Статья
статья (старшая, подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
«Можно смело сказать, что в дыхательных
упражнениях заключены многие источники
оздоровления… которых не дадут самые
лучшие врачебные средства»
И.М. Саркизов –Серазини
Пение – один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности.
Песни более доступны детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр.
Проблема постановки певческого голоса дошкольника – одна из наиболее сложных и
важных, что определяется сензитивностью этого возраста с точки зрения становления
певческих навыков, связью со здоровьем ребенка, значением вокализации для развития музыкального слуха, влиянием певческой деятельности на формирование
системы музыкальности в целом.
Пение является сложным психофизиологическим процессом, связанным с работой не только голосового аппарата, но и таких жизненно важных систем, как дыхание, кровообращение, эндокринная система и др.
Опыт работы с детьми, ослабленными туберкулезной интоксикацией, отличающихся
от обычных детей замедленным развитием психических процессов, пониженным эмоциональным фоном, отсутствием самостоятельности, недостаточно развитым объемом легких, позволил прийти к выводу о систематизации упражнений, игр для
развития дыхания, включении в работу дыхательной гимнастики.
Дыхательная гимнастика в дошкольном возрасте преследует следующие задачи:
- повышение общего жизненного тонуса ребенка, сопротивляемости,
закаленности и устойчивости его организма к заболеваниям дыхательной системы;
- развитие дыхательной мускулатуры, увеличение подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшение лимфо и кровообращения в легких, деятельности сердечно – сосудистой системы.
Дыхание – важнейший физиологический процесс, происходящий автоматически, рефлекторно. Однако на дыхание можно влиять, регулировать его, делая поверхностным и редким, задерживая на некоторое время. Процесс дыхания, осуществляемый дыхательными центрами нервной системы, состоит из трех фаз: выдоха, паузы и вдоха, которые непрерывно и ритмично следуют одна за другой.
Нормальным считается дыхание, в котором участвует весь дыхательный аппарат.
Оно называется смешанным, или гармонично – полным.
Гармонично – полное дыхание состоит из нижнего, среднего и верхнего дыхания.
Существует также ритмичное дыхание, которое выполняется во время ходьбы.
Дыхательная система детей несовершенна. Чем меньше ребенок – тем уже дыхательные пути, а слизистая оболочка, их выстилающая, нежная и легко воспаляющаяся, даже под воздействием частиц пыли. Жизненная емкость легких
меньше, чем меньше ребенок, потребность в кислороде велика, поэтому ребенок часто и поверхностно дышит.
Для успешного овладения дыхательной гимнастикой необходимо соблюдать следующие правила:
- дышать с удовольствием, так как положительные эмоции сами по себе имеют значительный оздоровительный эффект;
- необходимо концентрировать внимание на дыхательном упражнении, что увеличивает его положительное действие;
- дышать надо медленно, что необходимо для насыщения организма кислородом;
- дышать носом.
Для усиления благотворного воздействия дыхательной гимнастики необходимо:
- все упражнения выполнять легко, без усилий и напряжения;
- находиться в состоянии расслабления;
- следить за тем, чтобы воздух входил и выходил из легких одной непрерывной струей, а вдох и выдох были равны по силе и длительности и плавно переходили друг в друга.
Формировать физиологическое и речевое дыхание можно в различные режимные моменты:
- дыхательные минутки перед завтраком, после дневного сна;
- дыхательные игры как фрагмент непосредственной образовательной деятельности;
- звукодвигательные, дыхательные игры как фрагмент прогулки;
- голосовые игры, упражнения и исполнение песен на музыкальных занятиях.
Думаю, что дыхательные упражнения, подобранные мною, помогут начинающим
музыкальным руководителям в работе над певческими навыками.
Дыхательные упражнения: | |
«хомячок» | Пошмыгать носом с закрытым ртом |
«собачке жарко» | Часто подышать носом с высунутым языком |
«воротики или паровозик» | Глубокий вдох через нос – «воротики» открылись, воображаемый паровозик может в них въехать. Задержка дыхания и мягкий длинный выдох на звук «ф» - закрыли «воротики». Педагог в это время проговаривает «едет паровозик с вагончиками». Для наглядности дети во время упражнения могут помогать себе руками: раскрывать их на вдохе и закрывать на выдохе – открывать и закрывать «воротики». |
«воздушный шарик» | Резкий выдох – живот втянули. Затем расслабить или отпустить мышцы живота. При вдохе живот естественно «выталкивается» вперед, как шарик. |
«цветочный магазин» | Мы в цветочном магазине. Воздух напоен разными ароматами. Запах какого – то цветка преобладает. Ищите запах. Назовите это цветок. Медленно, спокойно глубоко вздохнули. Как бесшумно через расширенные ноздри вливается воздух! Грудная клетка – расширена (не поднята!). Плечи – «висят», как на «вешалке». Диафрагма – рука на верхней части живота при движении воздуха выталкивает руку. Вдох! Задержка (ищем, нашли запах). Выдох. |
«свеча» | (ровный медленный выдох). Упражнение с мнимой свечой. «Увидеть и положить пламя». Не давать ему подниматься ни вверх, ни вниз. Почувствовать, как подтянулся низ живота. |
«не разбуди игрушку» | Дети двигаются спокойным шагом под музыку в 4/4, на 1,2 доли – два коротких шага и вдох носом, на 3,4 доли – остановка и долгий выдох. |
«бегемотик» | Ребенок, находящийся в положении сидя, кладет ладонь на область диафрагмы. Взрослый дает инструкцию: «Сядь, положи ладонь на живот и почувствуй, как он поднимается, когда ты вдыхаешь». Действия ребенка можно сопровождать стихотворение: сели бегемотики, потрогали животики: то животик поднимается, то животик опускается. |
«клювы» | Взрослый предлагает ребенку рассмотреть клювы, носы у разных животных и птиц на картинках. Дает инструкцию: «Вдыхай через нос и выдыхай через нос». Действия ребенка можно сопровождать стихотворением: Носиком дышу свободно, Тише, громче – как угодно Дышат птицы и цветы, дышит он, и я, и ты. |
«не потеряй пушинку» | Ребенок кладет на ладонь легкую пушинку, делает вдох через нос и начинает, медленно выдыхая через рот поддувать вверх пушинку. |
«обезьянка» | Проводится перед зеркалом. Взрослый говорит детям: «Представьте что на вас смотрит обезьянка и все за вами повторяет». Можно мимикой изобразить радость, удивление, обиду и произносить на выдохе гласные звуки: «О» - удивились, «У» - обидились, «А»- обрадовались. |
«открываем скрипучую дверь» | Голосом изображаем скрипучую дверь, сначала она не открывается, но потом ее все же удалось открыть. |
«рисуем голосом картинки» | Рисуем маленького слоника – открыли скрипучую дверь и увидели за ней разные картинки. Голосом изображаем, рукой показываем, как бы рисуя в воздухе – домик с трубой и дымом, зайчика с длинными ушами. Чем выше рука рисует рисунок, тем выше становится голос, чем ниже рука, тем ниже тембр голоса. |
«дарю тебе мыльный пузырь» | Дети стоят друг против друга, пытаясь выдуть мыльный пузырь и передуть его своему парнёру. Можно посоревноваться, у кого дольше не упадет воображаемый мыльный пузырь. |
«отважный летчик» | В руке дети держат воображаемый самолет и подражая ему на звук «А-А-А» или «У-У-У» выполняют виражи, сопровождая полет характерным звуком: вот самолет набирает высоту, делает петлю, затем ещё вираж, плавно парит, медленно подлетает к аэродрому. |
«катаемся на лифте» | Поднимая руку вверх и вниз сопровождаем поездку на лифте звуком, меняя тембр голоса – верхний этаж высоко, нижний – низко. |
«маляр» | Дети красят забор и водят рукой вверх – вниз, вместе с рукой изменяется их голос, он звучит то высоко, то низко. |
Дыхательная гимнастика – упражнения с продвижением | |
«бег со счетом» | От 1 до 5 с постепенным прибавлением по единице; доведем счет до 9 – 10. |
«конькобежцы» | Скольжение по кругу друг за другом; имитация движений конькобежцев с произношением звука с – с – с, с – с – с. |
упражнение со скакалкой | Произносится на скачке: групповые и индивидуальные упражнения: 1.Я и прямо, я и боком. Раз, два, три! С поворотом и с прискоком. Раз, два, три! И с разбега и на месте, И двумя ногами вместе. Раз. два, три! Доскакала до угла, Жаль, что комната мала! Ты бы, Света, так смогла? 2.Со скакалкой я скачу Научиться я хочу, Так владеть дыханием, Чтоб оно Глубоко, ритмично было И меня не подводило. Я скачу без передышки, Я не чувствую одышки. Голос звучен, льется ровно, И не прыгаю я словно. Раз, два! Раз, два! Раз, два, раз! Можно прыгать целый час! |
Игры на развитие дыхания | |
«Чудо - нос» | Носиком дышу, дышу свободно, Глубоко и тихо, как угодно. Выполню задание, задержу дыхание… Раз, два, три, четыре – Снова дышим: глубже, шире. (После слов «Задержу дыхание» дети делают вдох и задерживают дыхание). |
«Паровоз» | Я могу дышать, как паровоз – чух, чух, чух. Я пыхчу, пыхчу под стук колес – чух, чух, чух. Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, пыхчу – чух, чух, чух. Развивать дыхание хочу – чух, чух, чух. (Ускорять речитатив, затем перейти на медленный темп, остановиться со звуком «Пх»). |
Мотивацией к изучению дыхательной системы может послужить игровая сказочная
ситуация, основанная на сказке Г.Х. Андерсена «Дюймовочка»: дети ищут Дюймовочку и параллельно изучают и выполняют разнообразные дыхательные упражнения.
В одной из игр – путешествий дети попадали в Воздушное царство и искали Дюймовочку на лугу (игра «Быстрые превращения»). Нет, не видели Дюймовочку ни мотыльки, ни жуки, ни ветер. Может быть веселая пчелка ее заметила? (Дыхательная игра «Веселая пчелка»). Пчелка тоже не видела Дюймовочку, но зато научила ребят дыхательным упражнениям, которые помогут им быть здоровыми и сильными, и
продолжить свое путешествие на воздушном шаре, который надо надуть совместными усилиями.
Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений, способствует общему оздоровлению и развитию. Ребенок, занимаясь дыхательной гимнастикой, попадает в мир сказок, песен, игр, стихов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения
Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...
Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »
Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...
Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.
«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...
Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)
Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....
статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...
СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"
ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...
Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."
Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...