консультация "Особенности работы с тревожными детьми"
консультация на тему

Тоскина Юлия Валерьевна

Тревожность - это довольно устойчивая индивидуальная психологическая особенность, которая состоит в повышенной склонности человека испытывать беспокойство по самым разным поводам (или вовсе без них). Если ребёнок иногда испытывает беспокойство в каких-то ситуациях, а иногда в тех же обстоятельствах остаётся достаточно спокойным, то мы можем говорить о тревоге, но не о тревожности. Тревожность - устойчивое свойство, и можно сделать вывод, что оно характерно для ребёнка, если он проявляет тревогу часто и в самых разных ситуациях: при знакомстве с новыми людьми, отвечая взрослому на вопрос, выполняя задание. При этом тревожные дети часто не могут объяснить, чего именно они опасаются. Если же они знают, чего боятся, то тогда мы говорим о страхе (у страха всегда есть объект - человек, животное, предмет или ситуация). Естественно, что и у тревожных детей могут быть страхи - отдельные или очень много.

Характеристика тревожного ребенка:

- любое задание или новое событие вызывает беспокойство;

- во время выполнения заданий или при попытках овладеть своим волнением часто напряжен, скован (наблюдается мышечное напряжение в области лица и шеи);

- беспокойно спит, жалуется на страшные сны; внимание не нарушено, но ребёнку трудно сконцентрироваться на чем-либо;

- плохо переносит ситуации неопределенности или ожидания;

- не уверен в себе, своих силах, ожидает неудач в деятельности;

- старается скрывать свои проблемы и тревогу.

Основные факторы, которые способствуют появлению у ребёнка тревожности:

- Прежде всего, роль наследственности: у тревожных родителей чаще вырастают тревожные дети. Причём это происходит не только за счёт передачи генов, но и через подражание взрослым в семье, через принятие их образа мысли и поведения.

- Причиной тревожности у детей является обстановка в семье, чаще всего нарушение отношений с родителями. Так, в случае если родитель придерживается стиля воспитания, который можно образно назвать "диктатура", или предъявляет к ребёнку завышенные требования, то велика вероятность, что, пытаясь соответствовать папиным и маминым ожиданиям и предвосхищая их недовольство, малыш станет очень тревожным. Аналогично могут воздействовать и конфликтная атмосфера в семье, если родители ссорятся между собой, неудовлетворенность взрослых в семье своим уровнем дохода, работой, образом жизни.

- Вызывает резкое повышение тревожности развод родителей. Особенно травматично протекает этот период, если взрослые не могут договориться между собой, и непоследовательны в своём поведении. Например, если папа обещает завтра пойти с ребёнком в парк, но потом пропадает на неделю, решая свои проблемы, или если мама, когда подходит время встречи с папой, начинает убеждать малыша, что ему нужно сегодня провести определённые мероприятия вместо полноценного досуга с отцом.

- Возникнет тревожность у детей в семьях, где нет согласия между взрослыми по вопросам воспитания или их действия спонтанны и непоследовательны. Отец считает, что за совершенный ребёнком проступок его надо наказать домашним арестом на неделю. Мама в принципе согласна, но считает меру слишком суровой и втайне от папы её смягчает (если ребёнок ведёт себя хорошо, то она позволяет ему ходить в гости к другу и т.д.). Причём в следующий раз позиции взрослых могут меняться на противоположные.

- Тревожность может возникать, если за короткий промежуток жизни ребёнка произошло много перемен, к которым ему приходится адаптироваться. Так, если сложить вместе замену бабушки няней, выход мамы на работу, то нужно ли говорить, что результатом такой "суммы" может стать повышенная тревожность даже у вполне спокойного и эмоционально устойчивого ребёнка.

- Тревожность может сопровождать какие-то серьёзные эмоциональные расстройства, физические или психические заболевания. Если есть основания подозревать возможность такой причины, то лучше проконсультируйтесь у специалистов.

Улучшить жизнь тревожного ребёнка, можно, если вести работу в трёх направлениях:

- повышать самооценку ребенка, внушать ему веру в свои способности;

- учить ребёнка снимать мышечное напряжение, расслабляться, создавать для себя комфортную обстановку;

- обучать умению управлять собой в ситуациях, вызывающих наибольшее беспокойство.

Педагоги могут для этого использовать в своей работе игры и игровые упражнения:

"Копилка достижений"

Это очень хорошая игра, которая должна перерасти в привычку видеть и ценить свои маленькие победы каждый день. В дальнейшем можно будет заменить его устным обсуждением своих ежедневных достижений. Итак, возьмите какую-нибудь картонную коробку или вместительную банку и вместе с ребёнком оформите её так, как ему хотелось бы, чтобы выглядела копилка его главных ценностей - маленьких и больших собственных успехов в жизни. Отдельно приготовьте небольшие листочки бумаги. А теперь введите правило: к концу дня, если ребёнок находится в дошкольном учреждении, он обязательно должен вспомнить и нарисовать на листочке какое-то свидетельство успеха, которого он достиг за день. Важно, чтобы даже в самом неблагополучном дне ребёнок смог найти что-то, что ему удалось. "Утяжеление" копилки со временем само по себе наполняет детей гордостью и большей уверенностью в своих силах, особенно если родители и другие члены семьи относятся к его маленьким победам с уважением (а не с высоты своих лет и опыта). К этой копилке можно обращаться, когда ребёнку кажется, что он встретился с непреодолимыми для него трудностями, или в периоды, когда его критический взгляд направлен на свои способности и он видит себя никчёмным неудачником. В такие периоды полезно вспомнить, что у ребёнка есть опыт преодоления трудностей и достижения успеха. Это поможет ему настроиться на позитивный лад.

Примечание: Данную игру можно использовать сначала для поднятия самооценки ребёнка, а потом для повышения веры в свои силы.

"Закончи предложение"

Сколько бы окружающие ни рассказывали ребёнку о том, какой он замечательный, самым важным является момент, когда ребёнок примет их мнение и согласится с тем, что он действительно имеет ряд достоинств и заслуживает уважения. Возьмите мяч. Объясните ребёнку правила игры: вы будете кидать ему мяч и начинать предложение, а он должен бросить его обратно, назвав окончание, пришедшее ему на ум. Все предложения будут касаться ребёнка. Одни и те же "начала" могут прилетать к ребёнку несколько раз, но придуманные им "окончания" должны различаться. А теперь кидайте ребёнку мяч со словами: "Я умею...", "Я могу...", "Я хочу научиться...".

Примечание: Каждое начало предложения повторяйте несколько раз, чтобы ребёнок осознал, как много он всего умеет, над, чем обычно не задумывался, а ведь когда-то он этому научился.

"Волшебное путешествие"

По сути, это игра-медитация, помогающая расслабиться детям не только мышцами, но и душой, уносясь мыслями в заоблачные дали. Предложите детям сесть удобнее и закрыть глаза. Можно включить какую-нибудь плавную, приятную мелодию (музыка обязательно должна быть без слов!). Объясните, что сейчас вы будете играть в волшебное путешествие. Попросите детей расслабиться, сделать глубокий вдох, выдох и постараться представить то, о чём вы ему будете говорить. "Представьте себе, что мы сидим в комнате и смотрим в окно, а там синее-синее небо. По небу неторопливо плывут облака. Очень красиво. Вдруг мы видим, что одно пушистое облако приближается к нашему окну. Его форма напоминает пони. Мы залюбовались этим зрелищем, а облако подплыло совсем близко к нам. Смотрите, оно машет нам лапкой, как будто приглашает присесть! Мы осторожно открываем окно и усаживаемся на тёплое облако. Устраивайтесь поудобнее, ощутите, как здесь мягко и уютно. Можно даже полежать. Куда же мы полетим? Наверное, надо подумать о месте, где вам всегда хорошо…подумайте о таком месте….. Облако стало двигаться…Вот уже наш дом кажется крошечным вдалеке, ниже пролетают стаи птиц… Удивительно хорошо… Вот, кажется, мы начинаем снижаться… Облако опускает нас на землю… Теперь вы можете идти… Вы там, где вы спокойны и счастливы, где тебе очень хорошо… Посмотрите, что там вокруг… Какие в этом месте запахи?... Что вы слышите?.... Есть ли здесь кроме вас какие-то люди или животные?... Здесь вы можете делать всё, что хочется… Побудьте в этом месте ещё немного, пока я посчитаю до десяти, а потом снова пойдём к облаку (медленно считайте от одного до десяти).…Ну вот, нам пора возвращаться, залезайте на облако… Мы снова летим по самому синему небу… Вот уже показался наш дом…Облако аккуратно подплывает к самому окну… Мы с вами залезаем в нашу комнату прямо через окно… Мы благодарим облако за чудесную прогулку и машем ему рукой…Оно медленно уплывает вдаль… Когда я посчитаю до пяти, оно растворится в небе, а вы откройте глаза (считайте до пяти)". После того как дети откроят глаза, попросите их поделиться с вами впечатлениями от путешествия. Приятно ли им было плавать на облаке? Какое место они себе представили? Каким оно было? Как они там себя чувствовали? Существует ли это место на самом деле или оно полностью создано их воображением?

Примечание: Отнеситесь внимательно к рассказу ребёнка - он может содержать очень важную информацию о том, где и от чего ребёнок чувствует себя наиболее комфортно. А это уже можно использовать в индивидуальной коррекционной работе с ребёнком.

"Водопад света"

Эта игра также использует воображение ребёнка. Она научит детей расслаблять своё тело и получать радость. Предложите детям сесть или лечь удобнее и закрыть глаза, расслабится, несколько раз глубоко вдохнуть и спокойно выдохнуть. Представить себе то, о чём Вы им говорите, ощутить это всем телом. "Представьте себе, что вы стоите у необыкновенного водопада. В нём нет воды, а вместо неё вниз струится мягкий солнечный свет. Подойдите ближе к этому водопаду, встаньте под его струи…. Почувствуйте, как этот чудесный свет падает на вашу голову. От него расслабляются все мышцы…. Вот расслабленными стали лоб, рот, шея… Везде, где прошел такой световой луч, тело спокойное, тёплое и как будто светится. Тёплый свет стекается к плечам, к рукам - они стали очень податливыми, мягкими. Струйки света стекают по спине, и вы чувствуете, как в ней исчезает напряжение. Водопад смывает напряжение и с вашей груди, с живота… Вам приятно чувствовать, что вы спокойно и легко дышите... Струйки света движутся по вашим рукам, локтям, пальцам. Нигде не остаётся даже капли зажатости… Свет течёт и по ногам, к ступням, к пальцам ног... Теперь всё ваше тело светится теплым светом. Оно расслабленное и мягкое… Вам легко дышится. Вы чувствуете, как ваше тело сбросило напряжение и наполняется свежими силами. Побудьте под этим водопадом, пока я считаю до десяти, а потом вы откроете глаза бодрыми и отдохнувшими.

Примечание: Возможно, это упражнение не сразу получится у детей полностью. Не стоит огорчаться из-за этого. Периодические тренировки не пройдут даром. Но если же, наблюдая за детьми во время этой медитации, вы не видите, как напряжение действительно волнообразно покидает их тело, то попробуйте повторить эту игру в другое время, желательно перед сном, когда дети уже находятся в спокойном, полусонном состоянии.

Как помочь тревожному ребёнку?

Специалисты рекомендуют проводить работу с тревожными детьми в 3-х направлениях:

  • повышение самооценки;
  • обучение умело управлять собой в наиболее волнующих ситуациях;
  • снятие мышечного напряжения.

Повышение самооценки

Ежедневно проводить целенаправленную работу. Обращайтесь к ребёнку по имени, хвалите его даже за незначительные успехи, отмечайте их в присутствии других детей. Похвала должна быть искренняя, т. к. дети остро реагируют на фальшь.

Желательно, чтобы тревожные дети чаще участвовали в таких играх, как «Комплименты»; «Я дарю тебе… .», которые помогут им узнать много приятного о себе от окружающих, взглянуть на себя глазами других детей. Можно оформить стенд «Звезда недели»; раз в неделю вся информация будет посвящаться успехам конкретного ребёнка. Каждый ребёнок получит возможность быть в центре внимания окружающих.

Можно отмечать достижение ребёнка в ежедневной информации для родителей на стенде «Мы сегодня»; «Сережа проводил опыт с водой…, рисовал зиму».

В раздевалке на шкафчике каждого ребёнка, можно закрепить «Цветик-семицветик» или «Цветок достижения». В центре цветка – фотография ребёнка и на лепестках, соответствующих дням недели, информация о достижениях ребёнка, которыми он гордится (сам зашнуровал ботинки, научился прыгать на одной ножке, поливал цветы, слепил снеговика, ходил с мамой в театр, нарисовал дом и т.д.) . В младшей группе информацию заполняет воспитатель, в старшей группе – можно поручить детям, что служит стимулом для обучения письму и способствует установлению контакта между детьми: те, кто не умеет читать и писать, обращаются за помощью к товарищам.

Таким образом, использование наглядной формы работы помогает решать сразу несколько педагогических задач, одна из которых – повышение уровня самооценки детей, особенно тех, у кого высокая тревожность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon individualnaya_konsultatsiya_trevozhnost.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

консультация "Особенности работы с тревожными детьми" 

Тревожность - это довольно устойчивая индивидуальная психологическая особенность, которая состоит в повышенной склонности человека испытывать беспокойство по самым разным поводам (или вовсе без них). Если ребёнок иногда испытывает беспокойство в каких-то ситуациях, а иногда в тех же обстоятельствах остаётся достаточно спокойным, то мы можем говорить о тревоге, но не о тревожности. Тревожность - устойчивое свойство, и можно сделать вывод, что оно характерно для ребёнка, если он проявляет тревогу часто и в самых разных ситуациях: при знакомстве с новыми людьми, отвечая взрослому на вопрос, выполняя задание. При этом тревожные дети часто не могут объяснить, чего именно они опасаются. Если же они знают, чего боятся, то тогда мы говорим о страхе (у страха всегда есть объект - человек, животное, предмет или ситуация). Естественно, что и у тревожных детей могут быть страхи - отдельные или очень много.

Характеристика тревожного ребенка:

- любое задание или новое событие вызывает беспокойство;

- во время выполнения заданий или при попытках овладеть своим волнением часто напряжен, скован (наблюдается мышечное напряжение в области лица и шеи);

- беспокойно спит, жалуется на страшные сны; внимание не нарушено, но ребёнку трудно сконцентрироваться на чем-либо;

- плохо переносит ситуации неопределенности или ожидания;

- не уверен в себе, своих силах, ожидает неудач в деятельности;

- старается скрывать свои проблемы и тревогу.

Основные факторы, которые способствуют появлению у ребёнка тревожности:

- Прежде всего, роль наследственности: у тревожных родителей чаще вырастают тревожные дети. Причём это происходит не только за счёт передачи генов, но и через подражание взрослым в семье, через принятие их образа мысли и поведения.

- Причиной тревожности у детей является обстановка в семье, чаще всего нарушение отношений с родителями. Так, в случае если родитель придерживается стиля воспитания, который можно образно назвать "диктатура", или предъявляет к ребёнку завышенные требования, то велика вероятность, что, пытаясь соответствовать папиным и маминым ожиданиям и предвосхищая их недовольство, малыш станет очень тревожным. Аналогично могут воздействовать и конфликтная атмосфера в семье, если родители ссорятся между собой, неудовлетворенность взрослых в семье своим уровнем дохода, работой, образом жизни.

- Вызывает резкое повышение тревожности развод родителей. Особенно травматично протекает этот период, если взрослые не могут договориться между собой, и непоследовательны в своём поведении. Например, если папа обещает завтра пойти с ребёнком в парк, но потом пропадает на неделю, решая свои проблемы, или если мама, когда подходит время встречи с папой, начинает убеждать малыша, что ему нужно сегодня провести определённые мероприятия вместо полноценного досуга с отцом.

- Возникнет тревожность у детей в семьях, где нет согласия между взрослыми по вопросам воспитания или их действия спонтанны и непоследовательны. Отец считает, что за совершенный ребёнком проступок его надо наказать домашним арестом на неделю. Мама в принципе согласна, но считает меру слишком суровой и втайне от папы её смягчает (если ребёнок ведёт себя хорошо, то она позволяет ему ходить в гости к другу и т.д.). Причём в следующий раз позиции взрослых могут меняться на противоположные.

- Тревожность может возникать, если за короткий промежуток жизни ребёнка произошло много перемен, к которым ему приходится адаптироваться. Так, если сложить вместе замену бабушки няней, выход мамы на работу, то нужно ли говорить, что результатом такой "суммы" может стать повышенная тревожность даже у вполне спокойного и эмоционально устойчивого ребёнка.

- Тревожность может сопровождать какие-то серьёзные эмоциональные расстройства, физические или психические заболевания. Если есть основания подозревать возможность такой причины, то лучше проконсультируйтесь у специалистов.

Улучшить жизнь тревожного ребёнка, можно, если вести работу в трёх направлениях:

- повышать самооценку ребенка, внушать ему веру в свои способности;

- учить ребёнка снимать мышечное напряжение, расслабляться, создавать для себя комфортную обстановку;

- обучать умению управлять собой в ситуациях, вызывающих наибольшее беспокойство.

Педагоги могут для этого использовать в своей работе игры и игровые упражнения:

"Копилка достижений"

Это очень хорошая игра, которая должна перерасти в привычку видеть и ценить свои маленькие победы каждый день. В дальнейшем можно будет заменить его устным обсуждением своих ежедневных достижений. Итак, возьмите какую-нибудь картонную коробку или вместительную банку и вместе с ребёнком оформите её так, как ему хотелось бы, чтобы выглядела копилка его главных ценностей - маленьких и больших собственных успехов в жизни. Отдельно приготовьте небольшие листочки бумаги. А теперь введите правило: к концу дня, если ребёнок находится в дошкольном учреждении, он обязательно должен вспомнить и нарисовать на листочке какое-то свидетельство успеха, которого он достиг за день. Важно, чтобы даже в самом неблагополучном дне ребёнок смог найти что-то, что ему удалось. "Утяжеление" копилки со временем само по себе наполняет детей гордостью и большей уверенностью в своих силах, особенно если родители и другие члены семьи относятся к его маленьким победам с уважением (а не с высоты своих лет и опыта). К этой копилке можно обращаться, когда ребёнку кажется, что он встретился с непреодолимыми для него трудностями, или в периоды, когда его критический взгляд направлен на свои способности и он видит себя никчёмным неудачником. В такие периоды полезно вспомнить, что у ребёнка есть опыт преодоления трудностей и достижения успеха. Это поможет ему настроиться на позитивный лад.

Примечание: Данную игру можно использовать сначала для поднятия самооценки ребёнка, а потом для повышения веры в свои силы.

"Закончи предложение"

Сколько бы окружающие ни рассказывали ребёнку о том, какой он замечательный, самым важным является момент, когда ребёнок примет их мнение и согласится с тем, что он действительно имеет ряд достоинств и заслуживает уважения. Возьмите мяч. Объясните ребёнку правила игры: вы будете кидать ему мяч и начинать предложение, а он должен бросить его обратно, назвав окончание, пришедшее ему на ум. Все предложения будут касаться ребёнка. Одни и те же "начала" могут прилетать к ребёнку несколько раз, но придуманные им "окончания" должны различаться. А теперь кидайте ребёнку мяч со словами: "Я умею...", "Я могу...", "Я хочу научиться...".

Примечание: Каждое начало предложения повторяйте несколько раз, чтобы ребёнок осознал, как много он всего умеет, над, чем обычно не задумывался, а ведь когда-то он этому научился.

"Волшебное путешествие"

По сути, это игра-медитация, помогающая расслабиться детям не только мышцами, но и душой, уносясь мыслями в заоблачные дали. Предложите детям сесть удобнее и закрыть глаза. Можно включить какую-нибудь плавную, приятную мелодию (музыка обязательно должна быть без слов!). Объясните, что сейчас вы будете играть в волшебное путешествие. Попросите детей расслабиться, сделать глубокий вдох, выдох и постараться представить то, о чём вы ему будете говорить. "Представьте себе, что мы сидим в комнате и смотрим в окно, а там синее-синее небо. По небу неторопливо плывут облака. Очень красиво. Вдруг мы видим, что одно пушистое облако приближается к нашему окну. Его форма напоминает пони. Мы залюбовались этим зрелищем, а облако подплыло совсем близко к нам. Смотрите, оно машет нам лапкой, как будто приглашает присесть! Мы осторожно открываем окно и усаживаемся на тёплое облако. Устраивайтесь поудобнее, ощутите, как здесь мягко и уютно. Можно даже полежать. Куда же мы полетим? Наверное, надо подумать о месте, где вам всегда хорошо…подумайте о таком месте….. Облако стало двигаться…Вот уже наш дом кажется крошечным вдалеке, ниже пролетают стаи птиц… Удивительно хорошо… Вот, кажется, мы начинаем снижаться… Облако опускает нас на землю… Теперь вы можете идти… Вы там, где вы спокойны и счастливы, где тебе очень хорошо… Посмотрите, что там вокруг… Какие в этом месте запахи?... Что вы слышите?.... Есть ли здесь кроме вас какие-то люди или животные?... Здесь вы можете делать всё, что хочется… Побудьте в этом месте ещё немного, пока я посчитаю до десяти, а потом снова пойдём к облаку (медленно считайте от одного до десяти).…Ну вот, нам пора возвращаться, залезайте на облако… Мы снова летим по самому синему небу… Вот уже показался наш дом…Облако аккуратно подплывает к самому окну… Мы с вами залезаем в нашу комнату прямо через окно… Мы благодарим облако за чудесную прогулку и машем ему рукой…Оно медленно уплывает вдаль… Когда я посчитаю до пяти, оно растворится в небе, а вы откройте глаза (считайте до пяти)". После того как дети откроят глаза, попросите их поделиться с вами впечатлениями от путешествия. Приятно ли им было плавать на облаке? Какое место они себе представили? Каким оно было? Как они там себя чувствовали? Существует ли это место на самом деле или оно полностью создано их воображением?

Примечание: Отнеситесь внимательно к рассказу ребёнка - он может содержать очень важную информацию о том, где и от чего ребёнок чувствует себя наиболее комфортно. А это уже можно использовать в индивидуальной коррекционной работе с ребёнком.

"Водопад света"

Эта игра также использует воображение ребёнка. Она научит детей расслаблять своё тело и получать радость. Предложите детям сесть или лечь удобнее и закрыть глаза, расслабится, несколько раз глубоко вдохнуть и спокойно выдохнуть. Представить себе то, о чём Вы им говорите, ощутить это всем телом. "Представьте себе, что вы стоите у необыкновенного водопада. В нём нет воды, а вместо неё вниз струится мягкий солнечный свет. Подойдите ближе к этому водопаду, встаньте под его струи…. Почувствуйте, как этот чудесный свет падает на вашу голову. От него расслабляются все мышцы…. Вот расслабленными стали лоб, рот, шея… Везде, где прошел такой световой луч, тело спокойное, тёплое и как будто светится. Тёплый свет стекается к плечам, к рукам - они стали очень податливыми, мягкими. Струйки света стекают по спине, и вы чувствуете, как в ней исчезает напряжение. Водопад смывает напряжение и с вашей груди, с живота… Вам приятно чувствовать, что вы спокойно и легко дышите... Струйки света движутся по вашим рукам, локтям, пальцам. Нигде не остаётся даже капли зажатости… Свет течёт и по ногам, к ступням, к пальцам ног... Теперь всё ваше тело светится теплым светом. Оно расслабленное и мягкое… Вам легко дышится. Вы чувствуете, как ваше тело сбросило напряжение и наполняется свежими силами. Побудьте под этим водопадом, пока я считаю до десяти, а потом вы откроете глаза бодрыми и отдохнувшими.

Примечание: Возможно, это упражнение не сразу получится у детей полностью. Не стоит огорчаться из-за этого. Периодические тренировки не пройдут даром. Но если же, наблюдая за детьми во время этой медитации, вы не видите, как напряжение действительно волнообразно покидает их тело, то попробуйте повторить эту игру в другое время, желательно перед сном, когда дети уже находятся в спокойном, полусонном состоянии.

Как помочь тревожному ребёнку?

Специалисты рекомендуют проводить работу с тревожными детьми в 3-х направлениях:

  • повышение самооценки;
  • обучение умело управлять собой в наиболее волнующих ситуациях;
  • снятие мышечного напряжения.

Повышение самооценки

Ежедневно проводить целенаправленную работу. Обращайтесь к ребёнку по имени, хвалите его даже за незначительные успехи, отмечайте их в присутствии других детей. Похвала должна быть искренняя, т. к. дети остро реагируют на фальшь.

Желательно, чтобы тревожные дети чаще участвовали в таких играх, как «Комплименты»; «Я дарю тебе… .», которые помогут им узнать много приятного о себе от окружающих, взглянуть на себя глазами других детей. Можно оформить стенд «Звезда недели»; раз в неделю вся информация будет посвящаться успехам конкретного ребёнка. Каждый ребёнок получит возможность быть в центре внимания окружающих.

Можно отмечать достижение ребёнка в ежедневной информации для родителей на стенде «Мы сегодня»; «Сережа проводил опыт с водой…, рисовал зиму».

В раздевалке на шкафчике каждого ребёнка, можно закрепить «Цветик-семицветик» или «Цветок достижения». В центре цветка – фотография ребёнка и на лепестках, соответствующих дням недели, информация о достижениях ребёнка, которыми он гордится (сам зашнуровал ботинки, научился прыгать на одной ножке, поливал цветы, слепил снеговика, ходил с мамой в театр, нарисовал дом и т.д.) . В младшей группе информацию заполняет воспитатель, в старшей группе – можно поручить детям, что служит стимулом для обучения письму и способствует установлению контакта между детьми: те, кто не умеет читать и писать, обращаются за помощью к товарищам.

Таким образом, использование наглядной формы работы помогает решать сразу несколько педагогических задач, одна из которых – повышение уровня самооценки детей, особенно тех, у кого высокая тревожность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр для работы с тревожными детьми ( рекомендации педагогам)

Представлен систематизированный набор игр для работы с тревожными детьми. Игры могут быть использованы во время режимных моментов в детском саду, или на переменке в школе, а также как релаксация ...

Особенности психолого - педагогической работы с тревожными детьми в детском саду.

В статье рассматриваются особенности работы с тревожными детьми, которые посещают дошкольное учереждение, важный период жизни ребёнка,  связанные с этим психологические проблемы. Указывается, что...

Использование сказкотерапии в работе с тревожными детьми дошкольного возраста

Наши дети, это самая чувствительная часть социума и они наиболее подвержены разнообразным отрицательным воздействиям. В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, ...

Работа с тревожными детьми

В материале отражена работа с тревожными детьми. Описаны методики, коррекционные занятия и нетрадиционные методы...

Рабочие материалы для работы с тревожными детьми.

Релаксационные игры и упражнения в работе с тревожными детьми....

Коррекционная работа с тревожными детьми старшего дошкольного возраста методом сказкотерапии.

в занятии содержатся упражнения по снижению  и коррекции тревожности методом сказкотерапии...