Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Расширять представления детей о родном крае, углублять и уточнять представления о Родине – России; закреплять знания о государственных символах, обогащать представления о родном крае, о людях разных национальностей: об их обычаях, традициях, фольклоре, национальном костюме; воспитывать чувство гордости за свою страну, уважение к людям разных национальностей, живущих в нашей стране, закреплять знания о труде, жизни, природе, языке, на котором говорят в Башкирии; приобщать детей к истокам народной культуры;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_oznakomleniyu_s_okruzhayushchim_mirom_-_kopiya.docx | 18.62 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №1
С. РАЕВСКИЙ
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА АЛЬШЕЕВСКИЙ РАЙОН РБ
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе
Тема: «Хоровод дружбы»
Воспитатель: Абдуллина Л. К.
с. Раевский
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, исследовательская.
Задачи:
Образовательные: расширять представления детей о родном крае, углублять и уточнять представления о Родине – России;
Развивающие: закреплять знания о государственных символах, обогащать представления о родном крае, о людях разных национальностей: об их обычаях, традициях, фольклоре, национальном костюме;
Воспитательные: воспитывать чувство гордости за свою страну, уважение к людям разных национальностей, живущих в нашей стране, закреплять знания о труде, жизни, природе, языке, на котором говорят в Башкирии; приобщать детей к истокам народной культуры;
Словарь: камзол, тулуп, тюбетейка, малахай, лапти, онучи, кокошник, колпак, сундук.
Материал: мультимедиа, интерактивная доска, проектор, ноутбук, народные костюмы, птицы «Дружбы»,солнышко.
Ход занятия:
Воспитатель:
- Ребята, мы с Вами живём в самой большой и прекрасной стране на Земле! Вы уже знаете, как называется наша страна? (Ответы детей).
- Правильно, у нашей страны удивительно красивое, звучное имя - Россия. В нашей стране много всего самого удивительного: разнообразная природа, красивые города, удивительные люди. Россия является самой большой на территории страной в мире.
Ксения приготовила для нас стихотворение, которое называется «Наша Родина»
Как велика моя земля,
Как широки просторы
Озера, реки и поля,
Леса, и степь, и горы!
Раскинулась моя страна
От севера до юга:
Когда в одном краю весна,
В другом- снега и вьюга.
И поезд по стране моей
К границе от границы
Не меньше, чем за десять дней-
И то едва домчится…
-Столица нашей страны – город Москва.
Воспитатель:
- Каждый народ говорит на своём языке, имеет свою историю, культуру.
- Ребята, а что такое традиции? (Ответы детей).
- У каждого народа свои традиции. Они по капле вносят свой вклад в сокровищницу культуры истории своего государства.
- Дети, а какие символы государства Вы знаете? (ФЛАГ, ГЕРБ, ГИМН). (Ответы детей)
Наша страна называется Россией, Российской Федерацией. А чем отличается одна страна от другой?
Дети: Они отличаются языком, на котором разговаривает народ, своими символами, историей, обычаями, традициями.
Воспитатель: Что изображено на Российском гербе?
Дети:
У нас очень красивый герб. На нём изображён двуглавый золотой орёл на фоне российского флага. Орёл – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Это очень древний герб. Он появился 500 лет назад.
Герб – это эмблема государства, он изображается на печатях, паспортах, денежных знаках, документах.
У России величавый
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад и восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он России дух свободный.
(В. Степанов)
Воспитатель:
Какие цвета на Российском флаге?
Дети.
Российский флаг – это трёхцветное полотнище с белой, голубой и красными полосами.
Воспитатель:
Что символизирует белый, синий, красный цвета российского флага?
Дети:
Есть разные версии. По одной, это единство моря, земли и неба. По другой – это содружество трёх славянских народов. По третьей – цвета флага символизировали: белый – веру, чистоту; синий – небо, благородство, верность; красный – героизм, отвагу, смелость. Есть и такая версия; белый – это вера, синий – надежда, а красный – любовь.
А Флаг России – триколор,
Полотнище в три цвета.
Белый цвет – берёзка.
Синий – неба цвет.
Красная полоска –
Солнечный рассвет.
В настоящее время чаще всего используется следующая расшифровка значений цветов флага России:
- Белый цвет означает мир, чистоту, непорочность, совершенство;
- Синий цвет символ веры и верности, постоянства;
- Красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.
Воспитатель.
По карте вы видите, что наша страна очень большая и на ее территории расположилась наша республика, в которой мы с вами живем, кто скажет, как она называется (Башкортостан).
-Покажите ее на карте. (ребенок показывает)
-Наша республика очень красивая, большая, в ней есть реки, озера, леса, поля и горы. (ребенок рассказывает стихотворение)
Стих. М.Карима «О березовом листке » на баш. и рус. яз.(Линара, Динар)
О БЕРЕЗОВОМ ЛИСТЕ
Взгляни на глобус:
Вот он - шар земной,
На нем Башкирия
С березовый листок величиной.
Всего лишь навсего
Не больше
Обыкновенного листка,
Береза же - великая Россия -
Так зелена, так высока!
- Назовите столицу нашей республики (Уфа).
Герб Республики Башкортостан представляет собой изображение памятника Салавату Юлаеву на фоне восходящего солнца и его лучей, вписанное в круг, обрамленный национальным орнаментом. Ниже изображено соцветие курая, символ мужества народов. Лента, окрашенная в цвета государственного флага Республики Башкортостан, с надписью по белому полю: «Башҡортостан». В цветовом изображении герба памятник Салавату Юлаеву и орнамент — золотистого, цветок курая — зелёного, восходящее солнце — светло-золотистого, лучи солнца — жёлтого, фон между памятником и орнаментом — белого, внутренняя и наружная окружности — темно-золотистого цветов.
. Памятник Салавату — обобщенный образ джигита-воина, борца за свободу и справедливость, он символизирует дружбу и единение народов Башкортостана.
Автор герба — ФазлетдинФарраховичИслахов.
Флаг
Синий цвет означает ясность, добродетель и чистоту помыслов народов Республики Башкортостан; белый — миролюбие, открытость, готовность к взаимному сотрудничеству народов Республики Башкортостан; зелёный — свободу, вечность жизни.
Цветок курая — символ дружбы, семь его лепестков, расположенных в центре белой полосы, символизируют семь родов, положивших начало единению народов, проживающих на территории Республики Башкортостан.
Воспитатель.
Ребята, а мы с вами где живем?
Как называется наш район? (Альшеевский)
Центром Альшеевского района является село Раевский. Раевский - это наше село, где мы родились, живем дружно и весело- это наша малая родина.
В зеленом поле, означающем плодородие, изобилие, а также спокойствие, радость и мир, лазоревый круг, окаймленный золотым башкирским орнаментом «кускар». Окружность – знак вечного движения. Золото символизирует богатство, величие, самостоятельность и достоинство района. Орнамент «кускар» в виде завитков рогов – знак кочевого скотоводческого народа и символ трав, означает, что в экономическом благополучии района большое место занимает сельское хозяйство.
Лазоревый цвет – это символ надежды, духовности и нравственности.
Дубовая ветка, сокол – ыласын и тамга «козэн» – колонок – это дерево, птица и знак башкирского рода Мин, потомки которого проживают на территории района. Это уважение к памяти предков, преемственность и наказ будущим поколениям о сохранении традиций.
Флаг, разработанный на основе герба, языком символов и аллегорий отражает исторические, культурные и экономические особенности муниципального района.
На зелёном полотнище, означающем плодородие, изобилие, а также спокойствие, радость и мир, изображён лазоревый круг, окаймлённый золотым башкирским орнаментом «кускар». Окружность — знак вечного движения. Жёлтый цвет (золото) символизирует богатство, величие, самостоятельность и достоинство района. Орнамент «кускар» в виде завитков рогов — знак кочевого скотоводческого народа и символ трав, означает, что в экономическом благополучии района большое место занимает сельское хозяйство.
Голубой цвет — это символ надежды, духовности и нравственности.
Дубовая ветка и сокол (башк. ыласын) — это дерево и птица башкирского рода Мин, потомки которого проживают на территории района. Это уважение к памяти предков, преемственность и наказ будущим поколениям о сохранении традиций.
Воспитатель-В нашей республике и в нашем районе живут русские, татары, башкиры, чуваши, мордва и другие народы. Посмотрите, какие все красивые.
-И в нашу группу ходят дети разных национальностей, все вы вместе играете, дружите.
-Давайте расскажем нашим гостям о национальной одежде разных народов, всем сразу станет понятно, насколько удивительна жизнь детей разных национальностей под одной крышей нашего детского сада. Начнем с того, что покажем, какие мы дружные.
(пальчиковая гимнастика и физминутка)
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики
1, 2, 3, 4, 5-
Начинаем мы считать
1, 2, 3, 4, 5-
Мы закончили считать!
(звучит русская народная мелодия)
-Догадались, какая песня сейчас звучала?
(дети в русских костюмах выходят и рассказывают об истории русского национального костюма) или показ слайдов
Рассказ о женской одежде.
-Основной одеждой была сорочка. Поверх ее надевали сарафан, для тепла надевали душегрею. Всю одежду женщины шили сами.
Женские головные уборы были разными для девушек и замужних женщин. Девушки могли носить волосы распущенными или заплетали их в косы. Женщины свои волосы должны были прятать.
Как и теперь, любили женщины украшения. Носили они кольца, бусы, браслеты.
Рассказ о мужской одежде.
Раньше мужчины носили рубахи и порты. Рубахи были длинными и их подпоясывали так, чтобы больше выдавался живот. Большими животами раньше гордились.
Поверх рубахи надевали кафтаны, их носили и бедные и богатые.
На голове носили колпак, это высокая шапка, обшитая мехом.
Зимой носили шубы.
В деревнях плели и носили на ногах лапти, еще носили сапоги. Их носили и мужчины, и женщины, и дети.
Русская народная игра «Летал, летал воробей»
Играющие с помощью считалки выбирают ведущего- «воробья». Затем все встают в круг, а «воробей» - в середину круга. Дети идут по кругу со словами:
Летал-летал воробей,
Летал-летал молодой
По-за синю морю,
Видел-видел воробей,
Видел-видел воробей,
Как….
«Воробей» продолжает: «зайцы прыгают; вороны летают» и т. д.
Дети должны изобразить то, что «видел воробей»- попрыгать, как зайцы, полетать, как вороны и т. д. «Воробей» выбирает того, кто, по его мнению, выполнял задание лучше всех, и приглашает на место ведущего, а сам встает на его место. Игра продолжается с новым ведущим.
(звучит башкирская народная мелодия)
-А сейчас мы расскажем вам о башкирской народной одежде
Башкирский национальный костюм — народная одежда башкир. Одежду башкиры шили из домашнего сукна, войлока, овчины, кожи, меха; употреблялся также крапивный и конопляный холст, обувь шили из кожи.
Особенностью у башкир была многочисленность верхних одежд, особенно в праздничных костюмах. Башкиры на нижнюю одежду надевали несколько слоев верхней — несколько халатов один на другой в любое время года и независимо от погоды.
Традиционной верхней длиннополой одеждой башкир был Елян — костюм с рукавами на подкладе.
Женская одежда
Женщины носили платья (кулдэк), широкие штаны (ыштан), короткий безрукавный камзол или кафтан (кэзэки). На праздник надевали шелковые или бархатные халаты (елэн), бешметы (бишмэт). Зимой носили суконные чекмени (сэкмэн), шубы (тун), тулупы (толоп).
Халаты и шубы включались в праздничный комплект. Халаты расшивались цветным узором, украшались нашивками из кораллов, сердолика, перламутра, монет, ювелирных блях.
Праздничную одежду (платье и фартук) шили из домашней ткани вышитой узорами.
Обувь (сарык, башмаки, туфли, кожаные калоши) изготавливали из кожи. В скотоводческих районах кожаные сапоги носило почти все взрослое население. Женские башмаки (kата, башмаk) вышивались цветной строчкой, шерстяными кисточками.
Летом и осенью в селах Башкортостана носили лапти (сабата).
Мужская одежда
Башкирские мужчины носили не широкие штаны, рубахи. Верхняя одежда — камзол или кафтан.
Башкирская мужская рубаха на юге Урала не имела воротника и скрепляется в шейном вырезе шнурком. Зимой мужчины носили шубы из овчины и тулупы (билле тун, тире тун).
Праздничные мужские рубахи вышивались узорами. Исключительно мужской деталью одежды были пояса. Носились праздничные пояса Кэмэр (ҡәмәр, ҡамар). Кэмэр — традиционный широкий мужской пояс с ювелирной пряжкой. Для изготовления Кэмэр использовали узорное сукно, бархат, шёлк. Пояса украшали вышивкой, позументом, посеребрёнными или позолоченными металлическими бляхами со вставками из агата, бирюзы, жемчуга, сердолика. Надевали поверх еляна, камзола.
Повседневной для мужчин была шапочка-тюбетейка (тубэтэй), у пожилых темная, у молодых — цветная (зеленая, красная, синяя), вышитая шерстью и шелком, украшенная бисером, кораллами, позументом.
Летом носили и меховые шапки (бурек, кэпэс) из овчины, из шкуры волка, рыси. Края шапки окаймили полоской из более дорогого меха. В степных районах республики зимой надевали малахаи (кэлэпэрэ, kолаkсын) — уборы с высокой тульей и полостью, прикрывающей плечи и спину. Малахаи делали из войлока, сукна, подбивали мехом. Носили и колпаки из войлока с разрезанными полями.
Богатые.башкиры носили фетровые фески (фэс) с кистью.
Среди служителей мусульманского культа в качестве головного убора была распространена чалма.
Особенностью, присущей башкирам было ношение мелких кожаных калош с сапожками — ичигами. Сапожки использовали в торжественных случаях: в ней ходили в мечеть, в гости. При этом, заходя в помещение, калоши оставляли у порога.
проводится башкирская народная игра « Нал »
(звучит татарская народная мелодия)
Нижней одеждой мужчин и женщин служили широкая и длинная рубаха туникообразного покроя (кул-мэк) и широкие свободного покроя штаны (так называемые 'штаны с широким шагом').
Верхняя одежда Татар была распашной со сплошной приталенной спинкой. Поверх рубахи надевали безрукавный (или с коротким рукавом) камзол. Женские камзолы шили из цветного, чаще однотонного бархата и украшали по бортам и низу позументной тесьмой, мехом. Поверх камзола мужчины носили длинный просторный халат (жилэн) с небольшим шалевым воротником. Его шили из фабричной однотонной или полосатой (чаще тяжёлой полушёлковой) ткани и подпоясывали кушаком. В холодное время года носили бешметы, чикмени, крытые либо дублёные шубы.
Головной убор мужчин (кроме кряшен) - четырёхклинная, полусферической формы тюбетейка (тубэтэй) или в виде усечённого конуса (кэлэпуш). Праздничная бархатная позументная тюбетейка вышивалась тамбурной, гладьевой (чаще золотошвейной) вышивкой. Поверх тюбетейки (а женщины - покрывала) в холодное время надевали полусферическую или цилиндрическую меховую или просто стёганую шапку (бурек), а летом войлочную с опущенными полями шляпу. Женская шапочка - калфак, вышитая жемчугом, мелкой позолоченной монетой, золотошвейной гладью и др., была распространена у всех групп Татар кроме кряшен. Шапочка - кашпау, обшитая серебряными монетами, бытовала у лямбирских мишарей, вышитые тамбуром покрывала - эрпэк - у казанских Татар, полотенцеобразныетастары - у мишарей, касимовских Татар, самобытные покрывала - сурэкэ, тугэрэкяулык характерны для кряшен. Женщины и девушки заплетали волосы в две косы, гладко, на прямой пробор; только кряшенки убирали их короной вокруг головы наподобие русских женщин.
Традиционная обувь - кожаные ичиги и башмаки с мягкой и жёсткой подошвой, нередко сшитые из цветной кожи. Праздничные женщины ичиги и башмачки были орнаментированы в стиле многоцветной кожаной мозаики, Татар н. 'казанские сапожки'. Рабочей обувью служили лапти татар образца (татар чабата): с прямоплетёной головкой и низкими бортиками. Их надевали с белыми суконными чулками (тулаоек).
Воспитатель: Многим отличаются народы друг от друга. Но у всех народов
есть общее - мы все живём на планете Земля. Это очень красивая планета. И мы все должны беречь землю, украшать её - строить красивые здания, сажать сады и парки и стараться ничего не разрушать. Через много лет Вы станете взрослыми
людьми и постарайтесь сделать так, чтобы Земля - общий дом всех народов и стран, стала ещё лучше, чем сейчас ...
Яна
У каждого листочка, у каждого ручья
Есть главное на свете, есть Родина своя.
А там, где мы родились, где радостно живем,
Края свои родные мы Родиной зовем
Эльмира
Огромна планета с названьем Земля.
На ней океаны, равнины, поля.
На ней есть огромная наша страна
Великой Россией зовется она.
-Дорогие дети, наши гости, мы приготовили для вас вот таких «птиц дружбы» и хотим вам их подарить в знак дружбы всех народов.
Литература
1. Воронова, Е. А. Воспитать патриота: программы, мероприятия, игры / Е. А. Воронова. - Ростов на Дону: Феникс, 2008. - 282 с. (Сердце отдаю детям).
2. Дидактический материал «Окружающий мир. Национальные костюмы. Народы России». Издательство «Страна фантазий». 2002.
3.Дошкольникам о защитниках Отечества. /Под ред. Л.А.Кондрыкинской, М.: Сфера , 2006
4.Как научить детей любить Родину. Руководство для воспитателей и учителей/авторы-составители: Ю.Е. Антонов, Л.В.Левина, О.В.Розова, И.А. Щербакова.- М.: АРКТИ, 2003
5. Презентация.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в 1-ой младшей группе по теме: «Ознакомление детей с качествами и свойствами предметов»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миров в 1 младшей группе...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию во второй младшей, средней группе Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию во второй младшей, средней группе
Рисование красками. (пальчиками)...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем.»
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе "Кто живёт в лесу? (Ознакомление детей с животным миром родного края)"
Интересное занятие в игровой форме....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе "Кто живёт в лесу? (Ознакомление детей с животным миром родного края)"
Интересное занятие в игровой форме....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе "Кто живёт в лесу? (Ознакомление детей с животным миром родного края)"
Интересное занятие в игровой форме....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе "Кто живёт в лесу? (Ознакомление детей с животным миром родного края)"
Интересное занятие в игровой форме....