ООД "Моя родословная"
методическая разработка (старшая группа) на тему

Мероприятие с детьми старшего дошкольного возраста.

Образовательная область: Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально - коммуникативное развитие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_moya_rodoslovnaya.docx33.29 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Вилегодская СОШ» структурное подразделение детский сад «Колосок»

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи

в старшей группе

«Моя родословная»

                                                Воспитатель: Баданина Юлия Николаевна

                                               с.Вилегодск 2016

ООД на тему: «Моя родословная»

Группа: старшая

Образовательная область: «Речевое развитие»

Цель: Формировать у детей представления о семье и  родственных отношениях.

Задачи:

  • Закреплять представления о родственных связях;
  • Формировать элементарные представления о том, что такое род и родословие;
  • Развитие интереса к истории своей семьи, родословной.
  • Продолжить формирование речевых навыков и умений.
  • Воспитывать умение работать коллективно.
  • Воспитывать любовь и уважение к членам семьи;

Образовательные: закреплять представления о родственных связях; формировать элементарные представления о том, что такое род и родословие; активизировать словарный запас детей прилагательными, характеризующими семью  и обозначающими качества личности человека.

Развивающие: развивать у детей  умение правильно отвечать на поставленные вопросы, формировать  навыки  применения диалогической и монологической речи; развивать интерес к происхождению своей фамилии, традиций и обычаев семьи.

Воспитательные: воспитывать интерес детей к самостоятельному словесному творчеству, поощрять их желание придумывать рассказы о семье; воспитывать любовь и уважение к членам семьи; развивать чувство гордости за свою семью.

Программное содержание:

Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе; воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью; закрепить знания детей о членах семьи, знания о «генеалогическом древе». Активизировать словарь детей (семья, родственники, генеалогическое древо, родословные). Закреплять составление рассказа о семье по плану.

Предварительная работа:

  • Детские рассказы о семье, и ее значение в жизни человека.
  • Индивидуальная работа с детьми: стихи о семье.
  • Занятие по изобразительной деятельности – моя семья.
  • Рассматривание семейных фотографий детей группы, с целью побуждения к рассказу о людях, с которыми они живут.
  • Индивидуальные беседы на тему «Семья», учить отвечать на вопросы: Как тебя зовут? С кем ты живешь? Как зовут маму, папу? Есть ли у тебя бабушка, дедушка? Как их зовут? Есть ли у тебя брат, сестра? Назови всех, с кем ты живешь.

Словарная работа: родственники, род, семья, родословная, генеалогическое древо.

Интеграция образовательной области: «Познавательно – речевое развитие», «Социально - коммуникативное развитие».

Оборудование и материал: картинки-схемы с изображением генеалогического древа, выполненные предварительно детьми и родителями; демонстрационное оборудование: картинки с изображением семьи, мольберт, конструктор, магнитная доска, разноцветные магниты; шкатулка, сердечки, вырезанные из картона. Ноутбук, USB-флешка.

Методы и приемы: сюрпризный момент, беседа, вопрос, активное слушанье, музыкальное сопровождение, анализ, физкультминутка, игры.

Ход организованной образовательной деятельности:

1.Организационный момент.

Здравствуйте ребята! Я рада вас приветствовать в нашем дружном кружочке. Я предлагаю вам взяться за руки, посмотреть ласково друг другу в глаза и передать тепло и доброту чувств, радости от нашей встречи!

Собрались все дети в круг

Я - твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнёмся.

Сегодня у нас гости, давайте поздороваемся с ними.

Артикуляционная гимнастика.

  1. «Заборчик»
    Цель: научить ребенка удерживать губы в улыбке, обнажая верхние и нижние зубы.
    Выполнение: улыбнуться, показать зубы, удерживать губы в улыбке под счет до десяти (мама считает, ребенок держит улыбку).
  2. «Трубочка»
    Цель: выработать движения губ вперед.
    Выполнение: вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой, удерживать под счет до десяти (мама считает, ребенок держит трубочку).
  3.  «Заборчик – трубочка»
    Цель: научить легко переключаться с одного положения губ на другое.
    Выполнение: чередовать положение губ в улыбке и трубочке под счет до десяти.

2. Основная часть.

–  Послушайте песню. О чем поет девочка? Звучит песня о семье. Ответы детей. На мольберте прикреплены картинки семьи.

– Давайте поговорим о семье, Что такое семья? Ответы детей. Как вы понимаете слово «семья»? (Это близкие нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка, сестренка, брат, которые всегда рядом с нами, живут в одном доме, заботятся друг о друге, оказывают внимание.) Ещё бывают тёти, дяди, двоюродные братья сёстры – это родственники. Если у человека много родственников – значит у него большая семья!

Ребята сейчас я вам перечислю слова, послушайте внимательно: род, родня, родство. Эти слова связаны между собой – это слова «родственники» От этих слов образуется такое понятие, как родословная.

–Что такое родословная? С давних пор люди старались сохранить для будущих поколений память о своих родственниках. Так как их было много, но необходимо было всех помнить, то люди решили записывать их имена, фамилии в специальные тетради, чтобы потом передавать эти сведения своим детям, внукам, правнукам. Эти записи назывались «родословными». А потом люди придумали зарисовывать свою «родословную» в виде дерева.Называется оно - генеалогическое дерево, где листочки и ветки изображают поколения и членов семьи.

Закрепление понятий родственники, родословная, генеалогическое дерево- индивидуальное и групповое проговаривание.

 Рассматривание плакатов «Родословное дерево»

- Вместе с родителями вы составляли своё родословное дерево.(Несколько вступлений детей по генеалогическому древу.)

Вопросы к детям:

  • Какая часть у дерева считается главной? (Корень.)
  • А в семье кто главный(Тот, кто старше.) Это наши бабушки и дедушки, согласитесь, они всегда помогают нам принять правильное решение, помогают нам советом.
  • Следующее поколение вашей семьи – ваши родители – это кто? Мамы и папы. Они родились раньше вас.
  • Следующее поколение после родителей – это дети – это кто?
  • Какую фамилию носит ваша семья?
  • Где живет ваша семья?

- Я вижу, ребята, что вы много можете рассказать о семьеЗапомните: что мамы, папы, братья, сёстры, дедушки, бабушки – это ваши близкие родственники, ваши родные, вашасемья.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА - «Построим дом».

Игра с мячом:«Кто ты мне?»

- Все члены семьи связаны друг с другом как-будто невидимыми ниточками – родственными отношениями. Сейчас мы проверим, знаете ли вы кто в семье кому и кем приводится. Вставайте в круг. Я буду бросать мяч, и задавать вопрос, а вы бросаете мяч мне назад и отвечаете на вопрос.

  • Я тебе мама, значит ты мне (сын, дочь).
  • Я тебе бабушка – ты мне (внук, внучка).
  • Я тебе сестра – ты мне (брат, сестра).
  • Я тебе тётя – ты мне (племянник, племянница).
  • Я тебе жена – ты мне (муж).
  • Я тебе папа – ты мне (дочь)

Игра: «Шкатулка с волшебными словами».

– Ребята, у вас у всех есть семьи, но они разные, непохожие друг на друга. Давайте о них расскажем. У меня есть необычная шкатулка. В неё мы будем складывать слова о семье, разные слова, не похожие друг на друга. (Воспитатель берёт поднос, на котором лежат шкатулка и сердечки, вырезанные из картона).

У меня, как и у вас, есть семья, поэтому разрешите мне первой положить слово о своей семье. Послушайте и посмотрите, как я это сделаю. «Моя семья веселая, потому что мы любим, рассказывать веселые истории». (Воспитатель берёт с подноса сердечко и кладёт его в шкатулку. Дети по очереди передают шкатулку, кладут в неё сердечки, называя слова о семье).

Вот и вернулась шкатулка ко мне, полная добрых и хороших слов о семье. Каждый из вас говорил о семье интересно, по-своему. (Воспитатель достаёт сердечко и делает вид, что читает).

Семья бывает дружная, весёлая, танцевальная, красивая, спортивная.

Итог:

  • Ребята, вспомните, о чем мы говорили на занятии? Ответы детей.
  • Кто является вашими родственниками? И вашей семьей? Ответы детей.
  • Что такое родословная? Ответы детей.
  • В виде чего зарисовывают родословную? Ответы детей.
  • Вам было бы интересно изучить свои корни? Ответы детей.

Молодцы! Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей дошкольного возраста, к культуре татарского народа, его истокам, языку, познание быта и традиции предков, постижение своих родословных корней

Развивать элементарные представления об истории и культуре татарского народа, знакомить с произведениями искусства, педметами быта и народного фольклора, воспитывать интерес к родному языку, традициям...

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию "Родословное древо семьи"

Конспект занятия для детей среднего дошкольного возраста....

занятие"Семейная родословная"

«Семейная родословная»Занятие.  Программное содержание:1. Воспитывать чувство семейной сплоченности, уважение к жизненному опыту родителей.2. Прививать потребность радовать близких добрыми д...

Сообщение на педсовете «Родословная»

С появлением ребенка семья становится богаче на целый мир. Благодаря этому малышу соединились воедино два рода, два совершенно разные истории. И на старом родовом дереве проклюнулась новая веточка, ро...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная»

Программное содержание: Раскрыть понятия "род", "родители", "семья", право детей на воспитание в семье.Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями.Воспитыват...

Статья из опыта работы по проекту "Семья.Родословная." "Семья. Родословная. Каждый ребенок имеет право..."

В статье подводится итог работы над проектом и результаты работы с родителями и детьми....