Веселая гимнастика для пальчиков - развиваем мелкую моторику
консультация на тему

Чанцева Светлана Алексеевна

Развитие мелкой моторики положительно сказывается на становлении детской речи, повышает работоспособность ребенка, его внимание и умственную активность, стимулирует интеллектуальную и творческую деятельность.Подвижная кисть помогает при рисовании, лепке, любой игровой и бытовой деятельности, тренирует руку перед письмом. Предлагаемые игровые упражнения для развития точности, согласованности и силы пальчиковых движений предназначены для домашних или групповых занятий с детьми от трех лет. Веселая гимнастика для пальчиков поможет родителям и педагогам пополнить знания ребенка об окружающем мире, развить у него зрительное восприятие, пространственные представления, эмоционально ярко общаться с малышом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация

«Веселая гимнастика для пальчиков — развиваем мелкую моторику»

О том, как важно уделять особое внимание развитию мелкой моторики ребенка, педагоги и врачи говорят уже давно. Все они сходятся во мнениях, что развитию интеллекта и речи малыша, подготовке к обучению в школе, а также положительному воздействию на весь организм ребенка в целом способствует ловкая и слаженная работа детских пальчиков.

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев», - писал известный педагог В.А. Сухомлинский, а Аристотель утверждал, что «рука — это инструмент всех инструментов».  Но пальчики ребенка активны не с самого рождения. Научиться управлять ими — огромный труд. И именно родители и педагоги должны помочь ребенку в этом.

Подрастая, малыш с каждым днем действует все осознаннее, стараясь получить желаемое, и добивается своего. А в это время в голове у него происходит большая работа. Он не просто играет и познает окружающий мир, он умнеет, развивается интеллект, и в результате ребенок раньше начнет говорить. Представление о предмете, его свойствах и качествах у малыша складывается только после его ощупывания. Именно поэтому важно предоставить ребенку как можно больше возможностей для самостоятельного изучения предметов.

Сейчас в продаже появилось большое количество «умных» игрушек, которые помогают развивать мелкую моторику — это объемные конструкторы, шнуровки, мозаики. Но при этом многие родители с удивлением замечают, что их ребенок отказывается играть с новыми игрушками. Причин может быть несколько. Во-первых, необходимо учитывать возраст ребенка. Во-вторых, большое внимание следует уделять индивидуальным особенностям малыша, его характеру. В третьих, обычные, на первый взгляд взрослого, вещи бывают гораздо интереснее ребенку, чем дорогие игрушки из магазина. Родителям просто надо вовремя предложить их малышу, подсказать, научить ими пользоваться. Самое главное, чтобы игра не была навязчивой, оставалась игрой при всей своей пользе, приносила удовольствие и ребенку, и родителям.

Древнее китайское учение о влиянии упражнений, выполняемых руками, на увеличение мозговой активности возникло еще во II веке до нашей эры. Это учение утверждало, что для гармонизации тела и разума, для улучшения деятельности мозга полезно выполнять особые упражнения, главную роль в которых играют пальцы рук. Пальчиковые игры могут стать прекрасным средством начального эстетического воспитания. Кроме того, пальчиковые игры сами по себе дарят нашим детям здоровье, так как при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.

При выборе игры с пальчиками для малыша следует учитывать возраст ребенка:

В возрасте 1-2 лет детям лучше показывать упражнения, выполняемые одной рукой. Детям такого возраста подходят игры с простыми движениями — похлопыванием, прятаньем рук за спину, постукиванием.

Если ребенку 2-3 года, ему понравятся игры с энергичными движениями рук - «забиваем гвозди», «пилим стол», «месим тесто». Дети в этом возрасте с интересом знакомятся со своими пальчиками, учатся составлять простые фигуры - колечко, тарелочку, зайчика; пробуют согласовывать движения обеими руками — домик, ворота.

Для ребенка 3 лет можно включать в игру вторую руку, следует показать упражнение одной рукой, затем — второй, после этого — двумя руками сразу.

Дети старше 4 лет любят игры с использованием всевозможных предметов: кубиков, орехов, шариков и т. д., выполняют упражнения поочередно то правой, то левой рукой, составляют фигурки с использованием дополнительных материалов.

Взрослым стоит обязательно потренироваться, выполнить упражнение самостоятельно,  прежде чем показать его ребенку. Важно, чтобы у малыша осталось ощущение легкости от увиденного, только тогда ему захочется повторить упражнение.

Проявите терпение, доброжелательность, и результаты вас обязательно порадуют и удивят!

Приглашаю вас в путешествие по Стране пальчиковых игр.

Часть 1. Пальчики — помощники

Перед игрой произнесите слова:

Пальчики могут не только играть,

Они могут маме во всем помогать,

Могут посуду помыть, постирать,

Гвозди забить и в квартире убрать.

Все сделают быстро они и умело,

Смело возьмутся за трудное дело.

Вымоем посуду

Грязные тарелки -

Глубокие и мелкие.

Чтоб они не плакали,

Вымоем их в раковине.

Сначала «открываем кран»: кистью левой руки делаем несколько вращательных движений, проговаривая: «Раз, два, три». Потом изображаем кран: собираем пальцы вместе, изгибаем кисть и опускаем ее. Произносим: «Ш-ш-ш-ш-ш — водичка побежала!»

Начинаем мыть посуду:

Кран с водичкой мы открыли,

Всю посуду перемыли.

Показываем, как моют посуду: одна ладонь - «тарелка». Второй ладонью водим по ней, выполняя круговые движения.

Все тарелки чистые,

Чистые, лучистые,

Улыбаются, смеются,

А уронишь — разобьются.

Будем крепко их держать,

Полотенцем протирать.

Постираем белье

Показываем ребенку, как стирают белье: сжимаем ладони в кулаки и трем их друг о друга.

Я маме помогаю –

Платочки я стираю.

Рассказываем ребенку, что после стирки белье нужно хорошо прополоскать. Опускаем руки вниз, пальцы ладоней собираем вместе и выполняем движения руками из стороны в сторону.

Я маме помогаю –

Платочки полоскаю.

Теперь платочки нужно хорошо отжать. Сильно прижимаем кулаки друг к другу и вращаем ими одновременно в разные стороны.

Мы платочки отожмем,

А устанем – отдохнем!

Встряхиваем кистями. Теперь наши чистые платочки надо развесить, чтобы они просохли. Имитируя развешивание белья, сжимаем и разжимаем кулаки, проговаривая:

Вывесим платочки

На летнем ветерочке.

Просим ребенка показать, как висят постиранные платочки. Выпрямляем руки перед собой, кисти сгибаем вниз, машем в разные стороны. Дуем на руки малыша: это ветерок сушит платочки.

А теперь платочки нужно погладить. Скользим ладонью по столу вперед-назад.

По платочкам утюжком я пройду,

Их в порядок я, конечно, приведу.

Все складки и морщинки

Я разглажу без заминки!

Делаем вид, что складываем аккуратно платочки.

В следующий раз можно постирать носочки, рубашки или другие предметы одежды.

Поможем папе

Будем папе помогать:

Будем гвозди забивать,

И строгать, и пилить,

И рубить, и сверлить.

Показываем ребенку, как пилит пила: ставим ладонь ребром на стол и «пилим», приговаривая:

Стол я взад-вперед пилю,

На две части разделю.

Я пилить уже привык –

Вжик, вжик, вжик.

Теперь стол нужно сделать гладким, чтобы не поранить ручки. Его нужно обстругать. Показываем, как работают рубанком: кладем ладонь на стол и выполняем быстрые скользящие движения вперед и назад («стругаем» рубанком): в направлении от себя ладонь скользит по столу, а по направлению к себе ладонь не касается стола.

Постругаем мы сейчас,

Будет гладким столик наш,

Стружки сыплются вокруг:

Раз-два, струг, струг.

Рассказываем ребенку, что молотком забивают гвозди и что с ним нужно быть очень осторожным. Показываем, как стучит молоток: сжимаем ладонь в кулак и стучим им по столу.

Молоточек, поскорей

Помоги нам – гвоздь забей!

Молоток ответил: «Так,

В этом я, друзья, мастак!»

Слышен всюду громкий звук:

Тук-тук, тук-тук!»

А теперь пробуем завернуть в стол шуруп: сжимаем ладонь в кулак, а указательный палец выпрямляем, прикладываем палец к столу и выполняем вращательные движения.

Чтоб шуруп вкрутить,

Надо сильным быть.

Отвертку в руки я беру

И кручу, кручу, кручу.

Часть 2. Пальчики гуляют

Давай-ка будем одеваться

И на прогулку собираться!

Не страшен нам мороз и непогода,

Гуляем мы в любое время года!

Зима

На город налетели

Бураны и метели.

Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз.

Превратилась в лед вода,

Наступили холода.

Длинноухий зайка серый

Почему-то стал весь белый.

Перестал медведь реветь,

Спит в лесу зимой медведь.

Любимая забава зимой — катание на санках. Спрашиваем ребенка: «А ты любишь кататься на саночках? Давай покатаемся!» Поднимаем руки вверх, ладони опускаем вниз и плавно опускаем обе руки, словно руки катятся с горки. Потом руки «поднимаются» на горку опять и снова скатываются.

(Руки подняты вверх, ладони опущены.)

 У санок есть один каприз:

Они съезжают сами вниз.

(«Санки» съехали вниз, руки опущены.)

А вверх их тащим сами.

(Руки поднимаются вверх.)

Не едут в гору сани.

Под горкой мои санки

Упрямо ждут меня.

Непослушным, скучно им

Подниматься вверх одним.

А еще зимой можно вылепить снеговика. Спрашиваем ребенка, из чего состоит снеговик. (Их трех снежных комов: большого, среднего и маленького.) Что на голове у снеговика? (Ведро.) Из чего сделан носик у снеговика? (Из морковки.) Как сделать ручки снеговику? (Воткнуть палочки.) Говорим ребенку: «Давай слепим снеговика!»

Снеговик, снеговик   Руками изображаем три стоящих друг на друге кома.

Жить на холоде привык.

Он сосульками оброс,   Обхватываем себя руками, как будто замерзаем.

У него морковка – нос.   Рукой беремся за нос и словно тянем его, показывая морковку.

Вместо ручек – палки,   Расставляем руки в стороны, растопырив пальцы.

Волосы – мочалка.   Показываем руками на волосы.

Зимой есть много полезных дел. Например, нужно помогать птичкам, которые остались зимовать с нами, пережить холодное время года. Предлагаем ребенку покормить птичек.

Стал сильнее мороз –

Щиплет щеки, щиплет нос.

Холодно всем птичкам –

Воробьям, синичкам.

Зернышек с собой возьмем

И на улицу пойдем.

Будем птичек мы кормить,

Будем зернышки крошить.

Надо птичкам помогать,

Трудно птичкам зимовать.

Сжимаем кулаки с усилием.

Слегка ущипнем себя за нос и щеки.

Обхватываем себя руками, как будто замерзаем.

Из ладоней делаем «тарелочку».

Руками делаем движения, словно крошим зернышки.

Весна

Пришла весна, весна пришла!

Смотрите: верба зацвела,

Это самый верный признак,

Что зиме пришел конец.

И уже в скворечник новый

Черный прилетел скворец.

Распускается листва,

Прилетели птицы,

Радуется детвора

С веснушками на лицах.

Рассказываем ребенку, что на смену зиме приходит весна. Становится тепло, солнышко просыпается и согревает все-все вокруг. Тает снежок, и земля начинает покрываться молодой травкой. Воздух весной теплый, свежий. Растаявший снег превращается в ручейки.

Солнце припекает,

(Поднимаем руки вверх и ритмично сжимаем и разжимаем кулаки.)

А снежок тает, тает.

(Опускаем руки до уровня груди и со словами «тает, тает» плавно опускаем их.)

Солнечный веселый луч

Вылезает из-за туч,

(Выставляем одну руку вперед и растопыриваем пальцы.)

Заставляя малышей

Улыбаться до ушей.

(Широко улыбаемся.)

Воробьи развеселились

В эти теплые часы,

(Ставим руки на талию и наклоняем голову в стороны.)

А сосульки разревелись

И повесили носы.

(Дотрагиваемся до кончика носа и слегка нажимаем на него.)

Затрещал на речке лед,

(Смыкаем ладони в «замок» и с усилием тянем, пытаясь разорвать ладони.)

Раскололся и плывет.

(Размыкаем ладони и выпрямляем руки, показывая, как лед плывет.)

Весной возвращаются из теплых стран домой перелетные птицы: грачи, скворцы, ласточки… Для скворцов люди строят специальные домики – скворечники. Предлагаем ребенку построить скворечник.

Постучим мы молотком,

(Ладонь одной руки сжимаем в кулак и стучим ею по столу в такт стихотворению.)

Гвоздики еще забьем,

(Соединяем кончики пальцев, показывая «домик», при этом большие пальцы прячем внутрь, это – «скворечник»)

И построим птичкам дом,

(Ладонь другой руки сжимаем в кулак и стучим по столу.)

Летят скворцы со всех сторон.

(Разворачиваем руки ладонями к себе, выпрямляем и переплетаем большие пальцы обеих рук, остальные пальцы обеих рук смыкаем. Размахиваем ладонями.)

Домик наш готов уже

На высоком этаже!

(Показываем домик: соединяем пальцы рук, загибаем большие пальцы внутрь.)

Лето

Зацветает в поле колос,

Подает кузнечик голос,

Созревает земляника,

Ежевика и клубника.

Когда это бывает?

Расскажи-ка!

Рассказываем ребенку о лете, о летних приметах. Это теплые дожди, ливни, длинные и жаркие дни. Радуга бывает только летом, летом расцветают цветы.

Бабочка

Показываем бабочку: скрещиваем ладони в запястьях и прижимаем ладони тыльными сторонами друг к другу, выпрямив пальцы. Бабочка сложила крылья, а теперь бабочка взлетает с цветка. Ладони оставляем выпрямленными и напряженными, пальцы не сгибаем. Взмах крыльев осуществляется только легким, но резким движением в запястьях.

Крыльями цветными машет,

Над цветком порхает, пляшет.

Кружится, летает,

Нектар собирает.

Нагнешься понюхать красивый цветок,

И вдруг улетит расписной лепесток.

Васильки

(Смыкаем и немного округляем ладони, это будет бутон василька.)

Рано утром васильки

Раскрывают лепестки.

(Разводим медленно пальцы в стороны – цветок распускается.)

Ветерок скучает,

Тихо их качает.

(Лепестки цветка слегка трепещут от легкого ветерка – разводим пальцы полностью, немного прогибаем, еле-еле шевелим кончиками пальцев.)

А под вечер васильки

Закрывают лепестки.

(Медленно смыкаем пальцы.)

На ветру качаются,

Засыпать пытаются.

(Полностью смыкаем пальцы.)

Паучок

В уголке паук живет,

Паутину молча ткет.

(Показываем паутину: раздвигаем пальцы на обеих руках и кладем одну ладонь на другую.)

Сети свои расставляет,

Мушек в гости приглашает.

(Рассказываем ребенку, для чего паук расставляет сети – ловит насекомых: комариков, мух, жучков.)

Мой знакомый старичок –

Шестиногий паучок

(Показываем паука: широко расставляем пальцы руки и ставим их на стол. Передвигая пальцами, показываем, как паучок бегает.)

Наткал гору полотна.

(Поднимаем руки вверх, изображая гору.)

И раздал его с утра:

Метр – мухам,

(Загибаем мизинец.)

Метр – пчелам,

(Загибаем безымянный палец.)

Метр – мошкам развеселым,

(Загибаем средний и указательный пальцы.)

Последний метр паучок

Подальше спрятал в сундучок,

(Собираем пальчики в кулачок, крутим им в разные стороны.)

Вдруг нагрянут гости

Узнать лесные новости!

Осень

Осенью гулять – просто благодать!

Можно из листочков букеты собирать,

Ягоды, грибочки по лесу искать,

Опавшими листочками весело шуршать.

Рассказываем ребенку, как красиво осенью: все деревья становятся яркими, листья из зеленых превращаются в желтые и красные. Предлагаем собрать букет из листьев.

(Расставляем пальцы в стороны и загибаем их в такт стихотворению, по очереди, начиная с большого.)

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем листья собирать.

(Все пальчики собраны в кулак.)

Листики дубовые,

(Отгибаем мизинец.)

Листики кленовые,

(Отгибаем безымянный палец.)

Листики рябины,

(Отгибаем средний палец.)

Листики осины,

(Отгибаем указательный палец.)

Красивые листочки мы вместе соберем

(Складываем две ладошки с расставленными пальцами вместе.)

И букет осенний маме понесем.

Показываем ребенку, как капает дождик. Положим руки на стол ладонями вниз, расслабим кисти и кончиками пальцев ударяем по столу, так, словно капельки дождя падают на землю. При словах «Дождик пошел сильнее» делаем движения более быстрыми, «Дождик заканчивается» - движения замедляются.

Капелька одна упала,

(Смотрим вверх и выставляем руку вперед ладонью вверх.)

И вторая прибежала!

(Выставляем вторую руку ладонью вверх.)

Ты на небо посмотри,

Капель много — раз, два, три...

(«Ловим» капельки руками.)

Личики намокли, мы их вытираем,

(Проводим ладонями по лицу.)

Туфли почему-то мокрыми вдруг стали.

(Смотрим на ноги и разводим руками.)

Давай капельки стряхнем,

Плечами вместе поведем!

(Выполняем движения плечами.)

От дождя убежим,

Под зонтом посидим!

(Немного округляем выпрямленные руки и предлагаем ребенку спрятаться под «зонтиком».)

Часть 3. Пальчики в лесу

Пригласим ребенка погулять по лесу. Спросим, был ли он когда-нибудь в лесу, знает ли, кого там можно встретить.

Медведь

Ставим руку на стол, оперевшись на кончики пальцев. Ноги медведя — большой, указательный, безымянный пальцы и мизинец. Средний палец — голова медведя, сгибаем его.

Он в глухом бору живет,

Ищет в ульях сладкий мед,

Он всю зиму спит в берлоге,

Закрывая лапой нос,

Ну а летом без дороги

Ходит-бродит меж берез.

Лиса

Для того чтобы изобразить лису, соединяем ладони, словно делаем «пароходик», большие пальцы поднимаем вверх, чуть-чуть сгибаем и немного разводим в стороны. Это — ушки лисички. Указательные пальцы сгибаем внутрь ладоней, получился лоб лисы. Мизинцы тоже сгибаем и прижимаем друг к другу.

В зеркало глядится

Рыжая лисица.

До чего же хороша!

И красива, и умна,

И проворна, и хитра

Рыжая плутовка

Кур ворует ловко.

Сова

Сжимаем руки в кулаки, прижимаем их тыльными сторонами друг к другу. Большие пальцы сгибаем, направив их вверх. Указательные пальцы соединяем и выпрямляем. Это — клюв совы.

Тихо-тихо. Лес уснул.

Кто-то с дерева вспорхнул.

Кто-то ночью рыщет.

Берегитесь, мыши!

Ловит каждый шорох чутко,

Крикнет: «Ух!» - и станет жутко.

Очень уж суровы

Ночные птицы — совы.

Заяц

Сжимаем ладонь в кулак, затем выпрямляем указательный и средний пальцы и пошевеливаем ими в такт стихотворению.

Заяц любит есть кору,

Он не прячется в нору,

Прыгает он ловко

И грызет морковку.

Дрожит, как осинка,

А глаза — с косинкой.

Ежик

Ежика показать несложно: сцепим пальцы в замок и выпрямим их, имитируя колючки ежа.

Выставив колючий бок,

(Выполняем пальчиковое упражнение «ежик».)

Превратился еж в клубок.

(Сгибаем пальцы, чтобы образовался шарик.)

Носит ношу на спине

Мышек ловит в тишине.

(Выпрямляем пальцы, а затем снова сгибаем их в такт стихотворению.)

Часть 4. Домашние животные

Попросим ребенка рассказать, каких домашних животных он знает и какую пользу они приносят человеку.

Собака

Поворачиваем руку ладонью к себе, большой палец поднимаем вверх, указательный палец поднимаем вверх, указательный палец сгибаем и прижимаем к среднему и безымянному пальцам. Мизинец опускаем и поднимаем, изображая, как собака лает.

Живет у нас живой замок,

Спит он двери поперек,

Нас он охраняет -

Громко-громко лает.

Гусь

Кисть руки сгибаем, указательный, средний, безымянный пальцы и мизинец крепко прижимаем друг к другу, большой палец выпрямляем и прижимаем к среднему.

Гусь отважный ходит важно,

Он — хозяин во дворе.

Дарит мягкие перинки,

Носит красные ботинки,

Клювом всех подряд щипает,

Нет прохода детворе.

(Показываем, как гусь щиплется клювом.)

Петушок

Руку поднимаем вверх, соединяем большой и указательный пальцы, немного округлив их. Это — клюв петуха. Средний, безымянный пальцы и мизинец поднимаем и немного расставляем в стороны.

Раньше всех петух встает,

Голосистей всех поет,

Носом в землю постучит,

Крылом взмахнет и закричит.

Он так заливисто поет

О том, что солнышко встает!

Поет он даже сонный,

Певец неугомонный.

Под окошко к нам приди,

Нас пораньше разбуди!

Мышки

Изображаем мышку: соединяем большой, средний и безымянный пальцы, выпрямив их. Согнутый указательный палец прижимаем к среднему, а согнутый мизинец — к безымянному.

Тише, тише, тише, тише -

На охоту вышли мыши.

Кошка спит и их не слышит.

Мышки лапками шуршат,

Мышки в кухоньку спешат

К сладкой булке — и назад.

Кошка

Изображаем кошку: соединяем большой палец со средним и безымянным, а мизинец и указательный палец выпрямляем.

Наша кошка ходит тихо -

Половиц не слышно скрипа.

Она мышку сторожит,

У норы ее сидит

Сжимаем ладонь в кулак, а затем высовываем указательный палец. Прикладываем его к губам, произносим строчки вполголоса:

Она ловит наших кур

И мурлычет: «Мур-мур-мур».

Часть 5. Твои любимые игрушки

Барабан

Сжимаем руки в кулаки, выставив указательные пальцы. Барабаним ими по столу в такт стихотворению.

Барабан мне подарили,

Он живет в моей квартире,

Он на стеночке висит,

Как-то раз мне говорит:

«Я стучу и колочу,

В ногу всех ходить учу!»

Барабанщик очень рад,

Что попал он на парад!

Шарики

Соединяем пальчики обеих рук и округляем так, чтобы получились шарики.

Подарили мне вчера

Два малиновых шара.

Отпустить я их хочу,

Вместе с ними улечу.

Очень быстро и легко

Поднимусь я высоко.

(Поднимаем «шарики» вверх.)

А как только заскучаю,

То вернусь обратно к маме.

Мячик

Соединяем руки так, чтобы основания ладоней соприкасались. Округляем пальцы рук и соединяем их кончики. Большие пальцы упираем в подушечки указательных пальцев.

Знают все, что целый день

Мне с мячом играть не лень.

И кидаю, и стучу,

И качу, куда хочу.

И подальше, и поближе,

Посильнее и потише.

Говорят: «Смотрите, мячик» -

Значит, где-то рядом мальчик.

Не выпускаю мяч из рук,

Для меня он — лучший друг.

Самолет

Для того чтобы сделать из рук самолет, вытягиваем обе руки перед собой, соединив большие пальцы, а остальные пальцы каждой руки выпрямляем, соединив и отставив в стороны, насколько это возможно. Поворачивая кисти вправо и влево, вниз и вверх, показываем, как летает самолет.

Из ручек сделай самолет.

Отправляемся в полет!

Выше неба мы взлетим,

Облака поймать хотим.

Полетали, покружились

И на место приземлились.

Машинка

Одну руку сжимаем в кулак, а указательный палец второй руки вставляем в кулак — это «ключик». «Заводим» машинку, поворачивая указательным пальцем вправо и влево.

В руки ключик я возьму

И машинку заведу.

Колесики начнут крутиться,

Я отпущу — она умчится.

(Сцепляем руки в замок, отставив большие пальцы. Вращая ими относительно друг друга, показываем, как быстро крутятся колеса машины.

Надеюсь, что путешествие по Стране пальчиковых игр доставило удовольствие как детям, так и взрослым. Советую также прочитать следующие книги:

Диченскова А.М. Страна пальчиковых игр: идеи для развития мелкой моторики. -  Ростов на Дону: Феникс, 2013.

Говрина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем руки — чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. - Ярославль: Академия развития, 1998.

Узорова О.В., Нефедова Е.А. Игры с пальчиками. - Москва: АСТ Астрель, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающие игры для детей 3, 4 лет, которые развивают чувствительность пальчиков, развивают мелкую моторику, развивают творческое воображение и целостное восприятие.

Развивающие игры для детей 3, 4 лет, которые развивают чувствительность пальчиков, развивают мелкую моторику, развивают творческое воображение и целостное восприятие.Наверняка вы уже слышали, что мышл...

План – конспект мастер класса для детей подготовительной группы и их родителей «Наши пальчики играют, или как развивать мелкую моторику для подготовки руки дошкольника к письму»

, Практические рекомендации родителям по совершенствованию навыка правильного захвата карандаша, способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук.....

С пальчиками поиграй, язычок не забывай! (развиваем мелкую моторику)

Для чего нужно развивать точность движений пальцев рук (мелкую моторику)?...

Консультация для родителей на тему: «Рисование пальчиками. Развиваем мелкую моторику малышей»

       Данная консультация будет интересна молодым родителям, которые хотят воспитать талантливого ребенка. Хотели бы вместе со своим малышом нарисовать неповторимую ка...

Консультация для родителей «Игры с прищепками – развиваем мелкую моторику пальчиков»

Всем известно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.  Для развития мелкой моторики пальчиков идеально подходят игр...

Как развивать мелкую моторику у детей? Развитие мелкой моторики: массаж рук и пальчиков для самых маленьких (до1г.)

В статье приведён список и описаны игры и упражнения для массажа и развития мышц рук для самых маленьких деток (до 1 года)в впроцессе игры. Также даны советы по подготовке и технике проведения для род...

Памятка для родителей детей с интеллектуальной недостаточностью «От пальчиков к голове. Как важно развивать мелкую моторику»

В памятке для родителей детей с интеллектуальной недостаточностью раскрывается необходимость развития мелкой моторики рук детей и представлены практические упражнения, направленные на развитие двигате...