ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья
В данном материале представлена система работы по развитию творческих способностей старших дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 966.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 1 г.Феодосии Республики Крым»
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Подготовила:
Старший воспитатель Козачук О.А.
Феодосия, 2023
Именно творческая деятельность человека
делает его существом, обращенным к будущему,
созидающим его и видоизменяющим свое настоящее.
Л. С. Выготский
Актуальность темы. В настоящее время дошкольное образование переживает ряд явлений, связанных с изменением целей образования, реализацией задач Федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО). Современное образование нацелено на создание условий гармоничного развития личности, учёт её индивидуальности, раскрытие творческого потенциала, формирование позитивных установок к различным видам творчества.
Для решения поставленных задач педагоги дошкольного учреждения создают условия для развития личностных качеств детей дошкольного возраста, а также их творческого самовыражения, способностей, интересов.
Система работы по развитию творческих способностей старших дошкольников.
Творческие способности имеют следующую структуру:
- Мотивационный компонент (осознанное понимание того, насколько дошкольник стремится к выполнению творческих заданий, к познанию, к новизне);
- креативный компонент (способность к творческому воображению, гибкость и оригинальность мышления);
- волевой компонент (целеустремлённость, инициативность и решительность).
Педагогические условия, необходимые при организации творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста:
- наличие у педагога представлений об организации совместной творческой деятельности;
- рациональная организация коллективной творческой деятельности дошкольников;
- создание мотивирующей предметно-пространственной среды;
- создание эмоционального комфорта для ребенка;
- создание атмосферы творчества;
- наличие разнообразных видов совместной детской творческой деятельности;
- применение методов и приемов, развивающих творческие способности детей;
- оценка индивидуальных достижений дошкольника.
Планируемыми результатами развития творческих способностей являются следующие параметры:
- ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах творческой деятельности;
- ребенок овладевает основными культурными способами художественной деятельности;
- проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, овладевает способностью договариваться, учитывать интересы и чувства других;
Для развития творческих, креативных способностей старших дошкольников используются как традиционные технологии, так и современные инновационные технологии, которые наиболее оптимальны для детей дошкольного возраста и соответствуют поставленной цели развития личностных качеств дошкольников.
Инновационные педагогические технологии творческого развития воспитанников ДОО:
Проектная технология | Цель данной технологии: развитие свободной творческой личности ребенка. Проект в детском саду – это специально организованная воспитателем разнообразная, интегрированная деятельность, направленная на разрешение проблемной ситуации и завершающаяся созданием творческого продукта. Стержнем проектной деятельности является самостоятельная деятельность детей, что развивает в детях уверенность в своих возможностях и создает умение самостоятельно искать пути решения задач, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Педагог выступает в роли организатора детской деятельности, а не просто носителем готовых знаний. |
Технология развития изобразительной и художественно - творческой деятельности | Цель данной технологии: развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности. Основные этапы технологии: Первый этап - накопление сенсорного, эмоционального, интеллектуального опыта как первоосновы для творчества. Важными моментами на этом этапе являются информационно - и эстетически - обогащенные пространства (развивающая среда) и мотивационные стимулы, пробуждающие активную творческую деятельность. Второй этап - этап подражания, имитации – освоение эталонов творческой деятельности, её способов, технологий и средств. Третий этап - этап преобразований – применение освоенных эталонов и их трансформация в новых, личностно-значимых условиях в соответствии с индивидуальными особенностями, возможностями, способностями детей. Четвертый этап - этап альтернатив – направлен на становление творческой индивидуальности, выразительности и неповторимости в создании художественных образов. Для развития художественно – творческих способностей детей используются как классические, так и неклассические (нетрадиционные) техники изобразительной деятельности. |
Арт-технология | Арт-терапия (терапия искусством) - комплексный метод, связанный с раскрытием творческого потенциала личности, высвобождением её скрытых энергетических резервов. Классический подход в арт - терапии основан на использовании средств художественной деятельности. При этом от ребенка не требуются какие-либо специальные способности к изобразительной деятельности или художественные навыки. Ребёнок «погружается» в творческую деятельность, которая является важным элементом его развития. И для ребенка чаще важен не результат, а чувство удовлетворения, которое он испытывает в процессе своего творчества, в этом и заключается терапевтический эффект. |
Технология детского дизайна | Дизайн (ит. disegno – замысел, намерение, модель, шаблон, композиция) – это художественно-проектная деятельность, направленная на формирование гармоничной предметной среды и ее элементов. Дизайнерская деятельность детей старшего дошкольного возраста – это область художественного проектирования объектов, включающая в себя элементы рисования, лепки, аппликации, конструирования и художественного труда, в процессе которой создаются сувениры, игрушки, гирлянды, украшается посуда, предметы кукольной мебели. Главная задача – формирование и развитие в единстве эстетического отношения к жизни, художественных способностей детей и навыков художественного труда в процессе детской дизайнерской деятельности. В практике ДОО выделяются следующие направления дизайн-деятельности детей: дизайн-рукоделие, дизайн одежды и театрально-игрового гардероба, декоративно-пространственный дизайн. 1. Дизайн-рукоделие. Знакомство с профессией художника-дизайнера. Экскурсии к объектам, где наиболее ярко представлено оригинальное оформление современных дизайнеров (здания, торговые центры, парки, скверы). Содержание деятельности детей дошкольного возраста: декор интерьера (кукольного, детского, праздничного); изделия из бумаги, картона, ткани и т.п.; мозаика из фантиков, фольги, камушков; игровые детали и элементы сюжетно-тематических, сказочно-волшебных и орнаментальных композиций; оформление группы рукодельными изделиями: плетение, лоскутная мозаика, батик, декупаж и т. п. 2. Дизайн одежды и театрально-игрового гардероба. Знакомство с профессией модельера одежды. Создание доступными способами: рисунков-эскизов, фасонов платьев; декоративной отделки платья, рубашки; театрально-игрового и кукольно-игрового гардероба. Аксессуары гардероба: сумочки, веер, перчатки, парики, зонты, бижутерия из искусственного и природного материала. 3. Декоративно-пространственный дизайн. Дети-зодчие, дети-дизайнеры творчески воспроизводят постройки и поделки на основе художественного моделирования и проектирования:
|
Информационно-коммуникационные технологии | Применение информационно - коммуникационных технологий в творческом развитии детей дошкольного возраста способствует развитию визуальной культуры, познанию разнообразной информации через экспериментирование и игру, переносу акцентов с информационных методов на демонстрационные. Современные медиаресурсы разнообразны: компьютерные игры, сайты и виртуальные музеи для детей, электронные энциклопедии, пособия, электронные презентации и каталоги, включающие качественные копии предметов искусства, информацию о жизни и творчестве художников, скульпторов, истории и культуре края, истоков возникновения народных промыслов. |
Игровые технологии | Игровые педагогические технологии в первую очередь учитывают индивидуальное развитие детей и направлены на личностно ориентированное взаимодействие с ребёнком. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр в индивидуальном, подгрупповом или фронтальном виде организации работы с воспитанниками. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью (дидактическая игра). |
STEM-технология | STEM-технология (пер. с англ. S – science, T – technology, E – engineering, M – mathematics: естественные науки, технология, инженерное искусство, математика) решает задачи развития научно-технического творчества и основана на интегрированном подходе к решению современных проблем. В основе данной интеграции лежит метод проектов, базирующийся на познавательном и художественном поиске и имеющий конкретный продукт деятельности. При этом каждый модуль технологии является самодостаточным и может рассматриваться самостоятельно. Модулями Программы являются: |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологии в развитии креативных способностей старших дошкольников
В дошкольном периоде детства закладываются основы развития личности и формируются творческие способности. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах.Креативность...
Консультация для воспитателей ДОО «Инновационные технологии в развитии креативных способностей дошкольников в разных видах деятельности»
Консультация «Инновационные технологии в развитии креативных способностей дошкольников в разных видах деятельности» знакомит педагогов с понятиями "инновации", "креатив", раскрывает принципы и содержа...

Инновационные технологии в развитии креативных способностей дошкольников в разных видах деятельности в рамках ФГОС ДО
Одной из основных задач детского сада - создать такую развивающую среду, в которой каждый ребенок мог проявить свои способности, раскрыть творческий потенциал при организации различных видов деятельно...
«Инновационные технологии в развитии креативных способностей дошкольников в разных видах деятельности»
Инновация - ни что иное, как создание и последующие внедрение принципиально нового компонента, вследствие чего происходят качественные изменения развевающей среды....

«Инновационные технологии в развитии креативных способностей дошкольников в разных видах деятельности»
Инновация - ни что иное, как создание и последующие внедрение принципиально нового компонента, вследствие чего происходят качественные изменения развевающей среды.Технология – это совокупность п...

«Инновационные технологии в развитии креативных способностей дошкольников в разных видах деятельности»
Конкультация для педагоговИнновационные технологии - это система методов, способов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счет динамических изменений в ...

Методическая разработка: стендовый доклад «Развитие связной речи старших дошкольников в разных видах деятельности с использованием краеведческого материала»
СТЕНДОВЫЙ ДОКЛАД «Развитие связной речистарших дошкольников в разных видах деятельности с использованием краеведческого материала»...