Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста
консультация на тему
Дошкольный возраст – первый этап в развитии экологической культуры человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_eklogicheskoy_kultury.docx | 29.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовила: воспитатель
высшей категории
Полежайкина Л.А.
МДОУ № 79
Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста .
Дошкольный возраст – первый этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе бережное отношение к природе, окружающему миру, которые проявляются во взаимодействиях ребёнка с природой.
Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание чувств эмпатии. Накопление знаний у детей дошкольного возраста – необходимое условие выработки эмоционально - нравственного и действенного отношения к окружающему миру.
Воспитание заботливого отношения к природной среде у детей закладывается в семье и продолжает формироваться в детском саду. Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и в непосредственной образовательной деятельности детей. В реализации задач большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголок природы, правильно оформленная и возделанная клумба, специальная площадка природы - естественный уголок с дикорастущими растениями, дающая возможность постоянного непосредственного общения с природой, уход за мини огородом, приобщение детей к посильному труду, организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами природы.
В формировании предпосылок экологического сознания учитываем индивидуальные особенности развития каждого ребёнка. Изучение материала осуществляется с опорой на основные принципы дидактики: от простого к сложному, т. е. по мере совершенствования знаний, умений и навыков, усложняется и содержание работы по ознакомлению дошкольников с растениями. Экологическое воспитание осуществляется не изолированно, а в тесной взаимосвязи с нравственным, эстетическим, трудовым воспитанием, безопасностью.
Особенность формирования предпосылок экологического сознания у детей дошкольного возраста в большей степени зависит от положительного примера поведения взрослых. Поэтому мы уделяем особое внимание работе с родителями. Сложно объяснить детям, что надо беречь природу, если родители этого не делают. Здесь необходимо достичь полного взаимопонимания. Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребёнка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. А разные требования, предъявляемые в детском саду и дома, могут вызвать у них растерянность, обиду или даже агрессию, но то, что можно дома, не обязательно должно быть разрешено в детском саду и наоборот. Нужно выделить основное, что потребует совместных усилий от нас как педагогов и родителей. Полученные результаты необходимо рассмотреть, обсудить и принять совместное решение относительно перечня жизненно важных правил и запретов.
Воспитывать в детях положительное отношение к природе возможно тогда, когда сами родители обладают экологической культурой. Заметное влияние на воспитание ребёнка оказывает уклад, уровень, качество и стиль жизни семьи. Дети очень восприимчивы к тому, что видят вокруг себя. Родители должны осознать это. Именно поэтому, прежде чем начать работу с детьми по экологическому воспитанию мы провели предварительную работу с родителями.
Работа с родителями осуществляется в различных формах: родительские собрания, КНВ, викторины, диспуты, и т. д. Для привлечения родителей к совместной деятельности и стимулирования их активного участия в ней, проводится информационная пропаганда с целью:
а) ознакомление родителей с работой по экологическому воспитанию в ДОУ (дни открытых дверей, специальные экспозиции, информация на сайте детского сада и т. д.)
б) ознакомление родителей с результатами обучения детей (открытые занятия, различные общие мероприятия, выставки поделок из природного материала, фотовыставки, экологическая газета и т. д.) .
Воспитание у детей любви к природе, способности воспринимать её красоту - одна из важных задач. В этой работе его первыми помощниками должны стать родители.
В дошкольном возрасте у ребёнка бурно развивается воображение, которое особенно ярко обнаруживается в игре и при восприятии художественных произведений. Начало этому должно быть положено в семье. Интерес к книге возникает задолго до начала посещения детского сада и развивается очень легко. Многое зависит тот того, какой будет первая книга. Специфика детской литературы даёт возможность формировать на основе содержания художественных произведений любовь к природе. Детям нравятся произведения таких авторов как Чаплиной, Чарушина, Бианки, Пришвина и д. р.
Перспективный план по ознакомлению детей с растениями был составлен с опорой на опыт следующих авторов: С. Н. Николаевой, Л. Л. Тимофеевой, В. Н Волчковой, Л. Г. Горьковой, В. Н. Черняковой.
Формы и методы работы с детьми используется самые разнообразные: экскурсии, наблюдения, рассматривание картин, беседы познавательного характера, разнообразные сюжетно-ролевые, дидактические и развивающие игры, игровые упражнения, эксперименты и опыты, задачи экологической направленности, развлечения
Главное в формировании предпосылок экологического сознания у дошкольников - личная заинтересованность педагога, его умение пробудить у детей и родителей желание беречь, охранять, и любить родную природу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста
Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста. В настоящее время вопрос экологического воспитания дошкольников –важный, интересный и актуальный.Я глубоко убеждена в ...
Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста.
В настоящее время вопрос экологического воспитания дошкольников –важный, интересный и актуальный.Я глубоко убеждена в том, что ребенку необходимо с ранних лет внушать, чтолюбить при...
Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста
Правительство города МосквыДепартамент образования города МосквыПедагогический колледж № 15 Жукова Татьяна Николаевнастудентка группы З-402 Воспитание экологиче...
ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ МБДОУ д/с-к/в № 7 г. КРОПОТКИН ЖУЧКОВОЙ В.С. ПО ТЕМЕ "ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ МБДОУ д/с-к/в № 7 г. КРОПОТКИН ЖУЧКОВОЙ В.С. ПО ТЕМЕ "ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"...
Система педагогической работы "Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста"
Пять лет я работала по этой теме. Предлагаю конечный продукт....
Мастер-класс по экологическому воспитанию Тема: «Экологическая игрушка – «Травянчик», как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»
Тема мастер-класса: «Экологическая игрушка - Травянчик, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»Цель мастер - класса: распространение и передача...
Мастер-класс по экологическому воспитанию на тему: «Экологическая игрушка, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»
laquo;Не природе нужна наша защита.Это нам необходимо её покровительство:чистый воздух, чтобы дышать,кристальная вода, чтобы пить,вся природа, чтобы жить».Реймерс Николай Фёдорович (1931-1993) ...