Реализация социально – личностного развития у детей, воспитывающихся в реабилитационном центре.
методическая разработка на тему

Съедина Татьяна Николаевна

Жизнь выдвигает перед теорией и практикой образования и воспитания, кроме традиционных вопросов – чему и как учить в современных условиях, приоритетную проблему: как сформировать человека, который отвечал бы требованиям общества на нынешнем этапе исторического развития. Вот почему сегодня мы обращаемся к личности ребёнка, анализу процессов, влияющих на её формирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon realizatsiya_sotsialno.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

   Муниципальное бюджетное учреждение

«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

 Ивнянского района Белгородской области

 

        

Реализация социально – личностного развития у детей, воспитывающихся в реабилитационном центре.

                   

                                                                      Подготовила  

                                                                                                 Социальный педагог

                                                                                                              Съедина Т.Н.

 

 2017г.

Реализация социально – личностного развития у детей, воспитывающихся в реабилитационном центре.

          Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних п. Ивня Белгородской области предусматривает профилактику беспризорности, безнадзорности и правонарушений, социальной реабилитации несовершеннолетних, имеющих различные уровни дезадаптации. В учреждение направляются дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.

Жизнь выдвигает перед теорией и практикой образования и воспитания, кроме традиционных вопросов – чему и как учить в современных условиях, приоритетную проблему: как сформировать человека, который отвечал бы требованиям общества на нынешнем этапе исторического развития. Вот почему сегодня мы обращаемся к личности ребёнка, анализу процессов, влияющих на её формирование. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным, умеющим общаться с окружающими его людьми. Чтобы научить ребенка общению, нужно много терпения, любви и желания помочь ему разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Социальное развитие -это процесс во время, которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества, где ему предстоит жить с другими людьми, учитывая их интересы, правила и нормы поведения. Он принимает возрастные нормы поведения в группе сверстников, учится эффективным способам выхода из трудных ситуаций, исследует границы дозволенного, решает свои эмоциональные проблемы, учится влиять на других, развлекается, познает мир, себя и окружающих. В связи с этим проблема социально-личностного развития – развитие ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром – всегда была и ныне остаётся особо актуальной на данном современном этапе. Концепция модернизации Российского образования подчёркивает: «Важнейшие задачи воспитания – формирование духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе». Являясь приоритетным в работе социально – личностное развитие детей выводится сегодня в ранг стратегических направлений обновления российского образования. Педагоги реабилитационного центра считают, что социально - личностное развитие лучше протекает во внеурочной деятельности, которая рассматривается, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, как важная и неотъемлемая часть процесса образования детей школьного возраста.

 Пребывание ребёнка в центре может благотворно повлиять на его поведение и социально - личностное развитие. Позитивным изменениям способствуют новая социальная среда, непривычные отношения со взрослыми, их персонифицированное внимание к воспитанникам, интересные занятия. Профилактической и коррекционной работе с детьми предшествует диагностический этап. Диагностику следует строить так, чтобы получить разностороннюю информацию о развитии ребенка: ценностных ориентациях, сфере и формах самоутверждения (психологический аспект); отношении к учению, поведении в школе и вне ее (педагогический аспект); социальных связях с ближайшим окружением, положении в официальных и неформальных группах (социальный аспект). Получив диагностическую информацию, можно перейти к профилактической и коррекционной работе. Специальные исследования и положительный опыт показывают, что она должна иметь комплексный характер как по содержанию, так и по составу участвующих в ней субъектов. Важно организовать влияние, с одной стороны, на разные стороны личности подростка - мировоззренческую, эмоционально-волевую, практически - деятельностную, а с другой стороны - на все сферы его жизнедеятельности: в семье, школе, внешкольно - культурно – образовательной, а по возможности и неформальной среде. Профилактическая и коррекционная работа с каждым подростком проводится индивидуально. Наши воспитанники нуждаются в самопознании и самоутверждении, в персонифицированном внимании и уважении к себе как к личности, в активной деятельности и общении. Однако эти потребности чаще всего до поступления в центр, как правило, не были удовлетворены в достаточной степени. Отсюда и деформации в ценностных ориентациях, и сужение социальных связей, и школьное неблагополучие детей. Поэтому социальным педагогам при поддержке других специалистов важно сосредоточить свое внимание на решении следующих задач: побуждение школьников к самопознанию и самовоспитанию; обеспечение условий для ориентации активности детей на деятельность преобразующего плана; создание условий для накопления воспитанниками позитивного опыта общения с окружающими. Нормально протекающее социально - личностное развитие ребенка предполагает необходимость самопознания, становления у него образа своего “Я”. Этот образ складывается под воздействием многих психологических, педагогических, социальных влияний. Если учесть, что практически весь спектр этих влияний для детей окрашен в негативные тона, то нетрудно понять, как деформированы у них представление о себе, оценка себя, отношение к себе. Нужно научить воспитанника пользоваться методом самовнушения, дать советы по организации, дать советы по организации самоконтроля. Подросток нуждается в эмоциональном подкреплении своего меняющегося поведения. Поэтому “очень важно, чтобы он ощутил сопереживание значимых для него людей, прежде всего сотрудников центра, ему необходима их позитивная оценка, стимулирующая поддержка, вера в его возможности: “Ты можешь”, “Ты способен”, “ У тебя все получится”. Для ребенка, который зачастую не знает ласки в своей семье, очень значимы улыбка, сердечное слово педагога, одобрение пусть небольших достижений, заинтересованное внимание, помощь в определении новых задач. Поощряя усилия воспитанника, специалист центра помогает ему осознать свои достоинства, поверить в себя, укрепить желание стать лучше. Направляя процесс перестройки жизненных ориентаций и поведения детей, очень важно расширить круг их представлений о социальной жизни, о гуманных взаимоотношениях людей, о подлинной красоте, т.е. показать, что жизненный опыт, накопленный ими в семье или сомнительной уличной компании, не исчерпывает всей полноты жизни. Общение воспитанника с людьми в отделениях центра должно служить тому наглядным подтверждением. Ребенок, у которого снижена планка жизненных ценностей, должен убедиться в значимости новых для него ориентиров, носителями которых являются сотрудники центра. Ребенок способен оценить и широту кругозора, и любовь к своей профессии, и готовность понять чужие проблемы и прийти на помощь. Заботясь о расширении круга представлений воспитанников о социальной жизни и ценностных ориентациях других людей, важно “вывести” их за пределы центра, показать примеры позитивной активности окружающих, их сподвижничества. Вовлечение детей в разнообразную деятельность усилиями сотрудников центра, с одной стороны, является важнейшим средством коррекции их ценностных ориентаций, развития социальной активности, а с другой стороны - дает им возможность для самореализации и самоутверждения. Сотрудникам центра необходимо найти “поле” для приложения сил своих воспитанников. Самостоятельно решить эту задачу ребенку затруднительно. Социальным педагогам центра в сотрудничестве с коллегами из других учреждений важно мобилизовать ресурсы внешкольных учреждений, базу внеклассной работы школ, возможности самого центра, чтобы вовлечь ребят в разностороннюю деятельность по интересам. Учебная деятельность, в которой он недостаточно успешен, не дает ему оснований для активности и самоутверждения, в силу чего он чаще всего прибегает к негативным формам самореализации. В условиях реабилитационного центра необходимо провести переориентацию активности воспитанника, переключить его силы и внимание с негативных форм самореализации к позитивным. Поэтому так важно всемерно развивать общественную деятельность воспитанников, педагогически управлять ею. Чтобы такая деятельность способствовала развитию подростков, она должна отвечать ряду требований: быть посильной (чтобы не обескуражить и не отбить желание в ней участвовать); отличаться привлекательностью, которая обеспечивается новизной, ощутимым результатом, одобрением окружающих или особой ролью ребенка в ее осуществлении; открывать возможности для самовыражения воспитанника, проявления его индивидуальности. Следует отметить, что существует целый ряд научно разработанных способов повышения учебного процесса, используя которые можно избежать многих трудностей восприятия школьниками учебного материала. Школьная жизнь – серьёзное испытание для большинства детей. Это большой коллектив, требования и повседневные обязанности. Особенность психологии школьника заключается в том, что он ещё мало осознаёт свои переживания и далеко не всегда способен понять причины, их вызывающие. На трудности в школе ребёнок чаще всего отвечает эмоциональными реакциями – гневом, страхом, обидой.  Жизнь выдвигает перед теорией и практикой образования и воспитания, кроме традиционных вопросов – чему и как учить в современных условиях, приоритетную проблему: как сформировать человека, который отвечал бы требованиям общества на нынешнем этапе исторического развития. Вот почему сегодня мы обращаемся к личности ребёнка, анализу процессов, влияющих на её формирование. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным, умеющим общаться с окружающими его людьми. Чтобы научить ребенка общению, нужно много терпения, любви и желания помочь ему разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Социальное развитие -это процесс во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества, где ему предстоит жить с другими людьми, учитывая их интересы, правила и нормы поведения. Он принимает возрастные нормы поведения в группе сверстников, учится эффективным способам выхода из трудных ситуаций, исследует границы дозволенного, решает свои эмоциональные проблемы, учится влиять на других, развлекается, познает мир, себя и окружающих. В связи с этим проблема социально-личностного развития – развитие ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром – всегда была и ныне остаётся особо актуальной на данном современном этапе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 352 с.

Коллекция лучших тестов. Изд.4. Ростов на Д: Феникс, 2007. – 375 с.. Матвеева Л.Г. и др. Что я могу узнать о своем ребенке? Психологические тесты / Л.Г.Матвеева. - Челябинск: Юж. - Урал. кн. изд-во, 1996. – 320 с. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. 4-е изд., стереотип / В.С. Мухина. - М.: Издательский центр «Академия»,

 1999. – 456 с. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: Учеб.пособие для студ.вузов / И.П. Подласый.- М.: ВЛАДОС-Пресс, 2004. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие / под ред. Д.Я. Райгородского. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2001. — 672 с.

 Психологическая диагностика. Учебное пособие / под ред. К.М. Гуревича и Е.М. Борисовой. - М.: Изд-во УРАО, 1997.

 Рабочая книга школьного психолога. И.В.Дубровина, М.К.Акимова, Е.М.Борисова / под ред. И.В.Дубровиной. - М.: Просвещение, 1991. Розенберг Н.М. Советская педагогика / Н.М. Розенберг. - 1991. - С.33-38. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир / Е.В. Субботский. - М.: Просвещение, 1991. – 207 с.

 Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Н.Ф. Талызина. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 288 с.

Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И.В. Шаповаленко. - М.: Гардарики, 2005. — 349с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Настольно-печатная игра по социально-личностному развитию для детей старшего дошкольного возраста "В гостях у сказки"..

•Важно отметить, что социально-эмоциональное развитие детей происходит благоприятно при условии удовлетворения их потребностей в положительных эмоциональных контактах с окружающими, в любви и по...

Конспект организованной образовательной деятельности по социально – личностному развитию для детей средней группы на тему «Дорогой добра»

Дошкольное детство- это важный период, когда формируются основные представления об окружающем мире, добре и зле в нём, представления о семейном укладе, о родной земле....

Рабочая программа по формированию социально-личностного развития у детей дошкольного возраста «Растим патриотов России»

Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие ...

Конспект образовательной деятельности по теме: «Мой дом. Моя семья» направление «Социально – личностное развитие», для детей старшего дошкольного возраста логопедической группы

Цели:  расширение представлений детей об истории семьи и истории родной страны.Задачи: образовательная область «Социализация»:формирование семейной, гражданской принадлежности, патриотических чув...

Конспект НОД по социально-личностному развитию "Спички детям не игрушка" 2 младшая группа

Конспект НОД по социально-личностному развитию "Спички детям не игрушка" 2 младшая группа...

Педагогический проект по социально-личностному развитию для детей старшей группы на тему: «ВПУСТИТЕ В СЕРДЦЕ ДОБРОТУ»

Нравственное воспитание - целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Задачи - углубление представлений о доброте, как о ценном, неотъемлемом к...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по социально-личностному развитию для детей старшего возраста. Тема: <<Мы совершаем добрые поступки>>

Цель: формирование  понятий <<друг>>,<<дружба>>.Задачи: 1)образовательные: обобщить знания детей о дружбе и дружеских отношениях, закреплять знания пословиц о дружбе...