Опыт работы
опыты и эксперименты (старшая группа) на тему

Кухтинова Наталья Владимировна

Творчество – одно из содержательных форм психической активности детей, которую ученые рассматривают как универсальное средство развития индивидуальности, обеспечивающее устойчивую адаптацию к новым условиям жизни, и как необходимый резерв для активного взаимоотношения с действительностью. Именно в дошкольный период у ребенка закладываются основы формирования личности, и осуществляется вовлечение его на данном этапе жизни в активную творческо-развивающую деятельность, что способствует развитию основных психологических процессов, сущностью которых является процес взросления.

Сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих в сфере образования, находится проблема развития творческих  способностей дошкольников. Об этом свидетельствует большое количество соответствующих статей, методических пособий, сборников игр и упражнений. Однако практический аспект реализации задач развития художественных способностей детей дошкольного возраста средствами изобразительного творчества остаётся недостаточно раскрытым, поскольку многие точки зрения относительно психологических и художественных условий формирования способностей стремительно меняются и соответственно должна изменяться технология работы педагогов.

Наше исследование было направлено на изучение роли нетрадиционных художественных материалов и техник рисования в развитии творчества дошкольников.

Во введении обоснована актуальность  темы исследования, излагаются задачи,  методы,  раскрывается теоретическое и практическое  значение проблемы исследования.

В первой главе раскрыта значимость развития художественного творчества  дошкольников нетрадиционными художественными  материалами  и техниками, рассмотрено современное состояние  проблемы в теории и  практике дошкольного  обучения.

Во второй главе описаны: диагностика и проводится анализ её результатов;  проведенная серия изобразительной деятельности по использованию нетрадиционных художественных техник в творческом развитии дошкольников старшего дошкольного возраста в ходе рисования.

Мы пришли к выводу, что нетрадиционные техники рисования могут выступать оптимальным условием развития художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

На основе анализа психолого-педагогической литературы и проведенной опытно-педагогической работы были составлены рекомендации для воспитателей ДОО по развитию детского изобразительного творчества. Конспекты  изобразительной деятельности (рисование), представленные в приложении,  могут быть использованы в практике работы воспитателя ДОО.

В ходе исследования решены поставленные цель и задачи. Но работа требует дальнейшего продолжения, так как процесс развития  художественного творчества  человека имеет продолжительный характер и зачастую длится в течение всей его жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty.doc309.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 38 поселка Кубанский муниципального образования  Новопокровский район

«Нетрадиционные способы рисования».

Авторы опыта:

Воспитатель МАДОУ № 38

Н.В. Кухтинова

п. Кубанский,2017 год

СОДЕРЖАНИЕ

Актуальность

  1. Литературный  обзор состояния вопроса

Значение детского художественного творчества  для развития личности  ребенка

  1. Особенности  рисования как продуктивной художественно-творческой деятельности в старшей группе

1.3.  Развитие  творческих    способностей  у   старших дошкольников  при  помощи нетрадиционных   художественных материалов на рисовании

2. Педагогический опыт

2.1. Определение наличия уровня показателей  творческого начала в художественной деятельности старших дошкольников  

2.2.  Разработка  и  апробация   серии НОД по изобразительной деятельности    с   использованием нетрадиционных    художественных техник    в рисовании для   творческого развития дошкольников

2.3.  Выводы и рекомендации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                          

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ                                                                                        

ПРИЛОЖЕНИЯ          

Актуальность

Научно-технический прогресс и стремительное развитие производственных отношений делают социальный заказ на творчески активную личность. Современному обществу необходим качественно новый путь развития, который требует от каждого иных качеств личности: быть творческими, способными нестандартно мыслить, оригинально решать поставленные задачи, творчески преобразовывать окружающую действительность. Огромные возможности творческих способностей, проявляющихся в порождении необычных идей, отличающихся от традиционных схем мышления, позволяют быстро решать проблемные ситуации.

В настоящее время в отечественной системе образования происходит реформирование. В числе приоритетных стратегий модернизации такого образования определяющим является развитие творческого потенциала дошкольников.

Известно, что дети дошкольного возраста наиболее восприимчивы к творчеству и развитие творческих способностей наиболее эффективно в период дошкольного детства. Накоплен опыт многочисленных научных исследований в области изучения задатков и способностей и в частности художественно-творческих способностей (Д.Б. Богоявленская, Б.Г. Ананьев, Я.А. Пономарев, В.Н. Дружинин, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Теплов, Д.Б. Эльконин, Б.Д. Шадриков, М.А. Холодная, Т.С. Комарова, Н.А. Ветлугина, Е.А. Флерина и др.).

Исследователи (Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова, Е.А. Флерина, О.П. Радынова, А.О. Куревина, Л.А. Волкова, Т.И. Космачева и др.) доказали, что художественная культура в целом является сильнейшим эмоциональным фактором и средой формирования личности ребенка, развития его интеллекта и эмоций, потребности в общении и творческих способностей.

Многообразие и вариативность программ по изобразительной деятельности дошкольников (Т.С. Комарова, И.А. Лыкова, О.А. Соломенникова, Т.Н. Доронова и др.) показывают существенные достижения в разработке содержания развития художественно-творческих способностей детей, создании педагогических условий. Тем не менее, вопрос о развитии художественно-творческих способностей остается весьма актуальным и концептуальным.

Активное использование, наряду с традиционными, нетрадиционных техник при обучении детей рисованию предусматривает его вариативность. В повседневную практику широко внедряется педагогическая импровизация, которая позволяет педагогам самим выбирать формы, методы, приемы обучения нетрадиционным техникам в каждой конкретной ситуации взаимодействия с ребенком.

Вместе с тем, был выявлен ряд противоречий, которые заключены между:

  • необходимостью развития творческого потенциала дошкольников и недостаточным вниманием, уделяемым художественно-творческому развитию детей;
  • большими возможностями нетрадиционных видов рисования в развитии

художественно-творческих способностей и редким использованием их в работе с детьми;

  • разработанностью педагогических технологий различных видов нетрадиционного рисования и недостаточным владением ими;
  • огромные возможности семьи в развитии художественно-творческих способностей своих детей и невладение ими «необычными» техниками рисования.

Нетрадиционные техники в изобразительной деятельности в определенной степени способны решить ПРОБЛЕМУ развития художественно-творческих способностей дошкольников, она заключается в определении содержания работы воспитателя по развитию художественного творчества старших дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования.

Данные противоречия указывают на АКТУАЛЬНОСТЬ выбранной темы исследования: «Развитие художественного творчества старших дошкольников в процессе использования нетрадиционных техник рисования».

ЦЕЛЬ исследования -  определить содержание работы воспитателя по  развитию творческих способностей у дошкольников старшего возраста  в ходе рисования.

Для решения поставленной цели были определены  ЗАДАЧИ исследования:

  • проанализировать   психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
  • раскрыть  понятие «творчество» и его содержание в педагогической деятельности воспитателя дошкольной образовательной организации (далее  ДОО);
  • провести анализ  содержания педагогической деятельности по развитию творческих способностей дошкольников;
  • проанализировать  специфические особенности творческой изобразительной деятельности в старшей группе;
  • определить показатели наличия творческого начала в художественной деятельности дошкольников;
  • разработать серию НОД по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных художественных техник в творческом развитии дошкольников старшего дошкольного возраста в ходе рисования;
  • составить методические рекомендации воспитателям ДОО по развитию детского изобразительного творчества при использовании нетрадиционных техник в рисовании.

ОБЪЕКТ исследования: изобразительная деятельность дошкольников.

ПРЕДМЕТ исследования: методы и приемы развития художественного творчества старших дошкольников нетрадиционными материалами и техниками в рисовании.

Для реализации поставленных задач, в качестве ведущих были использованы следующие МЕТОДЫ исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы; беседа с воспитателями; наблюдение за обучаемыми; анализ (количественный и качественный) результатов проведенной работы и продуктов деятельности дошкольников.

При написании  дипломной работы использовалась литература по методике обучения изобразительной деятельности Е.А. Флериной, Т.С. Комаровой, Н.П. Сакулиной, Р.Г. Казаковой, В.С. Мухиной, Н.А. Ветлугиной и других, где рассматривалась  проблема  развития художественно-творческих способностей  дошкольников.

НОВИЗНА работы заключаются в разработке и апробации серии НОД по  изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных художественных техник рисования в творческом развитии дошкольников.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования заключается в возможности применения воспитателями разработок НОД, методических рекомендаций по развитию творческих способностей  в процессе использования нетрадиционных техник рисования с дошкольниками.

Опытно-педагогическая работа проводилась на базе МАДОУ  № 38 поселка Кубанский Новопокровского района Краснодарского края в 2014 – 2015  учебном году в старшей возрастной группе.

Результаты исследовательской деятельности обобщены и представлены в дипломной  работе, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и  приложения.

  1. Литературный  обзор состояния вопроса
  1. Значение детского художественного творчества  для развития личности ребенка

     В педагогической науке творчество определяется как деятельность (процесс и результат), состоящая в создании нового, как интегральное качество личности, характеризующееся уровнем знаний и представлений, способами действий, уровнем восприятия, воображения, стремлением к преобразованию, активностью, самостоятельностью. (30, с. 94)

Творчество проявляется и реализуется в собственной активной деятельности и предполагает наличие у личности способностей к созданию нового (творческий уровень развития способностей – творческие способности) и способности к творчеству (креативность). Креативность рассматривается как общая способность к творчеству и характеризуется наличием быстроты и точности выполнения умственных операций, навыков логического мышления, оригинальности вербальных ассоциаций, творческого мышления и воображения (В.Н. Дружинин, Н.С.  Лейтес, B.C. Юркевич).

Развитие творчества в дошкольном возрасте наиболее полно рассматривается в исследованиях Д.Б. Богоявленской, Л.А. Венгера, О.М. Дьяченко, А.В. Запорожца, Т.С. Комаровой, Н.Н. Поддьякова, Б.М. Теплова. Исследования показывают, что дети могут проявлять творчество в осваиваемых ими видах деятельности: познавательной (Л.А. Венгер, B.C. Мухина, Н.Н. Поддьяков), игровой (Р.И. Жуковская, Д.Б. Эльконин), предметно-практической (Е.К. Брыкина, О.В. Дыбина), художественной и музыкальной (Н.А. Ветлугина, А.Г. Гогоберидзе, Т.Г. Казакова, О.П. Радынова и др.).

Руководство детской изобразительной деятельностью требует от воспитателя знания специфики творчества ребенка, умения тактично способствовать приобретению необходимых навыков. Изобразительная работа детей как прообраз деятельности взрослого художника заключает в себе общественно-исторический опыт поколений. Ребенок не может усвоить данный момент самостоятельно. Именно взрослый является носителем и передатчиком всех знаний и умений.  

Одной из важнейших задач обучения изобразительному искусству является формирование художественно-творческих способностей ребенка в детском саду.

Выделяют следующие уровни способностей:

  • репродуктивный - обеспечивает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью;
  • творческий - обеспечивает создание нового, оригинального. Следует, однако, учитывать, что каждая репродуктивная деятельность имеет элементы творчества, а творческая деятельность включает и репродуктивную, без которой она невозможна.

 Художественные способности - способности к художественному творчеству в определенной сфере искусства, характеризующие степень освоения этой деятельности как в мировоззренческом плане (способность продуцировать идею произведения искусства как «свой мир», который вызовет отклик у зрителя, слушателя, читателя), так и в техническом (умение выбрать адекватные идее средства художественной выразительности и навыки, делающие эти средства эффективными).

Творческие способности определяются как индивидуально-психологические особенности личности, которые формируются, развиваются и проявляются в творческой деятельности. Творческие способности связаны с мотивацией (интересы и склонности), с темпераментом (эмоциональность) и умственными способностями (А.Н. Лук). Они характеризуются эмоциональной насыщенностью процесса детского творчества, положительной мотивацией к творчеству, знаниями и умениями, требуемыми для данного вида деятельности. Творчество детей всегда насыщено яркими эмоциями.

В отечественной педагогике и психологии процесс развития творческих способностей дошкольников достаточно хорошо изучен. Исследования Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева и др. показывают, что в старшем дошкольном возрасте появляется новый тип деятельности – творческий. Творчество проявляется в способности двигаться от мысли к ситуации, а не наоборот, как было ранее.

Большинство исследователей связывают развитие творческих способностей в дошкольном детстве с появлением символов, развитием способности замещения (Н.Е. Веракса, Н.Н. Поддьяков, И.В. Смолярчук, И.С. Якиманская и др.). Замещение формируется в различных видах деятельности ребёнка – игре, конструировании, рисовании и др.

В многочисленных исследованиях психологов утверждается, что творческие способности являются скорее особенностью психического развития дошкольников, нежели их индивидуальной характеристикой. Однако педагоги и психологи отмечают специфичность творческой деятельности детей старшего

дошкольного возраста. Н.Н. Поддьяков убеждён, что в детстве творчество следует понимать как механизм развития деятельности ребёнка, накопления опыта, личностного роста. Подобной же мысли придерживается Л.С. Выготский: он считает, что ценность детского творчества заключается не в продукте, а в самом процессе. Дошкольному педагогу следует понимать, что творчество дошкольников важно не само по себе, а в той мере, в которой оно способствует развитию деятельности ребёнка. Чем глубже воспитатель понимает искусство, чем лучше владеет методикой работы с детьми, тем выше его педагогическое мастерство, тем больше знаний он передает детям. Он может по-новому подойти к решению задач, возникающих в процессе работы с детьми по изобразительной деятельности.

Т.С. Комарова указывает на становление и развитие в данный возрастной период таких базовых для творческой деятельности психических качеств, как восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально-положительное отношение к художественной деятельности.

Успешность и эффективность развития художественного творчества дошкольников обеспечивается совокупностью педагогических условий:

  1. группа — это условия связанные с субъектами развития и саморазвития ребенка, ориентированные на него самого, на его особенности, психофизиологические, врожденные особенности личности, возрастные и связанные с ними сензитивные периоды развития творческих способностей;
  2. группа — условия, связанные с целенаправленной педагогической деятельностью педагога по развитию творческих способностей детей:
  • организация педагогического взаимодействия как свободы творчества (создание позитивных образцов творческого мышления, поведения, отношений; креативность педагога, ослабление регламентированного, но принятие и подкреплепление творческого поведения);
  • работа педагога в зоне ближайшего развития творческих способностей ребенка, создание мотивации творческого саморазвития, продвижение в зону ближайшего развития;
  • организация безопасного творческого пространства (доверительные отношения, позитивные ожидания, создание ситуаций успеха, материальные условия для творческой деятельности).
  1.  группа — социальная ситуация как условие развития способности к творчеству: социальное окружение (среда развития); семейная ситуация развития

Вышеназванные условия позволяют сделать вывод о необходимости осознания педагогом важности принятия решений, умения оценивать возможные риски в работе (с детьми, родителями), стараться обеспечить их минимизацию, уметь своевременно реагировать на складывающиеся нестандартные ситуации.

Т.С. Комарова отмечает, что формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.  Художественное творчество детей дошкольного возраста – это создание ребенком значимого, прежде всего, для него субъективно нового продукта (рисунок, лепка; рассказ, танец, песенка, игра); дополнение к уже известным ранее не использованным деталям, по-новому характеризующим создаваемый образ; придумывание сюжетных элементов, действий, характеристик героев и т. п.; применение усвоенных способов изображения или средств выразительности в новой ситуации (для изображения предметов знакомой формы, для передачи образов на основе овладения мимикой, жестами, вариациями голосов и т. д.); использование и создание разных вариантов изображения, ситуаций, движений, проявление инициативы во всем. Под творчеством Т.С. Комарова понимает и сам процесс создания образов, и поиск способов, путей решения задачи (изобразительной, игровой, музыкальной).

Наиболее эффективное средство развития художественного творчества  – изобразительная деятельность ребенка в детском саду. В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности или пасует перед ними. Он приобретает знания о предметах и явлениях, о средствах и способах их передачи, о художественных возможностях изобразительного искусства. Углубляются представления малышей об окружающем мире, они осмысливают качества предметов, запоминают их характерные особенности и детали, овладевают изобразительными навыками и умениями, учатся осознанно их использовать. (8

Разнообразные чувства, которые испытывает ребенок, занимаясь творчеством, новые знания и навыки, приобретаемые им в этот момент, чрезвычайно значимы для психического развития личности. Каждый ребенок, передавая сюжет, вкладывает в него свои эмоции и представления. Изобразительное творчество дошкольника проявляется не только тогда, когда он сам придумывает тему, но и когда действует по заданию педагога, определяя композицию, цветовое решение, другие выразительные средства. Низкий уровень квалификации педагога определяет формальный, нетворческий подход к осуществлению изобразительной деятельности. Знание условий, отрицательно влияющих на развитие творческих способностей детей, поможет педагогу избежать ошибок, сделать свою работу наиболее эффективной, приносящей радость детям.

Т.С. Комарова отмечает, что творчество детей строится не только на познании жизни, но и на знакомстве с произведениями как классического, так и народного искусства: изобразительного (живопись, графика, скульптура, декоративное искусство), музыкального, литературного, театрального и др. Все это открывает перед детьми новый мир – мир художественного творчества человека и созданных им художественных образов; расширяет область знаний ребенка, сферу его интересов, а вместе с тем развиваются изображение и творческие способности. Это также приводит к положительному эмоциональному отношению к занятиям по изобразительной деятельности. Такое отношение, связанное и с удовлетворением потребности в познании нового, в свою очередь, активизирует творческую деятельность человека.

Таким образом, творческие способности не являются врождённым качеством, при определённых условиях они могут проявляться и развиваться. Творческие способности дошкольников – индивидуальное динамичное личностное образование. Они проявляются и развиваются только в соответствующих видах деятельности и только при наличии значимой для субъекта внутренней мотивации. В качестве компонентов творческих способностей дошкольников следует выделить особенности развития мышления, воображение, индивидуально-личностные качества.

Несмотря на богатство теоретических разработок, современная наука сталкивается со многими трудностями, возникающими при выявлении сущности творчества, концепции формирования творческих способностей. Недостаточно изучен педагогический аспект формирования творческих способностей дошкольников, связанный с условиями их развития, программным обеспечением, выбором диагностических средств, форм организации образовательного процесса.

1.2 Особенности рисования  как продуктивной художественно-творческой деятельности в старшей группе

       Продуктивной деятельностью в дошкольном образовании называют деятельность детей под руководством взрослого, в результате которой появляется определенный продукт. К продуктивным видам деятельности относятся конструирование, рисование, лепка, аппликация, театральная деятельность и др.

Дошкольный возраст, как отмечается многими психологами и педагогами (В.С. Мухиной, Л.С. Выготским., В.В. Давыдовым, А.П. Усовой, А.В. Запорожцем, А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным), является сензитивным периодом для становления многих видов деятельности. Продуктивные виды деятельности весьма значимы для дошкольника, они способствуют всестороннему развитию его личности, развитию познавательных процессов (воображения, мышления, памяти, восприятия), раскрывают их творческий потенциал.

Предпосылками продуктивных видов деятельности выступают потребность ребенка в самостоятельности и активности, подражание взрослому, освоение предметных действий, формирование координации движений руки и глаза.

Созданный в ходе продуктивной деятельности продукт отражает представление ребенка об окружающем его мире и эмоциональное отношение к нему. Важно отметить, в процессе продуктивной деятельности формируется познавательная активность и социальная мотивация. Занятия различными видами продуктивной деятельности создают основу для полноценного и содержательного общения детей с взрослыми и сверстниками.

Использование в работе педагога дошкольного общеобразовательного учреждения изобразительной деятельности и конструирования является мощным средством развития психических процессов ребенка. Рисование, лепка, аппликация, конструирование способствуют раскрытию индивидуальности ребенка, а положительные эмоции, ощущаемые ими при творческом вдохновении, являются движущей силой  развития детей.

      Продуктивная деятельность – это специфическое образное познание действительности и как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей. Для того чтобы нарисовать, слепить, сделать постройку предварительно надо хорошо познакомиться с изображаемым предметом, запомнить его форму, величину, конструкцию, расположение частей, цвет. Для умственного развития детей большое значение имеет постепенно расширяющийся запас знаний на основе представлений о разнообразии форм и пространственного положения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.

В процессе продуктивной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо применить усилия, осуществлять трудовые действия, овладеть определенными умениями. У детей развивается мускулатура рук, пальцев. Дошкольники овладевают многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разных работ, приобретают умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Продуктивная деятельность являются важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию способствует умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников.

Исходя из требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) для дошкольного педагога одна из немаловажных задач – это «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром».

      Рисование для детей – один из самых любимых видов деятельности. Именно через рисунок ребенку легче всего передать своё состояние, поделиться своими наблюдениями, высказать своё отношение ко всему, что его окружает.

На формирование изобразительных умений старших дошкольников огромное влияние оказывает процесс обучения рисованию, которой должен быть построен на позициях грамотного педагогического руководства. Исследователи Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина подчеркивают необходимость поэтапного обучения детей рисованию, развитию их художественного творчества с учетом возрастных и психологических особенностей. Несмотря на данную от природы способность к творческой деятельности, только целенаправленное обучение дает возможность обеспечить высокий уровень развития изобразительных навыков и умений в рисовании.

В отечественную методику обучения рисованию дошкольников включается три вида: рисование отдельных предметов, сюжетное и декоративное. Каждому из них свойственны специфические задачи, которые определяют программный материал и содержание работы. Основная задача обучения рисованию - помочь детям познать окружающую действительность, развить у них наблюдательность, воспитать чувство прекрасного и обучить приемам изображения, одновременно осуществляется основная задача изобразительной деятельности - формирование творческих способностей детей в создании выразительных образов различных предметов доступными для данного возраста изобразительными средствами.

В детском саду используются в основном цветные карандаши, акварельные и гуашевые краски, обладающие разными изобразительными возможностями.

Карандашом создается линейная форма. При этом постепенно вырисовывается одна часть за другой, добавляются различные детали. Затем линейное изображение раскрашивается. Такая последовательность создания рисунка облегчает аналитическую деятельность мышления ребенка. Нарисовав одну часть, он вспоминает или видит на натуре, над какой частью следует работать дальше. Кроме того, линейные контуры помогают в раскрашивании рисунка, ясно показывая границы частей.

В рисовании красками (гуашью и акварелью) создание формы идет от красочного пятна. В этом плане краски имеют большое значение для развития чувства цвета и формы. Красками легко передать цветовое богатство окружающей жизни: ясное небо, закат и восход солнца, синее море и т.п. В исполнении карандашами эти темы трудоемки, требуют хорошо развитых технических навыков.

Программой детского сада определены виды графических материалов для каждой возрастной группы. Для старшей и подготовительной групп рекомендуется дополнительно использовать угольный карандаш, цветные мелки, пастель, сангину. Эти материалы расширяют изобразительные возможности детей. При работе углем и сангиной изображение получается одноцветным, что позволяет сосредоточить все внимание на форме и передаче фактуры предмета; цветные мелки облегчают закрашивание больших поверхностей и крупных форм; пастель дает возможность передавать разнообразные оттенки цвета

НОД по рисованию в дошкольных образовательных учреждениях включают три вида  рисования: предметное,  сюжетное и декоративное. Предметное рисование в свою очередь делится на рисование по памяти, по предварительному наблюдению и рисование с натуры. Сюжетное рисование можно условно разделить на рисование по собственному замыслу, на заданную тему и выполнение иллюстраций к литературным произведениям.

При проведении НОД по изобразительному искусству решаются задачи, рекомендуемые программой воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Реализация их должна привести к тому, чтобы к концу учебного года дети достигли определенного уровня знаний и умений в области изобразительных искусств. Так, в старшей группе дети должны знать  способы работы акварелью («по-сырому», «по-сухому»), уметь:

  • хорошо насыщать кисть краской (гуашь, акварель), держать ее наклонно к бумаге при рисовании широких линий и вертикально — узких линий и точек, наносить легкий контур карандашом;
  • смешивать краски;
  • использовать различные оттенки цвета для создания выразительных образов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, коричневый, черный, белый;
  • подбирать фон бумаги и сочетание красок для передачи колорита;
  • рисовать по представлению и с натуры овощи, фрукты, игрушки, передавая их форму, пропорции, расположение частей, цвет;
  • располагать изображения на всем листе, одной линии, широкой полосе;
  • создавать узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства (городецкой, хохломской, жостовской росписей), используя точки, круги, завиток, волнистые линии, травку, цветы;
  • придумывать узоры для головных платков, косынок, салфеток, полотенец, передавая колорит росписи;
  • передавать различные сюжеты: явления природы, сцены из жизни, сюжеты из сказок, стихотворений, несложные движения человека и животных.

Перед педагогом старшей группы стоят следующие задачи: развивать у детей наблюдательность, воображение, инициативность, самостоятельность; воспитывать эстетическое отношение к окружающему, учить детей описывать предмет, его форму, выделяя самые существенные его признаки, сравнивать предметы по форме и цвету; передавать относительные размеры предметов, формировать пространственное воображение; учить рисовать по замыслу и по памяти, добиваться выразительного решения композиции.

Педагог должен знакомить детей с произведениями декоративно-прикладного искусства, народными промыслами; учить их различать, называть и подбирать цвета (красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый, фиолетовый, черный, белый), различать оттенки (голубой, розовый, светло-зеленый и др.) и нейтральные цвета (серый, серо-голубой), создавать оттенки, добавляя к цветной гуаши белила, а к акварели воду.

Дети должны уметь отобразить в рисунке пропорциональное соотношение двух-трех предметов, расположив их по схеме: внизу — те, что находятся на земле, вверху — те, что в воздухе, в небе; создать сюжет из пяти-шести предметов. Ребят нужно научить передавать в рисунках впечатления от наблюдения за природой, событиями окружающей жизни, от сказок, стихов, песен, праздников. Дети должны правильно пользоваться акварельными красками и кистью, держа ее наклонно, поворачивать на плоскости; должны уметь изображать человека во фронтальном статичном положении и в движении, изображать птиц и животных как статично, так и в движении.

В старшей группе дети уже умеют рисовать по памяти цветущие деревья, кусты, цветы, рыбок в аквариуме, двух этажные дома, грузовые автомобили, самолет, пароход, детскую игровую площадку и то, что там находится. Чтобы дети могли лучше выполнять рисунки по памяти на темы окружающей действительности, их нужно готовить к этому. Особую роль в развитии детской наблюдательности играют прогулки и экскурсии. Воспитатель должен  заранее определить, на что нужно обратить внимание детей, подготовить необходимый материал для занятия.

Для закрепления знаний и навыков следует предложить детям рассмотреть предмет и нарисовать его по памяти, причем попросить воспроизвести не только форму предмета, но и передать выразительность образа. Воспитатель может сам проанализировать предмет, привлечь к этому детей или предложить им нарисовать предмет без устного анализа. Если дети рисуют по памяти или по воображению, воспитатель ничего не показывает, но может объяснить что-то на словах.

Рисование по замыслу позволяет проверить способность ребенка к творчеству, оценить уровень его самостоятельности. Перед НОД воспитатель сообщает, что дети будут рисовать по замыслу. У них должно быть время заранее обдумать и спланировать свой рисунок. Затем педагог интересуется, кто что задумал нарисовать, советует, как выполнить задание, где и как разместить на рисунке предметы.

В старшей группе продолжают развивать воображение детей способом дорисовывания контура ладошки или ее отпечатка до художественного образа. Для этого нужны широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. Ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой рукой, окрашенной в разные цвета. После работы руки вытираются салфеткой, после чего гуашь легко смывается. Таким способом можно изобразить на бумаге деревья, грибы, птиц, драконов, кактус, остров, козликов.

В ходе рисования можно использовать такой нестандартный материал, как листья деревьев. Для получения изображения ребенок покрывает листок дерева краской, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Листья можно красить в разные цвета. Черешки листьев можно дорисовать кистью.

Любят дети работать и с печатями, изготовленными из различных материалов — ластика, поролона, смятой бумаги. Для получения изображения ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке или опускает в блюдце с краской и наносит оттиск на бумагу.

Еще одна интересная изобразительная техника — «кляксография». Для работы потребуется бумага, тушь или жидкая гуашь. В центр листа капают кляксу, затем нужно наклонить бумагу в одну сторону, затем — в другую или подуйте на кляксу. Таким образом можно получить оригинальное изображение, фантазия ребенка подскажет на что или на кого оно похоже.

Для работы в технике «ниткографии» ребенок опускает нитку в краску, выкладывает на листе бумаги с ее помощью изображение, оставляя один конец нитки свободным, а затем сверху накладывает другой лист, прижимает его к нижнему листу рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются красками.

Можно получить изображение на бумаге с помощью набрызга. Ребенок набирает краску на зубную щетку, поворачивает ее щетинками вниз и, держа над бумагой, слегка проводит по щетинке любым плоским предметом (линейкой, маникюрной пилочкой) по направлению к себе. Краска разбрызгивается на бумагу. Если предварительно положить на лист трафарет, а после выполнения набрызга снять его, оставшийся чистым силуэт ребенок дорисует по своему усмотрению.

На продуктивных видах деятельности по декоративному рисованию педагог знакомит детей с основами композиции, ритма, орнамента. Дети работают как красками, так и карандашами. Можно предложить им украсить платочки, вазы, тарелки. Для этого можно использовать различные отпечатки, в том числе, пробки, веревочки, оттиски картофельных матриц и т.д.

Эффективно в старшем дошкольном возрасте использовать рисование пластилином. Во-первых, это позволяет проводить работу по цветоведению, смешению цветов и оттенков, а во-вторых, развивает силу кисти руки, подго- тавливая мелкую моторику к письму в школе. Способы рисования пластилином могут быть различны — это и размазывание маленьких кусочков пластилина внутри картонного трафарета, и промазывание пластилином картонного силуэта, а затем наклеивание его на рисунок, и свободная роспись по карандашному рисунку или без него, и рельефные налепы.

Таким образом, в детском саду продуктивная деятельность включает такие виды изобразительной деятельности, как рисование, лепка, аппликация и конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Поэтому общие задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним. Отбор, анализ содержания психолого-педагогической литературы по теме исследования дает основание сделать вывод: изобразительная деятельность только тогда сможет приобрести творческий характер, когда у детей развиваются эстетическое восприятие, образное мышление, воображение и когда они овладевают необходимыми для создания изображения навыками и умениями, то есть для воспитателя важно владеть широким спекторм знаний в этой области, рационально использовать необходимую информацию, овладевать практическими умениями с целью профессионального и личностного развития. (ОК 4) Изображение детьми предметов и явлений действительности – это вместе с тем и отражение их отношения к этим предметам и явлениям.

  1.   Развитие  творческих    способностей  у   старших дошкольников  при помощи нетрадиционных   художественных материалов на рисовании

В ДОО педагоги активно используют нетрадиционные техники рисования. Термин «нетрадиционный» подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными.

В изобразительном искусстве под техникой понимается совокупность специальных навыков, способов и приемов, с помощью которых выполняется художественное произведение.

В современных исследованиях и методических разработках (Н.Н. Гусарова, Г.Н. Давыдова, Н.В. Дубровская, И.А. Лыкова, М.И. Нагибина и др.) представлены некоторые нетрадиционные изобразительные техники (преимущественно - пальцевая, кляксография как более простые для дошкольника и не требующие достаточно развитых технических умений); определена интересная тематика детских работ, некоторые методы и приемы активизации детского творчества.

Применение нетрадиционных техник рисования способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах применения. Детей учат рисовать не только красками, карандашами, фломастерами, но и подкрашенной мыльной пеной, свечой, показывают, как использовать для рисования клей и т.д. Дети знакомятся с разными способами окрашивания бумаги, в том числе цветным клейстером, методом набрызгивания краски, узнают, что рисовать можно не только на бумаге, но и на специальном стекле. Они пробуют рисовать ладошкой, пальцами, кулачком, ребром ладони, получать изображения с помощью подручных средств (ниток, веревок, полых трубочек) и природного материала (листьев деревьев).

В продуктивной деятельности с использованием нетрадиционной техники изображения дошкольникам предоставляется возможность экспериментировать — смешивать краску с мыльной пеной, клейстером, на изображение, сделанное цветными мелками, наносить гуашь или акварель.

При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства (густоту, твердость, вязкость), а при добавлении разного количества воды в акварель получают различные оттенки цвета. Таким образом, развиваются тактильная чувствительность, цветоразличение.

Все необычное привлекает внимание детей, заставляет их удивляться. У ребят развивается вкус к познанию нового, исследованиям, эксперименту. Дети начинают задавать вопросы педагогу, который целенаправленно проводит работу по обогащению и активизации их словарного запаса, освоение новых материалов и техник рисования.

Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники изображения позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился наиболее выразительным. Затем они анализируют результат, сравнивают свои работы, учатся высказывать собственное мнение, у них появляется желание в следующий раз сделать свой рисунок более интересным, непохожим на другие.

Нетрадиционные техники изображения требуют соблюдения последовательности производимых действий. Так, дети учатся планировать процесс рисования.

Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования.

Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации (например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге и т.д.). Коррекции мелкой моторики пальцев рук способствует, например, такая нетрадиционная техника изображения, как рисование по клейстеру руками. Эта и другие техники требуют точности и быстроты движений (нужно выполнить очередное действие, пока краска не высохла), умения правильно определять силу нажима на материал или инструмент (чтобы не порвалась бумага, не сломался мелок), терпения, аккуратности, внимания (иначе результата можно и не достигнуть).

Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняются высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желания, интерес. Рисование же в несколько рук, как коллективная форма творчества, сближает детей. У них развиваются навыки культуры общения, возникают эмоционально теплые отношения со сверстниками. Дети легко усваивают нравственные нормы, правила поведения. М.В. Ермолаева пишет: «Коллективное детское творчество рождает особую эмоциональную атмосферу, благотворно действующую на психику ребенка, поскольку в творчестве всегда есть желание заразить своим чувством другого человека».  

Большую помощь в эффективной организации творческой деятельности дошкольников оказывает обмен педагогическим опытом, взаимодействие с коллегами при разработке программного содержания НОД по созданию творческой атмосферы в ходе изобразительной деятельности. Большой воспитательный эффект дает совместная работа воспитателей ДОО и родителей. Вопросы воспитания средствами изобразительного искусства могут быть предметом обсуждения на родительском собрании, к которому заранее готовится выставка репродукций картин, выставка детских работ. 

Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствует интеллектуальному развитию ребенка, развитию психических процессов и личностной сферы дошкольников.

Важное условие, обеспечивающее творческое решение изобразительной задачи, — овладение графическими навыками. Исследователи указывают, что плохое владение инструментом, собственной рукой, незнание выразительных возможностей материалов, способов рисования ими, различного рода затруднения при решении изобразительных задач мешают ребенку передать в рисунке задуманное, порождают неудовольствие собой, что может спровоцировать отказ от рисования вообще. Поэтому одна из самостоятельных и важных задач, стоящих перед педагогом — помочь ребенку освоить технику рисования. (19, с. 26) В настоящее время возможности самообразования, получения необходимой информации о методике работы по развитию детского творчества отражены в разработках известных педагогов и психологов. (ОК 8) Разнообразие представляемых материалов, в различных информационных источниках делают работу воспитателя успешной, особенно, если он использует информационно-коммуникационные технологии. (ОК 5)

В изобразительном искусстве под техникой понимается совокупность специальных навыков, способов и приемов, посредством которых исполняется художественное произведение. Понятию техники в узком смысле слова соответствует прямой, непосредственный результат работы художника специальным материалом и инструментом (отсюда техника масляной живописи, акварели, гуаши и т.д.), умение использовать художественные возможности этого материала; в более широком значении это понятие охватывает и соответствующие элементы изобразительного характера — передачу вещественности предметов. Таким образом, под техникой рисунка понимается владение материалами и инструментами, способами их использования. В понятие техники включаются развитие глаза и руки, их согласованная деятельность. Особое значение придается умелому, правильному изображению контура, формы предмета.

Т.С. Комарова пишет, что исходя из разнообразия видов рисовательной техники в изобразительном искусстве и учитывая возможности детей дошкольного возраста, целесообразно обогатить техническую сторону детского рисования. Этого можно достигнуть, разнообразив способы работы уже известными в широкой практике красками и карандашами и используя новые материалы (цветные восковые мелки, акварель и др.), а также сочетая в одном рисунке разные материалы и технику.

Чаще всего используют белую и цветную бумагу, цветные и черные (графитные) карандаши, акварельные и гуашевые краски, разные виды мела, пастель. Для проведения изобразительной деятельности необходимо хорошо знать выразительные возможности материалов.

При работе с карандашом рука чувствует сопротивление материала. В ДОО используют цветные и простые графитные карандаши. Ими можно резко очерчивать контур изображаемых предметов, создавать тоновый рисунок, делать легкий набросок для последующего окрашивания. Рисунок, выполненный простым карандашом, можно использовать в клеевой технике, технике «рисования по стеклу» и т.д.

Кисти понадобятся самые разные: жесткие, мягкие, плоские, круглые, заостренные, тупые. Рисование ими не требует сильного нажима, сопротивление материала незначительное. При рисовании кистью рука не устает. Работа кистью и краской позволяет получить цветовое пятно, линию, быстро покрыть цветом большие поверхности рисунка. Вместе с тем, нивелируется ощущение характера движения. Линия контура при рисовании краской получается расплывчатой, недостаточно четкой. Для закрашивания больших плоскостей (например, неба, травы, земли, моря) рекомендуется использовать флейц (кисть с плоским ворсом). Для рисования в ДОО применяют круглые кисти (для дошкольников подготовительной к школе группы двух размеров: маленькие и большие). Для создания рисунка кисть хорошо насыщают краской. Линии проводятся один раз. Кисть надо вести в направлении по ворсу - иначе она лохматится и портится, а линии получаются неровными.

Существуют разные способы работы с кистью — только ее концом, всем ворсом, и тем и другим, постепенно переходя от рисования концом к рисованию всей кистью. Для широких линий кисть держат наклонно по отношению к бумаге, для тонких линий — вертикально. Кисть следует тщательно промывать. Для того чтобы осушить ее, используют салфетки. Следует непременно иметь подставки, кисти нельзя оставлять в банке с водой, так как мягкий ворс быстро меняет форму и рисовать становится трудно. Для работы с клеем применяют кисти из щетины.

Бумага для рисования нужна разная как по плотности, так и по цвету. Для работы цветными карандашами, цветными мелками детям дают белую гладкую или шероховатую бумагу. На ватман хорошо ложится акварельная краска. Для рисования цветными восковыми мелками, гуашью берут тонированную и цветную бумагу. Глянцевую и мелованную бумагу использовать не желательно. Например, при работе с гуашью такая бумага поглощает краску, меняет ее цвет, а по высыхании краска осыпается. Бумага в нетрадиционных техниках может использоваться как по прямому назначению, так и в качестве инструмента для получения изображения. Например, бумагой, смятой в комок, можно рисовать, если обмакнуть ее в краску. При этом изображение не будет иметь четко очерченного контура. Таким способом можно добиться создания выразительного образа животного с пушистым мехом, травы, водной ряби, клубов дыма, выходящих из печных труб и др. В смешанной технике бумага может использоваться для создания объемных предметов. (11, с. 24)

Картон бывает тонким и толстым. Для работы детям дают картон такой плотности и размера, чтобы они могли свободно его резать. Из плотного картона педагог готовит шаблоны, по ним дети самостоятельно вырезают нужную форму, предварительно очерчивая контур. Картон используют и в нетрадиционной технике (например, можно рисовать его ребром).

Рисование ребром картона позволяет сразу окрашивать достаточно длинные, но неширокие поверхности с четко очерченными ровными краями. Движения ребром картона могут быть прямыми, дугообразными, вращательными. Если один конец ребра картона окрасить краской одного цвета, а второй конец - другой, то предмет будет двухцветным. Так, используя вращательные движения, можно получить цветок, лепестки которого будут сразу окрашены в два цвета. Из плотного картона можно сделать гребень (прямоугольник с зубцами с одной стороны), а затем использовать его в технике «рисование по клейстеру» вместо стеки.

Клейстер можно приготовить из крахмала или муки. Наносят его на бумагу жесткой кистью и используют как для склеивания, так и для окрашивания бумаги. Чтобы окрасить бумагу, клейстер делают цветным, добавляя растворенную в воде акварель или гуашь. В зависимости от того, что вы хотите получить, клейстер можно наносить как тонким, так и толстым слоем. Следует иметь в виду, что клейстер из пшеничной муки быстрее сохнет, при этом бумага меньше коробится, чем при использовании крахмального клея.

Валик представляет собой деревянный или пластмассовый цилиндр длиной около 10 см, диаметром 2,5-3 см, который плотно обмотан тонкой веревкой. Такой валик в нетрадиционной технике используется для окрашивания больших поверхностей (например, при изображении дороги, неба, моря).

Пластилин - упругий материал, который перед началом работы следует слегка разогреть или размять руками. Пластилин может быть и однотонным и цветным. Цвет, безусловно, является дополнительным средством выразительности. Пластилин широко используется в смешанной технике, он позволяет создавать вариативные изображения, как плоские (пластилинография), так и придавать предметам объемную форму (рельефное изображение на картоне).

Гуашь - густая непрозрачная краска, которую перед рисованием необходимо развести водой. По высыхании краски на один цвет можно наложить другой и получить новый оттенок. Чтобы получить более светлый тон какого-либо цвета, к краске добавляют белила. В подготовительной группе детям дают в готовом виде 5-6 цветов. Недостающие цвета они готовят сами, смешивая краски на палитре.

Акварель отличает такое свойство, как прозрачность красочного слоя. Цвет будет зависеть от того, сколько воды добавлено в краску. Он не постоянен, как в гуаши. Для получения светлого тона акварельные краски просто разбавляют водой. Делается это на палитре. На ней можно и смешивать краски, если нужно получить какой-то новый цвет, которого нет в наборе.

Фломастеры дают яркий сочный цвет, рисовать ими легко, однако получать оттенки невозможно. Специалисты допускают применение фломастеров в младших группах, однако не советуют использовать их для обучения рисованию старших дошкольников.

Цветные восковые мелки используют для декоративных и сюжетных рисунков. Их держат тремя пальцами чуть ниже середины, чтобы видеть кончик мелка. Сильно надавливать на мелок не следует, иначе он может сломаться. Используют мелки в старшей и подготовительной к школе группах ДОУ. При работе с цветными мелками следует обратить внимание детей на то, что при закрашивании рисунка невозможно добиться сплошного цвета, так как мелок ложится на бумагу фактурно, с просветами.

В процессе обучения детей рисованию нужно использовать сочетание разных материалов в одном рисунке, объяснить, что это позволяет достичь большей выразительности изображения (то, что трудно передать одним материалом, дополняется другим). Так, цветные восковые мелки можно успешно сочетать с гуашью, акварелью. Вначале, например, рисунок выполняется мелками, а затем все покрывается акварелью. Можно и наоборот - начинать с акварели, а потом рисовать мелками.

В ряде случаев можно добиться выразительности рисунка, сочетая гуашь и цветные карандаши, или нанося акварель прежде, чем высохнет предыдущий слой - мягко растекающаяся краска образует плавные, тонкие переходы цветов и оттенков. Сочетание разных материалов в одном рисунке не должно быть случайным. Прежде чем предложить тот или иной вариант детям, следует продумывать, пробовать, какие из них позволяют добиться большей выразительности

Л.В. Петухова отмечает, что исходя из разнообразия рисовальной техники в изобразительном искусстве, и учитывая возможности детей старшего дошкольного возраста,  необходимо обогатить техническую сторону детского рисования. Этого можно достигнуть, разнообразя способы работы уже известными в широкой практике изобразительными материалами:  гуашь, акварель (растяжка цвета, по сырому, вливание цвета в цвет, техника раздельного мазка), овладев приемами работы кистью (всем ворсом, концом, примакиванием, тычок сухой жесткой кистью), используя нетрадиционные техники (монотипия, печатание листьями, рисование трубочкой, набрызг, свеча и акварель, рисование «капельками»), где линия, контур, пятно - выразительные средства рисунка, таким образом, подвести детей к сочетанию в одном рисунке разных техник, изобразительных материалов. (29, с. 79)

Важно в процессе работы с нетрадиционными материалами (солью, песком, бросовым материалом) соблюдать правила техники безопасности, рассказывать о них детям. (ОК 10)

Таким образом, нетрадиционные техники рисования являются отражающим способом создания чего-либо нового, оригинального. Это возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное – самовыражаться.

Преимущества использования данных техник:

- в нетрадиционных техниках рисования используют необычные сочетания материалов и инструментов;

- технология выполнения таких работ интересна и доступна как взрослому, так и ребенку;

- нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей;

- нестандартные способы рисования помогают воспитателям развить личность ребёнка, научить его выразить своё творческое начало. Использование нетрадиционных техник рисования повышает интерес дошкольников к рисованию.

ВЫВОД: творчество на протяжении всего исторического периода становления педагогической науки вызывает интерес, как теоретиков, так и практиков образования. Стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности всем воспитанникам проявить свои таланты и творческий потенциал. С точки зрения педагогики наиболее актуален вопрос о формировании творческих способностей именно у детей дошкольного возраста. Видное место в выполнении этой задачи отводится изобразительной деятельности в частности -  рисованию.

Использование в рисовании нетрадиционных техник и постепенное их освоение детьми (по принципу от простого к сложному) поможет в решении ряда вопросов: овладение графическими, техническими навыками и умениями, развитие цветового восприятия, представления, композиционных умений и эмоционально-художественного восприятия, творческого воображения, повышению интеллектуальной активности.

Однако использование нетрадиционных техник не решает всех задач художественно-творческого развития дошкольников. Поэтому они должны использоваться, скорее, как вспомогательные, а не основные методы и приемы работы с детьми.

2. Педагогический опыт

2.1. Определение показателей наличия  творческого начала в художественной  деятельности старших дошкольников

Опытно-педагогическая работа проводилась на базе МАДОУ  № 38 поселка Кубанский Новопокровского района Краснодарского края в 2014 – 2015  учебном году в старшей возрастной группе.

ЦЕЛЬ опытно-педагогической работы -  определить содержание работы воспитателя по  развитию творческих способностей у дошкольников старшего возраста  в ходе рисования при помощи нетрадиционных техник.

Для решения поставленной цели были выделены  ЗАДАЧИ исследования:

  • определить показатели наличия творческого начала в художественной деятельности дошкольников;
  • разработать серию НОД по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных художественных техник в творческом развитии дошкольников старшего дошкольного возраста в ходе рисования; (ПК 2.1.)
  • составить методические рекомендации воспитателям ДОО по развитию детского изобразительного творчества при использовании нетрадиционных техник в рисовании.

В диагностике, проведенной на первом этапе опытно-педагогической работы,  принимали участие 20 детей старшей возрастной группы.

Для выявления специфики культурных ориентаций дошкольников, их понимания красоты, проявлений творчества в художественной деятельности  был использован тест - творческое задание  В.С.Мухиной «Нарисуй самое красивое, самое некрасивое».

Детям предлагалось нарисовать самое красивое в природе и самое некрасивое в природе (по их мнению), тем самым, сужая спектр изображаемых объектов и выявляя предпочтения, представления детей о красоте в природе. После выполнения детьми задания, им предлагалось объяснить, что нарисовано и почему нарисованное можно считать красивым или некрасивым в природе. Анализировались детские работы согласно следующим параметрам творческих проявлений в рисунке:

  • адекватность заданию;
  • наличие мотивации выбранного содержания;
  • оригинальность объекта рисования, композиции;
  • использование выразительного цвета для создания полярных образов.

Обозначенные параметры позволили выделить три уровня художественно-творческого развития детей:

Высокий уровень - ребенок    положительно    относится к    заданию, выполненный рисунок раскрывает эстетические характеристики «красивое - некрасивое», ребенок мотивирует их, проявляя эмоционально положительный настрой; дает название выполненному рисунку, охотно рассказывает о нарисованном; проявляет индивидуальность, оригинальность в рисунке, композиция отличается логичностью; в соответствии с отношением к изображаемому самостоятельно использует разнообразие оттенков цвета, использует выразительность цвета для создания образа и настроения в рисунке.

Средний уровень - ребенок проявляет положительное отношение к заданию, но затрудняется в передаче эстетической характеристики изображаемого, эмоционально-личностное отношение выражено слабо; не достаточно мотивирует свой выбор соответствующего содержания; название рисунку ребенок дает не всегда, рассказ о содержании выполненного рисунка сводится к перечислению изображенного; использует разнообразные цвета, стремится передать настроение, но не всегда проявляет самостоятельность, инициативу, композиции не отличаются оригинальностью.

Низкий  уровень - ребенок затрудняется в изображении на заданную тему, рисунок может не соответствовать теме задания; ребенок затрудняется выразить свое отношение к собственной деятельности; названия своим рисункам не дает, рассказывает о нарисованном неохотно; композиция не сложная, подражательная; в рисунке использует один - два цвета, изображение характеризуется небрежностью.

Дети выполняли это задание самостоятельно. Они адекватно восприняли задание и изображали объекты природы: деревья, цветы, траву, солнце, природные явления: радугу, дождь, молнию. После того, как рисунки были готовы, детей попросили рассказать о нарисованном, объяснить, почему это красивое и некрасивое.

 Красивое в природе дети изображали, как правило, с использованием чистых, светлых, ярких красок. Самое красивое в природе представлено в виде образов, вызывающих положительные эмоциональные переживания детей: яркие большие цветы, деревья, радуга, голубое небо, солнечная погода, если изображался дождь, то он был цветной.  

Некрасивое в природе дети изображали в темных тонах: преобладал черный, темно-синий цвет, ярко малиновый в качестве фона рисунка, коричневый. Детьми изображалось все, по их мнению, неприятное, страшное, пугающее, то, что вызывает негативную реакцию взрослых: дождь, лужи, темные тучи, темнота, молния, горящее дерево, черная дыра в космосе, завядшие цветы, голые деревья. Названия детских рисунков: «Молния и дерево» (Арина Л..), «Сильный дождь - не люблю» (Семен Ф.), «Черная дыра в космосе» (Коля И.), «Дождик за окном» (Оля М.), «Цветочки завяли» (вера Ж.), «Синий цветок» (Настя Г.), «Туман» (Паша К.), «Ночь» (Иван Ж.) и другие.

Важно отметить, что задание нарисовать некрасивое в природе вызвало затруднение у большинства детей (14 человек, 70%), поскольку природа как объект наблюдения, наслаждения, любования, изображения оценивается изначально как красивое в окружающей жизни. Это объясняется сложившимся отношением человека к родной природе как к ценности, обладающей положительной значимостью.

Дети, рисунки которых были отнесены к работам с высоким уровнем творческих проявлений, положительно отнеслись к заданию, процесс работы над изображением сопровождали положительными эмоциональными реакциями, проявляли увлеченность рисованием, охотно рассказывали о нарисованном. К таким работам можно отнести рисунок Арины Л.: «Старое дерево» (изображено дерево, занимающее основное пространство листа с очень толстым стволом, ветками; на ветках листья желтого, красного, зеленого и синего цветов; в верхней части листа - солнце и облака, в нижней - полоса земли с цветами) и некрасивое - «Молния и дерево» (то же дерево с ярко красным стволом, одна ветка с желтыми листьями, небо в виде черно-синей полосы, с неба крупными косыми мазками «идет дождь», молния ударила в дерево красно-желтыми мазками, пространство земли отсутствует).

Рисунки детей этой группы  отличаются экспрессией, выразительностью  красок, использованием цветов красного, синего и черного для создания образа и передачи настроения тревожности и опасности в рисунке, оригинальностью мотивации: «Дерево красивое потому, что оно старое, высокое, у него много веток, листьев, ему больше лет, чем мне».

Таблица 1

Результаты  диагностики

Ф.И. ребенка

Уровень художественно-творческого развития

Маша П.

Высокий

Кристина Р.

Низкий

Коля И.

Средний

Максим Д.

Средний

Никита Ф.

Средний

Марина У.

Низкий

Уля К.

Высокий

Яна Б.

Средний

Саша В.

Средний

Андрей Г.

Низкий

Иван Ж.

Низкий

Семен Ф.

Средний

Паша К.

Средний

Оля М.

Средний

Настя Г.

Средний

Наташа К.

Средний

Вера Ж.

Средний

Вова Н.

Средний

Настя О.

Средний

Арина Л.

Высокий

Диаграмма 1

Уровень художественно-творческого развития

 детей старшей группы

Таким образом, испытуемые были отнесены к одному из трех уровней художественно-творческого развития. Высокий уровень обнаружен у 15%  испытуемых (3 человека), средний уровень выявлен у 13 человек (65%), низкий - у 4 человек (20%). Результаты диагностики указывают на необходимость проведения работы, направленной на развитие  художественного творчества  у испытуемых.

2.2.  Разработка  и  апробация   серии НОД по изобразительной деятельности с   использованим нетрадиционных    художественных техник    в рисовании для   творческого развития дошкольников

На данном  этапе была разработана и проведена серия изобразительной деятельности – вид  рисование, направленная на активное внедрение в педагогический процесс нетрадиционных художественных техник, являющихся огромным потенциалом, резервом, условием в развитии художественно-творческих способностей дошкольников.

В ходе апробации серии изобразительной деятельности решали следующие задачи:

  • обучение детей  нетрадиционным способам и техникам изображения, переходя от простых к более сложным;
  • решение учебных задач (изобразительных, технических) в сочетании с творческими (развитие воображения, создание собственных замыслов и творческое использование изобразительных материалов);
  • обучение детей самовыражению, стремление пробовать свои силы и совершенствовать свои способности.

Была проведена следующая серия НОД  (рисование):

1. Тема: «Зимние напевы» (рисование, набрызг)

2. Тема:  «Верблюды в пустыне» (рисование, «расчёсывание» краски)

3. Тема:  «Плюшевый медвежонок» (рисование поролоновой губкой)

4. Тема:  «Дед Мороз» (рисование солью)

5. Тема:  «Красивые картинки из разноцветной нитки» (рисование нитью).

Таблица 2

Результаты   повторной диагностики

Ф.И. ребенка

Уровень художественно-творческого развития

Кристина Р.

Средний

Коля И.

Средний

Максим Д.

Средний

Никита Ф.

Средний

Марина У.

Средний

Яна Б.

Высокий

Саша В.

Средний

Андрей Г.

Средний

Иван Ж.

Средний

Семен Ф.

Средний

Паша К.

Высокий

Оля М.

Средний

Настя Г.

Высокий

Наташа К.

Средний

Вера Ж.

Высокий

Вова Н.

Средний

Настя О.

Высокий

Сравнительный анализ результатов первичной и повторной диагностики позволяет сделать вывод об эффективности проведенной работы.

2.3.  Выводы

    Дошкольный возраст – это период, когда изобразительная деятельность становится устойчивым увлечением многих детей. Необходимо использовать

это увлечение, чтобы заинтересовать ребёнка миром искусства, развивать его воображение, фантазию, способности.

Не каждый ребёнок станет художником, однако у каждого есть определённый потенциал художественного развития, и этот потенциал педагогу надо раскрывать.

Уже на дошкольном этапе обучения важно не только формировать умение понимать прекрасное, но и стремиться создавать прекрасное вокруг себя. Именно в продуктивной деятельности художественно-эстетической направленности развиваются творческие способности создавать конкретные образы, отображать своё отношение к окружающему, где ребёнок творит сам.

Дети знакомятся с жанрами живописи, отрабатывают технические навыки владения кистью, нетрадиционными художественными материалами, учатся пользоваться акварелью, гуашью, тушью и др. Особый интерес у детей вызывают творческие работы по комбинированию нетрадиционных материалов: бумаги, стекла, ткани и других.

Применяя нетрадиционные способы в рисовании, дети творчески развиваются, получают дополнительный ресурс для творческого самовыражения. Такая деятельность пронизана радостью открытий, неожиданностью экспериментов.

На основе анализа психолого-педагогической литературы и проведенной опытно-педагогической работы были составлены рекомендации для воспитателей ДОО по развитию детского изобразительного творчества:

  1. Необходимо целенаправленное обучение детей художественному творчеству.
  2. Приоритетное внимание должно быть уделено игре, рисованию, лепке, аппликации, театрализованной, конструктивной и музыкальной деятельности. Это способствует всестороннему развитию личности ребенка, позволяет создавать атмосферу максимального эмоционального благополучия, наполнять жизнь детей интересным содержанием.
  3. Содержательная составляющая образования должна быть интересной для детей, формировать художественно-творческие способности, строиться на основе интеграции видов искусства и использования разнообразных методов и приемов работы с детьми в этом направлении.
  4. Необходимо создавать художественную эстетическую среду. При этом в оформлении активное участие принимают дети. Они вместе с педагогами украшают помещения, создают элементы декораций и детали костюмов для игр-драматизаций, инсценировок. Рекомендуется широко использовать детские рисунки, лепку, аппликации; систематически организовывать выставки.
  5. Полезно постоянно включать в педагогический процесс разнообразные игры, игровые приемы и ситуации. Такие методы максимально способствуют формированию значимой для каждого ребенка мотивации обучения, овладению деятельностью и развитию творческих способностей у детей.
  6. Во всем должна присутствовать вариативность. Необходимо разнообразить формы, средства и методы обучения, материалы для работы, предоставляемые детям.
  7. Интересные задачи, включенные в занятия, требуют от них большой работы ума, воображения, фантазии и направлены на приобретение необходимых навыков и умений, на развитие творческих способностей.
  8. Педагогу следует исключить из занятий формализм, шаблоны, сухость, излишний дидактизм, навязывание своего представления о решении образа, сюжета.
  9. Каждый ребенок заслуживает внимательного, тактичного отношения, уважения к его творчеству и к результатам деятельности. Поэтому следует создавать творческую доброжелательную атмосферу в процессе изобразительной деятельности  и формировать такой же подход к детскому творчеству и его результатам у родителей.
  10.  Воспитатель должен демонстрировать доверие к ребенку, исключить излишнюю опеку. Все это будет способствовать максимальной активизации опыта, навыков и умений детей.
  11.  Просмотр и разбор работ нужно организовывать, не допуская шаблона, иначе это будет скучно и не вызовет интереса, положительного эмоционального отклика. Развернутый анализ не обязателен на каждом занятии.
  12.  Рекомендуется региональный подход к отбору содержания изобразительной, музыкальной, художественно-речевой, игровой и других видов художественной деятельности.
  13.  Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных художественных техник и материалов позволяют  дошкольникам раскрыть свои возможности в  изобразительной деятельности, пробуждают  их фантазию и воображение.
  14.  К нетрадиционным техникам рисования, которые можно успешно использовать в работе со старшими дошкольниками относят:
  • рисование пальчиками;
  • отпечаток ладони;
  • печатка;
  • тампонирование;
  • набрызг;
  • монотипия;
  • кляксография;
  • рисование по сырой бумаге;
  • гратттаж;
  • рисование цветными ниточками;
  • рисование по мятой бумаги;
  • рисование восковыми мелками или свечой и другие.
  1.  Нетрадиционные техники рисования  помогут детям почувствовать себя свободными, раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. А главное, нетрадиционные техники рисования дают ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру.

Занимаясь изобразительным искусством,  ребёнок не только овладевает практическими навыками, не только осуществляет творческие замыслы, но и расширяет кругозор, воспитывает свой вкус, приобретает способность находить красоту в обыденном, развивает зрительную память и воображение, приучается

творчески мыслить, анализировать и обобщать.

ВЫВОД : опытно-педагогическая работа проводилась на базе МАДОУ ДС № 33 поселка Кубанский Новопокровского района Краснодарского края в старшей возрастной группе.  Для выявления специфики культурных ориентаций дошкольников, их понимания красоты, проявлений творчества в художественной деятельности  был использован тест - творческое задание  В.С.Мухиной «Нарисуй самое красивое, самое некрасивое».  Анализ результатов диагностики позволил определить уровни  художественно-творческого развития детей исследуемой группы. Высокий уровень обнаружен у 15%  испытуемых, средний уровень выявлен у  65%, низкий у 20%. Результаты диагностики указывали на необходимость проведения работы, направленной на развитие  художественного творчества  у испытуемых.

На следующем этапе была запланирована  и проведена изобразительная деятельность, направленная на   активное внедрение в педагогический процесс нетрадиционных техник изобразительной деятельности, являющихся огромным потенциалом, резервом, условием в развитии художественно-творческих способностей дошкольников.

Анализ проведенной  работы, с применением нетрадиционных техник и материалов показал, что изобразительная деятельность была ориентирована на развитие художественных  способностей детей в изобразительной деятельности. Ребят знакомили с самыми неожиданными путями творческой мысли, нетрадиционным и оригинальным подходом к решению задач, активизировали  художественное мышление. Воспитывали такие качества как упорство, настойчивость и стремление доводить дело до конца.

Результаты повторной диагностики позволяют сделать вывод об эффективности проведенной работы. Мы пришли к выводу, что активное внедрение в педагогический процесс нетрадиционных техник изобразительной деятельности является огромным потенциалом, резервом, условием в развитии художественно-творческих способностей дошкольников. В процессе знакомства с разными нетрадиционными техниками  в рисовании ребенок развивается, он наблюдает, сравнивает, находит решение, придумывает, додумывает, фантазирует, экспериментирует. Это означает включение в поиск и творчество.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Творчество – одно из содержательных форм психической активности детей, которую ученые рассматривают как универсальное средство развития индивидуальности, обеспечивающее устойчивую адаптацию к новым условиям жизни, и как необходимый резерв для активного взаимоотношения с действительностью. Именно в дошкольный период у ребенка закладываются основы формирования личности, и осуществляется вовлечение его на данном этапе жизни в активную творческо-развивающую деятельность, что способствует развитию основных психологических процессов, сущностью которых является процес взросления.

Сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих в сфере образования, находится проблема развития творческих  способностей дошкольников. Об этом свидетельствует большое количество соответствующих статей, методических пособий, сборников игр и упражнений. Однако практический аспект реализации задач развития художественных способностей детей дошкольного возраста средствами изобразительного творчества остаётся недостаточно раскрытым, поскольку многие точки зрения относительно психологических и художественных условий формирования способностей стремительно меняются и соответственно должна изменяться технология работы педагогов.

Наше исследование было направлено на изучение роли нетрадиционных художественных материалов и техник рисования в развитии творчества дошкольников.

Во введении обоснована актуальность  темы исследования, излагаются задачи,  методы,  раскрывается теоретическое и практическое  значение проблемы исследования.

В первой главе раскрыта значимость развития художественного творчества  дошкольников нетрадиционными художественными  материалами  и техниками, рассмотрено современное состояние  проблемы в теории и  практике дошкольного  обучения.

Во второй главе описаны: диагностика и проводится анализ её результатов;  проведенная серия изобразительной деятельности по использованию нетрадиционных художественных техник в творческом развитии дошкольников старшего дошкольного возраста в ходе рисования.

Мы пришли к выводу, что нетрадиционные техники рисования могут выступать оптимальным условием развития художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

На основе анализа психолого-педагогической литературы и проведенной опытно-педагогической работы были составлены рекомендации для воспитателей ДОО по развитию детского изобразительного творчества. Конспекты  изобразительной деятельности (рисование), представленные в приложении,  могут быть использованы в практике работы воспитателя ДОО. 

В ходе исследования решены поставленные цель и задачи. Но работа требует дальнейшего продолжения, так как процесс развития  художественного творчества  человека имеет продолжительный характер и зачастую длится в течение всей его жизни.

СПИСОК   ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Григорьева Г.Г.  Изобразительная деятельность дошкольников /Г.Г. Григорьева. - М.: Академия, 2007. – 143 с.
  2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть I /Г.Н. Давыдова. -  М.:  Скрипторий, 2007 . -  88 с.
  3. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть  II /Г.Н. Давыдова. -  М.:  Скрипторий, 2007 . – 78 с.
  4. Ермолаева М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками /М.В. Ермолаева. - М.: НПО «Модэк», 2008. – 189 с.
  5. Есафьева Г.П. Учимся рисовать. Старшая и подготовительная группы / Г.П. Есафьева.- Ярославль: Академия развития, 2007. – 80с.
  6. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество: конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией) /Т.Г. Казакова. – М.: Просвещение, 2005. – 192 с.
  7. Ковалицкая Л.М. Методика формирования навыков изобразительной деятельности в ДОУ /Л.М. Ковалицкая – М.: АРКТИ, 2008. – 24 с.
  8. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Для работы с детьми 2-7 лет. Методическое пособие для воспитателей и педагогов /Т.С. Комарова. – М.: Мозаика-синтез,  2008. – 152 с.
  9. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество /Т.С. Комарова. - М.: Педагогика, 2000. – 142 с.
  10. Косминская В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду /В.Б. Косминская. - М.: Просвещение, 2007. - 253с.
  11. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с задержкой психического развития /Е.Н. Лебедева.  -  М.: Классике Стиль, 2004. - 72 с.
  12. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа /И.А. Лыкова. – М.: Карапуз-Дидактика, 2006. – 207c.
  13. Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду /И.А. Лыкова. – М.: Карапуз, 2008. – 207 с.
  14. Погодина С.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества /С.В. Погодина. – М.: Академия, 2012. – 352 с.
  15. Силивон В.А. Когда ребенок рисует /В.А. Силивон. – Минск: Народная асвета, 2009. – 71 с.
  16. Смирнова М.Г. Изобразительная деятельность старших дошкольников. Рекомендации, занятия, дидактические игры /М.Г. Смирнова. – М.: Учитель, 2009. – 270 с.
  17. Теплов Б.М. Способности и одаренность  /Б.М. Теплов //Избранные труды.  - М.: Педагогика, 2005. – 456 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Семья и Детский сад -  два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...

Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"

В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами  по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...

«Система работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ планирование работы по организации трудовой деятельности)»

Данная презентация знакомит с системой работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ по организации трудовой деятельности)...

Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»

Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей».  Задача Стандарта в области работы  с семьей –  обеспечение психолого-педагог...

Опыт работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и опыт работы с родителями по профилактике ДДТТ

Наш детский сад расположен в  микрорайоне города Бавлы Республики Татарстан недалеко от федеральной магистрали «Москва-Оренбург», по которой беспрерывным потоком едут автомобили и поэ...