Межаттестационный план
методическая разработка по теме

Гильфанова Ирина Владимировна

Индивидуальный план работы воспитателя

в межаттестационный период на пять лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

На современном этапе развития нашего государства, на фоне экономических и политических изменений, целью воспитательно-образовательного процесса является всесторонне развитие ребенка.

В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

Последнее десятилетия психологи и педагоги активно ищут выход из ситуации, проводя исследования с целью поиска новых методологических подходов к проблеме становления индивида как личности и творческой индивидуальности в современных условиях. Активно ведутся разработки новых образовательных программ и педагогических технологий, обеспечивающих оптимальные пути гармонизации личности с окружающим миром.

Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес и любознательность. В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественно - эстетического вкуса, формирование у них творческих умений и навыков, осознание ими чувства прекрасного.

Таким образом, актуальные проблемы педагогической теории и педагогической действительности, необходимость их решения определили мою тему самообразования «Нравственное воспитание через развитие художественно-эстетических способностей детей дошкольного возраста».

Теоретические подходы к проблеме художественно – эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

Сущность художественно-эстетического воспитания.

Взрослые и дети постоянно сталкиваются с художественными и эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении - везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. В наше время проблема художественно-эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед ОУ.

В книге "Ребенок в мире творчества" под редакцией Н. Варкки можно найти такую формулировку: "Педагогика определяет художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и искусстве".

Запорожец И.Д. определяет художественно-эстетическое воспитание как «Организацию жизни и деятельности детей, способствующую развитию эстетических и художественных чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает».

Итак, художественно-эстетическое воспитание имеет деятельную и созидательную  направленность, которое не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно также формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни.

Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, эстетически и художественно развивается. Но при этом ребенком не осознается эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению, а без вмешательства извне у ребенка могут сложиться неверные представления о жизни.

Существуют различные определения понятия "художественно-эстетическое воспитание":

Во-первых, это процесс целенаправленного воспитания чувства прекрасного.

Во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве, жизни, и оценивать ее.

В-третьих, задача  художественно-эстетического воспитания заключается в формировании художественного вкуса.

И, наконец, в-четвертых, - развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного, развитие творческих умений и навыков.

Главное - воспитать, развить такие качества, такие способности, которые позволят личности не только достигнуть успеха в какой либо деятельности, но и быть творцом эстетических ценностей, наслаждаться ими и красотой окружающей действительности. Помимо формирования художественно-эстетического отношения детей к действительности и искусству, художественно - эстетическое воспитание параллельно вносит вклад и в их всестороннее развитие. Оно способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия способствуют развитию у детей мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности.

Таким образом, можно считать, что цель художественно-эстетическое воспитание, это - воспитание целостной гармонически развитой личности.

Любая цель не может рассматриваться без задач. Большинство педагогов выделяют III ведущие задачи:

Во-первых, это создание определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений. Суть этой задачи состоит в накоплении разнообразного запаса звуковых, цветовых и пластических впечатлений. Педагог должен умело подобрать по указанным параметрам такие предметы и явления, которые будут отвечать нашим представлениям о красоте. Таким образом, будет формироваться чувственно-эмоциональный опыт. Необходимы также конкретные знания о природе, самом себе, о мире художественных ценностей.

Вторая задача состоит в "формировании на основе полученных знаний и развития способностей художественного и эстетического восприятия таких социально-психологических качеств человека, которые обеспечивают ей возможность эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы, явления, и  наслаждаться ими".

Третья задача связана с формированием у каждого ребёнка художественно-эстетической творческой способности.

Главное состоит в том, чтобы "воспитать, развить такие качества, потребности и способности личности, которые превращают индивида в активного созидателя, творца эстетических ценностей, позволяют ему не только наслаждаться красотой мира, но и преобразовывать его "по законам красоты".

Рассмотренные нами задачи частично отражают сущность художественно-эстетического воспитания, однако мы рассмотрели лишь педагогические подходы к этой проблеме. Помимо педагогических подходов существуют и психологические.

Их суть состоит в том, что в процессе художественно-эстетического воспитания у ребенка формируется эстетическое сознание. Эстетическое сознание педагоги и психологи подразделяют на ряд категорий. О таких категориях как эстетическая оценка, суждение, переживание мы упоминали ранее. Наряду с ними важнейшим элементом эстетического сознания является эстетическое восприятие.

Восприятие - начальный этап общения с искусством и красотой действительности. От его полноты, яркости, глубины зависят все последующие эстетические переживания, формирование художественно-эстетических идеалов и вкусов.

Вся система художественно-эстетического воспитания нацелена на общее развитие ребенка, как в эстетическом и художественном плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном. Это достигается путем решения следующих задач:

- овладения ребенком знаниями художественно-эстетической культуры;

- развития способности к художественно-эстетическому творчеству и развития эстетических психологических качеств человека.

Особенности художественно-эстетического воспитания в дошкольном возрасте.

Формирование личности ребенка, воспитание у него правильного отношения к окружающему миру - сложный процесс, в основе которого лежит правильное, гармоничное развитие чувств.

Чувство – особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием к потребностям человека. Формирование художественно-эстетических чувств начинается с раннего детства. Дошкольный возраст – это период первоначального фактического складывания личности. Дети дошкольного и младшего школьного возраста с большим желанием строят замки и крепости из снега, мокрого песка или кубиков, забивают гвозди, с не меньшим старанием рисуют карандашами, красками или мелом. Педагоги должны всегда поддерживать, а не тормозить эти естественные потребности детей.

Психологи выделяют III основных направления психического развития детей дошкольного возраста:

Формирование личности:

  • ребенок начинает осознавать свое «Я», свою активность, деятельность, начинает объективно себя оценивать;
  • усложняется эмоциональная жизнь ребенка, обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства.

 Расширение сферы деятельности ребенка:

ребенок осваивает цели и мотивы различных видов своей деятельности;

формируются определенные навыки, умения, способности и личностные качества (настойчивость, организованность, общительность, инициативность, трудолюбие).

 Интенсивное познавательное развитие:

  • происходит усвоение сенсорной культуры языка;
  • совершается восприятие цвета, формы, величины, пространства, времени;
  • развиваются виды и свойства памяти, внимания, воображения;
  • происходит становление наглядных форм мышления и развитие знаково-символических функций сознания.

Сущностные художественно-эстетические качества личности закладываются в раннем периоде детства и сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь. Но именно в дошкольном и младшем школьном возрасте художественно-эстетическое воспитание является одной из главных основ всей дальнейшей воспитательно-образовательной деятельности.

На этапе от 2,5 до 3-5 лет происходят следующие изменения:

  • овладение сенсорными эталонами, которые помогут детям освоить цвета, формы, размеры;
  • обогащение содержания творческой деятельности;
  • овладение «языком» творчества.

В этот период совершается качественное изменение в творческой деятельности ребенка. Он самоопределяется, проявляет собственное «Я» при создании продуктов творчества. Он рисует, лепит для себя, вкладывая в это собственный опыт и свое видение предмета, явления. В это время для детей главное – выразить свое мироощущение, через цвет, форму, композицию. У детей проявляется предпочтение к тому или иному цвету, интерес к детализации, выделению характерных признаков предмета, появляется любимая тематика у мальчиков и девочек.

В возрасте от 5 до 7 лет у детей развиваются изобразительные способности, воображение, художественное мышление при создании сюжетных и декоративных композиций.

На протяжении всего дошкольного периода происходят изменения восприятия, от простых попыток рассмотреть и ощупать, не отвечая на вопрос, каков предмет, до стремления более планомерно и последовательно обследовать и описать предмет, выделяя наиболее заметные особенности.

Усвоение детьми системы сенсорных эталонов существенно перестраивает их восприятие, поднимая его на более высокий уровень.

В процессе познавательной деятельности дети овладевают систематизированными знаниями о чувственных качествах предметов.

Сенсорная культура имеет большое значение для художественно-эстетического воспитания. Умение различать цвета, оттенки, формы, сочетания форм и цветов открывает возможность лучше понимать  произведения искусства и получать  потом от этого удовольствие.

Ребенок учится создавать образ, овладевает способностью передавать присущие предметам свойства, форму, строение, цвет, положение в пространстве, свои впечатления, усваивает знания о материалах, используемых для передачи изображения, создания художественного образа.

Овладение изобразительно-выразительными навыками приобщает детей к элементарной творческой деятельности.

Следующая особенность художественно-эстетического воспитания связана с изменениями, происходящими в сфере познавательных процессов. Формирование художественных и эстетических идеалов у детей, как части их мировоззрения.  

К концу дошкольного возраста ребенок может переживать элементарные эстетические чувства и состояния. Ребенок радуется красивому банту на голове, любуется игрушкой. В этих переживаниях сначала отчетливо выступает прямая подражательность взрослому, в виде сопереживания. Поэтому, общаясь ребенком, взрослые должны обязательно подчеркивать эстетическую сторону предметов, явлений и их качеств словами: «Какая красивая, пушистая белка», «Как нарядно одета кукла».

Поведение взрослых, их отношение к окружающему миру, к ребенку становится для малыша программой его поведения, поэтому очень важно, чтобы дети видели вокруг себя как можно больше доброго и красивого.

Большое значение в художественно-эстетическом воспитании имеет народное декоративно-прикладное искусство. Воспитатель должен знакомить детей с изделиями народных мастеров, тем самым прививая ребенку любовь к Родине, родному краю, к народному творчеству, уважение к труду.

Художественно-эстетическое воспитание должно вызывать активную деятельность дошкольника. Важно не только чувствовать, но и создавать нечто прекрасное. Обучение, которое целенаправленно осуществляется в ДОУ, направлено также и на развитие художественных и эстетических чувств, поэтому большое значение имеют такие занятия, как: музыкальное, хореография, «Введение в художественную литературу», «Путешествие в прекрасное», рисование, аппликация, лепка, конструирование. Особенно если педагог на занятиях учит детей подбирать формы, цвета, составлять красивые орнаменты, узоры и обязательно устанавливать пропорции.

Формирование первых эмоционально-эстетических оценок, воспитание художественного вкуса во многом зависит от игры.

Общеизвестно влияние художественных игрушек на художественно-эстетическое воспитание детей. Примером служат народные игрушки: матрешки, веселые дымковские свистульки, поделки, сделанные вручную. Пример воспитателя, его эмоциональная отзывчивость на красоту особенно необходимы детям для становления их собственного художественно-эстетического вкуса. Необходимо знать, что художественные и эстетические чувства, так же как и моральные, не являются врожденными. Они требуют специального обучения и воспитания.

Организуя последовательно усложняющуюся систему заданий, обучая детей эстетическому видению и грамотному изображению окружающего мира, можно научить детей не только воспринимать картину, но и видеть в ней предмет искусства.

Чувства, в том числе и художественно-эстетические – специфическая форма отражения окружающей действительности. Поэтому они не могут возникать и развиваться там, где в повседневном окружении нет тех сочетаний предметов, форм, красок, звуков, которые могут быть восприняты как образы прекрасного.

Таким образом, художественно-эстетическое воспитание очень важно для всестороннего развития ребенка. Азы художественно-эстетического воспитания закладываются при участии взрослых уже сразу после рождения ребенка и продолжают свое становление долгие годы. Очень большую роль в художественно-эстетическом воспитании играют семья, детский сад и школа, поэтому родителям, педагогам надо постараться создать такую атмосферу, чтобы у ребенка как можно быстрее развились такие эстетические чувства, как чувство прекрасного, художественного вкуса.

Пути и средства художественно-эстетического воспитания.

Для того, чтобы творчество, произведения искусства оказывали эффективное воздействие на художественно-эстетическое развитие личности, а личность испытывала потребность в наслаждении прекрасным, необходимо создать основу, фундамент для творческих способностей.

На мой взгляд, наиболее приоритетными средствами формирования художественно-эстетического воспитания являются:

- ознакомление детей с творчеством как сущностью эстетического отношения к окружающему миру;

- доступные возрасту виды художественно-творческой деятельности;

- активная педагогическая деятельность;

- творческая деятельность как средство художественно-эстетического воспитания.

- эстетическая сущность творческой деятельности

Дошкольный возраст - это период, когда творческая деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только особо одаренных, но и почти всех детей, т.е., увлекая ребенка в сказочный мир искусства, мы незаметно для него развиваем у него воображение и способности.

Что же представляет собой творчество?

Творчество-это сознательная, целеполагающая, активная деятельность человека, направленная на познание действительности, создающая новые, оригинальные, никогда ранее не существовавшие предметы, произведения для совершенствования материальной и духовной жизни общества.

Истоки творческих сил человека восходят к детству, к той поре, когда творческие проявления во многом произвольны и жизненно необходимы.

Концепция дошкольного воспитания рассматривает воображение  и творчество как предпосылки формирования базиса личностной культуры.

Интерес к творческой деятельности детей обусловливается его важностью для развития личности ребенка, и с годами потребность в ней не ослабевает, а все более увеличивается.

Заключение.

Проблема нравственно - эстетического воспитания довольно полно разработана в отечественной и зарубежной литературе. Это позволило мне провести тщательный анализ литературы по этой проблеме и сделать следующие выводы.

Художественно - эстетическое воспитание действительно занимает важное место во всей системе воспитательно-образовательного процесса, так как за ним стоит не только развитие художественно-эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений мировоззрения.

Воспитательное значение имеет и природа, и труд, и окружающая нас действительность: быт, семья, межличностные отношения, - все, что может быть прекрасным.

Как основной носитель прекрасного, искусство также является средством художественно-эстетического воспитания.

Анализируя литературу, я сделала вывод, что детское  творчество является одним из основных средств художественно-эстетического воспитания.

На мой взгляд, реализуя полноценное художественно-эстетическое воспитание и развитие ребенка, воспитатель обеспечивает в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные художественно-эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.

Литература

Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М.: Просвещение, 2005.-127с.

Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1996

Варкки Н. Ребенок в мире творчества: Творческое и эстетическое воспитание дошкольников / Н. Варкки // Дошкольное воспитание. – 2003. - 6. - С.57-67.

Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. – М., 1992.-с.156.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Педагогика, 1991.

Григорович Л.А. Развитие творческого воображения. - М.,2007.-175 с.

Гусев Е.О. Творческий процесс и художественное восприятие. Л., 2008.-94с.

Дьяченко О.М. Развитие воображения у дошкольников / О.М.Дьяченко.- М.: Педагогика, 1986.

Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. Пособие для воспитателя дет.сада / Т.Г. Казакова. - М.: Просвещение, 1999.

 Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству / А.А.Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская. – СПб.: Питер, 1999.

Обухова Л.Г. Психология детства. М., 2002.-263с.

Фокина Т. Программа художественно-эстетического развития дошкольников / Т.Фокина // Дошкольное воспитание. – 1999.-1.-с.35-38.

 Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н.А.Ветлугиной. – М.: Педагогика, 1992.

Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1990.-197с.

 Эстетическое воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей дет.сада / Под ред. Н.А.Ветлугиной. – М.: Просвещение, 1999.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное  образовательное учреждение «Детский сад присмотра и оздоровления для тубинфицированных детей № 60»  

Нижнекамского муниципального района  Республики Татарстан

Индивидуальный план работы воспитателя

в межаттестационный период на пять лет

с 2018 по 2023 г.г.

Ф.И.О. Гильфанова Ирина Владимировна

Должность: воспитатель

Образование: высшее

Категория: первая

Педагогический стаж: 18 лет

Аттестационный период:

Тема самообразования: «Художественно-эстетическое        развитие        детей

дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности»

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из  самых актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как они определяют прогресс человечества.

Рисование является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста. В процессе рисования совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности.   Изобразительная деятельность способствует развитию познавательных процессов и в частности формированию мыслительных операций: анализа, сравнения, синтеза, обобщения.

 Само понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой человек создаёт новое, оригинальное, реализует свой замысел, самостоятельно находя средства для его воплощения. Этот процесс вызывает одновременно целый букет чувств: радость, удивление, гордость, интерес к познанию новых свойств материалов.

Главный закон технологии «ТРИЗ»: «Мир не только познаваем, но и создаваем».

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.

 Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует у ребёнка:

 

- мелкой моторики рук и тактильного восприятия 

- развитию художественного вкуса и эстетической восприимчивости.

- приобретению знаний о предметах и явлениях, о художественных возможностях
     изобразительного искусства;   

- углублению представлений об окружающем мире;

- изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;

- разностороннему развитию личности ребёнка; 

- формированию коммуникативных способностей.

 - речевому развитию;

 - пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

- внимания и усидчивости;

-  формированию навыков контроля и самоконтроля.        

                                                                                                 

Инновационная направленность:

- занятия проводить в интегрированной форме: в одну сюжетную тему включаются задачи по развитию речи, математике, изобразительной деятельности;

- использовать нетрадиционные методы и приёмы: занимательность и оригинальность заданий помогает достичь результатов, организации самостоятельной поисковой деятельности;

- нетрадиционные технические овладения приёмами рисования;

- разнообразные средства выразительности при создании образа детьми: цвет в тесной связи с содержанием, цветовые контрасты, передача динамического состояния, ритм и др.;

- использование нетрадиционного материала;        

- организация новых форм в работе с родителями…

Основная методическая установка – поощрять всякое доброе движение детей, принимать самое активное участие в его фантазиях.

Цель профессионального развития

1. Обеспечить собственное непрерывное профессиональное образование в условиях введения ФГОС ДО.

2. Развитие профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС.

3. Овладение учебно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС.

4. Повышение уровня компетентности и профессионализма по вопросам художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.

5.  Изучение и использование современных технологий, методик для организации познавательной деятельности дошкольников. Изучение психолого-педагогической литературы.

В развитии детского творчества решать следующие задачи:

  1. Изучить психолого-педагогические особенности и специфику развития художественно-эстетической деятельности детей дошкольного возраста.

  1. Изучить методики и технологии художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.

  1. Совершенствовать методику педагогического сопровождения воспитанников в процессе продуктивной художественно-эстетической деятельности.

  1. Разработать дидактический, иллюстративный и информационный материал по данной теме.

  1. Организовать и провести мониторинг по всем направлениям художественно-эстетического развития дошкольников.

  1. Создать условия для художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста, предусматривающие научно-методическое

обеспечение, психолого-педагогическое обеспечение, организацию развивающей предметно-пространственной среды.

  1. Создать безопасную и психологически комфортную образовательную среду посредством обеспечения безопасности жизни и поддержки эмоционального благополучия воспитанников.

  1. Организовать взаимодействие с родителями по вопросам художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в процессе различных видов детской деятельности.

  1. Обобщить и транслировать накопленный педагогический опыт среди коллег на муниципальном, региональном и всероссийском уровне, в средствах массовой информации и в сети Интернет.

Формы и методы работы с детьми:

- открытые  занятия и развлечения.

- беседы.

- рассматривание репродукций, картин, альбомов, фотографий.

- схемы, рисунки.

- наблюдения.

- игры.

- метод решения проблемных ситуаций.

- загадки, пословицы.

- чтение художественных произведений, заучивание стихов, повторение новых слов.

- целевые прогулки и экскурсии, праздники.

- изобразительная деятельность

- мониторинг развития детей

Критерии:

  • Способность рисовать по замыслу.
  • Умение передавать личное отношение к объекту изображения.
  • Умение подчинять средства, способы изображения собственному замыслу.
  • Отсутствие изобразительных штампов. 

Связь с другими образовательными областями: 

  1. «Физическое развитие» - Развитие мелкой моторики, двигательной активности, импровизации.
  2. «Социально-коммуникативное развитие» - Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности, практическое овладение воспитанниками нормами речи, развитие коммуникативных качеств (вербального, невербального вида общения) через театрализованную деятельность. Формирование гендерной, семейной принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
  3. «Познавательное развитие» - Сенсорное развитие, формирование целостной картины мира, расширение кругозора в сфере изобразительного искусства, театрализованной деятельности, творчества, формирование элементарных математических представлений. Использование художественных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
  4. «Художественно-эстетическое развитие»-  Использование музыкальных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства.  Цветотерапия, арттерапия,
  5.  « Речевое развитие» - Обогащение активного словаря, овладение речью, как средством общения и культуры.  Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание текстов различных жанров детской литературы.

 Ожидаемые результаты:

- активность и самостоятельность детей в изобразительной деятельности;

- умение находить новые способы для художественного изображения;

- умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств  

  выразительности - возрастание познавательной активности и интереса к окружающему миру,

- развитие коммуникативных качеств,

- формирование нестандартного мышления, ассоциативной памяти,

- развитие  воображения, проявление   фантазий,      смелости     в  изложении собственных замыслов,    

- развитие  образной речи,

- эстетическое восприятие  природы и окружающего мира,

- развитие умения понять другого, встать на его точку зрения

Разделы.

Направления

Задачи или содержание деятельности

Формы представления

Сроки

1

Изучение  литературы, связанной с проблемами реализации ФГОС, нормативных документов.

 Закон РФ «Об образовании».

Конвенция о правах ребенка.(02.09.1990)

ФГОС ДО (17.10.2013)

Семейный кодекс (29.12.1995)

Закон РФ «Об образовании» и др.

Повысить собственный уровень знаний путём  изучения необходимой литературы и интернет ресурсов, посещения МО, самообразования -  по вопросу использования разнообразных техник нетрадиционного рисования с детьми 5-7 лет. 

Знакомство и изучение документов.

Аннотации к прочитанному, Доклады и отчеты на педагогических советах

2018-2019 уч.год

2

Участие в системе дошкольной методической работы

Оказание профессиональной помощи коллегам по вопросам педагогической деятельности. 

Участие в педсоветах, семинарах, посещение открытых мероприятий в ДОУ

Консультация для воспитателей "Предметно-развивающая среда центра искусств"

Консультация на тему: «Ознакомление дошкольников пейзажной живописью как
часть эстетического и художественного
восприятия» (д/в №9, 1999г)

ежегодно

3

Обобщение собственного опыта педагогической деятельности.

 Развитие собственного Проекта «Развитие творческих способностей у детей средствами изодеятельности»

Апробация различных педтехнологий и методик организации работы с дошкольниками, и их родителями, подбор консультаций.

Разработки  занятий, методического материала.

Знакомство с теоретическими знаниями о нетрадиционной технике рисования.

Учиться моделировать работу на основе изученных видов, приемов и методов

Изучение литературы, отбор технологий, подбор диагностического материала

Изучение календарно-тематического планирования в соответствии с содержанием рабочей программы.

 Определить систему работы с детьми, обеспечить ее целенаправленность и результативность.

 

Открытый просмотр непосредственно образовательной деятельности.

Презентации.

Современные технологии и программы обучения, а именно: программу «Детство» Т.И. Бабаева, З.А. Михайлова, Л.М. Гуревич; «Школа 2100».

 

Подготовить диагностику на начало и конец учебного года (Программа «Из детства – в отрочество», авторы: Доронова Т.Н., Гризик Т.И., Ерофеева Т.И , Доронова Т.Н.  Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников»)

В ОО «Художественно-эстетическое развитие» использовать  разнообразные техники  нетрадиционного рисования. Традиции: встречи с интересными людьми; праздники, досуги; выставки детских работ; Выставка «Наше творчество», Полочка красоты, Наблюдения в природе…

ежегодно

4

Обучение в системе повышения квалификации

Повышение самообразования

 Курсы повышения квалификации в Приволжском межрегиональном центре повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Института психологии и образования ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет».

2022 уч.год

5

Психолого-педагогическое просвещение родителей

 - единые методы и подходы;

- пропаганда методов творческого развития;

- помочь сплотить семью через различные творческие задания;

- настроить родителей на совместную работу.

 Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности (рисунок, поделка, лепка, конструкция) интересен другим (родителям, родным и близким).

- обмен опытом, беседы, консультации

Консультация для родителей "Развиваем вместе творческое начало в ребёнке"

Что должен уметь ребенок, осваивая программу по изо  — консультация для родителей

 

- совместные выставки,

- конкурсы,

- собеседования,

- передвижная библиотека,

- анкетирование,

- тестирование,

- организация встреч с психологами,

- родительские собрания,

- дни открытых дверей,  

ежегодно

6

Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования.

Дополнить собственные  авторские разработки «Взгляни на мир по-новому» новым материалом в соответствии с НРК, УМК

Представление материалов на педсовете

2023 уч.год

 Изучить литературу:

1.  Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду».

     Москва. 2003

2.  Тюфанова И.В. « Мастерская юных художников. Развитие изобразительных  

     способностей старших дошкольников»,  Санкт-Петербург, 2004 г.

3.  Казакова  Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники»

     Москва, 2005 г.

4.  Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду»,

     Москва, изд-во «Карапуз-Дидактика».

6.  Акуненок Т.С. «Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования».  

     Дошкольное образование. 2010 г №18.

7.  Шклярова О.В. «Рисуйте в нетрадиционной форме».

     Дошкольное воспитание. - 1995г. №11

8.  Комарова Т.С. «Как можно больше разнообразия»

     Дошкольное воспитание, 1991г.№ 9

9.  Казакова Т. Г. «Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности»

10. Коротких С. «Ознакомление дошкольников с пейзажной живописью, как часть  

     эстетического и художественного воспитания»

      Дошкольное воспитание  №9/99, стр.69

11. Комарова Т.О. «О взаимосвязи дидактических игр и изобразительной деятельности».

12. Доронова Т.Н. «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей»

13. Григорьева  Г. «Использование игровых приемов в руководстве изобразительной    

      деятельностью».

14. Комарова Т. «Обучение способам изображения»

     Дошкольное воспитание №3/91, стр.51 

15. Шклярова М. «Рисуйте в нетрадиционной технике»

     Дошкольное воспитание №11/95, стр.14

16. Пантелеева Л. «Декоративно-прикладное искусство России.

      Дошкольное    воспитание №7/89, стр.39

17. Ремезова Л.А. «Играем с цветом».

18. Ашикова С. «Природа цвета и цвет Природы»

      Дошкольное воспитание №10/02, стр.72

19. Листопад А. «Обучение восприятию цвета»

      Дошкольное воспитание №5/91, стр.5
20.
Вайнерман   С.М., А.С. Болынев и др. «Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный межаттестационный план 2015-2020

Перспективный межаттестационный план 2015-2020...

Межаттестационный план.

Межаттестационный план на 2015-2019гг....

Межаттестационный план

Межаттестационный план (2015г-2019г)...

Межаттестационый план.

Межаттестацыонный план на 2015-2020гг....

Межаттестационный план

Межаттестационный план...

Межаттестационный план воспитателя 2016-2021 г.

Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр....