Программа коррекции страхов через рисунок
учебно-методический материал на тему
Программа включает в себя пояснительную записку,тематический план и основное содержание занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_individualnaya.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа коррекции страхов через рисунок
Пояснительная записка
Тревожность в настоящее время признается одной из самых актуальных проблем психологии. Наше время называют веком страха и тревожности. Таким образом, проблема коррекции тревожности актуальна для современного общества в целом. К тому же тревожный ребенок выполняет задания менее успешно, следовательно, при отсутствии психокоррекционной помощи он обречен на неудачи.
Цель программы – создание условий для снижения тревожности и страхов до уровня, соответствующего возрастной норме.
Задачи программы:
- обучение способам осознания и урегулирования эмоций;
- способствование повышению самооценки;
- преодоление страхов ребенком.
Встречи проводятся 2 раза в неделю, продолжительностью 40 минут. Программа включает в себя 6 встреч, которые проводятся во второй половине дня. Форма организации встреч – индивидуальная.
Программа состоит из 2 блоков, выделенных на основе поставленных задач. В 1 блоке – 5 встреч – рассчитаны на снижение уровня тревожности и страхов у ребенка. 2 блок – 1 встреча – научить родителей способам устранения тревожности и страха через рисунок.
Программа построена на следующих принципах:
- рисунок как сфера совмещения диагностики и коррекции;
- рисунок как феномен, т.е. любой отдельный показатель рисунка не может быть однозначно связан с какой-либо отдельной психологической характеристикой ребенка;
- любая характеристика рисунка со временем могла изменить свое значение для одного и того же ребенка;
- рисование обязательно сопровождается беседой психолога с ребенком о его рисунке;
- главный персонаж рисунка являлся метафорой личности ребенка, а события, происходящие на рисунке, - метафорами субъективного восприятия событий, в которые эмоционально вовлечен ребенок;
- при рисовании соблюдался принцип безопасности: использование метафорического пространства позволял избежать прямого грубого воздействия на психику ребенка.
После проведения работы в первом блоке у ребенка снижается уровень тревожности и страхов до уровня, соответствующего возрастной норме, без чего невозможен переход ко 2 блоку.
2 блок направлен на обучение родителей способам устранения тревожности и страха через рисунок. По окончании 2 блока родители владеют способами устранения тревожности и страха через рисунок.
Общее время, необходимое для реализации программы 4 часа.
Предполагаемый результат – повышение уверенности в себе ребенка, уменьшение количества страхов, снижение тревожности и как следствие преодоление трудностей в межличностных отношениях как со сверстниками, так и с родителями.
Тематический план
Содержание | Время (мин) | Общее время (мин) |
I блок Цель – снижение уровня тревожности и страхов у ребенка. Встреча 1. Страна эмоций. - Беседа «Чувства и эмоции». - Сочинение сказки «Про Боястика Аха». - Рисование сказочного персонажа. Встреча 2. Ритуал символического исцеления. - Внешнее отделение. - Подготовка. - Представление или актуализация. - Материализация. - Трансформация. - Возвращение или избавление. Встреча 3. Драматизация с масками. - Подготовка. - Материализация. - Спонтанный театр. - Рефлексия. Встреча 4. Отработка эмоций страха в рисунке. - Подготовка. - Рисование образа страха. - Озвучивание персонажа. - Преобразование образа страха. - Рефлексия. Встреча 5. Лабиринт страхов. - Подготовка. - Рисование страхов в лабиринте. - Театрализация. - Рефлексия. | 10 10 20 2 5 8 11 9 5 7 10 13 10 6 10 12 5 7 5 15 15 5 | 40 40 40 40 40 |
II блок Цель – научить родителей способам устранения тревожности и страха через рисунок. Встреча 6. Для родителей. - Страх на лице. - Страшный случай. - Рисунок страха. - Трансформация страха или его уничтожение. - Рефлексия. | 5 5 10 15 5 | 40 |
Итого: | 4 часа |
Основное содержание
Встреча 1. Страна эмоций.
Беседа «Чувства и эмоции»
Цель: установить эмоциональный контакт ребенком, дать испытываемым эмоциям название, дифференцировать эмоции по степени переживания.
Материал и оборудование: набор рисунков, изображающих различные эмоции.
Ребенку предлагается представить, что все чувства и эмоции, которые испытывают люди, можно выразить сказочными персонажами, “портреты” которых ему предъявляются. В процессе совместного рассматривания картинок ребенку задаются вопросы: “ Знакомы ли тебе эти персонажи, эти чувства? Когда ты испытывал эти чувства? Расскажи свои примеры. Обрати внимание, это чувство может быть совсем маленьким, может быть побольше, а может быть и совсем большим. Ты можешь привести пример, когда встречал этого героя совсем маленьким, а когда - большим?”. После небольшой беседы, ребенку было предложено остановиться на персонажах Боястика и Аха.
Сочинение сказки «Про Боястика Аха»
Цель: научить детей преодолевать трудности в эмоциональной сфере.
Совместно с ребенком сочиняется сказка про Боястика и Аха, с обязательным перечислением всего, чего боится Боястик, придумываются способы, при помощи которых Боястик и Ах справляются со своими бедами.
Рисование сказочного персонажа
Цель: актуализация собственных переживаний ребенка.
Психолог задает ребенку наводящий вопрос: «Как ты думаешь, а как может выглядеть твой Ах и Боястик?» и предлагает нарисовать сказочных персонажей.
Встреча 2. Ритуал символического исцеления.
Внешнее отделение
Цель: создание доверительной обстановки.
Психолог приглашает ребенка в необыкновенное сказочное путешествие: «Сегодня мы отправимся с тобой в волшебную страну, где тебе предстоит проявить свою силу, мужество, чтобы победить страшных героев, которые нам встретятся в пути. Ведь мы решительные, смелые и сообразительные. А я буду всегда с тобой, и, если тебе потребуется моя помощь, ты можешь на меня рассчитывать. Итак, мы закроем комнату, чтобы нам никто не мешал».
Подготовка
Цель: «вход» в путешествие.
Материалы и оборудование: тазик с водой, полотенце для рук.
Психолог предлагает ребенку опустить руки в тазик с водой. «Это волшебная вода. Видишь, какая она необычная. Такая вода придаст нам силы и уверенности. Ты можешь поболтать руками в воде, поиграть с ней или просто подержать руки в этой волшебной жидкости до тех пор, пока не почувствуешь, что готов к путешествию. Хорошо. Сейчас мы с тобой вытрем насухо руки и отправимся и путь».
Представление или актуализация
Цель: представление и актуализация страха.
Материалы и оборудование: накидка на стульчик золотого или серебристого цвета.
Психолог предлагает ребенку сесть на волшебный стульчик. «Всем, кто на него садится, он помогает сочинять разные истории и защищает от всего плохого. Я тоже сяду рядом с тобой. Бывают в жизни такие моменты, когда мы чего-то боимся. Нам кажется, что нас кто-то пугает или нападает на нас. В такие минуты нам бывает страшно. Давай попробуем закрыть глаза и представить ту ситуацию, когда нам было страшно. Обрати внимание на ощущения, которые возникают внутри тела. А теперь открой глаза и попытайся рассказать о своем страхе или о том, чего ты боишься. Можно сочинить целую историю, ведь мы сидим на волшебном стульчике».
Материализация
Цель: материализация страха.
Материалы и оборудование: краски, кисти, бумага, «непроливайка».
Психолог предлагает ребенку сесть за стол и нарисовать страх, о котором он только что рассказал. «Для того чтобы лучше и точнее его представить, можно опять на несколько минут закрыть глаза. Вспомни о тех неприятных ощущениях, которые возникли у тебя внутри тела, о форме и цвете страха. Какие цвета лучше предадут этот пугающий образ? Пусть рука рисует то, что ей захочется. Прислушивайся к своим ощущениям и рисуй. Можешь говорить о том, что рисуешь. Если вдруг тебе опять станет страшно, можешь обратиться за помощью к волшебной воде. Окуни и подержи в ней руки. Смелость и уверенность опять к тебе вернется. Теперь, когда работа над рисунком страха завершена, скажи, пожалуйста, какие чувства он у тебя вызывает? Это неприятные чувства?».
Трансформация
Цель: трансформация страха.
Продолжая работу, психолог спрашивает у ребенка: «Что бы ты хотел теперь сделать со своим страхом, чтобы он тебя больше не пугал? Я хочу предложить тебе разорвать или порезать свой страх на маленькие кусочки. Давай попробуем. Пойдем, смоем его в унитазе или выбросим в ведро».
Возвращение или избавление
Цель: «выход» из путешествия.
Материалы и оборудование: тазик с водой, полотенце для рук.
Этот этап является завершающей стадией: психолог подводит ребенка к тазику с волшебной водой, предлагает ему опустить в него руки, совершить какие-либо плавные действия, а затем умыться этой водой и опять насухо вытереться полотенцем. Затем психолог просит его сказать несколько слов о том, как он себя сейчас чувствует, как изменились его внутренние ощущения, какое у него настроение. Затем психолог открывает дверь комнаты.
«Сегодня мы с тобой совершили волшебное путешествие, где мы встретились со своим страхом, и ты победил его. Страх уничтожен. Его больше нет. Теперь мы сильные, уверенные и бесстрашные. Ты молодец. Спасибо тебе».
Встреча 3. Драматизация с масками.
Подготовка
Цель: создание доверительной обстановки, «вход» в путешествие.
Материалы и оборудование: перышко.
Психолог: «Сегодня мы с тобой отправимся в сказочное путешествие с необыкновенными превращениями. Поведет нас в путь вот это волшебное перышко. Потрогай его. Погладь перышком свою ладошку, пальчики, сначала одну, а затем вторую руку. Что ты сейчас чувствуешь? Погладь личико: лоб, щеки, нос, подбородок. Что ты ощущаешь? Теперь подуй на перышко так, чтобы оно подлетело, а мы пойдем за ним. Помогло ли тебе волшебное перышко расслабиться и настроиться на работу? Хорошо. Перышко еще не раз сегодня нам поможет в пути».
Материализация
Цель: материализация страха.
Материалы и оборудование: лист бумаги, клей, тесьма, кисти, краски, «непроливайка», ножницы.
Психолог предлагает ребенку сесть за стол. «Сейчас мы отправимся в путь. Я легонько коснусь волшебным перышком твоего лица, а ты закрывай глазки. Всем людям: и папе, и маме и тебе — знакомо чувство страха. Вспомни ситуацию, когда тебе было страшно. Какие ощущения внутри тела у тебя возникли? Прислушайся к ним. А теперь открой глаза, и расскажи о своем страхе».
Психолог внимательно выслушивает ребенка. Затем дает задание: «А теперь нарисуй на бумаге свой страх в виде маски. Для этого сначала поднеси лист бумаги к лицу, через бумагу прикоснись к своим глазам. Отметь эти места точками. Здесь будут глаза. Форму и размер глаз ты нарисуешь, как захочешь. Бери именно те краски, которые тебе нужны. Теперь мы вырежем глаза». Затем психолог приклеивает тесьму и предлагает ребенку надеть маску или взять ее в руки.
Спонтанный театр
Цель: освобождение от негативных переживаний.
Материалы и оборудование: маска, изготовленная ребенком.
Психолог предлагает «оживить» маску. «Придумай, какие движения она совершает, каким голосом говорит. Если твоя маска захочет прыгать, кричать, пугать, визжать и топать ногами, ты можешь это делать. Представьте, что ты — маска страха. Напугай меня страшными движениями и страшным, мерзким голосом».
Рефлексия.
Цель: осознание и вербализация чувств, ощущений, настроения, «выход» из путешествия.
Психолог предлагает ребенку снять маску. «Если ты захочешь, можешь сделать с маской что угодно. Скажи, пожалуйста, изменились ли твои внутренние ощущения? Какого цвета были твои чувства, когда ты рассказывал и рисовал свой страх? Какого цвета стали чувства сейчас? Удалось ли тебе избавиться от страха? Теперь ты знаешь, как помочь себе, когда станет страшно. Я горжусь тобой. Ты смог избавиться от страха. Перышко тоже хочет поблагодарить тебя за смелость, решительность, находчивость и творчество. Погладь перышком по лицу, рукам, ногам и телу. Путешествие закончено».
Встреча 4. Отработка эмоций страха в рисунке.
Подготовка
Цель: создание доверительной обстановки.
Материалы и оборудование: 2 палочки 35-40см, перламутровая краска, фольга для украшения, бант из тесьмы.
Психолог предлагает ребенку отправиться в гости в сказку. «В сказке нам повстречаются разные герои: добрые и злые, страшные и смешные. Главным героем нашего приключения будешь ты. В большинстве сказок главные герои имеют какой-то волшебный предмет, чтобы в случае опасности воспользоваться им и защититься. Давай и мы с тобой смастерим волшебную палочку». Затем ребенку предлагается разукрасить палочку перламутровой краской, украсить ее фольгой или завязать на ней бант из тесьмы. «Теперь, когда у тебя есть волшебная палочка, нам можно отправиться в путь-дорогу. Закрой глаза и вспомни то, чего ты боишься. Представь, как выглядит твой страх».
Рисование образа страха.
Цель: материализация страха и тревоги в рисунке.
Материалы и оборудование: волшебная палочка, изготовленная ребенком, краски, кисти, лист бумаги, «непроливайка».
Психолог: «А сейчас нарисуй свой страх разными цветами. Ты можешь рисовать и говорить, что делаешь. Если хочешь, то нарисуй и себя самого тоже».
Озвучивание персонажа.
Цель: материализация страха.
Материалы и оборудование: волшебная палочка, изготовленная ребенком.
Психолог: «А сейчас давайте попробуем представить: что хочет сказать страх, кого и зачем он хочет напугать? Постарайся говорить голосом своего страха. Если он будет спрашивать что-то у тебя, отвечай ему. Будь смелым в этом разговоре, ведь у тебя есть волшебная палочка, и мы ей можем совершать чудеса».
Преобразование образа страха
Цель: трансформация страха.
Материалы и оборудование: волшебная палочка, изготовленная ребенком.
Психолог: «Если тебя пугает этот страх, то будь смелым и мужественным. Я сейчас коснусь тебя волшебной палочкой. Мы скажем волшебное заклинание, и ты сразу станешь бесстрашным и смелым. Ну, как, появилась у тебя сила? Покажи свою силу! Теперь, когда ты сильный и смелый, хочется превратить твой страх в какой-нибудь безопасный образ. Давай опять воспользуемся волшебной палочкой и нашим заклинанием».
Рефлексия.
Цель: осознание и вербализация чувств, ощущений, настроения.
Психолог: «А теперь скажи, пожалуйста, что же произошло с образом пугающего страха? Кто тебе помогал справиться со страхом? Какие сейчас ты испытываешь чувства? Какое у тебя настроение? Ты теперь знаешь, что можно сделать, если у тебя появится страх. Ты можешь рассказать об этом своим друзьям, у которых бывают страхи»
Встреча 5. Лабиринт страхов.
Подготовка
Цель: создание доверительной обстановки
Психолог: «Мы с тобой уже побывали в сказочных путешествиях. На нашем пути встречались страшные существа. Мы их победили с помощью волшебных талисманов. А сегодня я хочу предложить тебе устроить веселый и шумный лабиринт, где живут разные страхи, но они будут смешные и совсем не страшные. Сейчас я дам тебе рисунок с изображением пустого лабиринта».
Рисование страхов в лабиринте
Цель: трансформация агрессивного образа страха в смешной.
Материалы и оборудование: рисунок с изображением пустого лабиринта.
«Давай «заселим» лабиринт своими страхами, но пускай они будут нелепыми и смешными». После выполнения задания ребенку предлагается показать свою работу.
Театрализация
Цель: освобождение от негативных переживаний.
Материалы и оборудование: лабиринт с изображением смешных страхов.
Ребенку предлагается говорить от лица своего страха: изменить свой голос, попытаться сделать его грубым, громким, страшным. «Страха больше нет, мы победили его и перестали бояться. Страхи стали смешными, нелепыми. С этими страшилками ты можешь сделать все, что хочешь».
Рефлексия
Цель: осознание и вербализация чувств, ощущений, настроения
Ребенку предлагается поделиться впечатлениями от рисования лабиринта. Рассказать о том, какие чувства были у него в начале работы, какие — в процессе рисования, какие — появились сейчас. Как изменились чувства, что произошло со страхом, какое сейчас настроение.
Встреча 6. Для родителей.
Страх на лице.
Цель: актуализация страха.
Материалы и оборудование: картинка с изображением испуганного человека.
Психолог: «Уважаемые родители, сегодня я принесла вам одну картинку. Как Вы думаете, что испытывает или ощущает этот человек? Попробуйте сейчас изобразить на своем лице эту эмоцию. Посмотрите, что происходит с губами, ртом, глазами? Внимательно посмотрите на себя и скажите, как изменяется положение плеч и шеи?»
Страшный случай
Цель: актуализация страха.
Психолог предлагает родителям вспомнить самый страшный случай из жизни и рассказать о нем. «Обратите внимание на мимику, жесты и позу рассказчика. Возможно, у Вас опять оживятся некоторые «страшные» переживания».
Рисунок страха
Цель: актуализация образа страха.
Материалы и оборудование: бумага, краски, кисти, «непроливайка».
Психолог: «А теперь давайте представим, как выглядит этот страх, о котором Вы только что рассказывали. Чтобы лучше его увидеть, давайте его нарисуем, возьмите краски и смело начинайте. Какой он формы? Большой или маленький? Темный или светлый? Есть ли у него зубы? Есть ли ноги или руки? А может, у него лапы? Все то, что Вы представляете при мысли о страхе, сейчас и нарисуйте».
Трансформация страха или его уничтожение.
Цель: трансформация страха.
Материалы и оборудование: клей, бумага, ножницы, кисти, краски, «непроливайка».
Когда рисунок страха закончен, психолог предлагает родителям немного о нем рассказать. Задает вопрос о том, хотелось бы оставить этот страх или избавиться от него, уничтожить его.
Если принимается решение оставить рисунок, то предлагается создать коллаж. После того как родители завершают работу над коллажом, предлагается дать название своей работе и немного рассказать о ней.
Рефлексия
Цель: осознание и вербализация чувств, ощущений, настроения
Родителям предлагается поделиться впечатлениями от прошедшей встречи. Рассказать о том, какие чувства были у него в начале работы, какие — в процессе рисования, какие — появились сейчас. Как изменились чувства, что произошло со страхом, какое сейчас настроение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа коррекции страхов у детей 5-7 лет
программа предназначена для работы с детьми испытывающими страх и тревожность...
программа коррекции страхов у детей 5-7 лет
программа предназначена для работы с детьми испытывающими страх и тревожность...
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «КОРРЕКЦИЯ СТРАХОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ МЕТОДОМ АРТТЕРАПИИ»
Методов коррекции через арттерапию, облегчающих детям выражение их чувств, множество. Коррекционная работа строится с учетом индивидуальных и возрастных особенност...
Программа "Коррекция страхов и тревожности у детей дошкольного возраста"
Данная программа поможет педагогам-психологам детских садов организовать работу по коррекции страхов и тревожности у детей дошкольного возраста не только с с детьми, но и с родителями и педагогами. в ...
Программа "Коррекция страхов и тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста"
Основываясь на результатах современных исследований, можно говорить о сильной зависимости между нарушениями психологического здоровья и учебной успешности детей. Нарушениям психологического здоровья с...
программа коррекции страхов и тревожности у детей дошкольного возраста
Программа по коррекции страхов и тревожности у детей дошкольного возраста...
Круглый стол " Коррекция страхов через рисунок"
Круглый стол " Коррекция страхов через рисунок"...