Консультация для педагогов " Патриотическое воспитание у дошкольников с ТНР"
материал (старшая группа) на тему

Консультация для педагогов " Патриотическое воспитание у дошкольников с ТНР"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _2.docx23.42 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №50 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ

 Консультация  для педагогов

«Патриотическое воспитание детей с ТНР                 в образовательной области «Речевое развитие»

учитель- логопед                                                                                                                  И.Н. Белевцева.

2017 г.

Воспитание чувств патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Эта проблема  касается  и учителей-логопедов. Поэтому при планировании логопедических занятий по лексическим темам наряду с коррекционно-речевыми задачами, планируются задачи, направленными на патриотическое воспитание детей.

Наша задача  формировать у детей c ТНР черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества. Привитие любви к близким людям, детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребёнка. 

При изучении тем «Мой родной город Ставрополь» и                                              «Наша Родина – Россия».

 Задачи: воспитание любви к родной стране (городу),  гордости за неё, бережного отношения к ней. Можно использовать следующие игры:

«Скажи по другому».  Цель - знакомить  детей со словами синонимами типа: страна-государство; Родина- отчизна, Отечество; Россия - Русь; воин солдат, боец,   защитник и т. п.

 «Слова-наоборот».  Цель – учить   детей подбирать  слова антонимы:                            Родина-чужбина;  правда-ложь и т.д.

«Образуй новое слово». Цель – обогащение словаря детей за счет обучения навыкам словообразования. Например :                                                                                                               - образование  родственных слов город - городской, городок, городишко, городище;                                                                                                                       - образование сложных слов, например: гостеприимный, жизнерадостный,                                 многолюдный, многонациональный;

-образование слов типа: Земляне, Россияне, Ставропольчане .                           Хорошо активизирует мыслительную деятельность и словарь детей проблемные вопросы типа: Как сделать город красивым? Почему так называют: пригород;  улица Школьная,  Привокзальная, Зеленая  и т.п.            

Дидактическая игра «Угадай места достопримечательности», «Узнай по описанию», «Узнай свой город». 

Цель – закрепить в дошкольниках знания родного города и страны, полученные в процессе бесед воспитателя с детьми; патриотическое воспитание.

«Собери герб и флаг  из фрагментов» 

 Цель: способствовать закреплению знаний о гербе и Флаге России (Ставропольского края, города Ставрополя), развить логическое мышление, память дошкольника.

«Перескажи (составь)  рассказ».                                                                    Цель: учить составлять пересказ текста по опорному плану                                       из рисунков- пиктограмм. 

                                                                                                                                             Лексическая  тема  «Человек. Народы России» 

        Задачи: закрепление представлений о себе, формирование пространственной ориентации и координации движений, воспитание коммуникабельности, познакомить детей с разными народами, населяющими Россию,  формирование элементарных знаний о правах ребёнка.

Для усвоения этой темы ребенку помогут такие словесные игры, как:

•  «Что для чего нужно?» / Голова нужна человеку для того, чтобы думать, мыслить... руки, уши, рот, глаза и т.д./;

• «Подбери признак» / Глаза - большие, маленькие, голубые, карие, внимательные, грустные, весёлые и т.д./;

  •  «Образуй по примеру»  (усвоение  притяжательных прилагательных)                    Если человек армянин, значит его родной язык -…,        

Дети учатся образованию сложных слов. /У меня русые волосы -я русоволосый, у тебя  голубые глаза - ты голубоглазый и т.д./

             Это поможет ребенку в дальнейшем принимать себя таким, какой он есть, быть более коммуникабельным и легко вступать в контакт со                            сверстниками.

                       Благодатную почву дают занятия на тему «Семья». 

 Задачи: формирование представлений о семье и родственных отношениях в ней, воспитание любви и привязанности к семье, чувства взаимопомощи и ответственности за родных и близких.

Используются следующие дидактические словесные игры:

•  «Подбери признак» / Какая у вас семья? - большая, дружная, крепкая, трудолюбивая, работящая, здоровая, заботливая, счастливая и др./;

«Обязанности в семье»  /Что делает папа? Что делает мама? Какие обязанности у сестры, у брата?/

Развивается связная речь: дети учатся составлять рассказы по сюжетным картинкам и по плану.

Лексическая тема « Народная игрушка и народные промыслы» знакомит с русским  народным декоративно-прикладным искусством .  Используются дидактическая игры: «Назови игрушку» (образование относительных прилагательных); матрешка из дерева (какая) ., свистулька  –из глины (какая)-.,  куколка  из керамики (какая) –.;

Дидактическая игра «Посчитай-ка» (согласование числительных с существительными)  5 козликов;                                                                                                                                   « Составь описательный рассказ о матрешке по плану». 

Планируя цикл занятий по темам «Растения. Животные. Птицы» отрабатываются лексико-грамматические категории через дидактические игры«Птицы нашего края»,  «Какого растения не хватает?»«В гостях у лесных жителей»«Животные и растения родного края»и  словесные игры: «Когда это бывает?»«Где, что зреет?»«Так бывает или нет?», «С какого дерева лист?», «Чей это хвост?», «Кто как голос подаёт?»  «У кого кто?», «Пойдём в огород, да расскажем, что в Ставрополье   на грядках растёт».

В феврале дети знакомятся с темой “Защитники Отечества”. 

•        Задачи: воспитание уважения и чувства благодарности к людям, защищающим Родину от врагов.

•        В играх: «Защитники Отечества», «Разные войска» ,«Назови военную профессию» словарь детей пополняется новыми словами-синонимами -Отечество - Отчизна - Родина; защитник Отечества - боец, воин, солдат; защищать Родину - охранять, беречь. Также дети учатся словообразованию на примере различных военных профессий         / граница - пограничник, артиллерия - артиллерист, и др./ Также дети составляют рассказы, пересказывают короткие тексты  и разучивают стихотворения по данной теме.

Первый весенний месяц всегда посвящен теме «Международный женский день».

•        Задачи: воспитание любви и чувства уважения к маме, бабушке, сестрёнке, воспитателю, познакомить с женскими профессиями. 

Используются словесные дидактические игры:

•        «Расскажи какая?» /мама - добрая, ласковая, любимая, весёлая; бабушка - заботливая, мудрая, трудолюбивая; сестренка - маленькая, смешная, любознательная; воспитательница - добрая, внимательная, умная, красивая, справедливая и др./;                                                                                     •        «Назови ласково» (мамочка,мамуля ,матушка)

 Дети составляют  рассказа о маме по плану. Разучивают стихотворения

Богатейшим материалом  для патриотического воспитания являются произведения устного народного творчества, которые формируют любовь к традициям своего народа.  Устое народное творчество расширяет кругозор детей, учит познавать народное творчество своей страны. Пословицы, поговорки,  загадки  отлично развивают логическое мышление .                   Примерный речевой материал:

- Обогощение словаря старинными понятиями, словами с противоположными значениями(Весна красна да голодна , а осень дождлива, да сыта);

  • Усвоение имен существительных с уменьшительно – ласкательным значением (Не расти яблочку на елочке);
  • Усвоение относительных прилагательных (Не бывать сосновой шишке на рябине);
  • - Усвоение притяжательных прилагательных (Петушиным гребнем головы не причешешь). 

Также произведения устного народного общества являются богатым материалом для автоматизации и дифференциации звуков .                                                                                                                     Воспитывать патриотических чувства у детей, любовь к родине   через сказку и былины самое доступное и любимое детьми занятие

В конце учебного года - тема великого праздника - “День Победы”. 

•        Задачи: воспитание уважения к героям Великой Отечественной войны, гордости за победу над фашистскими завоевателями, глубокой благодарности к ветеранам войны.

Используются игры:

•        “Подбери синоним” /смелый - храбрый, отважный, геройский/;

•        “Подбери родственное слово” /герой - геройский, героический, героиня/.

Словарный запас детей пополняется новыми словами и словосочетаниями /подвиг, Победа, героический поступок, ветеран, «мир строит, война - разрушает» и др./ .

Стихи о Великой Отечественной Войне – являются важной составляющей патриотического воспитания. Рассказы о детях подростках, участвовавших в борьбе с захватчиками ,знакомит современных детей с подвигами их прабабушек и прадедушек .

 

Решая такой очень важный момент в жизни наших малышей, как вопрос воспитания гражданственности и патриотизма, логопеды и воспитатели  ДОУ выполняют  свои прямые профессиональные обязанности - развивают речь детей, работают над расширением и актуализацией словаря, над лексико-грамматическими категориями и связной речью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Патриотическое воспитание и формирование исторического сознания у дошкольников через проектную деятельность"

Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, ...

Консультация для педагогов: "Патриотическое воспитание дошкольников"

МАДОУ ДС № 46 «Кот в сапогах»           Консультация для педагоговПатриотическое воспитание дошкольников:формы, методы и этапы....

Консультация для педагогов "Патриотическое воспитание дошкольников"

Консультация для педагогов по патриотическому воспитанию дошкольников в рамках ФГОС ДО...

Консультация для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников»

Консультация для педагогов "Патриотическое воспитание дошкольников"...

Консультация для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников в ДОУ»

Консультация для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников в ДОУ»...

консультация для педагогов "Патриотическое воспитание дошкольников!

 Главной целью детского сада в патриотическом воспитании дошкольников выступает закладывание основ нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом способной ...