Сборник дидактических игр по развитию сенсорики
картотека (средняя группа) по теме
Предварительный просмотр:
Сборник дидактических игр по сенсорному воспитанию
в средней группе.
ВЕЛИЧИНА
БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ
Цель: Научить ребенка чередовать предметы по величине
Оборудование: По четыре больших и маленьких бусины (приблизительно 2 и 1см) одинакового цвета. Шнур или мягкая проволока, кукла и корзиночка.
Ход: Воспитатель показывает ребенку красивую куклу, говорит, что кукла пришла к малышу в гости и принесла что-то в корзиночке. Затем воспитатель сажает куклу на стол и, вынимая из корзинки коробочку, показывает ребенку, что там лежат большие и маленькие бусины и нитка. Сказав, что кукла попросила малыша сделать для нее красивые бусы, воспитатель обращает внимание ребенка на то, что бусы можно нанизывать по-разному. Сначала воспитатель сам показывает, как нужно собирать бусы, а потом предлагает сделать это ребенку. Важно начать чередование с большой бусины, т.к. если чередовать бусы наоборот, т.е. сначала брать маленькую, затем большую, ребенку будет трудно справиться с заданием, потому что его в первую очередь привлекают большие бусины. Затем кукле показывают, какие получились бусы. (Рис.22)
КАКОЙ МЯЧ БОЛЬШЕ?
Цель: Учить различать предметы по величине и выбирать их по словесному указанию.
Оборудование: Большие и маленькие мячи, произвольно перемешанные.
Ход: Воспитатель стоит на расстоянии 3 – 5м от ребенка и просит принести ему большой мяч. Если ребенок ошибается, воспитатель объясняет и показывает разницу, давая малышу подержать большой и маленький мячи. Рукой ребенка воспитатель обводит по окружности большого и маленького мяча, говоря при этом, «большой» это или «маленький» мяч. Игра повторяется.
ПОРУЧЕНИЯ
Цель: Учить детей различать и называть игрушки, а также выделять их размер; развивать слуховое восприятие, совершенствовать понимание речи.
Оборудование: Большие и маленькие собачки, машинки, коробочки, мячи, чашки, кубики, матрешка.
Ход: Воспитатель показывает ребенку игрушки и предметы и предлагает назвать их, отмечая их размер. Затем дает малышу следующие задания:
Ø Большую собаку напои чаем из большой чашки, а маленькую – из маленькой;
Ø Покатай матрешку в большой машине;
Ø Поставь маленькую собаку возле матрешки;
Ø Построй для большой собачки домик из больших кубиков, а для маленькой – из маленьких;
Ø Возьми маленькую собачку и посади ее на ковер;
Ø Возьми большую собаку и посади ее в большую коробку;
Ø Собери маленькие кубики в маленькую коробку, а большие – в большую и т.п.
Если ребенок ошибается, собачка или матрешка показывают свое неудовольствие (рычит или отворачивается).
УГОСТИ ЗАЙЧИКА
Цель: Учить детей группировать предметы по величине.
Оборудование: Игрушечный заяц, большое и маленькое ведерко, по пять больших и маленьких муляжей морковок на подносе.
Ход: Воспитатель показывает зайца, предлагает детям его рассмотреть, погладить. Затем говорит, что зайчик просит детей помочь ему собрать морковку и показывает поднос с морковью, делая акцент на то, что морковка большая и маленькая. Далее воспитатель говорит, что большую морковку нужно класть в большое ведерко, а маленькую морковку в маленькое ведерко. Дети выполняют задание, зайчик благодарит их за помощь. (Рис.23)
По такому же принципу можно группировать и другие большие и маленькие предметы в различные по величине емкости. Например, играя в следующие игры «Помоги кукле собрать кубики», «Положи мячи в корзинки», «Поставь машины в гараж» и т.д.
КУКЛЫ ЗАБЛУДИЛИСЬ
Цель: Та же.
Оборудование: Несколько больших и маленьких кукол, большой и маленький домик.
Ход: На столах или ковре в разных сторонах стоят игрушечные домики. Напротив, на небольшом расстоянии сидят куклы. Воспитатель показывает детям куклы. Вместе с детьми рассматривает их, отмечает, что куклы большие и маленькие. Затем говорит, что куклы заблудились и предлагает помочь куклам найти свой домик, поясняя, что большие куклы живут в большом домике, а маленькие куклы живут в маленьком домике. Дети выполняют задание, куклы благодарят их за помощь. (Рис.24)
С той же целью, как и предыдущая игра можно проводить следующие игры: «Покатаем мишек на машинах», «Угости собачек косточкой», «Собери цветы» и т.д. Игры проводятся так же, как и предыдущая, но с использованием другого соответствующего оборудования.
Так же для обучения детей соотносить предметы по величине, можно использовать предметные картинки. Например, в играх «Посади птичек в свои гнезда», «С какого дерева листик?», «На каком цветке сидят бабочки?» и т.п., детям предлагается соотнести две картинки с изображением больших или маленьких предметов. Например: в большое гнездо посадить большую птицу, а в маленькое – маленькую птицу и т.п. (Рис. 25)
ФОРМА
КАКОЙ ЭТО ФОРМЫ
Цель: Научить ребенка чередовать предметы по форме
Оборудование: По четыре круглых и квадратных глиняных бусины одинакового цвета (диаметр 2см). Шнур или мягкая проволока, кукла и корзиночка.
Ход: Проводится так же, как игра «Большие и маленькие» с той лишь разницей, что на нить поочередно нанизывают круглые и квадратные бусины. Воспитатель предлагает ребенку потрогать руками каждую бусину на нитке, фиксируя на этом внимание ребенка и приговаривая: «Шарик, кубик…». (Рис.26)
КРУГ, КВАДРАТ
Цель: Учить группировать предметы по форме.
Оборудование: По пять картонных кругов и квадратов одного цвета.
Ход: Воспитатель показывает детям геометрические фигуры, произвольно перемешанные на столе. Затем говорит: «Вот это – круг, вот это – квадрат. Круг я положу на круглую тарелочку, а квадрат – на квадратную тарелочку». Далее воспитатель предлагает детям разложить фигуры по своим местам и активизирует речь детей вопросами: «Что это? (Круг). А это? (Квадрат) и т.п.».
ВОЛШЕБНАЯ КОРОБОЧКА
Цель: Учить детей проталкивать геометрические формы в соответствующие отверстия.
Оборудование: Коробки с отверстиями круглой и квадратной формы и соответствующие им по размеру кубики и шарики.
Ход: Воспитатель показывает детям коробочки с «окошками» и говорит, что в них можно протолкнуть шарики и кубики. Затем обводит пальцем круглое отверстие, отмечая, что оно круглое, что у него нет уголков, и проталкивает в него шарик. То же самое проделывает и с квадратным отверстием, отмечая, что оно квадратное и у него есть уголки и проталкивает в него кубик. Далее, задание выполняют дети. При каждом проталкивании, воспитатель удивленно-восхищенным тоном восклицает: «Ой, нет шарика! Ой, нет кубика!», тем самым, стимулируя ребенка продолжать игру и вызывая положительные эмоции. (Рис.27)
Также эту игру можно использовать и для закрепления величины предметов, делая в коробках большие и маленькие отверстия различных однородных геометрических форм. Можно добавлять отверстия и других геометрических форм, например – треугольные, прямоугольные и т.д.
ЗАШТОПАЙ ШТАНИШКИ
Цель: Учить детей вставлять предметы данной формы в соответствующие отверстия.
Оборудование: Картонное изображение волка (матрешки, куклы и т.п.) с отверстиями круглой, квадратной и треугольной формы на штанишках и соответственно им круги, квадраты и треугольники, такого же цвета, как и штанишки.
Ход: Воспитатель показывает детям волка и обращает их внимание на то, что у волка дырявые штанишки. Затем воспитатель показывает детям геометрические фигуры – заплатки и предлагает помочь волку заштопать штанишки. Дети выполняют задание, волк благодарит их. (Рис.28)
Эту игру можно проводить с усложнением, например – «заштопать» у матрешек сарафаны разного цвета различными большими и маленькими геометрическими формами соответствующих цветов.
ВЕСЕЛЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ
Цель: Учить детей группировать предметы по форме
Оборудование: Вырезанные из картона круг, квадрат, треугольник, прямоугольник – домики и эти же геометрические формы маленького размера – человечки.
Ход: Воспитатель вместе с детьми рассматривает произвольно лежащие на столе маленькие геометрические фигуры, говорит, что это – веселые человечки. Затем показывает, например, круг и говорит: «Этого человечка зовут круг. Как зовут человечка? (Круг). Покажите, каких еще человечков зовут круг? (Дети показывают круги)». Так же дети показывают и другие геометрические фигуры. Воспитатель говорит, что человечки заблудились, и предлагает детям помочь человечкам найти свои домики. Затем объясняет, что человечки-круги живут в круглом доме (кладет человечка на большой круг), человечки-квадраты живут в квадратном доме (кладет человечка на большой квадрат) и т.д. Далее дети выполняют задание самостоятельно. (Рис.29)
Эту игру проводят сначала с использованием двух геометрических форм, затем – трех и далее четырех. На первых этапах фигуры-человечки одинакового размера и цвета, усложняя игру можно использовать «человечков» разного размера, а затем и цвета. (Рис.30)
Цвет
КУРОЧКА И ЦЫПЛЯТА
Цель: Обратить внимание ребенка на то, что цвет является признаком разных предметов и может служить для их обозначения.
Оборудование: Коробка с мозаикой, где помещены шесть элементов желтого цвета и один белого.
Ход: Воспитатель показывает детям игрушки: белая курочка, а за ней желтые цыплята (или картинку). Затем – белый элемент мозаики и говорит: «Это у нас будет курочка. Она белого цвета». Демонстрирует желтый элемент мозаики и поясняет: «Желтого цвета будут цыплятки». В отверстие панели воспитатель белую мозаику, еще раз напоминая, что курочка будет такого белого цвета, и помещает следом за белой мозаикой одну желтую, говоря, что такого цвета цыплята. Затем дает ребенку коробку с мозаикой и предлагает найти еще одного цыпленка и поместить его следом за мамой-курочкой. После того, как все цыплята будут найдены и размещены «гуськом», позади курочки, ребенок повторяет задание самостоятельно. (Рис.31)
ЕЛОЧКИ И ГРИБОЧКИ
Цель: Научить ребенка чередовать предметы по цвету.
Оборудование: Коробка с мозаикой, где помещены по десять элементов зеленого и красного цвета.
Ход: Воспитатель показывает детям мозаику и поясняет, что елочки бывают зеленого цвета, и размещает на панели елочку – элемент зеленого цвета. Показывает элемент красной мозаики, поясняет, что такого красного цвета бывают грибочки. Разместив у себя на панели елочку, грибочек, елочку, грибочек, воспитатель предлагает ребенку продолжить ряд елочек и грибков.
Игру проводят как закрепление после соответствующего занятия. (Рис.31)
С той же целью, как и предыдущая игра можно проводить следующие игры: «Гуси с гусятами» - используют мозаику белого (гусь) и желтого (гусенок) цвета; «Домики и флажки» - используют мозаику белого (домик) и красного (флажок) цвета. В игре «Домики и флажки» элемент красного цвета размещают над элементом белого цвета. (Рис.32)
РАЗНОЦВЕТНЫЕ БУСЫ
Цель: Та же.
Оборудование: По четыре белых и красных бусины (могут использоваться и другие цвета) в коробке, шнур или мягкая проволока.
Ход: Проводится так же, как игра «Большие и маленькие» с той лишь разницей, что на нить поочередно нанизывают белую и красную бусины. Основой для успешного чередования других цветовых сочетаний является именно белый, хорошо знакомый цвет, который часто упоминается в быту (белый снег, белые руки и т.д.).
ПОМОГИ МАТРЕШКЕ НАЙТИ СВОИ ИГРУШКИ
Цель: Закрепить у детей умение группировать однородные и соотносить разнородные предметы по цвету.
Оборудование: Рисунок с матрешками, бусины и палочки разных цветов.
Ход: Воспитатель поочередно показывает детям матрешки, одетых в платья четырех основных цветов и говорит, что у каждой матрешке есть свои игрушки: мячики и палочки, но они все перепутались. Затем предлагает помочь матрешкам найти свои игрушки. Воспитатель показывает одну из матрешек и предлагает выбрать бусины такого же цвета, как у нее платье. После того как ребенок выберет все бусины и положит их рядом с матрешкой, ему предлагается так же выбрать палочки.
УГОСТИМ МЕДВЕДЯ ЯГОДОЙ
Цель: Учить детей выбирать предметы данного цвета из нескольких предложенных, развивать координацию рук и мелкую моторику пальцев.
Оборудование: Коробка с мозаикой, где помещены десять элементов красного цвета и по пять элементов желтого и зеленого цвета.
Ход: Воспитатель показывает детям медведя и рассматривает его вместе с детьми. Затем предлагает детям угостить его ягодой, делая акцент на то, что мишка любит только спелую ягоду красного цвета. Далее, воспитатель берет из коробки элемент мозаики красного цвета (ягодку), вставляет ее в панель и предлагает детям тоже собирать ягоды, следя за тем, чтобы дети брали только спелые ягоды красного цвета. Когда все красные ягоды собраны в «корзину», медведь благодарит детей. (Рис.33)
С той же целью, как и предыдущая игра можно проводить следующие игры: «Найди солнышко», «Посади травку», «Облачка на небе» и т.п., с той лишь разницей, что ребенку предлагается выбрать соответственно элементы желтого, зеленого и синего цвета из нескольких предложенных.
ПОСТАВЬ БУКЕТ ЦВЕТОВ В ВАЗУ
Цель: Учить детей группировать предметы по цвету.
Оборудование: Четыре вазы желтого, красного, зеленого и синего цветов, сделанных из пластиковых бутылок, бумажные цветы тех же расцветов.
Ход: Воспитатель показывает детям цветы, которые лежат на столе или ковре произвольно перемешанные, и предлагает собрать из них букеты и поставить в вазы. Затем, воспитатель берет, например, красный цветок и ставит его в вазу красного цвета, делая акцент на то, что цветок такого же цвета, как и ваза. То же самое воспитатель проделывает и с цветами других цветов. Далее собирать букеты предлагается детям.
РАЗНОЦВЕТНЫЕ ШАРЫ
Цель: Учить детей соотносить предметы по цвету.
Оборудование: Карточка с вертикально наклеенными на ней разноцветными полосками – «ниточками» параллельно и на некотором расстоянии друг от друга, Вырезанные из картона шары тех же цветов.
Ход: Воспитатель показывает детям шары и предлагает привязать к ним ниточки, чтобы шары не улетели. Затем берет шар, например, желтого цвета и прикладывает его к желтой полоске – «ниточке» желтого цвета. Далее задание выполняют дети.
Эту игру можно проводить с другим оборудованием: разноцветные карточки-«книжки» с вырезанными «окошками» - шарами, карточки-вкладыши таких же цветов. Тогда ход будет такой: воспитатель показывает детям карточки с шарами и предлагает детям закрасить эти шары соответствующим цветом, предварительно показывая как это сделать. (Рис.34)
ПОДБЕРИ ЧАШКИ К БЛЮДЦАМ
Цель: Та же.
Оборудование: Вырезанные из картона чашки и блюдца разных цветов.
Ход: Воспитатель показывает детям блюдца и предлагает поставить на них чашки и уточняет, что у каждого блюдца есть своя чашка такого же цвета. Затем воспитатель показывает, как это нужно делать. Далее задание выполняют дети. (Рис.35)
ВАРЕЖКИ
Цель: Та же
Оборудование: Вырезанные из картона несколько пар разноцветных варежек, куклы.
Ход: Воспитатель говорит детям, что куклы собрались на прогулку, но не могут найти свои варежки, т.к. варежки перепутались. Затем воспитатель берет одну варежку (например, красную), спрашивает у ребенка, какого она цвета и предлагает малышу найти такую же красную варежку. Ребенок выполняет задание и игра продолжается.
МАГАЗИН ИГРУШЕК
Цель: Учить детей группировать предметы по цвету.
Оборудование: Карточка с нарисованными на ней одна над другой горизонтальными полосами, на небольшом расстоянии друг от друга; вырезанные из картона силуэты разноцветных игрушек (мяч, самолет, машина, кегля и т.п.)
Ход: Воспитатель предлагает поиграть в магазин, но для этого нужно расставить игрушки на полки. Затем предлагает малышу взять одну игрушку и поставить ее на полку (карточку), уточняя ее цвет. Далее воспитатель предлагает ребенку поставить на эту полку игрушки такого же цвета. Когда задание выполнено, то игра продолжается с игрушкой другого цвета.
Так же можно использовать разноцветные полки, а ребенку предложить расставить на них игрушки соответственно с цветом. (Рис.36)
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ С ПРЕДМЕТАМИ
СЛОЖИ МАТРЕШКУ
Оборудование: Матрешка, которая вмещает несколько вложенных друг в друга кукол меньшего размера.
Ход: Воспитатель вместе с ребенком открывает матрешку, произнося: «Матрешка, матрешка, откройся немножко!». Достает матрешку поменьше и ставит ее рядом с большой, предложив малышу сравнить их по размеру и цвету. Когда все матрешки окажутся открытыми, воспитатель предлагает ребенка сложить их обратно, начиная с самой маленькой.
Мы – матрешки, мы – сестрички, В прятки с нами поиграй,
Все подружки-невелички. Нас скорее собирай –
Как начнем плясать и петь, Если будешь ошибаться,
Никому не усидеть! Мы не будем закрываться (С. Рещикова)
Сначала игру следует проводить с двусложной матрешкой, затем с трехсложной и т.д. (Рис.37)
Точно так же вместо матрешки можно использовать бочонки, стаканчики, открывающиеся коробочки, вкладыши различных форм и т.п. (Рис.38)
СОБЕРИ ПИРАМИДКУ
Оборудование: Пирамидка, состоящая из 4-5 колец, убывающих по величине.
Ход: Воспитатель показывает ребенку пирамидку, и помогает разобрать ее. Вместе с малышом воспитатель рассматривает колечки, отмечая их форму и цвет и делая акцент на их величину. Затем воспитатель предлагает ребенку собрать пирамидку. Он объясняет, что сначала нужно выбрать самое большое колечко и надеть его на стержень (малыш выполняет задание). Далее воспитатель предлагает сделать то же самое с оставшимися колечками до тех пор, пока пирамидка не будет собрана. В дальнейшем ребенку предоставляется возможность самостоятельно манипулировать с пирамидкой, стараясь собрать ее правильно. (Рис.39)
Можно собирать различные пирамидки в зависимости от того, какие цели преследуются. Например: пирамида, состоящая из колец одного размера или цвета; из кубиков, шариков, призм одного или разного размера и цвета; из предметов возрастающих по величине и т.д. (Рис.40)
СОБЕРИ БУСЫ
Оборудование: Любые предметы с отверстиями для нанизывания различной величина, формы и цвета, шнур или мягкая проволока.
Ход: Воспитатель предлагает ребенку собрать бусы, нанизывая их на шнур. Показывает, как это нужно делать и предлагает малышу продолжить. Если ребенок затрудняется, воспитатель помогает ему.
Можно собирать различные бусы в зависимости от того, какие цели преследуются. Например: бусы, состоящие из шариков и кубиков различного размера и цвета; из катушек от ниток, маскаронов, колечек, пробочек с отверстиями различных цветов и размеров и т.д. (Рис.41)
ПОСТРОЙ БАШЕНКУ
Оборудование: Кубики различного цвета и размера.
Ход: Воспитатель предлагает ребенку построить башенку, накладывая кубики один на другой и возводя постройку вверх.
Эту игру можно проводить различными способами в зависимости от того, какие цели преследуются. Например: построить башенку из кубиков одного цвета и разного размера; из больших или маленьких кубиков разного цвета; из больших или маленьких кубиков одного цвета и т.д. (Рис.42)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сборник домашних заданий по развитию сенсорики и моторики для детей 6-7 лет с ОНР и ФФНР
Данный сборник разработан для закрепления материала, пройденного на фронтальных дефектологических и логопедических занятиях в подготовительной группе для детей специальных коррекционных учрежден...
Дидактические игры на развитие сенсорики
Задача современного детского сада – обеспечить наиболее полное развитие воспитанников с учетом возрастных характеристик. Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практическ...
Картотека дидактических игр на развитие сенсорики для детей младшего дошкольного возраста.
Картотека игр по сенсорному развитию детей младшего возраста....
Консультация для воспитателей «Дидактические игры для развития сенсорики у детей»
Одеяло -сенсорный коврик в рамках мягкой педагогики.Пособия "Мягкой педагогики" направлены на сенсорное развитие, которое в свою очередь обеспечивает развитие внимания, мышления, воображения...
Публикация в сборнике дидактических игр по развитию речи. Дидактическая игра «Целое и части»
Дидактические игры для детей от 3 до 7 лет...
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА НА РАЗВИТИЕ СЕНСОРИКИ "ПЯТЬ ЧУВСТВ"
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА НА РАЗВИТИЕ СЕНСОРИКИ "ПЯТЬ ЧУВСТВ"...
Дидактические игры по развитию сенсорики
Дидактические игры по развитию сенсорики...