Доклад на региональном семинаре-практикуме: "Нейропсихологическая диагностика"
консультация на тему
В докладе подробно раскрывается нейропсихологический метод диагностики форм психической деятельности детей. использование данного метода базируется на понимании любой психической деятельности человека, как сложной функциональной системы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_seminar.doc | 191 КБ |
Предварительный просмотр:
Нейропсихологическая диагностика.
Методы диагностики речевых нарушений
у детей дошкольного возраста.
В настоящее время наблюдается увеличение числа детей с отклонениями в психическом развитии. Объективные клинические обследования, как правило, не выявляют у этих детей грубой патологии и фиксируют вариант развития в пределах нижненормативных границ. Между тем проблемы обучаемости их подчас практически неразрешимы.
Специалисты утверждают, что традиционные психологопедагогические методы во многих случаях перестали приносить результаты и в процессе обучения, и в процессе направленной коррекции. Опыт показывает, что желаемые результаты не достигаются, так как в современной популяции детей преобладают системные нарушения психических функций с обилием мозаичных, внешне разнонаправленных дефектов. Таким образом оптимальным является системный подход к коррекции и абилитации психического развития ребенка, в котором когнитивные и двигательные методы должны применяться в комплексе с учетом их взаимодополняющего влияния.
Направление, в рамках которого разработана «Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация», исходит из того, что воздействие на сенсомоторный уровень вызывает активизацию в развитии всех ВПФ.
И здесь нам на помощь приходит наука - нейропсихология детского возраста – раздел психологии, изучающий связь психических процессов с определёнными системами головного мозга.
Это отрасль науки, уже доказала свою эффективность диагностического и психокоррекционного подхода.
Основоположники нейропсихологии – Выготский Л. С., Лурия А. Р..
Мы рассмотрим то, что может представлять определённый интерес для дефектологов и логопедов.
Александр Лурия условно разделил мозг на 3 отдела:
1 блок мозга – подкорковые структуры – энергетический блок (закладывается внутриутробно). Его значение: обеспечение общего активационного фона, на котором реализуются ВПФ; обеспечение внимания и сознания в целом; процессов памяти с кодированием и хранением всей чувственной информации; обеспечивает мотивационные и эмоциональные процессы (страх, боль, гнев, удовольствие). Этот блок воспринимает и перерабатывает всю информацию о состоянии внутренней среды организма и регулирует эти состояния с помощью биохимических механизмов.
При недоразвитии 1 блока мозга у детей наблюдается: вялость, утомляемость, истощаемость, эмоциональная неустойчивость, склонность к невротическим реакциям, нарушение двигательной сферы, в том числе синкенезии (дополнительные движения, непроизвольно присоединяющиеся к произвольным, например, при ходьбе движения ног и туловища дополняется движениями рук); дизартрии, гипер- или гипотонус, повышенная частота инфекционных заболеваний и аллергических проявлений (снижен иммунитет, нарушения желудочно-кишечного тракта). Терапия таким детям нужна до 15 лет.
Большинство детей в группе риска рождаются с нарушением 1-го блока. У многих нарушаются пространственные соотношения. (Коля бит Петей. Кто драчун? – Не понимают. Машина шапка. – Не понимают такие словесные конструкции).
2 блок – блок приёма, переработки, хранения информации, которая идёт от внешней среды (висок, темя, затылок). Функционально значение 2 блока: обеспечение операционально-технической стороны любой психической деятельности (увидеть, услышать, составить высказывание).
При нарушении 2-го блока – агнозия, апраксия, афазия; вторично – аграфия, алексия, акалькулия.
Физический слух в норме, а наблюдается нарушение фонематического слуха. Или – не узнают знакомого лица (при афазии, например).
Не понимают смысл сюжетной картинки – всё видят по отдельности.
3 блок – программированные регуляции и контроль за протеканием психической деятельности (лобные доли). Все двигательные программы, задумки, идеи идут через этот блок. Объединён со всеми отделами головного мозга. Окончательно созревает к 20-21 году.
Нарушение лобной доли – повышенная отвлекаемость вплоть до полевого поведения; различные нарушения эмоциональной сферы; безразличие ко всякого рода деятельности; трудность переключения с одного умственного действия на другой. Неспособность к решению смысловых задач. Нарушения письма, счёта, чтения, упрощение любой программы деятельности, персеверации (настойчивое воспроизведение, повторение какого-либо действия, мысли, переживания, часто вопреки сознательному намерению).
Все блоки находятся в постоянном взаимодействии это и есть вся психическая деятельность.
Узнать какие зоны мозга или функциональные системы оказались несформированными, выявить причину трудностей позволяет нейропсихологическая диагностика.
Нейропсихологическая диагностика - это исследование психических процессов с помощью набора специальных проб с целью квалификации и количественной характеристики нарушений (состояния) высших психических функций (ВПФ) и установления связи выявленных дефектов (особенностей) с патологией или функциональным состоянием определенных отделов головного мозга либо с индивидуальными особенностями морфо- функционального состояния мозга в целом.
В настоящее время в нейропсихологических исследованиях широко применяются модификации классического нейропсихологического обследования, осуществлённые Е. Д. Хомской, Л. С. Цветковой, Т. В. Ахутиной, А. В. Семенович, Глозман Ж. М.
Проведение нейропсихологической диагностики позволяет:
• Получить описание и анализ клинической картины нарушений психической деятельности ребенка.
• Определить основной фактор (механизм), являющийся причиной нарушения тех или других ВПФ.
• Определить зону (территорию) поражения коры полушарий головного мозга (топический диагноз).
• Вычленить и провести анализ сохранных высших психических функций.
• Получить рекомендации по проведению адекватной коррекционно-восстановительной работы.
В каких случаях требуется провести нейропсихологическую диагностику:
- · трудности в обучении;
- - сложности школьной адаптации,
- -дислексия, дисграфия, дискалькулия
- · проблемы поведения, гиперактивность;
- · задержки речевого и психического развития;
- - ранне или позднее развитие ребенка, нарушение речевого развития, моторная неловкость, гипо- и гепертонус, ранний отках от дневного сна, нарушение засыпания и беспокойный сон.
- · дисгармоничное развитие (допустим, с памятью и мышлением все в порядке, а вот волевая сфера и контроль за поведением оставляет желать лучшего);
- · родовые травмы, минимальные мозговые дисфункции.
Нейропсихологическая диагностика помогает выявить нарушения
• двигательных функций,
• слухо-моторной координации,
• высших кожно-кинестетических функций,
• зрительных функций,
• мнестических процессов,
• речи (устной и письменной),
• счетных операций и мышления.
Подробно останавливаться на методах этой диагностики в рамках семинара мы не можем, поэтому мы подготовили для вас Протокол нейропсихологического обследования дошкольников, с которым вы можете ознакомиться после семинара.
Опыт нейропсихологического консультирования детей с отклоняющимся развитием доказал адекватность и информативность именно такого подхода к данному контингенту.
Во-первых, практически однозначно решается дифференциально-диагностическая задача: в результате обследования выявляются базисные патогенные факторы, а не актуальный уровень знаний и умений
Во-вторых, только нейропсихологический анализ такой недостаточности может вскрыть механизмы, лежащие в ее основе, и подойти к разработке специфических, особым образом ориентированных коррекционных мер.
Нейропсихологические приемы в работе логопеда
В последние годы сложно встретить детей просто с речевыми нарушениями. Даже ОНР в чистом виде встречается не так часто. К нам попадают дети с органикой, которым неврологи ставят диагноз ММД, СДВГ, дефицит внимания. У данной категории детей, наряду с речевыми нарушениями, есть проблемы с координацией, общей и мелкой моторикой, восприятием.
В настоящее время считается, что нарушения речевого развития всегда связаны с недоразвитием психических функций.
К сожалению, логопед не может начать полноценную коррекционную работу ранее 4 лет, а двух, трёх лет до школы иногда не хватает для коррекции. Мы долго думали над этим вопросом, что и как сделать, чтобы наша коррекция сократилась во временном промежутке. Тогда мы обратились к работам нейропсихологов и изменили свой подход к коррекционной работе.
Для учителя – логопеда знакомство с нейропсихологическим методом анализа недостаточности речевой и других форм психической деятельности детей с нарушениями речи имеет важное практическое значение.
Этот метод позволяет,
во – первых, выявлять психофизиологические особенности (факторы), лежащие в основе тех или других аномальных проявлений,
во – вторых, вычленять систему первично сохранных звеньев психической деятельности детей,
в – третьих – определять оптимальные (адекватные психофизиологической структуре дефекта) пути индивидуализированного подхода к ним в процессе коррекционного обучения.
Использование данного метода базируется на понимании любой психической деятельности человека как сложной функциональной системы, С помощью этого метода осуществляется структурный, синдромный анализ нарушенных психических процессов, который и является основным способом нейропсихологического исследования.Например, выпадение или ослабленность «рече – слухового фактора» психической деятельности (недостаточность акустического гнозиса, неполное понимание обращенной речи, слабость слухо - речевой памяти, нестойкость слухового контроля и внимания) однозначно свидетельствует о наличии поражения или дисфункции мозговых структур левой височной области (у правшей).
Ослабленность «динамического фактора» психической деятельности (трудности кинетической организации различных психических операций и действий: двигательных, речевых, мыслительных и др.) имеет прямую связь с морфофункциональной недостаточностью передних премоторных областей головного мозга.
Нарушение «пространственного фактора» говорит о неблагоприятном состоянии теменно – затылочных отделов мозговой коры.
Такой нейропсихологический факторный анализ синдрома позволяет не только определить локализацию очага, но и выявить внутреннюю психофизиологическую структуру дефектной функции. Например, при опухолевом поражении моторных «речевых зон» у детей обнаруживается патологическая тормозимость речевых следов, изменения заданного порядка слов, контаминации, персеверации.
При поражении сенсорных «речевых зон» нейропсихологическое обследование позволяет выявить у таких детей симптомы амнестической афазии, нарушения слухо – речевой памяти и др.
При поражении левого полушария нейропсихологически у детей отчетливо выявляются различные формы апраксий:
- 1.При поражении теменной области выявляется нарушение кинестетической организации движений;
- 2.При лобно – височном поражении возникают расстройства динамического праксиса в виде замедленности, дезавтоматизации, трудностей переключения с одного движения на друге при пробах на слухомоторные координации выявляются персевирации, нарушения произвольного выполнений серий ритмических движений;
- 3.При теменно – затылочных поражениях выявляются специфические нарушения пространственного праксиса.
Таким образом, приведенные данные являются убедительным подтверждением больших диагностических возможностей нейропсихологического пути обследования нарушений речевой деятельности детей.
Так же для вас мы подготовили Схему адаптированного нейропсихологического исследования дошкольников учителем – логопедом.
Обследуя безречевого ребенка, не всегда можно с точностью назвать речевой диагноз. Трудно выделить первичное нарушение и его вторичные проявления – необходимо дополнительное динамическое изучение. Как показывает практика, в последнее время участились ситуации, когда ребенок имеет сочетанное расстройство, например, незначительное снижение слуха и задержку психоречевого развития; ДЦП, дизартрию и моторную алалию; вторичную аутизацию при ДЦП и др. Кроме того, у безречевых детей нередко отмечается неврологическая симптоматика – перинатальная энцефалопатия, минимальная мозговая дисфункции, симптомы гипо – и гипервозбудимости, гипертензионно – гидроцефальный и церебрастенический синдром. При всем разнообразии неврологической симптоматики, для безречевых детей характерно снижение психической активности, внимания, памяти, отмечается недостаточность целенаправленной деятельности.
Бывает, очень часто непросто определить, что преобладает – неумение или нежелание ребенка использовать свои речевые возможности. Наша задача наметить прогноз, от которого зависит социальная адаптация неговорящего ребенка. (Заговорит ли ребенок? Сколько времени потребуется? Сможет ли ребенок посещать школу? и т.д.)
Очень важно не упустить ранний, сенситивный для развития компенсаторных возможностей возраст ребенка. Это поможет сформировать у неговорящего ребенка не только азы общения, но и развить психические функции, личность ребенка в целом, осуществить профилактику вторичных отклонений, будет спосоствовать интеграции.
Начинать стимуляцию речи детей со зрительно – пространственного восприятия. Устанавливаем эмоциональный контакт с ребенком, стараясь как можно чаще встречаться взглядами, по возможности задерживая взгляд. На этом этапе можно предложить различные игры, способствующие снятию напряжения. Мы формируем положительный эмоциональный настрой на совместную работу со взрослым то есть наша цель развить предпосылки позитивного общения. Закладывается фундамент – желание и потребность общаться.
Далее устанавливаем тактильный контакт, контакт доверия. На данном этапе хорошо включать комплекс нейропсихологической коррекции, который включает в себя:
- растяжка
- дыхательное упражнение
- глазодвигательное упражнение
- упражнения для развития мелкой моторики рук
- функциональные упражнения (развитие внимания, произвольности, самоконтроля), коммуникативные и когнитивные упражнения, элиминация гнева и агрессии
- релаксация
Активизируем активные и пассивные движения пальцев рук, привлекаем зрительное внимание, сосредоточение на игре. Развиваем ощущения собственных движений, формируем положительный настрой на общение со взрослым. С тактильного контакта начинается доверие к взрослому.
Развитие речевой активности начинается с развития физеологического и речевого дыхания. Для этого используются различные вертушки, трубочки, шарики, перышки и т.п.Развитие голоса стимулируем пением коротких детских песенок, подключая все виды анализаторов.
Совместная деятельность с ребенком во время стимуляции речи необходимо. Вместе рисуем и называем, подключаем различные стихотворные тексты с движениями. Очень важно подключать к занятиям родителей ребенка. Так как занятия должны быть ограничены во времени, нельзя перегружать ребенка, а закреплять полученный результат будет полезно в течение дня.
Наша задача – аккуратно «завести речевой механизм», соединить работу речедвигательного и слухового анализаторов с развитием движений рук, подключив тактильную чувствительность. Подключая все виды анализаторов, мы создаем предпосылки для становления многих психических процесс.
В процессе к подготовке к семинару натолкнулась, на мой взгляд, очень интересную программу.
Нейропсихолог А. Семенович А и логопед Т. Ланина разработали программу «Дельфины» В настоящей работе представлена разработанная на базе принципа “замещающего онтогенеза” междисциплинарная, интегративная коррекционная программа по формированию сенсомоторного базиса высших психических функций, ориентированная на детей с различными вариантами недоразвития речи. Естественно, что ее создание основывалось на комплексном психолого-педагогическом исследовании, включавшем как логопедические, так и нейропсихологические методы дифференциальной диагностики и коррекции (Т.Б. Филичева, Г.А. Каше, 1989; А.В. Семенович, 2002).
Программа “Дельфины” направлена на коррекцию кинестетического и кинетического звеньев сенсомоторного уровня речи и является базой для дальнейшей профилактики и коррекции различных вариантов недоразвития вербальной деятельности у детей. В результате работы по программе улучшается сенсомоторный базис речи, что оказывает активирующее влияние на вышележащие уровни речевой деятельности (психолингвистический и психологический) и служит основой для перехода к целенаправленной и планомерной логопедической работе с более сложноорганизованными речеязыковыми структурами: лексико-грамматическими и синтаксическими.
Наблюдения показывают улучшение качества логопедической и педагогической коррекции на фоне стимуляции развития мозга посредством специально подобранных упражнений. Нейропсихологическая коррекция дополняет работу специалистов с детьми, имеющими аномалии развития в разной степени выраженности.
Нейропсихологическое обследование и коррекция таких состояний существенно дополняет и медикаментозную терапию, работу логопедов, дефектологов, коррекционных педагогов и детских психотерапевтов.
Библиография
- 1.Лурия А.Р. Функциональная организация мозга//Естественнонаучные основы психологии. – М., 1978. – С. 109 – 139.
- 2.Схема нейропсихологического обследования детей. Нейропсихологические синдромы отклоняющегося развития/ Под ред. А.В. Семенович. – М., 1998.
- 3.Цветкова Л.С. Методика диагностического нейропсихологического обследования детей. – М., 1997.
- 4.Чиркина Г.В. Методы обследования речи детей. Пособие по диагностике речевых нарушений. – М., 2003.
- 5.Штрасмайер В. «Обучение и развитие ребенка раннего возраста» М; «Академия», 2002г.
Протокол
нейропсихологического обследования дошкольников
Фамилия Имя ________________________________возраст____________
группа________________ Дата обследования________________________
№ | Задания | Оценка (баллы) | Примечание (характер нарушений) | |||||||||
1 | 0,5 | 0,25 | 0 | |||||||||
1. | Праксис позы кисти руки | |||||||||||
1 2 3 4 5 6 | Воспроизведение поз: позы выполняются сначала по зрительному образцу, затем – по тактильному.
Перенос поз: Глаза ребенка закрыты. Придать руке ребенка определенную позу, ребенок должен воспроизвести позу той же рукой. | |||||||||||
Всего за серию (из 6 баллов) | ||||||||||||
2. | Пространственный праксис | |||||||||||
7 8 9 10 | Пробы Хэда: Одноручные пробы: А) кисть руки к подбородку, касаясь подбородка пальцами, Б) кисть руки к подбородку, ладонью наружу. Двуручные пробы: В) кисть руки тыльной стороной накладывается на тыльную сторону кисти другой руки, Г) к вертикально стоящей ладони одной руки перпендикулярно приставить ладонь другой руки. Смена рук. | |||||||||||
Всего за серию (из 4 баллов) | ||||||||||||
3 | Динамический праксис | |||||||||||
11 12 13 14 | Воспроизведение последовательности движений по показу: А) Кулак – ребро – ладонь Б) Ладонь – кулак – ребро (повторить 2 раза), затем: ребро – ладонь – кулак. В) Последовательное касание стола 1-м и 2-м пальцем. Г) Последовательное касание 2-м, 5-м пальцем. Инструкция: «Посмотри, как делаю я, и повторяй за мной!» | |||||||||||
15 16
| Реципрокная организация движений Инструкция: «Делай, как я!» Показ: положить кисти рук ладонями вниз, поочередно сжимать в кулак то одну, то другую руку, плавно переключаясь с движения на движение. Графическая проба «Забор» Инструкция: Продолжай рисовать забор по образцу, не отрывая руки. | |||||||||||
Всего за серию ( из 6 баллов) | ||||||||||||
4. | Пространственный гнозис | |||||||||||
17 18 19 20 | Выбор заданной пространственно расположенной фигуры из ряда подобных ей. Инструкция: Найди среди этих фигурок вот такую ( показ). Рисование фигуры Тейлора. Пространственно-метрические представления Инструкция: «Срисуй фигуру». Зрительно-пространственный гнозис. Вербализация пространственных отношений фигур и предметов. А) расположение фигур Инструкция: «Скажи, что расположено сверху от креста, что слева от круга, что справа от него?» Б) Расположение предметов Инструкция: «Скажи, где лежит спичка на этих картинках?» | |||||||||||
Всего за серию (из 4 баллов) | ||||||||||||
5. | Оральный праксис | |||||||||||
21 22 23 24 25 | Выполнение упражнений: А) Губы в улыбке; Б) Язык «лопаткой»; В) Язык «иголочкой»; Г) «Маятник» Д) Чередование «улыбка» – «трубочка» Инструкция: «Делай, как я!» | |||||||||||
Всего за серию (из 5 баллов) | ||||||||||||
6 | Зрительный гнозис | |||||||||||
26 27 28 29 30 | Распознавание предметных картинок. Распознавание картинок по детали. Распознавание зашумленных изображений. Распознавание наложенных изображений. Инструкция: Ребенку предъявляют картинки, «Назови предметы, которые здесь нарисованы». Узнавание символических фигур. Инструкция: «Запомни эти фигуры и покажи те фигуры, которые ты видел ранее». | |||||||||||
31 32 | Описание сюжетной картинки. Инструкция: «Посмотри на картинку и расскажи, что на ней нарисовано». Буквенный гнозис. Инструкция: Назови буквы, которые здесь нарисованы. | |||||||||||
Всего за серию ( из 7 балов) | ||||||||||||
7 | Зрительная память | |||||||||||
33 34 35 | Запоминание невербальных стимулов. Инструкция: «Срисуй 5 фигур. Запомни их, а потом нарисуй по памяти». При невозможности воспроизведения образец показывается вторично, но не более 5 раз. Задание выполняется правой рукой. Запоминание вербальных стимулов. Инструкция: «Скопируй 5 букв, а затем воспроизведи их по памяти». При невозможности воспроизведения образец показывается вторично, но не более 5 раз. Задание выполнятся левой рукой. Воспроизведение после нтерференции. Инструкция: «Письменно воспроизведи все фигуры, а потом все буквы, которые ты запомнил». | |||||||||||
Всего за серию ( из 3 балов) | ||||||||||||
8 | Акустический гнозис. | |||||||||||
36 37 38 39 40 41 | Ритмы: А) Оценка ритмов : !! !! !! !!! !!! !!! Инструкция: «Скажи, по сколько я постучала?» Б) Воспроизведение по образцу: !! !! !! Инструкция: «Послушай внимательно и постучи так, как я» В) Воспроизведение по речевой инструкции: «Стучи по 2 раза, теперь по 3 раза, Стучи 2 раза сильно, 3 раза слабо, повтори. Теперь 3 раза сильно, 2 раза слабо. Фонематический слух (с 5 дет). Повторение слогов: Па – ба, ба – па Са – ша, ша - са Ша – жа – ша, жа – ша – жа Ца – са – ца, са – ца – са Ра – ла – ра, ла – ра – ла Показ картинок, название которых включает оппозиционные звуки. Подбор картинок к заданному звуку. | |||||||||||
Всего за серию ( из 6 баллов) | ||||||||||||
9 | Слухо-речевая память. | |||||||||||
42 43 | Запоминание и повторение двух групп по 3 слова. Инструкция: «Запомни слова и повтори их». Сначала повторяется первая группа слов. Потом – вторая, снова – первая и опять – вторая. Запоминание слов (Десятисловка А.Р. Лурия) Инструкция: «Послушай внимательно все слова. Повтори слова, которые запомнил». Серия слов повторяется 5 раз, записываются все слова в порядке воспроизведения, побочные слова (ассоциации). | |||||||||||
44 45 46 | Повторение рассказа Повторение автоматизированных рядов. А) Назови времена года по порядку. Б) Назови дни недели по порядку. | |||||||||||
Всего за серию ( из 6 баллов ) | ||||||||||||
10 | Внимание | |||||||||||
47 48 49 50 51 | Исследование произвольного внимания. Таблица Шульте. Инструкция: А) Найди все большие цифры от 1 до 10. Б) Найди маленькие цифры от 1 до 10. В) Считай одновременно большие и маленькие цифры. Исследование непроизвольного внимания. Инструкция: «Закрой глаза и скажи, что лежит на столе, что стоит в кабинете?» Выполнение корректурной пробы в течение 2 мин. Инструкция: А)Вычеркивай во всех строчках только букву «А». Б) Вычеркивай буквы «Е» и «И». Будь внимателен. Примечание: для дошкольников используется корректурная проба с геометрическими фигурами. | |||||||||||
Всего за серию ( из 5 баллов) | ||||||||||||
11 | Мышление | |||||||||||
52 53 54 55 56 57 | Исследование наглядно-образного мышления. Конструирование предметов (частотных без опоры на слово). Материал: разрезанные на части картинки, изображающие знакомые предметы. Инструкция: «Сложи из этих частей целое изображение. Смотри внимательно, не торопись». Складывание слов из слогов Инструкция: Сложи из слогов как можно больше слов. Понимание скрытого смысла сюжетной картинки. Инструкция: «Посмотри на картинку и скажи, о каком событии, по-твоему, она рассказывает». Раскладывание серии сюжетных картинок. Инструкция: «Разложи картинки в той последовательности, в какой происходили события» Исследование логического мышления. Простые аналоги Инструкция: Подбери из нижнего правого столбца слово, которое будет так же относиться к верхнему, как нижнее слово из левого ряда относится к верхнему. Первый вариант служит примером, на котором ребенка обучают выполнению данного задания, если он этого не делал раньше. Исключение понятий. Инструкция: Назови, какое слово не подходит, объясни, почему, Назови все остальные слова обобщающим словом. | |||||||||||
58 59 | Исключение предметов. Задание аналогично предыдущему, оценивается по сходным критериям. Понимание сложных логико-грамматических конструкций. Понимание инвертированных речевых конструкций. Инструкция: «Покажи, где нарисовано: -клеенка покрыта скатертью, -девочкой спасен мальчик, -мама перевозится дочкой». | |||||||||||
Всего за серию ( из 8 баллов) | ||||||||||||
12 | Рисунок | |||||||||||
60 61 | Самостоятельный рисунок Инструкция: «Нарисуй, что хочешь». Срисовывание с образца | |||||||||||
Всего за серию ( из 2 баллов) | ||||||||||||
Всего за весь тест ( из 53 баллов) |
Успешность выполнения заданий
№ | серия заданий | баллы | % успешности | |
1 | Праксис позы кисти руки | ППК | ||
2 | Пространственный праксис | ПП | ||
3 | Динамический праксис | ДП | ||
4 | Пространственный гнозис | ПГ | ||
5 | Оральный праксис | ОП | ||
6 | Зрительный гнозис | ЗГ | ||
7 | Зрительная память | ЗП | ||
8 | Акустический гнозис | АГ | ||
9 | Слухо-речевая память | СРП | ||
10 | Внимание | В | ||
11 | Мышление | М | ||
12 | Рисунок | Р | ||
Всего за весь тест |
Схема адаптированного нейропсихологического исследования дошкольников
учителем – логопедом
Функции | Описание проб |
КИНЕСТЕТИЧЕСКИЙ ПРАКСИС Выполнение по зрительному образцу |
|
| |
4 – 6. То же левой рукой | |
Выполнение по тактильному образцу |
|
7. Пальцы сжаты в кулак, 2й и 3й пальцы вытянуты | |
8. Пальцы сжаты в кулак, 2й и 5й пальцы вытянуты | |
9 – 10. То же левой рукой | |
Если ребенок не может найти нужный набор движений, перебирает пальцы, помогает другой рукой, движения диффузны, кроме нужных пальцев выставляет и другие, то у ребенка нарушение зрительно – пространственной организации движений (односторонняя пространственная агнозия, нарушение межполушарного взаимодействия). | |
ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ ПРАКСИС |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Если ребенок не может воспроизвести пространственное положение руки, не может найти заданную часть лица или тела, импульсивно воспроизводит заданные пробы или совсем не может справиться с заданием, то у него нарушение произвольной регуляции движений и нарушение межполушарного взаимодействия. | |
ДИНАМИЧЕСКИЙ ПРАКСИС Смена 3х положений кисти |
|
Если ребенок не может воспроизводить пространственное направление движений, то можно говорить о нарушении реципрокной координации. | |
СЛУХО – МОТОРНЫЕ КООРДИНАЦИИ |
|
Если ребенок не может воспроизвести ритм по заданному образцу, не улавливает структуру ритма, то можно судить о нарушении слухового восприятия, слабости акустических следов, о нарушении произвольной регуляции движений. | |
СТЕРЕОГНОЗ |
|
Если ребенок не узнает ощупываемый предмет, то можно судить о нарушении номинативной функции речи. | |
ЗРИТЕЛЬНЫЙ ГНОЗИС |
|
Если ребенок не может называть изображение, забывает название предметов, то можно судить о нарушении зрительного восприятия, о нарушении номинативной функции речи, нарушении мышления. | |
РЕЧЬ Сенсорная функция речи |
|
Моторная функция речи |
|
|
|
|
|
|
|
Если ребенок не понимает инструкций, не может показать называемый объект, не дифференцирует близкие фонемы (б – п, г – к, д – т и др.), то можно судить о нарушении сенсорной функции речи; затрудняется в произнесении отдельных слов, ищет нужной артикуляции, путает близкие по произношению звуки (л – н - д, б – м и др.), то можно судить о нарушении кинестетической основы речи; если ребенок не может переключиться с одной артикуляции на другую, застревает на отдельных звуках, персеверирует звуки, то можно говорить о нарушении кинетической организации речи; если ребенок не понимает грамматических конструкций, неправильно употребляет падежи, предлоги, то у ребенка нарушение грамматического строя речи. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад по региональному компоненту
Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа....
Доклад для регионального семинара-практикума на тему "Оказание содействия в социализации детей раннего дошкольного возраста через погружение в сказку"
Помощь в социализации и адаптации детей младшего дошкольного возраста посредством сказки и театрализации...
Презентация доклада Национально -региональный компонент в музыкальном воспитании детей.Из опыта работы.
Выступление по теме Самообразования "Национально региональный компонент в музыкальном воспитании детей"....
Доклад по региональному компоненту: «Наш дом – Север» педагогических советах
Доклад по региональному компоненту: «Наш дом – Север» педагогических советах...
Публикация презентации Доклада "Национально -региональный компонент в музыкальном воспитании детей" в pdf файле
Презентация Доклада содержит в себе законодательные основы по реализации в Дошкольных образовательных учреждениях Российской Федерации в регионах, в частности в Республике Калмыкия - "нацио...
Доклад «Внедрение регионального компонента в воспитательно-образовательный процесс» (из опыта работы)
Доклад «Внедрение регионального компонента в воспитательно-образовательный процесс» (из опыта работы)Цель: формирование основ патриотизма у дошкольников через ознакомление с малой Род...
Текст к видео докладу на региональной конференции «Инклюзивное образование и общество: стратегии, ресурсы, практики» на тему: «Социализация детей с особыми образовательными потребностями посредством изучения знаков и символов современного мира»
Социализация или усвоение ребёнком общечеловеческого опыта, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми.Научить ребёнка с ограниченными возможностями здоровья говорить, обра...