Программа по работе с одаренными детьми "Солнечные, Inter, дарики!"
рабочая программа по информатике (старшая, подготовительная группа) по теме

Медведева Маргарита Юрьевна

Программа по работе с одаренными детьми "Солнечные, Inter, дарики!" разработана мною с целью  выявления и поддержки одаренных воспитанников МБДОУ "Детский сад "Солнышко" города Тамбова по информатике и призвана способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию способных и явно одаренных детей, формированию информационной культуры, подготовке дошкольников к жизни и деятельности в информационном обществе; повышению уровня подготовки воспитанников, имеющих склонность к изучению информатики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»

Программа по работе с одаренными детьми «Солнечные Inter, дарики!»

Срок реализации 2017 -2019годы

«Основы информационных технологий»

Медведева Маргарита Юрьевна, воспитатель по ОИТ

15.05.2017


http://www.razvitierebenka.net/fotki7/podgotovka_k_shkole_v_domashnikh_uslovijakh.jpg

ПАСПОРТ

ПРОГРАММЫ ПО РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

«Солнечные Inter, дарики!»

на 2017 – 2019 годы

НаименованиеПрограммы

Программа работы с одаренными детьми муниципального бюджетного дошкольногообразовательного учреждения «Детский сад «Солнышко» «Солнечные Inter, дарики!»с 2017 по 2019годы» (далее – Программа)

Основания дляразработки

Программы

1. Конвенция о правах ребенка. Резолюция принята Генеральной Ассамблеей ООНна 14-ой сессии с 15.09. по 13.12.1959.

2. Семейный кодекс РФ от 29.12.1995г. № 223-ФЗ. Принят Государственной Думой08.12.1995г. (в редакции Федеральных законов от 15.11.1997г. № 140-ФЗ, от27.06.1998г. № 94-ФЗ, от 02.01.2000г. № 32-ФЗ).

3. Федеральный закон от 29.12.2012 №273 - ФЗ «Об образовании в РоссийскойФедерации».

4. Национальнаяобразовательнаяинициатива

"Нашановаяшкола"(утв.Президентом РФ от 4 февраля 2010 г. N Пр-271).

5. Закон РФ от 24.07.1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в

Российской Федерации» (ред. от 20.07.2000г. № 103-ФЗ).

6. Федеральная целевая программа “Одаренные дети”, в рамках президентскойпрограммы “Дети России”, утвержденной правительством РФ от 03.10.2002 г.;

7. Приказ Министерства образования и науки от 17.10.2013 года № 1155 «Обутверждении

Федеральногогосударственногообразовательногостандартадошкольного образования».

8. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Обутверждении

Порядкаорганизациииосуществленияобразовательнойдеятельностипоосновным

Общеобразовательнымпрограммам–

образовательным программам дошкольного образования».

Разработчики Программы

 Любимова С. В., заведующий МБ ДОУ «Детский сад «Солнышко»,   Медведева М. Ю., воспитатель по ОИТ.

Сроки реализации

с 2017- 2019годы

Ожидаемыерезультаты и

Перспективыразвития:

Реализация мероприятий программы позволит:

  • создание благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательских и конструкторских навыков, творческих способностей и личностного роста одаренных и талантливых детей;
  • обеспечить условия для ранней профессиональной ориентации, творчества и образования повышенного уровня воспитанникам интерактивного детского клуба «СОЛНЫШКО.РУ»;
  • создать условия для адаптации детей в информационном обществе;
  • Высокие результаты в творческих конкурсахи олимпиадам различного уровня (муниципальным, всероссийским, международным);
  • Повышение качества образования и воспитания.

«В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если

тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат»

В. А. Сухомлинский

«Одаренность человека-это маленький росточек,

едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания.

Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,

сделать его благороднее, чтобы он вырос и дал обильный плод».

В. А. Сухомлинский.

В каждом ребёнке – солнце,

только дайте ему светить…

Шалва Амонашвили

Свои способности человек может узнать, только попытавшись приложить их.

Сенека

«Да не оскудеет талантами русская земля»

Пояснительная записка

Актуальность темы.

Развитие личности, ее достижения в жизни теснейшим образом связаны с такими индивидуально-психологическими особенностями человека, как способность, талант, одаренность. В современном обществе весьма актуально раннее выявление направленности личности и ее способностей. Своевременное выявление и поддержка одаренности имеет первостепенное значение для развития социума, так как одаренность можно определить как общую предпосылку творчества в любой профессии, в науке и искусстве; как предпосылку становления и развития творческой личности, способной не только к созданию нового, но и к собственному самовыражению и самораскрытию.

Одной из наиболее важных задач педагогов и психологов, работающих с детьми, является изучение способностей своих воспитанников, выявление одаренных детей, оказание содействия в творческой реализации каждого ребенка.

Мир ребенка — это великая божественная загадка. Оглянитесь вокруг, какие они разные, непохожие друг на друга, но одинаково любимые и дорогие нашему сердцу. Хочется научиться понимать, принимать ребенка, помочь ему полнее раскрыть свои возможности и стать сильнее в этой жизни. Сегодня мы попытаемся обратиться к проблемам детей, которых называют одаренными. Какие они? Что такое одаренность?

Концепция программы

        Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных детей является одним из ведущих факторов социализации и творческой самореализации личности. Однако, прежде чем говорить о работе с одаренными детьми, необходимо определиться, о чем, собственно, будет идти речь. Терминология, используемая при характеристике познавательных возможностей детей, включает такие понятия как способности, талант, одаренность, гениальность.

Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.

Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.

        Ученые сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет огромным множеством возможностей, хранящихся в нем в виде задатков. Известна мысль ученого Н. Дубинина о том, “что любой человек, сколько бы гениальным он ни был, в течение жизни использует не более одной миллиардной доли тех возможностей, которые представляет ему мозг”.

        Выявление одаренных детей должно начинаться уже в дошкольном возрасте на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас, умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Маленькие «вундеркинды» предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.

        Предмет – «Основы информационных технологий», обладает огромным потенциалом для всестороннего развития личности, а значит и для выявления одаренных детей, так как здесь как нигде ещё, реализуются межпредметные связи.

        

Цель программы:

  1. способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию способных и явно одаренных детей.
  2. выявление и поддержка одаренных воспитанников по ОИТ;
  3. формирование информационной культуры, подготовка детей к жизни и деятельности в информационном обществе;
  4. повышение уровня подготовки воспитанников, имеющих склонность к изучению информатики;
  5. эффективное продолжение образования, удовлетворяющее разносторонние запросы личности;
  6. целенаправленная работа с детьми, проявляющими повышенный интерес к изучению информатики;
  7. образование картины мира, в котором возрастает роль специалистов в области компьютерных технологий;
  8. создание условий для развития навыков самостоятельной исследовательской деятельности, умений реализовать полученные знания на практике.

Задачи:

  1. совершенствование системы выявления и сопровождения одарённых воспитанников, их социальной поддержки;
  2. создание обогащённой образовательной среды, благоприятной для развития одарённости, общих и специальных способностей детей сада; обеспечение одарённым и талантливым воспитанникам возможностей для их творчества и образования повышенного уровня; привлечение одаренных детей к исследовательской работе;
  3. практическое закрепление знаний, полученных на занятиях по ОИТ;
  4. знакомство с современными информационными технологиями;
  5. развитие алгоритмического мышления;
  6. вовлечение детей в общественную деятельность, проводимую в детском саду;
  7. воспитание нравственно-ответственного отношения к компьютерам и информационным системам; проведение ранней профориентационной работы в среде наиболее способных детей; способствовать их раннему осознанному выбору своей будущей специальности, связанной с компьютерными технологиями.

Ожидаемые результаты реализации программы

  • Создание условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала воспитанников;
  • Формирование банка, технологии и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей;
  • Высокие результаты в творческих конкурсахи олимпиадам различного уровня (муниципальным, всероссийским, международным);
  • Повышение качества образования и воспитания.

Принципы организации педагогического процесса.

Принцип индивидуализации – состоит в учете психологических индивидуальных различий воспитанников: их темперамента, типа мышления, динамики психических процессов и т.д. Индивидуализация одаренных воспитанников заключается в психолого—педагогической поддержке, разработке индивидуальных образовательных маршрутов, подборе педагогического инструментария для контроля и коррекции хода и результатов процесса обучения и воспитания.

Принцип дифференциации – это такой подход к обучению и воспитанию, который учитывает различие воспитанников. Для обучения одаренных воспитанников применяется как внутренняя, так и внешняя дифференциация. Используются адаптивные разноуровневые формы обучения и контроля.

Принцип гуманитаризации – заключается в преобладании наук, связанных с изучением общества, культуры, истории народа в учебных планах. В процесс обучения включены такие предметы, как «Музейная педагогика»«Краеведение» и др.

Методы диагностики в ходе реализации программы:

  1. Наблюдение и регистрация данных о продвижениях ребенка (дневниковые записи).
  2. Интервью и беседы. Помогают составить представления о том, как ребенок включается в ту или иную деятельность, чем он интересуется больше всего, какие у него предпочтения.
  3. Специальные методы (деятельность психолога: тестовые задания, проективные методы, анкетирование родителей, педагогов).
  4. Коллекции детских работ (достижения ребенка в проектной деятельности, практической деятельности).
  5. Творческие отчеты, презентации детских проектов.
  6. Конкурсы, фестивали, выставки.

Этапы реализации

1 этап: Диагностика

Создание: банка данных по одаренным детям; банка творческих работ воспитанников; банка творческих конкурсов; рекомендаций по работе с одаренными детьми.

Организация:

- Изучение личностных потребностей одаренных детей путем собеседования;

- Создание банка одаренных детей;

- Приобретение развивающих программ и методик работы с одаренными детьми.

2 этап: Создание благоприятных условий для реализации

- Информирование воспитанников о новейших достижениях науки в избранной области умственной деятельности (например: программирование);

- Организация исследовательской и проектной деятельности воспитанников;

- Использование метода проектов.

3 этап: Развитие способностей

- Доступность и широкое привлечение воспитанников к участию в олимпиадах на детском образовательном портале для интерактивного обучения детей «Учи.ру», конкурсе для одаренных детей детского сада по ОИТ «Солнечные, Inter, дарики!», дистанционных творческих конкурсах всероссийского и международного уровней;

- Проведение конкурса для одаренных детей детского сада по ОИТ «Солнечные, Inter, дарики!»;

- Использование в практике работы с одаренными детьми: выполнение творческих работ, выполнение проектов, выполнение проектных и исследовательских работ, повышение степени сложности заданий.

Формы работы с одарёнными детьми:

групповые занятия с одаренными воспитанниками;

работа в платных кружках по ОИТ;

конкурсы;

исследовательская деятельность.

Организация взаимодействия с родителями одаренных детей:

  • анкетирование;
  • родительские собрания;
  • памятки – рекомендации, консультации;
  • совместные детско – родительские проекты;
  • презентации;
  • отчетные мероприятие и открытые занятия для родителей.

Сроки реализации программы

2017-2018учебный год – проектный

  • Изучение нормативной базы;
  • Разработка программы;
  • Анализ материально-технических, педагогических условий реализации программы;
  • Диагностика склонностей;
  • Адаптация учебной программы, дополнительной программы;
  • Материалы для проведения занятий с одаренными детьми.

2018-2019 учебный год – экспериментальный

  • Участие в конкурсах творческих работ на базе МБДОУ «Детский сад «Солнышко»;
  • Участие одаренных детей в олимпиадах на детском образовательном портале для интерактивного обучения детей «Учи.ру»;
  • Участие в конкурсе для одаренных детей детского сада по ОИТ «Солнечные, Inter, дарики!»
  • Участие в конкурсах, проектных мероприятиях (районного, регионального и Всероссийского уровней).

План работы с одаренными детьми на 2017 – 2018 учебный год

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

СРОКИ

Изучение нормативных документов по организации работы с одаренными детьми

Сентябрь

Анализ материально-технических, педагогических условий реализации программы.

Сентябрь

Диагностика склонностей

Сентябрь

Составление списков одаренных воспитанников

Сентябрь

Адаптация образовательнойпрограммы дошкольного образования «Основы информационных технологийи дополнительнойпрограммы «Основы информационных технологий».

Август-сентябрь

Планирование работы

Сентябрь

В процесс обучения включитьчасы «Музейной педагогики» для создания благоприятных условий для всестороннего развития личности ребенка, его индивидуальности, мышления и углубления знаний в области развития вычислительной техники, эволюции материальных носителей информации.

С 15 сентября

Разработать комплекс занятий   с использованием элементов музейной педагогики и внедрить их в образовательную программу дошкольного образования «Основы информационных технологий».

Август-сентябрь

Подготовить материалы для проведения занятий с одаренными детьми.

В течение года, с сентября

Еженедельные групповые и индивидуальные занятия

В течение года, с сентября

Кружковая работа с одаренными детьми в рамках платных образовательных услуг

В течение года, с сентября

Использование в работе с детьми различных образовательных и развивающих компьютерных программ (Презентация MicrosoftOfficePowerPoint2013,LEGODigitalDesigner (цифровой конструктор), образовательные робототехнические модули, конструкторов для проектной деятельности.

В течение года, с сентября

Участие в конкурсах творческих работ на базе МБДОУ «Детский сад «Солнышко».

В течение года, с декабря

Разработка конкурса для одаренных детей детского сада по ОИТ «Солнечные, Inter, дарики!»

Октябрь

Работа детей на детских образовательных порталах для интерактивного обучения детей «Учи.ру», «Теремок».

В течение года, с октября

Участие одаренных детей в олимпиадах на детском образовательном портале для интерактивного обучения детей «Учи.ру»

Март-май

Проведение конкурса для одаренных детей детского сада по ОИТ «Солнечные, Inter, дарики!»

Апрель

Организация предметных (персональных) выставок.

В течение года

Организация викторин и интеллектуальных игр.

В течение года

План работы с одаренными детьми на 2018 – 2019 учебный год

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

СРОКИ

Изучение нормативных документов по организации работы с одаренными детьми.

Сентябрь

Диагностика склонностей.

Сентябрь

Пополнение банка данных «Одаренныедети».

Сентябрь-октябрь

Создание: банка творческих работ воспитанников; банка творческих конкурсов; рекомендаций по работе с одаренными детьми.

В течение года

Планирование работы

Сентябрь

Еженедельные групповые и индивидуальные занятия

В течение года, с сентября

Кружковая работа с одаренными детьми в рамках платных образовательных услуг

В течение года, с сентября

Использование в работе с детьми различных образовательных и развивающих компьютерных программ (Презентация MicrosoftOfficePowerPoint2013,LEGODigitalDesigner (цифровой конструктор),Программно-методический комплекс «Фантазеры.МУЛЬТИ творчество», Paint, ПервоЛого(интегрированная творческая среда для создания простых мультфильмов), образовательные робототехнические модули, конструкторов для проектной деятельности.

В течение года, с сентября

Участие в конкурсах творческих работ на базе МБДОУ «Детский сад «Солнышко».

В течение года

Работа детей на детских образовательных порталах для интерактивного обучения детей «Учи.ру», «Теремок».

В течение года, с октября

Участие одаренных детей в олимпиадах на детском образовательном портале для интерактивного обучения детей «Учи.ру»

Сентябрь

Участие одаренных детей детского сада в конкурсе по ОИТ «Солнечные, Inter, дарики!».

Апрель

Участие в конкурсах, проектных мероприятиях (районного, регионального и Всероссийского уровней).

В течение года

Выполнение одаренными детьми проектных и исследовательских работ.

В течение года

Подготовка заданий для одаренных детей повышенной степени сложности.

В течение года

Организация предметных (персональных) выставок.

В течение года

Проведение викторин и интеллектуальных игр.

В течение года

Проведение открытых занятий и отчетных мероприятий для родителей одаренных детей.

В течение года

Анализ проделанной работы за 2017-2019 годы по программе «Солнечные, Inter, дарики!» и планирование работы на последующий период.

Май 2019

Информационное обеспечение

  • Создание банка данных «Одаренные дети»;
  • Информирование родителей воспитанников о целях, задачах, содержании и планах работы с одаренными детьми;
  • Публикации в СМИ;
  • Издание материалов.

Материально-технические условия

  • Ноутбуки,
  • Интерактивная доска,
  • Мультимедиа проектор, принтер;
  • Интернет;
  • Мобильный компьютерный классICLAB;
  • Лего-конструкторы,
  • Обучающие и развивающие компьютерные программы;
  • Образовательные робототехнические модули;
  • Наглядность – книги («Конструирование из Лего», методические рекомендации по курсу информатики для дошкольников, справочно-методические пособия), учебные пособия по конструированию роботов, чертежи по лего-конструированию.

Приложение

Этапы сопровождения одаренного ребенка

  • Диагностический этап
  • специальная диагностика (углубленная);
  • диагностический мониторинг (анализ динамики развития).
  • Информационный этап
  • подбор литературы по тематике;
  • создание банка информации по работе с одаренными детьми;
  • подготовка дополнительных более сложных заданий, упражнений, чертежей лего-моделей для одаренных детей.
  • Развивающий этап
  • организация и проведение индивидуальных занятий с одаренными детьми;
  • организация конкурса для одаренных детей детского сада «Солнечные, Inter, дарики!».

Карта одаренного ребенка

ФИО ребенка.

Возраст ребенка (год, месяц).

Номер группы (№).

Результаты специальной диагностики

Область одаренности

Признаки одаренности

Диагностика одаренности

Выводы и рекомендации

Развивающая программа.

Методики,используемые для выявления одаренности детей.

  1. Для выявления интеллектуальной одаренности

ребенка используется методикаэкспертных оценок Лосева А.А.Эта методика проводится на основе наблюдений за ребенком. Если какая-то характеристика присуща ребенку в наивысшей степени, ставьте 5 баллов, если они выше средней — 4 и так далее. Оценка 2 балла — самая низкая. Общее количество набранных баллов разделите на количество вопросов (12) и полученное число запишите. Предлагаемые характеристики интересов помогут Вам в анализе его поведения, умственного и физического развития.

Критерии оценки

ФИ детей

1.Высокая познавательная активность, мобильность.

2.Быстрота и точность выполнения умственных операций.

3.Устойчивость внимания.

4.Оперативная память — быстро запоминает услышанное или прочитанное без специальных заучиваний, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить.

5.Навыки логического мышления, хорошо рассуждает, ясно мыслит, не путается в мыслях.

6.Богатство активного словаря.

7.Быстрота и оригинальность вербальных (словесных) ассоциаций. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием. Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что часто прямо не высказывается взрослыми, но имеется в виду. Улавливает причины поступков других людей, мотивыих поведения

8.Выраженная установка на творческое выполнение заданий

9.Развитость творческого мышления и воображения.

10.Владение основными компонентами умения учиться.

11.Способность контролировать собственную творческую деятельность, повышенный темп умственного развития.

12.Возможность предвосхищения результата деятельности.

Заключение по совокупности тестовых показателей об уровне интеллектуального развития испытуемого должно делаться исключительно корректно. В детском возрасте тестовые оценки могут существенно меняться в связи с изменением условий жизни, воспитания и обучения ребенка. Кроме этого, стандартизованная тестовая методика в принципе не способна полно отразить индивидуальные особенности интеллекта. Она, как правило, «безразлична» и к динамическим аспектам интеллектуального развития. Как справедливо подчеркивается, высокие оценки не являются существенными признаками гениальности. Зачастую случается так, что люди с такими оценками незаметно для окружающих проводят дни своей жизни, а люди со средним значением добиваются в своей профессии выдающихся успехов. Все дело в том, что успешность (в обучении и конкретной деятельности) зависит от специфических интеллектуальных способностей, оригинальности, целеустремленности и т.д. По этим причинам сколько-нибудь категорическое экспертное заключение по тестовым данным об интеллектуальном потенциале, «потолке» развития ребенка является в моральном плане недопустимым, в научном – необоснованном.

2. Выявление креативно одаренных детей (построено на основе методики Савенкова А.И. «Интеллектуальный портрет»).

Критерии одаренности

Методика диагностирования

1. Оригинальность мышления - способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых, банальных.
Проявляется в мышлении и поведении ребенка, в общении со сверстниками и взрослыми, во всех видах его деятельности (ярко выражена в характере и тематике самостоятельных рисунков, сочинении историй, конструировании и др.).

Игра «Теремок»

Каждый ребенок получает свой рисунок и играет за нарисованный объект. Ведущий, выбирает одного из детей хозяином теремка, а остальные по очереди подходят к теремку. Диалог: Тук, тук, кто в теремочке живет? - Я, (называет себя, например, гитара). А ты кто? - А я - (называет себя, например, - яблоко). Пустишь меня в теремок? - Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу. Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их. Например, и у гитары и у яблока есть палочка. После этого гость заходит в теремок, а к хозяину обращается следующий участник игры. И так, пока все не зайдут в теремок. Если кто-то не сможет ответить хозяину, остальные дети могут помочь.  

Игра «Дразнилка»

На столе разложены картинки с отгадками. Не произнося настоящих названий картинок,  дать шуточные имена-дразнилки: Смотрелки, плакалки, моргалки, подмигивалки и др.- … глаза  Каталка, возилка, скакалка, ржалка, цоколка - … лошадка. Забивалка, ударялка, стучалка - … молоток. Разгадав загадку, игроки стараются как можно скорее поставить пальчики на соответствующую картинку. Можно поменяться ролями, дети сами придумывают и загадывают загадки, а родители должны угадать, о чём идёт речь.

2. Гибкость мышления - способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить (в мышлении и поведении) от явлений одного класса к другим, часто далеким по содержанию.
Проявляется в умении находить альтернативные стратегии решения проблем, оперативно менять направление поиска решения проблемы.

Сказочная задача «Как перенести воду в решете?».

Воспитатель формирует противоречие; вода должна быть в решете, чтобы ее перенести и воды не должно быть, так как в решете ее не перенести – вытечет. Разрешается противоречие изменением агрегатного состояния вещества – воды. Вода будет в решете в измененном виде (лед) и ее не будет, т. к. лед это не вода. Решение задачи – перенести в решете воду в виде льда.  

Игра: «Предложи выход из ситуации».

Маше на день рождение друзья подарили энциклопедию «Животный мир», мама подарила такую же энциклопедию, бабушка подарила такую же энциклопедию. Предложи Маше, что с ними.

3. Продуктивность, или беглость, мышления обычно рассматривается как способность к генерированию большого числа идей.
Проявляется и может оцениваться по количеству вариантов решения разнообразных проблем и продуктов деятельности (проекты, рисунки, сочинения и др.).

Игра «Как использовать предмет?»

Перечислить как можно больше необычных способов использования предмета. Ход игры: Газета используется для чтения. Ты же можешь придумать другие способы ее использования. Что из нее можно сделать? Как ее можно еще использовать?

4. Способность к анализу и синтезу. Анализ - линейная, последовательная, логически точная обработка информации, предполагающая ее разложение на составляющие. Синтез, напротив, - ее синхронизация, объединение в единую структуру.
Наиболее ярко эта способность проявляется при решении логических задач и проблем и может быть выявлена практически в любом виде деятельности ребенка.

Игра «Внутри – снаружи».

Решение задач, развивающих логическое и пространственное мышление. Ход игры: предлагается ребенку рассмотреть задания с карточками и ответить на вопросы. Внутри каждой предложенной фигуры располагается какой-нибудь предмет. Необходимо определить его местонахождение, правильно ответив на вопросы.

5. Классификация и категоризация - психические процессы, имеющие решающее значение при структурировании новой информации, предполагающие объединение единичных объектов в классы, группы, категории.
Проявляется, кроме специальных логических задач, в самых разных видах деятельности ребенка, например, в стремлении к коллекционированию, систематизации добываемых материалов.

Игра« Круглые предметы».

Предлагается найти предметы определенной формы в окружающих предметах.

Игра «Случайные предметы» (находить лишний предмет в однородной группе).

Предложить ребенку рассмотреть предметы, изображенные на карточке и сказать, что из них лишнее.

6. Высокая концентрация внимания выражается обычно в двух основных особенностях психики: высокой степени погруженности в задачу и возможности успешной «настройки» (даже при наличии помех) на восприятие информации, относящейся к выбранной цели.
Проявляется в склонности к сложным и сравнительно долговременным занятиям (другой полюс характеризуется «низким порогом отключения», что выражается в быстрой утомляемости, в неспособности долго заниматься одним делом).

Упражнение «Отдели цифры, буквы».

(умение концентрировать внимание на выполнении поставленной задачи).

   Предлагается ребенку внимательно рассмотреть таблицу. В ней изображены буквы и абстрактные значки. Ребенок должен вычеркнуть из таблицы все, что не является буквами.

7. Память - способность ребенка запоминать факты, события, абстрактные символы, различные знаки - важнейший индикатор одаренности. Однако следует иметь в виду, что преимущество в творчестве имеет не тот, у кого больше объем памяти, а тот, кто способен оперативно извлечь из памяти нужную информацию.
Проявление различных видов памяти (долговременная и кратковременная, смысловая и механическая, образная и символическая и др.) несложно обнаружить в процессе общения с ребенком.

Игра «Посмотри и запомни» (запоминать пары «Предмет – символ»).

  Ребенок рассматривает иллюстрацию и старается обнаружить сходство между предметами и животными на левой стороне карточек и символами справа.

   Дается время (20 – 30 сек.) на запоминание, затем картинки перемешиваются, нужно вернуть каждой карточке потерявшуюся половинку т.е. найти изображение предмета и соответствующий символ.

Шкала оценки результатов исследования креативного мышления у ребенка

Баллы

Оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведения

5

Свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом противоположное ему свойство проявляется очень редко

4

Оцениваемое и противоположное свойства личности в поведении и деятельности уравновешивают друг друга

3

 Более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому

2

 Четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности

1

 Сведений для оценки данного качества нет (не имею).

0

Сводная таблица по результатам исследований

Критерии оценки

Фамилии, имена детей

1. Оригинальность мышления

2. Гибкость мышления

3. Продуктивность,

4. Способность к анализу и синтезу.

5. Классификация и категоризация - психические процессы,

6. Высокая концентрация внимания

7. Память

Средний балл

3. Выявление конструкторской одаренности ребенка

Для диагностики уровня развития конструкторской деятельности

детей используется методика Векслера «Кубики Коса»

В этой методике используется набор постепенно усложняющихся

образцов геометрических фигур (нарисованных на картонных карточках) и

набор из 9 кубиков, стороны которых разделены по диагонали на белый и

красный треугольники. Всем детям устно дается одинаковая инструкция:

«Перед вами кубики, все они одинаковые. Рассмотрите их внимательно.

Посмотрите, как окрашены их стороны: 2 стороны красных, 2 белых и

2 разделенных по диагонали на красный и белый треугольники. Сейчас вам

будут даны рисунки, вы должны построить из кубиков точно такой же

рисунок». Испытуемым поочередно предъявляются фигуры для

самостоятельного конструирования по образцу. Экспериментатором

фиксируется время выполнения задания и качественные характеристики

деятельности испытуемых.

Развитие конструирования в дошкольном возрасте составляет основу

для конструктивно-технических способностей и конструктивно-

технического мышления.

При исследовании конструкторской деятельностиребенку предлагают следующие задания

п/п

Задания

Шкала оценок

Конструированиеобъемных

построек изцветных кубиководинаковой

величины спомощью образца-рисунка

1 – Строит дорожку из трех кубиков, ориентируясь подвум цветам (например, красный и желтый).

2 – Строит «двухэтажную башню» из трех кубиковсоответственно двум цветам (например, красный ижелтый).

3 – Строит «трехэтажную башню» из семи цветныхкубиков.

4 – Строит «трехэтажную» постройку сложнойконфигурации из кубиков четырех цветов.

5 – Строит «четырехэтажную» постройку из восьмичетырехцветных кубиков.

Выкладывание порисунку определенных фигур наплоскости изцветных кубиков свыкрашенными в

разные цветасторонами

1 – Складывает четыре двухцветных кубика так, чтона плоскости получается цветной квадрат,разделенный по цвету на четыре части.

2 – Складывает из четырех кубиков квадрат,разделенный по цвету на две части.

3 – Складывает из девяти кубиков квадрат,разделенный по цвету на три части.

4 – Складывает четыре кубика так, что получаетсяромб.

Задания по

конструированию

по методике Косса

(используютсяпять первыхвариантов этойметодики:

двухцветныекубики)

1 – Складывает квадрат из четырех кубиков двухцветов с вписанным в него треугольником.

2 – Складывает квадрат со вписанным треугольником,основанием кверху.

3 – Складывает квадрат из четырех кубиков,

разделенный на два равнобедренных треугольника.

4 – Складывает квадрат из четырех кубиков, со

вписанным в него ромбом.

5 – Постройка сложного рисунка из девяти кубиков.

Задания:

— Конструирование «башни» из трех-пяти кубиков разного цвета.

— Конструирование «дорожки» из кирпичиков разного цвета.

— Конструирование «заборов» из разноцветных кирпичиков

(вертикальное расположение деталей).

— Конструирование «грибов», «воротиков», «гаража», «дивана» из

одинаковых по величине блоков (расположение деталей в вертикальном и

горизонтальном направлениях с учетом общей конфигурации постройки).

Описание методики

Стимульный материал методики представляет собой набор цветных

квадратов – одноцветных (синий, желтый, зеленый, красный) идвухцветных, разделенных по диагонали – по 16 штук каждого вида.

Квадраты могут быть сделаны из любого прочного материала: дерева,

картона, пластика, металла.

Испытуемому дается три серии по пять заданий. При выполнении

каждого задания надо сложить из цветных квадратов узор по образцу (см.

рис. 1-3). В первой серии, для того чтобы сложить узор, необходимо

использовать четыре квадрата, во второй – девять, в третьей – шестнадцать.

Внутри каждой серии задания постепенно усложняются, при этом

происходит переход от симметричных узоров к несимметричным.

Рис. 1. Образцы для первой серии заданий из 4-х элементов (2 х 2).

Рис. 2. Образцы для второй серии заданий из 9-ти элементов (3 х 3).

Рис. 3. Образцы для третьей серии заданий из 16-ти элементов (4 х 4).

На некоторых образцах представлены такие знакомые детям

предметы, как дом, елочка, цветок и пр., на других помещены абстрактные

изображения.

Для выполнения заданий предусмотрены два вида помощи со стороны

экспериментатора. Первый состоит в предъявлении дополнительного

образца, в котором узор разбит на отдельные элементы-квадраты, а второй –

в наложении нескольких квадратов на этот образец так, чтобы получился

рисунок.

Оценка результатов

При оценке результатов важно учитывать такие качественные

характеристики, как самостоятельность (результативность) выполнения

задания – R, скорость решения задачи – Т и рациональность при

выполнении задачи – D. При нерешенном задании результативность

составляет 0 баллов, при использовании максимальной помощи (наложении

элементов на образец) – 10 баллов, при использовании минимальной

помощи (выполнение задания по дополнительному образцу) – 100 баллов и

при самостоятельном решении задания – 1000 баллов. Разнесение

результатов решения заданий в столь широком диапазоне (от группы к

группе – скачок на порядок) принято для более качественного

разграничения испытуемых по основному признаку – результативности.

Выводы:

По результатам проведенных исследований выявлено _____ одаренных в различных областях детей

Виды одаренности

количество

Конструкторская одаренность ребенка

Интеллектуально одаренные дети

Креативно одаренные дети

Диагностическая проективная методика

«Древо желаний» (В.С.Юркевич)

Цель: изучение познавательной активности детей. (используются картинки и словесные ситуации)

  1. Волшебник может исполнить 5 твоих желаний. Чтобы ты у него попросил? (6 мин.)
  2. Мудрец может ответить на любые твои вопросы. О чем бы ты спросил у него? (регистрируются первые 5 ответов) – 6 мин.
  3. Ковер-самолет в мгновение ока доставит тебя куда ты захочешь. Куда бы ты хоте слетать? (регистрируются первые 5 ответов) – 6 мин.
  4. Чудо-машина умеет все на свете: шить, печь пироги, мыть посуду, делать любые игрушки. Что должна сделать чудо-машина по твоему приказанию? – 5 мин.
  5. Главная книга страны Вообразилии. В ней любые истории обо всем на свете. О чем бы ты хотел узнать из этой книги? – 5 мин.
  6. Ты очутился вместе с мамой в таком месте, где все разрешается. Ты можешь делать все, что твоей душе угодно. Придумай, что бы ты в таком случае делал? - (регистрируются первые 5 ответов) – 4 мин.

Из ответов выбираются ответы познавательного характера.

  • Высокий уровень познавательной потребности – 9 ответов и выше.
  • Средний уровень познавательной потребности – от 3 до 8 ответов.
  • Низкий уровень познавательной потребности –2 и меньше ответов.

Качественный анализ:

  • Высокий уровень – стремление проникнуть в причинно-следственные связи явлений, отчетливо проявляется исследовательский интерес к миру.
  • Средний уровень – потребность в знаниях имеется, но привлекает только конкретная информация, причем достаточно поверхностная.
  • Низкий уровень – дети удовлетворяются односложной информацией, например, их интересует реальность услышанной когда-то сказки, легенды и т.д.

Все эти суждения носят познавательный характер, но различаются разным уровнем сложности.

Ответы «потребительского» содержания - иметь игрушки, проводить досуг без познавательных целей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа по работе с одаренными детьми "Умники и умницы"

Данная программа ориентирована для работы с детьми дошкольного возраста 4-5 лет. Направлена на развитие логики , мышления...

Программа по работе с одаренными детьми "Юный художник"

Программа по работе с одаренными детьми....

Конспект кружкового занятия Воспитатель Бушмакина Е.Н. МБДОУ «Детский сад №14 г.Красноармейска Саратовской области» Программа по работе с одаренными детьми «Палитра» Возрастная группа: вторая младшая Тема кружкового занятия: «Приглашаем снегирей»

Ведущая образовательная область: художественно-эстетическое развитиеЦель: Познакомить детей с техникой печатания карандашом-печаткой Учить изображать ягоды ритмично располагая точки на ветке ряби...

Конспект Воспитатель Юдина А.Г. МБДОУ «Детский сад №16 г.Красноармейска Саратовской области» Программа по работе с одаренными детьми «Наша надежда» старшая группа.Тема: «Осенний пейзаж»

Ведущая образовательная область: художественно-эстетическое развитие Цель: Познакомить детей с новой техникой рисования на полиэтиленовой пленке. Учить детей наносить гуашь на пленку. З...

Программа по работе с одаренными детьми

Цель программы: создание условий для построения воспитательно-образовательного процесса с одаренными детьми, совершенствование их способностей через проектно-исследовательскую деятельность....

Рабочая программа для работы с одаренными детьми в физическом развитии

Рабочая программа с одаренными детьми в физическом развитии. Акктуальность данной программы. Перспективный план на 2018-2019уч.гг.....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ “Уйный-уйный өйрәнәбез”

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РАБОТЕ С  ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ“Уйный-уйный өйрәнәбез&rdquo...