Экологическое воспитание старших дошкольников на музыкальных занятиях.
статья (подготовительная группа) на тему
Экологическое воспитание старших дошкольников на музыкальных занятиях.
Дети очень восприимчивы к музыке. Музыкальная деятельность позволяет формировать экологическую воспитанность, поскольку музыка имеет эмоциональную, двигательную, эстетическую, гуманную направленность, в результате чего ребенок познает мир умом и сердцем.
Экологические проблемы в современном обществе приобрели первостепенное значение. Разрешение их возможно только при условии формирования новой, гуманистической направленности отношения человека к природе. Дошкольное экологическое воспитание закладывает основы духовного развития личности ребенка, основанной на любви к природе, нормы и правила поведения в окружающей среде, этические принципы отношения к природе, окружающему миру, развивает у детей чувство общности с живой природой.
Эколого-эстетическое воспитание занимает в развитии личности особое место. Эстетическое отношение к природе не ограничено какой-либо одной сферой действительности – оно касается всего, что освоил человек.
Одним из важных средств воспитания эстетического восприятия окружающего мира является музыка. Влияние музыки на формирование у ребенка экологической культуры очень велико. Музыка, как и любое другое искусство, способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживанием, вести к преобразованию окружающего мира.
Дети очень остро чувствуют прекрасное и тянутся к нему. Восприятие произведений музыкального искусства представляет тому неограниченной возможности. В процессе систематической работы Дети приобретают умение слушать музыку, запоминать и узнавать ее, начинают радоваться ей; они проникаются содержанием произведения, красотой его формы и образов. У детей развивается интерес к музыки, а в дальнейшем и любовь к ней. Через музыкальные образы ребенок познает прекрасное в окружающей действительности, в природе.
Цель работы:
- Развитие экологической воспитанности дошкольников на музыкальных занятиях
Задачи :
- Освоение экологических представлений посредством музыки
- Развитие познавательных умений на музыкальных занятиях
- Накопление опыта гуманного отношения к растениям и животным
Виды музыкальной деятельности
Восприятие музыки:
- Восприятие музыки, специально созданной для слушания
- Восприятие музыки в связи с ее исполнением
- Музыкально-дидактические игры на экологическую тему
Исполнительство:
Пение
- Музыкально-ритмические движения
- Игра на музыкальных инструментах
Творчество:
- Песенное творчество
- Музыкально-игровое и танцевальное творчество
- Импровизация на детских музыкальных инструментах
Восприятие музыки
Задачи:
Раскрыть изобразительные и выразительные возможности музыки и музыкальных инструментов, объяснить как музыкальными средствами можно отразить различные природные явления, передать настроение, созвучное картине природы:
- любование ее красотой, завороженность (“Росинки”С.М.Майкопара);
- тревогу, смятение (“Зимнее утро”П.И.Чайковского);
- могущество, силу(“Море”Н.А.Римского-Корсакова);
- чистоту, нежность, беззащитность (“Подснежник”П.И.Чайковского из цикла “Времена года”, “Лебедь” К.Сен-Санс);
- образы животных, насекомых, птиц (“Карнавал животных” К.Сен-Санс, “Петя и волк”С.Прокофьев, “Полет шмеля”Н.Римский-Корсаков, “Бабочки”Ф.Куперен, “Щелкунчик”П.Чайковский, “Песня жаворонка”П.Чайковского);
- явления природы (А.Вивальди “Времена года”) и т.д.
Исполнительство
Пение:
Песня – яркая, образная форма углубленного представления об окружающей действительности. Исполнение песни вызывает у ребенка положительное отношение ко всему прекрасному, доброму и порой убеждает его сильнее, чем полученная другим путем информация. Исполнение песни, воздействуя на слушателя слиянием музыки и слова, позволяет не только выразить свои чувства, но и вызвать у других эмоциональный отклик, сочувствие , понимание. В рамках освоения экологических представлений у детей песня является средством воспитания любви к природе, животным, птицам, бережного к ним отношения.
Музыкальный репертуар:
- “Соловушка” муз.Н.Лукониной, сл.Л.Чадовой;
- “Во поле береза стояла” рнп,
- “По малину в сад пойдем” муз.А.Филиппенко
- “Падают листья”муз.М.Красева,
- “Зимушка-зима”муз.Вахрушевой и т.д.
Музыкально-ритмические движения:
Различные музыкальные произведения вызывают у детей эмоциональные переживания, рождают определенные настроения, под влиянием которых и движения приобретают соответствующий характер. Познавательные способности развиваются в силу того, что дети многое узнают благодаря разнообразной тематике музыкальных игр, хороводов, ознакомлению с художественными движениями. Выполняя движения под музыку, дети мысленно представляют тот или иной образ. В игре, например, нужно передать образ хитрой лисы и трусливого зайца. Дети, используя характерные движения, передают не только облик и характер персонажей, но и отношение к ним.
- Музыкальный репертуар:
- Хоровод “Березка” Р.Рустамова
- Танец цветов (по выбору педагога)
- Игра “Васька-кот” укр.нар.мел.
- Упражнение “Ветерок-ветер”
- Игра “Цветок-Сардаана” як.нар.мел. и т.д.
Творчество
Детское музыкальное творчество – это сочинения и импровизации: песенные, танцевальные, инструментальные. Этот вид музыкальной деятельности удовлетворяет одну из важнейших потребностей ребенка самовыражение. В импровизациях ребенок эмоционально, непосредственно применяет все то, что усвоил в процессе обучения. Таким образом, творческие импровизации способствуют закреплению и свободному применению усвоенного, возникновению интереса к музыкальной деятельности.
Музыкальный репертуар:
1. Задание “Сыграй “дождик” на металлофоне”
2. Выразительно передать характерную особенность персонажа (“Хитрая лиса”, “Злой комар”, “Трудолюбивый муравей” и т.д.)
3. Придумай движения хоровода “Березка” по тексту и т.д.
Праздники
Большое место в жизни детского сада занимают праздники, развлечения, досуги и театральные постановки. Праздников дети ждут с нетерпением, готовятся к ним, придумывают костюмы, изготавливают поделки своими руками и с помощью взрослых. Праздник уводит детей в удивительный мир сказки, которая ярким лучом остается в воспоминаниях о детстве на всю жизнь, помогает детям открыть в себе неизведанные ранее таланты.
Праздники, которые отмечаются в детском саду, имеют свои цели и задачи. Конечно, самое главное – это создать у детей радостное настроение, вызвать положительный эмоциональный подъем, сформировать праздничную культуру. Подготовка к празднику вызывает у детей интерес к предстоящему торжеству; на основе этого интереса формируются их моральные и нравственные качества, художественный вкус.
Экологические праздники помогают педагогам не только заинтересовать детей сюжетом и необычными персонажами, но и помочь им осознать себя частицей целого мира.
Наши души как растения: упадет в землю семечко, прольется дождик, пригреет солнышко – и семечко проросло! Всем нужна забота – и деревцу, и цветку, и бабочке, и муравью, и человеку. Забота природы!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskoe_vospitanie_starshih_doshkolnikov_na_muzykalnyh_zanyatiyah.docx | 24.21 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Экологическое воспитание старших дошкольников на музыкальных занятиях.
Дети очень восприимчивы к музыке. Музыкальная деятельность позволяет формировать экологическую воспитанность, поскольку музыка имеет эмоциональную, двигательную, эстетическую, гуманную направленность, в результате чего ребенок познает мир умом и сердцем.
Экологические проблемы в современном обществе приобрели первостепенное значение. Разрешение их возможно только при условии формирования новой, гуманистической направленности отношения человека к природе. Дошкольное экологическое воспитание закладывает основы духовного развития личности ребенка, основанной на любви к природе, нормы и правила поведения в окружающей среде, этические принципы отношения к природе, окружающему миру, развивает у детей чувство общности с живой природой.
Эколого-эстетическое воспитание занимает в развитии личности особое место. Эстетическое отношение к природе не ограничено какой-либо одной сферой действительности – оно касается всего, что освоил человек.
Одним из важных средств воспитания эстетического восприятия окружающего мира является музыка. Влияние музыки на формирование у ребенка экологической культуры очень велико. Музыка, как и любое другое искусство, способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживанием, вести к преобразованию окружающего мира.
Дети очень остро чувствуют прекрасное и тянутся к нему. Восприятие произведений музыкального искусства представляет тому неограниченной возможности. В процессе систематической работы Дети приобретают умение слушать музыку, запоминать и узнавать ее, начинают радоваться ей; они проникаются содержанием произведения, красотой его формы и образов. У детей развивается интерес к музыки, а в дальнейшем и любовь к ней. Через музыкальные образы ребенок познает прекрасное в окружающей действительности, в природе.
Цель работы:
- Развитие экологической воспитанности дошкольников на музыкальных занятиях
Задачи :
- Освоение экологических представлений посредством музыки
- Развитие познавательных умений на музыкальных занятиях
- Накопление опыта гуманного отношения к растениям и животным
Виды музыкальной деятельности
Восприятие музыки:
- Восприятие музыки, специально созданной для слушания
- Восприятие музыки в связи с ее исполнением
- Музыкально-дидактические игры на экологическую тему
Исполнительство:
Пение
- Музыкально-ритмические движения
- Игра на музыкальных инструментах
Творчество:
- Песенное творчество
- Музыкально-игровое и танцевальное творчество
- Импровизация на детских музыкальных инструментах
Восприятие музыки
Задачи:
Раскрыть изобразительные и выразительные возможности музыки и музыкальных инструментов, объяснить как музыкальными средствами можно отразить различные природные явления, передать настроение, созвучное картине природы:
- любование ее красотой, завороженность (“Росинки”С.М.Майкопара);
- тревогу, смятение (“Зимнее утро”П.И.Чайковского);
- могущество, силу(“Море”Н.А.Римского-Корсакова);
- чистоту, нежность, беззащитность (“Подснежник”П.И.Чайковского из цикла “Времена года”, “Лебедь” К.Сен-Санс);
- образы животных, насекомых, птиц (“Карнавал животных” К.Сен-Санс, “Петя и волк”С.Прокофьев, “Полет шмеля”Н.Римский-Корсаков, “Бабочки”Ф.Куперен, “Щелкунчик”П.Чайковский, “Песня жаворонка”П.Чайковского);
- явления природы (А.Вивальди “Времена года”) и т.д.
Исполнительство
Пение:
Песня – яркая, образная форма углубленного представления об окружающей действительности. Исполнение песни вызывает у ребенка положительное отношение ко всему прекрасному, доброму и порой убеждает его сильнее, чем полученная другим путем информация. Исполнение песни, воздействуя на слушателя слиянием музыки и слова, позволяет не только выразить свои чувства, но и вызвать у других эмоциональный отклик, сочувствие , понимание. В рамках освоения экологических представлений у детей песня является средством воспитания любви к природе, животным, птицам, бережного к ним отношения.
Музыкальный репертуар:
- “Соловушка” муз.Н.Лукониной, сл.Л.Чадовой;
- “Во поле береза стояла” рнп,
- “По малину в сад пойдем” муз.А.Филиппенко
- “Падают листья”муз.М.Красева,
- “Зимушка-зима”муз.Вахрушевой и т.д.
Музыкально-ритмические движения:
Различные музыкальные произведения вызывают у детей эмоциональные переживания, рождают определенные настроения, под влиянием которых и движения приобретают соответствующий характер. Познавательные способности развиваются в силу того, что дети многое узнают благодаря разнообразной тематике музыкальных игр, хороводов, ознакомлению с художественными движениями. Выполняя движения под музыку, дети мысленно представляют тот или иной образ. В игре, например, нужно передать образ хитрой лисы и трусливого зайца. Дети, используя характерные движения, передают не только облик и характер персонажей, но и отношение к ним.
- Музыкальный репертуар:
- Хоровод “Березка” Р.Рустамова
- Танец цветов (по выбору педагога)
- Игра “Васька-кот” укр.нар.мел.
- Упражнение “Ветерок-ветер”
- Игра “Цветок-Сардаана” як.нар.мел. и т.д.
Творчество
Детское музыкальное творчество – это сочинения и импровизации: песенные, танцевальные, инструментальные. Этот вид музыкальной деятельности удовлетворяет одну из важнейших потребностей ребенка самовыражение. В импровизациях ребенок эмоционально, непосредственно применяет все то, что усвоил в процессе обучения. Таким образом, творческие импровизации способствуют закреплению и свободному применению усвоенного, возникновению интереса к музыкальной деятельности.
Музыкальный репертуар:
1. Задание “Сыграй “дождик” на металлофоне”
2. Выразительно передать характерную особенность персонажа (“Хитрая лиса”, “Злой комар”, “Трудолюбивый муравей” и т.д.)
3. Придумай движения хоровода “Березка” по тексту и т.д.
Праздники
Большое место в жизни детского сада занимают праздники, развлечения, досуги и театральные постановки. Праздников дети ждут с нетерпением, готовятся к ним, придумывают костюмы, изготавливают поделки своими руками и с помощью взрослых. Праздник уводит детей в удивительный мир сказки, которая ярким лучом остается в воспоминаниях о детстве на всю жизнь, помогает детям открыть в себе неизведанные ранее таланты.
Праздники, которые отмечаются в детском саду, имеют свои цели и задачи. Конечно, самое главное – это создать у детей радостное настроение, вызвать положительный эмоциональный подъем, сформировать праздничную культуру. Подготовка к празднику вызывает у детей интерес к предстоящему торжеству; на основе этого интереса формируются их моральные и нравственные качества, художественный вкус.
Экологические праздники помогают педагогам не только заинтересовать детей сюжетом и необычными персонажами, но и помочь им осознать себя частицей целого мира.
Наши души как растения: упадет в землю семечко, прольется дождик, пригреет солнышко – и семечко проросло! Всем нужна забота – и деревцу, и цветку, и бабочке, и муравью, и человеку. Забота природы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственное, патриотическое и культурное воспитание старших дошкольников на музыкальных занятиях в детском саду.
Нравственное, патриотическое и культурное воспитание подрастающего поколения в современных условиях - это три важнейших направления в воспитательной работе российских педагогов. Дошкольное детство - в...
Конспект занятия по экологическому воспитанию старших дошкольников
Тема занятия "Царица-водица". Конспект занятия принимал участие в областном заочном конкурсе методических материалов по эколого-биологическому образованию системы дополнительного образования детей (но...
Экологическое воспитание старших дошкольников на занятиях и в повседневной жизни.
Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. Экологическая проблема - одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня эко...
Занятие по экологическому воспитанию старших дошкольников " Строим чистый город"
Вашему вниманию предлагается итоговое занятие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.На этом занятии дети "строят" идеальный экологически чистый город, используя свои з...
Методическая разработка "Цикл занятий по практическому применению элементов здоровьесберегающих технологий в экологическом воспитании старших дошкольников в условиях ГБДОУ № 31
Данная методическая разработка включает пять конспектов с разной формой проведения занятий по экологическому воспитанию дошкольников с включением элементов здоровьесберегающих технологий....
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ПРИРОДОЙ
В статье описаны формы и методы работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в процессе ООД по ознакомлению с природой....
Методический материал: Примеры конспектов занятий по экологическому воспитанию старших дошкольников
Методический материал по реализации профессиональной темы Примеры конспектов занятий по экологическому воспитанию старших дошкольников...