Образовательная деятельность в старшей группе по теме «Царица Осень»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Карпова Любовь Владимировна

Актуализировать последовательность времён года, последовательность осенних месяцев и их характерных признаках. Актуализировать знания о изменениях в природе в осенний период. Обогащать словарный запас детей (листопад, ледостав, листопадники).  Закрепить названия диких животных которые ложатся в зимнюю спячку. Формировать умение правильно называть листья деревьев. Актуализировать умение группировать овощи и фрукты. Формировать умение классифицировать птиц на зимующих и перелетных. Актуализировать умение внимательно слушать и отвечать на «занимательные вопросы» полным ответом. Формировать у детей обобщенное представление о взаимосвязи всего живого с изменением времени года. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina.docx36.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2 «Пчёлка» города Асино Томской области

Конспект образовательной деятельности

в старшей группе

Тема: «Царица Осень»

.

(Образовательная область «Познавательное развитие»)

                                                                              Подготовила и провела:

                                                                                           Карпова Любовь Владимировна,

                                                                                            воспитатель первой

                                                                                           квалификационной категории

ноябрь, 2017г.

Образовательная деятельность в старшей группе по теме

«Царица Осень»

Цель: Закрепить знания об осени.

Задачи:

Образовательные:

Актуализировать последовательность времён года, последовательность осенних месяцев и их характерных признаках. Актуализировать знания о изменениях в природе в осенний период. Обогащать словарный запас детей (листопад, ледостав, листопадники).  Закрепить названия диких животных которые ложатся в зимнюю спячку. Формировать умение правильно называть листья деревьев. Актуализировать умение группировать овощи и фрукты. Формировать умение классифицировать птиц на зимующих и перелетных. Актуализировать умение внимательно слушать и отвечать на «занимательные вопросы» полным ответом. Формировать у детей обобщенное представление о взаимосвязи всего живого с изменением времени года.

Развивающие: Развивать зрительное восприятие, речевой слух, память, внимание. коммуникативные способности в работе подгруппами.  

Воспитательные: Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, стремление оказывать помощь тому, кто оказался в трудной ситуации.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Материалы:

  • Презентация на интерактивной доске (времена года и осенние месяца)
  • Корзина с конвертами и заданиями от Царицы Осени;
  • Муляжи овощей и фруктов;
  • Листочки осенних деревьев (берёза, дуб, клён, осина, рябина, ива);
  • Раздаточный материал (картинки-перелётные и зимующие птицы);
  • Набор Фрёбеля для строительства кормушек зимующим птицам;
  • Аудиозапись песни «Золотая осень»;
  • Дерево и листья из цветной бумаги (рефлексия)
  • Медали «Знатоки природы»

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций осени в разный период (в сентябре, октябре, ноябре) и беседа по ним, загадки, Стихи и пословицы об Осени.

Рассказы:Картотека рассказов об осени. «Осенний день в березовой роще» Тургенев И. С., «Поздняя осень»Короленко В. Г., «Антоновские яблоки» Бунин И. А.

Сказки:Н. М. Грибачев "Рыжие листья", Русская народная сказка "Мужик и медведь", Николай Сладков "Осень на пороге", Георгий Скребицкий Художник-Осень ("Четыре художника"), Владимир Сутеев "Яблоко", К. В.Лукашевич "Осень" и др.

Дидактические игры:«Птичий базар», «Когда это бывает?», «Собери урожай», «С какого дерева листок?, «Времена года» и др.

Ход ОД:

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте поздороваемся с ними. (Дети здороваются)

Воспитатель: Ребята, сегодня утром нам пришло электронное сообщение.(слайд 1) Давайте посмотрим от кого оно? (на интерактивной доске слайды)(слайд 2)

Далеко-далеко, высоко-высоко, в удивительном воздушном дворце живут – поживают - Круглый год и его четыре дочери - Зима, Весна, Лето и Осень (слайд 3). Они совсем не похожи друг на друга, но отец любит их всех одинаково. Чтобы дочери не грустили, отец Круглый год отпускает их по очереди на землю погулять. Первой идет Зима.
- А как вы думаете, кто пойдет за ней? /Ответы детей/
- Кто пойдет за Весной? /Ответы детей/
- А кто же замыкает год? /Ответы детей/  

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришла одна из дочерей.

Сейчас я загадаю вам загадку, о каком времени года в ней говорится, если вы ответите правильно, на экране появится картинка.

Жёлтой краской крашу я
Поле, лес, долины.
И люблю я шум дождя,
Назови-ка ты меня!
(Осень) – слайд 4

 Воспитатель: Правильно, это осень.

Молодцы, ребята!

Каждая из сестер несет на землю свои краски, свою погоду, радость и грусть.

В народе говорят: «У каждого времени года 3 сына». Что это за сыновья?

 Дети:

- Месяцы!

Воспитатель:

- Назовите сыновей осени!

Ответы детей: (сентябрь, октябрь, ноябрь)

- Что происходит осенью? (ответы детей)

Воспитатель: Скажите мне пожалуйста, как называют осень в сентябре?

Дети: Ранняя (слайд 5, на интерактивной доске картина осени в сентябре)

Воспитатель: Почему? (Потому, что листья на деревьях только начинают желтеть,

 солнышко светит ярко, греет тепло, цветут цветы).
Воспитатель: Как называют осень в октябре? (слайд 6, на доске месяц октябрь)

Дети: Золотая, потому, что листья меняют цвет и становятся желтыми, красными, оранжевыми, начинается самое красивое явление природы листопад, солнце уже светит не так ярко, часто идут дожди.
Воспитатель: Как называют осень в ноябре? (слайд 7, на доске месяц ноябрь)

Дети: Поздняя, потому, что на улице становится очень холодно, ветрено, землю покрывает снег, деревья готовятся к зиме сбрасывая последние листья.
Воспитатель: Молодцы!

Ребята, Царица Осень хочет узнать, что вы знаете о ней!

Сегодня мы проведём викторину по всем трём осенним месяцам.

Воспитатель: 

Ребята, на викторину мы собрались.

Дружно за руки берись, будем думать и играть,

На вопросы отвечать.

Впереди нас ждут конкурсы  для команд. За участие команды будут получать жетоны – разноцветные листочки. Итак, начнём! 
Воспитатель: Предлагаю вам разделиться на две команды. Пройдите к столу и выберите квадрат синего или зелёного цвета.  Представляю наши команды: у кого зелёный квадрат, эта команда будет называться«Листопад», а у кого синий квадрат, эта команда будет называться «Грибочки».

Вместе с электронным письмом Царица осень передала нам конверты с заданиями. Начнём, откроем первый конверт и узнаем первое задание.

(В корзине конверты с заданием)

1. В сентябре на огородах и в садах поспевает урожай. Давайте и мы с вами соберём урожай.

Я объявляю первый конкурс «Собирём  урожай» 

Команда«Листопад» собирают в свою корзину фрукты, а команда«Грибочки» собирают овощи. (Дети выходят и по очереди называют фрукты и овощи)Подводятся итоги и подсчитываются набравшие очки команды получают фишки - листочки.

Воспитатель: Молодцы!

2. Воспитатель: Осенью всегда деревья сбрасывают листья, вы, наверное любите наблюдать, когда листья летят, падают, кружатся и тихо ложатся на землю. Очень красивое зрелище в осенний период. Как это явление называется?

Дети: Листопад.

Воспитатель: В следующем конверте написано, что Царица Осень нам предлагает поиграть в игру «Чудесный листопад». Предлагаю не скучать, и немного поиграть.

Ребята, выходите и становитесь в круг. (На полу разбросаны листья. Дети вместе с педагогом проговаривают слова и выполняют движения)

Осень в гости к нам пришла,

Дождь и ветер принесла

( берутся за руки и идут по кругу.)

Ветер дует, задувает,

С веточек листы сдувает.

( поднимают руки вверх и качают ими из стороны в сторону).

Листья по ветру кружатся

И под ноги нам ложатся.

( разбегаются в разные стороны, кружатся и приседают).

Ну а мы гулять пойдем

И листочки соберем (ребята поднимают с пола листья)

Воспитатель:

Ребята, присаживайтесь на свои места, посмотрите, какие красивые листочки вы собрали. Расскажите, с каких деревьев упали они?(Листья: берёзовый, осиновый, кленовый, рябиновый, дубовый, лист ивы.)

Дети: Этот лист с клёна, лист-кленовый; Этот с дуба-дубовый лист и т. д.

Воспитатель: Молодцы!

Подводятся итоги и подсчитываются набравшие очки команды получают фишки.

3.Итак, берём третий конверт, игра: 

«Занимательные вопросы»

Командам по очереди задаются вопросы, за правильные ответы даются осенние листочки.

1. Какие животные впадают в зимнюю спячку? (медведь, енот, ёж, барсук);

2. Как готовится к зиме белка? (собирает орехи, сушит грибы, утепляет дупло);

3.Кого называют санитаром леса? (волка)

4. Как готовится к зиме заяц? (меняет серую шубку на белую);

5. Кого называют «листопадниками» (зайчат, они появляются осенью)

6. Почему деревья сбрасывают осенью листву? (Деревья готовятся к зиме, сбрасывая листву, они защищают себя. Если листья не опадут, то зимой ветки могут сломаться от тяжести снега)

7.Куда прячутся осенью бабочки? (в щели коры деревьев)
8.Как подготавливают муравьи свое жилье перед наступлением зимы? (закрывают все выходы, а также, входы в муравейнике)

9.У каких деревьев листья осенью становятся красными? (рябина, осина, клен)

10. Листья какого дерева желтеют одними из первых?Ответ: листья берёзы

Воспитатель: Молодцы!

4. Воспитатель:Вы знаете, что осенью многие птицы улетают на юг. И лишь немногие остаются с нами коротать долгую зиму. Следующее задание называется «Птичий базар»
Командам раздаются конверты с картинками перелётных и зимующих птиц и два «поля», на одном изображён «юг», а на другом «зима». Каждая команда должна расселить перелётных и зимующих птиц. Команда, которая справилась с заданием без ошибок получает жетон.

Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием. Команды получают по жетону.

С наступлением холодов птицам, которые не улетают в тёплые края, становится всё сложнее добывать себе пищу. Поэтому люди должны заботиться о них, строить специальные места для кормления и приносить туда корм. Как называются специальные места для кормления?

Дети: Кормушки

5.Сейчас предлагаю вам построить кормушки для зимующих птиц. (Дети строят из набора «Дары Фрёбеля» кормушки для птиц.)

Воспитатель: Молодцы! У вас получились замечательные кормушки! А чем вы будите кормить птиц?

Дети: Пшеном, крошками хлеба, семенами подсолнечника, синичек салом.

Воспитатель: Молодцы! Зимующие птицы не останутся голодные! Давайте подведём итог. Подсчитаем, сколько жетонов набрала команда «Листопад» и команда «Грибочки». (Все команды постарались и победила дружба)

Наша викторина подошла к концу. (Дети подходят к воспитателю)

Воспитатель: Ребята, подойдите ко мне.Какие задания выполняли? (собирали урожай, называли осенние приметы, собирали овощи и фрукты, строили кормушки для зимующих птиц. А ещё мы вспомнили, что осень бывает разной)

Со всеми заданиями справились. Предлагаю вам взять по осеннему листочку, сказать, что вам больше понравилось на викторине и приклеить на дерево (муляж), которое висит на магнитной доске. Вы показали себя настоящими знатоками природы! За это вам Царица Осень прислала сладкий подарок и медальоны «Знатоки природы».(В корзине ваза в форме яблока, в ней лежат конфеты и медальоны)

Воспитатель: Всем большое спасибо!

Самоанализ образовательной деятельности по  ознакомлению с окружающим миром  в старшей  группе.

Тема: «Царица Осень»»

Цель: Закрепить знания детей об осени.

Задачи:

Образовательные:

Актуализировать последовательность времён года, последовательность осенних месяцев и их характерных признаках. Актуализировать знания о изменениях в природе в осенний период.Обогащать словарный запас детей (листопад, ледостав, листопадники).  Закрепить названия диких животных которые ложатся в зимнюю спячку. Формировать умение правильно называть листья деревьев. Актуализировать умение группировать овощи и фрукты. Формировать умение классифицировать птиц на зимующих и перелетных.Формировать умение внимательно слушать и отвечать на вопросы полным ответом.  Формировать у детей обобщенное представление о взаимосвязи всего живого с изменением времени года.

Развивающие: Развивать зрительное восприятие, речевой слух, память, внимание. коммуникативные способности в работе подгруппами.

Воспитательные: Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, стремление оказывать помощь тому, кто оказался в трудной ситуации.

Занятие проходило в старшей группе. На занятии присутствовало 6 детей. Занятие интегрированное. Интеграция  образовательных областей: «Физическое развитие» «Социально- коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие». Данное занятие соответствует тематическому планированию по программе Е.Вераксы «От рождения до школы»  и разработано в  соответствии с требованиями ФГОС.  При построении и организации занятия были учтены индивидуальные особенности развития детей данной группы.

Все моменты ОД логичны и последовательны,  объединены между собой общей темой «Осень» и общей целью - актуализировать знания детей по теме об осени.

Занятие проходило в форме викторины, что позволило вызвать у воспитанников интерес к занятию, повысить их мотивацию, настроить на предстоящую деятельность. Занятие подчиняется одной сюжетной линии.

На каждый момент ОД были подобраны наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности и речевому развитию. Пособия яркие,  красочные, эстетически оформлены. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве.

На занятии использовалась музыка аудиозапись песни «Золотая осень»,  которая усиливала эмоциональное восприятие.
Организационный прием в стихотворной форме был направлен на развитие коммуникативных качеств, установлению дружеских взаимоотношений между детьми.Вводная часть – это организация детей, мотивация к предстоящей деятельности осуществлялась через электронное письмо на интерактивной доске «Сюрпризный момент», вступительную беседу.

 На организационном этапе ОД детям было предложено поучаствовать в викторине,  что бы показать, что они знают о осени. Для этого они по своему желанию разделились на две команды (Листопад и Грибочки),  с помощью выбора квадратов (синего и зелёного).

Основная часть ОД представляла собой специально организованную  деятельность детей. Были использованы дидактические игры: «Соберём урожай», «Чудесный листопад», «Птичий базар», отвечали на занимательные вопросы - они были направлены на решение поставленных задач.

В заключительной части использовала самостоятельную деятельность детей, «Конструирование кормушек из набора «Дары Фрёбеля». При конструировании старалась стимулировать развитие логического мышления, внимания, памяти, воображения; формировала представления об окружающем мире. В заключительной части ОД  использовала рефлексию, с помощью макета дерева и осенних листьев, чтобы проверить усвоение материала детьми и подтвердить успешную реализацию поставленных задач.

Занятие динамичное, оно включает приемы, которые предусматривают быструю смену деятельности. Методы и приемы на занятии носили игровой характер.

В каждом моменте занятия я старалась направлять детей на поиск решений проблемы, помогала приобрести новый опыт, активизировать самостоятельность и поддерживать положительный эмоциональный настрой.
В работе с детьми использовала беседу.
Специфика работы с детьми на занятии отражалась в личностно-ориентированном подходе. Робких детей подбадривала, хвалила, чтобы закрепить у них ситуацию успеха.
Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне, поддерживала у детей интерес к занятию на протяжении всего времени через заинтересованность, учет индивидуальных особенностей, опору на уже имеющиеся у знания детей.

На занятии использовала следующие формы работы: подгрупповая, индивидуальная, Методы:

  1. Словесный (беседа, стих, вопросы к детям, поощрение);
  2. Наглядный (муляжи овощей и фруктов; карточки с изображением осенних листьев; карточки с изображением перелётных и зимующих птиц; Набор «Дары Фрёбеля» для конструирования; презентация с изображением осеннего леса и времён года);
  3. Игровой (викторина – игры и задания);
  4. Методы контроля (анализ выполненных заданий, оценка результатов деятельности словом)

Приемы:

 (пояснения, указания, показ, поощрение, помощь ребенку, анализ) направлены на индивидуальное развитие каждого ребенка.

Была проведена предварительная работа: рассматривание иллюстраций осени в разный период (в сентябре, октябре, ноябре) и беседа по ним, загадки, Стихи и пословицы об Осени.

Рассказы: Картотека рассказов об осени. «Осенний день в березовой роще» Тургенев И. С., «Поздняя осень»Короленко В. Г., «Антоновские яблоки» Бунин И. А.

Сказки:Н. М. Грибачев "Рыжие листья", Русская народная сказка "Мужик и медведь", Николай Сладков "Осень на пороге", Георгий Скребицкий Художник-Осень ("Четыре художника"), Владимир Сутеев "Яблоко", К. В.Лукашевич "Осень" и др.

Дидактические игры: «Птичий базар», «Когда это бывает?», «Собери урожай», «С какого дерева листок?, «Времена года» и др.

Считаю, что выбранная форма организации образовательной деятельности детей была достаточно эффективной. Соблюдались нормы педагогической этики и такта.

Быстрая сменяемость приемов и смена поз в течение занятия позволили избежать утомляемости детей.
Санитарно-гигиенические условия соответствовали требованиям: помещение было

заранее проветрено, освещение достаточное, использовалось практически все пространство групповой комнаты.

Считаю, что все поставленные задачи, удалось реализовать. Дети были активны, внимательны,  чувствовали себя раскрепощено, со всеми заданиями справились. Получили удовлетворение от достигнутых результатов.

Поставленные задачи образовательной деятельности были выполнены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по теме "Поможем Осени собрать урожай"

Расширять и активизировать словарный запас детей по теме «овощи и фрукты».Совершенствовать знания о форме, цвете и размере овощей, сравнивать их с геометрическими фигурами.Расширять знания детей о пол...

Образовательная деятельность в старшей группе "В гости к осени"

В данной работе рабпредоставлена образовательная деятельность в старшей группе, в которой полностью описан конспект интегрированного занятия по теме "осень"....

Образовательная деятельность в старшей группе компенсирующей направленности «Краски осени»

Цель: закрепление представлений об осени.Задачи:Коррекционно – образовательные:- учить детей выделять признаки осени;- учить детей отвечать на вопросы полным предложением.Коррекционно-развивающи...

КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ Тема: «Прогулка в осенний лес»

КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИВ СТАРШЕЙ ГРУППЕ  Тема:  «Прогулка в осенний лес»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по лексической теме "Осень".

Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Осень. Деревья осенью»Цель: Закрепление представлений об осени и ее приметах.Задачи:Коррекционно – образов...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе № 1 «Улыбка» Тема: «ОСЕНЬ» образовательная область развитие речи

Цель: обобщить знания детей по теме: “Осень”.Задачи:образовательные: уточнить и расширить знания детей об осени и осенних явлениях;активизировать словарь детей по теме занятия;со...