Основные виды инновационных технологий, применяемых в музыкальном воспитании старших дошкольников с ОНР:
материал на тему

Иванова Галина Александровна

1. Здоровьесберегающие технологии:

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.

            В музыкальном воспитании старших дошкольников с ОНР использую следующие виды оздоровления:

1 .Психогимнастика (этюды, игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка, как ее познавательной, так и эмоционально- личностной).  К психогимнастике можно отнести мимические упражнения; релаксацию; коммуникативные игра и танцы; этюды на развитие выразительности движений, инсценировки; музыкотерапию.

2. Дыхательная и артикуляционная гимнастика. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.

3.Пальчиковая гимнастика (развитие мелкой моторики)

4. Логоритмика (это метод преодоления речевых нарушений путем   развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой);

5. Ритмопластика подразумевает психологическое раскрепощение ребенка через освоение собственного тела как выразительного («музыкального») инструмента.

2. Проектная деятельность:

Создание в ДОУ условий для проектно-исследовательской работы способствует активному вовлечению дошкольников в творческий поиск, увеличивает объём знаний, добытых самостоятельно. Подобная  работа становится средством индивидуализации образовательного процесса характеризуется целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, творческого потенциала личности и способствует более яркому пониманию жизненно-образного содержания искусства. 

Темы исследовательских работ:

  • Мы помним
  • Детям о Чайковском
  •  Сказочный мир театра
  •  Родина моя – бескрайняя Россия

Выполненные  работы презентуются на итоговых мероприятиях ДОУ.

 

3. Развивающие технологии:

При развивающем обучении ребёнок самостоятельно должен прийти к какому-либо мнению, решению проблемы в результате анализа своих действий. На музыкальных занятиях дети дают название музыкальному произведению, песни, решают какое название наиболее подходит. В движениях находят способы передачи характера музыки и мн. др.

 

4. Коррекционные технологии:

Целью является снятие психоэмоционального напряжения дошкольников. Виды: сказкотерапия, цветотерапия, музыкальная терапия, логоритмика.

 

5. Информационные технологии

            Применение компьютерной техники позволяет сделать музыкальное занятие привлекательным и по-настоящему современным, осуществлять индивидуализацию обучения, объективно и своевременно проводить контроль и подведение итогов. В своей работе я имею возможность использовать компьютерные музыкальные программы, которые не только позволяют слушать музыку в качественной записи, просматривать фрагменты произведений видеозаписи, но и дают доступ к большому блоку информации, связанной с миром искусства: живопись, музыка, литература, народные промыслы.

            На музыкальных занятиях используются такие инновационные приемы как музыкальные сказки, театрализованные игры, речевые и пальчиковые игры и др.

В своей работе я использую презентации и видеоролики по слушанию, знакомство с творчеством композиторов, выполнению музыкально-ритмических упражнений и мн. др.

 

6.  Познавательно-исследовательская деятельность.

Основной целью является создание экспериментальной деятельности, активным участником которой выступает ребёнок. Непосредственное участие ребёнка в ходе эксперимента позволяет ему воочию увидеть процесс и результаты. (Н-р, Какой инструмент как звучит?)

 

7. Личностно-ориентированные технологии.

Цель данной технологии – создание демократичных партнёрских гуманистических отношений между ребёнком и музыкальным руководителем, а также обеспечение условий для развития личности воспитанников. При личностно-ориентированном подходе личность ребёнка ставится во главу обучения.

 

 

 

МУЗЫКОТЕРАПИЯ

В современной медицине есть целое направление - музыкотерапия. Исследование С.В.Шушарджана свидетельствуют, что музыка может способствовать более быстрому излечению от многих болезней. Очень важно прививать детям интерес и любовь к музыке как важной составляющей здорового образа жизни. Одна из возможностей, которая может быть.

Многочисленные исследования показывают, что музыка действует на множество тонких регуляторных процессов, меняет работу различных органов и систем и в итоге благотворно или разрушительно влияет на здоровье человека. Так, русский физиолог И.Р. Тарханов доказал, что мелодии (именно мелодии), доставляющие человеку радость, благотворно влияют на сердечно-сосудистую систему: замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, расширяют сосуды и нормализуют артериальное давление, в то время как раздражающая музыка вызывает противоположный эффект. Мелодичная музыка нормализует секрецию желудочного сока. По данным английского ученого Л. Демлинга, такое воздействие оказывают симфонические произведения. Он обнаружил, в частности, что прослушивание произведений Моцарта и Бетховена помогает быстрому заживлению язвы желудка. Ряд европейских исследователей установили, что наиболее благотворно на организм человека действует фортепианная и скрипичная музыка. Музыка оказывает общеукрепляющее воздействие! Этот факт доказал российский академик В. М. Бехтерев, который первым занялся изучением этого вопроса.

ПСИХОГИМНАСТИКА

           Психогимнастика, прежде всего, направлена на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в саморасслаблении.

 Дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими, овладевают азбукой выражения эмоций. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.

ДЫХАТЕЛЬНАЯ И АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Дыхательная гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие:

1.Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;

2.Способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;

3.Улучшает дренажную функцию бронхов;

4. Восстанавливает нарушенное носовое дыхание;

5.Исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.

Артикуляционная гимнастика позволяет осуществлять развитие артикуляционной моторики:

1.Обучение детей простейшим артикуляционным движениям по подражанию взрослому;

2.Выработку контроля за положением рта.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

На музыкальных занятиях пальчиковые игры проводятся чаще всего под музыку - как попевки, песенки, сопровождаются показом иллюстраций, пальчикового или теневого театра:

1.Стимулирует действие речевых зон коры головного мозга детей;

2.Совершенствует внимание и память;

3.Формирует ассоциативно-образное мышление;

4. Облегчает будущим школьникам усвоение навыков письма.

РИТМОПЛАСТИКА

Основная направленность элементов ритмопластики на музыкальных занятиях, — психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного ("музыкального") инструмента.

Танцы, ритмичные движения – физиологическая потребность детского развивающегося организма. Они  мобилизуют физические силы, вырабатывают грацию, координацию движений, музыкальность, укрепляют и развивают мышцы, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение, способствуют выработке многих веществ, необходимых детскому организму.

Ритмичные и плавные движения усиливают приток крови к легким – они полнее насыщаются кислородом. Сердце работает ритмичнее, активно подавая кровь ко всем органам, доставляя кислород, питательные вещества и полнее забирая вредные продукты обмена. Нагрузка на мышцы живота нормализует работу кишечника и желудка. Движения укрепляют сон лучше, чем любое снотворное.

         Быстрота реакции, координация движений, осознанное овладение танцевальными, ритмическими движениями имеют значение и для умственного развития детей. На музыкальных занятиях  ребенок занимается ритмопластикой   в коллективе, а это способствует развитию у детей организованности, дисциплины, ответственности, взаимовыручки, внимательного отношения к окружающим, самостоятельности.

   Музыкально  - ритмические  упражнения способствуют формированию:

1)         опорно – двигательного аппарата;

2)        хорошей осанки;

3)        пластики, гибкости и растяжки;

4)        умению двигаться согласованно с музыкой.

 

Пение является основным средством музыкального воспитания. Дети любят петь и охотно поют. При соблюдении гигиенических условий (проветривание, влажная уборка), пение способствует развитию и укреплению лёгких и всего голосового аппарата.  При обучении старших дошкольников пению слежу за тем, как дети сидят, стоят, держат корпус, голову, как открывают рот. Во время пения дети 5-7 лет должны сидеть прямо, не прислоняясь к спинкам стульев, т.к. в таком положении у них лучше работают дыхательные мышцы. При слушании музыки дети могут прислоняться к спинкам стульев. Разучивают песни дети всегда сидя. Разученные песни поем стоя, т.к. при этом дыхательные мышцы, даже у трёхлетних детей, работают лучше и звучность пения заметно улучшается. При пении стоя голова держится прямо, руки опущены. При пении надо чередовать положения «сидя», «стоя», это является своего рода разрядкой и снижает утомление, если таковое появляется. В своей работе слежу за тем, чтобы дети пели естественным голосом, не форсируя звука, не говорили слишком громко, и сами не должны громко говорить с детьми. Крик, шум портит голос, притупляет слух детей и отрицательно влияет на их нервную систему.

 

СКАЗКОТЕРАПИЯ

Актуальность и новизна сказкотерапии заключается в объединении многих методических, педагогических, психологических приемов в единый сказочный контекст и адаптация их к психике ребенка.

Преимущества технологии:

1.Через анализ придуманной ребенком сказки, педагог получает информацию о его жизни, актуальном состоянии, способах преодоления трудностей и мировоззренческих позициях.

2. Сказкой можно передать ребенку, родителям и педагогам новые способы и алгоритмы выхода из проблемной ситуации.

3.Дополняя, изменяя, обогащая сказку, ребенок преодолевает самоограничения и дополняет, изменяет и обогащает свою жизнь.

4.Обращаясь к сказкотерапии, педагог может использовать различные куклы, костюмы, музыкальные инструменты, художественные продукты деятельности.

ЛОГОРИТМИКА

Задачи логоритмики определяются как оздоровительные, образовательные (познавательные), воспитательные, коррекционные.

В результате решения оздоровительных задач у детей с речевыми нарушениями укрепляется костно-мышечный аппарат, развиваются дыхание, моторные, сенсорные функции, воспитывается чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движения.

Координационно-подвижные игры (музыкальные и речевые)

Такие игры крупномасштабно (через все тело) дают ощущение музыкальной динамики, темпа, исполнительского штриха, речевого и пластического интонирования, что является их музыкальным содержанием.

Эти игры пронизаны идеей координации, которая выступает в них в роли двигательного «аккомпанемента», стимулирует развитие ловкости, точности, реакции, воспитывает ансамблевую слаженность.

Коммуникативные танцы

            Вовлечение ребенка в процесс музицирования лежит через создание атмосферы приятия друг друга и эмоционально-психическое раскрепощение. Здесь незаменимыми помощниками выступают коммуникативные танцы, использование которых решает задачи:

●      развития коммуникативных навыков,

●      работы над ощущением формы,

●      развития двигательной координации,

●      развития чувства ритма.
 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Современные технологии ДОУ25.12 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Основные виды инновационных технологий, применяемых в музыкальном воспитании старших дошкольников с ОНР:

1. Здоровьесберегающие технологии: 

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.

         В музыкальном воспитании старших дошкольников с ОНР использую следующие виды оздоровления:

1 .Психогимнастика (этюды, игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка, как ее познавательной, так и эмоционально- личностной).  К психогимнастике можно отнести мимические упражнения; релаксацию; коммуникативные игра и танцы; этюды на развитие выразительности движений, инсценировки; музыкотерапию.

2. Дыхательная и артикуляционная гимнастика. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.

3.Пальчиковая гимнастика (развитие мелкой моторики)

4. Логоритмика (это метод преодоления речевых нарушений путем   развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой);

5. Ритмопластика подразумевает психологическое раскрепощение ребенка через освоение собственного тела как выразительного («музыкального») инструмента.

2. Проектная деятельность: 

Создание в ДОУ условий для проектно-исследовательской работы способствует активному вовлечению дошкольников в творческий поиск, увеличивает объём знаний, добытых самостоятельно. Подобная  работа становится средством индивидуализации образовательного процесса характеризуется целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, творческого потенциала личности и способствует более яркому пониманию жизненно-образного содержания искусства.  

Темы исследовательских работ:

  • Мы помним
  • Детям о Чайковском
  •  Сказочный мир театра
  •  Родина моя – бескрайняя Россия

Выполненные  работы презентуются на итоговых мероприятиях ДОУ.

3. Развивающие технологии:

При развивающем обучении ребёнок самостоятельно должен прийти к какому-либо мнению, решению проблемы в результате анализа своих действий. На музыкальных занятиях дети дают название музыкальному произведению, песни, решают какое название наиболее подходит. В движениях находят способы передачи характера музыки и мн. др.

4. Коррекционные технологии: 

Целью является снятие психоэмоционального напряжения дошкольников. Виды: сказкотерапия, цветотерапия, музыкальная терапия, логоритмика.

5. Информационные технологии

        Применение компьютерной техники позволяет сделать музыкальное занятие привлекательным и по-настоящему современным, осуществлять индивидуализацию обучения, объективно и своевременно проводить контроль и подведение итогов. В своей работе я имею возможность использовать компьютерные музыкальные программы, которые не только позволяют слушать музыку в качественной записи, просматривать фрагменты произведений видеозаписи, но и дают доступ к большому блоку информации, связанной с миром искусства: живопись, музыка, литература, народные промыслы.

        На музыкальных занятиях используются такие инновационные приемы как музыкальные сказки, театрализованные игры, речевые и пальчиковые игры и др.

В своей работе я использую презентации и видеоролики по слушанию, знакомство с творчеством композиторов, выполнению музыкально-ритмических упражнений и мн. др.

6.  Познавательно-исследовательская деятельность.

Основной целью является создание экспериментальной деятельности, активным участником которой выступает ребёнок. Непосредственное участие ребёнка в ходе эксперимента позволяет ему воочию увидеть процесс и результаты. (Н-р, Какой инструмент как звучит?)

7. Личностно-ориентированные технологии.

Цель данной технологии – создание демократичных партнёрских гуманистических отношений между ребёнком и музыкальным руководителем, а также обеспечение условий для развития личности воспитанников. При личностно-ориентированном подходе личность ребёнка ставится во главу обучения.

МУЗЫКОТЕРАПИЯ

В современной медицине есть целое направление - музыкотерапия. Исследование С.В.Шушарджана свидетельствуют, что музыка может способствовать более быстрому излечению от многих болезней. Очень важно прививать детям интерес и любовь к музыке как важной составляющей здорового образа жизни. Одна из возможностей, которая может быть.

Многочисленные исследования показывают, что музыка действует на множество тонких регуляторных процессов, меняет работу различных органов и систем и в итоге благотворно или разрушительно влияет на здоровье человека. Так, русский физиолог И.Р. Тарханов доказал, что мелодии (именно мелодии), доставляющие человеку радость, благотворно влияют на сердечно-сосудистую систему: замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, расширяют сосуды и нормализуют артериальное давление, в то время как раздражающая музыка вызывает противоположный эффект. Мелодичная музыка нормализует секрецию желудочного сока. По данным английского ученого Л. Демлинга, такое воздействие оказывают симфонические произведения. Он обнаружил, в частности, что прослушивание произведений Моцарта и Бетховена помогает быстрому заживлению язвы желудка. Ряд европейских исследователей установили, что наиболее благотворно на организм человека действует фортепианная и скрипичная музыка. Музыка оказывает общеукрепляющее воздействие! Этот факт доказал российский академик В. М. Бехтерев, который первым занялся изучением этого вопроса.

ПСИХОГИМНАСТИКА

           Психогимнастика, прежде всего, направлена на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в саморасслаблении.

 Дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими, овладевают азбукой выражения эмоций. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.

ДЫХАТЕЛЬНАЯ И АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Дыхательная гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие:

1.Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;

2.Способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;

3.Улучшает дренажную функцию бронхов;

4. Восстанавливает нарушенное носовое дыхание;

5.Исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.

Артикуляционная гимнастика позволяет осуществлять развитие артикуляционной моторики:

1.Обучение детей простейшим артикуляционным движениям по подражанию взрослому;

2.Выработку контроля за положением рта.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

На музыкальных занятиях пальчиковые игры проводятся чаще всего под музыку - как попевки, песенки, сопровождаются показом иллюстраций, пальчикового или теневого театра:

1.Стимулирует действие речевых зон коры головного мозга детей;

2.Совершенствует внимание и память;

3.Формирует ассоциативно-образное мышление;

4. Облегчает будущим школьникам усвоение навыков письма.

РИТМОПЛАСТИКА

Основная направленность элементов ритмопластики на музыкальных занятиях, — психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного ("музыкального") инструмента.

Танцы, ритмичные движения – физиологическая потребность детского развивающегося организма. Они  мобилизуют физические силы, вырабатывают грацию, координацию движений, музыкальность, укрепляют и развивают мышцы, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение, способствуют выработке многих веществ, необходимых детскому организму.

Ритмичные и плавные движения усиливают приток крови к легким – они полнее насыщаются кислородом. Сердце работает ритмичнее, активно подавая кровь ко всем органам, доставляя кислород, питательные вещества и полнее забирая вредные продукты обмена. Нагрузка на мышцы живота нормализует работу кишечника и желудка. Движения укрепляют сон лучше, чем любое снотворное.

         Быстрота реакции, координация движений, осознанное овладение танцевальными, ритмическими движениями имеют значение и для умственного развития детей. На музыкальных занятиях  ребенок занимается ритмопластикой   в коллективе, а это способствует развитию у детей организованности, дисциплины, ответственности, взаимовыручки, внимательного отношения к окружающим, самостоятельности.

   Музыкально  - ритмические  упражнения способствуют формированию:

1)         опорно – двигательного аппарата;

2)        хорошей осанки;

3)        пластики, гибкости и растяжки;

4)        умению двигаться согласованно с музыкой.

Пение является основным средством музыкального воспитания. Дети любят петь и охотно поют. При соблюдении гигиенических условий (проветривание, влажная уборка), пение способствует развитию и укреплению лёгких и всего голосового аппарата.  При обучении старших дошкольников пению слежу за тем, как дети сидят, стоят, держат корпус, голову, как открывают рот. Во время пения дети 5-7 лет должны сидеть прямо, не прислоняясь к спинкам стульев, т.к. в таком положении у них лучше работают дыхательные мышцы. При слушании музыки дети могут прислоняться к спинкам стульев. Разучивают песни дети всегда сидя. Разученные песни поем стоя, т.к. при этом дыхательные мышцы, даже у трёхлетних детей, работают лучше и звучность пения заметно улучшается. При пении стоя голова держится прямо, руки опущены. При пении надо чередовать положения «сидя», «стоя», это является своего рода разрядкой и снижает утомление, если таковое появляется. В своей работе слежу за тем, чтобы дети пели естественным голосом, не форсируя звука, не говорили слишком громко, и сами не должны громко говорить с детьми. Крик, шум портит голос, притупляет слух детей и отрицательно влияет на их нервную систему.

СКАЗКОТЕРАПИЯ

Актуальность и новизна сказкотерапии заключается в объединении многих методических, педагогических, психологических приемов в единый сказочный контекст и адаптация их к психике ребенка.

Преимущества технологии:

1.Через анализ придуманной ребенком сказки, педагог получает информацию о его жизни, актуальном состоянии, способах преодоления трудностей и мировоззренческих позициях.

2. Сказкой можно передать ребенку, родителям и педагогам новые способы и алгоритмы выхода из проблемной ситуации.

3.Дополняя, изменяя, обогащая сказку, ребенок преодолевает самоограничения и дополняет, изменяет и обогащает свою жизнь.

4.Обращаясь к сказкотерапии, педагог может использовать различные куклы, костюмы, музыкальные инструменты, художественные продукты деятельности.

ЛОГОРИТМИКА

Задачи логоритмики определяются как оздоровительные, образовательные (познавательные), воспитательные, коррекционные.

В результате решения оздоровительных задач у детей с речевыми нарушениями укрепляется костно-мышечный аппарат, развиваются дыхание, моторные, сенсорные функции, воспитывается чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движения.

Координационно-подвижные игры (музыкальные и речевые)

Такие игры крупномасштабно (через все тело) дают ощущение музыкальной динамики, темпа, исполнительского штриха, речевого и пластического интонирования, что является их музыкальным содержанием.

Эти игры пронизаны идеей координации, которая выступает в них в роли двигательного «аккомпанемента», стимулирует развитие ловкости, точности, реакции, воспитывает ансамблевую слаженность.

Коммуникативные танцы

            Вовлечение ребенка в процесс музицирования лежит через создание атмосферы приятия друг друга и эмоционально-психическое раскрепощение. Здесь незаменимыми помощниками выступают коммуникативные танцы, использование которых решает задачи:

●      развития коммуникативных навыков,

●      работы над ощущением формы,

●      развития двигательной координации,

●      развития чувства ритма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды инновационных технологий применяемых в ДОУ

В статье описываются виды  инновационных технологий в системе образования.Уточняется место инноваций в образовательном процессе, дано определениеинновационных технологий....

презентация для воспитателей ": Инновационные технологии в образовательном процессе со старшими дошкольниками."

laquo;Кто не применяет новых средств, должен ждать новых бед», это мудрое изречение вполне может быть подтверждением того, что нововведения в современном образовании не просто дань какой-...

Виды инновационных технологий применяемых в ДОУ

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования....

«Инновационные технологии, применяемые в коррекционной работе с дошкольниками в условиях ДОУ»

В статье рассматривается использование иннавационных образовательных технологий , применяемых в образовательном процессе детей дошкольного возраста . Описаны основные виды иновационных технологий , пр...

Основные виды инновационных технологий применяемых в ДОУ

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно - образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми прид...