Проект "Звезды и созвездия"
рабочая программа (старшая группа) на тему
Актуальность. Проблематика проекта:
Интерес к Космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с первых шагов. Ночное звездное небо не оставляет равнодушным ни одного ребенка. Загадки Вселенной будоражат воображение всегда, с раннего детства до старости. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко.
В звездной вселенной скрыто много таинственного и интересного. Кроме всего прочего, обогащая знания детей о космосе и солнечной системе можно более полно раскрыть тему смены времен года, частей суток.
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается мною не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического воздействия, сотрудничества, сотворчества.
Согласно Госстандарту в рамках формирования у дошкольников естественно-научных представлений детям должны давать элементарные представления о Солнечной системе и основных космических явлениях. В настоящее время накоплен опыт изучения элементов астрономии в начальных классах школы, на книжных полках появились многочисленные энциклопедии, сказки, книги о космосе, об астрономии для детей дошкольного возраста.
В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами могли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходства и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно (Г.М.Лямина, А.П.Усова, Е.А.Панько и др.).
Важным средством познания окружающего мира является не только окружающая его природа, но и неизведанный мир Вселенной. Он привлекает его внимание, заставляет включать в процессе наблюдения различные органы чувств, а значит, активизирует начальные моменты познания – ощущение и восприятие. И.Г. Песталоцци отмечал, что окружающий мир ребенка – источник, благодаря которому «ум поднимается от смутных чувственных восприятий к четким понятиям».
Однако, проведенный опрос выявил, что дети имеют поверхностные знания о космосе, недостаточный интерес и внимание родителей к космосу и празднику День космонавтики.
Как поддержать интерес ребенка к неизведанному? С помощью каких методов можно заинтересовать ребенка, помочь ему добывать новую, интересную информацию про космос? Данный проект позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы. В противном случае, знания детей останутся путанными, отрывочными, неполными, оторванными от современной жизни.
В основе данного проекта лежит жажда дошкольников к познанию, стремление к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях. Понятно, что просто чтение рассказов о небесных телах, рассматривание иллюстраций, а тем более «сухое» перекладывание материала школы на детский сад неприемлемы. Естественно, содержание и формы проведения занятий должны определяться воспитателем в соответствии с его интересами и знаниями, контингентом воспитуемых, спецификой ДОУ и т. д.
В организации работы с детьми используются следующие методы:
• методы ТРИЗ, в которых успешно решаем задачи проблемного и развивающего обучения, побуждаем детей к поиску, моделированию, экспериментированию. Дети работают в атмосфере свободы мышления и творчества;
• наглядные методы: опорные схемы, таблицы, карты, эйдетика, в которых развиваем память, мышление; формируем навыки объяснительной речи, умение обосновывать свои мысли, делать выводы, побуждаем детей к размышлению;
• методы проектных технологий, в которых формируем умение конструировать свою деятельность, использовать свои знания на практике, искать ответы на вопросы, включаться в партнерские отношения со сверстниками и взрослыми;
• методы экспериментально — исследовательской деятельности, в которых опираемся на опыт ребенка, формируем сенсорно — перцептивную сферу у детей, представление о предметах, явлениях природы. В работа с детьми мной использовались вариативные формы работы: проблемно-поисковые ситуации, интегрированное, комплексное обучение, разбор проблемных ситуаций.
Большое внимание мной было уделено созданию условий для развития познавательно-речевой активности старших дошкольников, а также развитию их любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи, что способствовало всестороннему гармоничному развитию личности.
Знакомство с космосом по данному проекту подразделяется на блоки:
1. В Солнечном царстве — Космическом государстве.
2. Страна 1000 Солнц.
3. Неизведанное — непознанное.
4. Экология космоса.
Изучая первый блок проекта, дети узнают о космическом доме нашей планеты — Солнечной системе; Солнце и планетах, вращающихся вокруг него. Путешествуя по этому дому, дети должны усвоить, что такое Солнце, планеты, спутники, астероиды; как происходит смена времён года её дня и ночи; существование или отсутствие жизни на планетах; о Луне — спутнике Земли и тд.
Во втором блоке даются представления о звёздах, созвездиях, о звёздных домах — Галактиках, о Солнце как звезде. Детей знакомятся с мифами и легендами Древнего мира. Они учатся находить самые яркие созвездия, такие как Большая Медведица, Кассиопея, Малая Медведица, Орион и т. д.; Полярную звезду.
Через содержание третьего блока осуществляются развивающие и воспитательные цели проекта. На занятиях дети под руководством воспитателя фантазируют о внеземных цивилизациях, констатируют и «заселяют» другие планеты, дискутируют, знакомятся с тайнами своей планеты (Снежный человек, Лохнесское чудовище) и тд., рассматривают рисунки очевидцев НЛО, сами рисуют по представлению обитателей иных миров. Важно, чтобы у детей формировался не страх перед неизведанным, а спокойный интерес и умение принимать жизнь в разных проявлениях.
Четвёртый блок призван реализовать задачи экологического воспитания детей. На примере того, как дети учатся обустраивать планету Земля, т.е. ухаживают за растительным и животным миром, выявляют неблагополучия в природе и устраняют их, изучают законы природы, строится обучение экологии космоса. Дети моделируют ситуации неблагополучия, которые могут возникнуть в результате деятельности человека в космосе и способы их устранения. Дети констатируют экологически «правильные» планеты.
Важным средством познания окружающего мира является не только окружающая его природа, но и неизведанный мир Вселенной. Он привлекает его внимание, заставляет включать в процессе наблюдения различные органы чувств, а значит, активизирует начальные моменты познания – ощущение и восприятие.
Знакомство с Космосом по данному проекту проходят раз в неделю; 4 раза в месяц.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kosmos_matveeva.docx | 620.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Нижневартовск, 201
Проект «Звезды и созвездия»
Карта проекта
Вид проекта |
|
Продолжительность проекта: |
|
Участники проекта: |
|
Образовательные области: |
|
Разработчик проекта |
Матвеева Елена Андреевна |
Цель проекта: |
|
Задачи проекта: |
|
Ожидаемый результат: |
|
Актуальность. Проблематика проекта:
Интерес к Космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с первых шагов. Ночное звездное небо не оставляет равнодушным ни одного ребенка. Загадки Вселенной будоражат воображение всегда, с раннего детства до старости. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко.
В звездной вселенной скрыто много таинственного и интересного. Кроме всего прочего, обогащая знания детей о космосе и солнечной системе можно более полно раскрыть тему смены времен года, частей суток.
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается мною не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического воздействия, сотрудничества, сотворчества.
Согласно Госстандарту в рамках формирования у дошкольников естественно-научных представлений детям должны давать элементарные представления о Солнечной системе и основных космических явлениях. В настоящее время накоплен опыт изучения элементов астрономии в начальных классах школы, на книжных полках появились многочисленные энциклопедии, сказки, книги о космосе, об астрономии для детей дошкольного возраста.
В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами могли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходства и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно (Г.М.Лямина, А.П.Усова, Е.А.Панько и др.).
Важным средством познания окружающего мира является не только окружающая его природа, но и неизведанный мир Вселенной. Он привлекает его внимание, заставляет включать в процессе наблюдения различные органы чувств, а значит, активизирует начальные моменты познания – ощущение и восприятие. И.Г. Песталоцци отмечал, что окружающий мир ребенка – источник, благодаря которому «ум поднимается от смутных чувственных восприятий к четким понятиям».
Однако, проведенный опрос выявил, что дети имеют поверхностные знания о космосе, недостаточный интерес и внимание родителей к космосу и празднику День космонавтики.
Как поддержать интерес ребенка к неизведанному? С помощью каких методов можно заинтересовать ребенка, помочь ему добывать новую, интересную информацию про космос? Данный проект позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы. В противном случае, знания детей останутся путанными, отрывочными, неполными, оторванными от современной жизни.
В основе данного проекта лежит жажда дошкольников к познанию, стремление к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях. Понятно, что просто чтение рассказов о небесных телах, рассматривание иллюстраций, а тем более «сухое» перекладывание материала школы на детский сад неприемлемы. Естественно, содержание и формы проведения занятий должны определяться воспитателем в соответствии с его интересами и знаниями, контингентом воспитуемых, спецификой ДОУ и т. д.
В организации работы с детьми используются следующие методы:
• методы ТРИЗ, в которых успешно решаем задачи проблемного и развивающего обучения, побуждаем детей к поиску, моделированию, экспериментированию. Дети работают в атмосфере свободы мышления и творчества;
• наглядные методы: опорные схемы, таблицы, карты, эйдетика, в которых развиваем память, мышление; формируем навыки объяснительной речи, умение обосновывать свои мысли, делать выводы, побуждаем детей к размышлению;
• методы проектных технологий, в которых формируем умение конструировать свою деятельность, использовать свои знания на практике, искать ответы на вопросы, включаться в партнерские отношения со сверстниками и взрослыми;
• методы экспериментально — исследовательской деятельности, в которых опираемся на опыт ребенка, формируем сенсорно — перцептивную сферу у детей, представление о предметах, явлениях природы. В работа с детьми мной использовались вариативные формы работы: проблемно-поисковые ситуации, интегрированное, комплексное обучение, разбор проблемных ситуаций.
Большое внимание мной было уделено созданию условий для развития познавательно-речевой активности старших дошкольников, а также развитию их любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи, что способствовало всестороннему гармоничному развитию личности.
Знакомство с космосом по данному проекту подразделяется на блоки:
1. В Солнечном царстве — Космическом государстве.
2. Страна 1000 Солнц.
3. Неизведанное — непознанное.
4. Экология космоса.
Изучая первый блок проекта, дети узнают о космическом доме нашей планеты — Солнечной системе; Солнце и планетах, вращающихся вокруг него. Путешествуя по этому дому, дети должны усвоить, что такое Солнце, планеты, спутники, астероиды; как происходит смена времён года её дня и ночи; существование или отсутствие жизни на планетах; о Луне — спутнике Земли и тд.
Во втором блоке даются представления о звёздах, созвездиях, о звёздных домах — Галактиках, о Солнце как звезде. Детей знакомятся с мифами и легендами Древнего мира. Они учатся находить самые яркие созвездия, такие как Большая Медведица, Кассиопея, Малая Медведица, Орион и т. д.; Полярную звезду.
Через содержание третьего блока осуществляются развивающие и воспитательные цели проекта. На занятиях дети под руководством воспитателя фантазируют о внеземных цивилизациях, констатируют и «заселяют» другие планеты, дискутируют, знакомятся с тайнами своей планеты (Снежный человек, Лохнесское чудовище) и тд., рассматривают рисунки очевидцев НЛО, сами рисуют по представлению обитателей иных миров. Важно, чтобы у детей формировался не страх перед неизведанным, а спокойный интерес и умение принимать жизнь в разных проявлениях.
Четвёртый блок призван реализовать задачи экологического воспитания детей. На примере того, как дети учатся обустраивать планету Земля, т.е. ухаживают за растительным и животным миром, выявляют неблагополучия в природе и устраняют их, изучают законы природы, строится обучение экологии космоса. Дети моделируют ситуации неблагополучия, которые могут возникнуть в результате деятельности человека в космосе и способы их устранения. Дети констатируют экологически «правильные» планеты.
Важным средством познания окружающего мира является не только окружающая его природа, но и неизведанный мир Вселенной. Он привлекает его внимание, заставляет включать в процессе наблюдения различные органы чувств, а значит, активизирует начальные моменты познания – ощущение и восприятие.
Знакомство с Космосом по данному проекту проходят раз в неделю; 4 раза в месяц.
В рамках этого проекта создаётся музей Космоса в детском саду, что позволяет более эффективно организовать работу.
Предварительная работа:
- подбор иллюстративного материала по теме;
- подбор методической литературы, художественной литературы для чтения, загадок по теме, аудиозаписей.
Работа с родителями:
- ознакомление родителей с целями и задачами проекта;
- информация в приемной: «Беседы о космосе. Что интересно дошкольникам»;
- привлечение родителей к организации предметно-развивающей среды.
Реализация проекта:
1-й этап - подготовительный
- Первичная диагностика детей
- Анализ подобранной литературы
- Организация предметно-развивающей среды
- Разработка каталога подвижных игр
- Подготовка различных презетнаций
2-й этап – основной
- Разработка конспектов организованной образовательной деятельности, проведение занятий, экспериментов, игр.
- Организация продуктивной деятельности детей по теме «Космос».
- Разработка конспектов и проведение различных мероприятий с родителями.
3-й этап – заключительный
- Праздник
- Выставка продуктивной деятельности детей.
- Презентация проекта.
- Итоговая диагностика дошкольников.
Интеграция по образовательным областям
Содержание деятельности | Задачи области | |
Образовательная область «Физическая культура» | ||
Эстафеты, соревнования, подвижные игры по теме проекта Физкультурный досуг. | - развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации); | |
Образовательная область «Здоровье» | ||
Игры настольно печатные «Хорошо – плохо»; «Найди лишнее»
| - сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; - формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. | |
Образовательная область «Познание» | ||
Наблюдения, экскурсии. Дидактические игры. «Найди дорогу на Землю»; «Волшебная космическая палочка»; «Космическое лото». Загадывание загадок по теме проекта. Кроссворды по теме проекта. Настольно печатные игры «Космос», «Космическое путешествие» Просмотр видеофильмов «Планеты», «Вселенная» и др. Экспериментальная деятельность «Земля и Солнце»; Экскурсия в планетарий. | - сенсорное развитие; | |
Образовательная область «Коммуникация» | ||
Беседы с детьми на темы «Наша планета Земля», серия картинок «Что мы видели на небе». Работа в книжном уголке: рассматривание иллюстраций по теме проекта. Создание «Космического словаря ». | - развитие свободного общения со взрослыми и детьми; | |
Образовательная область «Чтение художественной литературы» | ||
Рассматривание иллюстраций по теме: «Солнечная система», чтение произведений о космосе. Чтение стихов, пересказ историй. | - формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; | |
Образовательная область «Социализация» | ||
Сюжетно-ролевые игры «Космонавты», «Путешествие на Луну», «Строим космодром» | - развитие игровой деятельности детей; | |
Образовательная область «Труд» | ||
Совместно с родителями изготовить атрибуты к сюжетно-ролевым играм по теме проекта. Изготовление макетов, атрибутов к сюжетно-ролевым играм по теме проекта. Создание книги о космосе | - развитие трудовой деятельности; | |
Образовательная область «Безопасность» | ||
Беседа по ознакомлению с окружающим социальным миром и правилами поведения | - формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них; | |
Образовательная область «Музыка» | ||
Театральные костюмы космонавта , космических пришельцев Инсценировка «Большое космическое путешествие» | - развитие музыкально-художественной деятельности; | |
Образовательная область «Художественное творчество» | ||
Изготовление поделок из бросового материала «Космическое путешествие» Рисование, аппликация, конструирование на тему «Космос» | - развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд); развитие детского творчества; - приобщение к изобразительному искусству. |
И в заключение хочу сказать что…
Использование метода проектов в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. Проектная деятельность дает возможность воспитывать «деятеля», а не «исполнителя». Развивает волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия и способствует успешному обучению в школе. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.
Список литературы:
- Дейнеко О.В. Использование метода игрового моделирования в работе с детьми // ж. «Справочник старшего воспитателя» №3/2009, стр. 22.
- Близнецова В.С. Руководство проектной деятельностью педагогов ДОУ //ж. «Справочник старшего воспитателя» №9/2009, стр. 33.
- Богина М.Ю. Полет в космос //ж. «Справочник старшего воспитателя» №4/2009, стр. 69.
- Н.Васильева Проектная деятельность; участвуем вместе.//ж. «Дошкольное воспитание», № 10 /2011 г.,стр.49.
- Шорыгина Т.А. Профессии. Какие они? //Книга для воспитателей, гувернеров и родителей – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005 - 96 с.
- Л.Н. Прохорова Организация экспериментальной деятельности дошкольников» . Методические рекомендации – М.: АРКТИ, 2003 - 64 с.
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование проекта
«Звезды и созвездия»
Сроки | Форма работы | Задачи | Образовательные области | Участники |
Ноябрь 2016г. | Беседа, опрос воспитанников | Выявить первоначальный уровень знания детей о космосе
| Познавательное развитие | дети воспитатель |
Ноябрь 2016г. | Физкультурное занятие «Полет в космос» | Воспитывать желание совершенствовать свои физические качества, целеустремленность, развивать ловкость, быстроту, силу, выносливость. | Физическое развитие Социально-коммуникативное развитие | дети
|
Ноябрь 2016г. | Чтение «Собаки-космонавты» | Познакомить с материалом о собаках-космонавтах, воспитывать любовь и уважение к этим смелым животным. | Речевое развитие Познавательное развитие | дети воспитатель |
Ноябрь 2016г. | Экспериментирование «Почему происходит смена дня и ночи» | Расширять представления детей о космических телах, о космических явлениях | Речевое развитие Познавательное развитие | дети воспитатель |
Декабрь 2016г. | Беседа «Из истории возникновении ракеты» | Сформировать у детей понятия «ракета», «комический корабль», разъяснить их предназначение. | Речевое развитие Познавательное развитие | дети воспитатель |
Декабрь 2016г | Конструирование ракеты. Аппликация. | Развивать потребность в творческой деятельности при работе с бумагой. | Художественно-эстетическое развитие Социально-коммуникативное развитие | дети воспитатель родители |
Декабрь 2016г. | Работа с родителями: «отправляемся в космическое путешествие» | Привлечь родителей к творческой совместной деятельности с детьми | Художественно-эстетическое развитие Социально-коммуникативное развитие | дети воспитатель родители |
Декабрь 2016г | Экспериментирование «как образуются облака» | Формировать стремление детей к познавательной активности, | Речевое развитие Познавательное развитие | дети воспитатель |
Январь 2017 | Чтение стихов про космос, космонавтов. Рассказ о Ю.А. Гагарине | Познакомить детей с подвигом первого космонавта. Побуждать детей общению с взрослым посредством вопросов. | Речевое развитие Познавательное развитие | дети воспитатель |
Январь 2017 | Лепка «Покорители космоса» | Формировать у детей приемы лепки на примере изготовления фигурки космонавта | Художественно-эстетическое развитие | дети воспитатель |
Январь 2017 | Информация для родителей «Это интересно» | Побуждать родителей получать новые знания, тем самым показывая пример детям. | Работа с родителями | воспитатель родители |
Январь 2017 | Экспериментирование «Солнечное затмение» | Расширять представления детей о космических явлениях. | Социально-коммуникативное развитие познавательное Речевое развитие | дети воспитатель |
Февраль 2017 | Сюжетно-ролевая игра «Летим в космос» | Развивать игровую деятельность детей, развивать воображение и фантазию | Социально-коммуникативное развитие Речевое развитие | дети воспитатель |
Февраль 2017 | Рисование «Инопланетяне, какие они?» | Развивать потребность в творческой деятельности. | Художественно-эстетическое развитие | дети воспитатель |
Февраль 2017 | Космические опыты | При помощи фонарика показать детям смену дня и ночи и времен года | Познавательное развитие | дети воспитатель |
Февраль 2017 | Конструирование «Создаем музей» | Развивать логическое мышление, вооружение, фантазию | Художественно-эстетическое развитие | дети воспитатель |
Март 2017 | Дидактическая игра «Найди пару» | Развивать логическое мышление, связную речь | Социально-коммуникативное развитие | дети воспитатель |
Март 2017 | Занятие по ФЭМП «Летим в космос» | Формировать элементарные математические представления в игровой форме | Речевое развитие Познавательное развитие Физическое развитие | дети воспитатель |
Март 2017 | Беседа «Какая она Луна?» | Сформировать представления детей о Луне как спутнике Земли. | Речевое развитие Познавательное развитие | дети воспитатель |
Март 2017 | Экспериментирование «Солнце и земля» | Дать представления о размерах планет, звезд, | Речевое развитие Познавательное развитие | дети воспитатель |
Апрель 2017 | Реализация кратковременного проекта совместно с родителями «Мы – дети Галактики» | Активизировать словарный запас детей, побуждать их к фантазированию, Расширять представления родителей и детей о космосе. Развивать коммуникативные , художественно-эстетические навыки. | Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие | дети воспитатель родители |
Апрель 2017 | Космические раскраски | Заинтересовать детей космической темой, побуждать к творчеству при раскрашивании, воспитывать эстетический вкус. | Художественно-эстетическое развитие | дети воспитатель |
Апрель 2017 | Занятие «Вода и воздух – богатство нашей планеты» Беседа «Что случится с нашей планетой, если…» | Приобщение к правилам поведения, безопасного для человека и окружающего мира природы. Обобщить представления детей о планете Земля, об условиях, необходимых для жизни. Воспитывать любовь к своей планете и желание беречь её. | Речевое развитие Познавательное развитие Социально-коммуникативное развитие | дети воспитатель |
Апрель 2017 | Экспериментирование «Солнечная система» Подведение итога реализации проекта «Мы – дети Галактики» | Закрепить представления детей о вращении планет вокруг солнца, о Вселенной | Речевое развитие Познавательное развитие Социально-коммуникативное развитие | дети воспитатель родители |
Май 2017 | Подвижная игра «Летает – не летает» | Развивать память, внимание, быстроту реакции. | Социально-коммуникативное развитие | дети воспитатель |
Май 2017 | Загадки про космос | Формировать у детей представления, связанные с космосом на примере загадок | Социально-коммуникативное развитие Речевое развтиие | дети воспитатель |
Май 2017 | Развлечение «Ждут нас быстрые ракеты | Подвести итог полученных знаний, повысить эмоциональный фон детей. | Физическое развитие Речевое развитие Познавательное развитие | дети воспитатель муз. рук-ль |
Май 2017 | Беседа, опрос воспитанников | Выявить (промежуточный) уровень знания детей о космосе
| Познавательное развитие | дети воспитатель |
Сентябрь 2017 | Проведение родительского собрания совместно с воспитанниками в рамках темы. | Расширять представления родителей и воспитанников о космосе, воспитывать уважение к старшим. | Познавательное развитие | дети воспитатель |
Сентябрь 2017 | Проведение интегрированного занятия «Созвездия» | Дать представления о звездах и созвездиях | Познавательное развитие | дети воспитатель |
Сентябрь 2017 | Дидактическая игра «Звездочет» | Закрепить представления о расположении звезд на западном полушарии | Познавательное развитие | дети воспитатель |
Сентябрь 2017 | Экспериментирование «Смена времен года» | Расширять представления детей о космосе, экологии космоса | Познавательное развитие | дети воспитатель |
Октябрь 2017 | Проведение тематического занятия - «Человек и космос»; | Расширять представления детей об освоении космоса людьми | Познавательное развитие | дети воспитатель |
Октябрь 2017 | Аппликация «Солнечная система» | Закрепить представления детей о солнечной системе, развивать воображение. | Художественно-эстетическое развитие | дети воспитатель |
Октябрь 2017 | Посещение планетария - экскурсия | Расширять представления детей о космосе, знакомство с новыми созвездиями. | Познавательное развитие | дети воспитатель |
Октябрь 2017 | Экспериментирование «Земное притяжение» | Расширять представления детей о законах физики Земли и других планет | Познавательное развитие | дети воспитатель |
Ноябрь 2017 | Беседа «Человек и космос» | Продолжать знакомить детей с освоением космоса | Познавательное развитие | дети воспитатель |
Ноябрь 2017 | Конструирование «Космодром» | Закрепить представления детей о различных летальных аппаратах | Художественно-эстетическое развитие Познавательное развитие | дети воспитатель |
Ноябрь 2017 | Праздник «В гостях у Лунтика» | Расширить представления детей о НЛО, привлечь родителей к организации совместных мероприятий | Художественно-эстетическое развитие Познавательное развитие Социально-коммуникативное развитие | дети воспитатель, родители |
Ноябрь 2017 | Экспериментирование «Далеко-близко» | Закрепить представления детей о Солнце и его значении для всего живого | Познавательное развитие | дети воспитатель |
Декабрь 2017 | Проведение занятия «Сколько звезд на небе?»; | Продолжать знакомить детей с многообразием созвездий | Познавательное развитие | дети воспитатель |
Декабрь 2017 | Посещение планетария совместно с родителями | Расширять представления о солнечной системе, знакомство с телескопом | Познавательное развитие | дети воспитатель родители |
Декабрь 2017 | Чтение А.Леонов «Я выхожу в космос» | Побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, к речевому общению между собой. | Речевое развитие Познавательное развитие | дети воспитатель |
Декабрь 2017 | Оформление выставки «Мы – жители планеты Земля» | Закрепить знания детей о космических катастрофах, расширять знания об экологии космоса | Речевое развитие Познавательное развитие | дети воспитатель |
Январь 2018 | Проведения беседы «Космонавты» | Расширять знания детей о космодроме, о профессии космонавтов | Речевое развитие Познавательное развитие | дети воспитатель |
Январь 2018 | Экспериментирование «Далекое свечение» | Знакомство с понятием «Пояс Ориона» | Речевое развитие Познавательное развитие | дети воспитатель |
Январь 2018 | Рисование «НЛО» | Развивать воображение, расширять знания детей о НЛО | Художественно-эстетическое развитие познавательное | дети воспитатель |
Январь 2018 | Выставка работ «Солнечная система» | Закрепить знания детей о расположении планет в солнечной системе | Художественно-эстетическое развитие познавательное | дети воспитатель |
Февраль 2018 | Интегрированное занятие «В гостях у инопланетян» | Расширять представления детей о многообразии грунта на других планетах | Речевое развитие Познавательное развитие | дети воспитатель |
Февраль 2018 | Чтение «Незнайка на луне» Носова | Закрепить представления о невесомости | Речевое развитие Познавательное развитие | дети воспитатель |
Февраль 2018 | Спортивное мероприятие «Космонавты» | Развивать выносливость, стремление быть смелым, отважным, расширять представления о тренировках космонавтов | Физическое развитие | Дети воспитатель |
Февраль 2018 | Экспериментирование «Дневные звезды» | Дать представления о том, что звезды светят постоянно | Речевое развитие Познавательное развитие | дети воспитатель |
Март 2018 | Аппликация «Звезды и созвездия» | Продолжать знакомить детей с многообразием созвездий | Художественно-эстетическое развитие познавательное | дети воспитатель |
Март 2018 | Посещение планетария -экскурсия | Продолжать знакомить детей с многообразием созвездий, расположением планет | Речевое развитие Познавательное развитие | дети воспитатель |
Март 2018 | Чтение стихов про космос | Знакомить с произведениями разных народов | Речевое развитие Познавательное развитие | дети воспитатель |
Март 2018 | Экспериментирование «За горизонтом» | Дать представления детей о восходе, западе, закрепить знания о смене дня и ночи | Речевое развитие Познавательное развитие | дети воспитатель |
Апрель 2018 | Лепка «НЛО» с использованием бросового материала | Закрепить преставления детей о НЛО | Художественно-эстетическое развитие познавательное | дети воспитатель |
Апрель 2018 | Занятие «Космолет» | Расширять преставления детей о строении ракет, космических аппаратов | Речевое развитие Познавательное развитие | дети воспитатель |
Апрель 2018 | Экспериментирование «Звездные кольца» | Дать представления о свечении звезд | Речевое развитие Познавательное развитие | дети воспитатель |
Апрель 2018 | Занятие «Черные дыры» | Обогащать знания детей об экологии космоса | Речевое развитие Познавательное развитие | дети воспитатель |
Май 2018 | Аппликация «Космолет» с использованием бросового материала | Закрепить представления детей о строении ракет, летальных аппаратов | Художественно-эстетическое развитие познавательное | дети воспитатель |
Май 2018 | Подведение итогов. Презентация проекта. Итоговая диагностика. | Закрепить знания детей о Космосе | Речевое развитие Познавательное развитие Социально-коммуникативное развитие | дети воспитатель |
Приложение 2
Опросный лист
для выявления уровня знаний воспитанников
по итогам реализации проекта «Звезды и созвездия»
Вопрос/ ответ | 0 баллов | 1 балл | 2 балла |
Что такое солнечная система? | Затрудняется с ответом. | Ответ односложный, отвечает с подсказками, наводящими вопросами | Отвечает самостоятельно, полными предложениями. |
Как называется ближайшая к нам звезда? планета? | Затрудняется с ответом. | Отвечает только на один вопрос. | Отвечает самостоятельно, полными предложениями. |
Какие планеты солнечной системы ты знаешь? Какая из них самая большая? | Затрудняется с ответом, отвечает по подсказкам, картинам, называет менее3 планет. | Называет более 6 планет солнечной системы | Отвечает самостоятельно, полными предложениями. |
Кто первым полетел в космос? Каких космонавтов ты знаешь? | Затрудняется с ответом. | Отвечает на первый вопрос, показывает и называет по картине 1-2 космонавтов | Отвечает самостоятельно, называет и показывает более 2 космонавтов |
Какие созвездия нашего неба ты знаешь? | Затрудняется с ответом. | Называет 2-3 созвездия, может показать 1 созвездие на карте | Называет и показывает более 3 созвездий |
Когда впервые человек полетел в космос? Как назывался космический корабль на котором полетел Ю.А Гагарин? | Затрудняется с ответом. | Отвечает только на один вопрос. | Отвечает самостоятельно, полными предложениями. |
Как ты считаешь, какими качествами должен обладать космонавт? | Затрудняется с ответом. | Отвечает односложно, по наводящим вопросам. | Отвечает самостоятельно, полными предложениями. |
Критерии уровня усвоения материала по проекту «Звезды и созвездия»
0-3 балла – низкий уровень
3- 10 баллов – средний уровень
более 10 баллов – высокий уровень усвоения материала
Средства мониторинга: игры – беседы, обобщающие и проблемно – поисковые ситуации, вариативно – игровые задания.
Приложение 3
Подвижные игры:
«Ждут нас быстрые ракеты»
По залу раскладываются обручи-ракеты. По количеству их на несколько штук меньше, чем играющих. Дети берутся за руки и идут по кругу со словами:
- Ждут нас быстрые ракеты
Для полёта на планеты.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет!
После последних слов дети разбегаются и занимают места в «ракетах» (если детей много, то можно усаживаться в одну ракету по два-три человека) и принимают разные космические позы. Те, кому не досталось места в ракете, выбирают самые интересные и красивые позы космонавтов. Затем все становятся опять в круг и игра начинается сначала.
«Космонавты»
Игра проводится под сопровождение музыкального руководителя.
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звука «У».
- Запускаем мы ракету « У-У-У!»: Руки над головой в форме конуса,
- Завели моторы «Р- р- р»: движение по кругу друг за другом
- Загудели: «У-у-у!»: Руки расставили в стороны.
- На заправку полетели: присели - руки вперёд, заправились – руки опустили.
Игра повторяется несколько раз по желанию детей.
«Ракетодром»
Дети раскладывают обручи по кругу, свободно бегают вокруг обручей и произносят слова:
Ждут нас быстрые ракеты
Для полётов по планетам.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет –
Опоздавшим места нет!
Воспитатель убирает несколько обручей. Игра повторяется, пока не останется один обруч.
«Невесомость»
Дети свободно располагаются в зале, делают «ласточку» и стоят как можно дольше. Дети вставшие на вторую ногу садятся на места. Выигрывает ребенок, простоявший на одной ноге дольше всех.
«Солнышко и дождик»
Цель: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу.
Дети сидят на скамейках. Воспитатель говорит: «Солнышко» ,дети ходят и бегают по всей площадке. После слов «Дождик. Скорей домой!» дети на свои места.
«Солнце – чемпион».
Выбранный ведущий-ребенок проговаривает «космическую» считалку, в ходе которой дети становятся одной из планет:
На Луне жил звездочет.
Он планетам вел учет:
Раз – Меркурий,
Два – Венера,
Три – Земля,
Четыре – Марс,
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
Восьмой – Нептун.
Дети надевают шапочки с изображением выпавшей им по считалке планеты, под музыку начинают движение, по звуковому сигналу выстраиваются в нужной последовательности относительно солнца, которое изображает один из дошкольников.
Приложение 4
Дидактические игры:
«Восстанови порядок в солнечной системе»
Цель: Закрепить знания детей о расположении планет по порядку в солнечной системе, запоминая названия планет. Раскладываем модели планет на ковре, и ведущий читает стихи о планете которую нужно найти. Кто её узнаёт, тот её и берёт, выкладывает на орбиту за Солнцем. Все планеты должны занять своё место в системе. В заключении, назвать каждую планету.
«Найди лишнее»
На карточке изображено 5 картинок. 4 картинки из одной группы, пятая лишняя. Нужно найти лишнюю картинку и объяснить свой выбор.
«Подбери созвездие».
Соединить линиями созвездие с нужной картинкой.
«Добавь словечко»
Главным правилом у нас
Выполнять любой (приказ).
Космонавтом хочешь стать?
Должен много-много (знать).
Любой космический маршрут
Открыт для тех, кто любит (труд).
Только дружных звездолёт
Может взять с собой (в полёт).
Скучных, хмурых и сердитых
Не возьмём мы на (орбиту).
Чистый небосвод прекрасен,
Про него есть много басен.
Вам соврать мне не дадут,
Будто звери там живут.
Есть в России хищный зверь,
Глянь – на небе он теперь!
Ясной ночью светится –
Большая …(Медведица).
А медведица – с ребенком,
Добрым, славным медвежонком.
Рядом с мамой светится
Малая … (Медведица).
Планета с багровым отливом.
В раскрасе военном, хвастливом.
Словно розовый атлас,
Светится планета … (Марс).
Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб,
Нужен мощный… (телескоп).
До луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая… (ракета).
У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски астронавт,
А по-русски… (космонавт).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие для детей с использованием ИКТ по РЭМП на тему "Путешествие к созвездию Весы"(измерение массы предметов) "
Тема: "Путешествие к созвездию Весы"Цель: Формирование представлений об измерении массы предметов с помощью различных видоов весов, о сложении и вычитании масс предметов;Умение составлять задачи ...
Фестиваль детского творчества "Созвездие талантов"
Сценарий районного фестиваля посвящён юбилейной дате- 65 летию Победы в Великой Отечественной войне....
КАРТОТЕКА СОЗВЕЗДИЙ
Ознакомление детей с созвездиями, их названиями, формой, способствует развитию абстрактного мышления....
Презентация "Созвездия и звёзды"
Данная презентация предназначена для воспитателей логопедических групп по теме "Знакомство с космосом ". Даётся понятие о Млечном пути, звёздах и созвездиях, как найти Полярную звезду, что такое солнц...
Семья – созвездие земное.Совместная образовательная деятельность с родителями
Расширять представления детей о понятии «семья», закрепить знания о том, что у каждого человека должна быть своя семья, родные; формировать представления о родственных отношениях; воспитывать не...
Коррекционная работа с детьми, направленная на обучение конструктивного поведения.Конспект занятия педагога – психолога с детьми старшей группы из реализованной программы «Созвездие».
Дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь, нуждаются в психолого – педагогиче...
Конспект НОД по реализации ОО "Художественное творчество" рисование "Созвездие" (техника "Граттаж")
Конспект НОД по реализации ОО "Художественное творчество" рисование "Созвездие"(техника "Граттаж")...