Из опыта работы
статья по теме

Ольховецкая Евгения Михайловна

Из опыта работы кружковой деятельности «Умный дошкольник».

Программа дополняет и расширяет задачи образовательной области «Познавательное развитие», за счет развития логического мышления детей дошкольного возраста. Предполагает использование интерактивной доски, интерактивного стола, компьютерных программ. Работа кружка является логичным дополнением к комплексно-тематическому планированию образовательной программы МАДОУ.

Цель программы: Формирование познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста средствами информационно-коммуникационных технологий в образовательной области «Познавательное развитие».

Задачи программы:

Развивающие: Развитие познавательного интереса. Развитие и совершенствование мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, сравнение, отрицание, систематизация. Развитие интеллектуальных способностей.

Воспитывающие: Воспитывать самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость. Воспитывать у детей потребность в сотрудничестве, взаимодействии со сверстниками, умения подчинять свои интересы определенным правилам.

Обучающие: овладение детьми приемами работы с интерактивной доской и интерактивным столом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Из опыта работы22.13 КБ

Предварительный просмотр:

«Из опыта работы»

Современный окружающий ребенка мир носит постоянно изменяющийся, динамический характер. Система образования должна способствовать тому, чтобы ребенок получил такие знания, умения и навыки, которые позволили бы ему успешно адаптироваться к новым условиям социума.

Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, логически мыслить. Обучение развитию логического мышления имеет немаловажное значение для будущего школьника и очень актуально в наши дни. Овладевая любым способом запоминания, ребенок учится выделять цель и осуществлять для ее реализации определенную работу с материалом. Он начинает понимать необходимость повторять, сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания. Обучение детей классификации способствует успешному овладению более сложным способом запоминания – смысловой группировкой, с которой дети встречаются в школе. Используя возможности развития логического мышления и памяти дошкольников можно более успешно готовить детей к решению тех задач, которые ставит перед нами школьное обучение. Знание логики способствует культурному и интеллектуальному развитию личности.

Психологией установлено, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 5 до 11 лет. Запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенными. Единственный правильный путь, ведущий к ускорению познания, состоит в применении методов обучения, способствующих ускорению интеллектуального развития, разумеется, без ущерба физическому развитию, а в грамотном единстве с ним. Уже в старшем дошкольном возрасте можно и необходимо начинать работу по развитию логического мышления у детей.

Мною разработана программа для работы с детьми 5-6 лет, которая обеспечивает достижение целевых ориентиров дошкольного образования через развитие логического мышления у детей. Программа предполагает решение задач, актуальных для работы с детьми данного возраста: развитие познавательного интереса, конструктивного и логического мышления. Выполнена на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования» от 17октября 2013 г. № 1155). Выбор содержания программы в части, формируемой участниками образовательных отношений был обусловлен запросом родителей – 72%, желающих углубленно развивать интеллектуальные способности каждого ребенка, гарантирующие их поступление в образовательные учреждения повышенного уровня развития.

Образовательная программа «Умный дошколенок» дополнила и расширила задачи образовательной области «Познавательное развитие», за счет развития логического мышления детей дошкольного возраста. Предполагает использование интерактивной доски, интерактивного стола, компьютерных программ. Работа кружка является логичным дополнением к комплексно-тематическому планированию образовательной программы МАДОУ. Цель программы: Формирование познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста средствами информационно-коммуникационных технологий в образовательной области «Познавательное развитие».

Задачи программы:

Развивающие: Развитие познавательного интереса. Развитие и совершенствование мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, сравнение, отрицание, систематизация. Развитие интеллектуальных способностей.

Воспитывающие: Воспитывать самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость. Воспитывать у детей потребность в сотрудничестве, взаимодействии со сверстниками, умения подчинять свои интересы определенным правилам.

Обучающие: овладение детьми приемами работы с интерактивной доской и интерактивным столом.

Мышление ребенка осуществляется тремя способами: наглядно-действенным, наглядно-образным, словесно-логическим. Развитие словесно-логического мышления у детей порождает как минимум два этапа. На первом из них ребенок усваивает значения слов, относящихся к предметам и действиям, научается пользоваться ими при решении задач, а на втором этапе им познается система понятий, обозначающих отношения, и правила логики рассуждений. Детский интеллект функционирует на основе принципа системности. В нем представлены и, при необходимости, одновременно включаются в работу все виды и уровни мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.

Программа «Умный дошколенок» предполагает систематическую, разноплановую работу по развитию логического мышления, использование творческих, инновационных форм и методов обучения и воспитания детей.

В процессе реализации программы построение образовательной деятельности строилось на основе педагогических технологий активизации деятельности дошкольников путем создания проблемных ситуаций, использования дидактических игр, разноуровневого и развивающего обучения, индивидуальных и групповых способов обучения.

Игры и упражнения на развитие логического мышления явились средством достижения заявленной цели программы. Чтобы приучить ребенка к умственному труду возникла необходимость сделать его интересным, занимательным. Занимательность умственного труда достигалась разными методами, среди которых на особом месте стоит дидактическая игра, содержащая в себе наибольшие возможности для развития умственной деятельности детей, для развития самостоятельности и активности их мышления. В игровой форме сам процесс мышления протекал быстрее, активнее, т.к. игра – вид деятельности, присущий этому возрасту. В игре ребенок преодолевает трудности умственной работы легко, не замечая, что его учат. Роль игры состояла в том, чтобы научить ребенка выполнять поставленную перед ним задачу, действовать по правилам, стремиться к результату, играть самостоятельно или со сверстниками. В работе использовались предметные игры: дидактические; развивающие (имеющие несколько уровней сложности); игры на развитие пространственного воображения (игры со строительным материалом); игры со счетными палочками Кюизенера, логическими блоками Дьенеша, которые развивают не только тонкие движения рук и пространственные представления, но и творческое воображение, представления о форме, количестве, цвете, размере; словесные игры: загадки; логические задачи; пальчиковые игры и игры-шнуровки, которые активизируют деятельность мозга, развивают мелкую моторику рук, способствуют развитию речи и творческой деятельности. Использование интерактивной доски, интерактивного стола как средства развития логического мышления, помогало нам в достижении поставленных целей, через использование развивающих компьютерных игр.

В результате моей работы у детей сформированы представления о здоровом образе жизни при работе с информационными технологиями; они проявляют интерес к самостоятельному познанию, обследованию предметов, выделению их свойств, и качеств; умеют выполнять сенсорный анализ, выделяя в предметах разные качества и свойства.

У большинства воспитанников развито умение игрового и делового общения со сверстниками, желание участвовать в совместной коллективной деятельности. Дети научились планировать свои действия, направленные на достижение конкретных целей. Развиты такие мыслительные операции как анализ, синтез, обобщение, сравнение. Дети самостоятельно сравнивают предметы, выделяя признаки отличия и сходства по 3-5 качествам, группируют предметы по разным основаниям, умеют работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции при работе с компьютерными технологиями; дети имеют представления о современных информационных компьютерных технологиях, способах работы с ИКТ, владеют приемами работы с интерактивной доской, интерактивным столом; владеют умениями конструировать, сравнивать, упорядочивать и классифицировать объекты на основе выделения их существенных свойств.

Ольховецкая Евгения Михайловна

воспитатель высшей квалификационной категории

МАДОУ «Д/с №16»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».

Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обуче...

Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы) Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы)

Внедряя элементыпрограммы "Зелёный огонёк здоровья" формируем у маленького ребёнка интерес к своему личному здоровью, ответственность за себя....

Обобщение передового опыта работы .Тема педагогического опыта: «Использование игровых форм обучения детей по формированию элементарно-математических представлений».

Метод – игровые формы обучения элементарным математическим представлениям в образовательном процессе.   В опыте отражена система специальных игровых заданий и упражнений, направ...

Сообщение из опыта работы: Сообщение из опыта работы «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя ДОУ в условиях ФГОС»

Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями воздействия на формирование личности человека...

Использование краеведческого материала в работе с детьми дошкольного опыта. Из опыта работы..

Использование краеведческого материала в работе с детьми дошкольного опыта. Из опыта работы.....

Выступление из опыта работы на ГМО воспитателей «Презентация опыта работы «Проектирование и наполнение персонального сайта/блога педагога, отвечающего требованиям конкурсного отбора «Воспитатель года»»

laquo;Презентация опыта работы «Проектирование и наполнение  персонального сайта/блога педагога, отвечающего требованиям конкурсного отбора «Воспитатель года»»...

Выступление из опыта работы круглый стол:«Ранняя профориентация в ДОУ» (делимся опытом работы) 13.10.2021г.

Выступление из опыта работы круглый стол:«Ранняя профориентация в ДОУ» (делимся опытом работы) 13.10.2021г....