Моя Россия 2017 Статья
статья по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vektor_moya_rossiya_2017_.docx | 36.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Коваленко Ольга Леонидовна
Нестерова Зоя Владимировна
Научный руководитель: доцент, к.п.н. Качан Любовь Геннадьевна
Кемеровская область, г. Новокузнецк
Управленческие аспекты
осуществления инновационной деятельности
инновационной деятельностью в УДО
Специализированное учреждение Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры ЮНЕСКО определяет инновацию как «попытку изменить систему образования, осуществляемую сознательно и намеренно, с целью совершенствования этой системы» [4]. Инновационная деятельность является одним из основных способов модернизации системы образования и условием повышения эффективности деятельности образовательной организации, в том числе учреждения дополнительного образования (далее - УДО).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 июля 2013 г. № 611 «Об утверждении Порядка формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования» основными направлениями деятельности инновационных площадок определяет инновационную деятельность в сфере образования, направленную на «совершенствование учебно-методического, научно-педагогического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования» [6].
Системное развитие образовательной организации влечет за собой совершенствование управления инновационными процессами, осуществляемыми в учреждении, что способствует повышению эффективности организации.
Инновации в образовании – это стратегический маркетинг, организационно-педагогическая подготовка и осуществление образовательной деятельности, внедрение новшеств, распространение в образовательной практике. Важнейшим компонентом инновационной деятельности является осмысление собственного педагогического опыта и анализ образовательной деятельности с целью достижения лучших образовательных результатов.
Таким инновационным продуктом, представляющим опыт инновационной деятельности учреждения дополнительного образования Дом творчества «Вектор» г. Новокузнецка, является учебно-методическое пособие «Здравотворчество в образовании: от индивидуального маршрута к социальному партнерству».
Педагогический коллектив учреждения дополнительного образования «Дом творчества «Вектор» имеет 15-летний опыт инновационной деятельности, за этот период были реализованы четыре инновационных проекта, два из которых были связаны с различными аспектами здоровьесбережения. Многолетняя инновационная деятельность УДО была описана в учебно-методическом пособии «Здравотворчество в образовании: от индивидуального маршрута к социальному партнерству» [1]. В книге представлены научно обоснованные рекомендации по педагогической поддержке в проектировании и формировании индивидуальных маршрутов здравотворчества у обучающихся и воспитанников, а также методическое и технологическое обеспечение формирования опыта здравотворчества в социальном партнерстве образовательного учреждения.
Под управлением инновационными процессами понимается управленческая деятельность, в которой в процессе разработки и освоения новшеств обеспечивается целенаправленность и организованность деятельности коллектива УДО по наращиванию образовательного потенциала, повышению уровня его использования и получение качественно новых результатов образования.
Говоря об управленческих аспектах инновационной деятельности, необходимо определить два подхода к процессу управления и говорить о стратегическом и тактическом управлении инновационной деятельностью.
Главнейшим механизмом стратегического управления является Программа развития учреждения, составной частью которой является программа инновационной деятельности в рамках муниципальной инновационной площадки.
В основу программы развития, представленной в пособии как результат инновационной деятельности и главный инновационный продукт, заложены следующие принципы:
- принцип эффективности – в профессионализме работающих в учреждении педагогов. Вложение средств и времени в подготовку кадров, повышение профессионализма педагогов – условие реализации программы и основной механизм управления инновационной деятельностью;
- принцип результативности – в целенаправленном воспитании культуры здоровья обучающихся, их потребности, способности и умении заботиться о собственном здоровье и здоровье окружающих;
- принцип соответствия создаваемого задуманному (состоит в отслеживании полученных результатов);
- принцип технологичности (состоит в том, что создание работающей технологии из суммы разрозненных программ, приемов, методик возможно лишь при наличии единства целей, задач, принципов и методологий);
- принцип надежности получаемых результатов – в широком привлечении к решению задач не только обучающихся и педагогов учреждения, но и социальных партнеров (специалистов из институтов, опытных практиков, а также обсуждение получаемых результатов на конференциях, совещаниях, в публикациях материалов в печати);
- принцип истинности (состоит в интуитивном ощущении непротиворечивости того, что делается, соответствии результатов глобальным законам природы и мироздания, одухотворенном воплощении их на благо людей);
- принцип успешности (состоит в стремлении и готовности дарить радость себе и другим, находить поводы для радости, как бы ни было трудно).
Рассматривая тактические вопросы управления инновационной деятельностью, мы говорим о системных изменениях в содержательном поле жизнедеятельности учреждения, которые находят отражение в нормативно-правовом, организационном, кадровом, научно- и программно-методическом, материально-техническом обеспечении образовательной деятельности.
Качественные преобразования системы образования отражаются на всех участниках образовательной деятельности, субъектах образовательной деятельности, а именно:
- на уровне учащегося – в процессе формирования нравственной ответственности как основы сознания ценностей здоровья и творчества, здравотворческого мировоззрения; психологической готовности к творческой целесообразной деятельности; умений познания, принятия решений и действий во время учебы и досуга;
- на уровне педагога – за счет профессионального роста, создания новых, более эффективных методических и дидактических материалов, подготовки их к тиражированию; наличия доступа к коллективному информационному банку интегрированных образовательных программ;
- на уровне родителей учащихся – за счет удовлетворения запросов на обеспечение своему ребенку качественного образования в области творчества и здоровья;
- на уровне социума – путем создания эффективного механизма взаимодействия научно-методического и учебно-воспитательного блока двух образовательных систем – дополнительного и общего образования – в области обучения и воспитания детей;
- на уровне социальных партнеров – в процессе взаимодействия и использования новых форм государственно-общественного управления разработана модель социального партнерства в УДО.
Управление развитием организации невозможно без развития персонала, управления его профессиональным ростом, организации качественного процесса образования, формирования оптимальной организационной культуры.
Основными признаками инновационной деятельности коллектива учреждения являются:
- творческая способность генерировать новые идеи, проектировать их в практических формах;
- открытость новому;
- желание развиваться, учиться, совершенствоваться;
- наличие внутренних резервов – средств, методов, форм;
- развитое инновационное сознание (понимание ценности инновационной деятельности, инновационные потребности, мотивация инновационного поведения).
В свою очередь, активизация мотивационных потребностей педагогов является условием успешной управленческой деятельности в реализации модели методического сопровождения здравоформирующего образовательного пространства.
В этом случае неформальное образование может нести на себе задачи продвижения новых ценностей, образов и стилей работы, и тем самым участвовать в преобразованиях, происходящих в образовательном учреждении. Неформальное образование педагога отражается в таких показателях, как формирование компетентности по проблеме инновационного проекта, активная представленность в деловой и научной деятельности, включенность педагога в принятие решений и т. д.
Развивая идеи здравотворчества, внедряя их во все сферы деятельности учреждения, вовлекая социальных партнеров в реализацию Программы развития учреждения, сегодня на первый план выдвигаются вопросы выстраивания индивидуальных образовательных маршрутов учащихся, а также разработки персонифицированной системы управления инновационной деятельностью МИП. Нашим коллективом используются такие методы организации инновационной деятельности, как:
- наличие органа управления инновационной деятельностью (Педагогический совет, методический совет);
- анализ и совершенствование нормативно-правового обеспечения;
- система внутриорганизационного повышения квалификации;
- наличие индивидуальных траекторий развития педагогов, руководителей, включение их в инновационную деятельность;
- организация сетевого взаимодействия;
- наличие информации о ходе реализации инновационной деятельности на сайте, в публикациях, выступлениях, отчетах и т.п.;
- выступление руководителей учреждения.
Происходящие в результате инновационной деятельности изменения отражаются в различных сферах деятельности УДО: в области осмысления новых целей и ценностей дома творчества «Вектор», в области обновления содержания образования, в области усовершенствования условий осуществления образовательного процесса.
Результатом эффективного управления инновационной деятельности, являются системные изменения различных аспектов деятельности организации:
- в области осмысления новых целей и ценностей: необходимость организации педагогической поддержки детей средствами здравотворческой образовательной деятельности, адекватной современной политике в сфере образования;
- в области обновления содержания образования: модификация дополнительных образовательных программ: введение здоровьесберегающей компоненты, построение индивидуальных образовательных маршрутов, разработка диагностики; систематизация и внедрение технологий здравотворческой ОД, разнообразных форм и методов образовательной деятельности;
- в области усовершенствования условий осуществления образовательного процесса: создание условий (нормативно-правовые, материально-технические, финансовые, программно-методические, организационные, кадровые и другие), которые требуются для внедрения опыта МИП; становление инновационного педагогического опыта по реализации идеи здравотворчества, развитие современной инфраструктуры учреждения в системе социального партнерства.
Формальным показателем, свидетельствующим об эффективности и результативности управления инновационными процессами, является сохранение и увеличение контингента воспитанников, а также повышение конкурентоспособности МБУ ДО ДТ «Вектор» в рыночном пространстве образовательных услуг района и города.
Литература
- Здравотворчество в образовании: от индивидуального маршрута до социального партнерства : учебно-методическое пособие [Текст] / Л. Г. Качан, З. В. Нестерова, Т. В. Витовская и др. ; под науч. ред. Н. П. Недоспасовой. – Новокузнецк : МАОУ ДПО ИПК, 2014. – 202 с. – (Образование и здоровье). – ISBN 978-5-7291-0536-6.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 июля 2013 г. № 611 г. Москва «Об утверждении Порядка формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования» [Электронный ресурс] - Режим доступа : //https://rg.ru/2013/08/20/infrastruktura-dok.html
- Рамазанова, Т. Н. Управление качеством деятельности педагога как фактор обеспечения эффективной социально-педагогической поддержки одарённых детей [Электронный ресурс] / Т. Н. Рамазанова // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 3.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=6212.
- Региональная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы [Электронный ресурс] — Режим доступа : // http://evclid.edusite.ru/DswMedia/region_strategia_deistvii_v_interesah_detei_12-17gg.doc
- Султанова, Ф. Р. Управление инновационной деятельностью учреждения дополнительного образования детей [Электронный ресурс] / Ф. Р. Султанова. - Режим доступа : // http://irbis.gnpbu.ru/Aref_2007/Husnutdinova_V_V_2007.pdf
- Управление организацией : учеб. для вузов [Текст] / под ред. : А. Г. Поршнева и др.; Гос.ун-т упр. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Инфра-М, 2005 (2010). – 714 с. - (Высшее образование).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Участник городского этапа Всероссийского конкурса "Воспитатель года России — 2017". Номинация «Лучший воспитатель»
Информационная карта кандидата на участие в городском этапе Всероссийского конкурса «Воспитатель года России -2017» в номинации «Лучший воспитатель» Гаврилова Светлана Георгиевна МБДОУ № 15 г. Невинно...
Представление на Районный муниципальный конкурс Воспитатель года России - 2017 МК ДОУ Детский сад 12
Представление на Районный муниципальный конкурс Воспитатель года России - 2017...
Заявление воспитателя на Районный муниципальный конкурс Воспитатель года России - 2017
Заявление воспитателя на Районный муниципальный конкурс Воспитатель года России - 2017...
Эссе воспитателя на Районный муниципальный конкурс Воспитатель года России - 2017
Эссе воспитателя на Районный муниципальный конкурс Воспитатель года России - 2017...
Праздник "Мы дети твои- Россия!" 2017 г
Праздник...
Региональный этап VIII Всероссийского конкурса «Воспитатель года России- 2017»
С 23 марта в Воронеже стартовал региональный этап VIII Всероссийского конкурса «Воспитатель года России- 2017» За звание "Воспитатель года" соревновались 34 участника из 32 районов...
Материалы III Всероссийского конкурса "Воспитатели России 2017"
Материалы на региональный этап III Всероссийского конкурса "Воспитатели России 2017":ЗаявкаНаграды и достижения организацииОписаниеРекомендации родителейРекомендации руководителяФотоколлаж...