Проект "Наполним благодарностью сердца
проект (старшая группа) на тему
Патриатическое воспитание - это результат длительного , целенаправленного воспитательного воздействия на человека, с самого детства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_napolnim_blagodarnostyu_serdtsa.docx | 362.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 68 «Ромашка» ПРОЕКТ (по воспитанию патриотических начал у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с событиями Великой Отечественной войны) г.Нижневартовск, 2016год |
СОДЕРЖАНИЕ
I.
Актуальность проекта……………………………………….…………..3
II. Цели и задачи, предполагаемые результаты проекта ……...……….4
III. Содержание проекта, планреализациипроекта……..……….………5
IV. Формы сотрудничества десткого сада и семьи в процессе реализации проекта…………………………………………………..............................8
V. Обобщение и распространение опыта реализации проекта…………8
VI. Список литературы……………………………………………….…12
- КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА
Патриотическое воспитание - это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды. Великая Отечественная война является одним из наиболее важных исторических опытов и практик в воспитании патриотических начал у детей старшего дошкольного возраста. Причем очень важно, чтобы герои были своими, легко узнаваемыми, близкими людьми. Тогда детям легче соотнести их с собой, легче на них равняться.
- АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России.
Об актуальности патриотического воспитания в современных условиях говорится в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015гг.», утвержденной Правительством РФ в октябре 2010 года. Вот что в ней сказано: «Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина, патриота и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Система патриотического воспитания предусматривает формирование патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех видов и типов». Сегодня изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, над большим задумываемся. Возможно, именно в этом заключается главная причина столь радикального переосмысления содержания, целей и задач патриотического воспитания дошкольников. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.
Патриотизм необходимо прививать через любовь к истории своей семьи. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды. Не следует также забывать, что война является одним из наиболее важных исторических опытов и практик в формировании, воспроизводстве, воспитании и восприятии настоящего мужчины. Образ воина остается одним из ключевых символов мужественности. Особенно важно это для мальчиков в период взросления. Для нормального развития мальчикам необходимо, чтобы смутный образ настоящего мужчины постепенно становился реальностью, находя свое воплощение в конкретных людях. Причем очень важно, чтобы герои были своими, легко узнаваемыми, близкими людьми. Тогда детям легче соотнести их с собой, легче на них равняться.
Важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Педагогические, психологические и социологические исследования подтверждают огромную роль семьи в формировании личности. «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин… Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям» - эта заповедь А.С. Макаренко как никогда актуальна в современное время. Поэтому воспитание патриотических чувств является одним из основных направлений образовательной деятельности детского сада. Именно поэтому мы сочли необходимым осветить для детей подвиг своего народа в годы Великой Отечественной Войны через призму истории своей семьи. Дошкольник, прежде всего, должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом – гражданином России, и только потом – жителем планеты Земля. Идти надо от близкого к далекому.
В данном проекте представлены активные формы взаимодействия детского сада и семьи, которые позволяют обеспечить эффективное сотрудничество в решении задач воспитания у детей старшего дошкольного возраста патриотических начал. Используемые в проекте формы, методы и приемы, основаны на:
- Личностном подходе утверждающем субъект - субъектные формы общения между детьми и взрослыми;
- Деятельностном подходе, который предполагает, что полноценное развитие ребенка должно осуществляться в интересных, значимых для него разнообразных видах деятельности, где ребенок выступает в активной позиции.
- ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА, ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Цель проекта:
Воспитание патриотических начал в детях через ознакомление с событиями Великой Отечественной войны, чувства гордости за свою семью, свой народ.
Задачи проекта:
- дать представления детям о событиях Великой Отечественной войны, о мужестве, героизме, отваге, о значении победы нашего народа;
- формировать элементарные знания о людях военных профессий на основе ярких представлений, конкретных исторических фактов, доступных детям;
- воспитывать у детей чувство гордости и уважения к родным и близким людям, принимавшим участие в сражениях за Родину через привлечение в совместную поисково-познавательную деятельность;
- формировать у родителей активную позицию через привлечение в совместную поисково-познавательную деятельность, познавательно - тематические мероприятия; умение общаться на основе сотрудничества;
- содействовать развитию чувства семейной сплоченности.
Прогнозируемые результаты при реализации проекта:
Реализуя поставленные цели и задачи планируется достигнуть следующие результаты:
- у детей будет сформировано понимание важности праздника – Дня Победы в жизни российского человека;
- расширится представление детей об истории своей семьи, своего народа, о защитниках отечества и героях Великой Отечественной войны;
- будет создана рукописная «Книга памяти» об участниках ВОВ – близких и родных воспитанников, сотрудников ДОУ;
- родители ДОУ будут вовлечены в педагогический процесс ДОУ по теме проекта,
- в ДОУ будет создан в музей Славы о Великой Отечественной войне.
Срок реализации проекта: 3 месяца (март – май 2012г.)
Участники проекта:
- педагоги,
- дети старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет)
- родители
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА, ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Проект разработан с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста, позволяет проводить работу по изучению материала от более общего к более частному, от более лёгкого к более трудному, от близкого к далекому. При реализации проекта используются разнообразные формы и методы работы с детьми и их родителями.
Реализация системы работы по проекту предполагает осуществление специально-организованных тематических занятий, в процессе которых дети получают представления по изучаемым тематическим направлениям, активизируется детская мыслительная деятельность, развивается познавательный интерес у детей и т.д. Цикл занятий, по мере возможности, проводится в форме экскурсий, целевых прогулок, которые позволяют знакомить детей с участниками ВОв нашего города.
Большая роль в реализации проекта отводится общению взрослого с ребенком. При организации ежедневного общения с детьми широко используются такие формы и методы:
- подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные игры;
- беседы;
- поисково – познавательная деятельность;
- познавательные вечера;
- создание и рассматривание тематических альбомов;
- чтение художественной литературы;
- прослушивание литературных и музыкальных произведений.
- выставки детского творчества.
- рисование, ручной труд;
- развлечения и досуги.
План реализации проекта
Этапы реализации проекта | Содержание работы |
Первый этап - подготовительный (март 2012г.): |
Проведение родительского собрания по подготовке познавательной информации о родных и близких, принимавших участие в Великой Отечественной войне для создания вместе с детьми «Книги памяти», музея славы, подготовка к познавательно-музыкальной гостиной «Мы гордимся и помним».
|
Второй этап - основной (апрель – май 2012г.) |
|
Третий этап - итоговый ( 2 неделя мая 2012г.) | Продукт проекта: 1.Проведение познавательно-музыкальной гостиной «Мы гордимся и помним» с приглашением прабабушек, прадедушек – ветеранов ВОв. 2. Проведение познавательного вечера «Сейчас узнаем» - презентация детьми и их родителями страницы своей семьи в «Книге памяти» (рассказы о членах своей семьи, участников Вов). 3. Музей Славы о Великой Отечественной войне |
IV. ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Доброй традицией нашего детского сада является, такая форма взаимодействия с семьей, как «Встреча с интересными людьми». На данную традицию приглашаются не только мамы и папы детей группы, но и их бабушки, дедушки, старшие братья и сестры. Содержательный диапазон таких встреч обширен. Гости группы рассказывают детям об особенностях своей профессии, своих увлечениях, путешествиях. При проведении данных встреч дети знакомятся с историей семье, ее традициями. На данных встречах родители рассказывают детям о своих родных и близких, принимавших участив в Великой Отечественной войне.
Данная форма работы помогает решать целый ряд важных задач:
- делать родителей равноправными участниками воспитательно-образовательного процесса;
- показывать ребенку значимость семьи, родителей в его жизни и жизни общества;
- накапливать и обогащать эмоционально-чувственный опыт детей в процессе общения с другими людьми;
- способствуют усвоению детьми нравственных и этикетных норм.
Организация работы с родителями по проведению традиции «Встреча с интересными людьми»
Первый этап работы.
На родительском собрании педагоги рассказывают родителям о традиции, о своем желании проводить "Встречи с интересными людьми". Объясняют, какие задачи они помогут решить в воспитании и образовании детей.
Чтобы пробудить интерес к жизни детей в дошкольном учреждении и активизировать участие родителей в мероприятиях детского сада, воспитатели предлагают родителям анкету, где просят ответить на вопрос:
«Что интересного Вы могли бы рассказать детям, если Вас пригласят в вашу группу на встречу в групповой традиции «Встреча с интересными людьми»?
Получив информацию от родителей, намечают план встреч на перспективу. Периодичность встреч с родителями – один раз в месяц.
Второй этап - это подготовка мероприятия. Она предусматривает параллельную работу, с одной стороны с детьми, с другой с взрослым.
Предварительная работа со взрослыми:
- Воспитатель обговаривает план выступления, чтобы помочь оформить рассказ с учетом возраста детей;
- подсказывает, как использовать имеющиеся у детей знания и как их можно расширить;
- предлагает вариант возможного выполнения совместной деятельности (например, исполнение песни и т.д.);
- подготавливает необходимые технические средства.
Предварительная работа с детьми:
- педагог заинтересовывает детей предстоящей встречей;
- вводит детей в содержание предстоящей встречи (что интересного можно узнать, какие вопросы задать и т.п.);
Решая нравственные задачи, накануне мероприятия педагог продумывает с детьми подарок и приглашение для взрослого, проводит "школу этикета", т.е. обговаривает, как гостя будет встречать, где удобнее раздеть, как пригласить в группу, показать выставку. Вместе решают, где гостя лучше посадить, на каком стуле ему будет удобнее, где он сможет разместить свои экспонаты.
Заключительный третий этап работы - проведение мероприятия. Начинается встреча с приема. Дети встречают, помогают гостю раздеться, приглашают в группу. Предлагают занять заранее приготовленное место, разместить экспонаты. Затем педагог проводит знакомство, представляет гостя.
Основная часть встречи - это небольшой, яркий рассказ гостя, с показом семейных фотографий и реликвий. В конце встречи дети выражают родителю свою благодарность за интересный рассказ, преподносят подарок и приглашают на следующую встречу. Гость также благодарит детей за теплый прием, внимание и вручает свой подарок. Воспитатель еще раз обращает внимание на значимость того, о чем рассказал гость, затем делает коллективное фото на память, прощается с гостем и провожает его.
Последующая работа:
Для того, чтобы привлечь к участию в проведении встреч с интересными людьми других родителей, воспитатель обязательно проводит фотовыставку в группе, а затем фотографии помещаем в альбом «Интересные встречи»
Взаимодействие с родителями
при организации поисково-познавательной деятельности.
Поисково-познавательная (проектная) деятельность – это создание воспитателем условий, позволяющих детям самостоятельно или совместно со взрослым (педагогами и родителями) открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать его и преобразовывать. В поисково-познавательной (проектной) деятельности ребенок чувствует себя субъектом, поскольку получает возможность быть самостоятельным, инициативным, активным деятелем, который ответственен за опыт своей деятельности, свои поступки. Руководство проектной деятельностью ведет к изменению позиции педагога. Из транслятора готовых знаний он превращается в организатора деятельности своих воспитанников и помогает ребенку приобретать универсальные культурные способы действий (умения), помогающие ему действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности.
Организация и реализация проекта с детьми и родителями включает в себя несколько этапов:
- погружение в проект;
- организация деятельности;
- осуществление деятельности;
- презентация результатов.
Педагоги | Дети | Родители |
Погружение в проект | ||
Формулирует проблему проекта, сюжетную ситуацию, цель и задачи. | Осуществляет присвоение проблемы на личном уровне, вживаются в ситуацию, принимают, уточняют и конкретизируют цели и задачи. | |
Организаторская деятельность | ||
Создает условия для самостоятельной деятельности детей. Предлагает и организует: -группы детей; -роли, ответственность, -планирование детской деятельности по решению задач проекта; -предполагаемые формы презентации результатов, итогов работы | Осуществляет распределение по группам с помощью взрослого. Распределяют роли, ответственность. Планируют свою работу и работу всех участников проекта. Выбирают формы и способы презентации полученных результатов. | Совместно с ребенком намечают план действий (что надо сделать для решения проблемы): - какие прочитать книги, просмотреть телепередачи, -найти материал в интернете, -посетить музеи, - выполнить практическую деятельность, - отобрать фотографии из семейного альбома; - спросить у бабушек и дедушек; продумать форму презентации результата. |
Осуществление деятельности | ||
При косвенном участии: -при необходимости консультирует, отвечает на вопросы, подсказывает, советует; -деликатно контролирует; -Обогащает представления детей, повышает их эрудицию; -репетирует с детьми презентацию, обсуждает, помогает. - оформляют музей, проводят экскурсии - осуществляет подготовку к итоговому мероприятию | Активно и самостоятельно при косвенном участии воспитателя: -выполняет свою работу в рамках выбранной роли и ответственности; -консультируются, задают вопросы, ищут поддержки и положительного подкрепления; -ищут необходимые и недостающие знания; -готовят рассказ о родственниках, принимавших участие в ВОв. | Совместно с ребенком ищут необходимую и недостающую информацию; готовят презентацию результата (оформляют газету, семейную страничку для Книги памяти, подбирают фотографии, рисунки, поделки и др.) Собирают экспонаты для музея Славы. Готовят костюмы для литературной композиции о войне к празднику, конкурсу. |
Презентация | ||
Обобщает полученные результаты проекта и подводит его итоги, проводят итоговое мероприятие, Оценивает умения детей и совместную деятельность дошкольников. Поощряет каждого участника, подобрав ему свою номинацию. | Демонстрирует: -информацию о родственниках, принимавших участие в ВОв при представлении своей страницы в Книге Памяти. | Помогает ребенку в презентации своей страницы в Книге Памяти о родственниках, принимавших участие в ВОв. |
Деятельность участников проекта на каждом этапе реализации проекта:
- ОБОБЩЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ОПЫТА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Опыт работы по реализации данного проекта был представлен:
- на городском методическом объединении по направлению «Развитие форм педагогического просвещения родителей» в 2012 году по теме: «Активизация взаимодействия детского сада и семьи в вопросах повышения педагогической компетентности родителей по нравственно-патриотическому воспитанию детей» и рекомендован для практического применения педагогами города;
- во всероссийском конкурсе инновационных программ «Росточек: мир спасут дети», получила диплом участника, 2010г.
Воспитанники старшего дошкольного возраста в 2010г. стали призерами (1 место) городского конкурса детского и юношеского творчества «Самотлорские роднички», посвященного празднованию 65 – летия Дня Победы, представили литературную композицию «Мы гордимся и помним» в номинации «Художественное слово».
VI.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. – М.,2003.
- Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском в детском саду. – М., 2007.
- Блинова Г.М. Познавательное развитие детей 5-7 лет. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: Кн. для воспитателей детского сада / Р.С. Буре, Г.Н. Година и др. – М.: Просвещение, 1989.
- Воспитательная система «Маленькие россияне»/под общей редакцией Т.И. Оверчук. - М.: «Мозаика – Синтез», 2007.
- Горшенина В.В., Самошкина И.В., Черкасова Н.П. Система работы детского сада по вопросам семейного воспитания. – М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2007.
- Доронова Т.Н., Глушкова Г.В. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошкольных образовательных учреждений и родителей. – М., Просвещение, 2006.
- Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. – М., 2007.
- Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина. – М.: АРКТИ, 2004.
- Н.Г.Комратова, Л.Ф.Грибова. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
- Маханева М.Д.. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – М., 2005.
- Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников - М., 2005.
- Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
- Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. – М., 2003.
- Ривина Е.К. Российская символика. – М., 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
БЛАГОДАРНОЕ СЕРДЦЕ
Занятие для детей младшего дошкольного возраста или для детей с нарушением интеллекта по формированию нравственные чувств, таких как отзывчивость, доброта, формированию полож...
Проект "Наполним благодарностью сердца"
Проект направлен на воспитание патриотических начал у детей дошкольного возраста через ознакомление с событиями Великой Отечественной войны...
Творческое эссе, посвященное 75 летнему юбилею Курганской области "Храню я в сердце благодарность..."
Эссе посвящено моей родной Иванищевской школе, которая дала мне путевку в жизнь и помогла определиться с выбором будущей профессии....
«В добром сердце живут благодарные дела»
Воспитание чувства благодарности не только по отношению к людям, но и ко всему прекрасному, что нас окружает....
Акция "Благодарное сердце"
Благодарность — одна из базовых черт счастливого человека. Но как вырастить благодарного ребенка в нашем материалистическом мире? Обычных просьб говорить «пожалуйста» и «с...
Методические рекомендации: «Посадка семян БЛАГОДАРНОСТИ в детские сердца».
Как воспитать благодарного ребёнка?Благодарность — одна из базовых черт счастливого человека. Каждый родитель стремится вырастить умного, способного, доброго, отзывчивого ребёнка, но получается ...
Конспект ООД « Благодарное слово» с родителями воспитанников пятого года жизни по программе «Моя семья» по теме: «Благодарное слово»
КонспектООД « Благодарное слово»с родителямивоспитанников пятого года жизнипо программе «Моя семья»по теме: «Благодарное слово»...