Методы обучения и методические приемы
методическая разработка по теме

Бирюкова Наталья Егоровна

Схема составления учебных заданий и методов обучения.

Схема задач развития музыкальных способностей и методов обучения.

 Методические приемы в разных видах деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические приемы в разных видах деятельности в раннем возрасте.

Вид музыкальной деятельности

Методические приемы

1.

Слушание музыки

- выразительное исполнение произведений педагогом;

- использование игрушек;

- приемы, активизирующие восприятие:  движения («птички полетели» - машут руками, «ладошки пляшут» - вращают кистями и т.д.);

- приемы, построенные на занимательности  (Н: малыши не видят дудочку, а лишь слышат её звучание и идут искать);

- краткие пояснения, которые ориентируют детей в содержании песни.

2.

Пение

- эмоциональная, выразительная певческая интонация, теплота, задушевность;

- использование игрушек;

- игровые приемы;

- одобрение наиболее активных детей.

3.

Музыкально – ритмические

движения

- совместные действия;

- управление движениями рук и ног малыша, давая ему возможность ощутить ему необходимую ритмичность;

- эмоциональный показ движений;

- короткие указания;

- игровые приемы, использование игрушек;

- игровые действия с предметами (машут флажками, звенят погремушками, машут платочком);

Методические приемы в разных видах деятельности детей младшего дошкольного возраста.

Вид музыкальной деятельности

Методические приемы

1.

Слушание музыки

- выразительное, эмоциональное исполнение произведений педагогом;

- использование игрушек;

- приемы, активизирующие восприятие:  движения («птички полетели» - машут руками, «ладошки пляшут» - вращают кистями и т.д.);

- приемы, построенные на занимательности  (Н: малыши не видят дудочку, а лишь слышат её звучание и идут искать);

- краткие пояснения, которые ориентируют детей в содержании песни;

- применение различных наглядных приемов, привлекающие ребенка к музыке;

- персонажи кукольного театра, с помощью которых инсценируется содержание того или иного произведения;

- эмоциональный тон (теплота и задушевность интонаций голоса педагога);

- узнавание песни;

- проигрывание отдельных фрагментов, в частности изобразительные моменты (подражание игре на барабане, чириканье воробья);

- применение игровых приемов  (Н: под плясовую – весело хлопают, изображая лошадку – цокают языком, постукивают пальцами по коленям, показывают, как сильно идет дождь);

- музыкально-дидактические игры  (сопоставить свойства музыкального звука).

2.

Пение

- эмоциональное, выразительное исполнение песни педагогом;

- использование игрушек, картинок, которые помогают детям понять содержание песен;

- игровые приемы;

- одобрение наиболее активных детей;

- обучающие приемы (выразительно пропевать долгие звуки, проигрывание на инструменте только мелодии при исполнении педагогом);

- исполнение группой детей;

- пропевание трудноисполнимого интервала на какой-нибудь  слог.

3.

Музыкально – ритмические движения

- выразительный, правильный показ педагогом;

- эмоциональный тон педагога;

- многократное и последовательное повторение трудных движений;

- исполнение, показ  пляски хорошо танцующих детей;

- образные пояснения, использование соответствующей игрушки;

- словесные указания (начинать и заканчивать движения вместе); словесные сравнения: «У детей вот какие мягкие ручки».

- разучивание движений по частям;

- одобрение взрослым;

- упражнения на освоение какого- либо двигательного элемента.

Методические приемы в разных видах деятельности в средней группе.

Вид музыкальной деятельности

Методические приемы

1.

Слушание музыки

- выразительное исполнение педагогом;

- краткие пояснения;

- применение различных наглядных приемов;

- показ иллюстраций;

- вычленение отдельных эпизодов из пьес, песен, ярко раскрывающих музыкальный образ;

- применение игровых приемов, музыкальных загадок, игрушек;

- узнавание по мелодии;

- самостоятельные движения ребенка с игрушкой;

- музыкально-дидактические игры.

2.

Пение

- упражнения с каким-либо трудным мелодическим оборотом;

- небольшая группа детей, поочередно исполняют в песне каждую музыкальную фразу;

- вся группа поет припев, а солисты – запев;

- показ правильного исполнения педагогом;

- использование образных сравнений: « Споем протяжно, тянем мелодию, как ниточку»;

- исполнение мелодии без слов на слоги, оканчивающиеся гласными (ля, лё, ли);

- небольшие попевки, состоящие из 2-3 звуков, исполняются на всевозможные удобные слоговые сочетания(ду-ду-ду, да-да-да, ля-ля-ля, ку-ку, ау-ау) на различных ступенях звукоряда, постепенно расширяя певческий  диапазон;

- пение без сопровождения;

- образные задания, требующие различения звуков по высоте.

3.

Музыкально – ритмические движения

- выразительное исполнение музыки и движений педагогом;

- ясные, краткие пояснения;

- задания самостоятельных поисковых  движений;

- игровые ситуации;

- использование стихов;

- проигрывание музыки – показывание движений;

- дополнительные предварительные упражнения;

- словесные указания;

- одобрение взрослым.  

                                                                                                                                   

Методические приемы в разных видах деятельности в старшей группе.

Вид музыкальной деятельности

Методические приемы

1.

Слушание музыки

- выразительное исполнение педагогом;

- краткие пояснения;

- практически действия (маршируют на месте, прохлопывают ритм танцевальной музыки);

- применение различных наглядных средств;

- показ иллюстраций;

- применение наглядно-зрительного приема ( три карточки с разными  изображениями: марш-танец-колыбельная);

- вычленение отдельных эпизодов из пьес, песен, ярко раскрывающих музыкальный образ;

- применение игровых приемов, музыкальных загадок, игрушек;

- узнавание по мелодии;

- самостоятельные движения ребенка с игрушкой;

- музыкально-дидактические игры (высота звука, тембр, ритм, динамика).

2.

Пение

- упражнения для распевания, построенные на отдельных звуках: «ку-ку» (малая терция), «лё-лё» (прима);

- упражнение «музыкальное эхо» (ребенок воспроизводит заданный звук);

- упражнения в трудном мелодическом ходе песни, в исполнении динамических или темповых оттенков;

- метод сравнения: исполняются одинаковые муз.фразы, имеющие разные окончания;

- беседа о содержании песни, о характере её звучания.

3.

Музыкально – ритмические  движения

 Приемы обучения в средней группе +

- точное и выразительное исполнение музыки;

- точный, выразительный, правильный показ движений;

- лаконичные, образные пояснения;

- использование литературного текста;

- раскрытие музыкально-поэтического образа,  рассказ о его действиях;

- показ, объяснение построения, формы произведения;

- дополнительные упражнения в усвоении и совершенствовании незнакомых танцевальных элементов, перестроений;

- словесные указания;

- одобрение взрослым.

Методические приемы в разных видах деятельности в подготовительной группе.

Вид музыкальной деятельности

Методические приемы

1.

Слушание музыки

- выразительное исполнение педагогом;

- краткие словесные пояснения;

- использование поэтических цитат;

- применение различных наглядных приемов;

- показ иллюстраций;

- вычленение отдельных эпизодов из пьес, песен, ярко раскрывающих музыкальный образ;

- задания, активизирующие детское восприятие (различение отдельных частей в песне, пьесе – вступления, заключения, музыкальной фразы);

- применение игровых приемов, музыкальных загадок, игрушек;

- узнавание по мелодии или фортепианному сопровождению;

- использование грамзаписи (оркестровое звучание);

- практические  действия детей (движения, напевания, действия с карточками);

- использование различных условных обозначений (картинки, пособия);

- музыкально-дидактические игры.

2.

Пение

- собственный показ педагога или хорошо поющего ребенка;

- пение на гласные и слоги («ля-лё»), с полузакрытым ртом;

- распевание на слоги «динь-динь»;

- приемы развития дикции (произнесения шепотом, в ритме песни, выразительное прочтение текста без музыки);

- «настроиться» перед началом пения: педагог поет (тянет) первый звук, и дети его повторяют;

- «задерживаться» на отдельном (чаще последнем звуке песни) звуке мелодии по указанию педагога и прислушаться как он звучит;

- исполнение попевок в различных тональностях;

- пояснения о направлении движения мелодии, о более высоких и низких звуках;

- исполнение несколько раз трудных интервалов в песне;

- использование показа, изображение условных знаков (птичка сидит высоко – поет выше, сидит низко – поет ниже);

- использование движения руки (элементы дирижирования), показывающее, как петь выше или ниже;

- пение а капелла;

- разучивание некоторых песен без инструмента (с голоса педагога);
- распределение детей на 2 подгруппы: поющие лучше поют более сложную часть;

- «настроить» на пение без музыкального инструмента, проиграв муз.вступление ;

- словесные  указания;

- зрительная и моторная наглядность: выражение лица педагога, веселая улыбка или серьезное выражение).

3.

Музыкально - ритмические движения

Приемы обучения в старшей группе +

- последовательность исполнения музыки и рассказ о содержании игры, хоровода;

- предварительное прослушивание музыки, пояснение и показ отдельных сложных элементов по частям;

- анализ игр;

- индивидуальное вступление по фразам;

- тренировка;

- лаконичное напоминание о предстоящем изменении движения;

- упражнения для усвоения более сложных движений, выразительного исполнения;

- индивидуальные задания;

- показ, точные инструкции;

- творческие задания.

4.

Игра на детских музыкальных инструментах

- выразительное исполнение произведения (на различных инструментах) педагогом;

- показ приемов, способов звукоизвлечения;

- игра «рука в руке»;

- словесные пояснения;

- самостоятельное «обследование» инструмента детьми, нахождение способов игры на нем;

- творческие задания (побуждают к самоучению);

- нахождение аналогии с каким – либо явлением природы (металлофон, треугольник – капельки дождя, барабан – гром гремит и т.д.) в ознакомлении детей с выразительными возможностями каждого инструмента;

- совместные действия (чувство ансамбля);

- ритмические «оркестры» (хлопают в ладоши, топают ногой, постукивают палочками и т.д.);

- ритмически приговорки, речитативы;

- музыкальные загадки (угадать, кого позвали – Таню или Андрюшу);

- отсчет пластинки при игре на металлофоне;

- музыкально - дидактические игры;

- оценка исполнения знакомой мелодии, импровизации товарищем, или свое собственное исполнение;

- выбор из числа предложенных музыкальный инструмент, изображающий (Н.: пение птиц, шелест листьев, завывание ветра и т.д.);

- подбор подходящих по тембру музыкальных инструментов.



Предварительный просмотр:

Методы обучения и методические приемы.

 Схема сопоставления учебных заданий и методов обучений.

Учебные задания

Методы обучения

1.

Первоначальное ознакомление с музыкальным произведением в процессе слушания музыки, пения, музыкально – ритмического движения.

- выразительное исполнение взрослым;

- пояснение содержания характера произведения, сведения о музыке;

- беседа с детьми;

- применение наглядных художественных средств.

2.

Последовательное разучивание песен, хороводов, плясок, танцев, упражнений и усвоение знаний, навыков, умений.

- показ взрослым приемов исполнения песен, танцев;

- пояснения и указания детям во время их исполнения;

- упражнения детей в усвоении навыков (индивидуальные, групповые).

3.

Закрепление знаний, умений, навыков; отработка выразительности исполнения песен, танцев, игр.

- неоднократные повторения отдельных «трудных» мест и всего произведения;

- оценка выразительности детского исполнения взрослым и самими детьми;

- заключительная беседа и оценка исполнения выученного произведения.

4.

Проверка выученного репертуара и качества усвоения знаний, навыков и умений.

- систематическое наблюдение за каждым участником в процессе коллективного действия;

- индивидуальный опрос в ходе разучивания;

- выборочная проверка усвоенных знаний и навыков за определенный учебный период (месяц, квартал);

- исполнение выученных произведений на праздниках, развлечениях, наблюдение за самостоятельной деятельностью детей с целью выявления их интересов и правильности приобретенных ими способов творческих действий.

Схема задач развития музыкальных способностей и методов обучения.

Задачи развития музыкальных способностей

Методы обучения

1.

Развитие эмоционального отклика на музыку.

- выразительное исполнение произведений различного жанра и тематики;

- сопоставление музыкальных произведений с произведениями литературы и изобразительного искусства;

- образные характеристики музыкальных произведений.

2.

Развитие музыкально – сенсорных способностей.

- объяснение и иллюстрация сенсорных свойств музыки  (звуковысотных, ритмический, тембровых и динамических), их графическое изображение;

- упражнения в различении этих свойств;

- применение сведений в процессе практических упражнений;

- самостоятельное использование музыкально – дидактических игр с сенсорными заданиями.

3.

Развитие ладо – мелодического слуха, чувства мелодических интонаций.

- упражнения в определении двух различных по высоте музыкальных звуков, движения мелодии (вверх-вниз);

- ознакомление с графическим изображением мелодической линии;

- систематическое исполнение певческих упражнений;

- пение без сопровождения после настройки в данной тональности.

4.

Развитие чувства ритма.

- упражнения в исполнении метроритмических заданий в процессе движения (игры, пляски);

- упражнения в определении различных ритмических рисунков;

- ознакомление с графическим изображением ритма (четверти и восьмые).

5.

Развитие музыкальной памяти.

- упражнения в последовательном чередовании пения вслух и про себя;

- упражнения в определении названий произведений по их фрагментам;

- упражнения в самостоятельном исполнении по слуху простейших мелодий на ДМИ.

6.

Развитие музыкального творчества.

- упражнения по приобретению навыков самостоятельных действий в пении, игре на ДМИ, движении;

- упражнения в самостоятельном придумывании вариантов игр, хороводов, танцев;

- обучение детей поисковым действиям в упражнениях по развитию сенсорных способностей;

- творческие задания как метод развития песенного, музыкально-игрового, танцевального творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приемы обучения. Характеристика наглядных и практических методов обучения.

   Прием обучения в отличие от метода направлен на решение более узкой задачи. Сочетание приемов образует метод обучения. Одни и те же приемы могут входит в раз...

Методы и методические приемы по развитию зрительного восприятия на занятиях тифлопедагога в детском саду для детей с нарушениями зрения

Методы и методические приемы по развитию зрительного восприятия на занятиях тифлопедагога в детском саду для детей с нарушениями зрения...

Учебно - методическое пособие для педагогов по теме:" Методические приемы обучения дошкольников технике оригами"

Мастер - класс для воспитателей районного уровня по теме: " Методические приемы обучения дошкольников технике оригами"Предоставленный материал: конспект мастер класса и презентация...

Методы, средства, технологии и приемы обучения воспитанников

Методы, средства, технологии и приемы обучения воспитанников...

Мастер - класс для педагогов ДОУ Тема: «Методические приемы обучения дошкольников нетрадиционным методам рисования пластилином (пластилинография)».

Один из самых увлекательных, интересных и любимых видов деятельности детей дошкольного возраста является лепка. Лепка - самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только трогает, берё...

«Методические приемы обучения дошкольников нетрадиционным методам рисования».

Нетрадиционные методы рисования представляют собой подходы к творческому процессу, отличные от традиционного использования карандашей и кисти.Эти методы могут включать использование необычных ма...