Проектная деятельность
статья (подготовительная группа) на тему

Кондрашова Юлия Николаевна

Информация для воспитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_konferentsiya_proektnaya_d-t.docx25.54 КБ

Предварительный просмотр:

Бойко Ольга Викторовна, Бондарева Татьяна Михайловна, Кондрашова Юлия Николаевна, Мизилина Нина Дмитриевна  

Boyko Olga Viktorovna, Bondareva Tatyana Mihaylovna, Kondrashova Yuliya Nikolaevna, Mizilina Nina Dmitrievna

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад  № 73 «Мишутка», Россия, Старый Оскол

Municipal Autonomous Preschool Educational Institution  nursery school № 73 «Mishutka», Russia, Stary Oskol

l.y.l.y.k@mail.ru; 8-951-137-99-11; Лесной 12 – 60, 309516

Технология организации проектной деятельности в соответствии ФГОС ДО.

Technology of organization of project activities in accordance with FSES PI.

Аннотация

Annotation

Данная статья освещает вопросы актуальности применения проектно-исследовательской деятельности в свете Нового Закона «об образовании», ФГОС ДО, рабочей программы ДО; методику организации проектной деятельности в ДОУ, этапы работы над проектом, прогнозируемые результаты, группы умений, формируемые проектным методом, роль родителей в проектной деятельности, практическую реализацию проектов детей дошкольного возраста.

This article highlights questions of actuality of applying of project and research activity in the light of new Law “about education”, FSES (Federal State Educational Standard) PI (Preschool Institution), the working programs of PI, the method of organization of project activity in PEI (Preschool Educational Institution), the stages of work on the project, expected results, group skills, formed by a project method, the role of parents in project activities, the practical realization of the projects of children of preschool age.

Ключевые слова

Keywords

Проект; проектная деятельность; педагогическая технология; ФГОС ДО; дошкольный возраст.

Project; project activity; pedagogical technology; FSES PI; preschool age.

В связи с введением 1 сентября 2013 г. в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. Оно остаётся в отличие от общего образования необязательным, но существенным образом меняется отношение к дошкольному образованию как к ключевому уровню развития ребёнка. [1]

В ФГОС ДО от 17 октября 2013 г. № 1155, который вступил в действие с 1 января 2014 года, прописано – нужно развивать мотивационную готовность к обучению. После дошкольной жизни должно появиться желание учиться.

Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и её объёму программа направлена на создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности. [2]

Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая способствует профессиональному развитию педагогических работников; создаёт условия для развивающего вариативного дошкольного образования; создаёт условия для участия родителей в образовательной деятельности. [2]

Взаимодействие с родителями по вопросам образования ребёнка, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе включения потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. [2]

Метод проектов как педагогическая технология – это совокупность исследовательских, поисковых проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие творческого мышления.

Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребёнка, в этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира детей. Коллективная работа в подгруппах даёт им возможность проявить себя в различных видах речевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.

Основное предназначение проектов – предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.

Из этого следует, что выбранная тема «проецируется» на все образовательные области, предлагаемых в ФГОС, и на все структурные единицы образовательного процесса, через различные виды детской деятельности. Получается целостный, а не разбитый на части образовательный процесс. Это позволяет «прожить» ребёнку тему в разных видах деятельности, не испытывая сложности перехода от предмета к предмету, усвоить большой объём информации, осмыслить связи между предметами и явлениями. [3]

Метод проектов – система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий – проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-либо проблемы.

Основной тезис современного понимания метода проектов заключается в том, что дети понимают, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут их использовать в своей жизни.

В образовательной практике и в своей выделяем  этапы работы над проектом:

  1. Целеполагание: помогаем ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.
  2. Разработка проекта, или деятельности по достижению цели: к кому обратиться за помощью, в каких источниках можно найти информацию, какие предметы можно использовать, с какими предметами научиться работать.
  3. Выполнение проекта (практическая часть).
  4. Публичное представление проектной деятельности.
  5. Подведение итогов, определение задач для новых проектов. [4]

Темой проектов могут стать определённый раздел образовательной программы, программы дополнительного образования. Но если тема возникает по инициативе детей, то мы, педагоги, это очень ценим и поддерживаем начинания детей.

Чаще всего проектная деятельность начинается с вопросов: Что я уже знаю об этом? Что нужно сделать? Вместе с детьми намечаем план, определяем продукт и вид презентации.

Задачи обучения проектной деятельности для каждого возраста дошкольников различны. Например, А. И. Ромашкина это следующим образом.

Младший дошкольный возраст: вхождение детей в проблемную и игровую ситуацию; активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации; формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности. [5]

Так, в проекте «Лаборатория неживой природы» для детей младшей возрастной группы была сформулирована проблема – как познакомиться с неживой природой.

Цель: обогащение представлений детей об объектах неживой природы, встречающихся, прежде всего, в ближайшем окружении.

В группе с помощью родителей была создана такая лаборатория, к счастью, не требующая особых материальных затрат. Это разнообразные совки, ведёрки, формы, лейки, воронки, инвентарь для экспериментов из бросового материала и главный атрибут этой лаборатории – игровой персонаж Незнайка.

С его помощью дети узнали, что обыкновенная вода – это удивительное вещество, также познакомились со свойствами песка, глины, научились обнаруживать воздух в окружающем пространстве, обратили внимание на свойства воздуха. Провели опыты с детьми, которые показали им, что внутри человека есть воздух.

Результатом работы лаборатории стало не только обогащённое представление детей об объектах неживой природы, но и освоение простых форм наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

Задачами проектной деятельности в старшем дошкольном возрасте стали по определению А. И. Ромашкиной: формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов; развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

В старшем дошкольном возрасте появляются соответствующие виды проектной деятельности: комплексные (выставка творческих работ и праздники – «Моя Родина – Россия», «Дорогая моя столица», «Космонавты живут на земле», «Защитники природы», «Метеоплощадка», «День птиц», «Осенняя пора»), творческие (спектакль для малышей, вернисаж «Красивое своими руками», «Концерт для мам»), индивидуальные («Зверьё моё», «Моя семья»), практико-ориентированные (благоустройство группы, оформление и уход за клумбой, участком), исследовательские («Почему болеют дети», «День и ночь», «Здоровое питание», «Растения-фитотерапевты», «Цветочное наслаждение», «Детский сад моей мечты»).

К оценке конечного продукта и рефлексии промежуточных результатов привлекаются дети. Рефлексия способствует осознанному выполнению деятельности, развитию таких личностных качеств, как ответственность, настойчивость, инициативность и др.

Совместный проект обязательно должен быть доведён до конца. Ребёнок непременно должен увидеть и ощутить плоды своего труда.

Проектная деятельность может быть зафиксирована в виде традиционного плана воспитательно-образовательной работы с пометкой «проект».

В таблице показана специальная проектная карта, в которой указываются виды коллективной деятельности, через которые реализуются отдельные этапы проекта.

Проектная карта [7]

Основные виды деятельности детей, организация которых обеспечивается воспитателем

Дни недели

П

В

С

Ч

П

ООД

Наблюдения, экскурсии, прогулки

Рассказывание

Экспериментирование, моделирование

Дидактические игры

Художественная деятельность

Театрализованные игры

Конструирование

Спортивные игры

Таким образом, проектная деятельность обладает огромным потенциалом в интеллектуальном, эмоционально – волевом и социальном развитии личности, является одним из наиболее оптимальных путей обеспечения субъективной позиции ребенка в образовательном процессе. Участие в проекте обеспечивает активную практику ребенка в разных видах деятельности, развитие у него  созидательно – творческого отношения к миру, самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности. проектная деятельность способствует развитию мышления как способности предположить возможные результаты своих действий. При этом развивается способность ставить цели и осуществлять действия, необходимые для их достижения, способность целенаправленного наблюдения, размышления, рассуждения. Проектная деятельность является обязательной современной технологией в системе дошкольного образования, исходя из  ФГОС ДО.

Список литературы

  1. Евдокимова Е.С.. Технология проектирования в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
  2. Евдокимова Е.С.. Технология проектирования в образовательном пространстве детского сада. – Волгоград, «Перемена», 2010.
  3. Морозова Л. Д.. Метод проектов в деятельности ДОУ. – журнал Детский сад от А до Я, №2, 2006.
  4. Морозова Л. Д.. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
  5. Федеральный Государственный Стандарт Дошкольного Образования, 2013.
  6. Федеральный Закон об образовании в Российской федерации, 2016.
  7. Яковлева Н.О. Концепция педагогического проектирования: методологические аспекты: Монография. – М., Информационно-издательский центр АТиСО, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

Семенар - практикум "Организация проектной деятельности в условиях детского сада. Типы проектной деятельности"

В условиях Федерального образовательного стандарта к образованию предъявляются принципиально новые требования. Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего...

«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»

В статье представлен опыт работы  по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....

Доклад для семинара «Проектная деятельность – как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольника» на тему: «Продукты и результаты реализации проектной деятельности в ДОУ. Из опыта работы».

В настоящее время государство поставило перед образовательными учреждениями достаточно ясную и важную задачу: подготовить как можно более активное и любознательное молодое поколение. В основных програ...

Организация проектной и исследовательской деятельности воспитанников ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО: проектная деятельность педагога

1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем  общего образования. Оно остается в отличие от общего образо...

Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...