Доклад
материал на тему

Журинова Наталья Геннадьевна

Доклад.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx21.52 КБ
Office presentation icon doklad_zhurinova_n.g.ppt2.25 МБ

Предварительный просмотр:

Управление образования города Лабытнанги"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД  "ЯГОДКА"

Структура занятия с точки зрения системно - деятельностного подхода


                                                                  Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны

                                                                                                         думать, то тогда исчезнут всякие

                                                                                                                                           недоразумения.

                                                                                                                                           Г. Лихтенберг

Японская пословица гласит «Налови мне рыбы — и я буду сыт сегодня; а научи меня ловить рыбу — так я буду сыт до конца жизни».  (Слайд 2)

Каждый раз, составляя проект очередного занятия, педагог задает себе одни и те же вопросы:

- Как организовать современное занятие с точки зрения системно-деятельностного подхода?

- Как сформулировать цели занятия с позиций планируемых результатов образования и обеспечить их достижение?

- Какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке?
-  Какие методы и средства обучения выбрать?

- Как организовать собственную деятельность и деятельность детей?

-  Как обеспечить рациональное сочетание всех этих компонентов? (Слайд 3)

При  подготовке к очередному занятию, нужно помнить, что основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети должны «открывать» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Задача педагога при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Педагог должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы занятия и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях. (Слайд 4)

Функция педагога заключается не в обучении, а в сопровождении учебного процесса: подготовка дидактического материала для работы, организация различных форм сотрудничества, активное участие в обсуждении результатов деятельности учащихся через наводящие вопросы, создание условий для самоконтроля и самооценки. Результаты занятий допускают неокончательное решение главной проблемы, что побуждает детей к поиску возможностей других решений, к развитию ситуации на новом уровне. (Слайд 5)

В системно – деятельностном подходе существуют разные типологии занятий, типологии разных авторов. В своей практической деятельности  можно использовать следующие типы занятий: занятие «открытие нового знания»; занятие формирования ЗУНов (занятие парной работы); занятие развивающего контроля, занятие общения. На всех этих занятиях происходит формирование предметных умений и навыков, но кроме этого они позволяют формировать и универсальные учебные действия. (Слайд 6)

Занятие «открытия новых знаний»: на этих занятиях формируется умение анализировать результаты своей деятельности, выявлять места и причины затруднений, умение ставить цели занятия и подводить итог. На  занятиях дети учатся решать нестандартные задачи, комбинировать имеющиеся знания, выдвигать гипотезы, искать пути решения проблем. Они наблюдают, сравнивают, анализируют, делают выводы и обобщения.  В результате происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных процессов, коммуникативных действий, познавательной активности. Слайд 7)

Занятие парной работы (формирование ЗУНов, коррекция пробелов)

Формируются навыки самостоятельной деятельности, навыки парной работы (ребята учатся управлению поведением партнера, планированию самостоятельной и совместной деятельности, осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль). Отдельные ребята ставятся в положение педагога, появляется реальная возможность оказания реальной помощи друг другу. Эта форма порождает взаимную ответственность, внимательность, формирует интерес к работе товарища, через нее можно совместно изучать новый материал, отрабатывать алгоритмы, тренировать друг друга, проверять, обучать, обсуждать. (Слайд 8)

Занятие общение (теоретический опрос по теме, также включены небольшие практические задания).

Формируются умение организовать учебное взаимодействие в группе, сотрудничество со сверстниками, умение слушать и слышать, давать оценку своим результатам и результатом товарищей.  В процессе таких занятий формируется критическое мышление, а также очень важная способность мобилизовать в определенной ситуации приобретенные знания и опыт. (Слайд 9)

Структура занятия с позиций системно - деятельностного подхода состоит в следующем: 

  • педагог создает проблемную ситуацию;
  • ребёнок принимает проблемную ситуацию;
  • вместе выявляют проблему;
  • педагог управляет поисковой деятельностью;
  • ребёнок осуществляет самостоятельный поиск;
  • обсуждение результатов.      (Слайд 10)

Китайская народная мудрость звучит: «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю». «Скажи мне, я забуду; покажи мне, и я запомню; дай мне действовать самому, и я научусь». (Слайд 11)

Хочется закончить свое выступление словами немецкого педагога 19 в. Адольфа Дистерверга «Настоящий педагог показывает своему воспитаннику не готовое здание, над которым положены тысячелетия труда, он ведет его к разрабатыванию строительного материала, возводит здание с ним вместе, учит его строительству».

Педагог должен слышать и понимать детей, а не навязывать свое мнение.  (Слайд 12)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Структура занятия с точки зрения системно- деятельностного подхода выполнила Журинова Наталья Геннадьевна

Слайд 2

Японская пословица «Налови мне рыбы — и я буду сыт сегодня; а научи меня ловить рыбу — так я буду сыт до конца жизни»

Слайд 3

Вопросы:

Слайд 4

Основная идея системно-деятельностного подхода

Слайд 5

Функция педагога заключается не в обучении, а в сопровождении учебного процесса: Результаты занятий допускают неокончательное решение главной проблемы, что побуждает детей к поиску возможностей других решений, к развитию ситуации на новом уровне.

Слайд 6

Р азные типологии занятий На всех этих занятиях происходит формирование предметных умений и навыков, но кроме этого они позволяют формировать и универсальные учебные действия.

Слайд 7

формируется умение анализировать результаты своей деятельности, выявлять места и причины затруднений, умение ставить цели занятия и подводить итог. Дети учатся решать нестандартные задачи, комбинировать имеющиеся знания, выдвигать гипотезы, искать пути решения проблем. Дети наблюдают, сравнивают, анализируют, делают выводы и обобщения. В результате происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных процессов, коммуникативных действий, познавательной активности. Занятие «открытия новых знаний»

Слайд 8

Занятие парной работы (формирование ЗУНов, коррекция пробелов) Формируются навыки самостоятельной деятельности, навыки парной работы Отдельные ребята ставятся в положение педагога, появляется реальная возможность оказания реальной помощи друг другу. Эта форма порождает взаимную ответственность, внимательность, формирует интерес к работе товарища, через нее можно совместно изучать новый материал, отрабатывать алгоритмы, тренировать друг друга, проверять, обучать, обсуждать.

Слайд 9

Занятие общение (теоретический опрос по теме, также включены небольшие практические задания) Формируются умение организовать учебное взаимодействие в группе, сотрудничество со сверстниками. Умение слушать и слышать, давать оценку своим результатам и результатом товарищей. В процессе таких занятий формируется критическое мышление, а также очень важная способность мобилизовать в определенной ситуации приобретенные знания и опыт.

Слайд 10

Структура занятия с позиций системно - деятельностного подхода состоит в следующем: педагог создает проблемную ситуацию; ребёнок принимает проблемную ситуацию; вместе выявляют проблему; педагог управляет поисковой деятельностью; ребёнок осуществляет самостоятельный поиск; обсуждение результатов.

Слайд 11

Китайская народная мудрость: «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю» «Скажи мне, я забуду; покажи мне и я запомню; дай мне действовать самому, и я научусь.»

Слайд 12

«Настоящий педагог показывает своему воспитаннику не готовое здание, над которым положены тысячелетия труда, он ведет его к разрабатыванию строительного материала, возводит здание с ним вместе, учит его строительству». немецкий педагог 19 в. Адольфа Дистерверга Педагог должен слышать и понимать детей, а не навязывать свое мнение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичный доклад МДОУ №2 "Рябинка"

Приоритетным направлением деятельности МДОУ № 2«Рябинка» является обеспечение психологического благополучия , охрана  и укрепление  здоровья  детей  и духовно-нравственное во...

Доклад - выступление на научно-педагогической конференции для специалистов занимающихся с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Тема доклада - Народная игра в музыкальном развитии детей с ОНР

     Мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но это не всегда получается. Особенно сложно дет...

ДОКЛАД- ПРИЗИНТАЦИЯ ДОКЛАД

1слайдФормы и методы работы с родителями и детьми по экологическому воспитанию2слайднастоящее время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эт...

Доклад к семинару «Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе игры ». Тема доклада: «Становление социально-коммуникативных умений посредством культурных практик».

С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач ...

Доклад ДОКЛАД на тему: « ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ПРЕДСТОВЛЕНИЙ О ПРАВИЛАХ БЕЗОПАСНОСИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» .

Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких дет...

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ. Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ.Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».Задолго до того, как игра стала предметом научных иссл...

Доклад для педагогической конференции. Тема доклада "Ребенок и семья в цифровом пространстве".

пять плюсов дистанционного взаимодействия для родителей: Возможность оперативно получать информацию о текущих и предстоящих событиях в группе.Отсутствие ограничений во времени...