Тайны старого сундука
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Игровое занятие по знакомству с русской,традиционной народной одеждой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tayny_starogo_sunduka_17_noyabrya.docx | 22.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровое занятие по знакомству с русским народным костюмом «Тайны старого сундука»
Цель: знакомство с русской народной одеждой.
Задачи:
- формировать знания о русской народной одежде, её роль в жизни человека;
- показать прием украшения одежды;
- развивать творческую активность;
- воспитать уважение к русской народной культуре.
- обогащать словарный запас детей за счёт названий одежды, а так же малых форм устного народного творчества
Оборудование: музейные экспонаты: русский народный костюм женский и мужской, сундук с одеждой - рубаха, кушаки ,сарафан, украшение, фартук, головной убор, балалайка, фотографии.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, красны девицы и добры молодцы! Как вы думаете, что означало слово «красный» в старину? (красивый).
2. Сообщение темы и цели занятия.
- А что делает людей красивыми? (одежда, дела, труд, душа).
- Правильно. Не зря люди придумали пословицу «По одёжке встречают, по уму провожают». Посмотрите друг на друга, какие вы все нарядные, красивые, а какие вы умные мы узнаем в конце занятия. И говорить мы будем с вами сегодня о русской народной одежде.
3. Основная часть.
-А занятие у нас с вами не простое будет - у нас сегодня праздник «Кузьминки», и мы собрались, чтобы нарядить на гулянье нашу подружку Алину, и для этого нам пригодиться «старинный сундук», где находится одежда, которая хранит тайну русского народа. Сундук этот дарила матушка своей дочери. Дарила и слова такие говорила: «Вот тебе, дочка, сундук, мне его моя матушка, бабушка твоя оставила. Береги его – он полон добра. Я сберегла и теперь тебе наказываю – береги!».
В сундуке люди хранили свою одежду.
- А знаете ли вы, что такое одежда? (отв.)
-Для чего она предназначена? (отв.)
Одежда служила для защиты человеческого тела: она оберегала человека от дурного глаза, нечистой силы, болезни, холода. По одежде можно было определить пол человека, возраст, семейное положение, национальность, местность, в которой проживает человек.
- Какой бывает одежда? (отв.)
Одежда бывает повседневная и праздничная. Повседневную одежду носили в будни, каждый день. Праздничную одежду носили только в праздники.
- А всегда ли ходили в такой, как у нас, одежде? (отв.)
Давным- давно бабушки наших бабушек ходили в другой одежде. Долгими зимними вечерами при свете лучины шили они себе одежду, украшали её вышивкой, лентами, бисером. Когда они были молодыми девушками, в праздник доставали из сундука свой праздничный наряд собирались на вечерки, пели песни, плясали, водили хороводы.
- Вот и мы будем одевать на праздник нашу с вами подругу, одевать и внимательно рассматривать, как же украшали одежду русские мастерицы, и воспользуемся для этого нашим сундуком.
- Изготовлением одежды испокон веков занимались крестьянки, в её изготовление они вкладывали весь свой талант, желание её сделать удобной и красивой.
- Самым главным в одежде крестьянки была рубаха. Я из сундука достаю рубаху, которую мы наденем на Алину.
-Ребята, а из чего сшита наша рубаха? (из льна).
-Обратите внимание- женская рубаха отличается от мужской длиной. Женская рубаха длиннее, чем мужская. (показ.на маникене).
-Как вы думаете, какую важную роль играла рубаха в жизни человека? (отв.)
Рубаха была неразлучная с телом человека (а надевалась она прямо на голое тело), рубаха в глазах наших предков обладала колдовской силой. Свою рубаху нельзя было продавать: это значило продать свое счастье, свою удачу: «Своя рубаха ближе к телу». При помощи колдовства над рубахой можно было «навести порчу» на её владелицу. А чтобы этого не случилось, крестьянки оберегали рубаху: покрывали её вышивкой с оберегом, узорным ткачеством, блестками, вставками и другим материалом. (показ.)
- А какие места у рубахи украшали мастерицы? (отв.)
Ворот, подол и рукава. И это не случайно, ведь ворот находился рядом с лицом и шеей, рукава оставляли открытыми кисти рук, подол оканчивался у открытых ступней ног. А эти части тела человека были особенно незащищены, и вот оберегали их с помощью колдовской силы, которую женщины вкладывали в вышивку. Если у женской рубахи подол украшен вышивкой, то в такой рубахе могли без сарафана ходить, т.е.выполняла роль- женского легкого платья.
- А какой основной главный цвет использовали мастерицы, украшая одежду вышивкой? (красный цвет). А почему именно красного цвета? (защита).
Педагог заглядывает в сундук и достает кушак.
- Рубаха обязательно подпоясывалась поясом. Он был либо плетеным, либо тканым. Праздничные пояса богато орнаментировались. Подпоясываем нашу Алину. Обратите внимание, что рубаха обязательно подпоясывалась с напуском, который назывался «пазуха» (пространство между грудью и прилегающей одеждой). Женские пояса, которые были обычно гораздо длиннее мужского, обертывались несколько раз вокруг талии. Пояс еще использовали вместо кармана, и пояс защищал и оберегал человека. Также раньше считалось ходить без пояса грешно.
Педагог заглядывает в сундук и достает из него фартук.
-В костюме девочек и девушек единственным дополнением к рубахе был фартук, или «занавеска». Он оберегал живот. Для женщины живот был основой жизни, символом продолжения рода.
- Одной из важнейших составных частей костюма является головной убор. По головному убору можно определить замужем девушка или нет. Если голова у девушки не прикрыта, значит, девушка не замужем, и наоборот. Достаем из сундука налобную повязку, которой мы украсим голову нашей Алины.
- Посмотрим, что далее находится в нашем сундуке. Вы, наверно, уже догадались, что это такое? (отв.). Сарафан - это второй основной элемент женского русского костюма. Сарафан- это безрукавное платье, надеваемое поверх рубахи. Украшали вышивкой, лентами, тесьмой. Сарафаны были разные по крою (демонстрация костюмов): косоклинный сарафан – у него был разрез впереди, вдоль которого расположен ряд пуговиц и петель, разрез зашит, петли и пуговицы только имитируют застежку, по бокам вшивались клинья, отсюда название- «клиник»; прямой или круглый сарафан- шили его из куска ткани, соединяли швом, с одной стороны делали сборку, обрабатывали край и пришивали плечевые полоски. Сарафан, так же, как и рубаха, подпоясывалась поясом или лентами.
Праздничные сарафаны и рубахи высоко ценились, их тщательно берегли, передавали по наследству из поколения в поколение и надевали по самым большим праздникам несколько раз в год.
Демонстрация мужской одежды.
-Давайте, обратим внимание и на мужской костюм. Он был менее затейлив. Его основой была рубаха-косоворотка.
-Как вы думаете, почему она так называлась? (косой ворот).
- Какое место на рубахе больше всего украшалось? (грудь).
Считалось, что вышивка на груди защищает сердце. Мужские штаны- порты-завязывались на шнурке вокруг талии. Крой этих штанов намного отличался от кроя современных штанов. Чем? ( вставка в середине штанов). Такие штаны не сковывали движений. Мужской пояс выполнял ту же роль, что и женский, но мужчины могли за пояс положить топор или другой инструмент.
-А что же мы еще не надели на нашу подружку, провожая её на праздник? (педагог заглядывает в сундук и достает из него шкатулку). Украшения и бусы, во все времена девушки любили украшения. Вот она у нас почти готова, чтобы отправиться на праздник.
пора наш сундук закрывать, вернётся Алина с праздника и аккуратно уберёт одежду в старый сундучок. Одежду на Руси не разбрасывали, потому что сложно давалась она людям, об этом мы расскажем в нашей песне и проводим Алину весёлым хороводом.
Хоровод «Лён зеленой»
4. Итог занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по развитию речи в старшей группе "Тайны старого сундука"
В занятии используются технологии Шулешко , мнемо-таблицы для лучшего запоминания стихов и рассказов....
Исследовательский проект "Тайна бабушкиного сундука"
В работе описан материал для организации исследовательской работы с дошкольниками....
Конспект занятия по экологии "Загадки старого сундука"
Конспект занятия...
Кукольный спектакль "В Старом сундуке"
Сценарий кукольного спектакля...
ООД по ФЭМП "Тайна волшебного сундука"
Конспект ООД с детьми подготовительной группы "Тайна волшебного сундука" с использованием аторского математического бизиборда....
Слайды к занятию по ФЭМП "Тайна волшебного сундука"
Слайды к занятию по ФЭМП "Тайна волшебного сундука" с использованием бизиборда...
Сценарий развлечения "Тайна железного сундука"
Цель: Формировать интерес к коми народной культуре у детей дошкольного возраста посредством использования коми народных подвижных игр и героев коми легенд и сказаний.Задачи:1. Продолжать формировать п...