Программа "Арттерапия для развития дошкольников"
рабочая программа на тему
Программа "Арттерапия для развития дошкольников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_artterapiya.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа «Арттерапия для развития дошкольников»
Пояснительная записка к программе дополнительного образования
На сегодняшний день в нашей стране накоплен значительный опыт применения арттерапии не только с детьми, имеющими различные эмоциональные и поведенческие проблемы. но и как средство развития и благополучия детей, повышения их самооценки. Рисование развивает чувственно-двигательную координацию, так как требует согласованного участия многих психических функций. По мнению специалистов, рисование участвует в согласовании межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования активизируется конкретно-образное мышление, связанное с работой правого полушария, и абстрактно-логического, за которое ответственно левое полушарие. Будучи напрямую сопряжено с важнейшими функциями (зрение, двигательная координция, речь, мышление), рисование не просто способствует развитию каждой их этих функций, но и связывает их между собой.
Направленность дополнительной образовательной программы
Вопрос гармоничного развития и творческой самореализации является чуть ли не самым главным вопросом для современного человека. Научить ребенка видеть красоту и создавать ее самому — важная и сложная задача педагогов. Многие способности, которыми наделяет нас природа, остаются неразвитыми, а значит и нереализованными в дальнейшем. Очень важно еще в детстве научить человека художественному видению, которое даст ему возможность осмысливать образы действительности.
Все материальное окружение человека отвечает не только законам целесообразности и полезности, но и законам красоты. Предмет не может быть признан качественным, если он не соответствует нормам художественного вкуса. Поэтому развивать художественный вкус следует хотя бы из практических соображений: это поможет сделать среду своего обитания более эстетичной и, соответственно, привнесет в наш мир радость и гармонию. В нашем нестабильном мире многое пугает ребенка, поэтому так важно создать для них психологический комфорт, который необходим для нормального развития. В творчестве, постигая технику самовыражения, ребенок приобретает уверенность в себе, начинает понимать, что такое гармония и дисгармония. Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с другими.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.
Открывая мир, ребенок отображает свои открытия в игре и творчестве. Таким образом, вся творческая деятельность ребенка является важным элементом его развития. Для ребенка чаще важен не результат, а сам процесс творчества или игры. У детей, в отличии от взрослых, существует теснейшая связь телесного и духовного. На занятиях с элементами арттерапии дети будут учиться быть искренними, не скрывать свои чувства, не задумываться о зрителях. Они будут получать только положительные оценки своим работам. В процессе занятий каждый ребенок будет искать способы самовыражения. Награда за это — создание собственного мира, в котором маленький творец будет хозяином. Это повысит самооценку, поднимет жизненный тонус каждого участника. Создавая прекрасное в своей работе, ребенок начнет постепенно открывать это прекрасное в окружающем мире. Все задания программы развития творчества интересны детям, не требуют предварительной художественной подготовки, в них всегда много веселого, занятного и неожиданного.
Цели и задачи дополнительной образовательной программы
Цели: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.
Задачи.
Развивающие:
1). Развивать потенциальные способности, заложенные в ребенке, его фантазию и пространственное воображение.
2). Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности.
3). Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
Образовательные:
1). Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.
2). Знакомить детей с многообразием художественных материалов и приемов работы с ними.
Воспитательные:
1).Воспитывать художественный вкус.
2). Формировать положительный климат в группе, развивать умения взаимодействовать в команде и в парах.
3). Воспитывать доброжелательное и уважительное отношение к работам товарищей.
Отличительные особенности дополнительной образовательной программы:
Программа предполагает использование разнообразных материалов и техник художественной выразительности, которые тесно связаны с коммуникативными процессами разного уровня (в парах и в группе в целом). Детям просто жизненно необходимо разнообразие. Ведь никто не кормит своего ребенка одной только овсянкой, сколь бы полезной и вкусной она ни была. Так и в творчестве: нельзя ограничивать малышей каким-либо одним материалом для познания мира. Игровая форма заданий делает занятия не утомительными, а интересными.
Возраст детей, участвующих в данной программе:
От 5 до 7 лет.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы:
С 1 сентября по 31 мая.
Режим занятий:
1 раза в неделю по подгруппам: в понедельник по адресу Металлургов 28, в среду - Федеративный 5А, в пятницу — Новогиреевская 6А.
Продолжительность 30 минут.
Всего 36 занятий.
Структура занятий:
1. Приветствие, разогрев, настрой на работу.
2. Творческая деятельность.
3.Позитивная оценка работ, обмен впечатлениями.
В середине занятия проводится физкультминутка (возможность подвигаться, изменение положения тела, взаимодействие с продуктом детского творчества, пальчиковая гимнастика).
Ожидаемый результат:
- Повысится творческий потенциал и самооценка участников.
- Дети приобретут необходимые навыки изобразительной деятельности, научатся видеть определенные образы в случайных рисунках.
- Научатся подбирать и разумно использовать цвет и его сочетания для передачи времени года, состояния погоды, настроения, личного отношения к изображаемым объектам и явлениям.
- Научатся не только работать со всевозможными материалами, но и комбинировать их, совмещать рисование и аппликацию, аппликацию и художественное конструирование.
Результативность определяется по характеру художественной продукции и по положительным изменениям в поведении участников.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
Выставки коллективных, парных и индивидуальных работ, отчет в виде фотопрезентации.
Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы:
Месяц | Неделя | № занятия | Тема |
Сентябрь | 1 | 1 | 1. Паутина. 2. Точки. 3. Букет. |
2 | 2 | 1. Имя и движение. 2. Каракули с нахождением образов. 3. Вернисаж. | |
3 | 3 | 1. Что я люблю делать. 2. Ожившие линии. 3. Браво! | |
4 | 4 | 1. Отдам тебе то, что есть у меня. 2. Рисование любимым и нелюбимым цветом. 3. Соединялки. | |
Октябрь | 1 | 5 | 1. Передай маску. 2. Рисование масок. 3. Аплодисменты по кругу. |
2 | 6 | 1. Смешное приветствие. 2. Двое с одним фломастером. 3. Всем-всем спасибо. | |
3 | 7 | 1. Друг к дружке. 2. Марионетки. 3. Театр марионеток | |
4 | 8 | 1. Волшебное зеркало (в парах). 2. Театральные костюмы. 3. Пара слов о себе. | |
Ноябрь | 1 | 9 | 1. Газета (с мячом). 2. Коллаж «Детская газета». 3. Спасибо за прекрасный день. |
2 | 10 | 1. Прогноз погоды. 2. Монотипии «Записки с любовью». 3. Вернисаж. | |
3 | 11 | 1. Говорящие очки. 2. Кукла из ниток. 3. Веселый хоровод. | |
4 | 12 | 1. «У меня есть бабушка в Америке». 2. Лепка «Шар настроения». 3 Сад скульптур. | |
Декабрь | 1 | 13 | 1. Чайник. 2. Инсталляция «Мой город». 3. Всем-всем спасибо! |
2 | 14 | 1. Комплимент. 2. Рисование музыки. 3. Стряхни. | |
3 | 15 | 1. Кукольная мастерская. 2. Театр кукол. 3. Подарки куклам. | |
4 | 16 | 1. Покричи. 2. Дорисуй картинку. 3. Любимое и нелюбимое (коллаж). | |
Январь | 1 | 17 | 1. Линия с характером (на доске мелом). 2. Рождение газетного человека. 3. Запретное движение. |
2 | 18 | 1. Плот. 2. Рисование на мокром листе. 3. Дерево из ленточек. | |
3 | 19 | 1. Рисунки на спине. 2. Рисунок по кругу. 3. Разговор на тарабарском языке. | |
4 | 20 | 1. Настроение моря. 2. Метафорический портрет. 3. Разговор руками. | |
Февраль | 1 | 21 | 1. Упражнение «Доброе животное». 2. Несуществующее животное (индивидуально). 3. Несуществующее животное (в парах). 4. Несуществующее животное (общее группы). |
2 | 22 | 1. Одинокая звезда (сказка). 2. Звездное небо (граттаж). 3. Звучащая сила. | |
3 | 23 | 1. Мой любимый сказочный герой. 2. Коллективное рисование «Сказочная страна». 3. Всем-всем, до свидания! | |
4 | 24 | 1. Этюд «Плачет киска в коридоре». 2. Подарки для киски (лепка). 3. «Лады-лады-ладушки». | |
Март | 1 | 25 | 1. Сказка о черно-белом городе. 2. Волшебные краски (цветное тесто). 3. Вернисаж. |
2 | 26 | 1. Зеркало (в круге). 2. Рисунок на цветном листе (креативное рисование). 3. Позвучи. | |
3 | 27 | 1. Игра «Тух-тиби-дух». 2.Растяжка (аппликация). 3. Радуга. | |
4 | 28 | 1. Игра «Пчелы и змеи». 2. Весенние цветы (из гофрированной бумаги). 3. Река (с лентами). | |
Апрель | 1 | 29 | 1. Пятна. 2. Все в моих руках. 3. Вернисаж. |
2 | 30 | 1. Цветная семья. 2. Вместе весело (коллективная аппликация) 4. Танец семьи. | |
3 | 31 | 1. Солнце светит для того... 2. Парное рисование. 3. Раз, два, три к (называется предмет) беги! | |
4 | 32 | 1. Прогноз погоды. 2. Монотипии «Записки с любовью». 3. Вернисаж. | |
Май | 1 | 33 | 1. Чайник. 2. Взлохмаченные человечки. 3. Всем-всем спасибо! |
2 | 34 | 1. Покажи нос. 2.Охота на тигров. 3.Щепки на реке. | |
3 | 35 | 1. Танец с самим собой. 2. Солнце в ладонях. 3. Картина из ленточек. | |
4 | 36 | 1. Узелки. 2. Создание мандалы (рисунок в круге). 3. Выставка творческих работ как итог занятий кружка, обмен впечатлениями. |
Методическое обеспечение программы дополнительного образования:
Использование дидактического и лекционного материала по теме «Арттерапия». Разработки игр, творческих заданий, рекомендаций родителям. Подбор разнообразных техник детского творчества (мандалы, граттаж, монотипии и т. д.) и материалов (карандаши, акварель, гуашь, мелки, тесто, пластилин и т. д.
Список используемой литературы:
Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А., От рождения до школы. Примерная общеобразовательная Программа дошкольного образования (ФГОС), МОЗАИКА — СИНТЕЗ, Москва 2014
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Письма и приказы Минобрнауки редактор Т. В. Цветкова Издательство «ТЦ Сфера» 2014
Дрезнина М., Игры на листе бумаги, Москва «Издательский дом «Искатель», 2015
Ильина Н., Развивающие занятия для маленьких гениев, Санкт-Петербург Издательство «Вектор» 2010
Киселева М. В., Арт-терапия в работе с детьми, РЕЧЬ, Санкт-Петербург 2007
Лопатина А., Скребцова М. Краски рассказывают сказки. Как научить рисовать каждого, Амрита-Русь, 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей по художественно-эстетическому развитию дошкольников "Значение рисования для всестороннего воспитания и развития ребёнка-дошкольника"
Эта консультация поможет Вам, родители, понять следующее -для чего, зачем и почему необходимо развивать творческие способности вашего ребёнка....
Выступление на семинаре "Социально-личностное развитие дошкольников как условие формирования успешной личности" Тема:" Методы личностного развития дошкольников"
Выступление на семинаре: "Методы личностного развития дошкольников"...
Педагогический совет на тему: «Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути и решения» (Комплексный подход к организации работы по развитию речи ребенка-дошкольника в условиях ДОУ)
Педагогический совет на тему: «Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути и решения» (Комплексный подход к организации работы по развитию речи ребенка-дошкольника...
Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Из опыта работы РМО «Речевое развитие дошкольников в современной образовательной системе. Направления речевой работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО»
Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Сегодня произошли изменения в системе Российского образования, обновления его качества. В связи с утверждением ...
Мастер-класс «Технология синквейн в развитии речи дошкольников» «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии дошкольников»
Цель:• Научить детей (педагогов) составлению синквейнов и рассказыванию.• Активизировать словарь детей путем подбора существительных, прилагательных и глаголов на определенную...
03.02.2020 Консультация для родителей по художественно-эстетическому развитию дошкольников "Значение рисования для всестороннего воспитания и развития ребенка-дошкольника".
Консультация для родителей по художественно-эстетическому развитию дошкольников "Значение рисования для всестороннего воспитания и развития ребенка-дошкольника". ...
Игротренинг по обмену опытом развития игровой дея-тельности дошкольников «Сюжетно-ролевая игра как фактор воспитания и развития дошкольников»
Протокол игротренинга по обмену опытом развития игровой деятельности дошкольников...