Авторская программа по патриотическому воспитанию "Родничок"
рабочая программа (старшая группа) на тему
Авторская программа по патриотическому воспитанию "Родничок"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodnichok.docx | 32.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка» муниципального образования – Путятинский муниципальный район Рязанской области
ПРИНЯТО: на педагогическом совете МДОУ «Сказка» протокол №1 от «30» августа 2017 г. | УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МДОУ«Сказка» ___________Мирошкина Е.А. |
Вариативная часть рабочей программы
с детьми 5-6 лет
(по патриотическому воспитанию)
"РОДНИЧОК"
Воспитатель:
Кулемина Т.В.
с. Путятино 2017
Содержание:
Раздел 1.
- Пояснительная записка.
- Актуальность.
- Цель программы.
1.4 Задачи.
1.5 Срок реализации программы.
1.6 Возрастные особенности детей.
Раздел 2.
2.1Формы деятельности работы с детьми.
2.2 Ожидаемые результаты.
2.3 Содержание программы.
2.4 Календарно-тематический план.
Раздел 3
3.1Методическое обеспечение.
Раздел 4
4.1 Список литературы.
Раздел 1.
1.1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дошкольный возраст - время начала становления личности, формирования и развития личности человека как полноценного члена общества, поэтому необходимо с раннего детства воспитывать у детей гуманное отношение ко всему живому, нравственное и этические качества, патриотизм, развивать их по всем ведущим направлениям: - духовно нравственному, социальному, познавательному, художественно эстетическому, физическому.
Возродить русскую духовность, возвратить уважение к национальным культурным ценностям, воспитать в детях любовь к Отечеству, привить те нравственные нормы, которые помогут им стать настоящими людьми. Для этого необходимо знакомиться с традициями нашего народа, изучать историю и культуру, имеющие свой язык и свой «голос».
Сегодня мы начинаем на многое смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится к прошлому нашего народа.
В народном творчестве заложена историческая память поколений и неразрывная связь времён, взгляд на мир, место человека в этом мире. Не случайно во всех странах мира народному творчеству, приобщению дошкольников к национальной культуре, традициям отводится важная роль в формировании личности ребёнка, сохранению и укреплению национальной культуры.
Приобщение детей к истокам русской народной культуры и развитие интереса к народным традициям является актуальным вопросом в наше время. Формирование чувства патриотизма, невозможно без обращения к истории и национальным истокам. Только так мы можем воспитать здоровое подрастающее поколение с правильными духовными ценностями и уважительным отношением к другим народам и национальностям.
Необходимость формирования у детей среднего дошкольного возраста представлений о культуре и традициях русского народа.
1.2.Актуальность программы.
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных, так как это является основой формирования будущего гражданина страны. Крепкая, нерушимая и могучая страна состоит из многочисленности ее патриотов. Страна – это одна большая семья, и семья будет крепкой только при одном условии – когда внутри этой семьи присутствует дух любви и уважения друг к другу.
Патриотическое воспитание дошкольников - это любовь к Родине. Любовь к Родине начинается:
с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке;
с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет;
с любви к детскому саду, школе, городу;
с любви к природе родного края.
А так-же патриотическое воспитание включает в себя воспитание уважительного отношения:
к труженику и результатам его труда;
к родной земле;
к защитникам Отечества;
к государственной символике;
к традициям государства;
к общенародным праздникам.
1.3 Цель: Создание условий для становления основ патриотического сознания детей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
1.4 Задачи:
Развивающие:
1. Развитие чувства собственного достоинства как представителя народа России;
2. Развитие толерантного отношения к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.
3. Развитие любви к природе родного края;
Воспитательные:
1. Воспитание любви и уважения к своим национальным особенностям;
2. Воспитание любви к родному краю, к Родине (представление о стране, городах, столице, символике государства);
3. Воспитание интереса к русским народным сказкам;
4. Воспитание интереса к героям российских мультфильмов (Чебурашка и крокодил Гена)
Образовательные:
1. Знакомство с достопримечательностями города, памятниками архитектуры, с названиями улиц, носящих имена известных людей;
2. Знакомство с событиями, происходившими в стране, расширение представлений о стране, столице, символике государства;
3. Формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, города);
4. Формирование духовно-нравственных отношений;
5. Формирование любви к культурному наследию своего народа.
1.5.Срок реализации программы: 1 год
1.6 Предполагаемый результат:
У детей в ходе реализации проекта сформируются интерес и знания о родном городе, семье, о людях, работающих в детском саду.
Дети научатся понимать смысл образного содержания стихов, пословиц, поговорок. Активизируется словарь детей.
Установятся более тесные взаимоотношения между детьми и родителями.
Активизируется желание родителей участвовать в жизни группы и детского сада. На основе ярких впечатлений о родной природе, об истории родного края, о Родине у ребенка формируются определенные черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.
1.7 Возрастные особенности детей.
СТАРШАЯ ГРУППА (от 5 до 6 лет)
В игровой деятельности дети среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.
Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д.
Начинает развиваться образное мышление. Дети способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. Однако им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа
Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности. Как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.
Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 25 минут. Они способны удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.
Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по-замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения.
Раздел 2.
2.1 Формы организации образовательного процесса
В работе с детьми используются следующие формы деятельности:
Формы работы с детьми-дошкольниками, которые позволяют заложить хорошую основу гармоничного развития личности ребёнка, расширить его кругозор, сформировать эстетический вкус. Широкий кругозор не только облегчает процесс познания, но и активизирует мыслительные процессы, воображение, фантазию, а также развивает творческое отношение к миру. Эти задачи можно успешно решать в рамках музейной педагогики. Термин «музейная педагогика» появился несколько лет назад. Это такая педагогика, которая позволяет использовать дополнительные помещения, пространства, ресурсы, новые методы для всестороннего развития дошкольников, для расширения кругозора об окружающем мире.
2.2 Основные принципы и подходы к реализации программы:
• принцип учета возрастных особенностей дошкольников;
• принцип опоры на интересы ребенка;
• принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми и родителями, при руководящей роли взрослого;
• принцип наглядности;
• принцип последовательности;
• принцип сотрудничества и взаимоуважения.
• принцип научности;
• принцип предметности;
• коммуникативно-информационный принцип;
принцип концентричности.
- развитие художественно – эстетического восприятия и образного мышления;
- обогащение опыта познавательной деятельности, направленной на освоение окружающей среды средствами изобразительного искусства;
- развитие эмоционально – эстетических, творческих, сенсорных и познавательных способностей, обеспечивающих более глубокое освоение искусства;
- формирование основ музейной культуры, обогащение, обогащение опыта освоения музейного памятника и развитие музейной коммуникации, ценностного отношения к музейным предметам и музею в целом;
- создание условий для проявления детьми эстетических эмоций и чувств, развитие эстетических интересов и формирования эстетических предпочтений.
2.3 Содержание программы:
Программа составлена с учётом реализации образовательных областей.
1. Художественно-эстетическое развитие - дети учатся слышать в музыке эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой, отмечают разнохарактерное содержание музыки, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ; знакомятся с репродукциями картин, рассматриваемых сказок, через танцевальные
движения передавать образ какого-либо героя, его характер, настроение.
2. Речевое развитие - у детей развивается чёткая, ясная дикция, ведётся работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, потешек.
Дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу постановки спектакля.
3. Познавательное развитие - дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит в дальнейшем материалом, входящим в содержание театральных игр и упражнений.
4.Социально-коммуникативное развитие–у детей формируется умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, формируются предпосылки учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к школе и успешного обучения в начальных классах.
5.Физическое развитие–у детей развивается мелкая моторика: в игровой деятельности используются пальчиковые игры, которые проходят эмоционально, увлекательно, способствуют развитию речи и творческой активности детей.
2.4 Календарно-тематическое планирование.
Дата | Тема | Цель |
Сентябрь 1-я неделя | Наблюдение за общением детей в группе, выявление первичных знаний по программе | Определение первичного уровня знаний детей о Родине. |
2-я неделя | «Мой любимый детский сад» | Познакомить детей с помещениями и сотрудниками детского сада. Углубить знания детей о том, что в детском саду работает много людей, которые заботятся о них |
3-я неделя | "Я и моя семья" | Формировать представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге; воспитывать желание заботятся о близких. |
4-я неделя | "День пожилого человека" | Формировать представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге; воспитывать желание заботятся о пожилых людях. |
Октябрь 1-я неделя | "Моё родное село" | Формировать у детей интерес к своей малой родине, улицам, жилым домам, закреплять знание домашнего адреса. Воспитывать в детях дружелюбное отношение друг к другу. |
2-я неделя | «Наша Родина-Россия». | Воспитывать любовь к родной Отчизне, чувство гордости за свою страну. |
3-я неделя | "Президент-глава государства" | Способствовать формированию представления о президенте РФ. Воспитывать любовь к родной Отчизне, чувство гордости за свою страну. |
4-я неделя | Государственные символы России: герб, флаг, гимн. | Закрепить знания детей о государственных символах России, формировать уважительное отношение к государственным символам, пониманию того, что государственные символы призваны объединять жителей одной страны. |
Ноябрь 1-я неделя | "Москва-столица нашей Родины" | Познакомить детей с главным городом России – Москвой. Формировать представление о Москве как о столице нашей Родины, воспитывать патриотические чувства. |
2-я неделя | "Хлеб-всему голова" | Беседа с детьми «Откуда хлеб пришел?» знакомство со старинным орудием труда – цепом и серпом. Пословицы и поговорки о хлебе. |
3-я неделя | Знакомство с музеем «Русская изба» | Познакомить детей с понятиями «музей», «коллекция», «экскурсовод» «экспонат». Рассказать о создании музеев, их значении. Беседа о том какие музеи дети знают. Рассматривание иллюстраций разных музейных коллекций. Познакомить с правилами поведения в музее. |
4-я неделя | "Народные традиции и промыслы" | Знакомить детей как рождались народные промыслы. Познакомить детей с народным прикладным искусством для изготовления народной игрушки из различных материалов. Дать представление матрёшки, как народного промысла. Знакомство с историей матрёшки. |
Декабрь 1-я неделя | "Здравствуй зимушка-зима" | Беседа о характерных особенностях декабря с использованием соответствующих пословиц, поговорок. Разучивание заклички: «Ты Мороз, Мороз, Мороз» |
2-я неделя | "Из истории головных уборов" | Познакомить с историей головных уборов. |
3-я неделя | "Женский русский костюм" | Формировать любовь к духовной и материальной культуре. Знакомить детей с традиционным женским костюмом – сарафаном. Посещение музея детского сада. |
4-я неделя | "Мужской русский костюм." | Продолжать знакомить детей с историей русского костюма, знакомить с мужским традиционным костюмом – рубахой. |
Январь 2-я неделя | "Из истории русской кухни" | Продолжать знакомить детей с историей русской кухни. |
3-я неделя | "Колядки" | Продолжать знакомить детей с историей русских праздников, традиций. |
4-неделя | "Русский самовар и чаепитие на Руси" | Продолжать знакомить детей с историей русских праздников, традиций. |
Февраль 1-я неделя | "Быт и основные занятия русских людей" | 1.Знакомство с историческими типами жилища. 2. Продолжить знакомить с историей русского крестьянского быта. 3.Пополнить словарный запас словами: изба, лоскутное одеяло, горница, самовар, люлька, половик. 4.Вопросы на повторение (что нового узнали, чему научились.) 5.Разучивание стихотворения «Хранитель очага». |
2-я неделя | "Защитники Отечества" | Воспитывать у детей чувство гордости и уважения к защитникам нашей Родины |
3-я неделя | «Сильны и могучи богатыри славной Руси» (ко Дню защитника Отечества). | Воспитывать у детей чувство гордости и уважения к защитникам нашей Родины. |
4-я неделя | "Наш музей" (музей Боевой Славы) | Воспитывать интерес к народным русским праздникам, интерес к истории России, национальную гордость. |
Март 1-я неделя | «О мамах родных и очень важных». | Воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к маме, стремление заботиться и помогать ей. |
2-я неделя | Знакомство с народной игрушкой | Познакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством, показать разнообразие материалов для изготовления народной игрушки. 2.Учить любоваться их красотой. 3.Рассматривание иллюстраций, 4.Исследование различных материалов: ткани, солома, дерево. |
3-я неделя | Праздник «Масленица». | Воспитывать интерес к народным русским праздникам, интерес к истории России, национальную гордость. |
4-я неделя | "Хороший город Городец" | Знакомство с городом Городец и городецкой росписи. |
Апрель 1-я неделя | "День космонавтики" | Расширить представления детей о космических полётах: познакомить их с российскими учёными, которые стояли у истоков развития русской космонавтики. |
2-я неделя | "Бабушкин сундук"
| Знакомство с русскими народными играми. Экскурсия в комнату русского быта. Беседа: Игрушки наших бабушек. Ответы детей: Мои любимые игрушки. Русские народные игры зимой. |
3-я неделя | "Городецкая роспись" | Продолжать знакомство о городецкой росписи. Повторение пословиц и поговорок о мастерстве. |
4-я неделя | "Красна изба" | Познакомить детей с устройством крестьянского жилища. Беседа «избу» строили без гвоздей и разных инструментов мастера и плотники. Продолжать знакомить детей с предметами быта: посуда, прялка, ухват, сундук, чугунный утюг их назначении. Воспитывать интерес к культуре русского народа. Обогащать речь детей поговорками, пословицами. Воспитывать интерес к познанию прошлого. |
Май 2-неделя | "День Победы" | Закрепить знания детей о том, что 9 Мая - День Победы. |
3-неделя | «Наши - герои» | Беседа о том, как защищали свою родину советские люди в годы Великой Отечественной войны, что не только армия, но и партизаны, среди которых были дети, поднялись на борьбу с фашистами. Чтение произведения С.Алексеева «Голубая дивизия». |
4-я неделя | "Наш дом –Россия" | Закреплять знания о нашей Родине. Вызывать любовь к своей Отчизне, гордость за исторические подвиги. |
Раздел 4.
3.1 Материально-техническое обеспечение программы:
- столы, стулья;
- интерактивная доска;
- дидактические игры;
- мольберт
- дидактические материалы (картинки, иллюстрации, раздаточный материал, карточки - схемы и т.д.)
Раздел 4
3.2 Литература
1. Волкова В. А., Соколова Н. Б. Воспитательная система ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2007. – 128 с.
2. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живём в России. Гражданско – патриотическое воспитание дошкольников. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 104 с.
3. Карачунская Т. Н. Музейная педагогика и изобразительная деятельность в ДОУ: Интегрированные занятия / Под ред. К. Ю. Белой, Т. С. Комаровой. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 64 с.
4. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно – методическое пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб; Детство – Пресс, 1998.- 304 с.
5. Музейная педагогика: Из опыта методической работы/Под ред. А. Н. Морозовой, О. В. Мельниковой. – М. : ТЦ Сфера, 2006. – 416 с.
6. Шорыгина Т.А. Наша Родина-Россия. Методическое пособие. - М.:ТЦ Сфера, 2016.-96с.(Детям о самом важном).
7. «Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова,
Л.В. Соколова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Патриотическое воспитание дошкольников на основе реализации авторской программы "Надежда России" Социально-нравственное воспитание и развитие детей дошкольного возраста: состояние, проблемы, перспективы. Киров, 2007г.
Статья посвящена вопросам приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре....
Авторская программа по развитию патриотического самосознания старших дошкольников "Юный патриот"
Данная программа направлена на организацию педагогической деятельности по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.Цель развивающей программы - формирование основ патриотическог...
авторская разработка" Рабочая тетрадь по программе развития патриотического самосознания старших дошкольников "Мир в твоих руках"
Уважаемые родители и коллеги. Предлагаю вашему вниманию авторскую разработку" Рабочая тетрадь по программе развития патриотического самосознания старших дошкольников "Мир в твоих руках". В ней вы найд...
«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через создание авторской программы»
Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Ведь детство – самая благоприятная пора для привития чувства л...
авторская программа по нравственно - патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Сумей постоять за Родину-мать!»
«Ты вспоминаешь не страну большую,Какую ты изъездил и узнал…Ты вспоминаешь Родину такую,Какой ее ты в детстве увидал…»...
Авторская программа по патриотическому воспитанию "Воспитание маленького гражданина"
Цель. Воспитание навыков гражданственности у детей дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры....
Авторская программа по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста (4-7 лет) «Югорский край любимый!»
Программа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Югорский край любимый!».Цель Программы Формирование нравственно-патриотического отношения и чувства...