Педагогическая технология формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа)
Педагогическая технология формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Педагогическая технология формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста | 19.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогическая технология формирования толерантности
у детей старшего дошкольного возраста
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение | 3 | |
Глава I. | Теоретические основы формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста | 9 |
1.1. | Характеристика понятия «толерантность» в философском и социальном контексте | 9 |
1.2. | Современные подходы к определению содержания по формированию толерантности у детей старшего дошкольного возраста | 14 |
1.3. | Педагогические условия формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста | 18 |
Выводы по первой главе | 24 | |
Глава II. | Опытно – экспериментальное исследование сформированности толерантности у детей старшего дошкольного возраста | 26 |
2.1. | Методика констатирующего эксперимента | 26 |
2.2. | Выявление уровней сформированности толерантности у детей старшего дошкольного возраста | 28 |
2.3. | Анализ опыта работы педагогов старшей группы ДОУ по формированию толерантности у детей дошкольного возраста | 33 |
Выводы по второй главе | 36 | |
ГлаваIII. | Технология формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста | 37 |
3.1. | Экспериментальная технология формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста | 37 |
3.2. | Результаты экспериментальной работы | 45 |
Выводы по третьей главе | 49 | |
Заключение | 50 | |
Список литературы | ||
52 | ||
Приложения | 54 |
Введение
Что отличает современное общество? Зачастую, его отличает жестокость и нетерпимость людей друг к другу. К сожалению, жестокими являются не только взрослые, но и дети. В создавшихся условиях просто необходим некий ориентир, моральный принцип, способный регламентировать отношения между людьми и воспрепятствовать дальнейшему моральному вырождению общества. Таким доминирующим принципом морали может выступать толерантность. Научная литература рассматривает толерантность как уважение к другим людям, признание их права на отличие, отказ от насильственных методов взаимодействия.
В последние десятилетия проблема формирования толерантности стала наиболее актуальной и широко востребованной во всем мире. Миграция, возникающие новые коммуникативные системы, возрастающая экономическая и культурная взаимозависимость обществ приводит к объединению человечества. В таких условиях толерантность приобретает особое значение, способствует сохранению культур от насильственного навязывания иных ценностей, охраняя разнообразие в эпоху глобализации и мультикультурности. В связи с этим возрастает роль толерантности в развитии личности, в умении человека выстаивать свои отношения с окружающим миром, в позитивном социальном устройстве общества, а толерантность как способность человека, сообщества, государства слышать и уважать мнения других, невраждебно встречать позиции, отличающиеся от собственных. Толерантность как нравственная и духовная категория отражает самую актуальную историческую, социокультурную, психологическую и педагогическую потребность современного общества. Благодаря усилиям ЮНЕСКО в последние десятилетия понятие «толерантность» стало международным термином. Сущность понятия «толерантность» неоднозначно и многогранно раскрыта в разных культурах.
Человечество в целом уже породило внутри себя настоятельную потребность во взаимопонимании и терпимости различных народов друг к другу. Неслучайно 1995 год был объявлен ООН «Годом Толерантности», а каждый год 16 ноября – Международный день, посвященный толерантности.
Решать данную проблему необходимо начинать как можно раньше, пока личность ребёнка наиболее отзывчива к социальным и индивидуальным влияниям. Именно сформированность толерантного отношения человека к другим может стать прочной базой для его дальнейшей социальной адаптации.
Актуальность формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста сегодня во многом обусловлена теми процессами, которые тревожат как мировую общественность, так и российское общество. Рост нетерпимости, проявление агрессии, жестокости становятся частым явлением, как в среде взрослых, так и в детской среде. Не удивительно, чтов последнее время в различных науках, в том числе в педагогической, заметно возрос интерес к проблеме формирования толерантности у детей и подростков.
Формирование толерантности у детей дошкольного возраста приобретает особую важность потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы сознания и поведения. Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность, взаимная нетерпимость и культурный эгоизм. Низкий уровень познавательного интереса к своей стране, миру, к жизни, культуре народов разных стран. Причин этому много - средства массовой информации, социальное окружение детей, также непонимание друг друга возникают в связи с разными ценностями, культурой, языком.
Практический опыт по формированию у детей навыков социальной ответственности, уважительного отношения между детьми, независимо от физических возможностей, национальности, - еще недостаточен. Формирование этого важнейшего качества происходит уже в детстве в условиях семьи и образовательных учреждений, продолжается на протяжении всей жизни.
Основным из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС, Стандарт) является требование о том, что ребенок должен «обладать установкой положительного отношения к другим людям и самому себе, чувством собственного достоинства», «способен учитывать интересы других и старается разрешить конфликты»[21].Из этого вытекает, что требования Стандарта подводят педагогических работников дошкольного образования к необходимости формировать основы толерантности у детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект: "Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения"
Цель: создание условий для усвоения и закрепления знаний и навыков безопасного осознанного поведения на улицах города у детей старшего дошкольного возраста и их родителей.Задачи:1. Обобщить и ра...
Передовой педагогический опыт " Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ осознанного отношения к своим правам и обязанностям"
В данном опыте представлены конспекты занятий для детей старших и подготовительных групп. Родительские собрания, круглые столы, праздники, сказки, анкеты для родителей.Данный материал может быть полез...
Педагогический проект "Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения".
Цель проекта: создание условий для усвоения и закрепления знаний детей и их родителей навыков безопасного осознанного поведения на улицах города.Задачи: обобщение и расширение знаний...
Наименование педагогического опыта: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах».
Наименование педагогического опыта:«Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах»....
Проект на тему: «Педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного возраста навыков столового этикета»
Результаты нашей экспериментальной работы имеют практическую значимость и могут быть использованы в работе педагогов и психологов дошкольных учреждений. Также они могут ...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Современные условия жизни предъявляют новые требования к поступающим в школу детям. Учитывается не только уровень умственного развития детей, но и психологические предпосылки готовности к обучению в ш...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СВЕРСТНИКАМИ
ФГОС дошкольного образования предъявляет новые требования к образовательным программам, разрабатываемых в дошкольных образовательных учреждениях. Одним из планируемых результатов на этап...