Взаимодействие дошкольного учреждения с семьей в области этнокультурного воспитания
статья на тему

Касимова Гузель Курбановна

Статья на Международную конференцию

«Искусство взаимопонимания: формирование культуры межнациональных отношений и толерантности подрастающего поколения»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_statya_napechatannaya.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на Международную конференцию

«Искусство взаимопонимания: формирование культуры межнациональных отношений и толерантности подрастающего поколения»

                                                                                  Касимова Г.К.,

                                                                                        воспитатель

                                             первой квалификационной   категории

                                    (МБДОУ №35 «Незабудка», г.Нижнекамск)

Взаимодействие дошкольного учреждения с семьей в области этнокультурного воспитания

Новый этап государственной образовательной политики начался с принятием Закона «Об образовании» в новой редакции, где приоритетной выдвинулась задача воспитания и нравственного развития подрастающего поколения. Воспитание это всегда воспитание ценностей, отношения человека к миру, к себе, другим людям. В «Концепции национальной образовательной политики в Российской Федерации» (2006) подчеркивается, что многомерно-сложный этнический, конфессиональный, культурно-региональный характер российского общества задает необходимость «включения в число главных приоритетов образования также и цели духовной консолидации многонационального народа России в единую политическую нацию». Гуманизация образования связана с реализацией задач этнокультурного воспитания.

Этнокультурное воспитание - это воспитание, в котором цели, задачи, содержание, методики и технологии ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального государства, способного к самоопределению в условиях современной мировой цивилизации [Ченкураева Е.Н.]. Решить поставленные задачи возможно лишь при тесном взаимодействии с различными социальными институтами, прежде всего с семьей. Главной задачей взаимодействия ДОУ и семьи является установление партнёрских отношений между педагогами и родителями, создание атмосферы общности интересов и воспитательных усилий.

Дошкольное учреждение №35 «Незабудка» г. Нижнекамска  занимается проблемой этнокультурного воспитания детей. Национальный состав детей отражает национальную специфику ближайшего окружения, поэтому в своей работе мы используем элементы русской, татарской, чувашской и мордовской народных культур.

На основе изучения современных исследований в области взаимодействия дошкольных учреждений с семьей, анализа их практической деятельности в рамках инновационной деятельности нами была разработана структура взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи для оптимизации этнокультурного воспитания дошкольников, для развития у детей культуры межнационального общения. Структура включает три блока.
       Первый блок аналитический, предполагает изучение семей: наличие семейных традиций, национальная принадлежность членов семьи, анализ этнокультурных представлений родителей, знание ими родного (национального) языка, готовность родителей к взаимодействию с дошкольным учреждением. Реализация первого блока модели взаимодействия дошкольного учреждения с семьей предполагает выявление особенностей этнокультурных представлений родителей, степени их заинтересованности данной проблемой, характера семейных отношений. С целью выяснения отношений родителей к проблеме воспитания культуры межнационального общения, выяснения родительских представлений о национальной специфике ближайшего окружения, их отношения к этой проблеме было проведено анкетирование. Родители и старшей и средней группы показали относительно низкое знание культурных традиций народов Поволжья, называли традиционно широко известные Пасху, Сабантуй, Рождество. Яркого негативизма в ответах родителей в отношении представителей других национальностей не наблюдалось. Они отметили, что неважно, какой национальности партнер ребенка по игре, главное, чтобы им было весело и они не ссорились. Все родители приветствовали работу дошкольного учреждения в данном направлении, и были высказаны пожелания родителей учить в детском саду детей разговорному родному национальному языку, поскольку дома на это не хватает времени.

По результатам изучения особенностей этнокультурных представлений  родителей, а также на основе характеристик особенностей этнокультурных представлений были выделены уровни особенностей этнокультурного семейного воспитания. Высокий уровень характеризуется тем, что родители имеют четкие представления о значении этнокультурного воспитания для развития ребенка, уделяют этому большое значение в семье. Характеризуются высоким уровнем этнокультурных знаний, владеют родным (национальным) языком. Знакомят детей с национальными традициями не только своего, но и других народов, общаются с детьми на национальном языке. Прививают своим детям уважительное отношение к людям разных национальностей и воспитывают в детях бережное отношение к культуре, языку, предметам быта людей другой национальности.
       Второй блок - информационно-просветительский, направленный на повышение педагогической культуры родителей, их этнокультурного просвещения. Реализация второго блока модели взаимодействия дошкольного учреждения с семьей зависит от продуманного перспективного плана работы с родителями по этнокультурному воспитанию дошкольников. Второй блок предусматривает формирование личной заинтересованности родителей в проводимой в дошкольном учреждении работе, что, в свою очередь, способствует возникновению потребности в этнокультурном воспитании детей старшего дошкольного возраста. Формой взаимодействия могут быть родительские собрания (общие, групповые), консультации, педагогический листок, дни открытых дверей, тренинги.

       Педагогический листок — особая форма распространения этнографических знаний среди родителей, опыта семейного народного воспитания, инновационных технологий воспитания культуры межнационального общения и освещения и обмена прогрессивным опытом воспитания детей в семье на основе народных традиций. Педагогический листок выходит раз в месяц, содержание включает разделы:
      - «Наши соседи» - этнографический материал. Целесообразно включать сведения о национальностях, непосредственно проживающих в данном регионе, с целью знакомства с особенностями культуры, поведения в повседневной жизни, национальной кухни и т.д.

      - «Народная мудрость - особое место должно отводиться раскрытию идей этнопедагогики, ее гуманистических тенденций, освещению факторов, методов семейного народного воспитания. При этом целесообразно подчеркивать как специфические особенности воспитания детей у людей разных национальностей, так и общие взгляды по вопросам развития и воспитания подрастающих поколений.
      - «Детская страничка» - детские рассказы и сказки, придуманные совместно с родителями.
      - «Семейные традиции» - освещение опыта семейного воспитания.

       - «В кругу семьи» - практический материал для совместной деятельности родителей и детей: книжки- раскраски, домашние задания, дидактические игры и т.д.
      Для осуществления обратной связи целесообразно выделить рубрику «Точка зрения» где родители могли бы высказать свои замечания, пожелания, задать интересующий их вопрос.

      Тематика педагогического листка может быть посвящена либо одной национальности, либо содержать разный этнический материал.

       Третий блок практико-ориентированный. Его цель - привлечение родителей к активной совместной деятельности с детьми, педагогами, с социальными институтами.

       Организация взаимодействия с родителями в русле этнокультурного воспитания дает родителям возможность увидеть своего ребенка в условиях, отличных от домашних, способствует пересмотру родителями своих методов и приемов семейного воспитания. «Погружение» родителей в жизнь группы детского сада является эффективным способом продемонстрировать им особенности и возможности этнокультурного воспитания детей в условиях детского сада и семьи. На этом этапе мы используем такие формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей в русле этнокультурного воспитания детей дошкольного возраста, как:

       Наглядно- информационные формы: общие собрания, индивидуальная информационная консультация, организация вечера воспоминаний, создание мини-библиотеки, выставки «национальные рецепты», выпуск педагогического листка.

       Познавательные формы работы: составление родословной ребенка, домашние задания членам семьи,  посещение музеев народного творчества и городского быта, практический семинар, тренинги.

       Досуговые формы: посиделки, совместные концерты, народные праздники, конкурсы, ярмарки семейного творчества, игры-тренинги (для сближения родителей, создания эмоционального фона общения, эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми). Наиболее эффективной формой участия родителей в образовательном процессе по данной программе являются, на наш взгляд, школа здоровья и организация совместных досуговых мероприятий. Разработанная тематика и содержание школы здоровья помогает решить следующие задачи:

- расширение знаний в области средств народной медицины; закаливания, сохранения психологического здоровья семьи;

- развитие практических умений и навыков;

- формирование личностной заинтересованности родителей в использовании народного опыта воспитания, желание обменяться семейным опытом.
                             Примерный план работы школы «Здоровая семья»

       1. Тема «3акаливание»: 

- просмотр закаливающих процедур, проводимых в ДОУ с детьми;
- старинные советы (народная мудрость о закаливании).

       2. Тема «Психологическое здоровье семьи»:

-тренинг с родителями «Учимся общаться»;

- индивидуальные консультации;

-раздача памятки «Азбука общения».

       3.Тема «Мама, папа, я - спортивная семья»: 

-«Педагогика народной игры» - беседа;

-Семейный спортивный праздник.

                                                 Список литературы

1. Доронова Т.Н. Основные направления работы ДОУ по повышению психолого-педагогической культуры родителей / Т. Доронова //Дошкольное воспитание. 2004.- № 1.

2. Захарова Л.М. Мир, в котором я живу. Программа и методические рекомендации по воспитанию у детей 5 года жизни культуры межнационального общения /Л. М. Захарова,  И.Р. Сайфутдинова. - Ульяновск, 2007. - 60 с.

3. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений / Т. Данилина.- М., 2002.- 120 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

взаимодействие дошкольного учреждения с семьей

Сотрудничая вместе с родителями, следует объективно оценить состояние здоровья, физического и двигательного развития, спрогнозировать его улучшение; наметить единые подходы к распорядку дня, питанию, ...

Взаимодействие дошкольного учреждения с семьями детей дошкольного возраста.

Надеюсь материал поможет вам в исследовании этой проблемы....

Взаимодействие дошкольного учреждения с семьями воспитанников, по вопросу здоровьесбережения детей дошкольного возраста

Взаимодействие дошкольного учреждения с семьями воспитанников,по вопросу здоровьесбережения детей дошкольного возраста....

Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни....

Тематическое собрание в форме круглого стола «Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи по проблеме патриотического воспитания дошкольников"

Привлечь родителей к обмену мнениями о взаимодействии дошкольного учреждения и семьи по проблеме патриотического воспитания дошкольников....

Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от условий жизни в семье, санитарной грамотности и гигиенической культуры населения. Работа по полноценному физическому развитию и ...