Консультация для педагогов " Патриотическое воспитание у дошкольников с ТНР"
материал (старшая группа) на тему
Консультация для педагогов " Патриотическое воспитание у дошкольников с ТНР"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_2.docx | 23.42 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №50 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ
Консультация для педагогов
«Патриотическое воспитание детей с ТНР в образовательной области «Речевое развитие»
учитель- логопед И.Н. Белевцева.
2017 г.
Воспитание чувств патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Эта проблема касается и учителей-логопедов. Поэтому при планировании логопедических занятий по лексическим темам наряду с коррекционно-речевыми задачами, планируются задачи, направленными на патриотическое воспитание детей.
Наша задача формировать у детей c ТНР черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества. Привитие любви к близким людям, детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребёнка.
При изучении тем «Мой родной город Ставрополь» и «Наша Родина – Россия».
Задачи: воспитание любви к родной стране (городу), гордости за неё, бережного отношения к ней. Можно использовать следующие игры:
«Скажи по другому». Цель - знакомить детей со словами синонимами типа: страна-государство; Родина- отчизна, Отечество; Россия - Русь; воин солдат, боец, защитник и т. п.
«Слова-наоборот». Цель – учить детей подбирать слова антонимы: Родина-чужбина; правда-ложь и т.д.
«Образуй новое слово». Цель – обогащение словаря детей за счет обучения навыкам словообразования. Например : - образование родственных слов город - городской, городок, городишко, городище; - образование сложных слов, например: гостеприимный, жизнерадостный, многолюдный, многонациональный;
-образование слов типа: Земляне, Россияне, Ставропольчане . Хорошо активизирует мыслительную деятельность и словарь детей проблемные вопросы типа: Как сделать город красивым? Почему так называют: пригород; улица Школьная, Привокзальная, Зеленая и т.п.
Дидактическая игра «Угадай места достопримечательности», «Узнай по описанию», «Узнай свой город».
Цель – закрепить в дошкольниках знания родного города и страны, полученные в процессе бесед воспитателя с детьми; патриотическое воспитание.
«Собери герб и флаг из фрагментов»
Цель: способствовать закреплению знаний о гербе и Флаге России (Ставропольского края, города Ставрополя), развить логическое мышление, память дошкольника.
«Перескажи (составь) рассказ». Цель: учить составлять пересказ текста по опорному плану из рисунков- пиктограмм.
Лексическая тема «Человек. Народы России»
Задачи: закрепление представлений о себе, формирование пространственной ориентации и координации движений, воспитание коммуникабельности, познакомить детей с разными народами, населяющими Россию, формирование элементарных знаний о правах ребёнка.
Для усвоения этой темы ребенку помогут такие словесные игры, как:
• «Что для чего нужно?» / Голова нужна человеку для того, чтобы думать, мыслить... руки, уши, рот, глаза и т.д./;
• «Подбери признак» / Глаза - большие, маленькие, голубые, карие, внимательные, грустные, весёлые и т.д./;
• «Образуй по примеру» (усвоение притяжательных прилагательных) Если человек армянин, значит его родной язык -…,
• Дети учатся образованию сложных слов. /У меня русые волосы -я русоволосый, у тебя голубые глаза - ты голубоглазый и т.д./
Это поможет ребенку в дальнейшем принимать себя таким, какой он есть, быть более коммуникабельным и легко вступать в контакт со сверстниками.
Благодатную почву дают занятия на тему «Семья».
Задачи: формирование представлений о семье и родственных отношениях в ней, воспитание любви и привязанности к семье, чувства взаимопомощи и ответственности за родных и близких.
Используются следующие дидактические словесные игры:
• «Подбери признак» / Какая у вас семья? - большая, дружная, крепкая, трудолюбивая, работящая, здоровая, заботливая, счастливая и др./;
• «Обязанности в семье» /Что делает папа? Что делает мама? Какие обязанности у сестры, у брата?/
Развивается связная речь: дети учатся составлять рассказы по сюжетным картинкам и по плану.
Лексическая тема « Народная игрушка и народные промыслы» знакомит с русским народным декоративно-прикладным искусством . Используются дидактическая игры: «Назови игрушку» (образование относительных прилагательных); матрешка из дерева (какая) ., свистулька –из глины (какая)-., куколка из керамики (какая) –.;
Дидактическая игра «Посчитай-ка» (согласование числительных с существительными) 5 козликов; « Составь описательный рассказ о матрешке по плану».
Планируя цикл занятий по темам «Растения. Животные. Птицы» отрабатываются лексико-грамматические категории через дидактические игры: «Птицы нашего края», «Какого растения не хватает?», «В гостях у лесных жителей», «Животные и растения родного края»и словесные игры: «Когда это бывает?», «Где, что зреет?», «Так бывает или нет?», «С какого дерева лист?», «Чей это хвост?», «Кто как голос подаёт?» «У кого кто?», «Пойдём в огород, да расскажем, что в Ставрополье на грядках растёт».
В феврале дети знакомятся с темой “Защитники Отечества”.
• Задачи: воспитание уважения и чувства благодарности к людям, защищающим Родину от врагов.
• В играх: «Защитники Отечества», «Разные войска» ,«Назови военную профессию» словарь детей пополняется новыми словами-синонимами -Отечество - Отчизна - Родина; защитник Отечества - боец, воин, солдат; защищать Родину - охранять, беречь. Также дети учатся словообразованию на примере различных военных профессий / граница - пограничник, артиллерия - артиллерист, и др./ Также дети составляют рассказы, пересказывают короткие тексты и разучивают стихотворения по данной теме.
Первый весенний месяц всегда посвящен теме «Международный женский день».
• Задачи: воспитание любви и чувства уважения к маме, бабушке, сестрёнке, воспитателю, познакомить с женскими профессиями.
Используются словесные дидактические игры:
• «Расскажи какая?» /мама - добрая, ласковая, любимая, весёлая; бабушка - заботливая, мудрая, трудолюбивая; сестренка - маленькая, смешная, любознательная; воспитательница - добрая, внимательная, умная, красивая, справедливая и др./; • «Назови ласково» (мамочка,мамуля ,матушка)
Дети составляют рассказа о маме по плану. Разучивают стихотворения
Богатейшим материалом для патриотического воспитания являются произведения устного народного творчества, которые формируют любовь к традициям своего народа. Устое народное творчество расширяет кругозор детей, учит познавать народное творчество своей страны. Пословицы, поговорки, загадки отлично развивают логическое мышление . Примерный речевой материал:
- Обогощение словаря старинными понятиями, словами с противоположными значениями(Весна красна да голодна , а осень дождлива, да сыта);
- Усвоение имен существительных с уменьшительно – ласкательным значением (Не расти яблочку на елочке);
- Усвоение относительных прилагательных (Не бывать сосновой шишке на рябине);
- - Усвоение притяжательных прилагательных (Петушиным гребнем головы не причешешь).
Также произведения устного народного общества являются богатым материалом для автоматизации и дифференциации звуков . Воспитывать патриотических чувства у детей, любовь к родине через сказку и былины самое доступное и любимое детьми занятие
В конце учебного года - тема великого праздника - “День Победы”.
• Задачи: воспитание уважения к героям Великой Отечественной войны, гордости за победу над фашистскими завоевателями, глубокой благодарности к ветеранам войны.
Используются игры:
• “Подбери синоним” /смелый - храбрый, отважный, геройский/;
• “Подбери родственное слово” /герой - геройский, героический, героиня/.
Словарный запас детей пополняется новыми словами и словосочетаниями /подвиг, Победа, героический поступок, ветеран, «мир строит, война - разрушает» и др./ .
Стихи о Великой Отечественной Войне – являются важной составляющей патриотического воспитания. Рассказы о детях подростках, участвовавших в борьбе с захватчиками ,знакомит современных детей с подвигами их прабабушек и прадедушек .
Решая такой очень важный момент в жизни наших малышей, как вопрос воспитания гражданственности и патриотизма, логопеды и воспитатели ДОУ выполняют свои прямые профессиональные обязанности - развивают речь детей, работают над расширением и актуализацией словаря, над лексико-грамматическими категориями и связной речью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Патриотическое воспитание и формирование исторического сознания у дошкольников через проектную деятельность"
Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, ...
Консультация для педагогов: "Патриотическое воспитание дошкольников"
МАДОУ ДС № 46 «Кот в сапогах» Консультация для педагоговПатриотическое воспитание дошкольников:формы, методы и этапы....
Консультация для педагогов "Патриотическое воспитание дошкольников"
Консультация для педагогов по патриотическому воспитанию дошкольников в рамках ФГОС ДО...
Консультация для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников»
Консультация для педагогов "Патриотическое воспитание дошкольников"...
Консультация для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников в ДОУ»
Консультация для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников в ДОУ»...
Консультация для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников»
laquo;Патриотическое воспитание дошкольников»...
консультация для педагогов "Патриотическое воспитание дошкольников!
Главной целью детского сада в патриотическом воспитании дошкольников выступает закладывание основ нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом способной ...