Межаттестационный план
методическая разработка по теме
Индивидуальный план работы воспитателя
в межаттестационный период на пять лет
Скачать:
Предварительный просмотр:
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
На современном этапе развития нашего государства, на фоне экономических и политических изменений, целью воспитательно-образовательного процесса является всесторонне развитие ребенка.
В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
Последнее десятилетия психологи и педагоги активно ищут выход из ситуации, проводя исследования с целью поиска новых методологических подходов к проблеме становления индивида как личности и творческой индивидуальности в современных условиях. Активно ведутся разработки новых образовательных программ и педагогических технологий, обеспечивающих оптимальные пути гармонизации личности с окружающим миром.
Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес и любознательность. В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественно - эстетического вкуса, формирование у них творческих умений и навыков, осознание ими чувства прекрасного.
Таким образом, актуальные проблемы педагогической теории и педагогической действительности, необходимость их решения определили мою тему самообразования «Нравственное воспитание через развитие художественно-эстетических способностей детей дошкольного возраста».
Теоретические подходы к проблеме художественно – эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
Сущность художественно-эстетического воспитания.
Взрослые и дети постоянно сталкиваются с художественными и эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении - везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. В наше время проблема художественно-эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед ОУ.
В книге "Ребенок в мире творчества" под редакцией Н. Варкки можно найти такую формулировку: "Педагогика определяет художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и искусстве".
Запорожец И.Д. определяет художественно-эстетическое воспитание как «Организацию жизни и деятельности детей, способствующую развитию эстетических и художественных чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает».
Итак, художественно-эстетическое воспитание имеет деятельную и созидательную направленность, которое не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно также формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни.
Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, эстетически и художественно развивается. Но при этом ребенком не осознается эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению, а без вмешательства извне у ребенка могут сложиться неверные представления о жизни.
Существуют различные определения понятия "художественно-эстетическое воспитание":
Во-первых, это процесс целенаправленного воспитания чувства прекрасного.
Во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве, жизни, и оценивать ее.
В-третьих, задача художественно-эстетического воспитания заключается в формировании художественного вкуса.
И, наконец, в-четвертых, - развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного, развитие творческих умений и навыков.
Главное - воспитать, развить такие качества, такие способности, которые позволят личности не только достигнуть успеха в какой либо деятельности, но и быть творцом эстетических ценностей, наслаждаться ими и красотой окружающей действительности. Помимо формирования художественно-эстетического отношения детей к действительности и искусству, художественно - эстетическое воспитание параллельно вносит вклад и в их всестороннее развитие. Оно способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия способствуют развитию у детей мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности.
Таким образом, можно считать, что цель художественно-эстетическое воспитание, это - воспитание целостной гармонически развитой личности.
Любая цель не может рассматриваться без задач. Большинство педагогов выделяют III ведущие задачи:
Во-первых, это создание определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений. Суть этой задачи состоит в накоплении разнообразного запаса звуковых, цветовых и пластических впечатлений. Педагог должен умело подобрать по указанным параметрам такие предметы и явления, которые будут отвечать нашим представлениям о красоте. Таким образом, будет формироваться чувственно-эмоциональный опыт. Необходимы также конкретные знания о природе, самом себе, о мире художественных ценностей.
Вторая задача состоит в "формировании на основе полученных знаний и развития способностей художественного и эстетического восприятия таких социально-психологических качеств человека, которые обеспечивают ей возможность эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы, явления, и наслаждаться ими".
Третья задача связана с формированием у каждого ребёнка художественно-эстетической творческой способности.
Главное состоит в том, чтобы "воспитать, развить такие качества, потребности и способности личности, которые превращают индивида в активного созидателя, творца эстетических ценностей, позволяют ему не только наслаждаться красотой мира, но и преобразовывать его "по законам красоты".
Рассмотренные нами задачи частично отражают сущность художественно-эстетического воспитания, однако мы рассмотрели лишь педагогические подходы к этой проблеме. Помимо педагогических подходов существуют и психологические.
Их суть состоит в том, что в процессе художественно-эстетического воспитания у ребенка формируется эстетическое сознание. Эстетическое сознание педагоги и психологи подразделяют на ряд категорий. О таких категориях как эстетическая оценка, суждение, переживание мы упоминали ранее. Наряду с ними важнейшим элементом эстетического сознания является эстетическое восприятие.
Восприятие - начальный этап общения с искусством и красотой действительности. От его полноты, яркости, глубины зависят все последующие эстетические переживания, формирование художественно-эстетических идеалов и вкусов.
Вся система художественно-эстетического воспитания нацелена на общее развитие ребенка, как в эстетическом и художественном плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном. Это достигается путем решения следующих задач:
- овладения ребенком знаниями художественно-эстетической культуры;
- развития способности к художественно-эстетическому творчеству и развития эстетических психологических качеств человека.
Особенности художественно-эстетического воспитания в дошкольном возрасте.
Формирование личности ребенка, воспитание у него правильного отношения к окружающему миру - сложный процесс, в основе которого лежит правильное, гармоничное развитие чувств.
Чувство – особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием к потребностям человека. Формирование художественно-эстетических чувств начинается с раннего детства. Дошкольный возраст – это период первоначального фактического складывания личности. Дети дошкольного и младшего школьного возраста с большим желанием строят замки и крепости из снега, мокрого песка или кубиков, забивают гвозди, с не меньшим старанием рисуют карандашами, красками или мелом. Педагоги должны всегда поддерживать, а не тормозить эти естественные потребности детей.
Психологи выделяют III основных направления психического развития детей дошкольного возраста:
Формирование личности:
- ребенок начинает осознавать свое «Я», свою активность, деятельность, начинает объективно себя оценивать;
- усложняется эмоциональная жизнь ребенка, обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства.
Расширение сферы деятельности ребенка:
ребенок осваивает цели и мотивы различных видов своей деятельности;
формируются определенные навыки, умения, способности и личностные качества (настойчивость, организованность, общительность, инициативность, трудолюбие).
Интенсивное познавательное развитие:
- происходит усвоение сенсорной культуры языка;
- совершается восприятие цвета, формы, величины, пространства, времени;
- развиваются виды и свойства памяти, внимания, воображения;
- происходит становление наглядных форм мышления и развитие знаково-символических функций сознания.
Сущностные художественно-эстетические качества личности закладываются в раннем периоде детства и сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь. Но именно в дошкольном и младшем школьном возрасте художественно-эстетическое воспитание является одной из главных основ всей дальнейшей воспитательно-образовательной деятельности.
На этапе от 2,5 до 3-5 лет происходят следующие изменения:
- овладение сенсорными эталонами, которые помогут детям освоить цвета, формы, размеры;
- обогащение содержания творческой деятельности;
- овладение «языком» творчества.
В этот период совершается качественное изменение в творческой деятельности ребенка. Он самоопределяется, проявляет собственное «Я» при создании продуктов творчества. Он рисует, лепит для себя, вкладывая в это собственный опыт и свое видение предмета, явления. В это время для детей главное – выразить свое мироощущение, через цвет, форму, композицию. У детей проявляется предпочтение к тому или иному цвету, интерес к детализации, выделению характерных признаков предмета, появляется любимая тематика у мальчиков и девочек.
В возрасте от 5 до 7 лет у детей развиваются изобразительные способности, воображение, художественное мышление при создании сюжетных и декоративных композиций.
На протяжении всего дошкольного периода происходят изменения восприятия, от простых попыток рассмотреть и ощупать, не отвечая на вопрос, каков предмет, до стремления более планомерно и последовательно обследовать и описать предмет, выделяя наиболее заметные особенности.
Усвоение детьми системы сенсорных эталонов существенно перестраивает их восприятие, поднимая его на более высокий уровень.
В процессе познавательной деятельности дети овладевают систематизированными знаниями о чувственных качествах предметов.
Сенсорная культура имеет большое значение для художественно-эстетического воспитания. Умение различать цвета, оттенки, формы, сочетания форм и цветов открывает возможность лучше понимать произведения искусства и получать потом от этого удовольствие.
Ребенок учится создавать образ, овладевает способностью передавать присущие предметам свойства, форму, строение, цвет, положение в пространстве, свои впечатления, усваивает знания о материалах, используемых для передачи изображения, создания художественного образа.
Овладение изобразительно-выразительными навыками приобщает детей к элементарной творческой деятельности.
Следующая особенность художественно-эстетического воспитания связана с изменениями, происходящими в сфере познавательных процессов. Формирование художественных и эстетических идеалов у детей, как части их мировоззрения.
К концу дошкольного возраста ребенок может переживать элементарные эстетические чувства и состояния. Ребенок радуется красивому банту на голове, любуется игрушкой. В этих переживаниях сначала отчетливо выступает прямая подражательность взрослому, в виде сопереживания. Поэтому, общаясь ребенком, взрослые должны обязательно подчеркивать эстетическую сторону предметов, явлений и их качеств словами: «Какая красивая, пушистая белка», «Как нарядно одета кукла».
Поведение взрослых, их отношение к окружающему миру, к ребенку становится для малыша программой его поведения, поэтому очень важно, чтобы дети видели вокруг себя как можно больше доброго и красивого.
Большое значение в художественно-эстетическом воспитании имеет народное декоративно-прикладное искусство. Воспитатель должен знакомить детей с изделиями народных мастеров, тем самым прививая ребенку любовь к Родине, родному краю, к народному творчеству, уважение к труду.
Художественно-эстетическое воспитание должно вызывать активную деятельность дошкольника. Важно не только чувствовать, но и создавать нечто прекрасное. Обучение, которое целенаправленно осуществляется в ДОУ, направлено также и на развитие художественных и эстетических чувств, поэтому большое значение имеют такие занятия, как: музыкальное, хореография, «Введение в художественную литературу», «Путешествие в прекрасное», рисование, аппликация, лепка, конструирование. Особенно если педагог на занятиях учит детей подбирать формы, цвета, составлять красивые орнаменты, узоры и обязательно устанавливать пропорции.
Формирование первых эмоционально-эстетических оценок, воспитание художественного вкуса во многом зависит от игры.
Общеизвестно влияние художественных игрушек на художественно-эстетическое воспитание детей. Примером служат народные игрушки: матрешки, веселые дымковские свистульки, поделки, сделанные вручную. Пример воспитателя, его эмоциональная отзывчивость на красоту особенно необходимы детям для становления их собственного художественно-эстетического вкуса. Необходимо знать, что художественные и эстетические чувства, так же как и моральные, не являются врожденными. Они требуют специального обучения и воспитания.
Организуя последовательно усложняющуюся систему заданий, обучая детей эстетическому видению и грамотному изображению окружающего мира, можно научить детей не только воспринимать картину, но и видеть в ней предмет искусства.
Чувства, в том числе и художественно-эстетические – специфическая форма отражения окружающей действительности. Поэтому они не могут возникать и развиваться там, где в повседневном окружении нет тех сочетаний предметов, форм, красок, звуков, которые могут быть восприняты как образы прекрасного.
Таким образом, художественно-эстетическое воспитание очень важно для всестороннего развития ребенка. Азы художественно-эстетического воспитания закладываются при участии взрослых уже сразу после рождения ребенка и продолжают свое становление долгие годы. Очень большую роль в художественно-эстетическом воспитании играют семья, детский сад и школа, поэтому родителям, педагогам надо постараться создать такую атмосферу, чтобы у ребенка как можно быстрее развились такие эстетические чувства, как чувство прекрасного, художественного вкуса.
Пути и средства художественно-эстетического воспитания.
Для того, чтобы творчество, произведения искусства оказывали эффективное воздействие на художественно-эстетическое развитие личности, а личность испытывала потребность в наслаждении прекрасным, необходимо создать основу, фундамент для творческих способностей.
На мой взгляд, наиболее приоритетными средствами формирования художественно-эстетического воспитания являются:
- ознакомление детей с творчеством как сущностью эстетического отношения к окружающему миру;
- доступные возрасту виды художественно-творческой деятельности;
- активная педагогическая деятельность;
- творческая деятельность как средство художественно-эстетического воспитания.
- эстетическая сущность творческой деятельности
Дошкольный возраст - это период, когда творческая деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только особо одаренных, но и почти всех детей, т.е., увлекая ребенка в сказочный мир искусства, мы незаметно для него развиваем у него воображение и способности.
Что же представляет собой творчество?
Творчество-это сознательная, целеполагающая, активная деятельность человека, направленная на познание действительности, создающая новые, оригинальные, никогда ранее не существовавшие предметы, произведения для совершенствования материальной и духовной жизни общества.
Истоки творческих сил человека восходят к детству, к той поре, когда творческие проявления во многом произвольны и жизненно необходимы.
Концепция дошкольного воспитания рассматривает воображение и творчество как предпосылки формирования базиса личностной культуры.
Интерес к творческой деятельности детей обусловливается его важностью для развития личности ребенка, и с годами потребность в ней не ослабевает, а все более увеличивается.
Заключение.
Проблема нравственно - эстетического воспитания довольно полно разработана в отечественной и зарубежной литературе. Это позволило мне провести тщательный анализ литературы по этой проблеме и сделать следующие выводы.
Художественно - эстетическое воспитание действительно занимает важное место во всей системе воспитательно-образовательного процесса, так как за ним стоит не только развитие художественно-эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений мировоззрения.
Воспитательное значение имеет и природа, и труд, и окружающая нас действительность: быт, семья, межличностные отношения, - все, что может быть прекрасным.
Как основной носитель прекрасного, искусство также является средством художественно-эстетического воспитания.
Анализируя литературу, я сделала вывод, что детское творчество является одним из основных средств художественно-эстетического воспитания.
На мой взгляд, реализуя полноценное художественно-эстетическое воспитание и развитие ребенка, воспитатель обеспечивает в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные художественно-эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.
Литература
Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М.: Просвещение, 2005.-127с.
Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1996
Варкки Н. Ребенок в мире творчества: Творческое и эстетическое воспитание дошкольников / Н. Варкки // Дошкольное воспитание. – 2003. - №6. - С.57-67.
Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. – М., 1992.-с.156.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Педагогика, 1991.
Григорович Л.А. Развитие творческого воображения. - М.,2007.-175 с.
Гусев Е.О. Творческий процесс и художественное восприятие. Л., 2008.-94с.
Дьяченко О.М. Развитие воображения у дошкольников / О.М.Дьяченко.- М.: Педагогика, 1986.
Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. Пособие для воспитателя дет.сада / Т.Г. Казакова. - М.: Просвещение, 1999.
Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству / А.А.Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская. – СПб.: Питер, 1999.
Обухова Л.Г. Психология детства. М., 2002.-263с.
Фокина Т. Программа художественно-эстетического развития дошкольников / Т.Фокина // Дошкольное воспитание. – 1999.-№1.-с.35-38.
Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н.А.Ветлугиной. – М.: Педагогика, 1992.
Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1990.-197с.
Эстетическое воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей дет.сада / Под ред. Н.А.Ветлугиной. – М.: Просвещение, 1999.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад присмотра и оздоровления для тубинфицированных детей № 60»
Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
Индивидуальный план работы воспитателя
в межаттестационный период на пять лет
с 2018 по 2023 г.г.
Ф.И.О. Гильфанова Ирина Владимировна
Должность: воспитатель
Образование: высшее
Категория: первая
Педагогический стаж: 18 лет
Аттестационный период:
Тема самообразования: «Художественно-эстетическое развитие детей
дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности»
В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из самых актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как они определяют прогресс человечества.
Рисование является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста. В процессе рисования совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности. Изобразительная деятельность способствует развитию познавательных процессов и в частности формированию мыслительных операций: анализа, сравнения, синтеза, обобщения.
Само понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой человек создаёт новое, оригинальное, реализует свой замысел, самостоятельно находя средства для его воплощения. Этот процесс вызывает одновременно целый букет чувств: радость, удивление, гордость, интерес к познанию новых свойств материалов.
Главный закон технологии «ТРИЗ»: «Мир не только познаваем, но и создаваем».
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует у ребёнка:
- мелкой моторики рук и тактильного восприятия
- развитию художественного вкуса и эстетической восприимчивости.
- приобретению знаний о предметах и явлениях, о художественных возможностях
изобразительного искусства;
- углублению представлений об окружающем мире;
- изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
- разностороннему развитию личности ребёнка;
- формированию коммуникативных способностей.
- речевому развитию;
- пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
- внимания и усидчивости;
- формированию навыков контроля и самоконтроля.
Инновационная направленность:
- занятия проводить в интегрированной форме: в одну сюжетную тему включаются задачи по развитию речи, математике, изобразительной деятельности;
- использовать нетрадиционные методы и приёмы: занимательность и оригинальность заданий помогает достичь результатов, организации самостоятельной поисковой деятельности;
- нетрадиционные технические овладения приёмами рисования;
- разнообразные средства выразительности при создании образа детьми: цвет в тесной связи с содержанием, цветовые контрасты, передача динамического состояния, ритм и др.;
- использование нетрадиционного материала;
- организация новых форм в работе с родителями…
Основная методическая установка – поощрять всякое доброе движение детей, принимать самое активное участие в его фантазиях.
Цель профессионального развития
1. Обеспечить собственное непрерывное профессиональное образование в условиях введения ФГОС ДО.
2. Развитие профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС.
3. Овладение учебно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС.
4. Повышение уровня компетентности и профессионализма по вопросам художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.
5. Изучение и использование современных технологий, методик для организации познавательной деятельности дошкольников. Изучение психолого-педагогической литературы.
В развитии детского творчества решать следующие задачи:
- Изучить психолого-педагогические особенности и специфику развития художественно-эстетической деятельности детей дошкольного возраста.
- Изучить методики и технологии художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.
- Совершенствовать методику педагогического сопровождения воспитанников в процессе продуктивной художественно-эстетической деятельности.
- Разработать дидактический, иллюстративный и информационный материал по данной теме.
- Организовать и провести мониторинг по всем направлениям художественно-эстетического развития дошкольников.
- Создать условия для художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста, предусматривающие научно-методическое
обеспечение, психолого-педагогическое обеспечение, организацию развивающей предметно-пространственной среды.
- Создать безопасную и психологически комфортную образовательную среду посредством обеспечения безопасности жизни и поддержки эмоционального благополучия воспитанников.
- Организовать взаимодействие с родителями по вопросам художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в процессе различных видов детской деятельности.
- Обобщить и транслировать накопленный педагогический опыт среди коллег на муниципальном, региональном и всероссийском уровне, в средствах массовой информации и в сети Интернет.
Формы и методы работы с детьми:
- открытые занятия и развлечения.
- беседы.
- рассматривание репродукций, картин, альбомов, фотографий.
- схемы, рисунки.
- наблюдения.
- игры.
- метод решения проблемных ситуаций.
- загадки, пословицы.
- чтение художественных произведений, заучивание стихов, повторение новых слов.
- целевые прогулки и экскурсии, праздники.
- изобразительная деятельность
- мониторинг развития детей
Критерии:
- Способность рисовать по замыслу.
- Умение передавать личное отношение к объекту изображения.
- Умение подчинять средства, способы изображения собственному замыслу.
- Отсутствие изобразительных штампов.
Связь с другими образовательными областями:
- «Физическое развитие» - Развитие мелкой моторики, двигательной активности, импровизации.
- «Социально-коммуникативное развитие» - Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности, практическое овладение воспитанниками нормами речи, развитие коммуникативных качеств (вербального, невербального вида общения) через театрализованную деятельность. Формирование гендерной, семейной принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
- «Познавательное развитие» - Сенсорное развитие, формирование целостной картины мира, расширение кругозора в сфере изобразительного искусства, театрализованной деятельности, творчества, формирование элементарных математических представлений. Использование художественных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
- «Художественно-эстетическое развитие»- Использование музыкальных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства. Цветотерапия, арттерапия,
- « Речевое развитие» - Обогащение активного словаря, овладение речью, как средством общения и культуры. Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание текстов различных жанров детской литературы.
Ожидаемые результаты:
- активность и самостоятельность детей в изобразительной деятельности;
- умение находить новые способы для художественного изображения;
- умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств
выразительности - возрастание познавательной активности и интереса к окружающему миру,
- развитие коммуникативных качеств,
- формирование нестандартного мышления, ассоциативной памяти,
- развитие воображения, проявление фантазий, смелости в изложении собственных замыслов,
- развитие образной речи,
- эстетическое восприятие природы и окружающего мира,
- развитие умения понять другого, встать на его точку зрения
№ | Разделы. Направления | Задачи или содержание деятельности | Формы представления | Сроки |
1 | Изучение литературы, связанной с проблемами реализации ФГОС, нормативных документов. Закон РФ «Об образовании». Конвенция о правах ребенка.(02.09.1990) ФГОС ДО (17.10.2013) Семейный кодекс (29.12.1995) Закон РФ «Об образовании» и др. | Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы и интернет ресурсов, посещения МО, самообразования - по вопросу использования разнообразных техник нетрадиционного рисования с детьми 5-7 лет. | Знакомство и изучение документов. Аннотации к прочитанному, Доклады и отчеты на педагогических советах | 2018-2019 уч.год |
2 | Участие в системе дошкольной методической работы | Оказание профессиональной помощи коллегам по вопросам педагогической деятельности. Участие в педсоветах, семинарах, посещение открытых мероприятий в ДОУ | Консультация для воспитателей "Предметно-развивающая среда центра искусств" Консультация на тему: «Ознакомление дошкольников пейзажной живописью как | ежегодно |
3 | Обобщение собственного опыта педагогической деятельности. Развитие собственного Проекта «Развитие творческих способностей у детей средствами изодеятельности» | Апробация различных педтехнологий и методик организации работы с дошкольниками, и их родителями, подбор консультаций. Разработки занятий, методического материала. Знакомство с теоретическими знаниями о нетрадиционной технике рисования. Учиться моделировать работу на основе изученных видов, приемов и методов Изучение литературы, отбор технологий, подбор диагностического материала Изучение календарно-тематического планирования в соответствии с содержанием рабочей программы. Определить систему работы с детьми, обеспечить ее целенаправленность и результативность.
| Открытый просмотр непосредственно образовательной деятельности. Презентации. Современные технологии и программы обучения, а именно: программу «Детство» Т.И. Бабаева, З.А. Михайлова, Л.М. Гуревич; «Школа 2100».
Подготовить диагностику на начало и конец учебного года (Программа «Из детства – в отрочество», авторы: Доронова Т.Н., Гризик Т.И., Ерофеева Т.И , Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников») В ОО «Художественно-эстетическое развитие» использовать разнообразные техники нетрадиционного рисования. Традиции: встречи с интересными людьми; праздники, досуги; выставки детских работ; Выставка «Наше творчество», Полочка красоты, Наблюдения в природе… | ежегодно |
4 | Обучение в системе повышения квалификации | Повышение самообразования | Курсы повышения квалификации в Приволжском межрегиональном центре повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Института психологии и образования ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет». | 2022 уч.год |
5 | Психолого-педагогическое просвещение родителей | - единые методы и подходы; - пропаганда методов творческого развития; - помочь сплотить семью через различные творческие задания; - настроить родителей на совместную работу. Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности (рисунок, поделка, лепка, конструкция) интересен другим (родителям, родным и близким). | - обмен опытом, беседы, консультации Консультация для родителей "Развиваем вместе творческое начало в ребёнке" Что должен уметь ребенок, осваивая программу по изо — консультация для родителей
- совместные выставки, - конкурсы, - собеседования, - передвижная библиотека, - анкетирование, - тестирование, - организация встреч с психологами, - родительские собрания, - дни открытых дверей, | ежегодно |
6 | Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования. | Дополнить собственные авторские разработки «Взгляни на мир по-новому» новым материалом в соответствии с НРК, УМК | Представление материалов на педсовете | 2023 уч.год |
Изучить литературу:
1. Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду».
Москва. 2003
2. Тюфанова И.В. « Мастерская юных художников. Развитие изобразительных
способностей старших дошкольников», Санкт-Петербург, 2004 г.
3. Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники»
Москва, 2005 г.
4. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду»,
Москва, изд-во «Карапуз-Дидактика».
6. Акуненок Т.С. «Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования».
Дошкольное образование. 2010 г №18.
7. Шклярова О.В. «Рисуйте в нетрадиционной форме».
Дошкольное воспитание. - 1995г. №11
8. Комарова Т.С. «Как можно больше разнообразия»
Дошкольное воспитание, 1991г.№ 9
9. Казакова Т. Г. «Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности»
10. Коротких С. «Ознакомление дошкольников с пейзажной живописью, как часть
эстетического и художественного воспитания»
Дошкольное воспитание №9/99, стр.69
11. Комарова Т.О. «О взаимосвязи дидактических игр и изобразительной деятельности».
12. Доронова Т.Н. «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей»
13. Григорьева Г. «Использование игровых приемов в руководстве изобразительной
деятельностью».
14. Комарова Т. «Обучение способам изображения»
Дошкольное воспитание №3/91, стр.51
15. Шклярова М. «Рисуйте в нетрадиционной технике»
Дошкольное воспитание №11/95, стр.14
16. Пантелеева Л. «Декоративно-прикладное искусство России.
Дошкольное воспитание №7/89, стр.39
17. Ремезова Л.А. «Играем с цветом».
18. Ашикова С. «Природа цвета и цвет Природы»
Дошкольное воспитание №10/02, стр.72
19. Листопад А. «Обучение восприятию цвета»
Дошкольное воспитание №5/91, стр.5
20. Вайнерман С.М., А.С. Болынев и др. «Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Межаттестационный план работы 2013-2014год
план работы...
Перспективный межаттестационный план 2015-2020
Перспективный межаттестационный план 2015-2020...
Межаттестационный план.
Межаттестационный план на 2015-2019гг....
Межаттестационный план
Межаттестационный план (2015г-2019г)...
Межаттестационый план.
Межаттестацыонный план на 2015-2020гг....
Межаттестационный план
Межаттестационный план...
Межаттестационный план воспитателя 2016-2021 г.
Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр....