Мастер-класс для педагогов
материал на тему

Фомина Инна Николаевна

мастер-класс для педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов на тему:

«Сказки гуляют по свету».

Подготовила: воспитатель

 Фомина Инна Николаевна

2015 – 2016 учебный год

Мастер-класс «Сказки гуляют по свету»

Содержание мастер-класса

1 ЭТАП: Презентация педагогического опыта

Цель моего мастер-класса: Знакомство педагогов с методом сказкотерапии  (основные понятия, этапы и формы).

Задачи мастер класса:

1.Познакомить педагогов с одной из форм работы со сказкой (это групповое придумывание и рассказывание сказки);

2.Познакомить педагогов со схемой составления сказки;

2.Актуализация позитивного эмоционального опыта в процессе работы со сказкой.

Актуальность: Метод сказкотерапии имеет многовековую историю, но свое название получил совсем недавно. Ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказывать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Исследования ученных показывают, что в любимых сказках запрограммирована жизнь ребенка. «Скажи мне, какая твоя любимая сказка, и я скажу, кто ты» – так перефразировали известную пословицу психоаналитики.

В моей работе с детьми одно из центральных мест занимает метод «Сказкотерапии», поскольку данный метод обеспечивает комплексное воздействие на речевую сферу ребёнка. Используя метод «Сказкотерапии» в системе логопедической деятельности преследую такие цели: психологическая подготовка ребенка  к коррекционной работе; создание коммуникативной направленности речевых высказываний; совершенствование лексико-грамматических средств языка, звуковой стороны речи и развитие диалогической и монологической речи.

Работа с детьми по сказкам строится по следующему алгоритму: сначала дети слушают сказку, затем рассказывают сказку, вместе мы «проживаем» сказку  и далее дети сочиняют свою сказку.

Во время слушания сказки, тексты читаются детям дважды, в медленном темпе. Далее, осуществляется разбор содержания сказки в вопросно-ответной форме.Каждая организованная образовательная деятельность сопровождается различного рода наглядным и игровым материалом. «Проживая сказку», дети учатся преодолевать барьеры в общении, находить адекватное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Только после «проживания сказки» мы переходим к самостоятельному сочинению сказок, что приближает ребенка к такому уровню монологической речи, который потребуется ему для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности. Для этого используюразличные формы работы со сказкой:

1.Групповое и индивидуальное рассказывание сказок

2. Групповое и индивидуальное придумывание сказок

3.Рассказывание известной  сказки с придумыванием к ней  продолжения

4.Рассказывание сказки от первого лица и от имени различных персонажей сказки

5.Прослушивание знакомой сказки  с последующим анализом детей.

2 ЭТАП: Представление собственной системы

        Сегодня на мастер-классе мы с вами познакомимся с одной из форм работы со сказкой это – групповое придумывание сказки с последующим оформлением книги. И остановимся на  этапах работы с методом «сказкотерапии».

Метод «Сказкотерапии», как и любой другой метод, включает в себя основные этапы работы, в данном случае это:

1 Этап «Знакомство» (Прежде чем начать работу, все участники знакомятся друг с другом)

2 Этап «Ритуал вхождения в сказку» (на данном этапе участники перевоплощаются в сказочных героев)

3 Этап «Рассказывание сказки» (Учитель-логопед берет на себя роль ведущего и рассказывает детям начало сказки)

4 Этап «Сказочная задача» (На данном этапе участникам предлагается принять решение и найти выход из сложившейся ситуации)

5 Этап «Обобщение приобретенного опыта» (Участники отвечают на вопросы учителя-логопеда)

6 Этап «Ритуал выхода из сказки» (Перевоплощение из сказочных героев в простых людей)

7 Этап «Рефлексия» (Обмен эмоциями)

        Четвертый этап «Сказочная задача» самый насыщенный, так как на этом этапе участники должны проявить свои творческие, речевые способности, проявить смекалку, находчивость, активность.

        Сегодня, на данном этапе работы, мы с Вами (обращение к участникам мастер-класса) будем придумывать сказку. А для этого я познакомлю Вас со схемой составления сказки.

        В любой сказке присутствуют следующие элементы: герой, герои, сюжет, конфликт, развязка, поэтому сюжетная линия может быть и такой:

1. Для начала мы должны выбрать героя сказки (Это может быть человек, может быть представитель животного или растительного мира, вымышленный персонаж)

2. Затем придумываем Зачин - Начало сказки (Жил-был…, или в некотором царстве, в некотором государстве…..)

3. Далее мы даем более подробную характеристику герою (Наделяем его характером, темпераментом)

4. Затем сталкиваем героя с проблемой, трудностью, конфликтом (Однажды Змей Горыныч похитил Василису Прекрасную)

5. Описываем реакцию героя на случившееся (Василиса заплакала …)

6. Далее наш герой начинает искать выход из ситуации, пробует решить свою проблему

8. В итоге Герой должен справиться с ситуацией, найти верное решение

9. Завершающий шаг - сказочная развязка(герой получает награду и сказка приобретает счастливое завершение)

Мы познакомились с этапами метода «сказкотерапии», познакомились со схемой составления сказки, теперь можно перейти и к практической части нашего мастер-класса.

3 ЭТАП: Имитационная игра

Уважаемые коллеги! Я предлагаю нам всем познакомиться!

1.Давайте познакомимся.«Ладошки» (Каждому участнику мастер-класса необходимо представиться. Первый участник представляется и кладет ладошку на стол, второй участник представляется и кладет свою ладошку на руку первому участнику и т.д.)

2. «Ритуал вхождения в сказку».(Включается музыка. воспитатель берет книгу, подходит к участникам мастер-класса, просит их прикоснуться к книге и закрыть глаза. Тем временем одевает им на головы кокошники и просит открыть глаза). Вот и попали мы в сказку, а вы превратились в сказочниц.

3. «Рассказывание сказки». «Решил Иван-Царевич поступить на службу к Бабе-Яге, для того чтобы заработать меч-кладенец. А Баба Яга хитрой была: всем кто хотел поступить к ней на службу всякие задания придумывала. Вот и говорит она Ивану-Царевичу: «Очень уж я люблю сказки слушать, даю тебе два дня сроку. На вечерней зорьке жду тебя со сказками».

4. «Сказочная задача». Ну что, сказочницы?  Давайте поможем Ивану-Царевичу придумать сказки. Чтобы удивить Бабу-Ягу и получить меч-кладенец. Перед Вами различные категории предметов: животные, люди, растения, транспорт, сказочные персонажи, атрибутика и волшебные книги, но пока ещё с вневписанными страницами. Ваша задача сочинить сказку, разместить на страницах иллюстрации с предложенными категориями. Приступаем к работе и помним, Бабя-Яга ждет интересных сказок.

(Участницы мастер-класса сочиняют сказки. Воспитатель в это время работает с залом)

5 Этап «Обобщение приобретенного опыта». Сказочницы рассказывают сказки.

  • Есть ли среди ваших знакомых люди, похожие на героев этой сказки?
  • С кем бы вы хотели дружить из героев сказки?
  • Чему Вас учит эта сказка?

6 Этап «Ритуал выхода из сказки» (Перевоплощение из сказочных героев в простых людей).

Очень уж понравились Бабе-Яге сказки, и решила она подарить меч-кладенец Ивану-Царевичу. А нам пора покидать сказку. (Под музыку участницы прикасаются рукой к книге, закрывают глаза, Логопед снимает с них кокошники).

4ЭТАП:  «Рефлексия» (Обмен эмоциями)

Уважаемые педагоги! Сегодня на мастер-классе, мы познакомились с понятием «Сказкотерапия»,  рассмотрели основные этапы работы со сказкой. Считаете ли вы, проведенный мастер-класс результативным? Какими впечатлениями вы можете поделиться?

Результатом нашей работы стали  эти замечательные сказочные книги.

(Воспитатель, показывает книги залу и большому  жюри)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вокально-артикуляционные и фонопедические упражнения на развитие дыхания и певческих данных Мастер-класс на семинаре педагогов художественно-эстетического цикла

В данном методическом пособии представлены материалы, направленные на развитие у ребенка старшего дошкольного возраста основных навыков: правильной осанки, правильного певческого дыхания, звукоизвлече...

МАСТЕР-КЛАСС. Консультация для педагогов. ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МИНИ-МУЗЕЙ «РУССКАЯ ИЗБА»

       Знание истории и культуры русского народа – знание истории своей Родины. Соединить в единое целое отрывочные представления детей о национальной культуре русского наро...

Мастер-класс для родителей, педагогов. Акварель по сырому листу

Акварель — живописная техника, использующая специальные акварельные краски, позволяющие создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов. Доступна и интересна взрослым и детям начина...

Мастер класс для молодых педагогов по использованию нетрадиционных техник рисования.

повышение мастерства педагогов при проведении занятий по изодеятельности с использованием нетрадиционых техник рисования....

Мастер-класс "Коммуникативная компетентность педагога"

Цель данного мастер-класса:Выявление уровня общительности педагогов.Формирование коммуникативной компетентности педагогов через обыгрывание различных игровых ситуаций....

Мастер – класс совместно с педагогом-психологом по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Страна Волшебных красок»

Цель:Содействие сохранению физического, психологи­ческого, социального здоровья педагогов, формированию позитив­ного мышления.Задачи:1.     Создание благоприятных условий д...

Мастер- класс для молодых педагогов "Рефлексия в работе педагогов"

Использование рефлексии в работе педагогов...