ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья

Козачук Ольга Андреевна

В данном материале представлена система работы по развитию творческих способностей старших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_razvitie_tvorcheskih_sposobnostey.doc966.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 1 г.Феодосии Республики Крым»

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

C:\Documents and Settings\1\Рабочий стол\1567539131-873593-952893.jpg

Подготовила:

Старший воспитатель Козачук О.А.

Феодосия, 2023

Именно творческая деятельность человека

делает его существом, обращенным к будущему,

созидающим его и видоизменяющим свое настоящее.

Л. С. Выготский

Актуальность темы. В  настоящее  время  дошкольное образование  переживает  ряд  явлений,  связанных с  изменением  целей  образования,  реализацией  задач  Федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО). Современное  образование  нацелено  на  создание  условий гармоничного  развития  личности,  учёт  её  индивидуальности,  раскрытие творческого  потенциала,  формирование  позитивных  установок  к  различным видам творчества.

Для решения поставленных задач педагоги дошкольного учреждения  создают  условия  для развития  личностных  качеств  детей  дошкольного  возраста,  а  также  их творческого  самовыражения,  способностей,  интересов.

Система работы по развитию творческих способностей старших дошкольников.

Творческие способности имеют следующую структуру:

  • Мотивационный компонент (осознанное понимание того, насколько дошкольник стремится к выполнению творческих заданий, к познанию, к новизне);
  • креативный компонент (способность к творческому воображению, гибкость и оригинальность мышления);
  • волевой компонент (целеустремлённость, инициативность и решительность).

Педагогические  условия,  необходимые  при  организации  творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста:

  • наличие  у  педагога  представлений  об  организации  совместной творческой деятельности;
  • рациональная  организация  коллективной  творческой  деятельности дошкольников;
  • создание мотивирующей предметно-пространственной среды;
  • создание эмоционального комфорта для ребенка;
  • создание атмосферы творчества;
  • наличие разнообразных видов совместной детской творческой деятельности;
  • применение методов и  приемов,  развивающих творческие способности детей;
  • оценка индивидуальных достижений дошкольника.

Планируемыми результатами развития творческих способностей являются следующие параметры:  

  • ребёнок  обладает  развитым  воображением,  которое  реализуется в разных видах творческой деятельности;
  • ребенок  овладевает  основными  культурными  способами художественной деятельности;
  • проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • активно  взаимодействует  со  сверстниками  и  взрослыми, овладевает способностью договариваться, учитывать интересы и чувства других;

Для развития творческих, креативных способностей старших дошкольников используются как традиционные технологии, так и современные инновационные технологии, которые наиболее  оптимальны  для  детей  дошкольного  возраста  и  соответствуют поставленной  цели  развития  личностных  качеств  дошкольников.

Инновационные педагогические технологии творческого развития воспитанников ДОО:

Проектная технология

Цель данной технологии:  развитие свободной творческой личности ребенка. 

Проект в детском саду – это специально организованная воспитателем разнообразная, интегрированная деятельность, направленная на разрешение проблемной ситуации и завершающаяся созданием творческого продукта.

Стержнем проектной деятельности является самостоятельная деятельность детей, что развивает в детях уверенность в своих возможностях и создает умение самостоятельно искать пути решения задач, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Педагог выступает в роли организатора детской деятельности, а не просто носителем готовых знаний.

Технология  развития  изобразительной  и  художественно - творческой деятельности

Цель данной технологии: развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности.

Основные этапы технологии:

Первый этап накопление сенсорного, эмоционального, интеллектуального опыта как первоосновы для творчества. Важными моментами на этом этапе являются информационно - и эстетически - обогащенные пространства (развивающая среда) и мотивационные стимулы, пробуждающие активную творческую деятельность.

Второй этап - этап подражания, имитации – освоение эталонов творческой деятельности, её способов, технологий и средств.

Третий этап - этап преобразований – применение освоенных эталонов и их трансформация в новых, личностно-значимых условиях в соответствии с индивидуальными особенностями, возможностями, способностями детей.

Четвертый этап - этап альтернатив – направлен на становление творческой индивидуальности, выразительности и неповторимости в создании художественных образов.

Для развития художественно – творческих способностей детей используются как классические, так и неклассические (нетрадиционные) техники изобразительной деятельности.

Арт-технология

Арт-терапия  (терапия  искусством)  -  комплексный  метод,  связанный с  раскрытием  творческого  потенциала  личности,  высвобождением  её  скрытых энергетических резервов.  Классический подход в арт - терапии основан  на использовании средств художественной деятельности.  При этом от ребенка не  требуются  какие-либо  специальные  способности к изобразительной деятельности или художественные навыки.  Ребёнок «погружается» в творческую деятельность, которая является важным элементом его развития. И для ребенка чаще важен не результат, а чувство удовлетворения, которое он испытывает  в  процессе своего творчества, в этом и заключается терапевтический эффект.

Технология детского дизайна

Дизайн (ит. disegno  –  замысел, намерение, модель,  шаблон,  композиция)  –  это  художественно-проектная  деятельность, направленная на формирование гармоничной предметной среды и ее элементов.

Дизайнерская  деятельность  детей  старшего  дошкольного  возраста  –  это область  художественного  проектирования  объектов, включающая в себя элементы рисования, лепки, аппликации,  конструирования  и  художественного  труда,  в  процессе  которой создаются  сувениры,  игрушки,  гирлянды, украшается  посуда,  предметы кукольной мебели.

Главная  задача  –  формирование  и  развитие  в  единстве  эстетического отношения  к  жизни,  художественных  способностей  детей  и  навыков художественного труда в процессе детской дизайнерской деятельности.

В практике ДОО выделяются следующие направления дизайн-деятельности  детей:  дизайн-рукоделие,  дизайн  одежды  и  театрально-игрового гардероба, декоративно-пространственный дизайн.

1.  Дизайн-рукоделие.  Знакомство  с  профессией  художника-дизайнера. Экскурсии  к  объектам,  где  наиболее  ярко  представлено  оригинальное оформление  современных  дизайнеров  (здания,  торговые  центры,  парки, скверы).

Содержание деятельности детей  дошкольного  возраста: декор интерьера (кукольного, детского, праздничного); изделия из бумаги, картона, ткани и т.п.; мозаика из фантиков, фольги, камушков; игровые детали и  элементы сюжетно-тематических, сказочно-волшебных и  орнаментальных композиций; оформление группы рукодельными изделиями: плетение, лоскутная мозаика, батик, декупаж и т. п.

2.  Дизайн  одежды  и  театрально-игрового  гардероба.  Знакомство с профессией модельера одежды.

Создание  доступными  способами:  рисунков-эскизов,  фасонов  платьев; декоративной  отделки  платья,  рубашки;  театрально-игрового  и  кукольно-игрового  гардероба.  Аксессуары  гардероба:  сумочки,  веер,  перчатки,  парики, зонты, бижутерия из искусственного и природного материала.

3.  Декоративно-пространственный  дизайн.  Дети-зодчие,  дети-дизайнеры  творчески  воспроизводят  постройки  и  поделки  на  основе художественного моделирования и проектирования:

  • аранжировки из сухих и свежесрезанных растений;
  • композиции фито-дизайна, букеты, гербарии-картины;
  • ландшафтные композиции из веточек и песка, ракушек, глины и камней.

Информационно-коммуникационные технологии

Применение информационно - коммуникационных технологий в творческом развитии детей дошкольного  возраста способствует развитию визуальной культуры, познанию разнообразной информации через экспериментирование и игру, переносу акцентов с информационных методов на демонстрационные.

Современные  медиаресурсы разнообразны:  компьютерные  игры,  сайты  и  виртуальные  музеи  для  детей, электронные  энциклопедии,  пособия,  электронные  презентации  и  каталоги, включающие  качественные  копии  предметов  искусства,  информацию  о  жизни  и творчестве  художников,  скульпторов,  истории  и  культуре  края,  истоков возникновения народных промыслов.

Игровые технологии

Игровые  педагогические  технологии  в  первую  очередь  учитывают индивидуальное  развитие  детей  и  направлены  на  личностно  ориентированное взаимодействие  с  ребёнком.  Понятие  «игровые  педагогические  технологии»

включает  достаточно  обширную  группу  методов  и  приемов  организации педагогического  процесса  в  форме  различных педагогических игр в индивидуальном, подгрупповом  или  фронтальном  виде  организации  работы

с воспитанниками.

В  отличие  от  игр  вообще педагогическая  игра  обладает  существенным признаком  –  четко  поставленной  целью  обучения  и  соответствующим  ей педагогическим  результатом,  которые  могут  быть  обоснованы,  выделены в  явном виде и характеризуются познавательной  направленностью (дидактическая игра).

STEM-технология

STEM-технология  (пер. с англ. S  –  science, T  –  technology, E  –  engineering, M  –  mathematics:  естественные  науки,  технология,  инженерное  искусство, математика)  решает  задачи  развития  научно-технического  творчества и основана  на  интегрированном  подходе  к  решению  современных  проблем. В  основе  данной  интеграции  лежит  метод  проектов,  базирующийся  на познавательном  и художественном  поиске  и  имеющий  конкретный  продукт деятельности. При этом каждый модуль  технологии является самодостаточным и может рассматриваться самостоятельно.

Модулями Программы являются:
1. Дидактическая система Ф. Фребеля
2. Экспериментирование с живой и неживой природой
3. LEGO-конструирование
4. Математическое развитие
5. Робототехника
6. Мультистудия «Я творю мир»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологии в развитии креативных способностей старших дошкольников

В дошкольном периоде детства закладываются основы развития личности и формируются творческие способности.  Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах.Креативность...

Консультация для воспитателей ДОО «Инновационные технологии в развитии креативных способностей дошкольников в разных видах деятельности»

Консультация «Инновационные технологии в развитии креативных способностей дошкольников в разных видах деятельности» знакомит педагогов с понятиями "инновации", "креатив", раскрывает принципы и содержа...

Инновационные технологии в развитии креативных способностей дошкольников в разных видах деятельности в рамках ФГОС ДО

Одной из основных задач детского сада - создать такую развивающую среду, в которой каждый ребенок мог проявить свои способности, раскрыть творческий потенциал при организации различных видов деятельно...

«Инновационные технологии в развитии креативных способностей дошкольников в разных видах деятельности»

Инновация - ни что иное, как создание и последующие внедрение принципиально нового компонента, вследствие чего происходят качественные изменения развевающей среды....

«Инновационные технологии в развитии креативных способностей дошкольников в разных видах деятельности»

Инновация - ни что иное, как создание и последующие внедрение принципиально нового компонента, вследствие чего происходят качественные изменения развевающей среды.Технология – это совокупность п...

«Инновационные технологии в развитии креативных способностей дошкольников в разных видах деятельности»

Конкультация для педагоговИнновационные технологии - это система методов, способов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счет динамических изменений в ...

Методическая разработка: стендовый доклад «Развитие связной речи старших дошкольников в разных видах деятельности с использованием краеведческого материала»

СТЕНДОВЫЙ ДОКЛАД «Развитие связной речистарших дошкольников в разных видах деятельности с использованием краеведческого материала»...