Презентация "Проблемное обучение"
презентация к уроку (старшая группа) на тему
Суть проблемного обучения
заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsaya_problem_obuch.pptx | 1.4 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Проблема - это сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования». (Словарь С.И. Ожегова)
Проблемное обучение в детском саду – это такая организация взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению (Н.Е. Веракса ). .
Суть проблемного обучения заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.
Проблемная ситуация возникает , когда педагог преднамеренно сталкивает жизненные представления детей (или достигнутый ими уровень) с научными фактами, объяснить которые они не могут - не хватает знаний, жизненного опыта . Характерные признаки проблемности : Возникает состояние интеллектуального затруднения; Возникает противоречивая ситуация; Появляется осознание того, что ребенок знает и умеет и того, что ему необходимо узнать для решения задачи.
Существуют четыре уровня проблемности в обучении: 1. воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает ее при активном слушании и обсуждении детьми. 2. воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находит решение. Воспитатель направляет ребенка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод). 3. ребенок сам ставит проблему, воспитатель помогает ее решить. У ребенка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему. 4. ребенок сам ставит проблему и сам ее решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребенок должен увидеть ее самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы ее решения.
Проблемная ситуация создается воспитателем с помощью определенных приемов, методов и средств: 1. подвести детей к противоречию и предложить им самим найти способ его разрешения; 2. изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос; 3. побуждение делать детей сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставление фактов; 4. постановка конкретных вопросов (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения); 5. постановка проблемных задач.
Этапы процесса решения проблемных ситуаций: 1) поиск средств анализа условий проблемы с помощью наводящих вопросов с актуализации прежних знаний: «что нам надо вспомнить для решения нашего вопроса?», « что мы можем использовать из известного нам для решения проблемы?» 2) процесс решения проблемы. Он состоит в открытии новых, ранее неизвестных связей и отношений элементов проблемы, т.е. выдвижение гипотез, поиска ключа, идеи решения. Ребенок ищет решения «во внешних условиях», в различных источниках знаний. 3) Доказательство и проверка гипотезы, реализация идей найденного решения. Это означает выполнение некоторых операций, связанных с практической деятельностью.
Проблемную ситуацию педагог может создавать, побуждая детей выдвигать гипотезы, делать предварительные выводы или обобщения. Противоречие в данном случае возникает в результате столкновения различных мнений, выдвинутого предположения и результатов его опытной проверки.
ПРИМЕРЫ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ РАЗНЫХ ТИПОВ Проблемная ситуация возникает при преднамеренном столкновении педагогом жизненных представлений детей (или достигнутого им уровня знаний) с научными фактами, для объяснения которых у них не хватает знаний и опыта. Преднамеренно столкнуть жизненные представления детей (или достигнутый ими уровень знаний) с научным фактом можно с помощью: - опыта, - рассказа об опыте, - различных наглядных средств, ТСО - практических заданий, в которых дети допускают ошибки или невыполнимых заданий
Проблемный вопрос - это не просто воспроизведение знания, которое уже знакомо детям, а поиск ответа на основе рассуждения. Проблема вытекает в ходе опыта и наблюдения за комнатными растениями: если вовремя не полить растение, то одни начинают опускать листики, вянуть, а кактус - нет и в частом поливе не нуждается. ПС: «Почему кактус без воды не вянет?»
2. Проблемная ситуация возникает при несоответствии известного и требуемого способа действия, когда мы побуждаем детей выполнять новые задания старыми способами. Предъявление факта: Снег грязный, так как в нем содержатся частицы пыли. - Что вас удивило? (пыли не видно, снег белый, значит чистый) - Как мы можем увидеть частицы пыли в снеге? (гипотезы: внимательнее рассмотреть, рассмотреть под лупой – знакомое действие) После рассматривания приходят к выводу, что увидеть частицы пыли сложно или их там нет (расхождение мнений).
- Давайте поступим так, как делают ученые – проведем опыт. Вы уже знаете, как проверить чистоту воды, а как можно проверить загрязненность снега? Воспитатель напоминает об опыте, когда дети проверяли воду на чистоту. Дети: нужно растаять снег и получится вода, мы ее профильтруем и посмотрим через увеличительное стекло (знакомое действие). Снег тает долго и воспитатель задает вопрос: - Что можно сделать, чтобы снег растаял быстрее? (подогреть – новое действие) Проводят опыт совместно с воспитателем, самостоятельно выполняют фильтрацию воды и делают вывод.
3. Проблемную ситуацию можно создавать, побуждая детей к сравнению, сопоставлению и противопоставлению противоречивых: - фактов, явлений - мнений ученых, писателей, сказочных героев - мнений самих дошкольников различных вариантов текстов произведений, сказок, видов искусств Проблемная ситуация : «Почему варежки мокрые?» - Какое время года на улице? (зима) - Мы видели на прогулке воду? - Зимой мы можем увидеть на улице воду? - Почему промокли наши варежки, и, откуда взялась вода, если на улице снег?
4. Проблемную ситуацию можно создать, учитывая и используя типичные ошибки детей или односторонний подход к явлениям При ознакомлении с пустыней дети пришли к выводу «В пустыне жить нельзя, там нет воды». Формулируем проблему: «Есть ли в пустыне вода? Можно ли жить в пустыне?». Далее могут появиться вопросы «Кто живет в пустыне? Что растет в пустыне?»
5 . Проблемную ситуацию можно создать при побуждении детей к выдвижению гипотез, предварительных выводов и обобщений. Противоречие возникает в результате столкновения различных мнений детей, а также между выдвинутым предположением и результатом его опытной проверки. Проблемная ситуация : «Как нарисовать траву, если нет зеленой краски?» - Как мы можем получить зеленую краску, если у нас только синяя и желтая краски?
Вывод: итак, применение в учебном процессе методов и приемов проблемного обучения поможет вам, воспитателям, выполнить одну из важных задач, поставленных реформой дошкольного образования, - формировать у детей самостоятельное, активное, творческое мышление.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект программы организации индивидуального обучения для воспитанников с особыми образовательными потребностями испытывающие трудности в обучении (для детей старшего возраста (2 период обучения) в группе компенсирующей направленности)
Создание условий для оптимизации психического и физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)....
Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения
Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год ...
Конспекты НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения
Конспекты НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения...
Рабочие программы по развитию речи, формированию элементарных математических представлений, обучению грамоте, развитию слухового восприятия и обучению произношению 5 год обучения
Рабочие программы 5 год обучения...
Дистанционное обучение "Крепыш" 1 год обучения и 2 год обучения
конспекты занятий...
Конспект занятия по развитию речи «Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» (старшая группа) Конспект по развитию речи Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» Тема: Обучение рассказыванию по картине «Зайцы»
Это занятие направлено на формирование у детей умения рассказывать по картине «Зайцы» (из серии «Дикие животные» П. Меньшиковой), придерживаясь плана.В перв...