Методы обучения и методические приемы
методическая разработка по теме
Схема составления учебных заданий и методов обучения.
Схема задач развития музыкальных способностей и методов обучения.
Методические приемы в разных видах деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методические приемы в разных группах | 74 КБ |
Методы обучения и методические приемы | 20.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические приемы в разных видах деятельности в раннем возрасте.
№ | Вид музыкальной деятельности | Методические приемы |
1. | Слушание музыки | - выразительное исполнение произведений педагогом; - использование игрушек; - приемы, активизирующие восприятие: движения («птички полетели» - машут руками, «ладошки пляшут» - вращают кистями и т.д.); - приемы, построенные на занимательности (Н: малыши не видят дудочку, а лишь слышат её звучание и идут искать); - краткие пояснения, которые ориентируют детей в содержании песни. |
2. | Пение | - эмоциональная, выразительная певческая интонация, теплота, задушевность; - использование игрушек; - игровые приемы; - одобрение наиболее активных детей. |
3. | Музыкально – ритмические движения | - совместные действия; - управление движениями рук и ног малыша, давая ему возможность ощутить ему необходимую ритмичность; - эмоциональный показ движений; - короткие указания; - игровые приемы, использование игрушек; - игровые действия с предметами (машут флажками, звенят погремушками, машут платочком); |
Методические приемы в разных видах деятельности детей младшего дошкольного возраста.
№ | Вид музыкальной деятельности | Методические приемы |
1. | Слушание музыки | - выразительное, эмоциональное исполнение произведений педагогом; - использование игрушек; - приемы, активизирующие восприятие: движения («птички полетели» - машут руками, «ладошки пляшут» - вращают кистями и т.д.); - приемы, построенные на занимательности (Н: малыши не видят дудочку, а лишь слышат её звучание и идут искать); - краткие пояснения, которые ориентируют детей в содержании песни; - применение различных наглядных приемов, привлекающие ребенка к музыке; - персонажи кукольного театра, с помощью которых инсценируется содержание того или иного произведения; - эмоциональный тон (теплота и задушевность интонаций голоса педагога); - узнавание песни; - проигрывание отдельных фрагментов, в частности изобразительные моменты (подражание игре на барабане, чириканье воробья); - применение игровых приемов (Н: под плясовую – весело хлопают, изображая лошадку – цокают языком, постукивают пальцами по коленям, показывают, как сильно идет дождь); - музыкально-дидактические игры (сопоставить свойства музыкального звука). |
2. | Пение | - эмоциональное, выразительное исполнение песни педагогом; - использование игрушек, картинок, которые помогают детям понять содержание песен; - игровые приемы; - одобрение наиболее активных детей; - обучающие приемы (выразительно пропевать долгие звуки, проигрывание на инструменте только мелодии при исполнении педагогом); - исполнение группой детей; - пропевание трудноисполнимого интервала на какой-нибудь слог. |
3. | Музыкально – ритмические движения | - выразительный, правильный показ педагогом; - эмоциональный тон педагога; - многократное и последовательное повторение трудных движений; - исполнение, показ пляски хорошо танцующих детей; - образные пояснения, использование соответствующей игрушки; - словесные указания (начинать и заканчивать движения вместе); словесные сравнения: «У детей вот какие мягкие ручки». - разучивание движений по частям; - одобрение взрослым; - упражнения на освоение какого- либо двигательного элемента. |
Методические приемы в разных видах деятельности в средней группе.
№ | Вид музыкальной деятельности | Методические приемы |
1. | Слушание музыки | - выразительное исполнение педагогом; - краткие пояснения; - применение различных наглядных приемов; - показ иллюстраций; - вычленение отдельных эпизодов из пьес, песен, ярко раскрывающих музыкальный образ; - применение игровых приемов, музыкальных загадок, игрушек; - узнавание по мелодии; - самостоятельные движения ребенка с игрушкой; - музыкально-дидактические игры. |
2. | Пение | - упражнения с каким-либо трудным мелодическим оборотом; - небольшая группа детей, поочередно исполняют в песне каждую музыкальную фразу; - вся группа поет припев, а солисты – запев; - показ правильного исполнения педагогом; - использование образных сравнений: « Споем протяжно, тянем мелодию, как ниточку»; - исполнение мелодии без слов на слоги, оканчивающиеся гласными (ля, лё, ли); - небольшие попевки, состоящие из 2-3 звуков, исполняются на всевозможные удобные слоговые сочетания(ду-ду-ду, да-да-да, ля-ля-ля, ку-ку, ау-ау) на различных ступенях звукоряда, постепенно расширяя певческий диапазон; - пение без сопровождения; - образные задания, требующие различения звуков по высоте. |
3. | Музыкально – ритмические движения | - выразительное исполнение музыки и движений педагогом; - ясные, краткие пояснения; - задания самостоятельных поисковых движений; - игровые ситуации; - использование стихов; - проигрывание музыки – показывание движений; - дополнительные предварительные упражнения; - словесные указания; - одобрение взрослым.
|
Методические приемы в разных видах деятельности в старшей группе.
№ | Вид музыкальной деятельности | Методические приемы |
1. | Слушание музыки | - выразительное исполнение педагогом; - краткие пояснения; - практически действия (маршируют на месте, прохлопывают ритм танцевальной музыки); - применение различных наглядных средств; - показ иллюстраций; - применение наглядно-зрительного приема ( три карточки с разными изображениями: марш-танец-колыбельная); - вычленение отдельных эпизодов из пьес, песен, ярко раскрывающих музыкальный образ; - применение игровых приемов, музыкальных загадок, игрушек; - узнавание по мелодии; - самостоятельные движения ребенка с игрушкой; - музыкально-дидактические игры (высота звука, тембр, ритм, динамика). |
2. | Пение | - упражнения для распевания, построенные на отдельных звуках: «ку-ку» (малая терция), «лё-лё» (прима); - упражнение «музыкальное эхо» (ребенок воспроизводит заданный звук); - упражнения в трудном мелодическом ходе песни, в исполнении динамических или темповых оттенков; - метод сравнения: исполняются одинаковые муз.фразы, имеющие разные окончания; - беседа о содержании песни, о характере её звучания. |
3. | Музыкально – ритмические движения | Приемы обучения в средней группе + - точное и выразительное исполнение музыки; - точный, выразительный, правильный показ движений; - лаконичные, образные пояснения; - использование литературного текста; - раскрытие музыкально-поэтического образа, рассказ о его действиях; - показ, объяснение построения, формы произведения; - дополнительные упражнения в усвоении и совершенствовании незнакомых танцевальных элементов, перестроений; - словесные указания; - одобрение взрослым. |
Методические приемы в разных видах деятельности в подготовительной группе.
№ | Вид музыкальной деятельности | Методические приемы |
1. | Слушание музыки | - выразительное исполнение педагогом; - краткие словесные пояснения; - использование поэтических цитат; - применение различных наглядных приемов; - показ иллюстраций; - вычленение отдельных эпизодов из пьес, песен, ярко раскрывающих музыкальный образ; - задания, активизирующие детское восприятие (различение отдельных частей в песне, пьесе – вступления, заключения, музыкальной фразы); - применение игровых приемов, музыкальных загадок, игрушек; - узнавание по мелодии или фортепианному сопровождению; - использование грамзаписи (оркестровое звучание); - практические действия детей (движения, напевания, действия с карточками); - использование различных условных обозначений (картинки, пособия); - музыкально-дидактические игры. |
2. | Пение | - собственный показ педагога или хорошо поющего ребенка; - пение на гласные и слоги («ля-лё»), с полузакрытым ртом; - распевание на слоги «динь-динь»; - приемы развития дикции (произнесения шепотом, в ритме песни, выразительное прочтение текста без музыки); - «настроиться» перед началом пения: педагог поет (тянет) первый звук, и дети его повторяют; - «задерживаться» на отдельном (чаще последнем звуке песни) звуке мелодии по указанию педагога и прислушаться как он звучит; - исполнение попевок в различных тональностях; - пояснения о направлении движения мелодии, о более высоких и низких звуках; - исполнение несколько раз трудных интервалов в песне; - использование показа, изображение условных знаков (птичка сидит высоко – поет выше, сидит низко – поет ниже); - использование движения руки (элементы дирижирования), показывающее, как петь выше или ниже; - пение а капелла; - разучивание некоторых песен без инструмента (с голоса педагога); - «настроить» на пение без музыкального инструмента, проиграв муз.вступление ; - словесные указания; - зрительная и моторная наглядность: выражение лица педагога, веселая улыбка или серьезное выражение). |
3. | Музыкально - ритмические движения | Приемы обучения в старшей группе + - последовательность исполнения музыки и рассказ о содержании игры, хоровода; - предварительное прослушивание музыки, пояснение и показ отдельных сложных элементов по частям; - анализ игр; - индивидуальное вступление по фразам; - тренировка; - лаконичное напоминание о предстоящем изменении движения; - упражнения для усвоения более сложных движений, выразительного исполнения; - индивидуальные задания; - показ, точные инструкции; - творческие задания. |
4. | Игра на детских музыкальных инструментах | - выразительное исполнение произведения (на различных инструментах) педагогом; - показ приемов, способов звукоизвлечения; - игра «рука в руке»; - словесные пояснения; - самостоятельное «обследование» инструмента детьми, нахождение способов игры на нем; - творческие задания (побуждают к самоучению); - нахождение аналогии с каким – либо явлением природы (металлофон, треугольник – капельки дождя, барабан – гром гремит и т.д.) в ознакомлении детей с выразительными возможностями каждого инструмента; - совместные действия (чувство ансамбля); - ритмические «оркестры» (хлопают в ладоши, топают ногой, постукивают палочками и т.д.); - ритмически приговорки, речитативы; - музыкальные загадки (угадать, кого позвали – Таню или Андрюшу); - отсчет пластинки при игре на металлофоне; - музыкально - дидактические игры; - оценка исполнения знакомой мелодии, импровизации товарищем, или свое собственное исполнение; - выбор из числа предложенных музыкальный инструмент, изображающий (Н.: пение птиц, шелест листьев, завывание ветра и т.д.); - подбор подходящих по тембру музыкальных инструментов. |
Предварительный просмотр:
Методы обучения и методические приемы.
Схема сопоставления учебных заданий и методов обучений.
№ | Учебные задания | Методы обучения |
1. | Первоначальное ознакомление с музыкальным произведением в процессе слушания музыки, пения, музыкально – ритмического движения. | - выразительное исполнение взрослым; - пояснение содержания характера произведения, сведения о музыке; - беседа с детьми; - применение наглядных художественных средств. |
2. | Последовательное разучивание песен, хороводов, плясок, танцев, упражнений и усвоение знаний, навыков, умений. | - показ взрослым приемов исполнения песен, танцев; - пояснения и указания детям во время их исполнения; - упражнения детей в усвоении навыков (индивидуальные, групповые). |
3. | Закрепление знаний, умений, навыков; отработка выразительности исполнения песен, танцев, игр. | - неоднократные повторения отдельных «трудных» мест и всего произведения; - оценка выразительности детского исполнения взрослым и самими детьми; - заключительная беседа и оценка исполнения выученного произведения. |
4. | Проверка выученного репертуара и качества усвоения знаний, навыков и умений. | - систематическое наблюдение за каждым участником в процессе коллективного действия; - индивидуальный опрос в ходе разучивания; - выборочная проверка усвоенных знаний и навыков за определенный учебный период (месяц, квартал); - исполнение выученных произведений на праздниках, развлечениях, наблюдение за самостоятельной деятельностью детей с целью выявления их интересов и правильности приобретенных ими способов творческих действий. |
Схема задач развития музыкальных способностей и методов обучения.
№ | Задачи развития музыкальных способностей | Методы обучения |
1. | Развитие эмоционального отклика на музыку. | - выразительное исполнение произведений различного жанра и тематики; - сопоставление музыкальных произведений с произведениями литературы и изобразительного искусства; - образные характеристики музыкальных произведений. |
2. | Развитие музыкально – сенсорных способностей. | - объяснение и иллюстрация сенсорных свойств музыки (звуковысотных, ритмический, тембровых и динамических), их графическое изображение; - упражнения в различении этих свойств; - применение сведений в процессе практических упражнений; - самостоятельное использование музыкально – дидактических игр с сенсорными заданиями. |
3. | Развитие ладо – мелодического слуха, чувства мелодических интонаций. | - упражнения в определении двух различных по высоте музыкальных звуков, движения мелодии (вверх-вниз); - ознакомление с графическим изображением мелодической линии; - систематическое исполнение певческих упражнений; - пение без сопровождения после настройки в данной тональности. |
4. | Развитие чувства ритма. | - упражнения в исполнении метроритмических заданий в процессе движения (игры, пляски); - упражнения в определении различных ритмических рисунков; - ознакомление с графическим изображением ритма (четверти и восьмые). |
5. | Развитие музыкальной памяти. | - упражнения в последовательном чередовании пения вслух и про себя; - упражнения в определении названий произведений по их фрагментам; - упражнения в самостоятельном исполнении по слуху простейших мелодий на ДМИ. |
6. | Развитие музыкального творчества. | - упражнения по приобретению навыков самостоятельных действий в пении, игре на ДМИ, движении; - упражнения в самостоятельном придумывании вариантов игр, хороводов, танцев; - обучение детей поисковым действиям в упражнениях по развитию сенсорных способностей; - творческие задания как метод развития песенного, музыкально-игрового, танцевального творчества. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы и приемы обучения. Характеристика наглядных и практических методов обучения.
Прием обучения в отличие от метода направлен на решение более узкой задачи. Сочетание приемов образует метод обучения. Одни и те же приемы могут входит в раз...
Методы и методические приемы по развитию зрительного восприятия на занятиях тифлопедагога в детском саду для детей с нарушениями зрения
Методы и методические приемы по развитию зрительного восприятия на занятиях тифлопедагога в детском саду для детей с нарушениями зрения...
Учебно - методическое пособие для педагогов по теме:" Методические приемы обучения дошкольников технике оригами"
Мастер - класс для воспитателей районного уровня по теме: " Методические приемы обучения дошкольников технике оригами"Предоставленный материал: конспект мастер класса и презентация...
активные методы обучения в методической работе ДОУ как средство повышения интереса, творческой активности педагогов и важное условие повышения качества педагогического процесса
В статье представлен опыт работы с педагогами по применению активных методов методичесой работы...
Методы, средства, технологии и приемы обучения воспитанников
Методы, средства, технологии и приемы обучения воспитанников...
Мастер - класс для педагогов ДОУ Тема: «Методические приемы обучения дошкольников нетрадиционным методам рисования пластилином (пластилинография)».
Один из самых увлекательных, интересных и любимых видов деятельности детей дошкольного возраста является лепка. Лепка - самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только трогает, берё...
«Методические приемы обучения дошкольников нетрадиционным методам рисования».
Нетрадиционные методы рисования представляют собой подходы к творческому процессу, отличные от традиционного использования карандашей и кисти.Эти методы могут включать использование необычных ма...
- Мне нравится (2)