"Интеллект на кончиках пальцев"
статья на тему
Предварительный просмотр:
Сычева Инна Герьевна
учитель-логопед
МАДОУ «Детский сад № 339»
г. Казань, Республика Татарстан
Зарипова Зульфия Нурахметовна
учитель-логопед
МАДОУ «Детский сад № 339»
г. Казань, Республика Татарстан
Низамиева Люция Варисовна
воспитатель
МАДОУ «Детский сад № 339»
г. Казань, Республика Татарстан
Интеллект на кончиках пальцев
Многочисленными исследованиями ученых подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики.
Установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому, чтобы научить ребенка говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный (речевой) аппарат, но и развивать движения пальцев. Систематические упражнения по тренировке пальцев рук являются и средством стимуляции активности коры головного мозга, что способствует развитию мышления и внимания.
Одной из важных особенностей пальчиковых игр является их доступность. Чтобы поиграть с ребенком, никаких особенных приспособлений и игрушек не требуется. Весь игровой материал – ручки, пальчики ребенка. В эти игры можно играть в любое время и где угодно: на прогулке, в очереди - где нужно занять малыша, отвлечь его либо заинтересовать. Работа по тренировке пальцев можно начинать уже с двухмесячного возраста. В этот период важное место отводится массажу. Поглаживайте кисти рук малыша в направлении от кончиков пальцев к запястью, сгибайте и разгибайте каждый пальчик по очереди:
Пальчик Тимоша – мальчик хороший
Пальчик Коля – учится в школе
Пальчик Антошка – озорной немножко
Пальчик Влада – обожает наряды
Пальчик Анютка – совсем малютка.
Можно массировать ладони и пальчики с помощью небольшого шарика (например, для пинг-понга), карандаша, ореха и т.п. Массажный эффект будет ощутимее, если использовать специальный мяч-ежик с резиновыми «колючками». Выпуклые части хорошо массируют поверхность ладоней, заставляя работать кожные рецепторы.
Хорошую тренировку обеспечивают народные игры – потешки – «Сорока-белобока», «Ладушки», «Коза-Дереза». Особое значение имеет период, когда происходит противопоставление большого пальца остальным. С этого момента ребенку становятся доступны тонкие движения пальцев рук, малыш осваивает пинцетный захват (умение брать предметы большим и указательным пальцами).
Для игры «Подъемный кран» понадобится пластиковое ведерко и 6-7 небольших игрушек или предметов. Ручка малыша изображает подъемный кран: большой и указательный пальцы правой руки подхватывают предмет и направляют прямиком в ведерко. Повторить левой рукой.
Попросите ребенка разжать ладошку и, помогая совершать движения, начните проговаривать потешку:
Мальчик-с-пальчик, где ты был? (Делаем круговые движения большим пальцем)
С этим братцем в лес ходил (Загибаем по очереди сначала мизинец)
С этим братцем щи вварил, (затем безымянный палец и т.д.)
С этим братцем песни пел,
С этим братцем кашу ел,
Оттого и потолстел (круговые движения большим пальцем).
На втором году жизни возрастает самостоятельность ребенка во многих действиях. В этом возрасте некоторые простые движения он может повторять без помощи взрослого, ориентируясь на показ и копируя действия. Также проявляется самостоятельность и в речи. Малыш старается на свой манер, громко и четко произнести звуки, слова или словосочетания при выполнении какой-либо части упражнения.
«Семья». Попросите малыша распрямить ладошку. Начинаем загибать пальчики с мизинца:
Этот пальчик – дедушка
Этот пальчик - бабушка
Этот пальчик - папочка
Этот пальчик - мамочка
Этот пальчик – я
Вот и вся моя семья!
Побуждайте ребенка повторять за вами либо завершать начатое предложение.
«Пианино». Имитируйте игру на пианино, по очереди постукивая каждым пальчиком, затем всей ладонью с растопыренными пальчиками по поверхности стола:
Мы купили пианино,
Ля-ля-ля (2раза)
Вместе с бабушкой играем,
А танцует вся семья.
Ля-ля-ля (2 раза)
Одновременно с тренировкой пальцев рук малыш усваивает различные фразы приветствия в игре. «Пальчики здороваются». Каждым пальчиком коснуться по очереди пальчиков ребенка, приговаривая:
Здравствуй, пальчик – мизинчик,
Рад тебя видеть, безымянный пальчик,
Добрый день, средний пальчик, Приветствую тебя, указательный пальчик,
Хорошего дня, большой пальчик!
Научите малыша собирать пальчики в колечки, смыкая поочередно большой палец с маленьким, безымянным, средним, указательным и большим в игре «Баран и баранки»:
Рано утром спозаранок
Накупил баран баранок (Смыкаем колечки, начиная с мизинца)
А потом на рублики
Прикупил он бублики (Смыкаем пальцами колечки в обратном порядке)
1,2,3,4,5 – (Загибаем поочередно пальчики)
Начал бублики считать
1,2,3,4,5 – (В обратном порядке поочередно разгибаем пальцы)
Начал бублики жевать И все скушал…(Показываем ладоши)
Первое время ребенок с трудом справляется с собственными пальцами – колечки придется буквально лепить. Но если занятия проводить регулярно, ребенок научится сам конструировать не только колечки, но и условные фигурки курочки, петушка, собачки, зайчика, козы. Взрослый показывает образец на своих пальцах, попутно озвучивая свои действия:
«Курочка-хохлатка зернышки клюет
Клювик разевает, цыплят зовет»
«Петушок, петушок, золотой гребешок.
Рассердился петушок, топорщит красный гребешок».
«Это пес – Барбос, у него черный нос
Он лает, дом охраняет».
«Зайка, зайка, покажи ушки!
Ушки на макушке. Вот какие ушки!»
«Коза-дереза, коза-ягоза,
У козы - рога, забодают чужака!»
Пальчиковые игры можно сопровождать чтением книжек. Незамысловатый сюжет и знаковые персонажи без труда можно изобразить с помощью пальчиков. Сборники пальчиковых игр можно найти в книжных магазинах, а упражнения по развитию мелкой моторики – в журналах для детей.
Для тренировки тонких движений пальчиков играйте с малышом в различные игры. Например, складывайте пазлы и мозайки, собирайте мелкие предметы (пуговицы, камешки, орешки) в разные по размеру емкости, выкладывайте узоры с помощью палочек, ниток, шнурков, завязывайте различные узелки.
Можно наполнить орешками, камешками или крупой полотняные мешочки и разминать их ладошками, с помощью шишек массировать руки круговыми, поглаживающими движениями.
Игра с крупой – отличный способ помассировать пальцы и улучшить глазомер. У этого материала есть еще одно неоценимое достоинство – оказывать помощь детям с нарушениями речевого развития, а также малышам, которым трудно концентрировать свое внимание. В миску или коробку насыпьте фасоль (горох), бросьте туда мелкие игрушки и размешайте. Ребенок должен на ощупь определить и назвать, что спряталось в фасоли. Рисуйте узоры на подносе с манкой. Пусть изобразит солнышко, елочку, домик.
Играя с прищепками, малыш, помимо хорошего цветоощущения, развивает и мелкую моторику рук. Покажите малышу, как надо держать прищепку двумя пальцами: указательным и большим. Если ребенок совсем мал, пусть держит прищепку тремя пальчиками, подключив и средний.
Пусть малыш прикрепит прищепки в соответствии с цветом: на синюю стенку коробку – синие, на красную – красные, и т.д.
Прищепки познакомят малыша и с геометрическими фигурами. Взяв желтый круг и желтые прищепки, сделайте солнышко или одуванчик. Из зеленого треугольника и зеленых прищепок получится елочка. Овал с помощью прищепок превратится в усатого жука, а полукруг – в ежика.
Прищепки с успехом заменят малышу конструктор, надо только проявить фантазию! Из них получаются роботы, самолетики, деревья, птички…
Наблюдая за игрой, можно безошибочно определить ведущую руку ребенка, какой рукой берет прищепки.
На ранних этапах (до 3-х лет) с помощью прищепок можно переучить малыша – левшу, и он станет отлично действовать правой рукой, перейдя в разряд «скрытых» (переученных) левшей. Есть, правда, «неподдающиеся» детки (ярко выраженные левши). С ними упорствовать не стоит. Никакого насилия.
Творческий взгляд на мир и мелкую моторику пальцев разовьют лепка, рисование, аппликация, работа с ножницами.
Начните с простых сюжетов. Нарисуйте тучку и предложите ребенку дорисовать дождик. Изобразите солнышко, а малыш пусть покажет, как лучики от него разбегаются в разные стороны. Предложите посадить цветочек в землю, нарисовав стебель, или пусть дорисует елочке иголки. Эти занятия помогут малышу развить фантазию и получат входить карандашом.
Возьмите мягкий пластилин и покажите ребенку, как нужно делать колбаски, лепить колобки, скатывать шарики, делать блинчики. А предложите ему из этого материала слепить зверинец: жирафа, зайка, лису. Лепка развивает фантазию, мелкую моторику пальцев и очень нравится всем детям.
Пальчиковый театр – отличное изобретение: легкое, удобное, мобильное. Можно приобрести уже готовые фигурки, которые надеваются на пальчики, можно персонажей для пальчикового театра изготовить самим – например, фетра, бумаги, связать из пряжи. Эти игрушки долго будут радовать малыша, тренируя его пальчики, совершенствуя речь, фантазию и воображение.
Желательно изготовить сразу два набора – с людьми и животными. Такие артисты удобны для сказок с большим количеством персонажей. Каждый пальчик – отдельный герой. Можно поставить русские народные сказки: «Репка», «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Зимовье зверей».
Пальчиковые игры и массаж отлично развивают моторику рук, активизируя при этом речевые зоны в коре головного мозга. Поэтому им уделяется достаточно времени не только в детском саду, но и дома.
Пальчиковые игры для ребенка подбираются с учетом его возможностей и постепенно усложняются. Эти игры обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание стихов, учат улавливать ритм речи. Когда ребенок проговаривает стихи и одновременно двигает пальчиками своих рук, речь его подчиняется ритму, сопровождается движениями, становится более громкой, четкой, эмоциональной.
Список литературы
Абрамова Л.П. Бушки-барашки. Пальчиковая игра Д «Карапуз», 2001
Галанов А.С. Развивающие игры вместе с малышом от 3 до 5 лет. Минск; 2014. – (Серия «Вместе малышам») 64 с.
Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. – СПб, 1998.-192с.
Развитие речи, движения и мелкой моторики. Комплексные занятия. Практическое пособие \ Е.А.Лифиц, И.В.Лифиц.-М, 2010. – 160с.
Садовникова Л.Г. Ваш ребенок начинает говорить (Серия «Заботливым родителям») СПб, 1996 – 128с.
Серия «Обучение с пеленок» Развивающие игры \ автор-составитель Жукова О.С. СПб, 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ум на кончиках пальцев
Семинар для родителей младшей группы ДОУ. Рекомендации родителям о развитии мелкой моторики у младших дошкольников. Анализ игрушек, предлагаемых нашим рынком, а также возможность использовать подручны...
«Интеллект на кончиках пальцев»
Родительское собрание - практикум...
Консультация для родителей "Интеллект ребенка на кончиках пальцев"
Консультация для родителей...
Семинар-практикум "Речь на кончиках пальцев (Упражнения на автоматизацию звуков в сочетании с играми на развитие мелкой моторики пальцев рук и внимания)"
Практикующие учителя-логопеды, сталкиваясь в своей работе с речевыми нарушениями у детей, отмечают выраженную в разной степени моторную недостат...
Проект в младшей группе " Интеллект на кончиках пальцев"
Проект «Интеллект на кончиках пальцев» «Истоки способностей и дарованийдетей – на кончиках их пальцев.Чем больше уверенности в движенияхдетской руки, тем тоньше взаимодейс...
Интеллект на кончиках пальцев
laquo;Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» (В. А. Сухомлинский)...
Интеллект на кончиках пальцев
Формирование интеллектуальной, познавательной, речевой деятельности младших дошкольников, с использованием информационно-коммуникационных технологий....