Дидактический материал
план-конспект занятия (младшая группа) по теме
Материал для воспитателей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_igry_po_gendernomu_vospitaniyu.docx | 271.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры по гендерному воспитанию (Практикум для воспитателей)
Автор: Банных Елена Николаевна
Организация: ДО МБОУ «СОШ №2» д/с «Теремок»
Населенный пункт: Челябинская область, г. Верхний Уфалей
Использование универсального дидактического пособия «Волшебный цветок» в следующих дидактических играх:
«Давайте говорить друг другу комплименты»
Цели: Научить детей быть внимательными друг к другу, уметь проявлять симпатии к детям своего и противоположного пола. Закреплять знания о качествах мужественности и женственности.
Материал: два персонажа — Саша и Маша. Тело кукол сделано из картонных цилиндров, головы — из воздушных шаров голубого (мальчик) и розового (девочка) цветов, с нарисованными лицами. Куклы наряжены в одежду: мальчик в рубашку, брюки, на голове кепка; девочка – в кофту, юбку и на голове косынка.
Любой цветок (лучше, если он будет не искусственный, а живой).
Ход игры: К детям в гости пришли куклы.- Саша и Маша. Куклы знакомятся с детьми и рассказывают детям, как они познакомились . Саша, увидев Машу на прогулке, подошел познакомиться с ней. Из всех девочек он выбрал Машу, потому что она была самая добрая и аккуратная. Маше то же понравилось, что Саша очень воспитанный мальчик. Так они и подружились. Они пришли к нам в детский сад узнать, что думают друг о друге дети, и как они умеют дружить. Они принесли « волшебный Цветок», который поможет ребятам выразить свои чувства. Детям предлагается передавать цветок любому ребенку и делать ему комплимент.
Если, кто-то, окажется без внимания, куклы или воспитатель сами делают комплимент этим детям.
«Дом добрых дел» (со средней группы)
Цели: Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь в семье и другим людям.
Материал: конструктор
Ход игры: Дети берут детали конструктора и строят большой дом, проговаривая при этом добрые поступки и дела, которые они совершают, помогая своим родным и близким. В конце рассматривают, какой большой дом мы построили. Сколько добрых дел мы можем сделать!
«Как я дома помогаю?»
Цели: Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь людям.
Материал: цветок из разноцветного картона, лепестки съёмные, вставляются в серединку
Ход игры: Дети по очереди отрывают лепестки от цветочка, называя обязанности, которые они выполняют в семье (поливают цветы, подметают пол, ухаживают за животными, «воспитывают» младших сестер и братьев, чинят игрушки и др. . Можно разнообразить игру. Пусть дети перечислять обязанности, которые выполняют в семье их мамы, а потом папы.
«За что нам нравятся мальчики (девочки)?»
Цели: Воспитывать культуру взаимоотношения между мальчиками и девочками. Формировать у детей понятия о положительных чертах характера мальчиков и девочек.
Материал: цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в серединку.
Ход игры: Можно проводить игру индивидуально с ребенком, можно с группой детей. Взрослый рассказывает о волшебной стране, в которой все дети дружили друг с другом, но злая фея поссорила всех ребят. Детям предлагается собрать «Цветок Дружбы», но для этого нужно каждому ребенку взять лепесток и назвать хорошее качество девочки или мальчика. Дети перечисляют положительные качества, а взрослый соединяет лепестки с серединкой. Когда цветок собран, дети аплодируют друг другу.
Д/ игра «Достань слово из корзинки». Это игра с использованием карточек. В зависимости от того, кто изображён на карточке. Этому человеку необходимо сказать ласковое слово. Мальчики дарят комплименты девочкам, говорят ласковые слова мамам, бабушкам, сестрёнкам. А девочки – наоборот: папам, дедушкам, братикам, другу.
В старшем дошкольном возрасте элементарные знания об организме человека закрепляются в дидактической игре «Чей силуэт?» (женщина, ребёнок, мужчина) дети перечисляли признаки, по которым они определяли, кому принадлежит каждый из рисунков. Мужчина – плечи более широкие, ступня большего размера, короткая стрижка; у женщин – плечи уже, руки меньше, чем руки мужчин, длинные волосы и тд.
Практическое задание «Мальчики или девочки?»
Педагогам предлагается по описанию определить пол, соответственно распределив карточки.
ДЕВОЧКИ | МАЛЬЧИКИ |
Рождаются более зрелыми на 3-4 недели | Начинают ходить на 2-3 месяца позже |
Чувствительны к шуму | Начинают говорить на 4-6 месяцев позже |
Больше развита чувствительность кожи | Более подвижны |
Опираются на ближнее зрение | Трудновоспитуемы |
Раскладывают игрушки возле себя | До 8 лет острота слуха выше |
Смотрит при ответе на вопрос в глаза | Игры опираются на дальнее зрение |
Вопросы задаются для установления контактов | При ответе на занятиях смотрит на парту, в сторону, если не знает, или перед собой, если знает |
Всё надо объяснять конкретно | Вопросы задаются конкретно, для получения информации |
Лучше развиты беглость речи и скорость чтения | Можно недообъяснить, чтобы организовать ситуацию поиска знаний |
Мозг готов к ответу на любую неприятность | Лучше решают задачи |
| Лучше отгадывают кроссворды |
| Более раздражительны |
| Более возбудимы |
| Более нетерпимы |
«Секретное совещание» с мальчиками и девочками»
На «секретных совещаниях» с мальчиками рекомендуется обсуждать следующие правила:
- по отношению к девочкам и слабым недопустима грубость (нельзя толкать, отбирать вещи. Драться не только с ними, но и в присутствии, говорить грубые слова);
- к девочкам нужно проявлять внимание – пропускать вперёд, уступать место, очередь, придерживать дверь, подавать польто;
- мальчик должен брать на себя работу, требующую физической силы, должен защищать девочек и тех, кто слабее.
На «секретных совещаниях» с девочками рекомендуется обсуждать следующие правила:
- девочке не принято говорить грубым голосом и употреблять грубые слова.
- нужно помогать тому, кто не умеет поддерживать красоту и порядок;
- нужно замечать какое настроение у тех, кто рядом с тобой, и помогать тому, кому плохо;
- Нужно уметь благодарить мальчиков и мужчин за проявленную внимательность и уважение к девочкам и женщинам.
«Кому что нужно для игры»
Оборудование: лист бумаги с нарисованным лабиринтом.
Описание игры: определить, какие игрушки нужны мальчику, а какие – девочке.
Для работы с родителями по гендерному воспитанию:
Задание № 1 - "Ладошки".
Предлагаю провести диагностику, которая поможет понять, как ощущает себя ребенок в семье, к кому из членов он чувствует себя ближе. Обведите на листе бумаги кисть руки с расставленными пальцами. "Расположите" на пальчиках себя и членов своей семьи (методика "Ладошка" по В.Ю. Питюкову). Сравните рисунок своего ребенка с собственным. Совпадает? Нет. Есть над чем задуматься.
Задание № 2 - "Рассказы в картинках".
А сейчас предлагаю вашему вниманию картинку, на которой изображена - губка (воспитание ребенка).Попробуйте составить рассказ по ней. Работа будет тем эффективнее, чем подробнее составлен рассказ. (После того как родители составили свои рассказы, предлагается зачитать. Затем психолог объявляет, с каким воспитательным моментом она связана, и дает ему объяснение.)
Воспитание происходит от слова "питание", "впитывание". Поэтому логично предположить: что ребенок в своем детстве впитал в себя (нормы, правила поведения, моральные и нравственные принципы), то в результате мы и получим от него в более взрослом возрасте.
Мы можем сколько угодно, что называется, "вливать в него" правила поведения с помощью нотаций, лекций, разъяснений. Но есть еще и окружение, среда, социум, которые тоже устанавливают свои правила, оказывают огромное влияние на воспитание. К примеру, бессмысленно твердить ребенку ежедневно, что курить вредно, если он видит, с каким наслаждением это делает его отец, брат и другие окружающие его люди. Он, скорее всего, "впитает" в себя пример старших и уважаемых людей.
Пример рассказа мамы Саши П.:
Губка - это предмет, который очень хорошо впитывает в себя любую жидкость: вольем синюю - и получим синюю, вольем красную - такую же и получим. А если попадет в нее одновременно и синяя и красная, то обратный эффект будет неопределенного, не очень приятного цвета.
Известно, что в раннем возрасте ребенок начинает понимать, что он либо девочка, либо мальчик и обозначает себя соответствующим образом. В период от 3 до 7 лет у детей формируется гендерная устойчивость. Детям становится понятно, что мальчики становятся мужчинами, а девочки женщинами и это принадлежность к полу не изменится от ситуаций или личных желаний ребенка. Как показали проведенные исследования, все дети данного возраста знают свою половую принадлежность.
Задание №3 - "Девочки это:.., мальчики - это:…".
Предлагаю, родителям мальчиков написать - определение мальчики - это:., мальчики должны быть:; а родителям девочек - "девочки это - :, девочки должны быть:".
Задание № 4 - "В Детском мире".
Не печенье, не ватрушки,
Не сметану, не кефир-
Покупаем мы игрушки
В магазине "Детский мир".
Тут машинки, зайки, мишки,
Вот мячи. А вот шары-
Мамы, папы выбирайте
Вашим милым шалунишкам
Все что нужно для игры.
Предоставьте, что у вашего ребенка день рождение. Предлагаем папам и мамам пойти за покупкой игрушки для своего ребенка. Но, есть одно условие: папы выбирают игрушку для дочки, а мама - для сыночка. После того, как родители приобрели игрушку, предлагается объяснить свой выбор.
Если у девочки нет склонности к игре в кухню или катанию коляски, а у мальчика с машинками, нужно разобраться, почему так происходит, но ни в коем случае не корить за это и не запрещать любимые машинки или куклы. Опасно не мальчику в куклы играть, а демонстративно отнимать у него куклу, высмеивать за игры с девочками. Ребенок должен общаться с противоположным полом и уметь его понимать, а это, опять же, проще сделать через игру. Иначе родители сами ставят перед чадом проблему противостояния полов и впоследствии у выросшей девочки могут начаться трудности в общении с мужчинами и наоборот. Кроме того, кукла для малыша это, в первую очередь защитник, товарищ или отражение собственного Я и через игру иногда преодолеваются детские страхи.
Задание № 5 - "В гостях у сказки".
Дети не только любят играть с игрушками, но смотреть мультфильмы и слушать сказки.
Предлагаем родителям разделить на две команды (с помощью жетонов), подойти к книжной полке и выбрать сказки, которые бы они хотели прочитать своей девочке и мальчику. После этого просят назвать сказки, которые они выбрали для чтения своим детям и почему.
Девочкам и мальчикам необходимо читать самые разнообразные сказки. В гендерном отношении все сказки можно условно разделить на три группы:
- "мужские", отражают мужские стратегии поведения, где главный герой - мужской персонаж;
- "женские", отражают женские стратегии поведения, где главная героиня - персонаж женского пола;
- "смешанные": есть два главных героя обоих полов, где повествуется о взаимоотношениях и взаимовлиянии мужественности и женственности и их гармонизации. Осознание себя как мужчины или женщины является предтечей гармоничного союза.
Для мальчика важно обладать всеми атрибутами социального успеха: принятие со стороны сверстников; занимать лидирующее, заметное положение; иметь успех у девочек; обладать деньгами и собственной территорией. Задача родителей - рассказать о конструктивных средствах достижения этих благ. Поэтому важно при чтении сказок интерпретировать сказки, выделяя стратегии успеха и соотносить их с реальностью.
Сказки для мальчиков - "Три поросенка", "Колобок". Сказка символически транслирует мальчику знание стратегии и тактики успешной борьбы с противником. В процессе развития и воспитания мальчиков важно показать ему как можно больше "мужских" моделей поведения. Все, что мальчик запоминает в детстве, накладывает отпечаток на его взрослую жизнь.
Наиболее популярными женскими сказками являются "Красная шапочка", "Маша и медведь", "Крошечка - Хаврошечка", "Золушка", "Морозко" и др. Все "женские" сказки помогают девочке постичь смысл женственности и тайны, вариации взаимоотношений с мужчиной; способность женщины создавать вокруг себя комфортную среду, где она ощущала бы себя защищенной, уметь принимать помощь. Первое, что должна мама учить девочку, это умение выбрать для себя лучшее. А выбор лучшего связан со способностью слушать себя. "Ты самая красивая, твое доброе сердце бьется ровно и спокойно. Ты растешь и радуешь своей улыбкой весь мир. Моя маленькая принцесса, у тебя достаточно сил, чтобы быть счастливой, любить и быть любимой. Все что ты задумаешь с любовью обязательно исполнится. А печали отойдут стороной:."
Используемая литература:
- Гендерный подход в образовании Играют девочки. Автор: Лыкова И.
- Играют мальчики. Гендерный подход в образовании Автор: Лыкова И.
Опубликовано: 25.03.2015
Сертификат о публикации статьи
Диплом об участии в конкурсе
Диплом участника конференции
Диплом за детский конкурс
© 2010 - 2017 Всероссийский электронный журнал «Педагог ДОУ»
Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-58257 от 05.06.2014 г.
Редакция журнала: info@pdou.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по использованию дидактических игр и занимательного дидактического материала для интеллектуального развития дошкольников
Подборка игр для интеллектуального развития дошкольников (Воскобович, Никитин и т.д.)...
Формирование элементарных математических представлений дошкольников средствами дидактических и развивающих игр на тему: "Использование дидактического материала на ОД по ФЭМП"
Использование дидактических игр в ОД....
Доклад для воспитателей : «Развитие познавательной активности дошкольников посредством дидактических игр математического содержания, и универсального дидактического материала»
«Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Главная задача педагогов – помочь ему сохранить и развить стре...
Дидактический материал "Дидактическая игра с прищепками "Веселый огород""
Малышам понравятся новые, яркие и необычные дидактические игры или «настольный театр» с разноцветными прищепками. Эти пособия для развития мелкой моторики несложно изготовить своими руками...
Дидактический материал в работе с детьми с нарушением зрения. Дидактическая игра «Умные пальчики»
В настоящее время число детей с нарушением зрения постоянно растет, поэтому педагогу необходимо иметь представление о видах нарушений зрения, их проявлениях, особенностях развития детей со зрительными...
Рецензия на дидактический материал "Сборник дидактических игр по ФЭМП "Весёлая математика"
рецензия...
Рекомендации для родителей по теме: "Вот какие стали мы большие"Материал содержит дидактический материал для совместной работы с детьми по теме: " Миром правит доброта"
Материал содержит дидактический материал для совместный работы с детьми по теме: " Вот какими стали мы большими"...