Статья в Петербургском научно-практическом журнале "Дошкольная педагогика" №12 от 2014 года
статья на тему
Публикация экологического проекта "Берегите птиц зимой"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_nakormite_ptits_zimoy.docx | 39.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологический проект «Покормите птиц зимой»
Проект составила: Аблюзина Гузель Ирековна.
Тип проекта: информационно-практико- ориентированный , краткосрочный (дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные социальные интересы ).
Вид проекта: групповой
Актуальность проекта: Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете- птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой.
В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения ребенка с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.
Цель: Закрепить представления детей дошкольного возраста о зимующих птицах, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц. Оказание посильной помощи птицам, зимующим в нашей местности, пережить морозы и недостаток пищи.
Задачи:
- Воспитать дружеское взаимоотношение между детьми.
- Формировать умение помогать друг другу, общаться друг с другом.
- . Обобщить знания детей, полученные при наблюдении за повадками птиц
- Формировать у детей представления об окружающем мире, чтобы мир стал источником познания и умственного развития ребенка.
- Продолжать воспитывать уважительное отношение к окружающему миру.
- Формировать такие качества, как отзывчивость, доброжелательность, любовь к природе, животным, птицам, желание помогать им, заботиться о них.
- Формировать самооценку своих поступков, учить доброжелательно оценивать поступки других людей.
Проблема:
Далеко не все пернатые осенью покидают места своего гнездования и совершают перелеты в области, где не столь сильно выражены сезонные климатические колебания. Многие виды остаются на зимовку. Этот период, пожалуй, один из самых сложных в жизни птиц. Конечно, зимующие виды имеют механизмы, защищающие их от холода - это оперение и интенсивный обмен веществ. Но при недостатке корма эти приспособления не срабатывают и многие птицы замерзают в морозные ночи. Зимой птицы гибнут не от мороза, а от нехватки корма. Поэтому так важна подкормка птиц зимой и в начале весны.
Срок реализации проекта: октябрь-февраль.
Участники проекта: дети дошкольного возраста (6-7 лет, родители детей, воспитатели групп, специалисты).
Этапы реализации проекта:
I этап – Подготовительный этап:
- анкетирование родителей по проблеме.
- обсуждение целей и задач с детьми, родителями.
- чтение стихотворений, рассказов про птиц.
- проведение бесед по проекту.
- оформление консультаций: "Чем подкармливать птиц», «Приучите птиц зимой к своему окну, чтоб без песен вам не пришлось встречать весну».
- изготовление дидактических игр.
- оформление стенгазеты "Птицы зимой".
II этап – основной (практический)
• Внедрение в воспитательно- образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний детей дошкольного возраста о зимующих птицах
- Оформление календаря про зимующих птиц.
- составление описательных рассказов о зимующих птицах.
- изучение корма для подкормки птиц.
- выставка кормушек.
- выбор места для кормушек.
- наблюдение за зимующими птицами.
- в течение всего проекта ежедневное кормление птиц.
- использование разных кормов.
- выставка подделок из бумаги методом оригами «Птички на ветке»
- оформление памяток и листовок - "Чем кормить птиц?".
- наблюдение за поведением птиц на кормушках.
- создание дневника наблюдений.
- ежедневное заполнение дневника наблюдений.
- изготовление книжки-раскладушки «Зимние гости».
- выставка детских рисунков «Здравствуй пташка»
- разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме
III этап- заключительный.
- Обработка результатов по реализации проекта
- организация фотовыставки «На моей кормушке».
- организация птичьего кафе «Лакомка» на территории детского сада.
- проведение акции «Накормите птиц зимой»
- развлечение «Птицы – наши соседи на земле»
Работа с родителями:
- Анкетирование на тему: «Подкормите птиц зимой»;
консультация: «Воспитание бережного отношения детей к природе», "Как сделать кормушку для птиц из пластиковой бутылки", "Кормушки для птиц", " Правила содержания кормушек", "Чем подкармливать птиц".
- Беседы: «О братьях наших меньших - птицах»;
- Оформление газеты: «Берегите птиц зимой»;
- Участие в изготовлении кормушек;
- Акция «Птичья столовая».
- Участие в фотовыставке «На моей кормушке».
Ожидаемые результаты реализации проекта:
• Создание необходимых условий в ДОУ по формированию у дошкольников целостного представления о жизни зимующих птиц.
• Заинтересованность 90 % детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой) .
• Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
• Активное участие родителей в реализации проекта.
Перспективное планирование по реализации проекта в подготовительной к школе группе.
Дата | Содержание работы | Дата | Содержание работы |
03.10.13 07.10.13 08.10.13. 10.10.13 14.10.13. 15.10.13. |
Цель: вспомнить каких птиц мы уже знаем . 2. Отгадывание загадок про зимующих птиц. 3.Сюжетно-ролевая игра «Ветеринарная клиника». Цель: Побуждать детей более широко и творчески использовать в играх знания о больнице, о заботе за птицами. Развивать творческое воображение, способность совместно развертывать игру, продолжать формировать умение договариваться. Продолжать учить выполнять различные роли в соответствии с сюжетом игры 4. Изготовление угощения для птиц. Цель: приобщать детей к непосредственному участию детей в приготовление корма для птиц; учить правильно называть ингредиенты и последовательность работы 5. Посещение музея в г. Туймазы. Цель: Знакомство с птицами которые обитают в нашей республике. 6. Дидактическая игра «Накорми птиц» Цель: дать знание о птицах и о том, чем они питаются, развивать познавательные способности. 7. Пальчиковая гимнастика «Кормушка» Цель: развивать мелкую моторику .
Цель: 9. Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц». | 2.12.13. 4.12.13. 6.12.13. 9.12.13. 10.12.13. 12.12.13. | 27. Непосредственная образовательная деятельность №2 «Зимующие птицы» (познавательное) Формировать представление о зимующих и перелетных птицах; учить различать их по существенному признаку: возможности удовлетворения потребности в пище. Углублять представление о причинах отлета птиц (исчезновение основного корма, замерзание водоемов, земли и т.д.), классифицировать птиц на зимующих (ворона, сорока и т.д.) и перелетных (ласточка, грач и т.д.) на установление связи между характером корма и возможность его добывания 28. Дидактическая игра «Верю – не верю» Цель: закрепить полученные детьми знания о жизни птиц зимой 29. Подвижная игра«Лягушки и цапля». Цели: упражнять в быстром беге и прыжках в длину; развивать физические качества – ловкость, быстроту. 30.Художественное слово: чтение стихов Т. Белозёров «Зимнее утро», В. Берестов «О чем поют воробушки» Цель: способствовать накоплению у детей конкретных представлений о зимующих птицах 31. Оформление выставки рисунков «Птицы остались зимовать – мы им будем помогать!» 32. Игра-диалог «Чем питаются зимующие птицы?» Цель: закрепить знания детей о рационе питания птиц зимой, развивать речь, мышление.
|
16.10.13 17.10.13. 21.10.13.
22.10.13. 23.10.13. 24.10.13. 28.10.13.
| 8. Непосредственная образовательная деятельность №1 «Птицы зимой» (ознакомление) Рассказать о том, какую пользу приносят птицы в природе, какую помощь оказывают птицам люди зимой. 9. Изготовление кормушек. Цель: вызвать у детей желание накормить птиц, привлечь к совместной деятельности родителей.
Цель игры: закрепить умение находить четвертую лишнюю птицу, объяснять почему она лишняя. 11. Чтение художественных произведений. Чтение детям Н. Сладков «Волшебная полочка», «Кусок хлеба»,
12. Дидактическая игра «Летает – не летает». Цель: развивать слуховое внимание.
13. Аппликация «Снегирь» . Цель: Обучение детей аппликационным способам изображения птиц 14. Изготовление стенгазеты «Птицы зимой» Чтение: В.Бианки «Сова», И.Тургенев «Воробей», В. Бианки «Чей нос лучше?», «Лесные домишки», А. Барков «Голоса леса», . Составление описательных рассказов о зимующих птицах. . Сюжетно-ролевые игры: «Птичий двор». Беседы: «Как живут наши пернатые друзья зимой», «Кто заботится о птицах», «Пользу или вред приносят птицы?», «Меню птиц», «Как дети с родителями заботятся о птицах зимой?». | 16.12.13. 18.12.13. 20.12.13. 23.12.13. 25.12.13. 27.12.13. 9.01.14. 10.01.14. 14.01.14. 16.01.14. 18.01.14. | 33. Кормление птиц Наблюдение за птицами в естественной среде. 34. Чтение художественных произведений. Чтение детям В. Бианки «Сумасшедшая птица», Г. Скребицкий и В. Чаплина «Чем дятел зимой кормится», «Зимние гости». 35. Дидактическая игра «Назови птицу с нужным звуком». Цель: развивать у детей фонематический слух, мышление. 36. Непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению с природой, тема: "птички-невелички" Цели: познакомить детей с жизнью птиц зимой, учить передавать образ птицы в лепке, развивать мелкую моторику. 37. Подвижная игра «Филин и пташки» Цель: учить детей подражать птичьим голосам. 38. Дидактическая игра «Угадай по описанию» Цель: учить детей описывать птиц по их характерным признакам. 39. Чтение и разучивание стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой!» Цель: развивать память, речь, учить детей читать стихотворение выразительно; прививать любовь к птицам. 40. Музыкально- художественная: Прослушивание аудиоматериала «Голоса птиц» 41. Создание копилки загадок о птицах. Цель: развитие логического мышления, памяти, речи. 42. Разучивание потешек, считалок, скороговорок о птицах. 43. Чтение пословиц и поговорок, загадок о птицах. |
31.10.13. 5.11.13. 7.11.13. 8.11.13. | 15. Художественное слово: чтение стихов В. Витка «Синица», В. Берестов «О чем поют воробушки», Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о зимующих птицах 16. Дидактическая игра «Назови птицу с нужным звуком». Цель: развивать у детей фонематический слух, мышление. 17. Подвижная игра «СОВА» Цель: Развивать любознательность, творческую активность детей, учить их звукоподражанию голосам животных. 18. Наблюдение за птицами у кормушки. Цель: учить детей заботиться о птицах, прививать к ним любовь; закрепить названия птиц, правила кормления. | 21.01.14. 23.01.14. | 44. Художественное творчество (Оригами) Тема: «снегири и синицы» Цель: повторить название и строение птиц, конкретизировать представления детей о месте обитании зимующих птиц, воспитывать сочувствие к живой природе, учить детей создавать силуэт птицы, воспитывать художественный вкус 45. Дидактическая игра «Закончи предложение» Цель: закрепить знание детьми пословиц о птицах, развивать память, речь. |
12.11.13. 14.11.13. 18.11.13. | 19. Лепка «Какие птицы живут в зимнем лесу?» Обогащать знания детей о птицах, изготовление поделок птица снегирей из куриного яйца. 20. Подвижная игра с мячом «Кто что делает?» Цели. Расширение глагольного словаря {сидит, летит, ходит, клюет). 21. Дидактическая игра «Зимние гостьи» Цель: активизировать в речи пространственные термины и предлоги. | 25.01.14. 28.01.14. 30.01.14. 3.02.14. | 46. Рисование «Птицы зимой» Развивать у детей воображение, творчество; учить их рисовать фигурки птиц, используя геометрические формы. 47. Выставка рисунков «Птичье-кафе». Цель: учить детей выражать свою отношение к птицам через творчество. 48.Оформление дерева в приемной группы «Птицы нашего района». 49. Дидактическая игра «Птицы (звери, рыбы)». Цель: закреплять умение классифицировать и называть животных, птиц, рыб. |
20.11.13. 22.11.13. 25.11.13. 27.11.13. 29.11.13. | 22. Дидактическая игра «Птичья столовая» Учить детей доброте. Приучать их заботиться о птицах, дать элементарное знание о том, чем кормят птиц зимой. Испытывать радость от сознания того, что, делясь крохами, можно спасти птиц от гибели 23. Игра - инсценировка “Узнай птицу!” Цель: развивать диалогическую речь, прививать детям интерес к жизни пернатых. 24. Непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению с птицами «Птицы наши друзья». Цель: продолжать углублять знания детей о птицах: внешнем виде, среде обитания, повадках, их пользе. Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме. 25. Дидактическая игра «Что это за птица?». Цель: учить детей описывать птиц по их характерным признакам. 26. Подвижная игра «Голубь». Цель: упражнять в произношении звуков «Л» и «Р». | 4.02.14. 6.02.14. 10.02.14. 12.02.14. 19.02.14. | 50. Составление фото-отчета на сайт детского сада. Общие выводы по проекту. 51. Фотовыставка «На моей кормушке.» Цель: учить детей по фотографиям составлять рассказ о том, как они кормили птиц зимой, мастерили кормушки. 52. Игра - инсценировка «Зимний разговор через форточку» Цель: выделить роли зимующих птиц: воробья, дятла, синицы и друзей птиц – детей. 53. Дидактическая игра«Птички на ветках”. 54. Развлечение «Птицы наши соседи на земле». |
Сценарий экологического развлечения «Птицы -наши соседи на земле». Для детей подготовительной группы.
Составила Аблюзина Гузель Ирековна . Воспитатель МАДОУ № 6 «Лейсан» города Туймазы.
Цель: развивать экологическое мышление и творческое воображение, опираясь на знания, полученные при реализации проекта «Накормите птиц зимой».
Задачи:
Образовательные: уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах республики Башкортостан; формировать умения и навыки наблюдения за птицами.
Воспитательные: вызвать доброжелательное отношение к природе родного края и птицам; вызвать стремление беречь их и помогать зимующим птицам.
Коррекционные: вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания; совершенствовать монологическую речь с опорой на предметно-схематические модели; совершенствовать диалогическую речь, как средство общения.
Предварительная работа: Беседы о птицах, наблюдение за птицами, чтение рассказов, сказок и стихотворений о птицах, рассматривание иллюстраций.
Оборудование к викторине:
Предметный ряд: картинки птиц, изображение кормушки и различных птиц, карточки для игры «четвертый лишний» на каждого участника, фишки. Музыкальный центр.
Музыкальный ряд: вальс из передачи «В мире животных», музыка З. Компанейца, голоса птиц.
Изобразительный ряд: иллюстрации с изображением птиц.
Звучит магнитафонная запись « пение птиц в лесу»
Дети заходят в зал делятся на две команды «Синички» и «Снегири» и садятся на стулья в центре зала.
Воспитатель: Дети сегодня мы собрались вклубе любителей природы. Сегодня мы отправимся с вами в путешествие . А куда? Попробуйте угадать. (Звучит аудиозапись «голоса птиц»).
Правильно, мы отправимся в мир птиц!
У нас 2 команды: 1.команда «Снегири», вторая команда «Синички».
- Задание.
Воспитатель: Общаясь с птицами, животными, растениями человек становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются самые лучшие человеческие качества. Став взрослыми, мы часто вспоминаем детство. Многое, конечно, забывается, но то, что связано с природой, навсегда остается в памяти. Разве можно забыть то чудное ощущение, когда мы подкармливаем зимующих птиц, когда попадем в сказочный зимний лес!
Сегодня мы будем говорить о птицах, наших соседей по планете.
Воспитатель : Первое задание для наших команд называется «Четвёртый лишний». У меня есть для вас интересная игра «Четвёртый лишний», на карточках изображены птицы, нужно определить, по какому признаку они объединены, а кто является лишним и почему.
Сорока, индюк, курица, утка.
(Сорока- дикая птица).
Соловей, канарейка, щегол, трясогузка.
(Трясогузка не певчая птица).
Лебедь, скворец, снегирь, ласточка.
(Снегирь – зимующая птица).
Синица, воробей, голубь, гусь.
(Гусь – домашняя птица).
Колибри, попугай, дикая утка, сова.
(дикая утка - водоплавающая птица).
Сова, ворона, грач, дятел.
(Сова – ночная птица).
Лебедь, петух, чайка, цапля.
(Петух место обитания в сельской местности )
Снегирь, орел, ястреб, филин.
(Снегирь не хищная птица).
Ласточка, аист, страус, трясогузка.
(Страус не летает).
Дикий гусь, сорока, синица, снегирь.
(Дикий гусь- перелетная птица).
Воспитатель : Покормите птиц зимой
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
(А. Яшин)
- Задание .
Воспитатель: Птицы несут нам радость, они наши верные помощники и друзья, защитники наших лесов. Следующее задание называется «Ты мне,я тебе».
Загадки про птиц:
1. Днем спит, ночью летает и прохожих пугает / Сова/
2. Мальчишка в сером армячишке по дворам шныряет, крохи подбирает по полям ночует, зернышки ворует. / воробей/
3. Самая маленькая птица в мире? / колибри/
4. Не человек, а говорит / попугай/
5. Стучит по стволу дерева как молоточком. (Дятел)
6. Она подбрасывает свои яйца в чужие гнезда. (Кукушка)
7. Маленькая птичка с ярко-красной грудкой. (Снегирь)
8. В былые времена его отправляли с письмами и посланиями. (Голубь)
9. Птицы, считающиеся символом верности. (Лебеди)
10. Городская птичка, передвигающаяся мелкими скачками. (Воробей)
11. Крупная птица, живущая в лесу, на которую охотятся. (Тетерев)
12. Белая болотная птица с длинной шеей, длинным красным клювом и длинными красными ногами. (Аист)
13. Самая большая хищная птица с очень зорким зрением. (Орел, )
14. Птица, от которой произошло название скворечника. (Скворец)
15. Хищная ночная птица, издающая звуки «ух» и «угу». (Филин, сова)
16. Всеядная дикая птица, обладающая высокими умственными способностями. (Ворона)
17. Всеядная черная птица с белыми боками и кончиками крыльев. (Сорока — белобока)
18. Перелетная птичка, красиво поющая звонкими трелями. (Соловей)
19. Изящная маленькая птичка, чье гнездо под крышей, согласно поверью, приносит счастье жильцам. (Ласточка)
20. В тёплый край не улетают, на морозе распевают, эти птички-невелички называются … (синички)
Воспитатель: Молодцы вы очень хорошо справились с этим заданием. Ведущий:
Спасибо! Загадки отгаданы. Сколько на свете удивительных птиц! Важно помнить: все птицы интересны, все нужны, всех надо беречь, ведь они наши соседи на планете, наши друзья.
А теперь давайте вспомним стихи про птиц ( дети рассказывают стихи про птиц).
Приложение 2.
Музыкальная игра «Журавли и охотники».
Цель: повысить творческую активность детей, пробудить фантазию, поднять настроение, развивать собранность, внимательность, умение управлять своими эмоциями и действиями, навыки коллективной и слаженной деятельности.
- Задание командам.
игра «Узнай птицу по голосу».
Воспитатель: Послушайте, как красиво поют птицы, как их много, и какое разнообразие их голосов… а кто из вас слушает птиц, когда идет из дома в детский сад, или просто гуляет? /Ответы детей/ И не случайно мы слушаем нам всем нравятся голоса птиц.
А вот и третье задание командам. Нужно узнать птицу по голосу.
Звучит магнитафонная запись голосов птиц: воробья, синицы, вороны, сороки, голубя, кукушки, соловья.
4 . Задание.
Воспитатель: Мы с вами много читали сказок и рассказов о птицах. Давайте проведем небольшую викторину.
У Алёнушки – сестрицы унесли братишку птицы. Назовите их. (Гуси-лебеди).
Птица, которая помогла Дюймовочке попасть в страну эльфов? (Ласточка).
Волшебная птица с золотым оперением? (Жар-птица).
Кем была жена князя Гвидона в сказке о царе Салтане? (Царевна-лебедь).
Птица, которая заставила плакать деда и бабку из-за яйца? (Курочка Ряба).
У кого лиса была в гостях, и, обидевшись, преподнесла угощение на тарелке? (Журавль).
Какие птицы жили у бабуси? (Два весёлых гуся).
Воспитатель: Вы просто молодцы, и хорошо разбираетесь в птицах.
Подвижная игра «Перелетные птицы».
Цель: Создать условия для сохранения и укрепления здоровья.
Задачи: Укреплять здоровье играющих.
Способствовать их правильному физическому развитию.
Содействовать овладению жизненно необходимых двигательных навыков.
Совершать игровые действия в соответствии с текстом.
Формировать умение двигаться в разных направлениях, не наталкиваясь, друг на друга.
Развивать ориентировку в пространстве.
Воспитывать выдержку, терпение.
- Задание.
Воспитатель: Кто-то перепутал домики птиц, давайте поможем каждой птичке найти свой домик и место ее обитания.
Игра «Кто в домике живет?»
Дети собирают из перепутанных карточек между собой птицу, домик птицы, место ее обитания.
- Клест строит свое гнездо на ели.
- Ласточка строит свои норки на высоких берегах рек.
- Дятел живет в дупле.
-Соловей прячет гнездо в густом кустарнике у самой земли
- Вороны строят свои гнезда на высоких деревьях.
- Скворец живет в скворечнике возле жилища человека
6. Сюрпризный момент.(звучит магнитафонная запись голоса птиц). В зал вносят черный ящик.
Воспитатель: Послушайте загадку и попробуйте отгадать какая птица находится в нашем волшебном ящике.
В клетке целый день сидит,
И под нос себе твердит,
Но услышав двери скрип,
Он кричит "Филипп-Филипп",
Кеше пить быстрее дай,
Кто же это? …
Ответ: Попугай
(Показ попугая)
Ведущий: Посмотрите, какие красивые кормушки изготовили папы вместе с детьми.
«Парад кормушек» (дети демонстрируют изготовленные совместно с родителями кормушки, просмотр всех кормушек, слова благодарности, восхищения).
Итог занятия:
Воспитатель: . Обе команды «Синички» и «Снегири» поработали очень замечательно и набрали одинаковое количество очков. Теперь мы с гордостью можем сказать
-Победила дружба.
Вы очень много узнали нового о мире птиц, поэтому смело можете называться юными орнитологами. Желаю вам новых интересных открытий в окружающем вас мире живой природы.
Любите птиц! Оберегайте их!
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ссылка на статью в сборнике Международной научно-практической конференции от 23-25 апреля 2012 года, г. Москва
Статья "Современные подходы к использованию информационных технологий в образовании", опубликованная в сборнике СМИ "НУМИ" материалов Международной научно-практической конференции "Инновационные проце...
статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...
Статья на межрегиональную научно-практическую конференцию ГБОУ ДПО НИРО. Тема:"Развитие общения и взаимодействия детей раннего дошкольного возраста со взрослыми в сюжетно-ролевой игре"
Статья на межрегиональную научно-практическую конференцию кафедры теории и методики дошкольного образования ГБОУ ДПО НИРО «Экология дошкольного детства: факторы культуры, безопасности, воспитания и пр...
Статья в журнале "Дошкольная педагогика" № 5 (140)/май/2018
Инновационный подход к организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе детей, имеющих нарушения в интеллектуальном развитии...
Статья в журнале "Дошкольная педагогика" № 4 (129)/апрель/2017
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с особыми образовательными потребностями...
Статья на тему «Вовлечение родителей в независимую оценку качества дошкольного образования», вошедшая в сборник XXII Международной научно-практической конференции «Психология и педагогика детства: векторы взаимодействия» стр 5 - 15
Выступление на тему "Вовлечение родителей в независимую оценку качества дошкольного образования" вошла в сборник XXII Международной научно-практической конференции "Психология и педагог...
Статья в сборнике научно-практической конференции 13 апреля 2022 года в Минске Беларусь. "Наука 21 века:актуальные вопросы, инновации и векторы развития"
Статья называется "Мультипликация средство как средство всестороннего художественног- эстетического развития личности ребенка развития в условиях разновозрастной группы" В с татье опис...