Консультация для педагогов ДОУ по ТРИЗ
консультация на тему
Консультация отражает теоретический минимум, который поможет педагогам внедрить в работу с детьми данную технологию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_po_triz.docx | 73.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Новохоперского муниципального района Воронежской области
«Новохоперский центр развития ребенка «Пристань детства»
Консультация для воспитателей ДОУ:
« ТРИЗ – теория решения изобретательских задач»
Подготовила : воспитатель Чашкина Н.В.
В настоящее время в рамках концепции развивающего обучения разработан ряд технологий, отличающихся целевыми ориентациями, особенностями содержания и методики - среди них технология развития технического творчества Г. С. Альтшуллера. ТРИЗ – теория решения изобретательских задач и ее составные: теория развития творческой личности и теория развития творческого воображения позволяет педагогу развить у детей такие ценные качества как логичность, диалектичность, системность мышления, уверенность в своих творческих возможностях, фантазия.
Консультация отражает теоретический минимум, который поможет педагогам внедрить в работу с детьми данную технологию
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МИНИМУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ
ТРИЗ — теория решения изобретательских задач, автор — отечественный изобретатель, писатель-фантаст Г. С. Альтшуллер.
РТВ — развитие творческого воображения, курс РТВ — составная часть ТРИЗ.
Противоречие — предъявление к одному объекту противоположных требований. Например, один и тот же объект хороший и плохой, большой и маленький, крепкий и некрепкий, горячий и холодный и т. п.
Приемы разрешения противоречий — объяснение, как один объект может обладать противоположными признаками.
Наиболее распространенные приемы разрешения противоречий:
во времени -
в одно время объект обладает одним признаком, в другое -противоположным (например, сосулька и большая и маленькая: вначале большая, потом маленькая -растаяла);
в пространстве -
одна часть объекта обладает одним признаком, другая -противоположным (например, утюг и холодный и горячий: подошва горячая, а ручка холодная);
в системах -
один объект обладает одним признаком, но вместе с другими объектами обладает противоположным (например, спички и крепкие и некрепкие: одна спичка легко ломается, а много спичек трудно сломать);
в отношениях -
объект для одного обладает одним признаком, а для другого — противоположным (например, фильм и хороший и плохой: кому-то нравится (хороший), а кому-то нет (плохой)).
Система — любой рассматриваемый объект, совокупность его элементов и связей между ними, имеющая качества, которыми элементы по отдельности не обладают. Например, объект -самолет. Его элементы -крылья, кабина, шасси, двигатели и др. - летать не могут. А если их соединить определенным образом, то получается самолет, который обладает системным качеством — способностью летать.
Подсистемы - составные части (элементы), из которых состоит система.
Надсистема — система более высокого ранга, в которой рассматриваемая система является частью.
Системный оператор — способ анализа системы, подсистем и надсистем объекта в прошлом, настоящем и будущем.
Системный оператор можно изобразить в виде схемы: «девятиэкранки»
Надсистема | Надсистема в ннанастоящем | Надсистема в будущембудущем | |||||
в прошлом | настоящем | будущем | |||||
Система в прошлом | Система в настоя настоящем | Система в будущем | |||||
прошлом | настоящем | ||||||
Подсистема | Подсистема | Подсистема в будущумбудущем | |||||
в прошлом | в настоящем | будущем |
или «пятиэкранки» (для детей):
«Да-нетка» - вид загадки, в которой отгадывать нужно при помощи вопросов, на которые можно ответить только «да» или «нет». Задачи «Да-нетки» решаются постепенным сужением круга поиска. «Да-нетки» бывают объектные (загадывается один объект) и ситуационные — «детективные» (загадывается ситуация, нужно выяснить, что произошло).
Кроме того, выделяются числовые «да-нетки» (загадывается число, которое нужно отгадать при минимальном количестве вопросов), линейная «да-нетка» (предметы выстраиваются в линию, нужно определить, какой загадали), плоскостная (предметы располагаются на плоскости), объемная (предметы располагаются в пространстве).
Функция - цель, обычное назначение объекта (ответ на вопрос: Для чего нужен объект?).
Прогнозирование - прием фантазирования, при котором будущее объекта рассматривается на трех уровнях:
- в объекте будущего отсутствуют недостатки («плохое»),
которые есть в настоящем. Функция объекта сохраняется. На
пример, карандаши не будут ломаться; - объекта не будет, а функция будет выполняться. Напри
мер, чертежи и рисунки выполняются на компьютере. Объекта
(карандаша) нет; - объекта нет и функция не нужна. Карандашей нет, чертить и рисовать не нужно, как это может быть?..
Эвроритм — прием фантазирования, при котором конкретный объект рассматривается по плану:
- функция и противоречия в данном объекте;
- варианты, которыми представлен объект (фантазирование: каких вариантов не существует?);
- анализ ситуации: данный объект на земле остался один-единственный, какие последствия этого могут быть?;
- анализ ситуации: объект исчез, как будет выполняться
функция?; - анализ причин в ситуации: объект есть, а функция не выполняется;
- придумывание новых объектов путем объединения данного объекта с другими (можно произвольными).
Метод фокальных объектов — прием фантазирования, при котором на исходный (фокальный) объект переносятся свойства других объектов. Автор приема -- Ч. Вайтинг (США).
Морфологический анализ - прием фантазирования объекта, при котором вначале выделяются составные части исходного объекта, а затем придумываются различные варианты, которыми могут быть представлены эти части. Новые объекты получаются путем комбинации различных вариантов. Автор приема — Ф. Цвикки (Швейцария).
Метод маленьких человечков (ММЧ) — прием, позволяющий объяснить и смоделировать внутреннее строение объектов и взаимодействия между ними. ММЧ позволяет наглядно описать агрегатное состояние вещества. Для этого используются «маленькие человечки», обладающие разными характеристиками: «твердые человечки» крепко держатся за руки и стоят на одном месте; «жидкие человечки» не держатся за руки, могут слегка касаться и перемещаться; «газообразные человечки» быстро бегают.
Длительность занятия по ТРИЗ зависит от возраста детей и варьируется от 15 минут (у младших дошкольников) до 25-30 (в старшем дошкольном возрасте). Педагог наполняет традиционное занятие увлекательными упражнениями и действиями, позволяющие детям приобрести навыки решения изобретательских задач.
Название этапа | Суть | Методология |
Мотивационный этап | Необходимо пробудить интерес у детей, поставить интригующую задачу, сформулировать тему занятия. | Синектика с элементами театральных постановок, загадок, инсценировок, морфологический анализ |
Основной этап | Процесс образования и воспитания проходит в игровой форме. Уточняются противоречия, оцениваются ресурсы для выполнения заданий, моделируются варианты решения. | Мозговой штурм, МФО, кольца Луллия, системный оператор, метод проб и ошибок |
Этап подведения итогов, рефлексии | Выбор решения, самоанализ и самооценка достигнутых результатов и хода работы. | Морфологический анализ, системный оператор |
Используемая литература:
- Гин А. А. «Да» и «нет» говорите...//Педагогика+ТРИЗ. Гомель, 1997. Вып. 2.
- Гин С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Третье издание. Минск, 1999
- Корзун А. В. Веселая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Мн.," 2000.
- Сидорчук Т. А., Гуткович И. Я. Методы развития воображения дошкольников. Ульяновск, 1997
- Страунпнг А. М. Росток. Программа по ТРИЗ-РТВ для детей дошкольного возраста. Обнинск, 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов на тему: «ТРИЗ в детском саду»
Консультация для педагогов на тему: «ТРИЗ в детском саду»...
Консультация для педагогов "Использование технологии ТРИЗ в образовательной деятельности ДОУ"
Данный материал раскрывает возможность использования технологии ТРИЗ в дошкольном образовании. Знакомит педагогов с основными методами и приемами ТРИЗ. К консультации прилагается презентация....
Консультация для педагогов на тему: «ТРИЗ (теория развития изобретательных задач)"
Консультация для педагогов на тему: «ТРИЗ (теория развития изобретательных задач) как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста». ТРИЗ как средство...
Консультация для педагогов ДОУ "Теория триз"
ТРИЗ-педагогика как научное и педагогическое направление сформировалось в нашей стране в конце 80‑х годов прошлого века. В её основу была положена теория решения изобретательс...
Консультация для педагогов "Использование приёмов ТРИЗ в развитие речи у детей".
Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов....
Консультация для педагогов: "Использование методики ТРИЗ для развития воображения у детей дошкольного возраста"
ТРИЗ – это аббревиатура, которая расшифровывается как "теория решения изобретательских задач". Как и любая другая теория, она имеет свою структуру, функции и алгоритм. - Читайте подроб...
Консультация для педагогов "Использование приемов ТРИЗ в развитии речи детей"
В современном образовании основной задачей является воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Именно поэто...