Семинар-практикум с педагогами "Мои плюсы и минусы в общении с родителями"
методическая разработка на тему
Цель: повышение коммуникативной компетентности воспитателей во взаимодействии с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_moi_plyusy_i_minusy_v_obshchenii_s_roditelyami.doc | 108 КБ |
seminar-praktikum_plyusy_i_minusy_v_obshchenii_s_roditelyami.pptx | 601.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование Ямальский район
ДОШКОЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Ярсалинский детский сад комбинированного вида «СОЛНЫШКО»
Семинар – практикум
для воспитателей
« Мои «плюсы» и «минусы» в общении с родителями»
Составила: педагог – психолог Л.В. Лапшова
с. Яр-Сале
Цель: повышение коммуникативной компетентности воспитателей во взаимодействии с родителями.
Задачи:
- Развитие навыков гибкого и доброжелательного отношения в общении с родителями;
- Помощь в анализе и осознании собственных сложностей в установлении позитивного общения с родителями;
- Обучение практическим приемам и упражнениям по преодолению барьеров в общении с «трудными» родителями.
Материал: листы бумаги А4, фломастеры
Ход семинара - практикума
Современная система дошкольного образования предъявляет значительные требования ко всем аспектам деятельности педагогов, в том числе, общению с родителями. Поэтому одной из важнейших задач современного образования является установление партнерских отношений с родителями. Без партнерства даже самый квалифицированный педагог, использующий самые современные методы, не добьется большого успеха. Большинство педагогов считает работу с семьей самой сложной в своей педагогической деятельности.
Многие педагоги во взаимодействии с родителями видят, прежде всего, преодоление собственных трудностей в работе с ребенком, поэтому общение с родителями сводится к жалобам на то, как плохо ведет себя ребенок на занятиях, как сложно ему дается тот или иной материал.
Часто молодых педагогов пугает обращение к ним родителей с жалобой или претензией. Многие неопытные педагоги вместо того, чтобы разобраться в ситуации, автоматически переводят для себя таких родителей в категорию сложных, конфликтных, пытаются переубедить их, доказать, что они не правы, убеждают, что на самом деле все обстоит благополучно. Такая позиция воспитателя, конечно, насторожит родителя, и впоследствии он вряд ли будет обращаться со своими проблемами к этому педагогу, накапливая негативные эмоции по отношению к детскому саду. Реакция на жалобу должна быть конструктивной и направлена на готовность исправить ситуацию, принять быстрые меры к урегулированию спорных вопросов, наладить контакт с родителями ребенка, улучшить работу детского сада по тому или иному вопросу. Необходимо при первой встрече выслушать родителя, дать ему почувствовать готовность воспитателя профессионально разобраться в ситуации, назначить дополнительную встречу, на которой рассказать о результатах предпринятых мер.
Такая позиция вызывает негативное отношение родителей к педагогу; возможность дальнейшего сотрудничества, как и компетентность воспитателя, вызывает у них недоверие. Поэтому, педагогу важно: вовремя осознать собственные ошибки и трудности, направить усилия на доверительное, безоценочное взаимодействие с семьей, основанное на осознании единой цели – всестороннего развития ребенка.
И сегодня мы сегодня рассмотрим приемы общения между педагогами ДОУ и родителями воспитанников. Что же нужно для этого сделать в первую очередь? Для начала педагог должен преодолеть личностные барьеры (это характерно особенно начинающему педагогу, если они имеются).
Для начала предлагаю выполнить тест, помогающий определить уровень развития коммуникативных умений у педагога в общении с родителями.
Оценка уровня коммуникабельности педагога в общении с родителями
(на основе методики оценки уровня общительности педагога по В.Ф. Ряховскому).
Инструкция. Вашему вниманию предлагается несколько простых вопросов. Отвечайте быстро, однозначно «да», «нет», «иногда».
- Строить и корректировать диалог взаимоотношений с семьей должны именно работники ДОУ, педагоги, так как именно они получили специальное профессиональное образование и являются примером подражания не только для воспитанников, но и их родителей.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ ЯВЛЯЮТСЯ:
- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
- объединить усилия для развития и воспитания детей;
- создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
- поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
ПРИНЦИПАМИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ЯВЛЯЮТСЯ:
1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны: категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
Закрепим теоретическую часть нашего практикума практическими упражнениями.
Упражнение «Желаю Вам… »
Цель упражнения: развитие умения доброжелательного общения с родителями.
Процедура выполнения: сидя в кругу, сделать комплимент сидящему рядом участнику тренинга как одному из родителей («особенного» ребенка) своей группы.
Необходимо помнить, что самым лучшим комплиментом для родителей служат добрые слова об их ребенке. Кроме того, умение педагога вычленить хорошее качество в каждом ребенке свидетельствует о его компетентности в глазах родителей.
Анализ упражнения
1. Что Вы чувствовали, высказывая пожелания?
2. Удалось ли Вам высказать комплимент, обращаясь именно к родителю, а не к коллеге по работе?
3. Какие трудности возникли у Вас при выполнении задания?
2. Индивидуальный подход
Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации. –
Если собеседник ведет себя не корректно в общении с вами, никогда не повторяйте его поведение в ответ. Будьте тактичны и спокойны, пусть он сам увидит свое нелицеприятное поведение.
3. Сотрудничество, а не наставничество
Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
Важным моментом в предупреждении возникновения проблемных ситуаций являются установление личного контакта педагога с родителем, ежедневное информирование родителей о том, как ребенок провел день, чему научился, каких успехов достиг.
Отсутствие информации порождает у родителя желание получить ее из других источников, например от других родителей, детей группы. Такая информация может носить искаженный характер и привести к развитию конфликтной ситуации.
Взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма.
Еще одна причина конфликтов - нежелание родителей контактировать с воспитателями. Как вы с вами знаем, родители бывают разные. А.Я. Варга выделяет четыре типа мам по характеру отношения к детям: спокойная
уравновешенная мама, тревожная, тоскливая, уверенная и властная. Как вы думаете, с каким из всех типов легче всего найти общий язык?
- спокойная уравновешенная мама: «С такой мамой легко общаться, она всегда пойдет навстречу педагогу. Такой маме можно давать любые рекомендации».
- тревожная мама «Такой маме важно вселить уверенность в ее собственном воспитательном потенциале, дать понять, что воспитатель на ее стороне и готов выслушать ее точку зрения. Но в тоже время необходимо внушить такой маме, что благополучие ее ребенка, так же важно для воспитателя, как и для нее самой».
- тоскливая мама «Такой маме важно дать понять, что ребенок является для женщины главной ценностью. Что бы ни происходило в жизни женщины, при умелом подходе ребенок всегда будет нести большую радость, чем все другие моменты жизни»
- уверенная и властная мама «С этой мамой очень тяжело сотрудничать. Ее уверенность и всласть не дают увидеть в ребенке личность, не дают обратить внимание на возможности и желания ребенка. Такую маму необходимо приглашать на разнообразные мероприятия, в которых ее ребенок может проявить себя в сотрудничестве с другими детьми. Кроме того обмен воспитательным опытом с другими родителями должен помочь этой маме реально оценить возможности ее ребенка, помочь понять, что ребенок не может быть идеальным. У него существуют свои достоинства и недостатки».
4. Готовимся серьезно
Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.
Упражнение "Выбери фразу"
Слово ведущего: "Воспитатель несет ответственность за последствия того, что он говорит. Чтобы речь положительно воздействовала на родителей, нужно выбирать фразы, исключающие срабатывание психологической защиты у родителей».
5. Динамичность
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
УВАЖАЕМЫЕ ПЕДАГОГИ, ПОМНИТЕ:
- Не выносите суждений. Воспитателю необходимо избегать суждений типа «Вы слишком мало уделяете времени воспитанию сына (дочери)», так как эти фразы (даже если они абсолютно справедливы) чаще всего порождают протест со стороны родителей.
- Не поучайте. Не подсказывать решения. Нельзя навязывать собеседнику свою собственную точку зрения и «учить жизни» родителей, так как фразы «На Вашем месте я бы…» и им подобные ущемляют самолюбие собеседника и не способствуют процессу общения.
- Не ставьте «диагноз». Необходимо помнить, что все фразы воспитателя должны быть корректны. Категоричные высказывания - «Ваш ребенок не умеет себя вести», «Вам нужно обратиться по поводу отклонений в поведении вашего сына (дочери) к психологу» всегда настораживают родителей и настраивают против вас.
- Не выпытывайте. Нельзя задавать родителям вопросы, не касающиеся педагогического процесса, так как излишнее любопытство разрушает взаимопонимание между семьей и детским садом.
- Не разглашайте «тайну». Воспитатель обязан сохранять в тайне сведения о семье, доверенные ему родителями, если те не желают, чтобы эти сведения стали достоянием гласности.
- Не провоцируйте конфликты. Воспитатель избежит конфликтных ситуаций в общении с родителями, если будет соблюдать все вышеперечисленные правила общения с родителями.
Желаем удачи во взаимодействии с родителями!
В завершение нашего семинара мне бы очень хотелось узнать ваше мнение о сегодняшнем тренинге общения. А для этого я бы хотела попросить вас заполнить данную таблицу.
Уважаемый педагог!
Прошу дать обратную связь на нашу встречу, заполнив таблицу.
Критерии оценки Количество баллов
1 2 3 4 5
Физический комфорт
Психологический комфорт
Практическая польза
Ваша активность
Деятельность ведущего
Ваши пожелания / замечания ___
Спасибо!
Рефлексия: - Что запомнилось? Что было самым сложным?
Список литературы:
- Апаткина Ю. М., Лопатина О. Г. Задачи психолога в дошкольном учреждении //Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения -2008 -№ 2;
- Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. - М., 1996. Звездина Г. П. Эмоциональное выгорание у воспитателей ДОУ // Управление ДОУ - 2004 №4;
- Кириллова Ю. В. Психолого-педагогический практикум с педагогами ДОУ "Предупреждение и разрешение конфликтов в процессе педагогического взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ"// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения -2011-№1;
- Москалюк О.В., Погонцева Л.В. Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями / - 2-е изд. –Волгоград: Учитель, 2011. – 123с.
Приложение 1
Оценка уровня коммуникабельности педагога в общении с родителями
(на основе методики оценки уровня общительности педагога по В.Ф. Ряховскому).
Инструкция. Вашему вниманию предлагается несколько простых вопросов. Отвечайте быстро, однозначно «да», «нет», «иногда».
Вопросы
- Вам предстоит ординарная беседа с одним из родителей. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?
- Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, информацией перед родителями?
- Не откладываете ли Вы неприятную беседу о сложном ребенке с его родителями до последнего момента?
- Считаете ли Вы, что не следует лично беседовать с родителями об особенностях воспитания в семье, а лучше провести анкетирование, письменный опрос?
- Вам предлагают подготовить общее собрание для родителей всех воспитанников дошкольного учреждения. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этого поручения?
- Любите ли Вы делиться своими переживаниями об общении с родителями с коллегами, руководством?
- Убеждены ли Вы, что общаться с родителями гораздо сложнее, чем с детьми?
- Раздражаетесь ли Вы, если один из родителей Ваших воспитанников постоянно задает Вам вопросы?
- Верите ли Вы, что существует проблема воспитателей и родителей и что они разговаривают на разных языках?
- Постесняетесь ли Вы напомнить родителям об обещании, которое они забыли выполнить?
- Вызывает ли у Вас досаду просьба кого-либо из родителей помочь разобраться в том или ином сложном воспитательном вопросе?
- Услышав высказывание явно ошибочной точки зрения по вопросу воспитания, предпочтете ли Вы промолчать и не вступать в спор?
- Боитесь ли Вы участвовать в разборе конфликтных ситуаций между педагогами и родителями?
- У Вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки семейного воспитания и других мнений на этот счет Вы не приемлете?
- Считаете ли Вы, что воспитывать необходимо родителей, а не только детей?
- Проще ли Вам подготовить информацию для родителей в письменном виде, чем провести устную консультацию?
Оценка ответов. Да - 2 очка. Иногда -1 очко. Нет - 0 очков.
Полученные очки суммируются. Так определяется, к какой категории относится педагог.
30-32 очка. Вам явно сложно вступать в общение с родителями. Скорее всего, Вы вообще некоммуникабельны. Это Ваша беда, так как от этого больше страдаете Вы сами. Но и окружающим Вас людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует коллективных усилий. Контакты с родителями Вы стараетесь свести к минимуму. В основном они формальны. Причины трудностей в общении Вы стремитесь переложить на родителей. Вы убеждены, что большинство родителей — это всегда недовольные, придирчивые люди, ищущие в Вашей работе только недостатки, не желающие прислушиваться к Вашему мнению. Ваше неумение построить общение с родителями приводит к тому, что и они стремятся избегать общения с Вами. Постарайтесь стать общительнее, контролируйте себя.
25-29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы. Новая работа и необходимость новых контактов надолго выводят Вас из равновесия. Общение с родителями является для Вас сложным и не слишком приятным делом. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете, недовольны собой. Однако в неудачных контактах с родителями стремитесь в большей степени обвинить их, а не себя. В Ваших силах изменить особенности своего характера. Вспомните, ведь участие в общем интересном деле позволяет Вам легко находить общий язык с родителями.
19-24 очка. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Вам удается достаточно легко наладить контакты с большинством родителей своей группы, но с «трудными» родителями Вы не стремитесь активно общаться. В незнакомой ситуации выбираете тактику «присматривания». Сложности общения с родителями не пугают Вас, однако порой Вы бываете излишне критичны по отношению к ним. Эти недостатки исправимы.
14-18 очков. У Вас нормальная коммуникабельность. Вы убеждены, что с любым родителем всегда можно найти общий язык. Вы охотно выслушиваете родителей, достаточно терпеливы в общении с ними, умеете отстоять свою точку зрения, не навязывая ее при этом другому. И индивидуальное, и коллективное общение с родителями не вызывает у Вас неприятных переживаний. Родители также стремятся поддерживать контакты с Вами, ищут Вашего совета, поддержки. В то же время Вы не любите многословия, излишней эмоциональности, стремитесь избегать ненужных конфликтов.
9-13 очков. Вы бываете весьма общительны. Постоянно стремитесь вступить в беседу с родителями, но часто эти беседы носят бессодержательный характер. Вы любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Вы стремитесь высказать родителям собственное мнение о том, как они воспитывают детей, в любой ситуации дать совет, что способно вызывать у них раздражение. Вы вспыльчивы, но отходчивы. Вам недостает терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы умеете выстраивать содержательное общение.
4-8 очков. Вы чрезмерно общительны. Стремитесь стать «другом» каждому родителю, быть в курсе всех их проблем. Любите принимать участие во всех спорах и дискуссиях. Всегда охотно беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успению довести его до конца. Имеете собственное мнение по любому вопросу и стремитесь его высказать. Возможно, по этой причине родители и коллеги относятся к Вам с опаской и сомнениями, Вам следует задуматься над этим фактом.
3 очка и менее. Ваша общительность носит болезненный характер. Вы многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершено, некомпетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов, в том числе и среди родителей. Общаясь с родителями, бываете грубоваты, фамильярны. Вас отличает необъективность, обидчивость. Любую проблему Вы стремитесь вынести на всеобщее обсуждение. Серьезное общение с родителями не для Вас. Постарайтесь задуматься, почему, несмотря на все Ваши усилия, наладить общение с родителями, из этого ничего не выходит? Воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям.
Приложение 2
Упражнение "Выбери фразу"
Инструкция. Воспитателям предлагается найти в предложенном перечне:
1) пять "неудачных" фраз, которые не следует употреблять;
2) "нежелательные" фразы и смысловые ("желательные") пары к ним.
Раздаточный материал
Инструкция: Выделите, на ваш взгляд, "неудачные" фразы красным цветом. Укажите стрелочкой "нежелательные" фразы в паре с "желательными" так, чтобы стрелка шла от "нежелательной" фразы к "желательной".
Извините, если я помешала.
Я бы хотела.
Вероятно, вы об этом еще не слышали.
Вам будет интересно узнать.
Я бы хотела еще раз услышать.
Мне представляется интересным то, что.
Я пришла к такому выводу, что.
Вы хотите.
Думается, ваша проблема заключается в том, что.
Давайте с вами быстро обсудим.
Как вы знаете.
Хотя вам это и неизвестно.
Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать.
Вы, конечно, об этом еще не знаете.
А у меня на этот счет другое мнение.
Конечно, вам уже известно.
Вы, наверное, об этом слышали.
После выполнения упражнения проходит обсуждение и соотнесение с верными ответами:
"Неудачные" фразы: "Извините, если я помешала… ", "Я бы хотела еще раз услышать… ", "Давайте с вами быстренько обсудим… ", "Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать… ", "А у меня на этот счет другое мнение… ".
"Нежелательные" фразы в паре с "желательными":
"Я бы хотела… " – "Вы хотите… ";
"Вероятно, вы об этом еще не слышали… " – "Вы, наверное, уже об этом слышали… ";
"Мне представляется интересным то, что… " – "Вам будет интересно узнать… ";
"Я пришла к такому выводу, что… " – "Думается, ваша проблема заключается в том, что… ";
"Хотя вам это и неизвестно… " – "Конечно, вам уже известно… ";
"Вы, конечно, об этом еще не знаете. " – "Как вы знаете. ".
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Оценка уровня коммуникабельности педагога в общении с родителями (на основе методики оценки уровня общительности педагога по В.Ф. Ряховскому). Инструкция. Вашему вниманию предлагается несколько простых вопросов. Отвечайте быстро, однозначно «да», «нет», «иногда». Оценка ответов. Да - 2 очка. Иногда -1 очко. Нет - 0 очков. Полученные очки суммируются. Так определяется, к какой категории относится педагог.
Вопросы: 1. Вам предстоит ординарная беседа с одним из родителей. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи? 2. Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, информацией перед родителями? 3. Не откладываете ли Вы неприятную беседу о сложном ребенке с его родителями до последнего момента? 4. Считаете ли Вы, что не следует лично беседовать с родителями об особенностях воспитания в семье, а лучше провести анкетирование, письменный опрос? 5. Вам предлагают подготовить общее собрание для родителей всех воспитанников дошкольного учреждения. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этого поручения? 6. Любите ли Вы делиться своими переживаниями об общении с родителями с коллегами, руководством? 7. Убеждены ли Вы, что общаться с родителями гораздо сложнее, чем с детьми? 8. Раздражаетесь ли Вы, если один из родителей Ваших воспитанников постоянно задает Вам вопросы? 9. Верите ли Вы, что существует проблема воспитателей и родителей и что они разговаривают на разных языках?
10. Постесняетесь ли Вы напомнить родителям об обещании, которое они забыли выполнить? 11. Вызывает ли у Вас досаду просьба кого-либо из родителей помочь разобраться в том или ином сложном воспитательном вопросе? 12. Услышав высказывание явно ошибочной точки зрения по вопросу воспитания, предпочтете ли Вы промолчать и не вступать в спор? 13. Боитесь ли Вы участвовать в разборе конфликтных ситуаций между педагогами и родителями? 14. У Вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки семейного воспитания и других мнений на этот счет Вы не приемлете? 15. Считаете ли Вы, что воспитывать необходимо родителей, а не только детей? 16. Проще ли Вам подготовить информацию для родителей в письменном виде, чем провести устную консультацию?
Интерпретация тестирования 30-32 очка. Вам явно сложно вступать в общение с родителями. Скорее всего, Вы вообще некоммуникабельны. Это Ваша беда, так как от этого больше страдаете Вы сами. Но и окружающим Вас людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует коллективных усилий. Контакты с родителями Вы стараетесь свести к минимуму. В основном они формальны. Причины трудностей в общении Вы стремитесь переложить на родителей. Вы убеждены, что большинство родителей — это всегда недовольные, придирчивые люди, ищущие в Вашей работе только недостатки, не желающие прислушиваться к Вашему мнению. Ваше неумение построить общение с родителями приводит к тому, что и они стремятся избегать общения с Вами. Постарайтесь стать общительнее, контролируйте себя .
25-29 очков . Вы замкнуты, неразговорчивы. Новая работа и необходимость новых контактов надолго выводят Вас из равновесия. Общение с родителями является для Вас сложным и не слишком приятным делом. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете, недовольны собой. Однако в неудачных контактах с родителями стремитесь в большей степени обвинить их, а не себя. В Ваших силах изменить особенности своего характера. Вспомните, ведь участие в общем интересном деле позволяет Вам легко находить общий язык с родителями. 19-24 очка . Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Вам удается достаточно легко наладить контакты с большинством родителей своей группы, но с «трудными» родителями Вы не стремитесь активно общаться. В незнакомой ситуации выбираете тактику «присматривания». Сложности общения с родителями не пугают Вас, однако порой Вы бываете излишне критичны по отношению к ним. Эти недостатки исправимы.
14-18 очков . У Вас нормальная коммуникабельность. Вы убеждены, что с любым родителем всегда можно найти общий язык. Вы охотно выслушиваете родителей, достаточно терпеливы в общении с ними, умеете отстоять свою точку зрения, не навязывая ее при этом другому. И индивидуальное, и коллективное общение с родителями не вызывает у Вас неприятных переживаний. Родители также стремятся поддерживать контакты с Вами, ищут Вашего совета, поддержки. В то же время Вы не любите многословия, излишней эмоциональности, стремитесь избегать ненужных конфликтов. 9-13 очков . Вы бываете весьма общительны. Постоянно стремитесь вступить в беседу с родителями, но часто эти беседы носят бессодержательный характер. Вы любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Вы стремитесь высказать родителям собственное мнение о том, как они воспитывают детей, в любой ситуации дать совет, что способно вызывать у них раздражение. Вы вспыльчивы, но отходчивы. Вам недостает терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы умеете выстраивать содержательное общение.
4-8 очков . Вы чрезмерно общительны. Стремитесь стать «другом» каждому родителю, быть в курсе всех их проблем. Любите принимать участие во всех спорах и дискуссиях. Всегда охотно беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успению довести его до конца. Имеете собственное мнение по любому вопросу и стремитесь его высказать. Возможно, по этой причине родители и коллеги относятся к Вам с опаской и сомнениями, Вам следует задуматься над этим фактом. 3 очка и менее. Ваша общительность носит болезненный характер. Вы многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершено, некомпетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов, в том числе и среди родителей. Общаясь с родителями, бываете грубоваты, фамильярны. Вас отличает необъективность, обидчивость. Любую проблему Вы стремитесь вынести на всеобщее обсуждение. Серьезное общение с родителями не для Вас. Постарайтесь задуматься, почему, несмотря на все Ваши усилия, наладить общение с родителями, из этого ничего не выходит? Воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ ЯВЛЯЮТСЯ: установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника; объединить усилия для развития и воспитания детей; создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки; активизировать и обогащать воспитательные умения родителей; поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
ПРИНЦИПАМИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ЯВЛЯЮТСЯ: Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями Если доброта как солнце светит, радуются взрослые и дети.
Индивидуальный подход Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы.
Сотрудничество, а не наставничество позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
Готовимся серьезно Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.
Динамичность Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
Типы мам по характеру отношения к детям спокойная уравновешенная мама, тревожная, тоскливая, уверенная и властная Как вы думаете, с каким из всех типов легче всего найти общий язык?
УВАЖАЕМЫЕ ПЕДАГОГИ, ПОМНИТЕ Не выносите суждений. Воспитателю необходимо избегать суждений типа «Вы слишком мало уделяете времени воспитанию сына (дочери)», так как эти фразы (даже если они абсолютно справедливы) чаще всего порождают протест со стороны родителей. Не поучайте. Не подсказывать решения. Нельзя навязывать собеседнику свою собственную точку зрения и «учить жизни» родителей, так как фразы «На Вашем месте я бы…» и им подобные ущемляют самолюбие собеседника и не способствуют процессу общения. Не ставьте «диагноз». Необходимо помнить, что все фразы воспитателя должны быть корректны. Категоричные высказывания - «Ваш ребенок не умеет себя вести», «Вам нужно обратиться по поводу отклонений в поведении вашего сына (дочери) к психологу» всегда настораживают родителей и настраивают против вас. Не выпытывайте. Нельзя задавать родителям вопросы, не касающиеся педагогического процесса, так как излишнее любопытство разрушает взаимопонимание между семьей и детским садом. Не разглашайте «тайну». Воспитатель обязан сохранять в тайне сведения о семье, доверенные ему родителями, если те не желают, чтобы эти сведения стали достоянием гласности. Не провоцируйте конфликты. Воспитатель избежит конфликтных ситуаций в общении с родителями, если будет соблюдать все вышеперечисленные правила общения с родителями. Желаем удачи во взаимодействии с родителями!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Компьютер и ребенок - плюсы и минусы этого общения.
В помощь воспитателям....
Мои "плюсы" и "минусы" в общении с родителями
Цель: повышение коммуникативной компетентности воспитателей во взаимодействии с родителями.Задачи:Развитие навыков гибкого и доброжелательного отношения в общении с родителями;Помощь в анализе и осозн...
"Плюсы" и "минусы" в общении с детьми"
Современная система дошкольного образования предъявляет значительные требования ко всем аспектам деятельности педагогов, в том числе, общению с родителями. Поэтому одной из важнейших задач современног...
Семинар-практикум для воспитателей «Профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников ДОУ»
Цель: Повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников....
Опросник для воспитателей «Мои «плюсы» и «минусы» в общении с родителями».
Опросник для воспитателей «Мои «плюсы» и «минусы» в общении с родителями».Уважаемый воспитатель! Вам предлагаются суждения, касающиеся практики общения с родителями...
Консультация для воспитателей "Плюсы и минусы в общении с родителями"
Консультация для воспитателей. Плюсы и минусы в общении с родителями. Автор: Семидетнова А. В., воспитатель первой квалификационной категории. Цель: повышение коммуникативной компетентности воспитател...