствование системы школьного образования, новые данные о пот...

Психологическая характеристика сюжетно-ролевой игровой деятельности дошкольников

Дошкольный возраст - это возраст, основным видом деятельности которого является игра. Сюжетно-ролевая позволяет учащимся взаимодествовать....