Проект
проект на тему

Фомина Инна Николаевна

Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 65 «Калинка»

г.Волжского Волгоградской области»

(МДОУ д/с № 65)

ПРОЕКТ

«Использование элементов сказкотерапии

в коррекционно-развивающей работе

с детьми дошкольного возраста с ОВЗ»

2016

Оглавление

  1. Общие сведения об участниках проекта и их функции  …………….…..……….3
  2. Паспорт проекта      ……………………………………………………………….. .5
  3. Актуальность проекта  ……………………………………………………………..6                        
  4. Цели и задачи проекта ……………………………………………………………   9
  5. Основные методы, формы и направления работы в рамках проекта  …………. 9
  6. Взаимодействие в рамках проекта    ……………………………………………   10
  7. Ожидаемые результаты  …………………………………………………………   12
  8. Срок и этапы реализации проекта ………………………………………………   13
  9. Критерии оценки результатов проекта …………………………………………   18
  10.  Механизм оценки результатов проекта  ………………………………………    18
  11.  Эффективность проекта  …………………………………………………………19
  12.  Перспектива дальнейшего развития проекта …………………………………   20
  13.  Список литературы ………………………………………………………………21

  1. Общие сведения об участниках проекта и их функции

Общие сведения об организации:

Юридическое

наименование

учреждения  

муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 65 «Калинка»

г.Волжского Волгоградской области

(МДОУ д/с № 65)

учредитель

Администрация городского округа-город Волжский Волгоградской области

юридический адрес

404120, Россия, Волгоградская область, г.Волжский, пр-т им. Ленина, д.125

фактический адрес

404120, Россия, Волгоградская область, г.Волжский, пр-т им. Ленина, д.125

Ф.И.О. руководителя

Юдина Мария Андреевна

телефон

8(8443)27-27-22

e-mail

kalinka-65@mail.ru

Официальный сайт МДОУ

http://kalinka.edu.ru/

Дополнительные сведения о дошкольном образовательном учреждении:

Образовательная деятельность в МДОУ д/с № 65 осуществляется на основании лицензии на осуществление образовательной деятельности серия 34 ЛО 1 № 0001398, выданной Министерством образования и науки Волгоградской области 15.08.2016г. № 584.

Медицинская деятельность в МДОУ д/с № 65 осуществляется на основании лицензии на осуществление медицинской деятельности  № ЛО-34-01-003094, выданной Министерством здравоохранения Волгоградской области 10.08.2016г.

Сведения о непосредственных участниках проекта и их функции:

п/п

Ф.И.О, участника проекта

Образование,

должность,

категория

Функции участника в проекте

1

Шилова Наталья Тимофеевна

8-905-337-25-74

Высшее педагогическое,

учитель-дефектолог

МДОУ д/с № 65

I квалификационная категория

Проводит диагностику, изучает в динамике уровень познавательного и речевого развития детей, а также результаты коррекционного воздействия, консультирует участников  проекта в рамках осуществляемой деятельности.

2

Полетаева Светлана Александровна

8-905-064-93-79

Высшее педагогическое,

педагог-психолог

МДОУ д/с № 65

без категории

Проводит диагностику, изучает в динамике уровень развития эмоционально-волевой сферы у детей, а также результаты коррекционного воздействия, консультирует участников  проекта в рамках осуществляемой деятельности.

3

Фомина Инна Николаевна

8-906-166-63-47

Высшее педагогическое,

воспитатель

МДОУ д/с № 65

I квалификационная категория

Проводит диагностику, изучает в динамике уровень развития продуктивной деятельности у детей, а также результаты коррекционного воздействия, консультирует участников  проекта в рамках осуществляемой деятельности.

4

Лепёхина Ольга Николаевна8-960-880-81-93

Высшее педагогическое,

воспитатель

МДОУ д/с № 65

I квалификационная категория

Проводит диагностику, изучает в динамике уровень развития продуктивной деятельности у детей, а также результаты коррекционного воздействия, консультирует участников  проекта в рамках осуществляемой деятельности.

5

Родители воспитанников

Являются вовлечёнными в образовательную деятельность, заинтересованными в успехах своих детей, активно сотрудничают с педагогами ДОУ.

  1. Паспорт проекта

Наименование проекта

«Использование элементов сказкотерапии

в коррекционно-развивающей работе

с детьми дошкольного возраста с ОВЗ»

Исполнители проекта

Н.Т.Шилова, учитель-дефектолог,

С.А. Полетаева, педагог-психолог,

И.Н.Фомина, воспитатель группы компенсирующей направленности,

О.Н.Лепёхина, воспитатель группы компенсирующей направленности.

Название

образовательного

учреждения

муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 65 «Калинка»

г.Волжского Волгоградской области

(МДОУ д/с № 65)

Вид проекта

Исследовательско-творческий, игровой, долгосрочный. Проект рассчитан на детей с ОВЗ (4-7 лет).

Срок реализации проекта

Долгосрочный – 4 месяца

(февраль, март, апрель, май 2016 г.).

Цель проекта

Развитие познавательной, эмоциональной сферы, речевых, коммуникативных, двигательных умений и навыков у детей с ОВЗ  через театрально-игровую деятельность.

Задачи проекта

  1. Создание благоприятных условий для развития детей с  учётом возрастных, индивидуальных и психофизических особенностей.
  2. Формировать навыки речевого общения. Расширять

     словарный запас у детей, развивать связную речь.

  1. Развитие познавательной активности, а также психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления.
  2. Развитие эмоциональной сферы у детей. Учить понимать эмоциональные состояния сказочных персонажей и осуществлять перенос знаний об эмоциональных состояниях на конкретные образы.
  3. Развитие детского творчества в различных видах деятельности.
  4. Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей. Стабилизация эмоционального состояния детей (снятие психического и физического напряжения, снижение тревожности, страха, агрессии), создание положительного эмоционального настроя. 

Заинтересованные стороны

Дети с ОВЗ дошкольного возраста,

родители (законные представители),  педагоги ДОУ.

Участники проекта

Воспитанники групп  компенсирующей направленности для детей с умственной отсталостью лёгкой и умеренной степени МДОУ д/с № 65 (возраст 4-7 лет), педагоги МДОУ д/с № 65 (учитель-дефектолог, педагог-психолог, воспитатели группы компенсирующей направленности), родители воспитанников.

Нормативно-правовое

обеспечение проекта

  1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального образовательного стандарта дошкольного образования».
  3. Конвенция ООН о правах ребёнка.
  4. Декларация прав ребёнка.

Основные направления

реализации проекта

  1. Создание развивающей предметно-пространственной среды для детей с ОВЗ.
  2. Создание условий для развития познавательной, речевой и эмоционально-волевой сферы, а также для развития продуктивных видов деятельности.
  3. Создание условий для развития коммуникативности, успешности, инициативы и творческих способностей детей с ОВЗ на основе сотрудничества со   взрослыми и сверстниками.              

Этапы:

  1.     Подготовительный  этап

         (разработка проекта)  с 01.02.16 по 08.02.16

  1.     Организационный этап  

          (сбор и анализ информации, подготовка к реализации      

         проекта)  с 09.02.16 по 23.02.16

  1. Основной этап

          (реализация проекта) с 24.02.16 по 29.04.16

  1. Заключительный   этап (подведение итогов)

  с 10.05.2016 по 31.05.2016

3. Актуальность:

 С каждым годом количество детей с ограниченными возможностями здоровья становится все больше. Результаты исследований и практика свидетельствуют о том, что любой человек, имеющий дефект развития, может при соответствующих условиях стать полноценной личностью, развиваться духовно и быть полезным обществу.          

Дошкольный возраст является решающим этапом в создании фундамента физического и психического здоровья ребенка.  

Новые требования к качеству развивающей работы с детьми, определенные Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, полностью соответствуют идеологии инклюзии.

В соответствии с образовательным стандартом деятельность ДОУ направлена на предоставление образовательных услуг для детей с различными стартовыми возможностями.

Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, нуждающиеся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании. По классификации, предложенной В.А.Лапшиным и Б.П.Пузановым, к основным категориям  детей  с ОВЗ относятся:

  1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
  2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
  3. Дети с нарушением речи (логопаты);
  4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
  5. Дети с умственной отсталостью;
  6. Дети с задержкой психического развития;
  7. Дети с нарушением поведения и общения;
  8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

В дефектологии термин «умственная отсталость» обозначает стойко выраженное снижение познавательной деятельности ребенка, качественные изменения всей психики, всей личности в целом, возникающее на основе органического поражения центральной нервной системы.

           Характеристика умственно отсталых детей дошкольного возраста:

- отсутствие или значительное снижение интереса к окружающему;

- общая патологическая инертность;

- крикливость, раздражительность, расторможенность;

-  позднее формирование предпосылок к речи и предметным манипуляциям;

- недостаточная сформированность процесса восприятия;

- медленное усвоение нового материала, даже после многократного повторения;

 - замедленность запоминания;

- быстрота забывания;

- неточность воспроизведения;

- эпизодическая забывчивость;

- плохая переработка воспринимаемого материала.

-  нарушение концентрации внимания, трудности переключения внимания;

 - колебания психической активности;

-  быстрая психическая истощаемость и др.

    - расстройства речи (алалия, позднее появление речи, системное недоразвитие речи,

      дизартрия, эхолалия и др.)

- нарушена коммуникативная функция речи;

- незрелость эмоционально-волевой сферы;

- продуктивная деятельность у таких детей вне специально организованного    

 психолого-педагогического процесса отсутствует.

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья нуждается в особом подходе. Чтобы эффективно управлять формированием его личности необходимо использовать современные образовательные технологии, позволяющие безболезненно проводить процесс социализации.  Одной из таких технологий, несомненно, является сказкотерапия.

       «Сказкотерапия» - коррекционная здоровьесберегающая технология, посредством которой эффективно развиваются восприятие, внимание,  память, мышление, речь, эмоции, воля.

Это один из эффективных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, испытывающими познавательные, речевые, эмоциональные, физические и поведенческие трудности. Сказкотерапия  - один из самых универсальных и доступных способов для детского восприятия. Метод сказкотерапии занимает одно из центральных мест в коррекционной работе с детьми группы компенсирующей направленности, поскольку данный вид деятельности обеспечивает комплексное воздействие на познавательную, коммуникативную и эмоциональную сферу ребенка.

Функции сказкотерапии:

Сказкотерапия выполняет несколько функций:

  • Коммуникативная – установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив.
  • Релаксационную – снятие эмоционального напряжения.
  • Воспитательную – психокоррекция проявления личности в игровых моделях жизненных ситуаций.
  •  Развивающая – развитие психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления).
  • Обучающая -  обогащение информацией об окружающем мире, позволяющая усвоению знаний без напряжения и специального заучивания.

Значение сказкотерапии в обучении детей с ОВЗ:

  • Расширение словарного запаса.
  • Усвоение лексико-грамматических категорий.
  • Активизация  выразительных средств общения (мимики, движений, жестов, интонации, силы голоса, темпа, ритма, речевого дыхания).
  • Развивается образная речь, умение правильно строить диалог.
  • Понимание эмоционального состояния героев сказок и своего собственного.
  • Повышается концентрация зрительного и слухового внимания.
  • Формируется произвольность, совершенствуются  волевые качества.
  •  Формирование двигательной активности (чередование состояний активности и пассивности),  развитие моторики и координации движений.
  • Повышается гибкость и подвижность нервных процессов.
  • Снятие физического и психического напряжения, увеличивается  работоспособность детей.
  • Воспитание интереса и любви к русскому народному творчеству.

Благодаря сказкотерапии  у детей расширяется словарный запас, быстрее усваиваются лексико-грамматические категории, развиваются  выразительные средства общения (мимика, движения, жесты, интонация, сила голоса, темп, ритм, речевое дыхание),  развивается образная речь, умение правильно строить диалог. На примере сказок дети учатся понимать эмоциональное состояние героев сказок и своего собственного. Повышается концентрация зрительного и слухового внимания, формируется произвольность, умение максимально сосредотачиваться и совершенствовать волевые качества. Происходит формирование двигательной активности (чередование состояний активности и пассивности), развивается моторика и координация движений, повышается гибкость и подвижность нервных процессов. Занятия со сказками снимают физическое и психическое напряжение, увеличивают работоспособность детей.

Поэтому актуальным становится создание и проведение коррекционно-развивающих занятий с использованием элементов сказкотерапии с детьми дошкольного возраста с ОВЗ.

Исходя из актуальности данной проблемы нами были определены основные принципы  коррекционно-развивающей работы  с детьми  с ОВЗ:

Принцип наглядности

Для повышения результативности обучения вся коррекционная работа строится с опорой на наглядность. Дополнительным является задействование различных анализаторов.

Принцип динамичности

Использование в коррекционно-развивающей работе различных видов деятельности.

Принцип доступности

Построение коррекционно-развивающей работы с учётом возрастных, индивидуальных, психофизических особенностей детей, подбор материала по принципу от простого к сложному, с постепенным усложнением заданий.

Принцип систематичности и последовательности

Построение коррекционно-развивающей работы в чёткой логической последовательности, с опорой на ранее полученные знания у детей, в поэтапной подаче материала в соответствии  с планом проектной деятельности.

Принцип развивающего обучения

Все элементы педагогического процесса направлены на всестороннее развитие и воспитание детей с ОВЗ.

Идея педагогического проекта:

Одним из ведущих видов деятельности ребёнка дошкольного возраста является  игра. Игра является необходимым и эффективным средством социализации ребенка, оказывает влияние на становление личности, ее качеств, свойств, характера; на усвоение детьми знаний, ценностей, норм поведения, отношений.

Использование игровых технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ позволит обеспечить положительную динамику в обучении и воспитании. 

Гипотеза проекта: предполагается, что формирование познавательной, эмоциональной сферы, а также развитие навыков продуктивной деятельности будет эффективным при условии организации в группе компенсирующей направленности комплексной коррекционно-развивающей работы с элементами сказкотерапии с детьми с ОВЗ.

4. Цели и задачи проекта:

Основная цель:  Развитие познавательной, эмоциональной  сферы, а также речевых, коммуникативных, двигательных умений и навыков у детей с ОВЗ  через театрально-игровую деятельность.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

1.Создание благоприятных условий развития детей с учётом их возрастных, индивидуальных и психофизических особенностей.

2. Формировать  у детей потребность в эмоциональном общении посредством сказки.

3. Формировать навыки речевого общения. Расширять словарный запас у детей,  

    развивать связную речь.

Коррекционно-развивающие:

 1. Развивать  навыки выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов (через пластику, мимику, речь). Развитие творческого воображения.

2. Развитие познавательной активности, а также психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления.

3. Развитие эмоциональной сферы у детей. Учить понимать эмоциональные состояния сказочных персонажей и осуществлять перенос знаний об эмоциональных состояниях на конкретные образы.

4. Развитие детского творчества в различных видах деятельности.

Коррекционно-воспитательные:

1.Воспитание интереса и любви к русскому народному творчеству.

2.Воспитание посредством героев сказок положительных качеств у детей: доброты, взаимопомощи, сопереживания, сочувствия.

5.Основные методы, формы и направления работы в рамках проекта.

В основу работы положен комплексно-тематический метод в сочетании с наглядными и игровыми приемами, что способствует поддержанию интереса и внимания, а также положительного эмоционального фона на занятии.

Методы и приёмы работы:

Методы

Приёмы

Наглядные методы

Показ иллюстраций, различных видов театров,  использование демонстрационного материала к занятиям, атрибутов к сказкам, шапочки-маски, показ готового образца в продуктивных видах деятельности.

Словесные

Чтение литературных произведений, беседа о прочитанном, вопросы к детям, театрализация сказок, инсценирование, драматизация сказок детьми, сказки с движениями, воздействие на работу различных видов анализаторов (зрительный, слуховой, тактильный).

Практические

Формы работы:

  • Фронтальная образовательная деятельность.
  • Подгрупповая образовательная деятельность.
  • Малоподгрупповая образовательная деятельность.
  • Индивидуальная образовательная деятельность.

Основные направления работы:

  • Чтение сказок и беседа о прочитанном.
  • Сказки с движениями, инсценирование, драматизация сказки.
  • Коррекционно - развивающие игры по сюжетам сказок.
  • Занятия по знакомству с основными эмоциями.
  • Продуктивно-творческая деятельность.

6. Взаимодействие в рамках проекта.

Участники проекта:

  • Дети  дошкольного возраста (от 4 до 7 лет) с умственной отсталостью лёгкой и умеренной степени
  • учитель-дефектолог
  • педагог-психолог
  • воспитатели группы компенсирующей направленности
  • родители воспитанников

Проект рассчитан на совместную деятельность детей, специалистов ДОУ (учителя-дефектолога и педагога-психолога),  воспитателей групп компенсирующей направленности, а также родителей воспитанников. 

Взаимодействие участников проекта

Воспитатель

Учитель-дефектолог

Педагог-психолог

Родители

  • Знакомство детей со сказкой:

чтение сказки,

рассматривание иллюстраций,

беседа по содержанию сказки

  • Продуктивно-творческая деятельность (рисунки, поделки, аппликация, лепка).

 

Повторение знакомой сказки:

  • показ настольного / кукольного театра  
  • Расширение словаря, развитие связной речи, работа над выразительностью речи;
  • инсценировка сказки;
  • формирование познавательной активности, развитие психических процессов.

  • Знакомство детей с различными эмоциональными состояниями и характерами героев, используя выразительные средства: мимику, жест, позу, движение.
  • Консультация – рекомендация на информационном стенде «Роль сказки в жизни ребенка»,
  • консультации «Сказка как тренинг жизненных умений»,

 «Эмоциональный мир дошкольника»,

  • круглый стол «Как помочь ребенку преодолеть негативные эмоции?»
  • Выставка детских рисунков «В мире сказок».


Связь проекта с Программой воспитания и обучения дошкольников:

Занятия по сказкотерапии проводились педагогами 4 раза в неделю:

 1. «В мире книги» (2 половина дня) - воспитатель  

 2. «Театрализованная игра» (1 половина дня) - учитель- дефектолог.

 3. «Знакомство с эмоциями» (1 половина дня) - педагог-психолог.

 4. «Продуктивная деятельность» (1 половина дня) - воспитатель.

        

Занятия проводились в соответствии с Программой  воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью под редакцией Гаврилушкиной О.П. и Санитарными нормами.

Работа с одной сказкой проводилась педагогами  4 раза в неделю:

1 занятие с воспитателем по разделу программы «В мире книги» с целью знакомства со сказкой,

1 занятие с учителем-дефектологом по театрализованной игре, развитию познавательной сферы,  

1 занятие  с педагогом-психологом с целью знакомства с эмоциональными состояниями сказочных персонажей,

1занятие  с воспитателем с целью закрепления материала и отражением его в продуктивно-творческой деятельности.

  1. Ожидаемые результаты от реализации проекта:

  • Активизация познавательного интереса, развитие устойчивости и концентрации внимания, увеличение объёма памяти.
  • Развитие речевой активности детей, расширение словарного запаса.
  • Развитие представлений об окружающем мире.
  • Умение распознавать эмоциональные состояния других детей, взрослых, героев сказок.
  • Умение принимать на себя роль и вести её до конца, строить ролевое поведение.
  •  Умение имитировать движения в пластике, голоса персонажей, «преображаться» в процессе театрализованных игр.
  •  Повышение интереса к художественному слову.
  • Побуждение к использованию сказочных сюжетов в самостоятельной игровой и творческой деятельности.

  1. Сроки и этапы реализации проекта:

Подготовительный этап

(разработка проекта)

с 01.02.16 по 08.02.16

  1. 1.Изучение психолого-педагогической литературы, интернет-ресурсов.
  2. 2.Подбор литературных произведений для детей.
  3. 3.Подбор диагностических методик для проведения мониторинга педагогами ДОУ.

Организационный этап

(сбор и анализ информации, подготовка к реализации проекта)

с 09.02.16 по 23.02.16

  1. 1.Проведение мониторинга по развитию познавательной, эмоциональной сферы и навыков продуктивных  видов деятельности детей группы компенсирующей направленности с умственной отсталостью.
  2. 2.Определение темы работы, постановка цели, подбор информации по проекту.
  3. 3.Составление плана работы.
  4. 4.Выбор необходимого материала для изготовления наглядного и дидактического материала по теме проекта (совместно со всеми участниками проекта – воспитателями, родителями и детьми).
  5. 5.Изготовление разных видов театров и атрибутов для проведения кукольных спектаклей.
  6. 6. Разработка и изготовление многофункционального пособия «Сундук сказок».
  7. 7.Разработка и изготовление развивающего игрового пособия «Путешествие по Стране Сказок».
  8. 8.Оформление папки – передвижки «Зачем ребенку кукольный театр? Живая кукла возможно ли это?»
  9. 9.Разработка буклетов для родителей: «Почитай мне сказку, мама, или с какими книгами лучше дружить дошколятам», «Эмоциональный мир дошкольника».

Основной    этап

 (реализация проекта)

с 24.02.16 по 29.04.16

1.Применение многофункциональных пособий в непосредственно-образовательной деятельности детей: чтении художественной литературы, познавательных беседах, составлении рассказов по серии сюжетных картинок к сказкам, в игре-драматизации.

2.Взаимодействие воспитателей, дефектолога и психолога с родителями: консультации «Сказка как тренинг жизненных умений», «Эмоциональный мир дошкольника», круглый стол «Как помочь ребенку преодолеть негативные эмоции?»

3.Взаимодействие специалистов детского сада с целью создания единого образовательного пространства для детей с ОВЗ.

Завершающий этап

 (подведение итогов)

с 10.05.16 по 31.05.16

1.Проведение итогового мероприятия по проектной деятельности – драматизация сказки «Теремок»

 Проведение мониторинга уровня познавательного развития детей, развития эмоциональной сферы и уровня развития навыков продуктивной деятельности.

2.Выставка детских работ «В мире сказок»

3.Анализ полученных результатов.

        План реализации проекта:

Месяц

Тема

Цель

Основные формы и направления педагогической деятельности

Февраль

01.02.16 -08.02.16

Предварительная работа по проекту.

Выявление уровня развития познавательной, речевой, эмоциональной сферы и навыков развития  продуктивной деятельности.

Мониторинг детей.

09.02.16-23.02.16

Выбор и приобретение необходимого материала для изготовления многофункциональных пособий.

Изготовление наглядного, дидактического материала (во взаимодействии с педагогами, родителями, детьми).

Февраль-Март

24.02.16- 07.03.16

(1-я неделя,

2-я неделя)

Сказка «Репка».

Сказка «Теремок».

Эмоциональное состояние – «радость».

Развивать сенсорно-перцептивную сферу, познавательную деятельность, психические процессы и  мелкую моторику.

Познакомить детей с эмоцией радости; учить передавать это эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; формировать положительные чувства и эмоции через улыбку; учить эмоционально воспринимать веселое настроение людей.

Чтение и театрализация сказок «Репка» и «Теремок» (воспитатель).

Драматизация сказок «Репка» и «Теремок» (дефектолог).

Коррекционно-развивающие игры: «Лабиринт», «Расскажи сказку по картинкам», «Найди отличия», разрезные картинки «Собери сказку», «Угадай по силуэту», пальчиковая гимнастика «Репка», «Теремок» (дефектолог).

Знакомство с эмоциональным состоянием – «радость» на примере сказки «Репка».

Дифференциация эмоций на примере сказки «Теремок» (психолог).

Продуктивная деятельность.

Формировать продуктивные виды деятельности.

Нетрадиционные техники рисования гуашью – метод «рисование тычком»: «Репка».

Лепка из пластилина: Коллективная работа «Теремок» (воспитатель).

Март

08.03.16- 28.03.16

(3-я неделя,

4-я неделя)

Сказка «Курочка Ряба».

Сказка «Заюшкина избушка».

Развивать сенсорно-перцептивную сферу, познавательную деятельность, психические процессы и  мелкую моторику.

Чтение и театрализация сказок «Курочка Ряба», «Заюшкина избушка» (воспитатель).

Драматизация сказок «Курочка Ряба» и «Заюшкина избушка» (дефектолог).

Коррекционно-развивающие игры: «Лабиринт», «Расскажи сказку по картинкам», «Найди отличия», разрезные картинки «Собери сказку», «Угадай по силуэту», пальчиковая гимнастика: «Курочка», «Зайка» (дефектолог).

Эмоциональное состояние – «грусть».

Познакомить детей с эмоцией грусти; учить передавать это эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; учить эмоционально воспринимать грустное настроение людей; знакомить со способами снятия негативных настроений.

Знакомство с эмоциональным состоянием – «грусть» на примере сказки «Курочка Ряба». Дифференциация эмоций на примере сказки «Заюшкина избушка» (психолог).

Продуктивная деятельность.

Формировать продуктивные виды деятельности.

 Аппликация из круп в

технике «посыпание» - «Курочка Ряба».

Лепка из пластилина: Коллективная работа «Заюшкина избушка» (воспитатель).

Март-апрель

29.03.16- 11.04.16

(5-я неделя,

6-я неделя)

Сказка «Три медведя».

Сказка «Волк и семеро козлят».

Эмоциональное состояние – «злость».

Продуктивная деятельность

Развивать сенсорно-перцептивную сферу, познавательную деятельность, психические процессы и  мелкую моторику.

Познакомить детей с эмоцией злости (гнева); учить передавать это эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства, социально – приемлемыми способами; знакомить со способами снятия негативных настроений. Формировать продуктивные виды деятельности.

Чтение и театрализация сказок «Три медведя», «Волк и семеро козлят» (воспитатель).

Драматизация сказок «Три медведя», «Волк и семеро козлят» (дефектолог).

Коррекционно-развивающие игры: «Лабиринт», «Расскажи сказку по картинкам», «Найди отличия», пальчиковая гимнастика: «Коза», «Медвежата» (дефектолог).

Знакомство с эмоциональным состоянием – «злость» на примере сказки «Три медведя». Дифференциация эмоций на примере сказки «Волк и семеро козлят (психолог).

Объёмная аппликация из ваты «Коза».

Лепка из солёного теста: коллективная работа «Три медведя» (воспитатель).

Апрель

11.04.16 – 25.04.16

(7-я неделя,

8-я неделя)

Сказка «Три поросёнка».

Сказка «Кот, петух и лиса».

Развивать сенсорно-перцептивную сферу, познавательную деятельность, психические процессы и  мелкую моторику.

Чтение и театрализация сказок «Три поросёнка», «Кот, петух и лиса» (воспитатель).

Драматизация сказки «Три поросёнка», «Кот, петух и лиса» (дефектолог).

Коррекционно-развивающие игры: «Лабиринт», «Расскажи сказку по картинкам», «Найди отличия», пальчиковая гимнастика «Поросята»,   «Петушок» (дефектолог).

Эмоциональное состояние – «страх».

Познакомить детей с эмоцией страха; учить передавать это эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; помогать детям осознавать и преодолевать страх.

Знакомство с эмоциональным состоянием – «страх» на примере сказки «Три поросёнка».

Дифференциация эмоций на примере сказки «Кот, петух и лиса» (психолог).

Продуктивная деятельность.

Формировать продуктивные виды деятельности.

Аппликация из салфеток «Поросёнок».

Нетрадиционные техники рисования гуашью – метод «рисование тычком»: «Петушок» (воспитатель).

Май

01.05.16 - 31.05.16

Оценивание эффективности проекта

Анализ и оценка результатов психолого-педагогического проекта

Мониторинг детей.

Проведение открытого интегрированного занятия для родителей и педагогов

- драматизация сказки «Три медведя».

 Активное участие детей во всероссийских викторинах и олимпиадах по сказкам.

Критерии оценки эффективности реализации проекта:

  1. Развитие познавательной активности, а также психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления.
  2. Совершенствование навыков речевого общения.
  3. Обогащение и активизация словаря.
  4. Развитие эмоциональной сферы у детей.
  5. Улучшение качества навыков продуктивной деятельности.
  6.  Создание в группе предметно-развивающей среды, способствующей развитию познавательной сферы детей.
  7. Активное участие детей и родителей в различных видах образовательной деятельности.

  1.  Механизм оценки результатов

     Мониторинг развития детей.

     Необходимым компонентом при организации коррекционно-развивающей работы является мониторинг познавательной деятельности, эмоциональной сферы и навыков развития продуктивных видов деятельности, который позволяет оценить ситуацию и определить эффективность работы. Обследование велось на вступительном и завершающем этапах психолого-педагогического проекта.

     В основе мониторинга познавательной деятельности и эмоциональной сферы у детей использовался диагностический материал С.Д.Забрамной, О.В. Боровик, направленный на выявление уровня развития внимания, памяти, мышления, речи, понимания эмоциональных состояний.

     Для выявления навыков развития продуктивной деятельности были использованы   задания для диагностического обследования  уровня овладения продуктивными видами деятельности были разработаны,  опираясь на основные цели и задачи коррекционной программы «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью»   Л.Б. Баряевой, О.П. Гаврилушкиной, А.П. Зарина и Н.Д. Соколовой,  с учетом индивидуальных, психофизических особенностей детей.

  1.  Эффективность проекта.  

Результаты использования элементов сказкотерапии

в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ.

  

По окончании реализации проекта мы можем отметить, что использование элементов сказкотерапии в комплексной коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ,  показывает положительную динамику в формировании познавательной и эмоциональной сферы, в речевом развитии, а также в развитии навыков продуктивных видов деятельности, что подтверждает эффективность использования данного метода в коррекционно-образовательном процессе.

Проведение коррекционно-развивающей работы с использованием элементов сказкотерапии  способствовало:

      - активизации познавательного интереса у детей;

      -увеличению концентрации зрительного и слухового внимания, объёма памяти;

      - увеличению работоспособности на занятиях;

      - расширению словарного запаса,

      - формированию навыков речевого общения;

      - развитию  выразительных средств общения (мимики, движений, жестов,

        интонации, силы голоса, темпа, ритма, умению имитировать голоса персонажей);

      - формированию двигательных навыков,  умение имитировать движения в

         пластике, развитию мелкой моторики рук;

       -повышению качества навыков продуктивной деятельности;

- стабилизации эмоционального состояния у детей (снятию психического и

  физического напряжения, снижению тревожности, страха, агрессии);

- созданию положительного эмоционального настроя, обеспечению  

   психологического благополучия и здоровья детей;

      -  вовлечению родителей в совместную творческую деятельность с детьми;

      - пополнению предметно-развивающей среды групп многофункциональными

        игровыми пособиями, атрибутами к сказкам, различными видами театра.

Практическая значимость.

Разработанное в ходе проекта игровое пособие «Путешествие по Сказкам» и многофункциональное пособие «Сундук Сказок» поможет учителям-дефектологам, педагогам-психологам, воспитателям организовать работу по профилактике нарушений со стороны познавательной, коммуникативной и эмоциональной сферы.

12. Перспектива дальнейшего развития проекта.

       1. Организация корреционно-развивающей работы с использованием элементов сказкотерапии в группе компенсирующей направленности с детьми  с ОВЗ с использованием многофункциональных пособий может применяться педагогами ДОУ в рамках сотрудничества  и обмена опытом работы на городских методических объединениях.

        2. Для распространения результатов проекта педагоги принимают участие в международных и всероссийских педагогических фестивалях.

        3. С целью продолжения проекта планируется пополнение предметно-развивающей среды новыми многофункциональными играми, пособиями, атрибутами для кукольных спектаклей, способствующих совершенствованию познавательной деятельности и эмоциональной сферы.

Список литературы.

1. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей - М., «Владос»,  2003.

2. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Основы сказкотерапии – СПб.: Речь, 2006.

3. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Практикум по сказкотерапии – СПб.: Речь, 2000.

4. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Тренинг по сказкотерапии – СПб.: Речь, 2006.

5. Денисова З.В. Механизмы эмоционального поведения ребенка. – Л., 1978.

6. Додонов Б.И.В мире эмоций. – Киев, 1987.

7. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта. Методические рекомендации. - М., Просвещение.-2009.

8. Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника //Эмоциональное развитие дошкольника. – М., 1985.

9. Кряжева Н.Л.Развитие эмоционального мира детей. – Екатеринбург,2004.

10. Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. - М., 2002.

11. Поляк Л.Я.Театр сказок: сценарии для дошкольников по мотивам русских сказок.- СПб., 2001.

12. Стрелкова Л.П. Роль игры-драматизации в развитии эмоций у дошкольников //Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. – М., 1978.

13. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. - М. ,ВЛАДОС, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.

Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...

пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация

педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...