Открытое занятие для педагогов ко Дню птиц «В честь прилета грачей» 22 марта. (в старшей группе)
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад « Светлячок» п. Калашниково
Лихославльского района Тверской области.
Открытое занятие для педагогов ко Дню птиц «В честь прилета грачей» 22 марта.
(в старшей группе)
Подготовила и провела:
воспитатель-Пантелеева Е. А.
Цель: Активизировать знания детей о птицах, зимующих и перелетных .Развивать логическое мышление через классификацию птиц, корма для птиц. Способствовать развитию у детей внимания и сообразительности, учить отвечать на вопросы поискового характера. Расширить кругозор детей, вызвать интерес к миру природы. Учить детей беречь птиц и понимать пользу их в природе.
МАТЕРИАЛ: Запись голосов птиц, иллюстрации мест обитания птиц (лес, поселок ,водоем), иллюстрации птиц, загадки, письмо.
Ход занятия:
Вос-ль: Подойдите ко мне ребята, сделаем пальчиковую гимнастику « Десять птичек- стайка»
Пой-ка, подпевай-ка:
Десять птичек – стайка. Эта птичка – соловей,
Эта птичка – воробей.
Эта птичка – совушка, Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель, Эта птичка – скворушка, Серенькое перышко.
Эта – зяблик.
Эта – стриж.
Эта – развесёлый чиж.
Ну, а эта – злой орлан.
Птички, птички – по домам!
Вос-ль: - Слышите, как чудесно поют птицы? /звучит запись голосов птиц/. - А когда так поют звонко и радостно птицы? (весной) - Какое время года у нас сейчас? (весна)
Вос-ль: Наступила долгожданная весна. И признаки ее видны: ярко светит солнце, плачут «сосульки» на крышах. Но самые верные спутники весны, конечно же, птицы. 22 марта люди называют «Днем птиц», посвященный прилету грачей. Именно о них, наших верных пернатых друзьях мы будем сегодня говорить, петь песни, читать стихи, играть в игры. Этот красивый и добрый праздник отмечается уже давно. Для птиц готовятся и развешиваются искусственные гнездовья, скворечники, делаются поилки и кормушки. Каждой весной мы с радостью и нетерпением ожидаем прилета птиц.
Вос-ль: - А чем славятся птицы?
Дети: Птицы украшают наши леса, радуют нас звонкими, красивыми песнями. Птицы – летают, бегают по земле, прыгают по веткам, лазают по стволам деревьев. И каких только профессий нет среди птиц: Птицы – строители: сооружают из травинок, глины, пуха и веток разные по форме гнезда. Птицы – санитары: очищают сады, поля и леса от вредных насекомых. Птицы- врачи: спасают деревья от гибели. Птицы – разносят семена деревьев и растений. Птицы – путешественники: летят из теплых стран через моря, высокие горы, пустыни и степи. По красоте и яркости оперения многие птицы превосходят самые изысканные букеты цветов.
Вос-ль: А сейчас поиграем в загадки «Узнай птицу» 1.Ищет целый день он крошки, Ест букашек, червяков. Зимовать не улетает, Под карнизом обитает. ( воробей)
2.Черный жилет, красный берет, Нос, как топор, хвост, как упор. (дятел)
Вос-ль: - Ребята, а кто догадался, что для этих птиц общее ? (Они никуда не улетают, а круглый год живут у нас.)
- Этих птиц называют оседлыми, зимующими. А каких птиц, зимующих и оседлых у нас, вы еще знаете? (Галки, синицы, вороны, поползни, сороки, голуби, воробьи, дятлы)
Вос-ль:
Эти птицы не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы. И все-таки тяжело им зимой. Из десяти птиц, может быть, одна- две доживают до весны.
- Как помочь птицам зимой ? (Сделать кормушки и насыпать туда зерна, крупу или хлебные крошки)
- А мы с вами заботились о них зимой? Как? (вешали кормушки, насыпали корм)
Игра «Угощение для птиц»
Вос-ль: - Сейчас я вам предлагаю угостить птиц и выбрать то, что можно положить в кормушку без вреда для их здоровья. 1.Макароны ( нет) 2. Семечки (да) 3. Ржаной хлеб ( да) 4. Белый хлеб ( да) 5. Шоколадные конфеты ( нет) 6. Яблоко ( нет) 7. Пшено ( крупа) ( да) 8. Сало несоленое ( да) 9. Кусочки сырого мяса ( нет)
С блюда с угощением для птиц выбираются полезные продукты и кладутся в кормушку. ( слайд )
Вос-ль: - Молодцы, ребята, все знаете, чем и как можно накормить голодных птичек. Но самое главное, как я считаю, вы станете добрее и бережнее относиться ко всему живому.
Ребенок: - Покормите птиц зимой, пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, стайки на крыльцо, Не богаты их корма- горсть одна нужна. Горсть одна и не страшна будет им зима. Сколько гибнет их не счесть! Видеть тяжело! А ведь в нашем сердце есть и для них тепло.
Вос-ль: - К нам в гости прилетели 2 птицы. Давайте, послушаем о чем они говорят.
Сценка «Иволга и кукушка»
Иволга: Здравствуй, кукушка!
Кукушка: Здравствуй, иволга дорогая!
Иволга: Ах, голубушка, голова у меня разболелась от птичьей болтавни, врут на каждом свисте! Какой-то чижик-пыжик чирикал, что после лета осень наступает, что будто листья все с дерева осыпаются. А воробышек серенький болтал, что бывает зима и какой-то трескучий мороз.
Кукушка: Грустная болтавня, соседка! Я 6 лет на свете живу, бывала и на севере, и на юге, но ничего такого не видела. На север в мае прилетаю- лето! На юг в августе улетаю, там тоже лето! Врут пичужки, не бывает на земле ни осени, ни зимы. Везде одно лето.
Вос-ль: Полетели мошек ловить!
- Почему кукушка и иволга утверждают, что на земле нет ни осени, ни зимы? ( Потому что они их никогда не видели, так как в конце лета улетают на юг, а возвращаются уже весной.)
Вос-ль: - Ребята, а как этих птиц можно назвать одним словом? (перелетные)
Вос-ль: - Почему их так называют? (Эти птицы совершают перелеты, перелетают из одного района Земли в другой)
Вос-ль: Каких перелетных птиц вы еще знаете? (Скворец, грачи, соловей, журавль, иволги, дрозды, сойки, утки, лебеди, чижи, жаворонки, кукушки и др.)
Ребенок : Бывают птицы разными: Одни боятся вьюг и улетают на зиму на добрый, теплый юг. Другие- те народ иной: в мороз над лесом кружат. Для них разлука с родиной страшнее лютой стужи.
Вос-ль: - А сейчас поиграем в игру «Угадай птицу по голосу» (Звучит пение соловья(2), кукушки(3), скворца(4) и снегиря(5) ) Вос-ль: - Ребята, какая среди этих птиц лишняя? (снегирь) Почему? (снегирь улетает весной в холодные края на север, а остальные птицы весной прилетают к нам из теплых стран) Вос-ль: - Ребята, а слышу весеннюю песенку, (звучат голоса весеннего леса) - Давайте выйдем на полянку и превратимся в перелётных птиц.
Физминутка: «Повернись и в птичку превратись.» /на фоне музыки звучат слова/ - Грач качался на ольхе, Лебедь в волнах на реке. Мимо скворушки летели И на веточку присели. Веточка качается Неплохо получается. Вос-ль: -Полетели птички к своим местам.
Сюрпризный момент: /стук по стеклу, как птичка клювом/
Вос-ль: - Ребята, как будто птичка клювом в окно постучала, да и кажется письмо принесла. Голубь бросил к нам в оконце от кого – то письмецо. Видно он заторопился, очень быстро удалился, Почты много набралось, он не всю её разнёс. Я ж письмо вам прочитаю, от кого оно узнаю
Электронное письмо:
- Здравствуйте, наши маленькие друзья! Мы хотим прилететь к вам в гости из теплых стран, потому что каждую весну возвращаемся в ваши края с большим удовольствием. А пока высылаем вам свои фотографии, чтобы вы могли отгадать, что мы за птицы.
Вос-ль: - Какие птицы к нам прилетают первыми? (грачи)
Вос-ль: - Ребята, а где могут жить птицы? ( в лесу, около водоема, рядом с человеком) - Послушайте внимательно следующее задание: вы должны расселить птиц по месту их обитания. - На столе лежат иллюстрации птиц, на наборном полотне изображены места их обитания. Я буду вызывать по одному ребёнку , который должен поселить птицу в свою среду. Лес: глухарь, свиристель, поползень, филин. Водоёмы: утка, лебедь, гусь, цапля. Поселок: синица, воробей, ворона, голубь.
Вос-ль: - Сейчас я предлагаю вам стать воробышками
Физминутка: «Воробьи».
Вот на ветках, посмотри, -
Сидят стайкой воробьи Распушили перышки Греются на солнышке Головой вертят,
Улететь хотят. - Кыш! Кыш! Улетели!
Вос-ль: - Теперь я предлагаю вам поиграть в игру « Правда- неправда»
Игра : «Правда- неправда» 1. Правда ли, что голубь почтовая птица? (Да) 2 . Правда ли, что сова ночью спит, а днем летает? (нет) 3. Правда ли, что дятел питается корой деревьев? (нет) 4. Правда ли, что кукушка не вьет своих гнезд? (Да) 5. Правда ли, что птичий дом называется кормушкой? 6. Правда ли, что соловей – самый лучший певец? (Да) 7. Правда ли, что скворечник строят птицы? ( нет) 8. Правда ли, что птицы, которые зимуют с нами, называются перелётными? (нет)
Вос-ль: - Ребята, вы так много знаете о птицах. Сегодня мне показали хорошие знания. Я все время задумываюсь о том, зачем они нам? Может вы мне ответите на вопрос: - Приносят ли птицы пользу? Об этом нам расскажут ребята:
Т. Евдошенко «Берегите птиц» (читают дети)
О птицах много знаем мы И в то же время мало, И нужно всем: и вам, и нам, - Чтоб их побольше стало. Для этого побережём Своих друзей пернатых, Иначе мы к нулю сведём Певцов наших крылатых.
Съедят деревья и плоды Личинки насекомых, И поредеют все сады Без наших птиц знакомых. Зимой поставь кормушку им, Синицам дай ты сала; Пшено едят все воробьи, Подсыпь, как станет мало. Они вознаградят труды, И зацветут кругом сады. Среди зелёной той листвы Их песенку услышишь ты.
Вос-ль: - Конечно, птицы приносят много пользы для окружающего мира. Они не дают погибнуть растениям, потому что питаются личинками, мошками, которые поедают растения. А нам с вами растения необходимы, так как дают чистый воздух. Поэтому птиц нужно беречь. И они нас обязательно вознаградят своим прекрасным пением.
Вос-ль: А сейчас мы с вами исполним песню для птиц. ( дети исполняют песню)
- Если б только- только- только Если б только на планете Если б только все земляне Все живое берегли. То, возможно- можно- можно, То, наверно- верно- верно, Книги Красной точно- точно Никогда б не завели.
Припев: А-а! Здравствуйте, горы вот такой вышины! А-а! Здравствуйте, реки вот такой ширины! А-а! Крокодилы! Бегемоты! А-а! Обезьяны! Кашалоты! А-а! И зеленый попугай! (2 раза)
- И пускай у этой речки, И пускай в зеленой роще И пускай в лесу тенистом Слышен гомон птичьих стай! Ты запомни-помни- помни, Чтоб сберечь природу- надо Всем на этом белом свете Ты, как можешь, помоги! Припев: тот-же
Вос-ль: Мы сегодня много говорили о наших пернатых друзьях. Что запомнилось вам? Что вас взволновало? И от вас, ребята, сейчас многое зависит: будут ли через много лет на нашей планете леса, сады, реки и будут ли птицы подниматься высоко ввысь, чтобы спеть свои веселые, звонкие песни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Праздничное занятие ко дню птиц 22 марта "В честь прилета грачей" в старшей группе
Изучение образа жизни и поведения птиц зимой. Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях. Привлечь воспитанников к природоохранной акции в изг...
8 марта в старшей группе. Сценарий "Любимые телепередачи" Праздник, посвященный дню 8 марта для детей старшего дошкольного возраста Описание материала: Предлагаю вашему вниманию сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет), посвящ
8 марта в старшей группе. Сценарий "Любимые телепередачи"Праздник, посвященный дню 8 марта для детей старшего дошкольного возрастаОписание материала: Предлагаю вашему вниманию сценарий празд...
«8 марта - «Детский» телеканал» (Сценарий праздника 8 марта в старшей группе)
Утренник проходит на основе праздничных выпусков знакомых телепередач в гостях у детского сада....
сценарий праздника 8 марта в старшей группе "8 марта на телевидении"
Мой вариант этого сценария....
Конспект занятия по рассматриванию репродукции картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели» в старшей группе.
Знакомство детей с репродукцией картины русского художника А.К. Саврасова "Грачи прилетели"....
Сценарий праздника в честь 8 марта для старшей группы «Весенний гость»
(без участия родителей)...
Методическая разработка сценария праздника 8 Марта для старшей группы ДОУ "Звон ручьев и пенье птиц дарит праздник без границ"
Данный материал будет полезен для музыкальных руководителей и воспитателей ДОУ. Сценарий праздника предназначен детям 4-5 лет. Он направлен на развитие музыкальных, певческих, актерских способностей д...