Развитие мелкой моторики рук.
презентация к уроку (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Негативное отношение к письму современных детей и проблемы с речевым развитием-это является следствием слабого развития общей моторики и, в частности, мелкой моторики руки. С большой долей вероятности можно заключить, что если с речью не всё в порядке, это наверняка проблема с моторикой. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторики большинство родителей узнают только перед школой. Поэтому работу по развитию мелкой моторики необходимо начинать как можно раньше.
« Мелкая моторика - это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза». Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»; " Рука – это инструмент всех инструментов" , заключал еще Аристотель.. " Рука – это своего рода внешний мозг", - писал Кант . Поэтому перед нами стоит цель : Развивать мелкую моторику рук для полноценного развития . Задачи: Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность через различные виды деятельности . Содействовать нормализации речевой функции. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.
Для развития мелкой моторики рук и координации движений мы используем разные методы и приемы работы: массаж кистей рук пальчиковая гимнастика, физкультминутки пальчиковые игры со стихами, со скороговорками пальчиковый театр театр теней лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.) нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щеткой, свечкой и т. д. конструирование: из бумаги в технике оригами, работа с конструктором ЛЕГО различные виды аппликаций э кспериментирование с предметами рисование по трафаретам д идактические игры игры с мелкими предметами пазлы , мозаика
Одним из методов развития мелкой моторики является пальчиковая гимнастика. Пальчиковая гимнастика - -это развитие мелкой мускулатуры пальцев рук. Необходимо помнить два важных правила: Первое: пальцы левой и правой рук следует нагружать равномерно; Второе: после каждого упражнения нужно расслаблять пальцы (например, потрясти кистями рук ).
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой ? Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. У малыша развиваются творческие способности, воображение, фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории . В результате усвоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в свою очередь развивает координацию, подготавливает руку ребенка к письму.
Группы пальчиковых гимнастик I .группа. Упражнения для кистей рук - развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений; - учат напрягать и расслаблять мышцы; - развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время; учат переключатся с одного движения на другое .
II .группа. Упражнения для пальцев условно статические . -совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений . Кто к нам скачет по лужайке- это длинноухий зайка.
III . группа. Упражнения для пальцев динамические. - развивают точную координацию движений; - учат сгибать и разгибать пальцы рук; - учат противопоставлять большой палец остальным.
Кроме пальчиковой гимнастики большую радость , удивление и даже восторг дети испытывают от своих маленьких и больших “открытий”, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы . Игры-эксперименты
И гры , где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать - разжимать, выливать - наливать, насыпать - высыпать, проталкивать в отверстия;
Игры связанные с : - застегиванием и расстегиванием молний, пуговиц; -одеванием и раздеванием.
Таким образом, секрет эффективного развития мелкой моторики состоит в следующем: 1. Не важен сам факт выполнения упражнений для развития мелкой моторики, важно какие упражнения мы делаем с ребенком и как. 2. Главный принцип проведения упражнений и игр для развития мелкой моторики такой – если у малыша это движение быстро и легко получается, то мы его быстро делаем, пропускаем и идем дальше. А вот если упражнение не получается? Тогда мы останавливаемся на нем и отрабатываем данное движение до тех пор, пока движения не станут получаться легко, просто, быстро, красиво, четко. И идем дальше к освоению новых движений. 3. Нужно делать такие комплексы сложных для ребенка упражнений и игр регулярно до полного освоения, то есть каждый день (по 4-5 мину т).
Спасибо за внимание!
Список литературы: Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2007. Бардышева Т.Ю. Пальчиковые игры. – ООО «Карапуз – дидактика», 2006. 3.Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. М., 1999. Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. М., 2001. Соколова, Ю.А. Игры с пальчиками. – М.: 2004. 11.Ткаченко Т.А. Мелкая мотрика . Гимнастика для пальчиков. М., 2005. 12. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб., 1997 . Интернет-ресурсы valasina@rodnaya-tropinka.ru «15 мифов о детской речи» авторы О.И. Ефимов (детский невролог) и В. Л. Ефимова(кандидат педагогических наук, логопед)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики.Влияние мелкой моторики рук на развитие ребенка
Развитие мелкой моторики Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ...
Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом» Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом»
подготовка руки к письму...
Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет. Самомассаж кисти и пальцев рук. Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики.
Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет Одним из показателей нормального физического и нервно – психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений, мелкой м...
Опыт работы по развитию мелкой моторики у детей с ОНР. Использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики.
Я работаю по программе для детей с ОНР, содержание которой построено на основе адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада №20. Свою педагогическую д...
Методическая разработка. Мелкая моторика рук детей дошкольного возраста. Как развитие мелкой моторики влияет на развитие речи детей
Как известно, стимулятором речевого развития и развития мозговой деятельности выступает воздействие на мелкие мышцы рук. Учеными отечественной и зарубежной психологии доказано, что мелкая моторика и р...
Этапы развития мелкой моторики. Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей
Влияет ли развитие мелкой моторики рук на развитие речи у дошкольников? Каковы этапы развития мелкой моторики?...
Мелкая моторика. Приемы массажа, игры для развития мелкой моторики, пальчиковые игры, стихи и потешки для развития мелкой моторики.
Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика должна занять прочное м...