Консультация для воспитателей "Организация НОД в соответствии с ФГОС ДО"
консультация на тему

Вольвака Елена Викторовна

Данный материал будет интересен старшим воспитателям при подготовке педагогического совета, соответствующего требованиям ФГОС ДО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_nod_v_usloviyah_fgos.docx21.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 8 «Виноградинка»

Консультация для воспитателей

«Организация непосредственно-образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО»

Уважаемые коллеги, как вы знаете с 01.01.2014 г. в силу вступил приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального образовательного стандарта дошкольного образования». В ФГОС содержится указание на то, какие виды деятельности можно считать приемлемыми формами практики для ребенка дошкольного возраста. Непосредственно образовательная деятельность (НОД) реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской и др.) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач.

Согласно теории Л.С. Выготского и его последователей, процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием. Выделяют 2 основные возрастные категории для которых присущи следующие формы практической деятельности:

В раннем возрасте (1 год-3 года)

  • Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;
  • Экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и прочие)
  • Общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;
  • Самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка)
  • Восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность.

Для детей дошкольного возраста (3 года -8 лет) характерны такие виды деятельности, как:

  • Игровая, которая включает в себя различные виды игр;
  • Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
  • Познавательно-исследовательская (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними);
  • Восприятие художественной литературы и фольклора;
  • Самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);
  • Конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;
  • Изобразительная (рисование, лепка, аппликация);
  • Музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);
  • Двигательная (овладение основными движениями), различные формы активности ребенка;

Во взаимодействии с детьми, необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

  • Предоставлять детям возможность выбора;
  • Всегда называть детей по имени;
  • Говорить индивидуально с каждым ребенком так часто, как это только возможно;
  • При разговоре с ребенком, необходимо постараться находиться с ним на одном уровне;
  • Если вы что-то пообещали детям, не забудьте это выполнить;
  • Выражайте искреннее восхищение работами детей;
  • Используйте идеи и предложения детей и благодарите их за помощь;
  • Работая все вместе, давать детям заботиться друг о друге.

Схема развития любого вида деятельности такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослым, затем в совместной деятельности со сверстниками и становится самодеятельностью.

Выделяются сущностные признаки совместной деятельности взрослых и детей – наличие партнерской позиции взрослого и партнёрской формы организации, что предполагает сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей. Воспитатель, основываясь на интересах и игре детей, предлагает им виды деятельности, которые стимулируют их познавательную активность.

Организация НОД в форме партнерской деятельности взрослого с детьми связана со значительной перестройкой стиля поведения воспитателя.

Партнерская позиция воспитателя предполагает принятие демократического стиля отношений, а не авторитарного.

Таким образом, существенными характеристиками организации непосредственно образовательной деятельности в форме партнёрской деятельности взрослого с детьми являются:

  1. Включенность взрослого в деятельность наравне с детьми;
  2. Добровольное присоединение детей к деятельности (без психологического и дисциплинарного принуждения);
  3. Свободное общение и перемещение детей во время НОД (при соответствующей организации пространства);
  4. Открытый временной конец НОД (каждый ребенок работает в своем темпе)

Когда педагог становится партнером ребенка, а значит равноправным участником общей работы, в результате меняются:

- стиль поведения взрослого (от административно-регламентирующего к непринужденно-доверительному);

- рабочее пространство, на котором разворачивается совместная работа (от отдельного места за «учительским» столом к месту за общим столом рядом с детьми);

- отношение педагога к выполнению общей работы: от общего руководства к участию в выполнении определенной части работы.

Организация НОД в форме непринужденной партнерской деятельности взрослого с детьми не означает хаоса и произвола ни со стороны воспитателя, ни со стороны детей. Данная форма деятельности вводится в распорядок дня и недели детского сада. Для воспитателя это обязательные и спланированные действия. Предполагается, что дети будут включаться в деятельность из интереса к предложениям воспитателя, из стремления быть вместе со сверстниками. Интерес к предстоящей деятельности подкрепляется логичностью данного вида деятельности в определенный временной период. Детей, не принявших участие в совместной деятельности (в рамках НОД) ориентируют на результативную самостоятельную деятельность. Результаты совместной и самостоятельной деятельности обязательно обсуждаются и оцениваются.

Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении и признании со стороны взрослых, воспитатель обеспечивает условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. Он постоянно создает ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставит перед ними все более сложные задачи, развивает волю, поддерживает желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливает на поиск новых, творческих решений.

В заключение хотелось бы отметить, что современные подходы к организации образовательного процесса требуют пересмотра традиционных технологий, которые не являются эффективными в достижении цели социальной успешности дошкольников на следующей ступени образования т.е. в школе.

В настоящее время необходимо акцентировать внимание на следующих принципах работы с детьми:

- уход от жестко регламентированного обучения школьного типа;

- обеспечение двигательной активности детей в различных формах;

- использование многообразных форм организации обучения, включающих разные специфические детские виды деятельности;

- обеспечение взаимосвязи НОД с повседневной жизнью детей, их самостоятельной деятельностью;

- создание развивающей предметной среды, функционально моделирующей содержание детской деятельности и инициирующей ее;

- широкое использование методов, активизирующих мышление, воображение и поисковую деятельность детей. Введение в обучение элементов проблемности, задач открытого типа, имеющих разные варианты решений;

- выделение в качестве ведущей в образовательном процессе диалогической формы общения взрослого с детьми, детей между собой, что обеспечивает развитие активности, инициативности ребенка, формирует уважение и доверие к взрослому;

- формирование детского сообщества, обеспечивающего каждому ребенку чувство комфортности и успешности.

В связи с чем, нам, педагогам предстоит огромная работа, чтобы перестроится на новые условия организации образовательной деятельности с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете «Организация пространственно развивающей среды в соответствие с ФГОС ДО» Тема выступления: «Требования к организации пространственно -развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО»

С введением ФГОС ДО появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании развивающей предметно-пространственной среды в ДОО, которые выстроены в соответствии с принципами ст...

Выступление на педагогическом совете «Организация пространственно - развивающей среды в соответствие с ФГОС ДО» Тема выступления: «Требования к организации пространственно -развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО»

С введением ФГОС ДО появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании развивающей предметно-пространственной среды в ДОО, которые выстроены в соответствии с принципами ст...

Семинар-практикум на тему: «Формирование творческой индивидуальности у детей дошкольного возраста в ДОО в соответствии ФГОС ДО. Доклад вопроса «Развитие творческой индивидуальности у детей дошкольного возраста ДОУ в соответствии с ФГОС» Труфановой Е.И.

Семинар-практикум на тему: «Формирование творческой индивидуальности у детей дошкольного возраста в ДОО в соответствии ФГОС ДО.  Доклад вопроса «Развитие творческой индивидуальности у...

КОНСУЛЬТАЦИЯ: Построение работы ДОУ в соответствии с ФГОС ДО. Методическое сопровождение процесса внедрения ООП ДОУ в условиях системных обновлений дошкольного образования

      В связи с этим основная задача дошкольных учреждений – создавать условия, при которых дети полноценно развиваются, а в итоге полноценно проживают дошкольный возр...

Консультация «Трудовое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС»

1.      Совершенствование работы в детском саду по формированию у дошкольников трудовых навыков.2.      Развитие профессиональных качеств педагогов по...

Консультация для воспитателей «Содержание и организация образовательной области в соответствии «Физическое развитие» в соответствии с ФГОС дошкольного образования».

       Современные тенденции развития российского общества требуют здоровых и активных людей. Здоровье ребенка закладывается с ранних этапов его развития. Важным компонентом...