Активизация творческих проявлений дошкольников с помощью театрализованной деятельности.
консультация (подготовительная группа) на тему
Активизация творческих проявлений дошкольников с помощью театрализованной деятельности.
Ребёнок в возрасте от одного года да трёх лет осваивает общественно выработанные способы употребления окружающих его предметов. Он проходит путь от копирования действия взрослого к его моделированию и далее к изобразительному действию, при том называя себя именем тех людей, которых воспроизводит. То есть, ребёнок уже не подражает, а изображает взрослого. Способность к изобразительному действию в раннем возрасте находит отражение в формировании речи – важнейшей познавательной функции для этого возраста. Понимание условного действия – это начало воображения. Взаимодействие взрослого с ребёнком помогает последнему уже на втором году жизни понимать мнимое действие (как будто). Ребёнок счастливо смеётся, когда взрослый делает из пальцев «рожки», не смотря на якобы угрожающее выражение лица.
На третьем году жизни условное мнимое действие ребёнка становится началом любого творчества. Взрослый побуждает ребёнка изображать, как ходит косолапый мишка, как прыгает зайчик, как летают птички… Очевидно, что развитие детской изобразительности средствами театрализованной деятельности с игрушками так же способствует развития таких познавательных функций, как речь, предметное восприятие, память, воображение.
Развитие творческих способностей ребёнка средствами любой музыкальной деятельности – это развитие творческой личности. У детей младшего возраста особенно проявляются две потребности – это потребность в новых впечатлениях и самоутверждении. Первая проявляется в любознательности, вторая стимулирует собственную активность ребёнка: выдумки, изменение окружающего, стремление заслужить поощрение взрослого. Таким образом, организация и оснащение любого вида музыкальной деятельности будет способствовать интеграции всех сфер духовной жизнедеятельности ребёнка. И работа педагога полностью нацелена на развитие его творческого потенциала.
Дети трёх – четырёх лет уже имеют небольшой опыт, творческие навыки. Они с удовольствием инсценируют любимые потешки, песенки, проявляя большую активность, самостоятельно могут выбирать атрибуты для инсценировки, элементы костюмов. Для того, чтобы активизировать их творческие проявления, я стараюсь обогащать их новыми музыкальными впечатлениями. В процессе слушания музыкальных произведений детям предлагается самостоятельно рассказать о том, кого или что они увидели. И если это, например, животное, показать какое оно, как двигается, что делает. В танцах, плясках, хороводах я предлагаю ребятам использовать уже знакомые танцевальные движения, что помогает им при драматизации сказок вне музыкальных занятий. Например, придумать танец для того или иного персонажа, наиболее выразительно изобразить его.
Дети четырёх – пяти лет более активны, любознательны. Если малышей мы только знакомим с музыкальными инструментами, то детей этого возраста мы начинаем обучать игре на них, и уже в самостоятельной игровой деятельности ребята с удовольствием используют полученные навыки. Продолжаем расширять словарный запас, используя более сложные тексты песен, совершенствуем образность движений, используя не только образы животных и людей, но и неодушевлённые образы (цветок, дерево, ветер, снежинки), работаем над мимикой и жестами.
Очень интересно работать с детьми старшего возраста, когда у них уже достаточно большой багаж знаний, опыта, впечатлений, что способствует проявлению наибольшей творческой активности. Они с удовольствием участвуют в спектаклях, театральных постановках, своеобразно и интересно исполняют характерные роли. Чтобы поддержать у детей интерес к творчеству, я предлагаю им самим сочинить сказку, распределить роли, продумать образ, манеру поведения своего персонажа. Затем мы все вместе подбираем к сказке музыку, костюмы, обсуждаем, какие музыкальные инструменты можно использовать в постановке. И когда процесс завершён, дети с удовольствием и гордостью показывают спектакль своим родителям и ребятам других групп. Всё это помогает раскрыть талант и способности не только активным и творческим ребятам, но и самоутвердиться, стать более уверенными, преодолеть свои комплексы тем детям, которые малоактивны, «зажаты», не уверены в себе, что очень немаловажно! И когда педагог видит, как ребёнок «вырастает» в творческом плане, он получает большое удовлетворение и стимул для дальнейшей работы.
Хочу представить вашему вниманию несколько театральных этюдов, которые помогут раскрытию творческого потенциала ваших воспитанников. Этюд означает «учение», а в театральном искусстве это маленький спектакль, в котором должно происходить определенное событие в предлагаемых обстоятельствах, условиях, ситуациях.
Цель: развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.
«Хитрый кот» Хозяйка оставила на столе сосиски, а когда вернулась, увидела, что сосиски съел кот. Она стала ругать кота, коту стало стыдно.
«Спор овощей» Овощи растут на огороде, вдруг кто-то из них заявляет о том, сто он самый главный. Начинается спор, во время которого каждый овощ пытается доказать свою значимость и пользу.
«Кислое яблоко» Дети пошли в сад и сорвали яблоки, они оказались неспелыми. Откусив первый кусок, дети показывают, какой неприятный вкус появился у них во рту.
Этюд "В лесу" Друзья пошли в лес за грибами. Один из них так увлёкся поисками, что не заметил, как заблудился. Он стал прислушиваться: не слышно ли голосов? (ВНИМАНИЕ) Вроде бы слышит он какой-то шорох, потрескивание веток. А вдруг это медведь? (СТРАХ) Но тут ветки раздвинулись, и он увидел своих друзей — они тоже искали его. Мальчик обрадовался: теперь можно возвращаться домой! (РАДОСТЬ)
«Новая игрушка» Ребёнок попадает в магазин игрушек. Ему очень понравилась какая-то игрушка. Он пытается заставить или упросить маму купить ему эту игрушку.
«Сломанная игрушка» Дети во дворе играли с радиоуправляемой машинкой. Вдруг во двор резко заехал грузовик и раздавил машинку. Хозяин игрушки очень расстроен, второй ребёнок пытается его утешить.
«Расскажи стихотворение» Детям предлагается при помощи жестов и мимики рассказать одно из стихотворений А. Барто, затем то же самое ребёнок исполняет ещё раз, но уже с озвучкой взрослого либо кого-то из детей.
«Баба яга» Баба яга заманила к себе в избушку заблудившуюся девочку и легла отдохнуть. Когда она проснулась, то обнаружила, что девочка сбежала. Баба яга в ярости
«На лужайке» Три зайчонка играли на лужайке, прыгали, смеялись, вдруг из – за кустов показался волк. Он медленно стал приближаться к зайчатам. Зайчата испугались, прижались друг к другу и задрожали.
«В парфюмерном магазине» Вы пришли в парфюмерный магазин, чтобы купить духи, объясняете продавцу, какой запах вам нравится. Продавец предлагает вам несколько видов духов. Какие-то вам нравятся, какие-то не очень, а какие-то пахнут очень неприятно. И вот, наконец, вы нюхаете духи, которые вызывают у вас восторг.
«Новенькая девочка» К вам в группу пришла новенькая девочка. На ней красивое платье, пышный бант, модные туфли. Она себе очень нравится, считает себя лучше всех, задирает нос и не замечает никого вокруг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Активизация творческих проявлений дошкольников с помощью музыкально-игровой деятельности»
Доклад. Из опыта работы на тему: «Активизация творческих проявлений дошкольников с помощью музыкально-игровой деятельности»...
Доклад к педсовету «Активизация творческих проявлений дошкольников с помощью театрализованной деятельности»
Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к л...
Активизация творческих проявлений дошкольников с помощью театрализованной деятельности»
Активизация творческих проявлений дошкольников с помощью театрализованной деятельности»...
ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Музыкальное воспитание в детском саду – это организованный педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной культуры, развитие музыкальных способностей детей с целью становления тв...
ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Музыкальное воспитание в детском саду – это организованный педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной культуры, развитие музыкальных способностей детей с целью становления тв...
Развитие творческих проявлений детей в процессе театрализованной деятельности "Как наши пальчики стали театром"
Театр - одно из ярких средств, формирующих вкус детей....
Развитие творческих способностей у дошкольников с помощью театрализованной деятельности
С помощью игры формируется личность ребенка, начинает реализовываться его потенциал и становятся возможными первые творческие проявления. Для дальнейшего творческого развития личности дошкольника след...