Игры для развития цветовосприятия и цветоразличения.
материал (младшая группа) на тему

Елизарова Наталья Михайловна

Для младших дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_igry_dlya_razvitiya_tsvetovospriyatiya.docx21.86 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 33 «Радуга»

«Игры для развития цветовосприятия и цветоразличения для детей младшего дошкольного возраста»

 (Выступление из опыта работы на секции воспитателей 25. 10. 2017г.)

Подготовила воспитатель

МАДОУ №33 «Радуга»

Елизарова Н.М.

Губкин

2017г.

  Издавна цвет считался одним из основных важных свойств предметов и явлений окружающей среды, считалось, что цвет - влияет на настроения и самочувствие человека, что он может не только радовать, но и вызвать раздражение, тревогу. Восприятие цвета детьми тесно связано с протеканием мышления, воображения, и других психических процессов.

  Сегодня я расскажу об использовании дидактических игр и пособий в своей работе по цветоразличению и цветовосприятию.

  Игра – это «волшебная палочка», с помощью которой можно научить ребенка различать цвета, считать, думать, рассуждать и доказывать. Игра – это не только развитие, но и наше общение с детьми. Дети любят, когда взрослые уделяют им внимание, играют с ними. Поэтому, играя с детьми, мы выполняем сразу несколько задач: развиваем, обучаем общаться, и просто делаем детей счастливее.

  Очень важно правильно подойти к подбору материала. Многолетние наблюдения и практический опыт работы показал, что одним из основных требований к подбору материала является цвет, т.к. по своему воздействию на организм человека он имеет колоссальное значение. Цвет служит мощным стимулятором эмоционального и интеллектуального развития детей. Необходимо учитывать, что дошкольное детство является еще и периодом интенсивного сенсорного развития. Ребенок и цвет – вещи взаимосвязанные. Ведь дети по своей природе более восприимчивы к многоцветью нашего мира и особо остро в нем нуждаются.

   Цвет - влияет на настроения и самочувствие человека,  он может не только радовать, но и вызвать раздражение, тревогу. Восприятие цвета детьми тесно связано с протеканием мышления, воображения, и других психических процессов.

  Все это побудило меня к использованию в своей работе метода цветотерапии.

Цветотерапия – это способ корректировки психоэмоционального состояния ребенка при помощи определенных цветов. Цветотерапия для детей предполагает в первую очередь определение их любимого цвета, а затем наполнение этим цветом как можно большего пространства, которое его окружает.

Какие цвета обычно выбирают дети? Они выбирают яркие, насыщенные цвета — красный, желтый, зеленый. Это свидетельствует о том, что дети нормально развиваются, им интересно все новое, яркое, они динамичны и любознательны. А вот любимый белый или черный цвета могут сказать, что ребенок замкнут и предпочитает одиночество.

Цветотерапия как раз и направлена на то, чтобы вернуть ребенка в счастливый яркий мир детства и радости.

  Потребность пользоваться цветом появляется у детей с приобщения к деятельности, в том числе и изобразительной деятельности. В дошкольном возрасте дети охотно и много рисуют, лепят, конструируют, при этом фантазируя, играя. Сам процесс изображения для ребенка – это одна из многих игр, в которые он любит играть как с участием взрослого, так и самостоятельно. Поэтому для развития у детей восприятия цвета нужна тактичная помощь воспитателя, благоприятные условия, в которых ребенок может проявлять себя, а не замыкаться.

  Для лучшего усвоения детьми программного материала на занятиях по изо деятельности используем дидактические игры. Игры помогают развивать мелкую моторику, внимание, глазомер. Для детей младшего дошкольного возраста были изготовлены такие игры:

«Дидактические игры с цветными крышками».

Материал: Корзина с пластиковыми крышками разных цветов и размеров. По заданию воспитателя дети подбирают крышки определенного цвета. Знакомство начинаем с карточек с изображением основных цветов (красного, желтого, зеленого, синего). Затем дети заполняют отверстия в предметах, выбирая из общего количества, крышки нужного цвета. Постепенно задания усложняются - необходимо выложить крышки, контрастные по цвету предлагаемой картинки.

Задачи: Познакомить детей с основными цветами, развивать умение правильно их называть, развивать внимание, коммуникативные качества,   мелкую моторику.

  В соответствии с требованиями ФГОС, воспитателям в детском саду рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников. Одной из форм такого воздействия является экспериментирование в ДОУ. С младшими дошкольниками проводим  игры с красками «Волшебные баночки». Цель: Закреплять знания детей об основных четырех цветах. Дать представление о свойствах воды (окрашивание). Развивать любознательность, вызывать положительные эмоции. Игровой материал: баночки прозрачные (пластмассовые или стеклянные) по количеству детей; на крышки баночек с внутренней стороны нанесена краска( красная, желтая, зеленая, синяя) . Дети с воспитателем рассматривают баночки, отмечают, что вода в них прозрачная. Воспитатель говорит о том, что баночки «волшебные» предлагает детям встряхнуть их. Вода окрашивается в разные цвета. Педагог спрашивает детей: какого цвета стала вода в баночках; их мнение о том, как она получилась. В конце игры раскрывает секрет «волшебства» баночек.

Когда дети станут постарше они сами смогут смешивать цвета, получая желаемое.

  Большое значение имеет эстетическое оформление среды, в которой находятся дети. Для младших дошкольников большую роль в знакомстве с цветом играет сенсорный уголок. Цветовосприятие – одна из важных составляющих сенсорного воспитания детей.

   Во время прогулки дети, как правило, связывают цвет с образом предмета: зеленый - трава, елочка; желтый - солнышко, цветок; синий - небо и. т. д. Поэтому, при работе по развитию цветовосприятия, главное - использование естественных форм.

 На нашем участке все оборудование выкрашено в яркие цвета, чтобы поднять эмоциональный настрой ребенка, желание радоваться, создавать сюжеты для игры.

  Восприятие цвета отличается от восприятия формы и размера, прежде всего тем, что оно может осуществляться только при помощи зрительной ориентировки. Иными словами - цвет обязательно нужно увидеть.

   При определении цвета, большую роль играет примеривание, сопоставление путем приложения. Когда два цвета вплотную прилегают друг к другу, ребенок может увидеть их одинаковость или различие. При этом он может еще не владеть восприятием цвета, но видеть, что цвета одинаковые или разные. На этом этапе работы можно рекомендовать задания типа : «Подбери к каждой чашке блюдце такого же цвета», «Посади каждую бабочку на цветок такого же цвета», «Подбери зонтик» и т. д. Когда ребенок научится определять сходство и различие цветом при их непосредственном контакте, то есть путем приложения или наложения, можно переходить к выбору по образцу - к настоящему восприятию цвета, а затем и называнию цветов.

  Знания по закреплению у детей умения дифференцировать цвета, знания названий цветов и правильного употребления их в речи способствуют развитию зрительного и слухового внимания. Дети, внимание которых было привлечено к цвету, живо воспринимают такие сравнения, как «белоносые грачи», «сорока-белобока», «золотые одуванчики», им становятся понятнее глаголы «покраснеть», «посинеть», «позеленеть» и т. п. Более того, они пытаются использовать подобные слова и в своей речи. Таким образом, развивается и обогащается речь детей, что и является одной из важнейших задач, стоящих перед педагогами и родителям.

  В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Поэтому всю работу выстроили так, что родители оказались непосредственными участниками, активными помощниками создания развивающей среды для обучения и развития ребят. Были проведены родительские собрания, консультации для родителей. Где рассказывали о работе по ознакомлению детей с цветом, о важности своевременного формирования сенсорных эталонов, о создании условий, т.е. развивающей среды в группе для этого, значение цветовосприятия и цветоразличения в жизни ребёнка, о том, какая работа должна проводиться в семье в этом направлении. Если с трёхлетним ребёнком специально не заниматься, он самостоятельно не «увидит» такой предмет, как цвет.

  Цвет - это яркая сторона детства. Дети любят цвет, реагируют на него, увлекаются и играют с ним. Знакомство с цветом помогает им полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по развитию цветовосприятия.

Помощь для педагогов, которых интересует вопрос развития цветовосприятия....

дидактические игры на развитие цветовосприятия

Материал предназначен для воспитателей и родителей,желающихпознакмить своих деток с цветом,применять свои ощения цвета в рисунке и играть с цветами в увекательной игре....

Цветотерапия. Дидактические игры по развитию цветовосприятия и цветоощущения

Эмоциональное и физическое благополучие ребенка зависит от того, что его окружает. Это не только предметно-развивающая среда, но и мы – взрослые. Именно мы должны создать все условия для разност...

Дидактическая игра на развитие цветовосприятия и развитие мелкой моторики у детей первой младшей группы."Вкусное мороженое"

Данная игра расчитана на детей младшей группы.Играя в нее дети изучают цвета,откручивая и закручивая крышечки,развивают мелкую моторику рук.Что так важно на этом  этапе  их развития.[[{"type...

Игры для развития цветовосприятия и цветоразлечения.

Формирование умения различать цвета....

Игра на развитие цветовосприятия

Игра на развитие цветовосприятияЦель: Развитие цветовосприятия у детейЗадачи:Знакомство детей с понятием «цвет» как свойства объектов окружающего мира.Знакомство с основными цветами и их о...