Семейная гостиная :Играя с "Веселым репейником " развиваем пальцы
методическая разработка (младшая группа) по теме
Познакомить родителей с понятием «мелкая моторика», приёмами её развития в домашних условиях и ролью в преодолении речевого недоразвития Практическое занятие: Провести с родителями и детьми игры и упражнения направленные на развития мелкой моторики в домашних условиях с помощью игры «Веселый репейник
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semeynaya_gostinaya.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Семейная гостиная
«Играя с «Веселым репейником», развиваем пальцы»
Проведение семейных гостиных в детском саду – одна из форм работы с родителями, которая позволяет организовать равноправное участие детей и родителей в игровой и продуктивной деятельности. Встреча направлена на ознакомление с приёмами развития мелкой моторики рук в домашних условиях и с целью преодоления речевого недоразвития. Представляю сценарий встречи с родителями и детьми в «Семейной гостиной».
Участники: педагоги, родители и дети 1-ой младшей группы
Тема: Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук.
Задачи:
- Познакомить родителей с понятием «мелкая моторика», приёмами её развития в домашних условиях и ролью в преодолении речевого недоразвития.
- Практическое занятие: Провести с родителями и детьми игры и упражнения направленные на развития мелкой моторики в домашних условиях с помощью игры «Веселый репейник
- Обсудить опыт работы по развитию мелкой моторики в семьях воспитанников.
Ход встречи:
I часть – теоретическая.
Важным фактором в развитии ребенка является мелкая моторика.
Мелкая моторика – это гибкость, ловкость рук и точность движения пальцев
руки. Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.
Разнообразие действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс
речевого и умственного развития ребенка.
Мелкая моторика взаимодействует с такими свойствами сознания, как
внимание, мышление, воображение, наблюдательность, зрительная и
двигательная память, речь. Отсюда следует, что уровень развития мелкой
моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Вопрос развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования.
Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать своими руками,
тем он умнее и изобретательнее. Поэтому уровень развития мелкой моторики
– один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.
Актуальность развития мелкой моторики детей состоит в том, что у детей младшего дошкольного возраста низкий уровень развития мелкой моторики. Следствие слабого развития общей моторики и руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием.
Проблема развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного
возраста отражена в «Федеральном государственном стандарте дошкольного
образования». Представлена в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования «У ребенка развита мелкая моторика»
Проблема развития ручной умелости и мелкой моторики рук важна и для личностного развития самого ребенка. Владея рукой, ребенок в процессе своего развития становится более самостоятельным, автономным и независимым от взрослого, что способствует становлению его инициативы в
разных видах детской деятельности.
Современная концепция начального воспитания и образования, изменение требований к содержанию и характеру начального образования определяют необходимость совершенствования развития ребенка дошкольного возраста, как многоаспектного целостного процесса, важным направлением которого является целостное развитие.
Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой
неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать
ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от
любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на
занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных
действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень
развития сложно координированных движений руки у детей, имеющих
речевые нарушения, недостаточным для освоения письма, формирует
школьные трудности
Существует много различных игровых пособий для развития мелкой моторики кистей и пальцев рук: это всем хорошо знакомая мозаика, пирамидки, кубики, конструктор, шнуровки, различные мячи, ведёрки с фигурными вырезами, раскраски. пальчиковой гимнастики, очень полезны различные настольные игры пазлы, пирамидки, игры в сухом, наполненном крупой или песком, бассейне, позволяющие снять мышечное напряжение, активизировать биологически активные точки на ладони, а также развивать ловкость пальцев.
Развитие кисти руки и координации движений пальцев рук – задача комплексная, охватывающая многие сферы деятельности ребёнка. Развитие мелкой моторики является одной из основных проблем обеспечения полноценного развития в дошкольном возрасте. Наблюдая за детьми в младших группах детского сада, я заметила, что, у многих детей недостаточно развита мелкая моторика рук. Одни не могли правильно держать ложку и ручку, другие - собрать конструктор и другие мелкие игрушки в контейнер, играть с мячом, третье - застегивать - расстегивать застежки – молнии и липучки на одежде, не говоря о пуговицах и шнурках. Тогда я и начала свою работу по развитию мелкой моторики рук. Вот поэтому я и разработала проект по развитию мелкой моторике «Играем с «Весёлым репейником», развиваем пальчики».
II часть – демонстрационная.
Самомассаж ладоней
перед родителями контейнеры с репейником
«Ежиха и ежонок»: на каждый ударный слог осуществляются поглаживающие движения ладонями. Поверхности «иголочек» касаются не только пальцы, но и ладони. Направление движения – к себе.
- Гладила мама – ежиха ежат:
- «Что за пригожие детки лежат!»
Ребёнок повторяет слова и выполняет действия с шариком в соответствии с текстом/
Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
Ребенок катает шарик между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука «Ж».
Ходит ежик без дорожек, Как по лесу без дорожек,
Не бежит ни от кого. Побежал колючий ежик.
С головы до ножек Бегал, бегал взад-вперед.
Весь в иголках ежик. У него тут домик. Вот.
III часть – практическая.
Игра 1. НАЙДИ ТВОЙ ЦВЕТ
Дайте малышу в руки 3 репейника разного цвета.
Предложите ему пройти по дому и найти предметы таких же цветов. Ребенок может положить свои репейники на одноцветные предметы.
Игра 2. . ЗАКЛЕЙ ДЫРКИ
Возьмите любую картинку или фотографию из журнала, книги (изображение должно быть понятно ребенку), вырежьте из нее кружки.
Наклейте картинку «с дырками» на лист белой бумаги и предложите ребенку закрыть образовавшиеся на картинке «белые пятна» «репейником», которые чтоб подходили по цвету.
Игра 3. ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ?
Расставьте на столе 5-6 разноцветных репейника: желтый, зеленый, голубой, красный и тд
Попросите его внимательно посмотреть и отвернуться, а сами уберите один репейник. Спросите: «Чего не хватает?».
Игру можно усложнять, вводя в нее большее количество предметов.
Вариант: «Что прибавилось?».
Игра 4. «ПОРИСУЕМ ?»
На листе бумаги изображения предметов, животных. Попросите ребенка репейником закончить картину. Можно сначала дать ребенку образец и сравнить чего не хватает и необходимо дорисовать. Затем он сам или с вашей помощью выбирает цвет репейника и выкладывает картинку
Игра 5. «ИГРА В СНЕЖКИ».
Взять один или слепить из репейника комочек побольше (по желанию) (слепить снежок и попасть в корзину). Кто самый меткий? Кто с места попадёт в корзину.
Игра 6. «ИГРА В СНЕЖКИ».
Взять один или слепить из репейника комочек побольше (по желанию) (слепить снежок и попасть в корзину). Кто самый меткий? Кто с места попадёт в корзину.
- Игра 7.
IV часть - итоговая.
Обсуждение предложенной темы.
А сейчас предлагаю каждому рассказать:
- Какие игры есть у вас в доме для развития мелкой моторики кистей и пальцев рук?
- Делаете ли вы с детьми поделки дома, и из каких материалов?
Список использованной и рекомендуемой литературы:
- Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. М., 2005.
- Новиковская О.А. Ум на кончиках пальцев. Академия пальчиковых игр. М.; СПб., 2007.
- Крупенчук О.И., Воробьёва Т.А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. СПб.: Издательский дом «Литера», 2009.
- «Развитие мелкой моторики рук и подготовка детей с нарушением зрения к письму»/ Н.А. Хворова// «Логопед». - 2012. - №4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Семейная гостиная" (Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук)
Цель: повысить грамотность в области коррекционной педагогики, пробудить интерес и желание заниматься со своими детьми •Задачи: Познакомить родителей с понятием «мелкая моторика», приёмами её ра...
Презентация "Семейная гостиная "Мир на кончиках пальцев""
Презентация "Мир на кончиках пальцев" расчитана на внимание родителей детей логопедической группы....
Проект "Играя с Веселым репейником "развиваем пальцы
Актуальность моей работы заключается в целенаправленной и систематической работе по развитию мелкой моторике с детьми раннего возраста с использо...
Сценарий семейной гостиной «Играя, развиваем речь»
Цель: повышение образовательного уровня компетентности родителей (законных представителей) в вопросах речевого развития ребенка, участие семей воспитанников дошкольных групп МБОУ «Начальная школ...
Проект: "Играем с "веселым репейником" развиваем пальцы"
Развитие мелкой моторики у детей...
Семейная гостиная «Игры за дружным столом».
Досуг совместный родителей и детей, к Международному дню семьи....