Программа по работе с одаренными детьми
рабочая программа (младшая группа) на тему

Нимаева Дарима Гармаевна

Цель программы: создание условий для построения воспитательно-образовательного процесса с одаренными детьми, совершенствование их способностей через проектно-исследовательскую деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_odarennymi_detmi.docx896.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Курумканский детский сад «Росинка»

Республика Бурятия, Курумканский район, 671640 с. Курумкан, ул. Балдакова, д.61 р.т. 8 (30149)41-7-65 e-mail: kursrosinka@yandex.ru, интернет сайт: http://kurumkanrosinka.wix.com/rosinka

Рассмотрено на

Утверждаю:

заседании педсовета

Заведующая  МБДОУ

Протокол №_______

Курумканский детский сад «Росинка»

«___»________20__ г.

Сахманова Н.Б

«___»______20___г

                                                   

.                                          

Программа по работе с одаренными детьми

«Проектно-исследовательская деятельность в условиях ДОУ»

Разработчик программы: Нимаева Дарима Гармаевна,

воспитатель МБДОУ

Курумканский детский сад «Росинка»

Курумкан

2017

Содержание

  1. Пояснительная записка
  1. Обоснование актуальности программы
  2. Цели и задачи программы
  3. Основные этапы реализации
  4. Планируемые результаты
  1. Содержание работы
  1. Характеристика одаренности детей
  2. Направления работы
  3. Мероприятия, проводимые в рамках реализации программы
  4. План работы
  1.  Методическое обеспечение
  1. Диагностический инструментарий
  2. Список литературы для воспитателя

Список использованной литературы

Приложения

1.        Пояснительная записка

1.1.        Обоснование актуальности программы

Ориентация  на  гуманизацию  всей педагогической работы, создание условий для развития индивидуальности каждого ребенка  сделали актуальным организацию  работы  по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей в условиях дошкольного образовательного учреждения. На государственном уровне выдвигаются задачи выявления и развития одаренных детей, создание различных типов учебных заведений, учитывающих разные потребности, подготовки научных кадров  для  работы  с  одаренными  детьми. Сегодня разработана и действует президентская программа "Дети России", где есть раздел "Одаренные дети".

Огромные возможности открываются перед  человеком  в  случае  максимального  использования  и  развития заложенных  в  нем  природных  данных.  Самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство  и  дошкольный  возраст.  Для  ребенка  этого  возраста  характерна высокая  познавательная  активность,  повышенная  впечатлительность, потребность  в  умственной  нагрузке.  У  него  развита  интуиция,  яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. “Родовыми” чертами дошкольного возраста является фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления, кроме этого, проявляется особая чувствительность,  отзывчивость  на  окружающее

Теоретическими положениями программы являются  идеи  о  творчестве  как универсальном  механизме  развития  психики  (С.Л.  Рубинштейн,  А.М. Матюшкин,  Я.А.  Пономарев,  Д.Б.  Богоявленская,  А.В.  Брушлинский,  П. Торренс). А также в основу программы взяты идеи о значимости и самоценности дошкольного периода детства  (Л.С. Выготский,  А.А.  Люблинская,  А.В.  Запорожец,  Д.Б.  Эльконин,  М.И. Лисицина, Л.А. Венгер). Согласно концепции  творческой  одаренности  А.М.  Матюшкина, одаренность  – это «творческий  потенциал, раскрывающийся в любой из областей человеческой деятельности в процессе постановки и нахождения оригинальных решений, разного рода проблем: научных, технических, духовных». Наиболее общей характеристикой одаренности является ярко выраженная познавательная  потребность  (стремление  к  новому  знанию,  способу  или условию  действия). Она является   основой  познавательной  мотивации ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской  активности,  направленной  на  обнаружение  нового.  Поэтому мною разработана программа по работе с одаренными детьми «Проектно-исследовательская деятельность в условиях ДОУ».

1.2.        Цели и задачи программы

Цель: создание условий для построения воспитательно-образовательного процесса с одаренными детьми, совершенствование их способностей через проектно-исследовательскую деятельность.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. изучить теоретические положения и методическую литературу по проблематике;
  2. систематизировать диагностический материал по выявлению детей с предпосылками одаренности;
  3. составить индивидуальные маршруты психолого-педагогического сопровождения одаренных детей;
  4. разработать план мероприятий для развития творческих способностей воспитанников;
  5. скоординировать совместную деятельность воспитателя и родителей по организации проектно-исследовательской деятельности по образовательным областям;
  6. распространять опыт работы с одаренными детьми через участие в семинарах, вебинарах, конкурсах.

Вся воспитательно-образовательная деятельность строится с учетом следующих принципов: принцип учета возрастных возможностей; принцип развивающего и воспитывающего обучения; принцип индивидуализации и дифференциации обучения, принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей.

Программа работы с одаренными детьми «Проектно-исследовательская деятельность в условиях ДОУ» разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

•         Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 12 2012 года № 273 - ФЗ

•        Приказ Минобразования и науки РФ от 30.08.2013г. № 1014 « Об утверждении Порядка организации  и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»

•        СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

•        Приказ Минобразования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении  Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования»  (ФГОС  ДО).

•        Устав МБДОУ Курумканский детский сад «Росинка».

•        Образовательная программа МБДОУ Курумканский детский сад «Росинка».

1.3.        Основные этапы реализации

1 этап - диагностико-организационный (2016-2017 у. г.)

Цель: анализ условий  для  формирования  системы  работы  с  одаренными воспитанниками.

Задачи:

1) изучить нормативно-методическую и теоретическую базу;

2) проанализировать материально-технические, педагогические условия для организации работы с одаренными детьми;

3) разработать программу работы с одаренными детьми.

2 этап - реализационный (2017-2018 г.) 

Цель: апробация системы работы с одаренными воспитанниками.

Задачи:

  1. провести диагностику склонностей воспитанников и сформировать банк данных по видам одаренности;
  2. разработать методические рекомендации по работе с одаренными детьми,  материалы для проведения различных мероприятий (тематические недели, интеллектуальные викторины, мастер-классы, тренинги), сценарии праздников;
  3. формировать  методическую  копилку  по  работе  с одаренными детьми;
  4. повышать профессиональную  квалификациию  в  области  работы  с  одаренными детьми;
  5. привлекать к сотрудничеству в рамках социального партнерства учителей начальных классов, педагогов дополнительного образования, детской школы искусств, работников районного культурно-досугового центра, преподавателей ДЮСШ.
  6. создать индивидуальные карты развития  личности ребенка в ДОУ.

3 этап - аналитический (2018-2019 г.)

Цель: переход системы работы с одаренными детьми в режим функционирования.

Задачи:

  1. проанализировать  итоги реализации программы;
  2. скорректировать затруднения в реализации программы;  
  3. обобщить и презентовать результаты работы с одаренными детьми как целостную систему по реализации программы.

1.4.        Планируемые результаты

1. Выявление и развитие способностей детей к определенным видам деятельности для дальнейшей организации работы с одаренными детьми;

2. Создание и применение на практике комплексной программы работы с одаренными детьми для повышения качества дошкольного образования;

3.  Активизация  участия  родителей  и  окружающего  социума  в воспитании детей;

4. Осуществление   преемственности в работе школы и детского сада по работе с одаренными детьми.

2. Содержание работы 

2.1. Характеристика одаренности детей

Внимание многих психологов и педагогов привлекает проблема детской одаренности, ее природы, возможности выявления и создания особых образовательных программ для одаренных детей. В специальных исследованиях выделены виды одаренности по широте проявлений, по типу предпочитаемой деятельности, по интенсивности проявления, по темпу психического развития, по возрастным особенностям проявления. Более подробно виды одаренности представлены на схеме ниже и в Приложении 1.Виды одаренности

 

2.2.        Направления и формы работы

Направления проектно-исследовательской деятельности с одаренными детьми

- познавательное (интеллектуальные конкурсы, исследовательские проекты, виртуальные экскурсии)

- художественно-творческое (изделия из глины, пластилина, тестопластики, рисунки, спектакль, чтение стихотворений, песенное и танцевальное творчество, участие в конкурсах)

- экологическое (наблюдения в природе, работа в саду и огороде, наблюдения за животными дома, экскурсии)

- спортивное (соревнования, турниры, встречи)

Формы работы с одаренными воспитанниками.

- творческие мастерские;

- групповые занятия;

- кружки по интересам;

- конкурсы;

- работа по индивидуальным планам;

- исследовательские проекты.

2.3.        Мероприятия, проводимые в рамках реализации программы

  1. Диагностика склонностей воспитанников.
  2. Создание базы данных об одарённых воспитанниках на основе комплексной оценки.
  3. Разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми, материалов для проведения различных мероприятий (тематические недели, интеллектуальные викторины, мастер-классы, тренинги), праздников.
  4. Формирование  методической  копилки  по  работе  с одаренными детьми.
  5. Повышение  квалификации  в  области  работы  с  одаренными детьми.
  6. Привлечение к сотрудничеству в рамках социального партнерства учителей школы, специалистов  дополнительного образования.
  7. Использование условий социума для развития воспитанников с опережением в   развитии.
  8. Проведение родительских собраний по темам «Детская одарённость: что я знаю о своём ребёнке?», «Детская одарённость: пути развития способностей ребёнка», «Способности и интересы моего ребёнка».
  9. Создание индивидуальной карты развития  личности ребенка.
  10. Внедрение  педагогических  технологий  развития  детской  одаренности («Портфолио ребенка-дошкольника»).
  11. Выпуск  информационных  бюллетеней,  методических  рекомендаций, памяток по работе с одарёнными детьми, публикация материалов на сайте ДОУ и в печатных изданиях.
  12. Создание  совместных  планов  со  специалистами  дополнительного образования.
  13. Создание авторской программы, проектов по сопровождению специальной одаренности детей.
  14. Обобщение результатов реализации программы.
  15. Коррекция и уточнение программы, дополнительная апробация изменений, внесенных в проект.
  16. Распространение  позитивного  опыта,  публикации  в  периодических изданиях

2.4.        План работы

№ п/п

Задачи

Мероприятия

Этап реализации и примерные сроки

Результат работы

1

Изучить теоретические положения и методическую литературу по проблематике

Самообразование,

вебинары, семинары, курсы повышения квалификации по проектно-исследовательской деятельности

Организационный

Сентябрь-октябрь 2016 г.

Картотека методической литературы и статей по работе с одаренными детьми, по организации проектно-исследовательской деятельности дошкольников

2

Проанализировать материально-технические, педагогические условия для организации работы с одаренными детьми

Инвентаризация имеющихся пособий, дидактических материалов, наглядных материалов, инструментов, приборов

Ноябрь 2016 г.

Составлена инвентарная ведомость

3

Разработать программу работы с одаренными детьми

Составление программы

Декабрь 2016 г.

Программа работы с одаренными детьми

4

Систематизировать диагностический материал по выявлению детей с предпосылками одаренности

Изучение диагностических методик, сбор информации по диагностике

Январь 2017 г.

Банк данных диагностического инструментария

5

Ознакомить

педагогический  

коллектив  ДОУ и родителей  

с программой

работы  с

одаренными

детьми

Выступление на заседании методического объединения  и

на родительском собрании «Детская одарённость: что я знаю о своём ребёнке?»,

Февраль 2017 г.

Выступление

6

Провести диагностику склонностей воспитанников и сформировать банк данных по видам одаренности

Диагностика склонностей

Диагностический Март 2017 г.

Банк данных по видам одаренности

7

Создать индивидуальные карты развития  личности ребенка в ДОУ

Оформление карт развития

Реализационный

Апрель 2017 г.

Карта развития ребенка и индивидуальный образовательный маршрут

8

Формировать  методическую  копилку  по  работе  с одаренными детьми

Разработки проектов и продуктов проектной деятельности

Апрель – май 2017 г.

Реализованные проекты

9

Повышать профессиональную  квалификациию  в  области  работы  с  одаренными детьми

Курсы ПК

дистанционное обучение

Июнь – август 2017 г.  

Удостоверения, сертификаты

10

Разработать методические рекомендации по работе с одаренными детьми,  материалы для проведения различных мероприятий

Викторины, конкурсы, праздники, экскурсии, НОД, мастер-классы.

Проведение родительских собраний по темам  «Детская одарённость: пути развития способностей ребёнка», «Способности и интересы моего ребёнка».

В течение 2017-2018 уч. г.

Сборник методических рекомендаций

11

Привлекать к сотрудничеству в рамках социального партнерства учителей начальных классов, педагогов дополнительного образования, детской школы искусств, работников районного культурно-досугового центра, преподавателей ДЮСШ

Совместные праздники ко Дню матери, Сагаалган, Дню защитников Отечества, 8 Марта, Дню Победы.

Открытые занятия

В течение 2017-2018 уч.

Разработки совместных мероприятий

12

Участие  детей,

родителей  и

педагогов  в

конкурсном

движении

Муниципальные,

региональные,

федеральные  и

международные конкурсы

В течение 2017-2018 уч.

Положения конкурсов, грамоты, дипломы, сертификаты

13

Обобщение результатов реализации программы

Создание авторской программы, проектов по сопровождению специальной одаренности детей

Внедрение  педагогических  технологий  развития  детской  одаренности («Портфолио ребенка-дошкольника»).

Выпуск  информационных  бюллетеней,  методических  рекомендаций, памяток по работе с одарёнными детьми, публикация материалов на сайте ДОУ и в печатных изданиях.

Аналитический

2018-2019 уч.г.

Портфолио проектов детей, методическое портфолио,

публикации на сайтах и в печатных изданиях, методический семинар, выпуск информационного бюллетеня, круглый стол по итогам реализации

программы.

3. Методическое обеспечение

3.1. Диагностический инструментарий

Методики исследования одаренности детей должны обеспечивать принцип минимальной достаточности содержания методик для наиболее эффективного и адекватного отслеживания развития внутреннего потенциала личности воспитанников, охватывать познавательную и личностную сферу развития, поведенческую характеристику ребенка, что позволяет определить приоритетную сферу его интересов, а также уровень развития творческого мышления.

Предварительное индивидуальное тестирование по психологическим методикам должно производиться психологом детского сада. Но нецелесообразно диагностировать каждого ребенка по всем методикам. Поэтому можно проводить диагностику детей в выбранном направлении (психомоторная, артистическая, вокальная, хореографическая одаренность) по результатам заполнения экспертных листов воспитателем, специалистом и родителями, а также по результатам собственных наблюдений психолога. Нужно иметь в виду, что способности ребенка проявляются неравномерно и на разных ступенях развития не могут быть выявлены при помощи одинаковых методик. Поэтому предлагаемый комплект методик разделен на отдельные возрастные группы.

В нижеприведенной таблице показаны основные методы и методики для исследования одаренности воспитанников детского сада для дальнейшего развития какого-либо вида одаренности ребенка.

1 младшая группа (от 2-до 3-х лет)

Виды одаренности

Составляющие

Методики диагностики

Воспитатель

Академическая

одаренность

Мотивационно-личностные характеристики

  • Наблюдение
  • Педагогическая диагностика
  • Ведение индивидуальных карт развития
  • Анализ индивидуальных карт развития
  • Беседы с родителями
  • Изучение продуктов детского творчества

Способности к обучению

Творческая

одаренность

Художественная одаренность

Вокальная одаренность

Литературная одаренность

Артистическая одаренность

Конструкторская одаренность

Психомоторная

одаренность

Спортивная одаренность

Хореографическая одаренность

Коммуникативная одаренность

Социально-личностная   одаренность

Лидерская одаренность

 

2 младшая группа (от 3-х до 4-х лет)

Воспитатель

Психолог

Академическая

одаренность

Мотивационно-личностные характеристики

  • Наблюдение
  • педагогическая диагностика
  • ведение индивидуальных карт развития

Экспресс-методика для 2-й младшей группы

Способности к обучению

Творческая

одаренность

Художественная одаренность

Изучение продуктов детского творчества

Вокальная одаренность

Наблюдение

 

Литературная одаренность

Артистическая одаренность

Конструкторская одаренность

Наблюдение,

Изучение продуктов детского творчества

Психомоторная

одаренность

Спортивная одаренность

-

Хореографическая одаренность

-

Коммуникативная одаренность

Социально-личностная   одаренность

Наблюдение в свободной деятельности

Лидерская одаренность

Средняя группа (0т 4-х до 5-ти   лет)

Академическая

одаренность

Мотивационно-личностные характеристики

  • Наблюдение
  • педагогическая диагностика
  • ведение индивидуальных карт развития
  •  

Наблюдение,

Экспресс-методика для средней группы

Цветовой тест Люшера-Эткинга

Способности к обучению

Творческая

одаренность

Художественная одаренность

Изучения продуктов детского творчества,

Тест «Что за игрушка»

Вокальная одаренность

Наблюдение

Методики В.кудрявцева «Солнце в комнате» и «Как спасти зайчика?»

 

Литературная одаренность

Артистическая одаренность

Конструкторская одаренность

Наблюдение,

Изучения продуктов детского творчества

Психомоторная

одаренность

Спортивная одаренность

-

Хореографическая одаренность

-

Коммуникативная одаренность

Социально-личностная   одаренность

Наблюдение в свободной деятельности

Лидерская одаренность

Старшая группа (0т 5-ти до 6-ти лет)

Академическая

одаренность

Мотивационно-личностные характеристики

  • Наблюдение
  • Педагогическая диагностика
  • Ведение индивидуальных карт развития
  •  

Наблюдение,

Экспресс-методика для старшей группы

Цветовой тест Люшера-Эткинга

Способности к обучению

Творческая

одаренность

Художественная одаренность

Изучения продуктов детского творчества,

Тест «Назови и дорисуй»

Вокальная одаренность

Наблюдение

Литературная одаренность

Тест Витцлака «Составь рассказ по картинкам»,

Артистическая одаренность

-

Конструкторская одаренность

Наблюдение в играх,

Изучения продуктов детского творчества

Психомоторная

одаренность

Спортивная одаренность

-

Хореографическая одаренность

-

Коммуникативная одаренность

Социально-личностная   одаренность

Наблюдение в свободной деятельности,

Анализ результатов анкетирования родителей

Методика Н.Е.Вераксы «Оценка коммуникативных способностей дошкольников»

Лидерская одаренность

Подготовительная к школе группа (0т 6-ти до 7-ти лет)

Академическая

одаренность

Мотивационно-личностные характеристики

  • Наблюдение
  • педагогическая диагностика
  • ведение индивидуальных карт развития
  •  

 

Наблюдение,

Экспресс-методика для подготовительной группы

Тест Пьерона_Тулуза

Цветовой тест Люшера-Эткинга

Методика Юркевича «Древо желаний»

Способности к обучению

Творческая

одаренность

Художественная одаренность

Изучения продуктов детского творчества,

«Краткий тест креативности» Торранса

Тест креативности Вильямса

Рисунок человека

Рисунки на заданную тему

Вокальная одаренность

Наблюдение

Литературная одаренность

Тест «Составь рас-сказ по сюжетной картинке»

Артистическая одаренность

-

Конструкторская одаренность

Тест Равена,

Наблюдение в играх,

Изучения продуктов детского творчества

Психомоторная

одаренность

Спортивная одаренность

-

Хореографическая одаренность

-

Коммуникативная одаренность

Социально-личностная   одаренность

Тест-игра «Довольна ли мама?»

Тест-игра «Ситуации»

Тест Темпла, Дарки, Томаса

Наблюдение в свободной деятельности,

Анализ результатов анкетирования родителей

 По результатам психолого-педагогической диагностики по исследованию одаренности воспитанников детского сада определяется банк детей с особыми задатками и способностями. Данные этого банка используются для разработки индивидуального маршрута ребенка по дальнейшему развитию его одаренности, в том числе для его направления в соответствующий кружок или секцию, по согласованию с родителями.

Набор методик, позволяющих выявить определенные способности у ребенка, на основе которых можно построить профиль одаренности и спланировать дальнейшую развивающую или коррекционную работу представлен в Приложении 2.

3.2.        Список литературы для воспитателя

  1. Баландина Л.А., Гаврилова В.Г., Горбачева И.А., Захаревич Г.А., Марченко Г.Н., Ничипорюк Е.А., Скрипкина Н.М., Тарасова Н.Е., Чернецкая Л.В., Шабельная Е. А. Диагностика в детском саду. Методическое пособие г. Ростов-на-Дону, 2004
  2. Богоявленская М. “Проблемы одаренного ребенка” ж/л “Обруч” 2005
  3. Бурменская Г.В., Слуцкий В.М.. Одаренные дети 1991. М.
  4. Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей и родителей / Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. - М.: Айрис-Пресс, 2008. - 208 с.
  5. Вода и жизнь: экологические проекты/ Шабалина З.С., Воскобойник И.Н., Петриченко Т.И., Михайлова О.А., Князева Л.А. – Ярославль: 2005. – 70с.
  6. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в образовательном пространстве детского сада. – Волгоград: Перемена, 2001
  7. Журавлева В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников. Пособие/ В.Н. Журавлева. - Волгоград: Учитель, 2011. - 302 с.
  8. Клименко В.В. “Психологические тесты таланта” С-Петербург 1996
  9. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. Минск «Асар» 1996 г.
  10. Морозова Л. Метод проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении // Детский сад от А до Я №2, 2006, стр. 124 -131
  11. Морозова Л.Д.  Что такое «детское проектирование» // Ребенок в детском саду, №5, 2009 стр. 9-11
  12. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике.- М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128с.
  13. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. М., 1998.
  14. Психология одаренности детей и подростков под редакцией Н.С.Лейтеса. 2000. М.
  15. Редикульцева А.В. Одаренные дети - кто они? / А. В. Редикульцева // Одар. ребенок. - 2011. - № 1. - С. 74-83. - Библиогр.: с. 83.
  16. Рыбалка В.В. Определение понятий одаренности, таланта, гениальности личности: классические и современные методологические подходы / В. В. Рыбалка // Одар. ребенок. - 2011. - № 2. - С. 16-38. - Библиогр.: с. 38.
  17. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и в школе 2000. Москва.
  18. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей 1996. Ярославль.
  19. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду / Л.Л.Тимофеева. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. - 80 с. 14. Проектная и исследовательская деятельность в дошкольном образовательном учреждении: от идеи к реализации: Сборник методических материалов/И.А.Сырова, О.Г.Чеховских. - Самара: Изд-во СФМГПУ, 2009. - 72 с.
  20. Ф.Ола, Ж.-П. Дюпре, А.-М. Жибер, П.Леба, Дж.Лебьом «Занимательные эксперименты и опыты»
  21. Фисенко М.А. Природа вокруг нас. Младшая и средняя группы/ Природа вокруг нас. Волгоград. 2008 г.
  22. Фисенко М.А. Старшая и подготовительная к школе группы. Волгоград. 2008 г.
  23. Штанько И. В.  Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста Журнал "Управление дошкольным образовательным учреждением" №4, 2004 г.

Список использованной литературы

  1. Закон РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» (ред. от 28.02.2012) // Собрание законодательства РФ от 15.01.1996. - № 3.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155)
  3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.- 112с.
  4. Методические рекомендации Н.Е. Вераксы, О.Р.Галимов «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников 4 - 7 лет
  5. Евтушенко И. Н. Гендерные особенности и развитие одаренности детей дошкольного возраста // Начальная школа плюс. - 2009. - № 12. - С.15-21.
  6. Евтушенко И. Детская одарённость и родители // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 7. - С.46-51.
  7. Лейтес, Н. С. О признаках детской одаренности // Управление современной школой. Завуч для администрации школ. - 2009. - № 8. - С.45-52.
  8. Пасечник, Л. Дети с особыми познавательными потребностями // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 1. - С.4-10.
  9. Проектная деятельность как средство повышения познавательной активности детей дошкольного возраста. Часть 2 Книга1 – М.: Московский центр качества образования, 2015 – 319 с.
  10. Шебеко, В. Дошкольный возраст: выявление психомоторной одарённости // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 10. - С.23-27.
  11. Шебеко, В. Дошкольный возраст: психомоторная одарённость. // Дошкольное воспитание. - 2008. - №7. - С.42-48

Приложение 1. Виды одаренности

Виды одаренности и их проявление

Виды

одаренности

Составляющие

Как проявляются

Академическая

одаренность

Мотивационно-личностные характеристики

Стремление ребенка к получению знаний и умений, познавательная активность, проявление интереса к новому

Способности к обучению

Успешность в освоении программного материала, широкий кругозор, высокие показатели по развитию психических познавательных процессов

Творческая

одаренность

Художественная одаренность

Проявление фантазии в творческих художественных работах, Высокое качество и разнообразие творческих работ в соответствии с возрастом (рисунки, поделки)

Вокальная одаренность

Умение понимать и воспроизводить мелодию, чувство ритма, хороший голос, музыкальный слух

Литературная одаренность

Хорошая речевая фантазия, умение составлять рассказы, сказки, чувство рифмы, легкое запоминание стихов

Артистическая одаренность

Умение «вжиться» в роль, держаться на публике, желание подражать вымышленным (или реальным) персонажам, двигательная и речевая память

Конструкторская одаренность

Развитое пространственное мышление, любовь к конструированию, генерирование оригинальных идей для различных конструкций, способность к изобретательству, рационализации

Психомоторная

одаренность

Спортивная одаренность

Высокие спортивные показатели в соответствии с возрастом, стремление к движению, воля к спортивным достижениям, физические данные и выносливость

Хореографическая одаренность

Чувство ритма, музыкальный слух, способность копировать движения, хорошая двигательная память

Коммуникативная одаренность

Социально-личностная   одаренность

Умение понимать партнера по общению, чувствовать его эмоциональное состояние, гасить конфликты

Лидерская одаренность

Умение организовать сверстников на какое-либо общее дело, игру, настойчивость в достижении цели, умение добиваться результата, и стремление контролировать ситуацию

Приложение 2. Набор методик для выявления одаренности ребенка

Ниже представлен набор методик, позволяющих выявить определенные способности у ребенка, на основе которых можно построить профиль одаренности и спланировать дальнейшую развивающую или коррекционную работу.

Изучаемый

показатель

Методики

Интеллектуальная одаренность

Тест прогрессивных матриц Дж. Равенна.

Тест Д. Векслера.

Тест Р. Амтхауэра

Когнитивные психические процессы

Изучение кратковременной и долговременной вербальной памяти (А.Р. Лурия).

Изучение кратковременной образной и вербально - логической памяти.

Оценка устойчивости внимания.

Оценка переключения внимания.

Оценка вербально – логического мышления.

Оценка образного мышления.

Тест «Куб Линка».

Механической понятливости тест (Беннета).

Тест интеллекта «Нарисуй человека» (Ф. Гудинаф).

Диагностика восприятия: «Эталоны»; «Исследование уровня сенсорного восприятия»;

Тест Мюнстерберга на восприятие + Ключи; «Восприятие времени»; Тест «Компас»;

Тест «Ведущая репрезентативная система»

Математическая одаренность:

Тест на математические способности Г. Айзенк.

Лингвистическая одаренность:

Батарея тестов для изучения языковых способностей (И.Н. Лукашенко, И.А. Зимняя).
Тест на вербальные способности. Г. Айзенк.
Методика диагностики вербальной креативности (адаптированный вариант методики С. Медника).

Творческий потенциал

Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. (Е. Туник).

Диагностика вербальной креативности (адаптация теста С. Медника).

Диагностика невербальной креативности (вариант теста Торренса)

Модифицированные креативные тесты Вильямса (САР).

Методика «Предложения».

Методика «Классификация».

Методика «Две линии».

Методика Вартега «Круги».

Творческого мышления вербальный тест «Необычное использование» (К. А.Хеллер)

Мотивация

Изучение мотивационной сферы учащихся (М.В.Матюхина)

Диагностика мотивационной структуры личности (В.Э.Мильман)

Типология мотивов учения «Лесенка побуждений» (А.И.Божович, И.К.Маркова )

Личность

Тест 16-PF (Р.Кеттела).

Тест «Шкала социально-психологической адаптированности» (Т.В.Снегиревой).

Характерологический тест Айзенка.

Опросник САН 

Тест «Исследование самооценки» (Дембо-Рубинштейна).

Методика «Несуществующее животное».

Социальная одаренность

Тест «Умеете ли Вы говорить и слушать?» (В. Маклени).

Методика изучения коммуникативных и организаторских умений.

Метод исследования уровня субъективного контроля психической стабильности (УСК).

Методика «Q-сортировка».

Тест интерперсональной диагностики Т. Лири.

Методика «Незаконченные предложения».

Комплексные методики для педагогов и родителей

Опросник для выявления одаренных школьников (по А.А. Лосевой);

Методика оценки общей одаренности (А.И. Савенков);

Методика «Карта одаренности» (по А.И. Савенкову)

Приложение 3. Анкета для родителей

Анкета для родителей

Уважаемые родители! С помощью данного анкетирования Вы поможете дать нам важную информацию о способностях Вашего ребенка, что позволит более качественно осуществлять индивидуальный подход к Вашему ребенку.

Считаете ли Вы своего ребенка одаренным? ______________________________________

Если да, то в чем Вы видите проявления этой одаренности? _________________________

_____________________________________________________________________________

Задает ли Ваш ребенок вопросы? Много ли их? К каким явлениям, областям жизни они относятся (природа, техника, искусство, взаимоотношения людей)? _____________________________________________________________________________

Рассказывает ли ребенок дома о том, что происходит в детском саду? О чем рассказывает чаще всего (игры, отдельные виды занятий, взаимоотношения с другими детьми, похвалы, замечания воспитателей и др.)? __________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Охотно ли ребенок участвует в домашних занятиях? В каких? ________________________

_____________________________________________________________________________

Любит ли Ваш ребенок фантазировать, на какие темы его фантазии? __________________

_____________________________________________________________________________

Отличает ли ребенок вымысел от действительности? В чем это проявляется? ___________

_____________________________________________________________________________

Состав семьи с указанием образования и профессии каждого из взрослых, возраста каждого ребенка.

Состав семьи, возраст

Образование

Профессия

Если в семье есть школьники, укажите их успеваемость по разным учебным предметам, сферу их особых интересов. _____________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Укажите, кто из членов семьи больше других уделяет внимание ребенку; кто, чем и как занимается с ним. ______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Каким Вы хотели бы видеть будущее Вашего ребенка? _____________________________

_____________________________________________________________________________

Есть ли у Вас пожелания и предположения относительно его будущей профессиональной

направленности? ______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Спасибо за участие!

Приложение 4. Пример реализованного проекта  

за 2016 – 2017 уч. год

                             

Проект в средней группе на тему «Весна-красна»

Автор: Нимаева Дарима Гармаевна,

воспитатель средней группы.

Актуальность: В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди.

Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Именно на этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры, но только при одном условии – если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним

Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость ознакомления детей с экологической культурой, формирование у детей и их родителей системы экологических знаний и представлений, и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта.

Цели проекта:

 1.Дать детям представления о времени года «весна», о   весенних изменениях в природе.

 2.Воспитывать бережное отношение к пробуждению природы, к её отдельным явлениям.

 3.Развитие мышления, воображения, связной речи. 

Задачи проекта. 

  1. Закреплять представление о весне и её приметах.
  2. Развитие познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности.
  3. Закреплять и систематизировать знания о животных, растениях, насекомых, птицах.
  4.  Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
  5. Активизировать совместную деятельность родителей и детей.
  6. Интеграция образовательных областей: познание, музыка, физическая культура, художественное     творчество, чтение художественной литературы.

Тип проекта. Краткосрочный, познавательно-исследовательский, групповой.

Участники проекта:  Воспитатель, воспитанники средней группы, родители.

Продолжительность проекта. С 03.04.17-14.04.17

Предполагаемые итоги реализации проекта:

 1.Усвоение с детьми необходимых знаний по теме: «Живая и неживая природа весной».

 2. У детей сформирован устойчивый интерес к природе.

  3.  Обогащение словаря детей.

 4.  Успешное интеллектуально-личностное развитие детей.

 5. Развитие познавательной активности детей.

 6. Активизация совместной деятельности родителей и детей.

Содержание проекта

 1 этап: подготовительный

Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала для проекта. 

Подготовка материалов для продуктивной деятельности;

Опрос детей: «Что такое весна»;

- определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозирование результата;

 -консультации для родителей: «Экологическое воспитание детей в семье»,

Разучивание стихотворений о весне.

   II этап: основной

  • Внедрение в воспитательный - образовательный процесс методов и приёмов по обогащению знаний дошкольников о сезонных изменениях в природе;
  • Показ презентации детям на тему: «Весна идёт»
  • Совместное художественное творчество детей
  • НОД по рисованию «Ласковое солнышко», «Весенние цветы – первоцветы», «Ласточки прилетели».
  • НОД по аппликации «Скворечник для птиц», «Бабочки разноцветные».
  • НОД по лепке «Улитки», «Веточка вербы».
  • Беседы: «Что произойдет, если наступит весна?», «Перелетные птицы», «Первые цветы».
  • Художественная литература.
  • Стихотворение о весне «Лицом к весне» Р.Сеф. «Песенка весенних минут» В.Берестов.
  • Стихотворение о весне из новогодней сказки «Двенадцать месяцев» С.Маршак.
  • Стихотворение о деревьях весной «Берёзка» П.Воронько. «Осинка» И.Токмакова. «Черёмуха» С.Есенин. «Черёмуха» Е.Благинина.
  • Стихотворение «Весна – весна» Е.Баратынский.
  • Рассказ «Подснежники» С.Вангели.
  • Стихотворение «Салют весне» З.Александровой.
  • Подвижные игры. «Перелёт птиц», «Жуки», «Солнышко и дождик», «Зайцы и волк», «Перепрыгнем через ручеёк», «Сидит, сидит зайка», «Грей солнышко теплей»
  • Дидактические игры. «Птицы», «Что изменилось на улице?», «Что сначала, что потом?», «Когда это бывает?», «Чудо цветок».
  • Наблюдение: За состоянием погоды, за небом, за явлениями природы, за деревьями и кустарниками на участке; наблюдение за ростом и развитием растений.
  • Продуктивная деятельность: Посадка и наблюдение за огородом "Огород наш огород, он у нас всегда растет"
  • Пальчиковые игры: «Деревья», «Корни», «Ранняя весна», «Первоцветы», «Возвращение птиц».
  • Работа с родителями: выставка поделок и рисунков, изготовление скворечника.
  • Музыкальные произведения: П. Чайковский «Времена года. Весна», Э. Григ «Бабочка», М. Глинка «Жаворонок» Н. Митлова «Зима прошла» песня, Украинская народная песня «Веснянка», А.А. Белоус «Весенняя песня» хоровод, аудиозапись с пением птиц.

III этап - заключительный

  1. итоговая презентация;
  2. выставка рисунков и поделок по теме проекта;
  3. информированность родителей о результатах проекта через продуктивную деятельность детей.

Фотоотчет по проектной деятельности на тему «Весна красна»

Наблюдение: За состоянием погоды, за небом, за явлениями природы, за деревьями и кустарниками на участке; наблюдение за ростом и развитием растений.

Рисование «Ласковое солнышко»D:\Старые данные\Раб.стол\ФОТКИ Д САДА\Новая папка\image-0-02-05-b281dd94bd5685857805d30499a9da71e7e8b988b697ed14cae6aec8907b26b1-V.jpg

C:\Users\Admin\Desktop\фотки нов\20170410_111255.jpgC:\Users\Admin\Desktop\фотки нов\20170407_111659.jpg

        

Аппликация «Бабочка»

Лепка «Веточка вербы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа по работе с одаренными детьми "Умники и умницы"

Данная программа ориентирована для работы с детьми дошкольного возраста 4-5 лет. Направлена на развитие логики , мышления...

Программа по работе с одаренными детьми "Юный художник"

Программа по работе с одаренными детьми....

Конспект кружкового занятия Воспитатель Бушмакина Е.Н. МБДОУ «Детский сад №14 г.Красноармейска Саратовской области» Программа по работе с одаренными детьми «Палитра» Возрастная группа: вторая младшая Тема кружкового занятия: «Приглашаем снегирей»

Ведущая образовательная область: художественно-эстетическое развитиеЦель: Познакомить детей с техникой печатания карандашом-печаткой Учить изображать ягоды ритмично располагая точки на ветке ряби...

Конспект Воспитатель Юдина А.Г. МБДОУ «Детский сад №16 г.Красноармейска Саратовской области» Программа по работе с одаренными детьми «Наша надежда» старшая группа.Тема: «Осенний пейзаж»

Ведущая образовательная область: художественно-эстетическое развитие Цель: Познакомить детей с новой техникой рисования на полиэтиленовой пленке. Учить детей наносить гуашь на пленку. З...

Программа по работе с одаренными детьми "Солнечные, Inter, дарики!"

Программа по работе с одаренными детьми "Солнечные, Inter, дарики!" разработана мною с целью  выявления и поддержки одаренных воспитанников МБДОУ "Детский сад "Солнышко" города Тамбова по информа...

Рабочая программа для работы с одаренными детьми в физическом развитии

Рабочая программа с одаренными детьми в физическом развитии. Акктуальность данной программы. Перспективный план на 2018-2019уч.гг.....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ “Уйный-уйный өйрәнәбез”

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РАБОТЕ С  ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ“Уйный-уйный өйрәнәбез&rdquo...