Педагогическая идея
проект (средняя группа) на тему

     «Познание начинается с удивления.»

Аристотель

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_tema.docx726.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Шербакульского муниципального района Омской области

«Детский сад «Чебурашка»

«Педагогическая идея»

Тема: «Формирование у дошкольников представлений о признаках,

качествах и свойствах объектов окружающего мира

путём опытно-экспериментальной деятельности в детской лаборатории «Знайки».

Воспитатель 1 категории

Шевцова Анастасия Викторовна

Шербакуль 2017г

  1. Актуальность «идеи»

     «Познание начинается с удивления.»

Аристотель

        Как подвести детей к простейшему пониманию элементарных закономерностей окружающего мира, побуждать делать выводы и обобщение?

Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является опытно-экспериментальная деятельность

 Стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведенья о мире – важнейшие черты нормального детского поведения. Изучая исследования российских ученых А.Н.Леонтьева, С.Л. Новоселовой, Н. Н. Поддъякова можно позволяют сформулировать следующую мысль: в экспериментировании мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, знаний (познавательная форма экспериментирования)

Маленький человек еще не осознает сущности всех явлений, но уже знает, что не все в мире одинаково и хочет узнать еще больше об окружающем его пространстве. Именно это внутреннее стремление к познанию порождает исследовательское поведение ,чем активнее ребенок трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает…, то есть активно участвует в образовательном процессе, тем быстрее развиваются его познавательные способности и повышается познавательная активность

    И поэтому я решилась на создание в своей группе детской мини –лаборатории «Знайки»

2.Новизна «идеи».

   Новизной моей темы является реализация наглядного схематического алгоритма действий «Волшебный цветок», составленного по системе «от простого к сложному»(приложение1)

3.Цель «идеи».

    Целью является формирование познавательного интереса к объектам окружающего мира ,овладение средствами познавательной деятельности, а именно использование простейших алгоритмов действий и  обследования объектов.

  4.   Задачи.

- развитие познавательных способностей через  опытно-экспериментальную деятельность;

-учить сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы используя алгоритм действий;

- развивать собственный познавательный опыт с помощью наглядных средств: символов,  схем, условных знаков;

- формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

5. Модель организации экспериментирования

    Для достижения поставленных мной целей и задач я выполняла следующие действия

- составила тематический  план работы с детьми по экспериментальной деятельности.

-создала центр опытно-экспериментальной деятельности «Всезнайки»

- составила картотеку  проведения опытов и экспериментов.

- составила картотеку  схем,таблиц элементарных опытов

-обучение воспитанников навыкам опытно-экспериментальной деятельности посредством использования алгоритма действий «Волшебный цветок»  

-создание у воспитанников и их родителей устойчивого интереса к экспериментальной деятельности.

6. Методы и приемы организации опытно-экспериментальной деятельности

В работе по организации опытно-экспериментальной деятельности  ,я использую комплекс разнообразных методов и приемов. Их выбор определяется возрастными возможностями, а также характером воспитательно-образовательных задач.

- постановка и решение вопросов проблемного характера;

- наблюдения;

- элементарный опыт;

- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов

- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

- использование художественного слова;

- игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;

- трудовые поручения, действия.

Для положительной мотивации деятельности я использую различные стимулы:

-внешние стимулы (новизна, необычность объекта);

-тайна,  сюрприз;

-мотив помощи;

-познавательный мотив (почему так?)

-ситуация выбора;

Перспективный план работы

с детьми среднего дошкольного возраста

Месяц

Темы игр-

экспериментов

Программное содержание

Материалы и оборудование

Сентябрь

4 неделя

«Экскурсия в детскую лабораторию»

Уточнить представление детей о том, кто такие ученые (люди,изучающие мир и его устройство

Рассказать детям о способе познания мира - эксперименте (опыте), о назначении детской лаборатории.Расширять представления детей о культуре поведения в детской лаборатории.

Игрушка - дед Знай, баночка с водой, бумажные полотенца, стакан с водой, в которую добавлены чернила; духи и ванилин, яблоко, барабан, металлофон, мяч.

Октябрь

1 неделя

«Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем!»

 Познакомить с алгоритмом

действий «Волшебный цветок»

Закрепить представления детей об органах чувств, их назначении (уши – слышать, узнавать различные звуки; нос – определять запах; пальцы – определять форму, структуру поверхности; язык – определять на вкус).

Ширма  с тремя круглыми прорезями (для рук и носа), газета, колокольчик, молоток, два камня, погремушка, свисток, футляры от киндер–сюрпризов с отверстиями;

чеснок в футляре,

кусочек апельсина; поролон с духами,

лимон.

Октябрь

3 неделя

«Прозрачная вода»

Выявить свойства воды, подвести к пониманию, что вода прозрачная (прозрачная,  без запаха, льется, имеет вес).

Две непрозрачные банки (одна заполнена водой, другая - нет), с широким горлышком, ложки, маленькие ковшики, таз с водой, поднос.

Ноябрь

3 неделя

«Подушка из пены»

Развить у детей представление о плавучести предметов в мыльной пене(плавучесть зависит не от размеров предмета, а от его тяжести)

На подносе миска с водой, венчики, баночка с жидким мылом, пипетки, губка, ведро, деревянные палочки, различные предметы для проверки на плавучесть.

Декабрь

2 неделя

«Каждому камешку свой домик»

Учить детей уметь классификации камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые); показать детям возможность использования камней в игровых целях

Различные камни, четыре коробочки, подносы с песком, модель обследования предмета, картинки – схемы, дорожка из камешков.

Декабрь

3 неделя

«Можно ли менять форму камня и глины»

Выявить свойства глины (влажная, мягкая, вязкая, можно изменять ее форму, делить на части, лепить) и камня (сухой, твердый, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на части).

Дощечки для лепки, глина, камень речной, модель обследования предмета.

Дощечки для лепки, глина, камень речной, модель обследования предмета.

Январь

3 неделя

«Тающий лед»

Определить, что лед тает от тепла, от надавливания, что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находится.

Тарелка, миска с горячей водой, миска с холодной водой, кубики льда, ложка, акварельные краски, разнообразные формочки, веревочки

Январь

4 неделя

«Разноцвет

ные шарики»

Получить путем смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой

Палитра, гуашевые краски: синяя, красная, белая, желтая; тряпочки, вода в стаканах, листы бумаги с контурным изображением шариков.

Февраль

2 неделя

«Все увидим, все узнаем»

Познакомить детей с прибором – помощником – лупой и ее назначением

Лупы, маленькие пуговицы, бусинки, семечки, мелкие камешки и прочие для рассматривания, цветные карандаши

Февраль

3 неделя

«Песочная страна»

Выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого - можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка.

Песок, вода, лупы, листы плотной цветной бумаги, клеевые карандаши.

Март

1 неделя

«Водяная мельница»

Развивать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы

Игрушечная водяная мельница, таз, кувшин с водой, тряпка

Март

2 неделя

«Звенящая вода»

Показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук.

Поднос, на котором стоят различные бокалы, вода в миске

Апрель

3 неделя

«Что отражается в зеркале?»

Познакомить детей с понятием «отражение», найти предметы, способные отражать.

Зеркала, ложка, стеклянная ваза, алюминиевая фольга, рабочие лисы, сковорода.

Апрель

4 неделя

«Волшебное сито»

Познакомить детей со способом отделения камней от песка; мелкой крупы от крупной с помощью сита; развить самостоятельность.

Совки,  различные сита, ведерки, крупа манная и рис, песок, мелкие камешки

Май

1 неделя

«Игры с песком»

Закрепить представления детей о свойствах песка, развить любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей, развить конструктивные умения.

Большая детская песочница, в которой оставлены следы от пластмассовых животных, игрушки – животные, совки, детские грабли, лейки.

Май

2 неделя

Диагностирование детей

   7.   Мониторинг реализации проекта

   Цель: выявление знаний детей о  признаках,качествах и свойствах объектов окружающего мира

1. Вопросы для выявления знаний детей о воде.

2. Серия вопросов о снеге.

3. Серия вопросов о льде.

4. Серия вопросов о глине.

5. Серия вопросов о песке.

  8. Ожидаемый результат:

Воспитанник при переходе в старшую группу  должен уметь:

-умение различать объекты, выделять их признаки и свойства;

-умение находить различия и сходства объектов

-проявление желания сотрудничать со взрослым;

- умение самостоятельно действовать в соответствии с алгоритмом, достигать

  результата.

-пытаться выделить  проблему, которую необходимо разрешить;

-предложить  возможные решения;

-пытаться делать выводы с помощью схем

- соблюдать правила техники безопасности при проведении опытов.

Мой алгоритм действий,который я использовала  для изготовления «Волшебного цветка»(приложение1)

- постановка проблемы, которая должна быть решена

- что нужно сделать, чтобы эта задача была решена(думаем !)

- поиск путей решения(делаем!)

- проверка этих путей решения;(смотрим!,нюхаем!,пробуем!)

- умозаключения, выводы.(делаем вывод!)

-фиксация результата

На начальном этапе используются не все лепестки ,раскрытие лепестков происходит постепенно .

И в заключении хочу дополнить всё китайской пословицей:

«Расскажи — и я забуду,

 покажи — и я запомню,

 дай попробовать, и я пойму»

Приложение 2

1. Вопросы для выявления знаний детей о воде:

Что ты знаешь о воде?

Какую  форму, запах, цвет имеет вода?

Для чего нужна вода в жизни животных и растений?

Где используется вода человеком?

2. Серия вопросов о снеге:

Что ты знаешь о снеге?

Какую форму, запах, цвет имеет снег?

Откуда появляется снег, почему?

Для чего нужен снег человеку?

Чем отличается вода от снега?

Что быстрее тает лед или снег?

Чем отличается вода ото льда, вода от снега?

Что общего у снега и льда? Воды и льда?

3. Серия вопросов о льде:

Что такое лед?

Для чего нужен лед?

Какую форму, запах, цвет имеет лед?

Что быстрее тает лед или снег?

Что общего у снега и льда? Воды и льда?

Что происходит со льдом в комнате? Почему?

Цель: выяснить знания детей о свойствах глины.

Из чего состоит глина?

В каких местах можно обнаружить глину?

Можно ли глину назвать «сыпучей» Почему?

Что легче высыпать глину или песок?

Чем глина похожа на пластилин?

Что можно сделать из мокрой глины?

Цель: Выяснить знания детей о свойствах песка.

В каких местах можно обнаружить песок?

Почему говорят, что песок сыпучий?

Что легче высыпать песок или глину?

Чем песчинки похожи, а чем отличаются?

Что происходит с песчинками,  когда дует ветер?

В какой песок палочка легче входит в сухой или мокрый?

Что можно сделать из влажного песка?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педагогическая идея

В статье представлен опыт работы по теме : "Духовно-нравственное воспитание детей чеез музыкальную деятельность"...

Педагогическая идея "К здоровой семье через детский сад"

Основная цель данного проекта  - это вовлечение  родителей в воспитательно- образовательный процесс, разнообразить формы дифференцированной работы с ними, чтобы пробудить  интерес...

Ведущая педагогическая идея.

Формирование познавательной активности детей через экологическое воспитание....

Педагогическая идея: «Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников с использованием регионального компонента».

Педагогическая  идея:«Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников с использованием регионального компонента»....

педагогическая идея

мысли в слух...

педагогическая идея

педагогическая идея для воспитателя года...