Образовательное событие "Лабиринты сказок"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Краткое описание идеи образовательного события "Лабиринты сказок", подготовительная работа, этапы проживания, рефлексия, ссылка на видеоролик.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnoe_sobytie_labirinty_skazok.docx | 20.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Краткое описание идеи поддерживающего и развивающего инициативу и игровую деятельность детей образовательного события «ЛАБИРИНТЫ СКАЗОК»
В течении года в практике работы с детьми я использую авторскую технологию «Банк интересных дел». Технология включает в себя несколько этапов, первый из которых – сбор интересных дел. На этом этапе ребята предлагают и выбирают занятия для совместного проживания. Во время утреннего круга дети делятся впечатлениями об интересных занятиях, проведенных в выходные дни, и рекомендуют их для проживания в группе. Девочка предложила идею прохождения лабиринта, который она сама нарисовала. Ребята с интересом откликнулись на предложение и быстро нашли правильный путь. Но на этом интерес к такому занятию не угас. Дети вспомнили игры с использованием лабиринта: печатные (в раскрасках), компьютерные, подвижные (в лабиринте из металлоконструкций или из снега, «Казаки-разбойники»), настольные и другие. Зарождалось интересное дело. Мы, педагоги, понимая сколько возможностей для развития содержит в себе эта игра, поддержали интерес детей и приступили к проектированию образовательного события.
На этапе подготовки сформулировали образовательные задачи, опираясь на целевые ориентиры ФГОС ДО. Совместно с детьми и родителями организовали сбор материала: пластиковые лабиринты с шариком внутри, лабиринты из детских журналов и раскрасок, сказки и мифы с упоминанием лабиринта («Нить Ариадны»).
В течении трех дней мы наблюдали за развитием интереса детей к этому виду деятельности. Сначала ребята проходили готовые лабиринты, выбирая сложность по своим силам. Потом у детей появилось желание создать лабиринт самостоятельно и предложить его другим ребятам. На этом этапе практическим путем дети выяснили, что лабиринт труднее (следовательно интереснее) проходить, если в нем много ложных и тупиковых ходов. Объединяясь в небольшие группы по 2-4 человека, ребята стали использовать лабиринты в режиссерской игре: вместе с вымышленными персонажами они проходили сложный путь с препятствиями. Во время прогулки заметили, что автомобильные дороги в песочнице тоже похожи на лабиринт. Стали появляться первые пробы создания настольной игры по типу «бродилки», в которой ребята специально создавали тупики (пропуск хода), ложные ходы (возврат назад) и препятствия для героев. Проанализировав готовность ребят к проживанию события: интерес, творческие способности и начальные умения по созданию собственных лабиринтов, умение взаимодействовать со сверстниками, приступили к реализации образовательного события.
Образовательное событие «Лабиринты сказок»
Цель: проектирование и создание лабиринтов для дальнейшего использования их в игровой деятельности.
Задачи: 1. Развивать умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми: способность выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности, умение договариваться, учитывать интересы и чувства других, умение разрешать конфликты.
2. Развивать логическое и пространственное мышление, внимание, творческое воображение.
3. Формировать умения: проектировать игровую деятельность, высказывать предложения, принимать решения, самостоятельно выбирать способ достижения цели, разрабатывать и соблюдать правила игры.
4. Поддерживать инициативу, развивать самостоятельность и целеустремленность детей, умение оценивать результаты собственной деятельности.
1 этап. Создание игровой ситуации. Воспитатель сообщает детям проблему: «Из книжки пропали герои сказок. Вместо картинок белые листы…» Дети убеждаются в подлинности слов воспитателя, выясняют, кто пропал, и высказывают предложения, как это могло произойти. Воспитатель выражает расстройство и недоумение: «Как дети теперь будут читать сказки?» В это время из книги случайно выпадает письмо, дети читают текст письма: «Дорогие читатели, мальчики и девочки! Беда приключилась в сказочном королевстве. Злая волшебница хочет переделать сказки. Она похитила героев сказок и решила им навредить. Пожалуйста, освободите сказочных героев и помогите им вернуться в книгу. Добрый Волшебник». В письме дети находят картинки с изображением героев сказок, на обратной стороне которых написана краткая история «колдовства»:
«Крот вырыл под землей много ходов, и Дюймовочка не может выйти из норы, чтобы улететь с ласточкой», «Людоед запер Кота в сапогах в своем замке. Кот бродит по многочисленным комнатам и залам и не может выбраться на волю», «Волк переставил указатели. Красная шапочка заблудилась в лесу и не может найти дорогу к дому бабушки», «Золушка заблудилась в замке принца. Часы скоро пробьют полночь, и она не сможет вернуться домой» Воспитатель выслушивает предложения детей, как можно помочь героям сказки. В результате обсуждения дети приходят к решению: «Создать сказочный лабиринт и помочь героям выбрать правильную дорогу».
2 этап. Строительство лабиринтов из разных материалов по выбору детей.
Ребята с интересом включаются в деятельность по созданию лабиринтов. Самостоятельно делятся на команды по желанию помочь любимому сказочному персонажу, вместе выбирают место и материалы для строительства лабиринта. В нашем случае - 5 человек строили лабиринт на полу в группе из железной дороги, помогая Дюймовочке. Они сначала построили правильный путь, а потом дополняли его тупиками и ложными ходами. Когда лабиринт был готов, воспитатель «вбросил» новые образовательные задачи: «Злая волшебница продолжает вредить героям. Они смогут вернуться в сказку, если преодолеют 3 препятствия…» Ребята придумали препятствия и условия их преодоления, тем самым развивая и усложняя сюжет игры. 3 девочки – подружки строили лабиринт в замке принца из конструктора «Лего». По завершению строительства, они развернули в нем режиссерскую игру с фигурками Золушки, Принца, Мачехи и ее дочерей. 1 девочка самостоятельно нарисовала лабиринт для Красной шапочки и предложила детям найти правильную тропинку к дому бабушки. 1 девочка не включилась в событие, сначала она читала книгу, затем вместе со всеми с интересом слушала рассказ детей о своем лабиринте. Команда из 7 человек решила строить замок Людоеда в спортивном зале из модулей. Сначала дети действовали разрозненно, но потом появилась идея - нарисовать план и строить по плану. Когда лабиринт был готов, ребята придумали правила игры в парах: «Кот» проходит его с закрытыми глазами, выполняя команды ведущего игрока «Доброго волшебника».
3 этап. Подведение итогов. Группы презентуют свой лабиринт. Рассказывают другим командам правила игры с использованием первоначальной легенды со сказочными героями. Возвращают своего персонажа в книгу, тем самым «расколдовывая» его. Ребята убеждаются в том, что в книге сказок появились картинки с изображением сказочных героев и вместе радуются происходящему событию.
Далее следует свободная игровая деятельность детей. Они выбирают понравившийся вариант лабиринта, участников для игры, могут дополнять сюжет новыми препятствиями и героями.
Рефлексия. Соблюдая технологию «Банка интересных дел», увлекательное дело заканчивается обсуждением в общем кругу, где дети обмениваются впечатлениями, делают выводы, делятся собственными открытиями. Прожитое интересное дело отмечают в БАНКЕ цветом или специальным значком (смайликами), оценивая, таким образом, степень увлеченности и полезности.
Ссылка на подборку видеофрагментов https://www.youtube.com/watch?v=f2SXJAZRC8w
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области «Коммуникация» Тема «В стране сказок»
Вводная часть-организационный момент : получения письма от незнайки, в котором находится карта- схема с заданиями. В основной части работы решаются поставленные задачи, в заключительной части по...
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области «Коммуникация» по теме «В стране сказок».
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области «Коммуникация» (старшая группа) по теме «В стране сказок»...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» на тему: «Волшебство сказок» в подготовительной группе детского сада
Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» на тему: «Волшебство сказок» в подготовительной группеПрограммное содержание: 1. Закрепить в памяти дет...
Совместная образовательная деятельность педагога с детьми шестого года жизни "В стране сказок" (Образовательная область «Познание»)
Конспект совместной образовательной деятельности педагога с детьми шестого года жизни "В стране сказок"...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Чтение художественной литературы» по теме: «Мир сказок и приключений» в старшей группе
Уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках: вспомнить названия сказок, героев сказок...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в рамках образовательной области «Художественное творчество» в подготовительной к школе группе «Страна сказок А.С.Пушкина»
Развитие творческого потенциала (воображения, фантазии) каждого ребенка для решения проблемной задачи на основе организации его поисковой деятельности по подбору наиболее эффективных...
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста по реализации образовательной области художественно-эстетическое развитие "По тропинкам любимых сказок" (с использованием ТРИЗ технологий)
Художественно-эстетичнское развитие с использованием ТРИЗ технологий...