Мастер-класс "Артикуляционная гимнастика"
методическая разработка на тему
Мастер-класс о важности проведения артикуляционной гимнастики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное образование
«ДСОВ № 135»
Мастер-класс
Артикуляционная гимнастика
Воспитатели: Светлолобова С. Л.
г. Братск – 2013-2014г.
Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребёнка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям родителей, педагогов и людей, в окружении которых малыш растёт и развивается. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков.
Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.
Работая в этом направлении, мы убедились, что это одно из актуальных видов работы с дошкольниками. Известно, что игровые задания помогают воспитывать интерес к окружающему, стимулируют познавательную активность детей. Способствуя развитию речевой и мыслительной деятельности, игра снимает напряжение, обычно возникающее у детей во время занятий. Практического материала по речевой деятельности очень много, но тема является мало изученной. В своей работе мы наметили интересные формы логопедического воздействия на ребёнка с использованием игры, эмоциональной стимуляции. Роль педагога остаётся значительной на протяжении всего педагогического процесса, эффективность которого зависит от его профессионализма. Воспитатель должен помогать детям, а не заставлять выполнять их беспрекословно его задания, так как не все дети одинаково быстро усваивают условия.
В толковом словаре Ожегова даётся объяснение слова «артикуляция» - это работа органов речи при произнесении звука.
С дошкольниками для овладения ими норм звукопроизношения родного языка нужно проводить работу, сочетающую упражнения, направленные на развитие артикуляционной моторики, тонких движений пальцев рук, дыхание, а так же на развитие эмоциональной сферы ребёнка.
Артикуляционная гимнастика это не только чёткая выработка позиций губ и языка. Мы хотим предложить вам комплекс упражнений, которые используем в работе и они позволяют решить ряд задач – а именно:
- Улучшить координацию движений пальцев рук
- Выработать правильное речевое дыхание
- Развить интонационную выразительность голоса
- Научить выражать свои чувства и эмоции
- Совершенствовать пластику движений
Очень часто дефекты и затруднения в речи не только от возрастных особенностей, и не от физиологических патологий гортани, языка, губ, но и от психологического состояния (у детей возникает неуверенность в себе, тревожность, раздражительность и даже агрессивность…) помочь избавиться от этого комплекса помогут психогимнастика и пластические этюды.
Хорошо помогает снять напряжение и расслабиться массаж и упражнения для мышц шеи и головы.
В работе по артикуляционной гимнастике мы разучиваем с детьми стихи, потешки для развития мелкой моторики и координации движений в сочетании с речью (пальцы наделены большим количеством рецепторов посылающих импульсы в центральную нервную систему)
Также способствует развитию голосового аппарата мимические упражнения для жевательно-артикуляционных мышц, упражнения, направленные на развитие переключаемости мышц органов артикуляции, речевая зарядка.
В своей работе по артикуляционной гимнастике применяем комплексные упражнения куда входят поэтапно: развитие мелкой моторики или координация движений в сочетании с речью, мимические упражнения, упражнения для мышц шеи или самомассаж, для жевательно-артикуляционных мышц, для губ и щёк, для языка, развитие силы голоса или переключаемости органов артикуляционного аппарата, психогимнастика или пластические этюды. Детьми материал осваивается лучше если все упражнения связаны одной тематикой («Животные», «Транспорт», «Времена года» и т. д.) составляя комплексы мы учитываем возрастные возможности детей. При отборе материала соблюдается определённая последовательность. Сначала мы даём самые простые упражнения, развивающие подвижность артикуляционных мышц. Далее используются упражнения на переключаемость движений и согласованность органов артикуляционного аппарата (губ, языка).
Проводить комплекс упражнений можно не только как часть занятия по развитию речи, но и в любой момент пед. процесса. В нашей группе мы включаем их в утреннюю гимнастику, при выполнении режимных моментов, как организационную игру пред занятием, на прогулке, вовремя игр…
Что нужно знать, работая с детьми над развитием артикуляционной моторики?
- Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закрепились и становились более прочными.
- Упражнения должны занимать не менее 5 минут
- Взрослый должен быть правильным образцом для чёткого показа детям
- Не подгонять, а ждать и терпеливо отрабатывать движение
- Не указывать на неудачу (иногда неудача ведёт к отказу от дальнейшей работы) нужно подбодрить его и вернуться к более простому, уже отработанному материалу
- Наберитесь терпения и выдержки, это трудная работа запомните, похвала и поощрения придадут малышу уверенность в своих силах и помогут быстро овладеть тем или иным действием, а значит, быстрее овладеть правильным произношением звуков речи.
Комплекс упражнений «Времена года»
«Зима»
- Развитие мелкой моторики
Выполнять движение пальчиками и руками в соответствии с содержанием стихотворения:
Мы во двор пошли гулять
1,2,3,4,5 ( загибать пальцы по одному)
Мы во двор пошли гулять
Бабу снежную лепить
(имитация лепки снежков)
Птичек крошками кормила
(тереть пальчик о пальчик)
С горки мы потом катались
(провести указат. Пальцем одной руки по ладони другой)
А ещё в снегу валялись
(поворачивать ладонь вверх-вниз)
Все в снегу домой пришли
(отряхивать ладошка об ладошку)
Съели суп (имитация еды ложкой)
И спать легли (руки под щёку)
2. Мимические упражнения
Выразить своё состояние и настроение в разное время зимы: радуемся первому снегу, ёжимся от ветра, нас пробивает дрожь от мороза, любуемся зимним небом…
Передать грозную имитацию деда Мороза
Дед Мороз проспал в постели,
Встал сосульками звеня:
-Где вы вьюги и метели?
Что не будите меня?
Выразить мимикой, жестами и движением настроение и действия зимы. Вот Зима – волшебница нарядила деревья и кусты в белые одежды, усыпала блёстками и серебром землю. А вот Зима – старуха, заморозила птиц, людей и зверей, сковала реки льдами и т. д.
3.Упражнение для щёк и губ.
Снеговики радуются снегу и морозу ( надуть щёки – весёлое выражение глаз)
Солнце светит ярко – Снеговику грустно (опустить уголки губ вниз – глаза печальные)
4.Упражнение для языка.
Сосулька: высунуть «острый» язык или можно дальше изо рта и удержать его в таком положении
Санки – ледянки: сделать язык «чашечкой»
Горка: открыть рот, опустить язык на нижнюю губу, выгнуть спинку языка «горочкой»
Саночки: рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижать к верхним коренным зубам. Движения вперёд-назад. Сделать чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не касались зубов.
Ветер: язык трубочкой – вытягивать изо рта и убирать обратно
5.Развитие речевого дыхания и голоса.
«Вьюга»: старая седая, с ледяной клюкой, вьюга ковыляет Бабою-Ягой. Воет вьюга: «З-з-з-з-з».(с усилением звука) застонал лес от вьюги: «М-м-м-м» (тихо) тяжело стонут кедры «м-м-м» (низким голосом) стонут берёзы «м-м-м-м» (нежно) шумят ели «Ш-ш-ш-ш»
Вьюга тише «С-с-с-с-с» (от громкого звука к тихому)
6. Речевая зарядка.
Мороз колдует:
Разыграйтесь-ка, метели
Гнитесь ниже сосны, ели.
Всё что есть в моём лесу,
я засыплю занесу!
7.Пластические этюды. Психогимнастика.
Обыгрывание ситуации «Новый год». Изобразить деда Мороза, Снегурочку, ёлку, зверей, которые спешат на праздник.
Пластический этюд. Изобразить зимние забавы: бросание снежков, катание на коньках, лыжах, лепить снежную бабу, катаете кукол на санках…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/15/picture-315898-1381858835.jpg)
Бодрость ,грацию и пластику- дарит нам гимнастика.Сюжетный урок ритмической гимнастики с элементами художественной гимнастики
Игровой метод придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений.повышаетэмоциональный фонзаняий.способствует развитию мышления, воображ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/05/picture-701602-1446736386.jpg)
Планирование утренней гимнастики и гимнастики после дневного сна с элементами дыхательной гимнастики и самомассажа
Планирование для средней группы на первое полугодие....
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/21/picture-1051259-1548077099.jpg)
Картотеки для 2 младшей группы на учебный год: прогулки, подвижные игры, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, дыхательная гимнастика, физминутки
Картотеки для использования во 2 младшей группе на весь учебный год(карточки прогулок, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, подвижные игры, дыхательная гимнастика, физминутки)...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/10/picture-1070106-1586533227.jpg)
«Пальчиковая гимнастика и игры,Дыхательная- гимнастика,Гимнастика для глаз»
laquo;Пальчиковая гимнастика и игры,Дыхательная- гимнастика,Гимнастика для глаз»...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/09/picture-228167-1586443441.jpg)
Комплекс картотек пальчиковой гимнастики, артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики для детей младшего дошкольного возраста (4 – 5 лет)
В комплекс входят картотеки: пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика. для проведения здоровьясберегательных технологий....
Комплекс утренней гимнастики, гимнастики после сна, дыхательной гимнастики
Комплекс утренней гимнастики, гимнастики после сна, дыхательной гимнастики...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/02/picture-1302079-1609603517.png)
Картотека по здоровье сберегающим технологиям: комплекс утренней гимнастики, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика и картотека по сюжетно-ролевым играм для детей.
Закаливающие мероприятия Одним из основных направлений оздоровления детей является использование комплекса закаливающих мероприятий. Закаливание - это активный процесс, предста...