Методическая разработка.Развиваем речь играя.
методическая разработка (средняя группа) на тему
Методическая разработка"Развиваем речь играя"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_razvitie_rechi.docx | 8.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка на тему:
"Развиваем речь,играя"
Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения. Пользоваться ею - серьёзная наука и немалое искусство. Правильная, хорошо сформированная речь – это непременное условие готовности к школьному обучению. Следует отметить, что для полноценного развития речи ребёнка необходимо совершенствование и развитие всех компонентов устной речи, таких как:
- исправление дефектного звукопроизношения; обогащение словарного запаса; формирование лексико-грамматических категорий языка; развитие связной монологической речи детей. А также некоторых когнетивных компонентов: речевого мышления; воображения; речеслуховой памяти; активного и произвольного внимания.
Развитие речи - её звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя - одна из важнейших задач воспитания в детском саду.
Для развития речи детей дошкольного возраста необходимо использовать разнообразные игры и игровые приемы.
Научить ребенка слушать и слышать можно с помощью разных игр.
"Лови звук"
Цель. Развитие фонематического слуха, умения выделять заданный звук из ряда звуков
Ход игры. Взрослый называет ряд звуков, ребенок, когда слышит условленный звук (хлопает, топает и т.п.)
"Лови слово"
Цель. Развитие фонематического слуха, умения слышать звук в слове.
Оборудование. Набор предметных картинок.
Ход игры. Взрослый показывает картинку и называет её. Ребенок хлопает в ладоши, если слышит в названии изучаемый звук. На более поздних этапах взрослый молча показывает картинку, а ребенок проговаривает название картинки про себя и реагирует так же.
"Какой звук чаще всего слышим?"
Цель. Развитие фонематического слуха, умения выделять из потока речи часто повторяющийся звук.
Оборудование. Набор коротких стихотворений, в которых часто повторяется один и тот же звук.
Ход игры. Педагог произносит стихотворение, а дети называют звук, который они чаще всего слышали.
Примерный материал:
Белый снег, белый мел,
Белый заяц тоже бел.
Кот копеек накопил,
Кошке козочку купил.
Полноценное овладение детьми навыками связной речи возможно только в условиях целенаправленного обучения, применения всех речевых и познавательных возможностей, способствующих их совершенствованию.Дидактическая игра является одной из форм обучения, важным средством развития у детей правильной и грамотной речи детей.Ее задачами является не только дать детям определенный объем знаний, но и научить их владеть этими знаниями, навыками умственной работы, развивать активность, самостоятельность мышления.
«Игры и упражнения по развитию речи детей».
«Кто как разговаривает?»
Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.
Ход: педагог поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаёт голос:
Корова мычит;тигр рычит;змея шипит;комар пищит;собака лает;волк воет;утка крякает;свинья хрюкает;
«Кто где живёт?»
Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».
Ход: Бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, педагог задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает.
Кто живёт в дупле? -Белка.
Кто живёт в скворечнике? -Скворцы.
Кто живёт в гнезде? -Птицы.
Кто живёт в будке?-Собака.
Кто живёт в улье? -Пчёлы
Кто живёт в норе? -Лиса.
Кто живёт в логове? -Волк.
Кто живёт в берлоге? -Медведь.
Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать полный ответ: «Медведь живёт в берлоге».
«Подскажи словечко»
Цель: развитие мышления, быстроты реакции.
Ход: педагог, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает:
– Ворона каркает, а сорока?
Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить:
– Сорока стрекочет.
Примеры вопросов:
– Сова летает, а кролик?
– Корова ест сено, а лиса?
– Крот роет норки, а сорока?
– Петух кукарекает, а курица?
– Лягушка квакает, а лошадь?
– У коровы телёнок, а у овцы?
- У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?
Очень важно развивать у детей общую и мелкую моторику, сочетать речь с движением.
Развитие двигательного аппарата является фактором, стимулирующим развитие речи, и ему принадлежит ведущая роль в формировании нервно-психических процессов у детей. Для развития моторики пальцев рук хорошо использовать различные шнуровки, застёжки, плетёнки, мозаику и другие мелкие предметы (пуговицы, крупы, горох, фасоль, счётные палочки, обводки, штриховки и многое другое. Для развития кисти и пальцев рук подойдут упражнения «Фокус» или «Спрячь пакетик», также пробки, решётки. Для развития силы кистей рук – сжимать различные резиновые кольца с проговариванием четверостиший, а также прищепки, которыми можно захватывать разные мелкие предметы, проводить с ними игры-драматизации (разыгрывание сценок). В упражнениях действия с прищепками озвучиваются весёлыми текстами, стихами, игровыми приёмами, например, игра-соревнование «Наша мамочка устала» (Наша мамочка устала - всю одежду постирала, милой маме помогу, все прищепки соберу). Прищепки хорошо использовать и для самомассажа кончиков пальцев. На каждый ударный слог, держа тремя пальцами прищепку, прикусываем кончик каждого пальца поочерёдно.
Кусается сильно котёнок-глупыш.
Он думает это не палец, а мышь.
Хватит кусаться глупый малыш,
А будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш! ».
На занятиях и в свободное время прищепки «превращаются» в различных животных и птиц, помогая педагогам развивать мелкую моторику, развивая сенсорные и пространственные представления, коммуникацию, речь, воображение. Например, можно поиграть в игру «Чего не хватает у ёжика? ». Детям предлагается посмотреть и подумать, чего не хватает ёжику, который находится перед ними. Нужно помочь ему вспомнить, какого цвета были у него иголки. Педагог подсказывает: две красные, одна жёлтая, одна синяя и две зелёных иголки. Дети запоминают и прикрепляют прищепки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическая разработка «Развиваем познавательный интерес дошкольника» Конспект открытого подгруппового занятия в подготовительной группе для детей с ОНР по Ф.Ц.К.М. по теме «Весна пришла»
Учебно-методическая разработка "Весна пришла": признаки весны, изменения в живой и неживой природе, установление причинно-следственных связей, взаимосвязь и последовательность явлений природы....
Методическая разработка "Развиваем речь"
Методическая разработка "Развиваем речь" представляет собой комплекс (цикл) из 6 занятий, которые проводятся преимущественно в игровой форме и задают "зону развития" выше основного материала. Занятия ...
Методическая разработка "Развиваем пальчики,развиваем речь"
Пальчиковые игры...
Методическая разработка: развиваем логическое мышление дошкольника.
Как развивать мышление дошкольника, игры для развития мышления....
Методическая разработка "Развиваем речь"
Методическая разработка "Развиваем речь" представляет собой комплекс (цикл) из 6 занятий, которые проводятся преимущественно в игровой форме и задают "зону развития" выше основного...
Методическая разработка "Развиваемся, играя" (ОО "Речевое развитие")
Задачи речевого развития: Овладение речью, как средством общения и культуры; Обогащение активного словаря; Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; Развитие связной ...
Методическая разработка «Развивая пальчики, улучшаем речь»
У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны...